М. Н. Карпова
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
В РАМКАХ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Ключевые слова: профессиональная компетентность, современный учитель, учитель физики, профильное обучение, система повышения квалификации, информационные технологии, элективные курсы, мультимедийная лекция. рrofessional competence, contemporary teacher, Physics teacher, professional education, raising the levels of skills system, information technologies, elective courses, multimedia lections.
В данной статье раскрыто понятие «профессиональная компетентность педагога», изучены основные ее показатели. Рассматриваются проблемы учителей и возможности их решения через пополнение психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Анализируется роль системы повышения квалификации в формировании профессиональной компетентности учителей физики.
The article describes the notion "professional competence of a teacher", and main indices of it are presented. Examines teacher's problems and ways of resolving by replenishment of psychological and educational knowledge and corresponding abilities, and the part of raising the levels of skills system in forming of Physics teachers professional competence is analysing.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность [8]. В настоящее время проблема формирования профессиональной компетентности учителя является особенно актуальной, т.к. постоянно изменяются условия профессиональной деятельности: содержание, цели обучения, состав учебно-методических комплексов.
Понятие «профессиональная компетентность» очень часто трактуется как когнитивный компонент профессионализма. Однако в настоящее время профессиональная компетентность учителя не может ограничиваться лишь знанием предмета.
Профессиональная компетентность учителя является ведущей характеристикой профессионализма. Это понятие интегративное и определяется как совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, практического опыта и профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих успешную деятельность специалиста в сфере, теоретической и практической готовности к эффективному решению образовательно-воспитательных задач. Профессиональную компетентность учителя целесообразнее соотносить с результативностью его труда и с педагогической деятельностью, рассматривая ее как процесс общения. Результативность труда педагога -качественные изменения в развитии учащихся, которые произошли под влиянием педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя. Это возможно в условиях особой структуры знаний учителя. Таким образом, профессиональная компетентность обеспечивается знаниями в области специальной (предмета, который преподает учитель); методической (в области средств, форм, методов педагогического воздействия); психологической (в области учета особенностей отражения влияния педагогического общения на психическое развитие учащихся).
Основными показателями профессиональной компетентности можно назвать следующие:
- специально-профессиональные знания, их соответствие объему, структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном уровне развития науки и техники;
- психолого-педагогические знания - это сведения об особенностях педагогической деятельности и общения, о возрастных особенностях учащихся и др.;
- психолого-педагогические умения - способность психологически грамотно осуществлять воздействие на учащихся с целью достижения определенного педагогического результата, реализации знаний.
Педагоги получают образование в рамках традиционной системы обучения, поэтому они испытывают трудности в овладении современными педагогическими технологиями и оказываются психологически не готовы работать по-новому. Педагогическая практика показывает, что учитель нуждается в пополнении психолого-педагогических знаний и соответствующих им умений. Наибольшую потребность в повышении своей квалификации испытывают учителя тогда, когда обнаруживаются болевые точки профессионального развития, появляются затруднения в работе. Это умение строить обучение на основе современных научных данных, владение информацией о современных достижениях науки и техники, ориентация в использовании различных технических средств обучения, знания методов в процессе преподавания своего предмета. Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю свою трудовую деятельность. Этот процесс протекает в разных формах. В условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности учителя перенимают опыт коллег, учителей-новаторов. Такая форма повышения квалификации индивидуальная, в том объеме и темпе, которые необходимы каждой личности. Участвуя в работе школьных, районных методических объединений, учителя также восполняют пробелы в образовании. Основную помощь учителям в освоении компетентностей, новых форм и методов педагогического труда оказывает система повышения квалификации. Повышение квалификации является важным звеном непрерывного профессионального образования специалистов, стимулирующим их профессиональный рост.
Институты повышения квалификации несут ответственность за освоение
актуальных и инновационных профессиональных компетенций. Система повышения квалификации призвана способствовать совершенствованию профессиональных качеств педагога, формированию его готовности к принятию творческих решений, индивидуального стиля педагогической деятельности, создавать условия для
самоактуализации педагогических работников, совершенствовать приемы самообразования на основе имеющегося профессионального опыта и готовить к безболезненному вхождению в инновационный процесс. Таким образом, система повышения квалификации должна с одной стороны раскрыть внутренние личностные возможности педагога (личносто-ориентированный подход), а с другой - помочь адаптации к нуждам и требованиям, предъявляемым к нему школой и государством (профессионально-ориентрованный подход).
Обсудим, с какими трудностями встречается современный учитель физики, и каким образом можно помочь ему преодолеть эти проблемы в рамках курсов повышения квалификации.
Не секрет, что в последние годы выявляется противоречие между уровнем
преподавания физики в школе и уровнем современного её развития. На наш взгляд, это является одной из причин снижения интереса сегодняшних школьников к
естественнонаучным предметам, в первую очередь, к физике. Проведенные нами
исследования на базе института непрерывного педагогического образования (ИНПО) г.Набережные Челны (2005-2008г.г.) показывают, что учителя физики считают необходимым изучение последних достижений физики и испытывают потребность в повышении своих знаний в этой области.
В связи с модернизацией системы образования возникает проблема перехода к профильному образованию [2]. Элективные курсы составляют значительную часть образовательного процесса в современной профильной школе. У преподавателей школ появляется значительный объем работ по разработке совершенно новых для себя программ элективных курсов. При этом оказывается, что материалы для разработки программ элективных курсов, не говоря уже о методическом обеспечении, найти не так просто. Как правило, содержание элективных курсов выходит за рамки учебников и методических пособий, доступных школьному учителю [3]. Беседуя с учителями о том, каким образом они решают эту проблему, мы выяснили, что большинство из них используют учебное время, отведенное на элективные курсы, на дополнительную подготовку учеников старших классов к сдаче ЕГЭ. Не обсуждая целесообразность такого подхода, мы считаем, что, несмотря на разнообразие форм изучения вопросов современной физики в школе именно на элективных курсах можно достичь углубленного их изучения.
Следующей болевой точкой профессионального уровня современного учителя является слабое умение использовать на занятиях современные информационные технологии, которые обладают значительными возможностями передачи информации с помощью средств мультимедиа. Если ещё недавно основная проблема в этом направлении состояла в отсутствии в школах компьютерных классов, то сегодня ей на смену приходит проблема слабой компьютерной подготовки учителей физики. Эта задача возникла потому, что учителя, даже недавно окончившие вузы, не изучали дисциплин такого характера. В то же время, новые информационные технологии позволяют организовать изучение современной физики способами, не только наиболее адекватными её внутренней логике, но и наиболее интересными для обучаемых.
Реальную помощь учителям можно оказать путем включения в учебнометодический комплекс системы повышения квалификации преподавателей специального курса лекций по современной физике в мультимедийном исполнении. Целью такого курса является знакомство школьных учителей с рядом проблем современной физики, обсуждение программ элективных курсов по современной физике и обучение методике проведения занятий с использованием современных компьютерных технологий [5].
В течение трех лет (октябрь 2005 г. - октябрь 2008 г.) учителям физики -слушателям ИНПО, читается специальный курс лекций по вопросам современной физики, рассчитанный на 12 аудиторных часов. Материал излагается в форме мультимедийных лекций. При отборе тематики мы руководствуемся критериями, установленными при анализе работ академика В.Л.Гинзбурга: важностью конкретной темы для судеб всего человечества, для фундаментальной науки, для использования в технике, необходимостью знания данной темы каждым образованным человеком, а также возможностью адаптирования данной темы к обучению в школе [1]. Последний критерий мы считаем очень важным, так как большинство учителей отмечают проблему адаптирования данного материала к изучению в школе как наиболее «глобальную». Ниже представлен список этих тем:
1. Современные представления об уровнях строения материи.
2. Методы получения низких и сверхнизких температур.
3. Высокотемпературная сверхпроводимость, как основа электротехники будущего.
4. Лазерная физика и её развитие.
5. Высокие давления и сильные магнитные поля в природе и технике.
6. Использование физических открытий в технике.
Шесть предложенных тем, конечно же, не исчерпывают всего разнообразия важнейших направлений современной физики. Это лишь один из вариантов отбора тематики.
Большое внимание при чтении спецкурса уделяется обсуждению с учителями методических особенностей преподавания современной физики в школах разного профиля, вопросам отбора тематики, методике создания и реализации на практике мультимедийных лекций.
Интерес учителей к спецкурсу в процессе его прослушивания повысился от 84% до 100%. Большинство из них (63 %) заинтересовались созданием элективного курса по современной физике в мультимедийном исполнении. Отметим также, что учитель физики, прослушав данный спецкурс, не может утверждать, что он в полной мере знаком с достижениями современной физики и владеет навыками использования современных информационных технологий. Но это может быть для него первым шагом в данном направлении профессиональной деятельности.
Создание программы и практическая реализация подобного спецкурса для учителей представляет собой достаточно сложную дидактическую задачу, решением которой мы сейчас занимаемся [6].
Обсудим некоторые методические особенности проведения спецкурса, посвященного актуальным вопросам современной физики, а именно, специфику образовательных потребностей взрослых и социально-психологические особенности взрослых [7]:
1. Потребность в обосновании (смысле).
Известно, что взрослая аудитория очень внимательно относится к обоснованию того, зачем нужно изучить тот или иной материал. Поэтому при создании мотивации и интереса учителей к спецкурсу по современной физике необходимо в самом начале обсудить со слушателями, для чего важно знать современные достижения физической науки, и какие отрицательные последствия связаны с незнанием.
2. Потребность в самостоятельности.
Самообразование является важнейшей составляющей образовательной деятельности взрослых. Следовательно, при чтении лекций необходимо сместить акценты с передачи знаний как таковых на обеспечение условий, необходимых для овладения способами самостоятельного профессионального развития: указание источников
информации, обсуждение с учителями методических особенностей преподавания современной физики в школах разного профиля, вопросов отбора тематики, методики создания и реализации на практике мультимедийных лекций.
3. Жизненный и профессиональный опыт.
Жизненный опыт взрослых учащихся по содержанию и объему значительно
превосходит опыт школьников или студентов. При проведении спецкурса необходимо
использовать это обстоятельство. Довольно часто учитель владеет определенной
информацией по тому или иному вопросу современной физики и, будучи социально зрелым, желает ею поделиться. Поэтому для повышения продуктивности обучения и обеспечения дополнительного фактора создания мотивации полезно применять на лекциях элементы дискуссии [7]. Система повышения квалификации должна давать возможность учителю влиять на формирование содержания программ повышения квалификации, а для этого необходимо анализировать все предложения и пожелания всех учителей, и, если нужно, вносить коррективы.
4. Практическая направленность: ориентация на реальные задачи в реальном контексте.
Наш опыт показывает, что чем выше практикоориентрованный характер спецкурса по вопросам современной физики, тем выше учителя оценивают его эффективность. Обучающиеся взрослые стремятся применить полученную информацию сразу же после получения и обсуждения. Исходя из этого, следует, что содержание лекций должно быть предельно направлено на практическое применение непосредственно в урочное время (для этого лектору спецкурса необходимо свободно ориентироваться в школьной программе по физике, хорошо знать содержание и особенности школьных учебников), на создание элективных курсов, мультимедийных презентаций и т. д.
5. Назревшая необходимость-залог готовности к обучению
Необходимо непрерывное изменение содержания обучения в соответствии с современными задачами и тенденциями развития науки и техники. Спецкурс по современной физике является назревшей необходимостью. В условиях профильной школы учитель испытывает потребность в материалах для создания элективных курсов. Включая вопросы современной физики в элективные курсы можно показать физику в динамике, что позволит повысить интерес к её изучению [4].
Таким образом, мы считаем, что задача формирования профессиональной компетентности учителей физики может быть решена за счет качественной организации обучения взрослых в системе повышения квалификации. Результатом повышения квалификации будет являться рост профессионализма и уменьшение сопротивления учителей инновациям, что, несомненно повлияет на развитие профессиональной компетентности учителя физики.
Подводя итог, можно сказать, что включение в учебно-методический комплекс системы повышения квалификации учителей специального курса лекций по современной физике представляет большой интерес и является весьма перспективным в формировании профессиональной компетентности учителя физики в условиях перехода к профильному обучению.
Литература
1. Гинзбург, В.Л. Какие проблемы физики и астрофизики представляются сейчас особенно важными и интересным / В. Л. Гинзбург // УФН .Т.169. - 1999. - №4. - С.419-441.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Учительская газета. - 2002.
- № 31. - С.3.
3. Ильин, В.А. Современная физика в системе повышения квалификации учителей / В.А. Ильин, ГФ. Михайлишина, М.Н. Карпова // Материалы сборника научных работ Каменец-Подольского государственного университета (Украина). - 2006. - Выпуск 12. - С.202-203.
4. Ильин, В.А.. Достижения современной физики в повышении квалификации / В.А. Ильин, ГФ. Михайлишина, М.Н. Карпова // Наука и школа. - 2007. - № 1. - С.62-63.
5. Ильин, В.А. Информационные технологии и современная физика в системе повышения квалификации учителей / В.А. Ильин, ГФ. Михайлишина, М.Н. Карпова // Материалы VI международной конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвященной 105-летию со дня рождения А.В. Перышкина. Часть1. - М.: МПГУ. 2007. - С. 195-197.
6. Ильин, В.А. О подготовке учителя к преподаванию современной физики / В.А. Ильин, ГФ. Михайлишина, М.Н. Карпова // Материалы VII международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития». Часть 2. - М.: Изд-во «Школа Будущего», 2008. - С.35-38.
7. Змеев, С.И. Основы андрагогики / С.И. Змеев. - М.: Наука, 1999. - С.34-48.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 1. - С.3-16.
© М. Н. Карпова - ст. преподаватель каф. физики Камской госуд. инженерно-экономическая академии, E-mail: [email protected].