Горун Анна Юрьевна
аспирант кафедры инженерной и компьютационной педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378:51
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
MATHEMATICAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL
TEACHERS
В статье рассматривается математическая компетентность как компонент профессиональной компетентности. Дан обзор определений понятия математической компетентности, предложенных различными авторами. Выделены основные задачи, на которые должно ориентироваться содержание образования для будущих учителей начальных классов.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, математическая компетентность учителей начальных классов.
The article deals with the mathematical competence as a component of professional competence. The overview of mathematical competence conceptual definitions proposed by various authors has been provided. The main objectives, upon which education contents should be focused, for future elementary school teachers have been defined.
Key words: professional competence, mathematical competence of primary school teachers.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Современное образование должно быть направлено на формирование личности, которая является полноправным членом информационно-технологического общества. А происходящие в нем процессы, в свою очередь, выдвигают новые требования к выпускникам высших учебных заведений. Это влечет за собой обновление взглядов на цели, процесс и результат профессионально-педагогической подготовки. Реализация Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования предусматривает, что современный квалифицированный специалист должен обладать не только глубокими знаниями профессиональной деятельности, но и профессионально значимыми личностными качествами, которые готовят его к профессиональному росту. Они помогают постоянно обновлять и пополнять свои знания, умения и навыки, реализация которых будет возможна не только в своей сфере деятельности, но и в вопросах, которые выходят за рамки профессии. То есть выпускник должен быть компетентным в различных сферах профессиональной деятельности, что обусловливает его
конкурентоспособность на рынке труда. И его общая профессиональная компетентность должна состоять из нескольких компонентов, формирование которых происходит при изучении и усвоении им специальных и теоретических дисциплин.
Переход к новой модели выпускника вуза возможен при реализации компетентностного подхода. Внедрение данного подхода в систему образования произошло сравнительно недавно, когда знаниевый формат обучения начал терять свою актуальность.
Математическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности является необходимой для специалистов разных профессий. Это обусловлено тем, что математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, и овладение ее основами или элементами - жизненная задача каждого человека.
Формирование математической компетентности необходимо и для педагогических направлений подготовки специалистов. Учитель должен быть компетентным в различных вопросах, так как его главная задача - это обучение подрастающего поколения, формирование его мировоззрения, передача своего накопленного опыта ученикам.
Особого внимания требует подготовка учителей начальных классов, так как начальная школа является основополагающей, основной ступенью в образовательном процессе. Ни у кого не вызывает сомнений значимость этого уровня образования в развитии личности младших школьников. Поэтому для будущих учителей в процессе обучения требуется больше внимания уделять повышению их уровня математических знаний, поскольку они в своей педагогической деятельности закладывают фундамент общей образованности учащихся, основу математических знаний и умений, составляющих базу успешного овладения учащимися точными науками на последующих уровнях образования. Выше сказанное дает нам основания утверждать, что математическая подготовка учителей является актуальной проблемой.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых положено начало решения данной проблемы и на которые опирается автор. С позиции компетентностного подхода качество математической подготовки будущего учителя характеризуется его математической компетентностью.
Проблеме компетентностного подхода в образовании посвящены работы А.Л. Андреева, В.А. Далингера, В.И. Байденко, В.А. Болотова,
A.А. Вербицкого, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Г.И. Ибрагимова, О.Е. Лебедева,
B.В. Серикова, Ю.В. Фролова, А.В. Хуторского и др.
Проблему формирования математической компетентности затронули следующие авторы диссертационных исследований: Т.Л. Анисова, Е.Ю. Белянина, Н.А. Бурмистрова, Л.К. Иляшенко, Е. В. Колбина, М.М. Манушкина, М.В. Монгуш, Е.М. Петрова, И.Н. Разливинских, О.В. Чиркова и др.
В последние годы проблемы математической подготовки студентов, обучающихся по гуманитарным направлениям, коснулись в своих
диссертационных исследованиях такие авторы: И.И. Бондаренко, О.В. Габова, Н.Н. Двоерядкина, Н.А. Дергунова, А.В. Макеева, Р.И. Остапенко, А.А. Соловьева, К.П. Ядров и др.
В данных работах рассматриваются различные аспекты математической подготовки студентов-гуманитариев. Авторы данных исследований доказывают необходимость профессиональной ориентации курса математики, применения информационных технологий, формирования мотивации к использованию математических методов, учета психологических особенностей студентов-гуманитариев. [1, с. 7].
Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Анализ последних психолого-педагогических исследований по данному вопросу показывает, что от качества математической подготовки в значительной степени зависит уровень сформированности профессиональной подготовки будущего педагога. Но вопрос математической компетентности как компонента формирования профессиональной компетентности является мало раскрытым, что побуждает нас к дальнейшим исследованиям.
Формулирование целей статьи (постановка задач). Целью статьи является обоснование необходимости математической подготовки будущих учителей начальных классов в процессе профессиональной подготовки (обучения в вузе), раскрытие сущности понятий «математическая компетентность», «математическая компетентность учителей начальных классов».
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Развитие ключевых компетенций личности в процессе ее становления в различных сферах жизнедеятельности и формирование профессиональной компетентности -приоритетные направления современного образовательного процесса. Профессиональная компетентность - это многокомпонентное и многогранное личностное образование, формированию которого способствует процесс обучения в вузе [1].
Одним из таких компонентов является математическая компетентность, формируемая в процессе изучения в вузе дисциплин естественно-математического цикла. На сегодняшний день математический аппарат и математические методы все активнее проникают во все области деятельности человека: исследовательскую, проектную, методическую, психолого-педагогическую и др. Поэтому он нашел широкое применение не только в естественнонаучных дисциплинах, но и в сугубо гуманитарных сферах. Математика не только формирует базу для изучения профессиональных дисциплин, но и закладывает фундамент научного мировоззрения человека. Поэтому базовая часть образовательных программ подготовки специалистов гуманитарного профиля включает в себя данную дисциплину.
Весома роль математической подготовки и в профессиональном образовании будущих учителей начальных классов. Деятельность учителя
данного звена направлена на разностороннее развитие личности ученика. Поэтому в их профессиональной деятельности применяются различные области знаний.
Государственные стандарты высшего профессионального образования также указывают на важность качественной математической подготовки будущих учителей начальных классов. Одной из компетенций, указанных в стандартах, является «способностью использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве».
Курс дисциплины «Математика» должен способствовать формированию указанной компетенции, достижению определенного уровня компетентности, необходимого для осуществления педагогической деятельности.
По мнению академика Л. Кудрявцева [5, с.115], основная цель содержания всех математических курсов должна заключаться в приобретении выпускниками университетов определенной математической подготовки, формировании умений использовать математические методы, развитие математической интуиции, воспитание математической культуры. Будущие специалисты должны знать основы математического аппарата, необходимого для решения теоретических и практических задач, иметь достаточно высокий уровень развития логического мышления, уметь переводить практические задания с профессиональной на математический язык.
Математическое содержание образования, которое было разработано Л.П. Стойловой для будущего учителя начальных классов, должно быть ориентировано на решение следующих задач [8]:
- формировать умение проводить анализ содержания учебников по математике, курс начальной школы;
- структурировать и излагать в логическом порядке темы и разделы содержания математики начальной школы;
- выделять основные теоретические положения, факты, которые лежат в основе решения математических задач;
- применять различные методические приемы изложения отдельных тем;
- выделять основные "линии" в содержании курса математики начальной школы: элементы логики, алгебры, натуральные числа и нуль, геометрические фигуры и величины.
- определять пути введения некоторых понятий (из курса начальной школы), которые применяются в курсе математики среднего и старшего звеньев школы;
Анализ работ ученых (И. Акуленко, В. Бевз, Г. Бевз, М. Бурды, С. Гончаренко, А. Дубинчук, В. Клочко, А. Кузьминского, Н. Лосевой, Ю. Малеваного, А. Матяш, В. Монахова, А. Мордкович, В. Моториной, Г. Михалина, А. Скафы, С. Слепкань, Н. Тарасенковой, А. Чашечниковой, В. Швеца и др.) позволяет рассматривать профессиональную компетентность учителя начальных классов в математическом аспекте как:
- свойство личности, способствующее организации учебно-воспитательного процесса на уровне современных требований;
- теоретическая и практическая подготовленность педагога к осуществлению педагогической деятельности;
- способность эффективно решать возникающие в процессе обучения математике стандартные и проблемные ситуации [8].
Существуют различные подходы к определению понятия математической компетентности.
Математическая компетентность по мнению ученых:
- умение видеть и применять математику в реальной жизни, понимать содержание и метод математического моделирования, умение строить математическую модель, исследовать ее методами математики, интерпретировать полученные результаты, оценивать погрешность вычислений [7, с. 15];
- способность, что позволяет использовать систему усвоенных математических знаний, умений и навыков в исследовании математических моделей профессиональных задач, включая умение логически мыслить, оценивать и использовать информацию, самостоятельно принимать решения [6, с. 134].
Например, Б.В. Гнеденко для определения понятия математической компетентности пользуется описанием результата математической подготовки. Целью такой подготовки, по его мнению, является формирование умений видеть, осознавать и оценивать различные проблемы, конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентирами, рассматривать любую трудность как стимул к дальнейшему развитию [3, с. 6.].
По мнению Л.Д. Кудрявцева, математическая компетентность определяется как интегративное личностное качество, основанное на совокупности фундаментальных математических знаний, практических умений и навыков, свидетельствующих о готовности и способности студента осуществлять профессиональную деятельность [4].
Н.Г. Ходырева рассматривает математическую компетентность как системное свойство личности субъекта, характеризующее его глубокую осведомленность в предметной области знаний, личностный опыт субъекта, нацеленного на перспективность в работе, открытого к динамичному обогащению, способного достигать значимых результатов и качества в математической деятельности [9, с.69].
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования дало нам основание утверждать, что в отечественной теории и практике нет единого взгляда на определение понятия «математической компетентности». Также нет единого подхода к определению методов и факторов, необходимых для формирования математической компетентности, структурных компонентов математической компетентности.
Выводы по исследованию и перспективы дальнейших поисков в данном направлении.
Знания, полученные в процессе обучения, без учета приобретенных навыков и умений их использования, не могут в полной мере решить проблему образования и подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности. Современное образование ставит целью формирование не просто знаний и умений, а определенных качеств личности, компетенций, которые должны подготовить студентов к будущей жизни в обществе.
Обобщая результаты теоретических исследований, и анализируя основные аспекты педагогической деятельности, мы будем понимать под математической компетентностью учителей начальных классов -интегрированное качество личности, состоящее из знаний, умений, навыков, способностей из области математики, включающее владение приемами умственной деятельности (анализ, синтез, дедукция и др.) и позволяющее эффективно исследовать и решать задачи профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аржаник М.Б. Комплексная математическая подготовка как условие повышения профессиональной компетентности будущих психологов: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Аржаник Марина Борисовна. - Томск: Томский государственный педагогический университет, 2014. - 184 с.
2. Белая Л.П. Математическая компетентность как основа формирования профессиональной математической компетентности будущих инженеров / Л.П. Белая // Ученые записи Крымского инженерно-педагогического университета. Выпуск 41. Педагогические науки. - Симферополь: НИЦ КИПУ, 2013. - С. 106-112.
3. Гнеденко Б.В. Математическое образование в вузах: Учебно-методическое пособие / Б.В. Гнеденко. - Москва, 1981. - 174 с.
4. Кудрявцев Л.Д. Мысли о современной математике и ее изучении / Л.Д. Кудрявцев. -Москва: Наука, 1977. - 65 с.
5. Кудрявцев Л. Д. Мысли о современной математике и методике ее преподавания / Л.Д. Кудрявцев. - Москва: Физматлит, 2008. - 434 с.
6. Плахова В. Г. Математическая компетенция как основа формирования у будущих инженеров профессиональной компетентности / В. Г. Плахова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. -№ 82-2. - С. 131-136.
7. Раков С. А. Математична осв^а: компетентшсний пщхщ з використанням 1КТ : монографiя / С. А. Раков. - Харюв: Факт, 2005. - 360 с.
8. Тимошенко А.Ю. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов в процессе изучения курса «Математика»/ А.Ю. Тимошенко// Сборник материалов научно-методической конференции. 14-18 августа 2009 года / под. ред.. проф. В.А. Рассыпнова. -Барнаул: АлтГПА, 2009. - 70 с.
9. Ходырева Н.Г. Становление математической компетентности будущего учителя при подготовке в педагогическом вузе / Н. Г. Ходырева // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования. - Вып. 3. - Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2001. - С. 67-70.
Исаева Юлия Александровна
аспирант
ГОУ ВПО Донецкий национальный университет
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378-004.92
КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
COMPUTER MODELLING IN THE FORMATION OF PROGNOSTIC COMPETENCIES OF TEACHERS: RELEVANCE AND
PROSPECTS
В статье раскрывается структура профессиональной компетентности педагога. Рассматривается возможность использования компьютерного моделирования для эффективного формирования профессиональных прогностических компетенций у будущих педагогов.
Ключевые слова: профессиональное образование, прогностические компетенции, компьютерное моделирование.
The article reveals the structure of teachers' professional competence. The possibility of using computer modelling for effective formation of professional prognostic competences of future teachers has been considered.
Key words: professional education, prognostic competences, computer modelling.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Система профессионального образования в Донецкой Народной Республике развивается и подвергается модификации. Происходит усиление ориентации на социальный заказ общества и рынок труда, активно продолжается модернизация профессионального образования, которая предполагает (подразумевает) разработку новых образовательных стандартов, создание единого образовательного пространства с РФ. Общие перспективы совершенствования коснулись и системы дошкольного образования. На современном этапе дошкольные образовательные учреждения приобретают все большую самостоятельность, что влечет за собой необходимость анализа и предвидения состояния внешней и внутренней среды.
Но какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно он является главной фигурой при осуществлении на практике основных нововведений. И для успешного претворения в жизнь различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать надлежащим уровнем профессиональной компетентности и профессионализма [4].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых положено начало решения данной проблемы и на которые опирается автор.
281