УДК: 377.5
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА, НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
САФАРОВА ДИЛФУЗА ФАРИДДИНОВНА
преподаватель Бухарского медицинского колледжа МАИЛОВА КРИСТИНА ЛЕОНИДОВНА
преподаватель средней специализированной школы №37
города Бухары
АННОТАЦИЯ
Недостаточная разработанность в педагогике путей, методов и средств формирования культуры профессионального общения студентов в системе среднего медицинского образования является актуальной задачей. В формировании культуры профессионального общения большую роль могут играть уроки английского языка. Предложены практические рекомендации по организации занятий
1) направленность учебных материалов на иностранном языке на общение как одну из главных человеческих ценностей; передача информации об особенностях медицинского общения;
2) организация активной работы студентов медицинского колледжа при обсуждении проблем будущей коммуникативной деятельности;
3) организация научно-исследовательской, поисковой работы по проблемам профессиональной медицинской деятельности на иностранном языке.
Ключевые слова: среднее специальное медицинское образование, уроки инстранных языков, культура общения
FORMATION OF CULTURE OF PROFESSIONAL COMMUNICATION OF STUDENTS OF MEDICAL COLLEGE, ON CLASSES IN ENGLISH
SAFAROVA DILFUZA FARIDDINOVNA
teacher of the Bukhara medical college MAILOVA CHRISTINA LEONIDOVNA
teacher of high specialized school No. 37 of the city of Bukhara
SUMMARY
The insufficient readiness in pedagogics of ways, methods and means of formation of culture of professional communication of students in the system of secondary medical education is a relevant task. In formation of culture of professional communication English lessons can play a large role. Practical recommendations about the organization of occupations are offered
1) orientation of training materials in a foreign language on communication as one of the main human values; information transfer about features of medical communication;
2) the organization of active work of students of medical college at discussion of problems of future communicative activity;
3) the organization of research, search work on problems of professional medical activity in a foreign language.
Keywords: secondary vocational medical education, lessons of instranny languages, culture of communication
ТИББИЙ КОЛЛЕДЖ УКУВЧИЛАРИДА ИНГИЗ ТИЛИ ДАРСЛАРИДА КАСБИЙ МУЛОКОТ МАДАНИЯТИНИ ШАКЛЛАНИШИ
САФАРОВА ДИЛФУЗА ФАРИДДИНОВНА
Бухоро тиббиёт колледжининг чет тиллар кафедраси
щитувчиси
МАИЛОВА КРИСТИНА ЛЕОНИДОВНА
Бухоро шахри 37 сонли махсус урта мактабининг
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3-март(20) 2018
инглиз тили уцитувчиси
АННОТАЦИЯ
Урта тиббий таълим тизимида талабаларнинг профессионал мулоцотини шакллантиришда педагогик усулларнинг етарли ишлаб чицилмаганлиги муцим вазифалардан цисобланади. Профессионал мулоцотини шакллантиришда инглиз тили дарслари катта ацамиятга эга. Дарсларни ташкил цилишда цуйидаги амалий тавсиялар берилди:
1) чет тилидаги уцув материалларида тиббий мулоцотни урганишда асосий эътиборни царатиш;
2) тиббий колледж талабаларинининг мулоцот билан боглиц муаммоларини цал цилишда актив цатнашишини таъминлаш;
3) чет тилида профессионал тиббий фаолият билан боглиц илмий изланувчилик ишларини олиб бориш.
Калит сузлар: урта тиббий таълим, чет тили дарслари, мулоцот маданияти
В процессе обучения в средних специальных учебных заведениях у будущих медицинских сестер, акушерок, фельдшеров формируется установка на лечение болезни с помощью только определенных манипуляций, они не придают значение культуре общения в сфере своей профессиональной деятельности. Все это приводит к тому, что, во-первых, студенты к окончанию обучения не имеют достаточных для профессиональной деятельности коммуникативных знаний, умений и навыков, что влияет на уровень культуры профессионального общения; во-вторых, сами преподаватели медицинских колледжей испытывают необходимость в изучении теоретико-практических подходов к формированию культуры общения студентов.
Недостаточная разработанность в педагогике путей, методов и средств формирования культуры профессионального общения студентов в системе среднего медицинского образования и определяет актуальность темы исследования.
Культуру общения медицинского работника понимают как показатель его способностей и умений осуществлять свои взаимоотношения с пациентом, его родственниками, коллегами -передавать и усваивать необходимую информацию, воспринимать, понимать своего собеседника и корректно взаимодействовать с ним. Выделяют в качестве структурных компонентов культуры общения медицинского работника коммуникативный, интерактивный и перцептивный; в качестве функциональных компонентов - когнитивный, экспрессивный, регулятивный.
Принципиальным в формировании культуры общения студентов является
а) учет специфических возрастных особенностей данной категории подростков в структуре управления этим процессом; б) совместная деятельность педагога и воспитуемых, основанная на диалогическом типе взаимодействия.
Определяющее значение в процессе формирования культуры общения имеет воспитание в учебном коллективе, где возможно создание необходимых условий для реализации данной педагогической задачи. Согласно своим структурным компонентам схематично процесс формирования культуры профессионального общения студента предполагает формирование коммуникативной культуры, культуры восприятия и понимания, культуры взаимодействия. Основными принципами формирования культуры общения являются принцип единства интеграции и дифференциации, принцип диалогичности, принцип «незавершенности», «возможности» личности. Кроме того, формирование культуры профессионального
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3-март(20) 2018
общения студента среднего специального учебного заведения предполагает формирование соответствующих коммуникативных умений. Основной вывод, к которому пришли современные исследователи, заключен в том, что формирование культуры общения - это объективный процесс, зависящий от осознания его как профессиональной подготовки специалиста и концептуального, технологического его обеспечения. Эффективным в этом направлении является создание оптимальных условий, способствующих формированию культуры общения студентов в процессе профессиональной подготовки.
В качестве примера проанализируем возможности использования дисциплины «Иностранный язык» в формировании культуры профессионального общения студентов.
Содержательный компонент подготовки студентов к формированию культуры общения на уроках английского языка реализуется при соблюдении ряда условий:
1) направленность учебных материалов на иностранном языке на общение как одну из главных человеческих ценностей; передача информации об особенностях медицинского общения;
2) организация активной работы студентов медицинского колледжа при обсуждении проблем будущей коммуникативной деятельности;
3) организация научно-исследовательской, поисковой работы по проблемам профессиональной медицинской деятельности на иностранном языке.
Так, например, в программу дисциплины «Английский язык» нами включены темы с соответствующими учебными текстами: Nursing Process; Nursing Theories; Roles and Function of the Nurse; Definition of values and Ethics in Nursing; Role of communication in Nursing; Role of psychological contact in first meeting with patient; Patient
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3-март(20) 2018
as person and subjective examination of patient; Role of communicative abilities of the Nurse и др. (Сестринский процесс; Теория сестринского дела; Роли и функции медицинской сестры; Понятие ценностей и этики в сестринском деле; Роль общения в сестринском деле; Значение психологического контакта при первой встрече с пациентом; Личность пациента и субъективное обследование пациента; Значение коммуникативных способностей в сестринском деле и др.).
Утверждение в сознании студентов важности культуры общения в деятельности медицинского работника среднего звена - одна из задач формирующего эксперимента, в содержание которого мы ввели спецкурс «Культура общения медицинского работника». Цель данного спецкурса: рассмотрение теоретических и практических проблем общения, конфликтологии и др.
Основные задачи спецкурса:
1) обучить специфике культуры профессионального общения;
2) сформировать коммуникативные знания, умения и навыки у студентов в процессе профессиональной подготовки;
3) сформировать культуру бесконфликтного общения у студентов в процессе профессиональной подготовки.
В программу спецкурса мы включили те темы по вопросам общения, которые, на наш взгляд, недостаточно рассмотрены в обязательной образовательной программе медицинского колледжа.
Курс структурирован по принципу дедуктивного анализа понятия «культуры общения». Сначала раскрываются основополагающие вопросы культуры общения медицинского работника среднего звена: структура, виды, функции, стили. Подробно рассматриваются все структурные компоненты культуры профессионального общения медицинского работника: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. В следующем разделе
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3-март(20) 2018
определяется специфика культуры общения медицинского работника и пациентов с различными заболеваниями, учитываются возрастные и гендерные особенности пациента при общении.
К педагогическим условиям, обеспечивающим эффективность формирования культуры общения студентов в системе среднего специального учебного заведения, относится совершенствование форм и методов обучения. В ходе экспериментальной работы мы использовали такие формы обучения, как лекция, семинар, практическое занятие, урок-диалог, урок-диспут, урок-конференция, урок-суд; активные методы обучения - дискуссионные, игровые, проблемный метод, методы сензитивного и социально-психологического тренинга и психической саморегуляции.
Занятия по спецкурсу «Культура общения медицинского работника» проводятся в форме лекций, семинаров и практических занятий. На лекциях, в основном, используются такие методы, как рассказ, объяснение, беседа, диспуты, работа с книгой. На семинарских и практических занятиях закрепляются знания и умения, полученные на лекциях, даются рекомендации по поведению медицинского работника с пациентом, предлагается решить ряд ситуационных задач, проводится социально-психологический тренинг - система упражнений на развитие техники речи, вербального и невербального способов общения, умения слушать, умения управления конфликтными ситуациями («Слепец и поводырь», «Вырази эмоцию», «Портрет конфликта», «Ассоциативный ряд «конфликт»» и др.). Используется также сенситивный тренинг, целевое назначение которого состоит в обучении адекватному восприятию и пониманию других людей. Он связан с тренировкой эмпатии, самопонимания, рефлексивности (Рефлексия «Здесь и теперь», «Ведение дневника», «Улыбка», «Оглянись, уходя»).
Задача поиска в процессе непосредственного межличностного общения таких форм воздействия, которые были бы в наибольшей степени воспитателю благоприятны для формирования его личности, возвращает нас к диалогическому типу взаимодействия. В качестве педагогического условия, обеспечивающего эффективное формирование культуры общения студентов в системе среднего специального учебного заведения, нами выделяется организация диалогического типа взаимодействия.
В профессиональном становлении будущего медработника, в формировании его культуры общения большое значение имеет самопознание и самовоспитание личности.
В программе спецкурса «Культура общения медицинского работника» рассматриваются следующие теоретические вопросы самовоспитания личности: теория и практика обучения общению; саморегуляция своего психического состояния человеком в процессе деятельности; проблема управления эмоциональным состоянием в процессе профессионального общения; понятие коммуникативного самочувствия медицинской сестры; психологическая (эмоциональная, коммуникативная) настройка как важный компонент саморегуляции человека.
В ходе проведения экспериментальной работы активно использовались методы психической саморегуляции: противо-стрессовые упражнения, самоубеждение, самоприказ, самопринуждение, само-обязательство, самопоощрение, самонаказание, самовнушение (медитация, аутогенная тренировка) и др.; метод сенситивного тренинга (упражнения на развитие умений самодиагностики, на отработку индивидуальных стратегий и тактик общения -«Написание психологического портрета»; «Какой я есть и каким бы я хотел быть?»; «Индивидуальный стиль общения» и др.); игровые и дискуссионные методы.
Важным, на наш взгляд, педагогическим условием эффективного формирования культуры общения студентов медицинского колледжа является создание в группе профессионально-коммуникативной среды. Это высокомотивационная, актуализирующая творчество воспитательно-развивающая среда, способствующая укреплению в сознании студентов важности культуры общения в медицинской практике, обеспечивающая свободу выбора деятельности и ответственность субъекта за сделанный выбор. Создание профессионально-коммуникативной среды необходимо во время профессиональной практики, внеаудиторный работы, работы кружка.
К примеру, с целью создания профессионально-коммуникативной среды нами проводились классные часы на темы «Что значит эффективно общаться с пациентом?», «Три оружия в медицине -слово, растение, нож»; встречи с интересными людьми с приглашением практикующих врачей и медицинских сестер, которые давали советы студентам из своей профессиональной практики общения с пациентами; конференции и диспуты по темам медицинского общения; внеклассные мероприятия, где студенты активно участвовали в сценках, имитирующих будущую профессиональную деятельность («Помогите, доктор!», «В больнице» и др.).
Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры профессионального общения проводилась со студентами Стерлитамакского медицинского колледжа, Кумертауского филиала Стерлитамакского медицинского колледжа. Цель экспериментальной работы - выявление условий, форм и методов, обеспечивающих формирование культуры общения у студентов - будущих медицинских работников.
В качестве критериев сформированности культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа мы выделяем
Электронный научный журнал «Биология и интегративная медицина» №3-март(20) 2018
мотивационноценностный, содержательный, процессуально-дея-тельностный.
Мотивационно-ценностный критерий сформи-рованности культуры общения оценивает осознание студентами общения как ценности, необходимой в отношениях между врачом и пациентом, переживание, эмоциональность, эмпатию. Содержательный критерий сформированности культуры профессионального общения предназначен для выяснения у студентов-медиков уровня знаний о сущности общения, его природе, структуре, культурных формах, видах и средствах, об особенностях медицинского общения, стратегиях поведения в конфликтных ситуациях с пациентами, коллегами. Процессуально-деятельностный критерий сформированности культуры общения оценивает степень владения коммуникативной техникой и коммуникативными умениями.
В качестве диагностического материала мы использовали самостоятельно составленную анкету с целью определения основных мотивов поступления в учебное заведение, тест на выявление эмпатийных тенденций, тест М. Рокича, Л.П. Калининского, контрольные работы, тест на выявление уровня усвоенности теоретических знаний (по основным вопросам спецкурса), оценку за профессиональную практику, самооценку коммуникативных умений, уровень активности во внеклассных мероприятиях.
Список литературы:
1. Алексеева Л.Е. Методика обучения профессионально ориентированному иностранному языку: Курс лекций: Методическое пособие. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. -136 с.
2. Арасланова А.Т. Педагогические условия формирования культуры профессионального общения студентов медицинского колледжа - Вестник башкирского университета 2007, Т. 12. - №. 2., 125-127.
3. Беленкова Г.А. Профильно-ориентированное обучение английскому языку студентов медицинских ССУЗов - Вестник Камчатского политехнического техникума 2010, №. 3. С. 80-89.
4. Большой русско-английский медицинский словарь - М: РУССО, 2005. 704 с.
5. Колесникова И.Л. Англо - русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press», 2001 г. -224 с.
6. Кунин, А.В. Некоторые вопросы английской фразеологии -Англо-русский фразеологический словарь - М. Советская Энциклопедия, 1967 - 1253-1263с.
7. Методики обучения иностранным языкам в средней школе-Отв. Редактор М.К. Колкова СПб: Каро, 2005 - (Модернизация образования) - 30 с.
8. Современные теории и методики обучения иностранным языкам - Под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Экзамен, 2004. -320 с.
9. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей -3-е изд. М.: Просвещение, 2005. - 239с.
10. Штарина А.Г. Английский язык: компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков Волгоград: Учитель, 2—8. -191с.
11. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов М.: Филоматис, 2004. - с.416