Научная статья на тему 'Компьютерное моделирование при формировании прогностических компетенций педагогов: актуальность и перспективы'

Компьютерное моделирование при формировании прогностических компетенций педагогов: актуальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATION / ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROGNOSTIC COMPETENCES / КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPUTER MODELLING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Юлия Александровна

В статье раскрывается структура профессиональной компетентности педагога. Рассматривается возможность использования компьютерного моделирования для эффективного формирования профессиональных прогностических компетенций у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the structure of teachers’ professional competence. The possibility of using computer modelling for effective formation of professional prognostic competences of future teachers has been considered.

Текст научной работы на тему «Компьютерное моделирование при формировании прогностических компетенций педагогов: актуальность и перспективы»

ГОУ ВПО Донецкий национальный университет

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378-004.92

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ: АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

COMPUTER MODELLING IN THE FORMATION OF PROGNOSTIC COMPETENCIES OF TEACHERS: RELEVANCE AND

PROSPECTS

В статье раскрывается структура профессиональной компетентности педагога. Рассматривается возможность использования компьютерного моделирования для эффективного формирования профессиональных прогностических компетенций у будущих педагогов.

Ключевые слова: профессиональное образование, прогностические компетенции, компьютерное моделирование.

The article reveals the structure of teachers' professional competence. The possibility of using computer modelling for effective formation of professional prognostic competences of future teachers has been considered.

Key words: professional education, prognostic competences, computer modelling.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Система профессионального образования в Донецкой Народной Республике развивается и подвергается модификации. Происходит усиление ориентации на социальный заказ общества и рынок труда, активно продолжается модернизация профессионального образования, которая предполагает (подразумевает) разработку новых образовательных стандартов, создание единого образовательного пространства с РФ. Общие перспективы совершенствования коснулись и системы дошкольного образования. На современном этапе дошкольные образовательные учреждения приобретают все большую самостоятельность, что влечет за собой необходимость анализа и предвидения состояния внешней и внутренней среды.

Но какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно он является главной фигурой при осуществлении на практике основных нововведений. И для успешного претворения в жизнь различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать надлежащим уровнем профессиональной компетентности и профессионализма [4].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых положено начало решения данной проблемы и на которые опирается автор.

281

Проблемой компетентностного подхода занимались такие ученые, как П. Бех,

A. Бигич, Д. Иванов, А. Овчарук, Л. Филатова И. Зимняя, Е. Зеер, А. Пехота,

B. Болотов, А. Пометун, В. Петрук, А. Сибиль, Л. Тархан, А. Лебедева, Ю. Татур, И. Фрумина, А. Хуторской и др.

В качестве главного требования к результатам освоения основной образовательной программы в системе высшего профессионального образования (ВПО) стандартами определено формирование общих и профессиональных компетенций. Общие компетенции многофункциональны, они основываются на способности выпускника понимать социальную значимость своей профессии, организовывать её, оценивать риски, принимать решения. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в профессиональной и социальной жизни.

Обязательной составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Под профессиональной компетенцией понимается интегрированный результат профессионального обучения, который выражается в готовности субъекта качественно выполнять виды профессиональной деятельности [4].

Профессиональная деятельность педагога не может быть достаточно качественной без сформированной прогностической компетентности. Более того, многие исследователи сегодня отмечают, что проблематика эффективности образования вряд ли может быть раскрыта адекватным образом без реализации прогностической функции образования.

В процессе теоретического изучения проблемы формирования прогностических компетенций повышенный интерес мы проявили к исследованиям по подготовке студентов к прогностической деятельности и по проблемам прогнозирования в образовании (О.В. Кутьев, H.H. Осипова, А.Ф. Присяжная, A.B. Рождественский и др.), исследованиям по формированию проектировочного компонента профессиональной деятельности (Н.Г. Никокошева, И.В. Фадеева, И.О. Яковлева и др.), работам, посвященным подготовке будущих специалистов к аналитической деятельности (С.Ф. Багаутдинова, H.A. Катайцева, A.B. Христева и др.).

В перечисленных исследованиях проектирование и прогнозирование затрагиваются с различных сторон. Ученые рассматривают методологию, природу прогнозирования, его объекты, методы, типы (О.В. Кутьев, A.B. Рождественский, А.Ф. Присяжная и др.), процесс прогнозирования и его состав, методику прогнозирования (H.H. Осипова и др.), алгоритм педагогического прогнозирования (З.А. Абасов и др.), основные прогностические компетенции (А.Ф. Присяжная и др.), компоненты педагогического проектирования (Н.О. Яковлева и др.).

В исследованиях современных ученых использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) представляется как прогрессивное направление в педагогике, которое обеспечивает развитие способностей, формирование умений и как результат - умение адекватно отвечать на вызовы социальных и технологических трансформаций в обществе. Изучением

внедрения ИКТ в образовательный процесс посвятили свои труды А.А. Елизаров, Л.Н. Горбунова, О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева, А.М. Семибратов, А.В. Хуторской, В.Г. Беспалько, А.Д. Ершова, С.А. Жданова, А.А. Кузнецова, Ю.К. Бабанский, И.Г. Захарова, Г.К. Селевко,

A.А. Вербицкий, Е.И. Виштенецкий, А.О. Кривошеев и др. Однако, как показал анализ литературы, наличие технического и программного обеспечения, накопление и систематизация образовательных ресурсов является необходимым, но не достаточным условием улучшения качества образования.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья. Таким образом, можно сделать вывод, что прогностические компетенции относятся к профессионально важным качествам специалиста. Но исследований, которые бы акцентировали внимание на эффективности использования компьютерного моделирования при формировании прогностических компетенций, нами найдено не было, что показывает недостаточное использование разработанных в смежных науках компонентов и технологий, и поэтому требует дальнейшего исследования.

Формулирование целей статьи (постановка задач). В данной статье мы рассмотрим и обоснуем перспективность такого подхода. Так как считаем, что отбор содержания и применяемые технологии образования в вузе имеют принципиальное значение для обеспечения эффективного формирования профессиональных прогностических компетенций у будущих специалистов -педагогов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Деятельность педагогического вуза во всех ее важнейших аспектах должна строиться опережающим образом. Актуальность такой позиции определяется местом вуза в системе образования, а суть выражается в трех ключевых понятиях: качественное, доступное и эффективное образование. Поэтому вся его деятельность должна быть направлена на достижение высокого качества подготовки современного педагога, отвечающего принципиально новым требованиям к его личностным и профессиональным качествам, готового к работе в новых условиях, способного адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные и перспективные процессы социального и экономического развития общества [1].

Качество профессионального образования оценивается через систему показателей, которые характеризуют конечный результат деятельности, т.е. качество подготовки выпускников, а также систему обеспечения образовательного процесса. Большой вклад в теорию разработки содержания образования внесли ученые В.В. Краевский, И.Я. Лернер, B.C. Леднев и др. Проблема конструирования содержания ВПО рассмотрена у многих исследователей (В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, А.В. Коржуев, A.M. Новиков,

B.C. Леднев, В.В. Никитаев, В.А. Попков, Э. Сыманюк, В.Н. Трифанова и др.).

В научной литературе содержание образования рассматривается через призму разных подходов: деятельностного, личностно-ориентированного, системного, культурологического и т.д. В государственном образовательном стандарте заявлен компетентностный подход, согласно которому итоговые требования к выпускникам учебных заведений разного уровня должны быть выражены в виде перечней компетенций. Комплексное использование к компетентностному подходу множества других подходов (акмеологический, аксиологический, институциональный, системный, целостный, личностный, экзистенциальный и др.) проявляет его интегративную природу и универсальность, которая позволяет говорить о нем не только как о методологии нового содержания образования, но и как о новой образовательной парадигме.

Несмотря на распространение компетентностного подхода в науке, многие исследователи рассматривают профессиональную компетентность через готовность к профессиональной деятельности, определяя таким образом возможность интеграции компетентностного и деятельностного подходов.

Профессиональная подготовка будущих специалистов предусматривает усвоение знаний и комплекса специальных умений, к числу которых отнесены умения целеполагания, аналитические, деятельностные, оценочно-результирующие и прогностические.

Целью и результатом профессиональной подготовки является определенный тип самостоятельного человека, являющегося квалифицированным профессионалом, который подготовлен к включению в среду, требующую определенных знаний, умений и навыков, но в литературе также можно проследить отождествление понятий «качество профессиональной подготовки» и «качество обучения». Качество результата профессиональной подготовки можно определить на основе выявления уровня развития ключевых компетенций.

На основе анализа исследований структурных элементов профессиональной компетентности педагога (С.Г. Вершловский, Т.А. Каплунович, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, К.М. Левитан, Ю.В. Варданян, В.А. Сластенин, Р.М. Шерайзина) выделим компоненты ключевых компетентностей (компетенции).

Коммуникативные компетенции: ориентирование в социальных ситуациях, определение личностных особенностей и эмоционального состояния других людей, выбор адекватных способов обращения с ними, и реализация этих способов в процессе взаимодействия, действие в публичной ситуации, установление контакта, привлечение к себе внимания, культура речи.

Информационные компетенции включают в себя объем знаний и способность к их приобретению по следующим направлениям: о себе, об обучающихся, об опыте работы других педагогов, в научно-методической плоскости, а также общемировоззренческие.

Регулятивные компетенции: целеполагание, планирование, устойчивая активность в достижении результатов, их оценка, рефлексия.

Интеллектуально-педагогическую компетентность можно

рассматривать как комплекс интеллектуально-логической и интеллектуально-эвристической педагогической компетентности (на основе терминов В.И. Андреева). Можно выделить следующие интеллектуально-педагогические компетенции: анализ и синтез, сравнение, обобщение и конкретизация, абстрагирование (интеллектуально-логические); генерирование идей, аналогия, фантазия, критичность мышления (интеллектуально -эвристические).

Операциональная компетентность определяется набором действий, которые необходимы педагогу для осуществления профессиональной деятельности. Минимальный набор операциональных компетентностей педагога это: прогностические, проективные, методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

Нас заинтересовала прогностическая компетентность, потому что, по мнению М.И. Лукьяновой, прогностическая компетентность специалиста отражает идеальные представления о знаниевых (когнитивных), деятельностных (поведенческих) и отношенческих (аффективных) компонентах личности [4].

А.Ф. Присяжная в состав прогностических компетенций предлагает включить ключевые, базовые, специальные, а также частно-профессиональные [6].

К ключевым относятся: информационно-прогностическая компетенция, операционально-прогностическая, оценочно-прогностическая

компетентность.

К базовым прогностическим компетенциям относятся: целевая прогностическая компетенция, планово-прогностическая, программно-прогностическая, проектно-прогностическая и организационно-прогностическая. Эти виды компетенций являются общими для всех профессий.

Специальные прогностические компетенции действуют в конкретных видах профессиональной деятельности: например, в сфере преподавания свои специальные компетенции, в сфере педагогического менеджмента - свои. Различно их содержание. Например, в сфере преподавания выделяют прогностическую компетенцию при подаче материала для усвоения обучаемым, при выборе методов обучения, приемов, технологий преподавания, а также функцию, которая связана с текущим, периодическим и промежуточным контролем.

Частно-профессиональные прогностические компетенции специфичны для конкретного уровня деятельности в определенной профессиональной сфере. В частности, в сфере преподавания они будут разными в работе учителя полной общеобразовательной школы и у ассистента вуза, старшего преподавателя, доцента и т.д.

Изложенного выше материала достаточно, для того, чтобы утверждать: единственным надёжным критерием оценки компетентности является фактическая реализация задач профессиональной деятельности в её типовых ситуациях. Следует отметить, что ещё задолго до формулирования компетентностного подхода его принципы уже использовались в системе профессиональной подготовки, для чего строились специальные тренажёры, моделирующие в разном объёме профессиональную деятельность специалистов, с целью обучения, закрепления навыков и оценки эффективности поведения в различных ситуациях. Такие тренажёры используются, например, для подготовки летчиков, операторов энергосистем, водителей автотранспортных средств, медиков.

Все же для отработки компетенций специалистов профиля деятельности «человек — человек» требуются иные методики, которые будут аналогичны тем, что реализуются при тренажёрной подготовке. Речь идёт о моделировании типовых профессиональных ситуаций, требующих адекватного профессионального поведения, обучающегося.

Современные ученые (Н. Балицкая, Г. Волошина, А. Мартынец, С. Сысоева и др.) акцентируют внимание на сущности, специфике и возможностях технологий интерактивного обучения. Анализ публикаций и исследований позволяет нам определить ИКТ как совокупность методов, способов и форм организации обучения, которые обеспечивают активный характер взаимодействия участников процесса обучения на основе сотрудничества и сотворчества. А такое взаимодействие, в свою очередь, гарантирует достижение поставленной цели, т.е. формирование прогностических компетенций у будущих специалистов во время обучения.

Особенная ценность заданий с использованием компьютерного моделирования заключается в том, что к ним невозможно заранее подготовиться и «прорешать». При таком подходе не существует единственно правильного решения, каждый раз приходится искать ответ снова, и всегда свой собственный, что как раз и моделирует процесс профессиональной деятельности педагога. Результатом такой деятельности становится более глубокое понимание своих действий, развитие гибкости и толерантности по отношению к другим, осознание личностных характеристик, принятие и осмысление последствий их проявлений при взаимодействии с окружающими.

Следует так же отметить, что происходить это должно постепенно в процессе овладения студентами новыми знаниями, т.е. сфера применения технологий компьютерного моделирования - весь спектр дисциплин профессионального цикла. Признанным в педагогике инструментом формирования и развития прогностических умений является моделирование профессионально-ориентированных ситуаций. А с развитием ИКТ эти возможности становятся практически безграничными.

Выводы по исследованию и перспективы дальнейших поисков в данном направлении. Период обучения студентов связан с профессиональным становлением личности будущего специалиста. Каждый

преподаватель педагогического вуза является неповторимым автором своей собственной концепции профессиональной подготовки будущего педагога (воспитателя дошкольной образовательной организации, учителя-предметника, педагога-дефектолога). Но достичь желаемого результата, цель которого - подготовка высококлассного специалиста, способного работать в условиях динамично развивающейся школы, можно только используя новейшие достижения науки и техники.

Таким образом, использование компьютерного моделирования при формировании прогностических компетенций будущих педагогов является актуальным и востребованным направлением для дальнейших исследований и практических наработок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акимова О.И. К вопросу об оценке качества педагогического образования в современном вузе / О.И Акимова // Экономика и современный менеджмент / Сб. ст. по материалам LVIII междунар. науч.-практ. конф. - № 2 (56). - Новосибирск: Изд. АНС «СибАК», 2016. - 106 с.

2. Акимова О.И. К вопросу об оценке качества педагогического образования в современном вузе / О.И Акимова, И.В. Луговая // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2016. - № 58. - С. 73-77.

3. Акимова О.И. К вопросу об оценке качества педагогического образования в современном вузе/ О.И. Акимова// МЦНС «Наука и просвещение» / Сб. ст. по материалам III междунар.науч.-практ. конф. - 2017. - С. 226-228.

4. Анисимов П.Ф. Среднее профессиональное образование: развитие профессионального образования в контексте модернизации образования / П.Ф. Анисимов // Среднее профессиональное образования - 2002.- №4.

5. Лучанинова О.П. Педагогические технологии в высшей школе: учеб. пособ./ О.П. Лучанинова. - Днепропетровск: ЛИРА, 2013. - 224с.

6. Присяжная А.Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых. -Режим доступа URL : http://portalus.ru (дата обращения 28.04.2017)

7. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - Режим доступа к журн. URL : http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 23.04.2017)

Маликова Инна Александровна

студентка 1-го курса магистратуры ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

экономический факультет (г. Донецк, ДНР)

УДК 159.944

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

ТНЕ РЯОВЬЕМ ОР РКОРЕ88Ю^Ь BURTOUT ОР HIGHER 8СНООЬ

ТЕАСНЕЯ8

Статья посвящена диагностике особенностей профессионального выгорания педагогов высшей школы. Представлено теоретическое и практическое исследование проблемы формирования эмоционального выгорания у преподавателей вузов.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, профессиональная деформация, стрессоустойчивость, личность, высшая школа.

The article is devoted to the diagnosis of the peculiarities ofprofessional burnout of higher school teachers. It is presented theoretical and practical study in the problem of the formating of emotional burnout in university teachers.

Key words: prоfеssiоnаl ЬшпоШ, еmоtiоnаl ЬшпоШ syndrоmе, prоfеssiоnаl dеfоrmаtiоn, strеss rеsistаnсе, pеrsоnаlity, highеr sсhооl.

В процессе выполнения любой деятельности человек испытывает физические и нервно-психические нагрузки. Специфика работы педагогов высших учебных заведений требует от них активизации всех сил, постоянного внимания и напряжения, большого количества контактов с различными людьми, необходимости быть всегда в форме, а увеличение стажа работы и возраста ведет к накоплению усталости, снижению работоспособности, повышению утомляемости, что в конечном итоге может вызвать эмоциональное выгорание.

Проблема профессионального выгорания и природа его возникновения рассматривалась многими зарубежными и отечественными учеными, такими как О.И. Бабич, Н.Ю. Бузовкина, Н.Е. Водопьянова, И.А. Курапова, А. Ленге, Т.Н. Матвеева, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова, Е.В. Улыбина, Г. Фрейденберг и многие другие. Однако некоторые аспекты предпосылок формирования синдрома профессионального выгорания требует более детального изучения. Целью данной статьи является исследование особенностей и причин возникновения профессионального выгорания педагогов в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.