Научная статья на тему 'Роль образа идеала в личностно-профессиональном развитии'

Роль образа идеала в личностно-профессиональном развитии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
836
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ОБРАЗ ИДЕАЛА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА / УСЛОВИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / РОЛЬ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL IDEAL / THE IMAGE OF THE IDEAL / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A PERSON / THE CONDITIONS AND PATTERNS OF PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE ROLE OF THE IMAGE OF THE PROFESSIONAL IDEAL IN ENSURING THE QUALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY / THE CONDITIONS FOR IMPROVING THE IMAGE OF THE PROFESSIONAL IDEAL AND IMPROVING THE QUALITY OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полетаева Н. М.

Статья раскрывает сущность и структуру профессионального идеала, показывает взаимосвязь индивидуального и формального образа идеала, их роль для личностно-профессионального развития. Раскрыты условия, влияющие на становление и совершенствование образа профессионального идеала, показана его взаимосвязь с качеством профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence and structure of the professional ideal, shows the relationship of individual and formal image of the ideal, their role for personal and professional development. The conditions affecting the formation and improvement of the image of the professional ideal are revealed, its relationship with the quality of professional activity is shown.

Текст научной работы на тему «Роль образа идеала в личностно-профессиональном развитии»

УДК 37.013.42 : 159.922

Н. М. Полетаева Роль образа идеала в личностно-профессиональном развитии

Статья раскрывает сущность и структуру профессионального идеала, показывает взаимосвязь индивидуального и формального образа идеала, их роль для лич-ностно-профессионального развития. Раскрыты условия, влияющие на становление и совершенствование образа профессионального идеала, показана его взаимосвязь с качеством профессиональной деятельности.

The article reveals the essence and structure of the professional ideal, shows the relationship of individual and formal image of the ideal, their role for personal and professional development. The conditions affecting the formation and improvement of the image of the professional ideal are revealed, its relationship with the quality of professional activity is shown.

Ключевые слова: профессиональный идеал, образ идеала, личностно-про-фессиональное развитие человека, условия и закономерности личностно-профес-сионального развития, роль образа профессионального идеала в обеспечении качества профессиональной деятельности, условия совершенствования образа профессионального идеала и повышения качества профессиональной деятельности.

Key words: professional ideal, the image of the ideal, personal and professional development of a person, the conditions and patterns of personal and professional development, the role of the image of the professional ideal in ensuring the quality of professional activity, the conditions for improving the image of the professional ideal and improving the quality of professional activity.

Личностно-профессиональное развитие любого специалиста начинается с выбора профессии, профессиональной подготовки и определения карьерных перспектив личностно-профессионального развития. Выбор профессии связан с наличием определенных личностных качеств человека, с наличием индивидуального положительного образа профессионально зрелого специалиста. Личностные качества человека и его положительное отношение к профессии и представителям данной профессии определяют его профессиональный выбор. В дальнейшем профессиональная деятельность влияет на развитие личности, усиливая одни качества и нивелируя другие, личностное и профессиональное развитие осуществляется в тесной взаимосвязи.

Под личностно-профессиональным развитием мы понимаем процесс осознанного изменения профессионально значимых качеств человека в направлении сформированного образа профессионального иде-

© Полетаева Н. М., 2019

ала, осуществляемый совместными усилиями самого субъекта деятельности (служащего, обучаемого) и руководителей, педагогов и специалистов учреждения образования или предприятия.

Краткий словарь философских терминов определяет идеал, как образ совершенства, выступающий в качестве цели [5]. Анализ сущности понятия идеал (греч. idea - образец, норма, идея), позволяет выделить его ключевые характеристики: идеальный образ, имеющий нормативный характер и определяющий способ и характер поведения, деятельности человека или социальной группы. Идеал рассматривается как высшая степень ценного или наилучшее состояние какого-либо явления; как стандарт, образец чего-либо. Это и воображаемый образец совершенства, например, идеал добродетели, красоты, мужества и т. д.; высшая задача, цель деятельности. Идеал рассматривается как высшая степень совершенства, мыслимый предел стремлений, желаний (идеал красоты, идеал человека, идеал мужественности и т.д.). Идеал может трактоваться и как мечта, несбыточное желание. Идеал выполняет регулятивную функцию в жизнедеятельности человека, определяя цели и образы его личностного и профессионального развития.

Доминирующая в обществе система ценностей, представлений о желаемом будущем отражается в социальных, общественных идеалах, которые могут быть рассмотрены на разных уровнях иерархии социальных систем.

Социальная синергетика (В.П. Бранский, М.Р. Зобова, С.Д. Пожарский и др.), раскрывая механизмы исторического развития человечества, показывает главенствующую роль смены идеалов в смене экономических и социальных укладов. Появление новых идеалов, новых целей в обществе порождает новый вектор социальной активности. Отсутствие четкого образа идеала снижает активность человека, делает его менее жизнеспособным. Еще Эйнштейн утверждал, что человек, лишенный цели и смысла жизни не только не счастлив, но и не жизнеспособен. В. Франкл показал значимость для человека смысла и цели жизни, связал возникновение депрессивных состояний с потерей смысла жизни. Часто пенсионеры, особенно мужчины, не способные заменить профессиональные смыслы жизнедеятельности на новые, быстро уходят. Для жизнеспособности общества важно не только наличие объединяющей цели, но и ее понятность, значимость для каждого, вера в идеал. Таким образом, для эффективности личностно-профес-сионального развития человека необходимо наличие четко сформулированного образа идеала, стандарта профессиональной деятельности и перспектив его совершенствования, принятие этого образа большинством в профессиональной среде, вера в него.

Профессиональный идеал - это идеальное представление о работниках, цели и условиях профессиональной деятельности, включая качества личности специалиста (личностные, индивидные, когнитивные,

деятельностные), качества условий и процессов профессиональной деятельности, позволяющих достичь вершин профессионализма каждому члену профессионального коллектива, качество результатов и удовлетворенность всех субъектов профессиональной деятельности и потребителей. Можно рассматривать личностный и социальный профессио-

и I и и и ^

нальный идеал, официальный и реальный; акмеологический, способствующий восходящему тренду развития, или катаболический, тормозящий развитие, приводящий к кризису, упадку социальной системы. Профессиональный идеал включает представления о требованиях к профессиональной среде, технике безопасности, материальном оснащении, психологическом микроклимате и свое видение идеального процесса управления профессиональной деятельностью, которое варьирует в интервале «либерализм - демократия - сильная власть», таким образом, можно говорить и об управленческом аспекте профессионального идеала.

Эстетический профессиональный идеал может быть связан с оформлением профессиональной среды или продуктов профессиональной деятельности. Нравственный профессиональный идеал связан с представлениями о нормах поведения в процессе профессиональной деятельности, о профессиональной морали, профессиональном менталитете. Акмеология профессиональной деятельности изучает «профессиональный менталитет», как компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентаций и механизмы профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве (А.А. Дер-кач). Достижение вершин личностно-профессионального развития зависит от степени принятия человеком доминирующего в профессиональной среде менталитета, представлений о добре и зле, сцепленном с профессией. Нравственный профессиональный идеал может полностью совпадать с общечеловеческим образом нравственного идеала, а может иметь и свои специфические черты. Наше исследование показало, что подавляющее большинство педагогов связывают профессиональную зрелость с наличием любви к детям и желанием помогать, заботиться о них, независимо от вознаграждения за свой труд. Современный нравственный профессиональный идеал связан и с религиозным идеалом, с верой, которая определяет допустимость или невозможность тех или иных видов профессиональной деятельности.

Личный идеал человека связан с пониманием ценности различных аспектов индивидуального бытия, с осознанием соотношения значимости личного и профессионального аспектов жизнедеятельности. Личный идеал жизнедеятельности определяет совокупность представлений человека об идеальной жизни, к которой он стремится, он влияет на выбор профессии, на качество профессиональной деятельности и стремление к личностно-профессиональному развитию. В маргинальных социальных

группах населения честный труд и служение Отечеству осуждается, приветствуется поведение, направленное на получение удовольствия от жизни за счет других, оправдывается стремление украсть, обмануть и т. д. Интеграция личного и профессионального идеала определяет выбор человеком средств карьерного роста, распределение времени на семью, работу и отдых.

Опираясь на синергетическую теорию самоорганизации сложных социальных систем, можно выделить профессиональный идеал (акмео-логический) и антиидеал (катаболический), которые выполняют роль аттракторов, определяя границы существования системы. Акмеологиче-ский профессиональный идеал специалиста содержит характеристики человека, достигшего вершин личностно-профессионального развития - профессиональной зрелости, для него характерна роль верхнего аттрактора в профессиональной среде. Профессиональная зрелость специалиста характеризуется не только наличием высших достижений в профессии, инновационных продуктов, признанных в профессиональном сообществе, но и выполнением роли наставника, который делает нормой для профессиональной среды свои достижения и способствует вовлечению в инновационную деятельность остальных членов трудового коллектива. Профессиональный антиидеал включает характеристики человека, который не желает жить честным трудом, не стремится к личностно-профессиональному развитию, осуждает стремление других к достижениям (нижний или странный аттрактор).

Индивидуальная траектория личностно-профессионального развития человека может быть одновершинной, многовершинной и безвершинной. Она может включать следующие этапы личностно-профессио-нального развития:

1) профессиональной ориентации и профессионального выбора;

2) профессиональной подготовки;

3) профессиональной адаптации (молодой специалист);

4) стабилизации профессиональной деятельности;

5) индивидуализации профессиональной деятельности, выработки индивидуального стиля работы;

6) мастерства (наличие всех необходимых профессиональных компетенций);

7) аксиологической устойчивости профессиональной деятельности, осознание своей уникальной миссии в профессии;

8) творческой профессиональной самореализации, появление продуктов инновационной деятельности, признанных профессиональным сообществом (публикации, грамоты, дипломы, сертификаты и т. д.);

9) профессиональной зрелости - высокое и стабильное качество профессиональной деятельности, выполнение роли наставника;

10) эпизодических спадов работоспособности и результативности профессиональной деятельности;

11) личностно-профессиональных деформаций (профессиональное выгорание, трудоголизм, отсутствие инноваций);

12) личностно-профессиональной дезадаптации и эмоциональной опустошенности, устойчивое снижение авторитета и показателей качества профессиональной деятельности;

13) катаболический этап - потеря смыслов в профессиональной деятельности, уход из профессии.

Над областью профессионально зрелых специалистов находится зона «великих» или «героев», это представители профессии, чей авторитет сохранился в памяти народа на века, чьи профессиональные достижения вошли в учебники, отмечены особыми наградами, памятниками и т. д. Представления о жизнедеятельности людей, оставивших большой след в памяти народа и сделавших значительный вклад в развитие отрасли, страны, обеспечивших победу в военных сражениях, влияет на построение индивидуального образа профессионального идеала и может стимулировать или, наоборот, тормозить личностно-профессиональное развитие человека.

Индивидуальная траектория личностно-профессионального развития может включать несколько одинаковых этапов, так, если изменился характер профессиональной деятельности, то вновь наступает этап адаптации, появляются новые показатели качества, новые технологии, новые субъекты взаимодействия. Человек может по одним показателям находиться на одном этапе, по другим - на другом, он балансирует в профессиональном пространстве между профессиональной зрелостью и катаболическим этапом. Переход от одного этапа к другому связан с коррекцией связанных с профессиональной деятельностью ценностей, с изменениями представлений об образе профессионального идеала.

Факторы, влияющие на личностно-профессиональное развитие, можно разделить на внутренние и внешние, акмеологические и катабо-лические. Успех профессиональной деятельности зависит от совпадения профессиональных (общих и специфичных для данного учреждения) и личностно-профессиональных идеалов. Общественный профессиональный идеал - это система доминирующих в обществе представлений об идеале человека труда, работника той или иной производственной сферы. Общественный профессиональный идеал можно рассматривать на разных уровнях: это может быть представление о представителях данной профессии у населения и у самих работников о себе и своей профессиональной среде. Можно изучать динамику представлений о человеке труда или специалиста в определенной области и динамику восприятия своей профессиональной роли специалистом. Например, можно отметить тенденцию снижения авторитетности и значимости педагогической и инженерной профессиональной деятельно-

сти в России после перестройки, появление новых престижных профессий и сцепленное с материальным обеспечением отношение к той или иной профессиональной деятельности.

Общественный идеал может быть официальным, отраженным в руководящих документах (стандарты, профессиограммы, должностные инструкции и т.д.) и реально существующим, признанным большинством конкретной социальной группы. Доминирующие представления об образе идеала в конкретной профессиональной среде могут сильно отличаться от официальных и влиять на траекторию личностно-профес-сионального развития и качество профессиональной деятельности. Можно изучать осведомленность работника об общественных профессиональных идеалах, его отношение к ним, степень соответствия и прогрессивность этих идеалов.

Процесс профессионального развития включает в себя подъемы и спады, которые связаны с появлением и разрешением противоречий:

- между изменяющимися условиями среды и устоявшимися способами профессиональной деятельности;

- между изменяющейся системой ценностей, взглядов, установок работника и доминирующим менталитетом представителей профессиональной среды;

- между новыми знаниями и привычным взглядом на содержание профессиональной деятельности;

- между изменившимся состоянием здоровья, обстоятельствами жизни и возрастающими требованиями к работоспособности специалиста.

Специалисту необходимо помочь осознать возникающие противоречия и выбрать пути их преодоления с опорой на современный профессиональный идеал. Для этого наставником или руководителем структурного подразделения могут быть проведены индивидуальные развивающие беседы, определяющие перспективы личностно-профес-сионального развития, согласованные с целями и задачами развития предприятия (учреждения, отрасли).

Доминирующее представление об образе профессионального идеала определяет качество профессиональной среды, которая может иметь акмеологические и катаболические характеристики. Акмеологи-ческая профессиональная среда (способствующая личностно-профес-сиональному развитию) характеризуется доминированием стремлений к профессиональным достижениям, верой в успех, осознанием значимости для качества профессиональной деятельности человеческого потенциала и условий для личностно-профессионального развития каждого, осознанием взаимозависимости достижения коллективного и индивидуального «акме». В акмеологической профессиональной среде осуществляется: мотивация заинтересованности каждого работника в раз-

витии и процветании предприятия; обеспечение возможностей для приобретения опыта успеха в профессиональной деятельности каждому работнику; объективный мониторинг качества профессиональной деятельности. В акмеологической профессиональной среде адаптационная стратегия управления сочетается с опережающей, инновационной; опирается на моделирование, предвидение будущего, учитывает тенденции развития отрасли и региона, ориентируется на позитивное видение будущего отрасли и организации, стратегия и тактика не противоречат друг другу. Профессиональная поддержка работников на отраслевом и институциональном уровнях включает не только помощь в профессиональной деятельности и обучении, но и заботу о психическом и физическом компонентах здоровья работников [4].

Изучение потребностей работников в профессиональной помощи позволяет наиболее эффективно составить программу профессиональной поддержки и обеспечить повышение качества деятельности. Представление о структуре, целях и методах профессиональной поддержки работников входит в управленческий аспект профессионального идеала.

Акмеологическая профессиональная среда помогает человеку приобрести уверенность в себе как профессионале, достичь профессиональной зрелости. Катаболическая профессиональная среда (тормозящая личностно-профессиональное развитие) связана с противоречивостью стратегических и тактических установок, с распространением в трудовом коллективе установки «не высовывайся», консерватизмом, с отсутствием условий для личностно-профессионального развития. Сильная акмеологическая позиция человека, устойчивое стремление к профессиональным достижениям с опорой на гуманистическую систему ценностей может изменить характер профессиональной среды, перевести ее из катаболической в акмеологическую. Как пишет А.А. Деркач, это путь героев, путь сильных личностей. Если у работника недостаточно сил для таких преобразований, то он либо уходит, либо адаптируется к условиям профессиональной среды: не проявляет профессиональную активность, не реализует свой творческий потенциал или незаметно снижает свой уровень профессионализма, меняет свои прежние профессиональные идеалы. Индивидуальная активность в направлении личностно-профессионального развития зависит от степени осведомленности и понимания профессионального идеала, от желания совершенствоваться в заданном направлении, от качества профессиональной среды, качества управления, материально-технического и научно-методического обеспечения процесса личностно-профессионального развития, от качества мониторинга профессиональной деятельности. Проведенный среди педагогов опрос показал, что большинство видит в своей профессиональной среде как акмеологические, так и катаболиче-ские признаки, наблюдает у себя периодические спады профессиональной активности, но в целом оптимистично смотрит в будущее и проявляет готовность к личностно-профессиональному развитию.

Обеспечение внешних условий личностно-профессионального развития связано с научно обоснованным видением перспектив развития отрасли и образа профессионального идеала будущего с описанием новых показателей качества и направлений профессиональной деятельности. Темп социальных изменений постоянно ускоряется, возникают новые технологии, новые продукты, новые представления о жизни и профессиональной деятельности. Международный стандарт качества ИСО 9001 указывает на необходимость учитывать не только установленные потребности, но формировать новые с учетом тенденций развития социальных систем. Готовность к инновационной деятельности становится важнейшим компонентом образа профессионального идеала, обеспечивая конкурентоспособность и качество профессиональной деятельности. Научно-методическое обеспечение процесса личностно-профессионального развития должно включать: четкое описание образа профессионального идеала с представлением критериев и показателей его измерения, методы мотивации и стимулирования, требования к программе профессиональной поддержки специалистов, условия обеспечения акмеологической профессиональной среды и управленческие технологии достижения коллективного профессионального «акме».

Изучение проблемы образа профессионального идеала требует ответа на ряд научных вопросов: какова динамика содержания профессионального образа идеала в разных сферах профессиональной деятельности; направления его совершенствования; инструментарий определения уровней его сформированности и реализации в профессиональной деятельности; соотношение личностных и общественных профессиональных идеалов; какие внутренние (личностные) и внешние условия в наибольшей степени способствуют достижению вершин личностно-про-фессионального развития и какие его тормозят.

Характер индивидуальной траектории личностно-профессионального развития конкретного человека зависит как от внутренних условий (качеств человека и обстоятельств судьбы), так и от внешних, которые можно рассматривать на государственном, региональном, отраслевом и институциональном уровнях. Можно говорить о разных периодах социальной востребованности профессии, о степени материального вознаграждения за труд, о разных условиях труда, о качестве нормативно-правовой базы, качестве управления, качестве социальной и профессиональной среды, в которой трудится человек. Важнейшим внутренним условием личностно-профессионального развития является способность к профессиональному целеполаганию, моделированию образа профессионального идеала и созданию индивидуальной программы личностно-профессионального развития на основе устойчивой мотивации профессиональных достижений. Личностно-профессиональное развитие человека будет способствовать достижению качества профессиональной деятельности при соблюдении следующих условий:

- опережающего моделирования индивидуального и общественного профессионального идеала, которые соответствуют акмеологическому тренду развития отрасли и социума;

- готовности к оперативной смене профессиональных идеалов и сохранению гуманистического характера не только цели, но и методов ее достижения;

- одинаковом понимании всеми субъектами профессиональной деятельности сущности и показателей достижения идеала, уверенности в реальности его достижения;

- полноты структуры профессионального идеала: учета всех элементов и представлений о желательных продуктах профессиональной деятельности, процессах, условиях, профессиональной среде, эстетической, нравственной и управленческой составляющей, о качествах работника, удовлетворенности социума и всех субъектов профессиональной деятельности. Профессиональный идеал тесно связан с личностным, поэтому моделируя новые направления профессиональной деятельности, например, в области робототехники, необходимо продумать варианты коррекции представлений человека об идеальной жизни в новых условиях, предвидеть риски и помочь приобрести новые, адекватные измененной среде обитания ценности, смыслы и идеалы. Социальное развитие предполагает постоянную смену идеалов: общественных, политических, профессиональных, личностных [3]. Идеал - это образ желаемого, а если нет желаний, стремлений или они противоречивы и размыты, то и деятельность по их достижению неэффективна или вообще исключена. Человек развивается только в деятельности, при отсутствии идеалов, деятельность теряет смысл, запускаются процессы деградации и самоуничтожения.

Список литературы

1. Дворецкая М.Я. Смысложизненное самоопределение личности в контексте учения об эталонном образе и идеале // Интегративная психология жизненного пути: Е.Ю. Коржова, Т.Д. Василенко, Е.К. Веселова и др. / под ред. Е.Ю. Коржовой. - СПб.: Фирма Стикс, 2016. - С. 85-98.

2. Искандарова З. Г. Проблема социального идеала: история и современность // Философия. Политика. Культура: материалы школы молодого философа / под ред. д. филос. наук С. А. Никольского. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С. 85-94.

3. Пожарский С.Д. Акмеология и катабология: теория совершенствования человека - СПб.: ЛЕМА, 2013. - 266.

4. Полетаева Н.М., Родина Е.А., Сиялова И.А. Стажировка молодых педагогов как условие становления профессиональной зрелости: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - 316 с.

5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. 2010.

Статья поступила: 06.05.2019. Принята к печати: 14.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.