Из опыта подготовки будущих учителей информатики к профессиональной деятельности
Никитин Петр Владимирович (petrvlni@rambler.ru)
ГОУВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола
В статье описывается подготовка будущих учителей информатики к профессиональной деятельности как результат формирования специальных компетенций учителя информатики
Abstract In given article preparation of the future teachers of computer science for professional work as result of formation special компетенций teachers of computer science is described
В 2011 году основной задачей вузов является создание основных образовательных программ (ООП) на основе государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС ВПО). То есть предстоит сформировать и описать, в соответствии с ФГОС ВПО и с учетом профиля подготовки, планируемые результаты освоения ООП, выраженные в форме перечня необходимых для присвоения данной квалификации общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) выпускника.
Анализируя ФГОС ВПО 050100 «Педагогическое образование», можно заключить, что профессиональные компетенции будущего учителя разделяются на следующие компетенции: общепрофессиональные, в области педагогической деятельности, в области культурно-просветительской деятельности. На наш взгляд, данный перечень необходимо дополнить специальными (предметными) компетенциями, то есть специализированными знаниями, умениями и навыками, которые необходимы будущему педагогу для работы в конкретной предметной области. Таким образом, профессиональную компетентность будущего учителя будут составлять общекультурные (ключевые), профессиональные (педагогические) и специальные (предметные) компетенции.
Развитие информатизации образования сформировало особую роль учителя информатики, так как с его активным участием происходит внедрение и освоение новых информационных и телекоммуникационных технологий. В данных условиях на учителя информатики возлагаются дополнительные функции не только по обучению школьников основам информатики, но и по адаптации содержания обучения информатике к непрерывно изменяющимся аппаратно-программным средствам, компьютерной технике; по обучению других учителей к использованию средств ИКТ; по координации процессов информатизации; по разработке, построению и обеспечению функционирования единого информационного пространства и т. д.
На сегодняшний день для успешного решения задач, стоящих перед школьным учителем, ему нужны знания и умения, позволяющие:
- использовать глобальные и научно-образовательные компьютерные сети;
- создавать вместе с учащимися программные средства, предназначенные для использования в процессе обучения, на базе современных достижений программирования (ООП, гипертекстовые и мультимедиа-технологии);
- организовывать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность школьников по использованию информационных технологий в учебной и внеурочной деятельности;
- создавать вместе с учащимися программные средства для процессов организации управления школой, используя самые современные достижения в области программирования (ООП, гипертекстовые и мультимедиа-технологии);
- использовать системы компьютерной верстки для различных целей: выпуск стенгазет, оформление учебных материалов и т. п.
Таким образом, для будущего учителя информатики мы выделяем следующие специальные (предметные) компетенции: пользовательская, техническая, сетевая, в области программирования, в области мультимедиа. Именно данные компетенции, наряду с общекультурными (ключевыми) и профессиональными (педагогическими), необходимо сформировать у студентов в процессе их обучения в вузе.
Компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Поэтому каждой из выделенных нами специальных компетенций мы можем дать определения и выделить основные качества. Например, под пользовательской компетенцией мы будем понимать совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для работы с информацией, представления ее в виде, удобном для ее обработки с помощью ЭВМ в любой операционной системе, а так же для работы с аппаратно-программными средствами. Основными качествами пользовательской компетенции являются умения работать с программным обеспечением компьютера и использование аппаратнопрограммных средств для решения прикладных задач.
Отметим, что специальные (предметные) компетенции имеют структурный характер и формируются посредством не одной, а некоторого цикла дисциплин, что затрудняет возможность их контроля и оценивания. Например, компетенция в области программирования включает в себя алгоритмическую, логическую, процедурную, объектно-ориентированную, а также компетенции в области систем управления базами данных, визуального и макропрограммирования и на ее формирования влияют следующие дисциплины: программирование, ПРЗ, ТОИ, компьютерное моделирование, численные методы, архитектура ЭВМ, информационные системы и т. п. Поэтому практическую реализацию формирования профессиональной компетентности будущего учителя информатики мы будем осуществить на основе междисциплинарной методической системы формирования компетенций (ММСФК). Под ММСФК понимается совокупность взаимодействующих компонентов (целевого, содержательного, инструментально-технологического, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного), обеспечивающих ориентацию всех составляющих предметной подготовки на формирование профессиональной компетентности специалиста. ММСФК оказывается некоторой надстройкой, объединяющей множество методических систем обучения конкретным дисциплинам как специализированных, так и общепрофессиональных, которые в совокупности обеспечивают формирование необходимых компетенций.
Компетентность - это приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения на практике. Поэтому возникает проблема создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования. Авторы ряда исследований, посвященных компетентностному подходу, предлагают сопровождать каждую из компетенций, содержащихся в ФГОС ВПО, специальным документом (картой, паспортом и т. п.), раскрывающим те знания и умения, которые составляют ее потенциал. То есть сформированность компетенции мы можем спроецировать на сформированность теоретических знаний (гностический компонент), практических умений (функциональный компонент) и практических навыков (ценностно-этический компонент) будущего специалиста. Таким образом, необходимо создать систему измерения каждого из компонентов компетенции с выделением уровней его овладения путем дифференциации требования «должен знать», «должен уметь» и характера отношения личности к осуществляемой деятельности.
В своей работе мы предлагаем следующую уровневую структуру освоения компетенции:
1. Репродуктивный уровень: соответствует минимально необходимым требованиям государственного стандарта в данной предметной области. На данном уровне самостоятельное воспроизведение по памяти в устной и письменной форме изученного материала.
Должен знать: Демонстрация понимания смысла воспроизводимых знаний (знания-копия).
Должен уметь: умение самостоятельно выполнять типовые действия, требующие выбора методов из числа известных в предсказуемо изменяющейся ситуации (репродуктивные умения).
2. Аналитический уровень предполагает умение оценить сложность предложенной задачи, возможность найти проблему в предложенной ему ситуации.
Должен знать: Воспроизведение и понимание полученных знаний. Способность представить их в виде логически завершенных элементов, составляющих единое целое, указать на общность и различие изученных методов, способов, приемов, алгоритмов (аналитические знания).
Должен уметь: Умение выполнять действия, связанные с решением нестандартных задач, предполагающих многообразие способов решения, требующих выбора, комбинации и трансформации известных методов, в том числе в непредсказуемо изменяющейся ситуации (продуктивные умения).
3. Творческий уровень предполагает наличие умения эффективно решать практические ситуации в данной предметной области.
Должен знать: Воспроизведение и понимание полученных знаний. Способность проанализировать их с системных позиций, оценить полноту и связь со смежными областями знания, дать оценки степени идеализации, точности, корректности пределов применимости определений, понятий, законов и т. п. (системные знания).
Должен уметь: Умение выполнять действия, связанные с решением исследовательских задач, предполагающих получение нового знания, требующих разработки инновационных подходов и методов решения (исследовательские умения).
В качестве уровневой проверки сформированности гностического компонента соответствующей компетенции мы предлагаем следующие испытания:
• тестирование - репродуктивный уровень;
• устный опрос (реферат) - аналитический уровень;
• курсовые (творческие) работы - творческий уровень.
В качестве уровневой проверки сформированности функционального компонента соответствующей компетенции мы предлагаем следующие испытания:
• типовые лабораторные работы по дисциплине;
• компетентностно-ориентированные задания;
• комплексные интегрированные задания.
Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) - это задания, сориентированные на развитие конкретных заранее заданных компетенций. Одним из требований, предъявляемых к компетентностному заданию - это возможность применения его решения в будущей профессиональной деятельности. Для создания компетентностно-ориентированного задания необходимо определить совокупность предметных областей, в пределах которых оно будет задаваться, решить его в идеальном (профессиональном) варианте для того, чтобы в дальнейшем определить степень соответствии студенческого решения и профессионального, а также для возможности проведения модифицированного поэлементного и пооперационного анализа. Применение КОЗ предполагает наличие четких, но гибких, заранее заданных критериев оценивания, не исключающих оригинальность и творческое исполнение. Например, в качестве КОЗ на сформированность компетенции в области мультимедиа может служить создание видеоклипа, на определенную тему (например, «Жизнь наоборот»), в котором должны обязательно присутствовать: сюжетная линия, а также голос диктора, музыкальное сопровождение, титры, фотографии, анимация.
Комплексные интегрированные задания (КИЗ) - это задания, при решении которых используются знания, методы, средства многих дисциплин. Суть КИЗ лежит в приближении специализированных и общепрофессиональных дисциплин, привитии навыков логики и аргументации; выработке способности выделять главное, существенное; инициации и развитии умений находить и анализировать ошибки, возникающие при вульгаризации использования научных понятий; умении находить оптимальные способы решения задач; установлении границ применимости найденного решения.
Примером КИЗ может служить готовый образовательный портал, выставленный в сети Интернет, который студенты используют на педагогической практике как для организации самостоятельной работы учащихся, так и для проведения классно-урочной формы работы или создание мультимедийной презентации, по выбранной тематике. Презентация обязательно должна содержать три основные части: заставку или имиджевый ролик, информативную часть, которая снабжена системой навигации и меню управления, а так же приложение. Также в презентации должны содержаться основные виды мультимедиа: текст, графика, аудио, видео, анимация. Презентация может быть создана как с помощью определенной программы, например Macromedia (Adobe) Flash, так и с помощью языков программирования, например JavaScript.
Сформированность ценностно-этического компонента соответствующей компетенции студента необходимо, на наш взгляд, оценивать на педагогической практике путем анкетированием учителей-предметников, классных руководителей, учеников.
Подводя итог, отметим, что формирование специальных компетенций будущих учителей информатики является важной составляющей подготовки студентов к профессиональной деятельности. Формировать компетенции необходимо на основе междисциплинарного подхода. Благодаря этому, будущие учителя информатики имеют свои образовательные порталы, размещенные в сети Интернет, с соблюдением этических и юридических аспектов, образовательные программы, мультимедиа-приложения, которые будут использоваться в дальнейшей профессиональной деятельности. То есть можно сделать вывод, что использование межпредметных связей, которые многократно умножают ситуации использования знаний в новых условиях, студенты, изучая учебные дисциплины, одновременно учатся применять полученные знания в будущей работе. Это и есть новый, компетентностный уровень обучения. Опыт применения методик, обеспечивающих усиление междисциплинарных связей в учебном процессе, накопленный в Марийском государственном университете, подтверждает их эффективность и дает основания считать их принципиально важной составляющей методической системы формирования профессиональной компетентности специалиста на основе междисциплинарного подхода.