Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа'

Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
879
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ / INTERCOURSE / A MEDICAL WORKER OF A MIDDLE GROUP / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL INSTITUTION / A MEDICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арасланова А. Т.

В статье рассматриваются педагогические условия формирования культуры общения студентов медицинского колледжа, которые предполагают совершенствование содержания медицинского образования, форм и методов обучения и воспитания; организацию диалогического типа взаимодействия в системе «студент-студент», «преподаватель-студент», самопознание и самовоспитание личности студента, создание профессионально-коммуникативной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF MEDICAL COLLEGE STUDENTS INTERCOURSE CULTURE FORMING

This article reviews the pedagogical conditions of medical college students intercourse culture forming. It includes the intensification of medical educational content, the perfection of educational and up-bringing forms and methods, organization of dialogic models such as «student student», «teacher student», self-knowledge and self-education of students' individuals, creation of professional communicative surroundings.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа»

УДК 37

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФСИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

© А. Т. Арасланова

Стерлитамакский медицинский колледж Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Комарова,12.

Тел./факс: +7(347)3220540.

E-mail: aliyatalg@mail.ru

В статье рассматриваются педагогические условия формирования культуры общения студентов медицинского колледжа, которые предполагают совершенствование содержания медицинского образования, форм и методов обучения и воспитания; организацию диалогического типа взаимодействия в системе «студент-студент», «преподаватель-студент», самопознание и самовоспитание личности студента, создание профессиональнокоммуникативной среды.

Ключевые слова: общение, культура профессионального общения, медицинский

работник среднего звена, педагогические условия, среднее специальное учебное заведение, медицинский колледж.

Социально-экономические изменения, происходящие в последнее время в стране, ухудшили положение в организации доступной медицинской помощи населению России. Мы полагаем, что критическая ситуация с медицинской помощью во многом усугубляется тем, что в центре внимания работника находится не человек с его потребностями, а болезнь. В процессе обучения в средних специальных учебных заведениях у будущих медицинских сестер, акушерок, фельдшеров формируется установка на лечение болезни с помощью только определенных манипуляций, они не придают значение культуре общения в сфере медицинской профессиональной деятельности. Все это приводит к тому, что, во-первых, студенты к окончанию обучения не имеют достаточных для профессиональной деятельности коммуникативных знаний, умений и навыков, что влияет на уровень культуры профессионального общения; во-вторых, сами преподаватели медицинских колледжей испытывают необходимость в изучении теоретико-практических подходов к формированию культуры общения студентов. Недостаточная разработанность в педагогике путей, методов и средств формирования культуры профессионального общения студентов в системе среднего медицинского образования и определяет актуальность темы исследования.

В основу понятия «культура профессионального общения медицинского работника» легли идеи ведущих педагогов (В.А. Кан-Калик, В.С. Грехнев, А.А.Леонтьев, Р.М. Фатыхова и др.) и представителей медицинской психологии (П.Беннер, М.А.Зуб, Н.А. Магазаник, И. В. Островская, и др.).

Культуру общения медицинского работника мы понимаем как показатель его способностей и умений осуществлять свои взаимоотношения с пациентом, его родственниками, коллегами - передавать и усваивать необходимую информацию, воспринимать, понимать своего собеседника и корректно взаимодействовать с ним.

Исходя из исследований по теории общения, по теории культуры, мы выделяем в качестве структурных компонентов культуры общения медицинского работника коммуникативный, интерактивный и перцептивный; в качестве функциональных компонентов - когнитивный, экспрессивный, регулятивный.

Опираясь на исследования, раскрывающие особенности обучения в средних специальных учебных заведениях (Е.Г Бастракова, М.Р. Гинзбург, Г.Ш. Лунь, В.Н. Манюкова, И.В. Островская), мы попытались рассмотреть специфику формирования культуры общения в системе среднего специального образования. Принципиальным в формировании культуры общения студентов является а) учет специфических возрастных особенностей данной категории подростков в структуре управления этим процессом и б) совместная деятельность педагога и воспитуемых, основанная на диалогическом типе взаимодействия. Определяющее значение в процессе формирования культуры общения имеет воспитание в коллективе, в том числе учебном, где возможно создание необходимых условий для реализации данной педагогической задачи. Согласно своим структурным компонентам схематично процесс формирования культуры профессионального общения студента предполагает формирование коммуникативной культуры, культуры восприятия и понимания, культуры взаимодействия. Основными принципами формирования культуры общения являются принцип единства интеграции и дифференциации, принцип диалогичности, принцип «незавершенности», «возможности» личности [1]. Кроме того, формирование культуры профессионального общения студента среднего специального учебного заведения предполагает формирование соответствующих коммуникативных умений. Основной вывод, к которому пришли современные исследователи, заключен в том, что формирование культуры общения - это объективный процесс, за-

висящий от осознания его как профессиональной подготовки специалиста и концептуального, технологического его обеспечения. Эффективным в этом направлении является создание оптимальных условий, способствующих формированию культуры общения студентов в процессе профессиональной подготовки.

Одним из педагогических условий, обеспечивающих успешность эксперимента, мы считаем введение коммуникативной константы в содержание общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин («Основы философии», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык»); общепрофессиональных дисциплин («Здоровый человек и его окружение», «Психология»); специальных дисциплин. Помимо основной образовательной цели - дать необходимые знания в конкретной области науки - занятия должны преследовать и другую, не менее важную цель - сформировать теоретическую основу культуры общения студентов медицинского колледжа.

В качестве примера проанализируем возможности использования дисциплины «Иностранный язык» в формировании культуры профессионального общения студентов.

Содержательный компонент подготовки студентов к формированию культуры общения на уроках английского языка реализуется при соблюдении ряда условий: 1) направленность учебных материалов на иностранном языке на общение как одну из главных человеческих ценностей; передача информации об особенностях медицинского общения; 2) организация активной работы студентов медицинского колледжа при обсуждении проблем будущей коммуникативной деятельности; 3) организация научно-исследовательской, поисковой работы по проблемам профессиональной медицинской деятельности на иностранном языке.

Так, например, в программу дисциплины «Английский язык» нами включены темы с соответствующими учебными текстами: Nursing Process; Nursing Theories; Roles and Function of the Nurse; Definition of values and Ethics in Nursing; Role of communication in Nursing; Role of psychological contact in first meeting with patient; Patient as person and subjective examination of patient; Role of communicative abilities of the Nurse и др. (Сестринский процесс; Теория сестринского дела; Роли и функции медицинской сестры; Понятие ценностей и этики в сестринском деле; Роль общения в сестринском деле; Значение психологического контакта при первой встрече с пациентом; Личность пациента и субъективное обследование пациента; Значение коммуникативных способностей в сестринском деле и др.).

Утверждение в сознании студентов важности культуры общения в деятельности медицинского работника среднего звена - одна из задач форми-

рующего эксперимента, в содержание которого мы ввели спецкурс «Культура общения медицинского работника». Цель данного спецкурса: рассмотрение теоретических и практических проблем общения, конфликтологии и др. Основные задачи спецкурса: 1) обучить специфике культуры профессионального общения; 2) сформировать коммуникативные знания, умения и навыки у студентов в процессе профессиональной подготовки; 3) сформировать культуру бесконфликтного общения у студентов в процессе профессиональной подготовки.

В программу спецкурса мы включили те темы по вопросам общения, которые, на наш взгляд, недостаточно рассмотрены в обязательной образовательной программе медицинского колледжа.

Курс структурирован по принципу дедуктивного анализа понятия «культуры общения». Сначала раскрываются основополагающие вопросы культуры общения медицинского работника среднего звена: структура, виды, функции, стили. Подробно рассматриваются все структурные компоненты культуры профессионального общения медицинского работника: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. В следующем разделе определяется специфика культуры общения медицинского работника и пациентов с различными заболеваниями, учитываются возрастные и гендерные особенности пациента при общении.

К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования культуры общения студентов в системе среднего специального учебного заведения, относится совершенствование форм и методов обучения. В ходе экспериментальной работы мы использовали такие формы обучения, как лекция, семинар, практическое занятие, урок-диалог, урок-диспут, урок-конференция, урок-суд; активные методы обучения - дискуссионные, игровые, проблемный метод, методы сензитивного и социально-психологического тренинга и психической саморегуляции.

Занятия по спецкурсу «Культура общения медицинского работника» проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий. На лекциях, в основном, используются такие методы, как рассказ, объяснение, беседа, диспуты, работа с книгой. На семинарских и практических занятиях закрепляются знания и умения, полученные на лекциях, даются рекомендации по поведению медицинского работника с пациентом, предлагается решить ряд ситуационных задач, проводится социально-психологический тренинг - система упражнений на развитие техники речи, вербального и невербального способов общения, умения слушать, умения управления конфликтными ситуациями («Слепец и поводырь», «Мимические маски», «Вырази эмоцию», «Портрет конфликта», «Ассоциативный ряд «конфликт»» и др.). Используется также сенситивный тренинг, целевое назначение кото-

рого состоит в обучении адекватному восприятию и пониманию других людей. Он связан с тренировкой эмпатии, самопонимания, рефлексивности (Рефлексия «Здесь и теперь», «Ведение дневника», «Улыбка», «Оглянись, уходя»).

Задача поиска в процессе непосредственного межличностного общения таких форм воздействия, которые были бы в наибольшей степени воспитателю благоприятны для формирования его личности, возвращает нас к диалогическому типу взаимодействия. В качестве педагогического условия, обеспечивающего эффективное формирование культуры общения студентов в системе среднего специального учебного заведения, нами выделяется организация диалогического типа взаимодействия.

По мнению Р.М. Фатыховой, диалогический тип взаимодействия предполагает следующие характеристики: во-первых, это всегда субъект-субъ-ектное взаимодействие; во-вторых, в нем имеет место решение продуктивных задач (постижение новых смыслов и значений); в-третьих, она предполагает глубинный, интимно-личностный уровень отношений [1, С. 93]. В результате исследования мы пришли к выводу, что организация диалогического типа взаимодействия в период обучения способствует тому, что в профессиональной деятельности медицинский работник будет придерживаться диалогических отношений в общении с пациентом. Это достигается тем, что, во-первых, тематика занятий спецкурса, воспитательных мероприятий ориентирована на признание важности диалогических отношений в медицинском общении, во-вторых, развиваются конкретные речевые умения - умение слушать, задавать вопросы, предавать информацию и т.д.

В профессиональном становлении будущего медработника, в формировании его культуры общения большое значение имеет самопознание и самовоспитание личности.

В программе спецкурса «Культура общения медицинского работника» рассматриваются следующие теоретические вопросы самовоспитания личности: теория и практика обучения общению; саморегуляция своего психического состояния человеком в процессе деятельности; проблема управления эмоциональным состоянием в процессе профессионального общения; понятие коммуникативного самочувствия медицинской сестры; психологическая (эмоциональная, коммуникативная) настройка как важный компонент саморегуляции человека.

В ходе проведения экспериментальной работы активно использовались методы психической саморегуляции: противострессовые упражнения, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение, само-обязательство, самопоощрение, самонаказание, самовнушение (медитация, аутогенная тренировка) и др.; метод сенситивного тренинга (упражнения на

развитие умений самодиагностики, на отработку индивидуальных стратегий и тактик общения -«Написание психологического портрета»; «Какой я есть и каким бы я хотел быть?»; «Индивидуальный стиль общения» и др.); игровые и дискуссионные методы.

Важным, на наш взгляд, педагогическим условием эффективного формирования культуры общения студентов медицинского колледжа является создание в группе профессионально-коммуникативной среды. Это высокомотивационная, актуализирующая творчество воспитательно-развивающая среда, способствующая укреплению в сознании студентов важности культуры общения в медицинской практике, обеспечивающая свободу выбора деятельности и ответственность субъекта за сделанный выбор. Создание профессионально-коммуникативной среды необходимо во время профессиональной практики, внеаудиторный работы, работы кружка.

К примеру, с целью создания профессионально-коммуникативной среды нами проводились классные часы на темы «Что значит эффективно общаться с пациентом?», «Три оружия в медицине -слово, растение, нож»; встречи с интересными людьми с приглашением практикующих врачей и медицинских сестер, которые давали советы студентам из своей профессиональной практики общения с пациентами; конференции и диспуты по темам медицинского общения; внеклассные мероприятия, где студенты активно участвовали в сценках, имитирующих будущую профессиональную деятельность («Помогите, доктор!», «В больнице» и др.).

Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры профессионального общения проводилась со студентами Стерлитамакского медицинского колледжа, Кумертауского филиала Стерлитамакского медицинского колледжа. Цель экспериментальной работы - выявление условий, форм и методов, обеспечивающих формирование культуры общения у студентов - будущих медицинских работников.

В качестве критериев сформированности культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа мы выделяем мотивационноценностный, содержательный, процессуально-деятельностный.

Мотивационно-ценностный критерий сформи-рованности культуры общения оценивает осознание студентами общения как ценности, необходимой в отношениях между врачом и пациентом, переживание, эмоциональность, эмпатию. Содержательный критерий сформированности культуры профессионального общения предназначен для выяснения у студентов-медиков уровня знаний о сущности общения, его природе, структуре, культурных формах, видах и средствах, об особенностях

медицинского общения, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях с пациентами, коллегами. Процессуально-деятельностный критерий сформи-рованности культуры общения оценивает степень владения коммуникативной техникой и коммуникативными умениями.

В качестве диагностического материала мы использовали самостоятельно составленную анкету с целью определения основных мотивов поступления в учебное заведение, тест на выявление эмпа-тийных тенденций, тест М. Рокича, Л.П. Калининского, контрольные работы, тест на выявление уровня усвоенности теоретических знаний (по основным вопросам спецкурса), оценку за профессиональную практику, самооценку коммуникативных умений, уровень активности во внеклассных мероприятиях.

Основная цель I этапа исследования - анализ состояния культуры общения студентов медицинского колледжа, который показал, что образовательная система медицинского колледжа в недостаточной мере предусматривает формирование коммуникативно-грамотного медицинского работника.

Формирующий эксперимент был направлен на создание системы подготовки специалиста, владеющего культурой профессионального общения. Он включает три последовательных, взаимодополняющих этапа.

Целью первого этапа является развитие коммуникативного и перцептивного структурного компонента, развитие когнитивного и экспрессивного функционального компонента культуры профессионального общения будущего медицинского работника. Второй этап был направлен на развитие интерактивного структурного компонента, регулятивного функционального компонента культуры профессионального общения медицинского работника. На третьем этапе формирующего эксперимента продолжалась работа по комплексному развитию трех структурных и функциональных компонентов культуры общения студента-медика; по развитию самопознания и самовоспитания личности студента.

Результаты опытно-экспериментальной работы представлены нами в табл. 1.

Таблица 1.

Уровни сформированности культуры общения студентов (в конце формирующего эксперимента)

Полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что в процессе целенаправленной экспериментальной работы у студентов изменяется отношение к роли общения в сфере медицинской

деятельности, возрастает объем теоретических знаний по культуре общения, развиваются коммуникативные умения, что влечет за собой повышение уровня культуры общения студентов медицинского колледжа.

Статистическая обработка эксперимента с привлечением х2-критерия и 1-критерия Стъюдента подтвердила эффективность предложенной организации учебно-воспитательного процесса для достижения главной цели - повышения культуры общения студентов в процессе профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фатыхова Р.М. Теоретические основы формирования культуры педагогического общения: Дис...докт. пед.наук. Екатеринбург,2001.

2. Бастракова Е.Г. Профессиональное становление личности медицинского работника среднего звена (на примере медицинской сестры): Автореф. дис. .канд. психол. наук. Калуга ,2003.-18с.

3. Беннер П. От новичка к профессионалу. М.: ВУМЦ, 1998.41с.

4. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая теория, методология, практика: Учеб.пособие. М.: Флинта: Наука,

2003. - 768с.

5. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение,1990. - 144с.

6. Дэна Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на работе и дома / Пер. с англ. СПб.: АОЗТ «Ин-т личности» и др., 1994. - 138с.

7. Зуб М.А. Профессионально-нравственное воспитание студентов медицинского училища: Методические рекомендации. Краснодар: изд-во института им К.В. Российского, 2001.- 32с.

8. Кан - Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение,1987. - 190с.

9. Культура общения медицинского работника: Методическое пособие для студентов средних медицинских учебных заведений. / Сост. А.Т. Арасланова. - Стерлитамак: Стер-литамак. гос.пед.ак-я, 2006. - 39 с.

10. Лунь Г.Ш. Педагогические основы формирования культуры общения студентов в системе среднего профессионального образования (на материале металлургического техникума): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре,2004. 21с.

11. Магазаник Н.А. Искусство общения с больными. М.: Медицина, 1991-112с.

12. Манюкова В.Н. Формирование коммуникативной культуры студентов ссузов в процессе учебно-прикладной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.,2004. 19с.

13. Островская И.В.. Медсестра и пациента: общение для обмена полезной информацией. // Медицинская сестра. 2000. №6. С.31-33.

Поступила в редакцию 27.04.2007 г.

Уровни Контрольная группа Экспериментальная группа

Высокий 16 (%) 27 (%)

Средний 58 60

Низкий 26 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.