Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FOREIGN STUDENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирьякова Ольга Васильевна

В статье актуализируется проблема формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности. Данная проблема активно дискутируется в современной отечественной педагогической науке, однако не является полностью изученной. Автор акцентирует внимание на следующих педагогических условиях формирования компетенции социального взаимодействия: использование мотивационных способов, активизирующих внеучебную деятельность иностранных студентов; разработка и реализация комплекса мероприятий, способствующих формированию у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия; включение иностранных студентов в различные виды внеучебной деятельности посредством реализации компетентностно-ориентированных заданий социальной направленности; обеспечение результативности внеучебной деятельности иностранных студентов на основе использования их субъектного опыта. В тексте статьи приводится краткая характеристика каждого из названных педагогических условий. Автор приходит к заключению, что реализация данных педагогических условий будет способствовать результативному формированию компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов в процессе опытно-экспериментальной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кирьякова Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF THE FORMATION OF SOCIAL INTERACTION COMPETENCE OF FOREIGN STUDENTS IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

The article actualizes the problem of forming the competence of social interaction of foreign students in extracurricular activities. This problem is actively discussed in modern Russian pedagogical science, but it is not fully studied. The author focuses on the following pedagogical conditions of the formation of social interaction competence: the use of motivational methods that activate extracurricular activities of foreign students; the development and implementation of a set of measures that contribute to the formation of social interaction competence among foreign students; the inclusion of foreign students in various types of extracurricular activities through the implementation of competence-oriented tasks of social orientation; ensuring the effectiveness of extracurricular activities of foreign students based on the use of their subjective experience. The text of the article provides a brief description of each of these pedagogical conditions. The author comes to the conclusion that the implementation of these pedagogical conditions will contribute to the effective formation of the competence of social interaction of foreign students in the process of experimental work.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Кирьякова О.В. Педагогические условия формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Kiryakova O.V. (2020). Pedagogical conditions of the formation of social interaction competence of foreign students in extracurricular activities. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PDMN620.pdf (in Russian)

Исследование выполнено в рамках Программы внутривузовских грантов ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по мероприятию 2 «Проектирование и разработка компетентностно-ориентированного содержания и технологий образования» (тема «Педагогические условия формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности»)

УДК 378 (045)

Кирьякова Ольга Васильевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Аспирант кафедры «Педагогики» E-mail: kirjakova82@mail.ru

Педагогические условия формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности. Данная проблема активно дискутируется в современной отечественной педагогической науке, однако не является полностью изученной.

Автор акцентирует внимание на следующих педагогических условиях формирования компетенции социального взаимодействия: использование мотивационных способов, активизирующих внеучебную деятельность иностранных студентов; разработка и реализация комплекса мероприятий, способствующих формированию у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия; включение иностранных студентов в различные виды внеучебной деятельности посредством реализации компетентностно-ориентированных заданий социальной направленности; обеспечение результативности внеучебной деятельности иностранных студентов на основе использования их субъектного опыта.

В тексте статьи приводится краткая характеристика каждого из названных педагогических условий. Автор приходит к заключению, что реализация данных педагогических условий будет способствовать результативному формированию компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов в процессе опытно-экспериментальной работы.

Ключевые слова: компетенция социального взаимодействия; педагогические условия; иностранные студенты; внеучебная деятельность

Введение

Стремительно увеличивающееся количество иностранцев, прибывающих в нашу страну получать высшее образование, актуализирует вопросы, касающиеся обучения и воспитания иностранных студентов в отечественное педагогической науке.

В Мордовском государственном педагогическом университете им. М.Е. Евсевьева в настоящее время обучается более шестисот студентов-иностранцев, прибывших преимущественно из стран ближнего зарубежья (Туркменистан, Узбекистан). Опыт работы с данной категорией обучающихся позволил заметить, что иностранные студенты довольно сильно отличаются от своих российских однокурсников. Их обучение, осложняется во многом проблемами, связанными адаптацией к новым условиям жизни, необходимостью принимать систему ценностей окружающего социума, его культурные нормы и правила поведения, а также низким уровнем владения русским языком. Одним из путей минимизации трудностей, испытываемых иностранными студентами во время пребывания в России, является формирование у них компетенции социального взаимодействия.

В современной педагогической науке проблема формирования компетенции социального взаимодействия находится в центре внимания. Выделив 10 ключевых компетенций, И.А. Зимняя отметила, что что все ключевые компетенции являются по сути социальными. По ее мнению, «...ключевые компетенции суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе» [1, с. 19]. Ключевые компетенции обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме, поэтому являются социальными в «широком смысле слова». Социальные «в узком смысле слова» компетенции характеризуют взаимодействие человека и социальной сферы.

К таким относится интересующая нас компетенция социального взаимодействия, раскрывающаяся, по мнению И. А. Зимней через взаимодействие обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность [1, с. 24].

Изучив работы И.А. Зимней, а также ряда отечественных ученых, обратившихся к изучению вопросов, связанных с компетенцией социального взаимодействия, мы пришли к выводу, что взгляды на понимание и определение сущности исследуемого феномена несколько разнятся. Ее рассматривают как:

• понятие, свидетельствующее об уровне социального развития человека [2];

• систему интеллектуальных и поведенческих ресурсов, обеспечивающих социальную активность и продуктивное решение социальных задач [3];

• результат профессиональной подготовки социального педагога [4];

• личностное качество, проявляющееся в способности (готовности) устанавливать взаимопонимание и отношения взаимопомощи, осуществлять регуляцию межличностного взаимодействия, эффективно профилактировать формирующиеся и преодолевать возникающие трудности [5].

Не смотря на различия в подходах к пониманию данной компетенции, содержательное ее наполнение у многих исследователей является схожим, и включает навыки межличностных отношений; понимание культур и обычаев других стран, принятие различий и мультикультурности; лидерство, социальную интерактивность; умение слушать, умение работать в команде; способность к кооперации; способность учитывать точки зрения и интересы других; менеджмент конфликтов, организаторские способности [6, с. 38].

Не вступая в дискуссию, примем точку зрения И.А. Зимней в данной работе и будем отталкиваться от нее в понимании исследуемого феномена.

Результаты

Анализ результатов проведенного нами исследования по диагностике исходного уровня сформированности компетенции социального взаимодействия, в котором приняли участие 120 иностранных студентов, показал, что у абсолютного их большинства компетенция социального взаимодействия сформирована недостаточно, поскольку имеется категория студентов с низким (52 %) и средним (37 %) уровнем. В этой связи возрастает актуальность изучения и описания педагогических условий ее результативного формирования.

Целью данной статьи является выявление и раскрытие педагогических условий формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности.

Учитывая изученные научные работы и собственный опыт работы с иностранными студентами, мы считаем необходимым выделить следующие педагогические условия, обеспечивающие формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности:

• использование мотивационных способов, активизирующих внеучебную деятельность иностранных студентов;

• разработка и реализация комплекса мероприятий, способствующих формированию у иностранных студентов компетенции социального взаимодействия;

• включение иностранных студентов в различные виды внеучебной деятельности посредством реализации компетентностно-ориентированных заданий социальной направленности;

• обеспечение результативности внеучебной деятельности иностранных студентов на основе использования их субъектного опыта.

Представим краткую характеристику данных педагогических условий.

Первое условие предполагает использование мотивационных способов активизации внеучебной деятельности, с целью повышения заинтересованности иностранных студентов в участии в ней. Анкетирование, в основу которого положена разработанная автором анкета, показало, что студенты-иностранцы в целом положительно относятся к внеучебной деятельности, были активными участниками мероприятий во время обучения в школе. В анкетировании приняли участие 120 иностранных студентов. Многие из них (74 %) допускают возможность включения во внеучебную жизнь института, однако не принимают участия во внеучебной деятельности по ряду причин (не имеют достаточно информации об имеющихся возможностях, не готовы проявлять инициативу, боятся неприятия, осуждения и т. д.). В этой связи возникает необходимость использования мотивационных способов, активизирующих внеучебную деятельность иностранных студентов через актуализацию имеющихся в вузе ресурсов внеучебной деятельности и проведения мотивационных мероприятий для повышения привлекательности внеучебной деятельности для иностранных студентов.

Следует отметить, что в МГПУ имени М.Е. Евсевьева существует богатая ресурсная база для интересной и разнообразной культурно-досуговой, художественной и творческой деятельности студентов. Привлечению иностранных студентов к внеучебной деятельности, повышению их мотивации может способствовать организация ознакомительной экскурсии по

https:// mir-nauki. com

институту, проведение информирующих и мотивирующих бесед для ознакомления с имеющимися секциями, клубами, студиями, организованные при участии кураторов студенческих групп, руководителей клубов и секций, активных участников студенческих объединений.

Второе условие предполагает организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на формирование компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности. На наш взгляд, залогом эффективности данного условия является раннее, начиная с 1 курса обучения в вузе, вовлечение студентов-иностранцев во вннеучебную деятельность. Организация и осуществление комплекса мероприятий при содействии Управления воспитательной и социокультурной деятельности МГПУ включает в себя множество мероприятий, подготовленных и проведенных в течение 2 лет обучения студентов в вузе, среди них фестиваль национальной кухни «Радуга вкуса», фотовыставка «Аллея культур», мероприятия, посвященные национальным праздникам, прогулка-экскурсия по городу, посещение музеев и театров города Саранска, выезд в село Старая Теризморга, в котором расположен «Центр мокшанской культуры», и др. Реализация данного педагогического условия будет результативной, если при организации и проведении комплекса мероприятий исследовательский акцент будет направлен на формирование мотивационного, когнитивного, деятельностного и ценностного компонентов компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов [7].

Третье условие предполагает реализацию комплекса компетентностно-ориентированных заданий социальной направленности в сфере внеучебной деятельности иностранных студентов. Комплекс включает в себя как подобранные при изучении научной литературы, так и специально разработанные компетентностно-ориентированные задания, нацеленные на формирование компонентов компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов. Для реализации комплекса компетентностно-ориентированных заданий могут быть использованы различные формы работы, такие как тренинги, деловые игры, круглые столы, различные дискуссионные площадки. например, заседание клуба «Лекторий», педагогическое ток-шоу и т. д.

Для реализации данного педагогического условия было разработано около 30 компетентностно-ориентированных заданий. В качестве примера приведем некоторые из них.

1. Сформулируйте свое мнение о высказывании американского президента Джона Кеннеди «Мир во всем мире, как общественный мир, не требует, чтобы каждый человек любил своего ближнего, он только требует, чтобы люди уживались друг с другом, проявляя толерантность, представив свои споры справедливости и мирному урегулированию». Подготовьтесь к дискуссии о толерантности.

2. Поразмышляйте над тем, какие формы социального взаимодействия (сотрудничество, противостояние (конкуренция), конфликт) могут принести наибольшую пользу социальному развитию личности? С чем это может быть связано? Какие из них наиболее эффективны, с точки зрения формирования компетенции социального взаимодействия?

3. Опираясь на свои знания и представления нормах и правилах поведения в обществе, правилах этикета, а также на свой субъектный опыт, попытайтесь сформулировать перечень табу-запретов на то, что может привести к конфликту, внести дисгармонию в отношения. Эти табу представьте в виде кратких тезисов.

Четвертое педагогическое условие нацелено на обеспечение результативности внеучебной деятельности иностранных студентов на основе использования их субъектного опыта. Концепция личностно-ориентированного подхода к образованию как этикогуманистического феномена, основанного на идеях уважения к личности, партнерства,

https:// mir-nauki. com

сотрудничества, индивидуализации образования, разработана в трудах И.С. Якиманской, В.В. Серикова, Е.В. Бондаревской, А.А. Плигина и др. Одним из главных инструментов ее реализации является учет субъектного опыта обучающегося, понимаемого как опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности [8]. Такой индивидуальный жизненный опыт, приобретается иностранными студентами ранее, вне учебного процесса Приходя учиться в вуз, студент-иностранец уже является личностью, имеющей уникальные, неповторимые черты. Интересной является идея о том, что субъект является частью общества, культуры, выполняя определенные социальные и культурные функции, однако он не только воспроизводит освоенную деятельность, но и изменяет окружающую его действительность, способствует развитию общества и культуры [9, с. 2].

Учет субъектного опыта необходим при формировании компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов, поскольку отраженные в нем психологические, культурные и другие особенности личности имеют прямое влияние на выбор поведенческой стратегии поведение в ситуации социального взаимодействия. Субъектный опыт проявляется в ситуациях, связанных с нравственным выбором, проявлением воли, принятием решения, самооценкой и оценкой своего и чужого поведения и т. д. Создание таких ситуаций в опытно-экспериментальной работе, требующих актуализации личностного потенциала каждого иностранного студента, проявления его как личности, способствуют формированию у них компетенции социального взаимодействия.

Выявленные в данной работе педагогические условия требуют практической апробации в процессе проведения опытно-экспериментальной работы по формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов во внеучебной деятельности. Реализация данных условий обеспечит необходимую для формирования исследуемой компетенции социальную активность иностранных студентов, обеспечит активизацию побудительных мотивов к осуществлению социального взаимодействия, будет способствовать установлению и поддержанию новых социальных связей, формированию необходимых личностных качеств [10].

В результате реализации вышеперечисленных педагогических условий во внеучебной деятельности иностранных студентов ожидается формирование у них знаний, умений, навыков и опыта эмоционально-ценностных отношений, необходимых в различных ситуациях социального взаимодействия, возникающих в жизни. Ожидается повышение уровня сформированности компетенции социального взаимодействия, что позволит иностранным студентам, успешно устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, избегать конфликтов и успешно разрешать их, легче преодолевать культурный и языковой барьеры, принимать ценности окружающего общества.

Обсуждение

ЛИТЕРАТУРА

1. Кирьякова, О.В. Диагностика исходного уровня сформированности компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов / О.В. Кирьякова // Гуманитарные науки и образование. 2020. - №4 (44). - С. 31-38.

2. Батурина И.Г. Развитие компетенции социального взаимодействия в процессе повышения квалификации социальных педагогов / И.Г. Батурина / Современное образование Витебщины, - 2020. - 1(27). - С. 8-14.

3. Кодинцева, Н.М. Взаимосвязь компетентности социального взаимодействия и психологических особенностей студентов вузов: автореф. дисс. ... к. психол. н. М., 2009. 25 с.

4. Лейфа А.В. Формирование компетенции социально-профессионального взаимодействия у будущих бакалавров социальной работы / А.В. Лейфа, Е.С. Пайгина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика - 2018. - № 4. - С. 111-119.

5. Родина, О.Н., Формирование компетентности социального взаимодействия студентов технического вуза в учебной деятельности // О.Н. Родина, О.А. Селиванова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2016. - Т. 2. № 3. - С. 182-192.

6. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы) / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - С. 38.

7. Кирьякова, О.В., Татьянина, Т.В. Теоретико-методологические основы формирования компетенции социального взаимодействия у иностранных студентов // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 10 - С. 208-212. URL: http://www.top-technologies.ru/ru/artide/view?id=37725 (дата обращения 22.11.2020).

8. Далингер В.А. Субъектный опыт учащихся как необходимое условие достижения личностных результатов при обучении математике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2-3. - С. 369-370, URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8463 (дата обращения: 16.12.2020).

9. Рощупкин, В.Г. Содержание кросс-культурного потенциала студента как субъекта культуры // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3. URL: https://mir-nauki.com/PDF/80PDMN320.pdf (дата обращения 23.11.2020).

10. Бородулин, П.С. Потенциал внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN120.pdf (дата обращения 22.11.2020).

https:// mir-nauki. com

Kiryakova Olga Vasilyevna

Mordovian state pedagogical university named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia

E-mail: kirjakova82@mail.ru

Pedagogical conditions of the formation of social interaction competence of foreign students in extracurricular activities

Abstract. The article actualizes the problem of forming the competence of social interaction of foreign students in extracurricular activities. This problem is actively discussed in modern Russian pedagogical science, but it is not fully studied.

The author focuses on the following pedagogical conditions of the formation of social interaction competence: the use of motivational methods that activate extracurricular activities of foreign students; the development and implementation of a set of measures that contribute to the formation of social interaction competence among foreign students; the inclusion of foreign students in various types of extracurricular activities through the implementation of competence-oriented tasks of social orientation; ensuring the effectiveness of extracurricular activities of foreign students based on the use of their subjective experience.

The text of the article provides a brief description of each of these pedagogical conditions. The author comes to the conclusion that the implementation of these pedagogical conditions will contribute to the effective formation of the competence of social interaction of foreign students in the process of experimental work.

Keywords: competence of social interaction; pedagogical conditions; foreign students; extracurricular activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.