Е. Н. Подковко
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Работа представлена кафедрой общей педагогики и педагогической психологии Сургутского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Р. X. Шаймарданов
Главная идея статьи - показать важную роль личностно ориентированной технологии в формировании профессиональной компетентности у будущих учителей. Этот материал может быть использован в анализе как современных технологий профессионального обучения студентов педагогических вузов, так и особенностей формирования профессиональной компетентности у будущих учителей.
The main aim of the article is to show the important role of the person-oriented technology for forming professional competence of future teachers. This material can be used in analysing modern technologies of professional training in pedagogical universities as well as in analysing peculiarities of future teachers’ professional competence forming.
Преобразования, происходящие сегодня в России, задают не только новые ценностно-смысловые ориентиры жизни общества, но и новые формы поведения и деятельности людей, способы передачи, хранения и распространения информации. Сегодня образованному человеку недостаточно узкоспециальных знаний и умений. Получение студентом профессии учителя в вузе соответствует высшей квалификации, а это предполагает высокий уровень профессиональной компетентности выпускников.
По мнению В. А. Сластенина, сложившаяся система педагогического образования рассматривает будущего учителя как объект массового воспроизводства кадров, игнорирует его как субъекта психического и профессионального развития, не создает условия, побуждающие его к поиску личностно значимого смысла профессии, к профессиональному самоанализу, не формирует его как носителя педагогической рефлексии.
Решение этой задачи непосредственно связано с проектированием новых образовательных технологий, обеспечивающих
достижение высокого качества и гарантированных результатов профессионального обучения и становления личности будущего учителя. Поэтому мы рассматриваем личностно ориентированную технологию как наиболее эффективную для формирования профессиональной компетентности у будущих учителей.
Анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме профессиональной подготовки высококлассных специалистов показал, что наиболее сложной и труднопрогнозируемой характеристикой модели специалиста является личностная составляющая. Прежде всего следует иметь в виду социальные и психологические качества личности, которые отражают ее мировоззренческие установки, ориентируют на выполнение определенной социальной функции, а также социально-значимые качества и др. Все это и многое другое составляет основу профессиональной компетентности специалиста.
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объек-
том спора и разногласий между психологами, педагогами, специалистами-практи-ками и т. д. Исследования А. Н. Дахина, О. А. Козыревой, А. Петрова, М. В. Рыжа-кова, Ю. Г. Татур, С. Е. Шишова и других позволили нам определить сущность профессиональной компетентности учителя.
По нашему мнению, сущность профессиональной компетентности учителя заключается в интегрировании знаний, умений, опыта, личностных качеств, обеспечивающих профессиональное развитие и самореализацию специалиста, т. е. личностных возможностей, позволяющих самостоятельно и эффективно решать педагогические задачи.
Итак, профессиональную компетентность учителя следует рассматривать как общую способность и готовность к деятель -ности, основанную на знаниях и опыте, включающую морально-нравственную, познавательно-творческую, информационнокоммуникативную и технологическую составляющие.
Формирование профессиональной компетентности будущего учителя предполага-ет использование соответствующей технологии профессионального образования.
В психолого-педагогической и методической литературе подробно описана сущность педагогической технологии. Отечественная теория и практика осуществления технологического подхода к образованию отражены в научных трудах В. П. Беспалько, М. В. Кларина, В. М. Монахова, Р. X. Шаймарданова и др. Основные тенденции развития технологического подхода в высшем педагогическом образовании представлены в работах Т. А. Дмитренко, М. М. Левиной, В. М. Монахова, Р. X. Шаймарданова и др.
Вместе с тем недостаточно изучены возможности личностно ориентированной технологии в формировании профессиональной компетентности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Итак, личностно ориентированная технология педагогического образования есть такая педагогическая технология, которая обеспечивает взаимосвязь теорети-ческой и практической стороны профессионального образования, а также направлена на помощь студенту в его становлении как субъекта предметно-преоб-разующей деятельности. Сущность данной технологии заключается в том, что она не формирует личность с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и, соответственно, развития личностных функций субъектов образовательного процесса.
При этом следует помнить, что чем разнообразнее образовательная среда, тем легче раскрыть индивидуальность каждого студента. К необходимым условиям эффективной реализации личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у студентов педагогического вуза следует отнести следующие: преимущественную ориентацию педагога на субъектный опыт студента, непременное использование рефлексивных процедур, наличие возможностей для свободной коммуникации, помощь в поиске средств реализации деятельности и т. д.
Опираясь на исследования П. И. Образцова1 , были определены следующие этапы личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей:
1 )целеполагание - формирование профессиональной компетентности у будущих учителей;
2)диагностический. Предполагает исследование личности студента: определение уровня профессиональной компетентности, уровня предрасположенности к педагогической профессии, мотивации учения, академической успеваемости и т. д.;
3)прогностический. Прогнозирование формирования профессиональной компетентности студента на ближайшую (1-й, 2-й курсы), среднюю (3-й, 4-й курсы) и даль-
нюю (5-й курс) перспективы (ориентация на «идеальную модель» учителя, использование «Технологической карты формирования профессиональной компетентности учителя »);
4)содержателъный. Предполагает отбор содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих организацию учебного процесса, мобилизацию сил его участников;
5)резулътативный. Обобщение и анализ полученных результатов формирования профессиональной компетентности студентов.
Рассмотрим особенности реализации содержательного этапа личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности студентов в педагогическом вузе более подробно. Содержательный этап реализации разработанной технологии формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза предполага-ет, в частности, отбор содержания учебной дисциплины. В критерии отбора, по мнению П. И. Образцова, входят:
• целостное отражение задач формирова-ния всесторонне развитой личности и профессионально подготовленного специалиста;
• высокая научная и практическая значимость содержания;
• соответствие его сложности реальным учебным возможностям студентов, времени, отводимого на его усвоение, и наличию в вузе учебно-методической и материальнотехнической базы.
Опора на перечисленные критерии не исключает необходимость соотнесения
их с запросами профессиональной деятельности конкретного специалиста, а также требованиями общества к личности вообще.
Однако формирование профессиональной компетентности у будущих учителей в рамках личностно ориентированной технологии предполагает учет составляющих профессиональной компетентности. В нашем исследовании акцент был сделан на информационно-коммуникативную составляющую профессиональной компетентности будущего учителя. Кроме того, обеспечивался комплексный подход к формированию профессиональной компетентности у студентов, так как этот процесс зависит не только от комплекса организационных форм и методов обучения, но и от квазипрофессиональной деятельности студентов, в частности педагогической практики, и т. д.
Резюмируя все вышесказанное, отметим, что в реализации личностно ориентированной технологии формирования профессиональной компетентности у будущих учителей акцент в развитии личности студентов был сделан на саморазвитие, где сущность и формы организуемой учебнопознавательной деятельности являются определяющими для достижения эффективности и качества профессионального обучения в высшем учебном заведении. Специального рассмотрения требуют аспекты, касающиеся личности самого педагога, реализующего личностно ориентированную технологию формирования профессиональной компетентности у будущих учителей.
ПРИМЕЧАНИЕ
1 Образцов П. И. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования // Alma mater. 2003. № 10. С. 15.