УДК 377.5.02
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Токторова Венера Кудайназаровна, 2017 аспирант Кыргызско - Узбекского Университета Кыргызская Республика, г. Ош
Аннотация: статья актуализирует существующие проблемы при подготовке медицинских работников среднего звена в Кыргызстане. Являясь основным партнером врача, медицинский работник среднего звена должен обладать набором необходимых компетенций, навыков и умений, отвечающих современным условиям. Автором в работе выделен ряд проблем при подготовке медицинских работников среднего звена и предложены пути повышения качества и эффективности подготовки.
Ключевые слова: медицина, медицинские работники среднего звена, Кыргызская республика, профессиональная подготовка, подготовка медиков.
THE PROBLEMS OF PROFESSIONAL TRAINING OF MIDDLE-LEVEL MEDICAL WORKERS
IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Toktorova Venera Kudainazarovna, 2017 Postgraduate Student, Kyrgyz - Uzbek University Kyrgyz Republic, Osh
Abstract: the article updates the existing problems in the training of middle-level medical workers in Kyrgyzstan. Being the main partner of the doctor, a mid-level medical worker should have a set of necessary competencies, skills and abilities that meet modern conditions. The author identified a number of problems in the training of mid-level medical workers and suggested ways to improve the quality and effectiveness of training.
Key words: medicine, middle-level medical workers, Kyrgyz Republic, vocational training, training of physicians.
Глубокие изменения, произошедшие в нашей стране, касаются всех отраслей жизни общества, в том числе и системы образования, которая оказалась неспособной решить многие проблемы, вызванные современными социально-экономическими требованиями.
Целью профессиональной подготовки в настоящее время является формирование компетентных специалистов, которые могут максимально воплощать свой потенциал в определенной области трудовой деятельности. В то же время изменения, происходящие в социальной, политической, духовной и экономической жизни нашей страны, активизируют потребность в специалистах, способных сознательно определять стиль своей жизни, отвечать за результаты собственных поступков, четко производить направления развития и совершенствования.
На современном этапе преобразований в образовании Кыргызской Республики, направления ее к международным стандартам, обостряется проблема повышения качества содержания подготовки специалистов медицинской отрасли. Медицинское образование по своему назначению осуществляет профессиональную подготовку компетентного специалиста, способного как обеспечивать предоставление надлежащих медицинских услуг, так и улучшать уровень качества здравоохранения в целом.
По мнению современных авторов [1-2] ведущей целью подготовки младшего медицинского специалиста является формирование специалиста нового образца, в центре профессиональной деятельности которого является личность с ее особенностями, индивидуальным состоянием здоровья и внутренними возможностями к адаптации; специалиста, деятельность которого сосредоточена на творческую, диалогическую, эмпатичное взаимодействие с пациентом, на активизацию потенциальных возможностей личности, улучшения и гармонизации индивидуальных акмеологических резервов; специалиста, способного эффективно осуществлять надлежащий уход за
больными, устанавливать медсестринский диагноз, определять проблемы пациента, выполнять назначения врача в амбулаторных и стационарных условиях, в условиях семьи, в образовательных учреждениях.
Глубокие социальные изменения в обществе, научно-технический прогресс в области медицины, использование компьютерной техники и другого высокотехнологичного оборудования предусматривает высокоинтеллектуальный труд и требует от медицинского работника широкого общеобразовательного, научно-технического, профессионального и культурного мировоззрения. От медицинского работника среднего звена современное общество нуждается в технологической осведомленности, знаний из социальных, медицинских и биологических наук, соблюдение медицинской этики [3-4].
В то же время в современных исследованиях по проблемам профессиональной подготовки медицинских работников обращается внимание на недостаточное внедрение инновационных технологий обучения в медицинских учебных заведениях, на необходимость построения системы обучения на основе гуманной педагогики, на малообеспеченность учебных заведений информационно-коммуникационными технологиями и др.
Начало XXI века характеризуется в педагогике повышенным интересом к личности студента. На протяжении всего советского периода в системе высшего образования студент рассматривался как объект обучения, личностный потенциал которого направляли на усвоение определенного извне заданного содержания. В системе образования личность и интересы ее развитии не были приоритетами. Система образования игнорировала развитие личности как особую ценность образовательного процесса.
Изменение социальной ситуации в стране вызвала необходимость разработки другой, отличной от той, что существовала ранее, системы медицинского образования, системы, способной создать условия, способствующие формированию и совершенствованию собственно личности студента, его готовности к саморазвитию и творчеству путем вступления в соответствующих компетенций.
Логика подготовки студента в медицинском учебном заведении диктуется образовательно-квалификационной характеристикой медицинского работника, составленной на основе нормативных положений, в которой изложены требования общества в виде компетенций, которыми должен обладать выпускник.
Стоит отметить такие компетенции медицинского работника, которые важны для осуществления профессионального самосовершенствования:
- осознание и восприятие морально-этических норм поведения в отношении коллег, пациентов, окружающей среды (принцип биоэтики) владения и соблюдение норм здорового образа жизни; потребность учиться; способность к объективной критике и самокритике; адаптивность и коммуникабельность;
- настойчивость в достижении цели; знание иностранного языка; навыки работы с компьютерными технологиями; умение собирать, анализировать и управлять информацией; исследовательские навыки.
Перечисленные компетенции обычно и считаются конечной целью обучения, однако, именно они являются основой формирования готовности к самосовершенствованию младшего медицинского специалиста. Достижение цели формирования соответствующих указанным компетенциям умений определяется вкладом каждой учебной дисциплины в конечный результат.
Порядок изучения дисциплин на доклиническом и клиническом этапах соответствует логике развития профессионального мышления: от фундаментальных знаний, законов и закономерностей, которые закладывают основы клинического мышления, к специальным дисциплинам, овладение которыми завершает формирование способности решать профессиональные задачи на основе обобщенного владения знаниями, способами и приемами деятельности.
Однако анализ публикаций в медицинских журналах, интервью и беседы с медицинским персоналом больниц и поликлиник дает возможность проследить изменения в требованиях общества к профессиональной модели современного медицинского работника среднего звена. Для того, чтобы медицинский работник отвечал требованиям, которые постоянно меняются и усложняются, необходимо постоянно профессионально самосовершенствоваться.
Система профессиональной подготовки медицинских сестер в нашей стране не соответствует мировым требованиям и требует существенных изменений. За рубежом медсестринское образование предусматривает подготовку обычной медсестры, медсестры-бакалавра и медсестры-магистра. В частности, во всем мире растет спрос на высококвалифицированную медсестру-бакалавра, поскольку врач дорого обходится лечебному учреждению. Медсестра-бакалавр зарабатывает значительно меньше, зато может выполнять много врачебных функций - прочитать электрокардиограмму, осмотреть больного, поставить сестринский диагноз, назначить лечение, сделать катеризацию магистральных артериальных и венозных стволов, определить давление в полостях сердца и легочной артерии [5-6]. Она хорошо знает клиническую фармакологию, патологические анатомию и физиологию, обладает компьютерными технологиями, умеет работать на современном медицинском оборудовании [7-8].
Средний возраст медсестры, которая учится в медколледже за рубежом, составляет 24-26 лет. Обычно это девушка (молодой человек), которая уже сознательно выбрала будущую профессию, потому прилагает немалые усилия, чтобы получить престижное медсестринское образование. Она знает, что после окончания учебного заведения будет иметь достойную оплату труда, оснащенное современной аппаратурой рабочее место и комфортные условия труда.
Что касается медсестринского образования в Кыргызской Республике, то его, как правило, выбирают ученики, которым едва исполнилось 15-16 лет. В основном о своей будущей специальности они не имеют никакого представления, за исключением отдельных молодых людей, которые сознательно решили посвятить себя медицине.
Наша страна пошла по пути вхождения в Болонский процесс, имея нереформированную систему здравоохранения. Хотя в последнее время в области здравоохранения произошли некоторые сдвиги, в медицинских колледжах, училищах, согласно учебным программам, 25% дисциплин являются общественно ориентированными. А медицинское образование, по мнению многих практиков, должно быть практически ориентировано, поэтому акценты нужно делать на получении специализированных знаний. Например, европейские или американские медики могут не знать определенных общенаучных вещей, зато они до нюансов знают свою непосредственную работу. Кроме того, медсестры-бакалавры за рубежом могут осуществить научные исследования в сфере медсестринства, продолжить обучение в магистратуре, докторантуре, чтобы получить научную степень. Медсестры-магистры занимают ключевое место в зарубежном здравоохранении, являются идеологами медсестринства, определяя направления его развития.
В Кыргызстане специалисты также начали обсуждать вопрос подготовки магистров медсестринского дела, например, уже разрабатываются специальные учебные программы. Однако некоторые ученые советуют не спешить, поскольку отечественное здравоохранение еще не готово обеспечить работой и соответствующей зарплатой медсестер-бакалавров, уже не говоря о медсестрах-магистрах.
Процессы информатизации всех отраслей человеческой деятельности также меняют требования к профессиональной деятельности специалистов. В условиях стремительных изменений и информатизации общества возникает потребность в специалистах, способных интегрировать возможности информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Это касается и медицинских работников.
Однако необходимо отметить, что эффективность и качество деятельности медицинского персонала зависит обязательно от уровня теоретической и практической профессиональной подготовки. Важны также человеческие положительные моральные качества. Отметим значимость медицинской этики, ценностей, которые пропагандирует медицинский работник, и уровня его культуры.
В условиях общественных запросов на качество медицинских услуг растут требования к профессиональной деятельности медицинских сестер. Вместе с потребностью в оказании первичной медико-санитарной помощи, технологической осведомленности, знаниях социальных, медицинских, биологических наук, в поликлиниках, амбулаториях, больницах сегодня ожидают психолога-практика и мастера диалогического взаимодействия, который придерживается так называемого «Этического кодекса медицинской сестры».
Медицинский работник среднего звена сейчас является партнером врача и выполняет много самостоятельных функций. Он собирает информацию о больном, изучает его потребности и проблемы, планирует и реализует план лечения пациентов определенных групп, соответственно консультируясь с врачом, ставит в известность врача об изменениях в здоровье больного; совместно с врачом принимает активное участие в обходах, реализует его назначение не только по диагностическим, но и лечебным мероприятиям, способен действовать независимо, и в сотрудничестве с другими специалистами здравоохранения [9-10].
Профессионально важным свойством медицинской сестры, например, есть развитая эмпатия как ведущий фактор успеха в процессе лечения, помогает при условии обеспечения доверительного, интимного общения проникать в душевные переживания пациента, сочувствовать ему (проявлять бескорыстную отзывчивость, милосердие, сострадание).
Итак, современная клиническая практика нуждается в специалистах, владеющих новейшими технологиями осуществления ухода за больными, и предоставление соответствующих медицинских услуг согласно существующим европейским требованиям [11-12]. Это требует от медицинских работников готовности к постоянному профессиональному самосовершенствованию. Такую готовность, по нашему мнению, нужно формировать у студентов еще во время их обучения в медицинском учебном заведении, которое, является тем социумом, направленным на создание эффективных условий для самосовершенствования, самореализации и саморазвития личности.
Процесс формирования профессиональных качеств медицинского работника среднего звена определяется в значительной степени учебно-воспитательной средой учебного заведения. На современном этапе совершенствуется и обновляется образовательный объем, открываются принципиально новые потенциальные возможности для отбора эффективных средств и технологий профессиональной подготовки медицинских специалистов, которые способствовали бы профессиональному становлению и гармоничному развитию молодого человека.
С учетом исследований, учебно-воспитательную среду мы рассматриваем как триединство обучения, воспитания и социализации. Каждый из этих процессов направлен на привитие студентам общечеловеческих достижений и обеспечения гуманитарного измерения развития образования. Это тот социум, ориентированный на обеспечение эффективных условий для самосовершенствования, саморазвития и реализации личности.
Основным, по мнению ученых, должна быть профессиональная направленность образовательной среды медицинского учебного заведения, формирующая профессиональную направленность выпускников, которая проявляется в наличии профессионально значимых идеалов, интересов, установок, принципов, склонностей, способностей, желаний и мотивов целенаправленной учебно-познавательной деятельности студентов с приобретения знаний и умений, необходимых для проведения обследования, диагностики, лечения, соответствующих медицинских манипуляций, взаимодействия с больными и коллегами, оценки влияния различных факторов на состояние больных, разработки и внедрения мер профилактики заболеваний и поддержания здорового образа жизни человека [13-14].
В условиях модернизации здравоохранения особое место занимает проблема формирования готовности студентов не только к профессиональной деятельности, но и к непрерывному профессиональному самосовершенствованию и саморазвитию. Несмотря на свою безусловную актуальность и значимость, эта проблема все же продолжает оставаться недостаточно научно разработанной.
Практика работы медицинских учебных заведениях показывает, что преподаватели считают себя обязанными дать студенту необходимые профессиональные знания, умения, навыки, а формирование готовности к профессиональному самосовершенствованию происходит само по себе, вне учебного заведения, в период непосредственной профессиональной деятельности [15-16].
Считаем, что процесс формирования готовности к профессиональному самосовершенствованию специалиста в условиях медицинских учебных заведений является одним из важнейших факторов успешности дальнейшей профессиональной деятельности студентов. Такую готовность необходимо формировать целенаправленно, осуществляя с начала обучения в медицинском учебном заведении.
Уникальность нынешней социально-культурной и экономической ситуации в Кыргызской Республики в условиях независимости, определяется необходимостью преобразований в обществе и требует развития личности внести в ранг приоритетных задач. Практика показывает, что традиционные формы профессиональной подготовки будущих специалистов не в состоянии охватить то большое количество задач, стоящих перед выпускниками высших учебных заведений, исходя из современных требований. Будущий специалист должен быть образованным, мобильным, конкурентоспособным, самостоятельным в принятии решений, гармонично развитым, должен обладать научным стилем мышления, понимать естественно-научную картину мира. Необходимо эффективное формирование человека будущего с задействованием ее личных усилий и резервов. Поэтому профессиональное самосовершенствование современными исследователями трактуется как особый вид профессиональной деятельности специалистов, как обязательный компонент их профессиональной подготовки и переподготовки.
Сейчас все больше обостряется противоречие между современными потребностями общества к уровню профессиональной готовности медицинских работников и преподавателей медицинского учебного заведения, осуществляющие их подготовку, с одной стороны, и реальным уровнем компетентности педагогов медицинских учебных заведений, которые часто не в состоянии квалифицированно реализовывать свои профессиональные обязанности, с другой стороны.
Необходимость повышения качества подготовки специалистов медицинской отрасли обусловлена еще и медико-демографическими процессами (заболеваемостью и старением населения) и направлениями реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики, в которой значение, место деятельности и функции медицинских работников приобретают качественно новые характеристики. Имеется в виду следующие направления [17-20]: доминирующая потребность по развитию первичной медико-санитарной помощи, в том числе на принципах семейной медицины; совершенствование стационарозамещающих форм лечения; создание учреждений медико-социальной помощи больным с хроническими заболеваниями, инвалидам и пожилым людям, паллиативной медицины и хосписов; расширение профилактической деятельности; создание отделений дополнительных возможностей.
В то же время мы выяснили, что все еще недостаточно изучены содержание, формы и методы подготовки будущего младшего медицинского специалиста к целенаправленному планированию и организации деятельности, направленному на развитие профессионально важных качеств, пути совершенствования подготовки будущих младших медицинских специалистов медицинских учебных заведений к профессиональному самосовершенствованию.
Наши наблюдения показали, что в профессиональном становлении будущего медицинского работника как субъекта самосовершенствования существуют противоречия между необходимостью в совершенствовании и низким уровнем сформированности умений осуществления этого процесса. При наличии устойчивого интереса к собственной личности и проблем самосовершенствования у студентов медицинских учебных заведений отсутствуют соответствующие знания, навыки и практический опыт самосовершенствования.
В условиях постоянных изменений в обществе, глобальной модернизации технологической и ценностной сферы, других отраслей, повышение уровня экономической и географической мобильности специалиста актуализируется потребность о его соответствии требованиям и особенностям деятельности. Решение этой проблемы необходимо искать в направлении непрерывного профессионального совершенствования и саморазвития.
Делаем вывод, что в сегодняшних условиях возрастают требования к учебно-воспитательной среде в медицинском учебном заведении. Такая среда должна быть духовно-ценностной и способствовать повышению мотивации студентов к обучению, развитию, самосовершенствованию, в частности таких личностных качеств, как интеллект, высокая нравственность, способность к эмпатии, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, доброжелательность и готовность всегда прийти на помощь. Это реализуется в профессионально-этическом таргетинге гуманитарных учебных дисциплин и интегрированных спецкурсов, в широком внедрении интерактивных форм и методов обучения, благотворной атмосфере системы профессионально направленных воспитательных мероприятий.
В результате этого расширяется социальная активность медицинского работника, осуществляется саморазвитие через самообразование и самовоспитание. Это обеспечивает удовлетворение его потребностей в профессиональной деятельности, представленной различными видами - социальной, профессионально-производственной, учебно-познавательной, предметно-практической, организационно-управленческой, коммуникативной, эстетической, физической, моральной и т. д. Отметим, что создание такой учебно-воспитательной среды определенным образом зависит от преподавателей, которые помогают профессионально расти будущим младшим медицинским специалистам среднего звена.
Таким образом, на сегодня существует потребность в пересмотре подходов и требований к профессиональной подготовке медицинских работников среднего звена, в формировании у них потребности и готовности к самосовершенствованию. Также в медицинских учебных заведениях необходимо создавать педагогические условия, которые обеспечивали бы формирование готовности будущих младших медицинских специалистов к профессиональному самосовершенствованию. Для их определения нужно выяснить сущность самосовершенствования специалиста медицинской отрасли и его структурные компоненты.
Список литературы
1. Вербина Г.Г. Введение в психоанализ. - Чебоксары, 2010. - 230 с.
2. Летягин Л.Н., Валицкая А.П., Романенко И.Б. и др. Картина человека: философия, культурология, коммуникация. - Санкт-Петербург, 2016. - 560 с.
3. Левитан Б.Н., Дедов А.В., Прошина П.П. Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови при язвенном колите // Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, колопроктологии. 1999. Т. 9. № 5. С. 65-68.
4. Пархисенко Ю.А., Жданов А.И., Пархисенко В.Ю., Калашник Р.С. Хронический калькулезный панкреатит: обзор подходов к хирургическому лечению // Анналы хирургической гепатологии. 2014. Т. 19. № 2. С. 91-98.
5. Аракелян Б.В., Рухляда Н.Н., Мельников А.С., Санина М.С. Возможности иммунокорригирующей терапии обострений хронических заболеваний органов малого таза // Вопросы гинекологии, акушерства и перинатологии. 2010. Т. 9. № 6. С. 21-24.
6. Астахов С.Ю., Астахов Ю.С., Зумбулидзе Н.Г. Способ повышения эффективности операций непроникающего типа в ходе хирургического лечения первичной открытоугольной глаукомы // Глаукома. 2003. № 2-9. С. 14.
7. Иванов А.Ю. Нарушения венозного оттока от головного мозга у больных с сосудистой и нейроонкологической патологией // Диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук. - Санкт-Петербург, 2011. - 285 с.
8. Лялина Е.А., Баранов Ш.Б., Керимкулова Н.В. Современные возможности диагностики илечения женского бесплодия // Вестник Ивановской медицинской академии. 2010. Т. 15. № 1. С. 4550.
9. Гайдуков С.Н., Атласов В.О., Максимова Т.А., Либова Т.А. Возможности нехирургической коррекции истмико-цервикальной недостаточности у беременных женщин // В книге: Тезисы юбилейной конференции Материалы Юбилейной конференции к 100-летию Клинической больницы Санкт-Петербургской педиатрической медицинской Академии и 80-летию Санкт-Петербургской педиатрической медицинской Академии. 2005. С. 103.
10. Зеленский В.А., Куликова Н.Г., Оверченко А.Б. К вопросу о диспансерном наблюдении детей и подростков со стоматологиче-скими заболеваниями и зубочелюстными аномалиями развития // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 3. С. 13.
11. Глухов А.А., Жданов А.И., Андреев А. А. Многокомпонентная интестинальная терапия в комплексном лечении острого распространенного перитонита // Журнал теоретической и практической медицины. 2003. Т. 1. № 1. С. 36-39.
12. Калинин П.Л., Фомичев Д.В., Кутин М.А., Кадашев Б.А., Астафьева Л.И., Шкарубо А.Н., Алексеев С.Н., Фомочкина Л. А. Эндоскопическая эндоназальная хирургия аденом гипофиза (опыт 1700 операций) // Вопросы нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко. 2012. Т. 76. № 3. С. 26-33.
13. ВербинаГ.Г., Рындина О.Г. Основы психосоматики. - Чебоксары, 2007.
14. Пахомов A.A., РухлядаН.Н., БакииаН.Н., Чернов Д.А. Психофизиологические особенности женщин в климактерическом периоде // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 159-163.
15. Гриндель О.М., Воронина И.А., Воронов В.Г., Скорятина И.Г., Шкарубо А.Н. Изменения ЭЭГ в раннем послеоперационном периоде удаления опухолей базально-диэнцефальной локализации // Физиология человека. 2008. Т. 34. № 1. С. 39-45.
16. Куклина H.A., Сапожников В.Г., Щеплягина ДА. Клиническое значение изучения факторов риска при хеликобактерпозитивиой форме хронического гастродуоденита у детей // Российский педиатрический журнал. 1998. № 6. С. 25-29.
17. Зумбулидзе Н.Г., Астахов С.Ю. Новый способ хирургического лечения больных с первичной открытоугольной глаукомой// Офтальмохирургия. 2003. № 3. С. 11.
18. Иванов А.Ю., Панунцев B.C., Кондратьев А.Н., Иванова Н.Е., Петров А.Е., Комков Д.Ю., Панунцев Г.К., Черепанова Е.В., Вершинина Е.А., Попова Е.В., Устаева И.Г. Особенности венозного оттока от головного мозга//Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева. 2010. T. XLII. № 2. С. 5-10.
19. Милютин М.В., Стыров C.B. Половые различия фагоцитарной активности нейтрофилов на поверхности аутологичных клеток крови при использовании в качестве объектов фагоцитоза Шигелл Зонне // В сборнике: Успехи науки - 2016 сборник статей международной научной конференции молодых ученых. Под редакцией В.Ш. Уразгалиева. 2016. С. 114-115.
20. Сергиев В.П., Кузнецова К.Ю. Современные проблемы в сфере паразитарных болезней и их терапии//Инфекционные болезни. 2014. № 1. С. 12.
УДК 378
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ С ВЫСОКИМ ИННОВАЦИОННЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ: К
ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
Абакумова Н.Н.1, Яскевич И.Н.2, 2017 Национальный исследовательский Томский государственный университет,
1 доцент кафедры обгцей и педагогической психологии, Томск
2старший преподаватель кафедры дизайна, Томск
Аннотация: в статье сделана попытка определения проблемы мониторинга результативности учреждений художественного образования в регионе с высоким инновационным потенциалом. В основу исследования положена технология педагогического мониторинга, позволяющая улавливать такие образовательные результаты, которые говорят о новом качестве образования и позволяют оценивать эффективность инноваций. Показана значимость опытно-экспериментальной работы для региона и отрасли в целом. Перечислены прогнозные результаты внедрения модели мониторинга в художественном образовании.
Ключевые слова: мониторинг, художественное образование, образовательное учреждение.
MONITORING OF EFFECTIVENESS OF INSTITUTIONS OF ART EDUCATION IN THE REGION WITH A HIGH INNOVATIVE POTENTIAL: TO STATEMENT OF THE PROBLEM
Abakumova N.N.1, Yaskevich I.N.2, 2017 National research Tomsk state university 1 Phi) , Associate Professor of Faculty of Psychology, Tomsk 2 Senior Teacher of Institute of Arts and Culture, Tomsk
Summary: In article the attempt of definition of a problem of monitoring of effectiveness of institutions of art education in the region with a high innovative potential is made. The technology of