Научная статья на тему 'Модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения'

Модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / INFORMATION COMPETENCE / FUTURE TEACHER OF PROFESSIONAL EDUCATION / MODEL OF FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Н. А.

На основе теоретического анализа определено понятие «информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения», обоснована структурная модель. Разработана модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the theoretical analysis a notion of "information competence for a future teacher of professional education" is defined, structural model is explained, the model of information competence formation for future teachers of professional education is made.

Текст научной работы на тему «Модель формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения»

УДК - 378:681.42

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

H.A. Афанасьева

На основе теоретического анализа определено понятие «информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения», обоснована структурная модель. Разработана модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения.

Ключевые слова: информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения, модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения

Понятие «компетентность» и «компетенция» в научных источниках посвященных образованию, изучают, анализируют, обосновывают авторы педагогической науки [1,5]. В своих исследованиях через понятие «компетентность» они выражают смысл процесса обучения, интегрируют характерные признаки и устанавливают связь с различными дидактическими положениями. Несмотря на долгое достаточно полное изучение данного понятия, категориального ряда, сущностного содержания, свойств, экспликация его является весьма важной задачей, поскольку в дидактике оно изменяется, углубляется и выходит на другой (общедидактический, общепедагогический и методологический) уровень [5]. A.B. Хуторской, Л.Н.Хуторская на основе теоретико-содержательного анализа понятия «компетентность» считают, что его «характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция - некоторое отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а компетентность -уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [5, с. 14]. В научно-педагогических исследованиях решать задачу экспликации понятий «компетентность» и «компетенция», классификации компетентностей будут еще долгое время, так как понятие - это результат некоторого этапа в развитии наших знаний и представлений о педагогических явлениях в новой парадигме образования.

На основании общего понятия «компетентность», дефиниций понятия «информационная компетентность» (И.А. Зимняя, Е.Я. Коган, A.B. Козырев, П.И. Образцов, Г.К. Селевко, А.Л. Семёнов, О.М. Толстых, C.B. Тришина, A.B. Хуторской и др.) нами сформулировано понятие «информационная компетентность педагога профессионального обучения».

Целью нашего исследования является разработка модели формирования информационной компетентности у будущих педагогов профессионального обучения. Это требует анализа ключевых понятий исследования, в частности таких, как «информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения », «структура информационной компетентности ».

Информационная компетентность педагога профессионального обучения - это интегративное качество личности, представляющее собой умение, способность и готовность к эффективному решению профессиональных задач, используя информационные технологии в образовательной деятельности.

На основе анализа структуры личности педагога профессионального обучения [2], и государственного образовательного высшего профессионального образования по направлению подготовки «Профессиональное обучение» [4] охарактеризуем структуру информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения.

Компетентность как сложно организованная система в структуре личности педагога профессионального обучения связана с другими структурными компонентами разнообразными связями, «пронизывающими» личность на разных уровнях в зависимости от вида компетентности и ее содержания (компетенций). Подобно всем компонентам структуры личности, информационная компетентность не поддается полностью эмпирической фиксации. Информационная компетентность выступает в качестве новообразования в структуре личности педагога профессионального обучения, которое позволяет ей продуктивно реализовывать свои функции, проявлять свою субъективность, быть успешной в различных ситуациях жизнедеятельности в контексте информационной деятельности и одновременно развивать способность личности к взаимодействию с собой и с окружающим миром. При этом диалогичность рационального и иррационального, социального и индивидуального, саморазвития и взаимодействия с социумом, интроверсии и экстраверсии, личностных мотивов и внешних будет

являться определяющей характеристикой информационной компетентности.

Выпускник по направлению подготовки «Профессиональное обучение» должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями [4]. Следовательно, информационную компетентность педагога профессионального обучения можно структурно представить в виде совокупности двух блоков: «общекультурный» и «профессиональный». Данная структура позволяет выделить компетенции, входящие в состав информационной компетентности личности будущего педагога профессионального обучения. Но для формирования данной компетентности недостаточно знать только перечень компетенции ее составляющих. В роли основной движущей силы для формирования компетентности выступает готовность личности к осуществлению информационной деятельности, решению профессиональных задач, формированию профессиональных качеств. Информационная компетентность будущего педагога профессионального обучения представляет собой не только знания, умения и навыки информационной деятельности, но и включает в себя опыт, который приобрел студент не только в изучаемой, но и в других сферах деятельности.

На рисунке 1 представлена структурная модель информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения, разработанная на основе структурной модели индивидуальной компетентности обучаемого [5].

Важнейшим слагаемым информационной компетентности личности будущего педагога является его способность к коммуникациям. Она включает как межличностное общение, так и все виды информационных связей и отношений. Ценности и цели определяют то, каким образом студент адаптируется к новым ситуациям. Ключевым условием развития личности будущего педагога профессионального обучения являются системы компетентностных знаний, умений и навыков, т.е. относящихся к информационной деятельности.

Рис. 1. Структурная модель информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения

В структурной модели информационной компетентности в качестве базового элемента представлен собственный опыт личности. В назначении и месте собственного опыта обучаемого состоит отличие процесса формирования компетентности от процесса познания окружающей действительности. При формировании компетентности одновременно формируется опыт с получением новых знаний. Обучение в опыте создает компетентность [2, с.7].

Таким образом, назначение опыта состоит не только в выполнении деятельности и получении результата, но и в том, чтобы осмыслить их, придать предмету деятельность и ее результату определенный смысл. Испытываемые чувства и переживания будущего педагога профессионального обучения помогают не только оценивать, но и находить собственный смысл процесса и результата деятельности, рефлексировать свой приобретаемый опыт, делать его значимым для себя.

В результате исследования структурной модели информационной компетентности нами была построена модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения в высшем учебном заведении, представленная на рисунке 2.

Рис. 2. Модель формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения

Структурно-содержательная модель процесса формирования информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения состоит из четырех взаимосвязанных блоков: целевого, методологического, деятельностного и результативного.

Целевой блок модели представлен единством цели и задач, комплексное решение которых обеспечивает их достижение. Именно целевой блок создает предпосылки для объединения других блоков в целостное единство, их целенаправленного подбора и развития.

Методологический блок выполняет организационную и содержательную функции. Он представлен выделенными подходами к организации процесса обучения студентов вуза с целью формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. В представленной модели нами определены наиболее значимые для достижения целевой установки принципы. Субъектами процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в вузе являются преподаватели и студенты, которые решают образовательные задачи в рамках педагогического взаимодействия.

Деятельностный компонент модели отражает содержание, которое должно быть усвоено студентами, а также необходимый для этого методический инструментарий. В процессе формирования информационной компетентности предлагаем использовать в качестве ключевых такие методы обучения, как: решение ситуативных задач, мультимедиа-визуализация, самостоятельная работа.

Результативный компонент предполагает оценку уровня сформированное™ информационной компетентности будущего педагога профессионального обучения на основе определенных нами критериев и показателей.

Экспериментальная работа показала высокую эффективность разработанной нами модели

формирования информационной компетентности будущих педагогов профессионального обучения.

On the basis of the theoretical analysis a notion of "information competence for a future teacher of professional education" is defined, structural model is explained, the model of information competence formation for future teachers of professional education is made.

The key words: information competence, future teacher of professional education, model of formation.

Список литературы

1. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 с.

2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. Симоненко В.Д. М.: Вентана-Граф, 2007. 368 с.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2007. 350 с.

4. ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям). М., 2009, 29 с.

5. Хуторской A.B., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С.117-137.

Об авторе

Афанасьева Н. А. - ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, nina-pismo@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.