Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЦЕННОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / БАКАЛАВРЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ВНЕАДУТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / BACHELOR OF LAW / FUTURE LAWYERS / PROFESSIONAL COMPETENCE / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / PROFESSIONAL SELFDEVELOPMENT / TEACHING METHODS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артемьева Марина Александровна, Кузьмин Андрей Михайлович

Цель: обосновать комплекс педагогических условий воспитания профессионально значимых ценностей будущих бакалавров юриспруденции в образовательном процессе вуза. Методы: анализ психолого-педагогических литературных источников, логический анализ генезиса проблемы воспитания, профессиональных и личностных качеств будущих юристов, абстрагирование, индукция и дедукция, обобщение педагогического опыта преподавателей-практиков. Эмпирическими методами являлись наблюдение, письменный и устный опрос студентов и преподавателей, метод экспертных оценок. Результаты: на основе вышеуказанных методов выявлены ключевые ценности, на которые следует ориентироваться преподавателю вуза при построении воспитательной работы со студентами юридических направлений: профессиональная компетентность, защита прав и свобод человека и гражданина, профессиональное саморазвитие. Педагогическими условиями исследуемого процесса являются: использование оптимального сочетания традиционных, активных и интерактивных методов обучения с целью актуализации рефлексивных реакций будущих юристов на профессионально значимые ценности; создание на занятиях благоприятной эмоционально-психологической атмосферы за счет выстраивания между субъектами образовательного процесса отношений на основе взаимного доверия, поддержки, конструктивного диалога; реализация возможностей внеаудиторной деятельности по развитию у студентов ценностного отношения к профессии юриста. Научная новизна: выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, позволяющий повысить эффективность процесса воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов в образовательном процессе вуза. Практическая значимость: основные положения статьи могут быть использованы преподавательским составом вуза в процессе воспитания личностных и профессиональных ценностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артемьева Марина Александровна, Кузьмин Андрей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGIVAL CONDITIONS OF EDUCATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT VALUES OF FUTURE LAWYERS

Purpose: to substantiate the complex of pedagogical conditions for the upbringing of professionally significant values of future Bachelor of Law in the educational process of the university. Methods: analysis of psychological and pedagogical literary sources, logical analysis of the genesis of the problem of education, professional and personal qualities of future lawyers, abstraction, induction and deduction, generalization of the pedagogical experience of teachers-practitioners. Empirical methods were observation, written and oral questioning of students and teachers, the method of expert assessments. Results: on the basis of the above methods, key values have been identified that university teacher should be guided by when building educational program with students of law: professional competence, protection of human and civil rights and freedoms, professional self-development. The pedagogical conditions of the process under study are the use of an optimal combination of traditional, active and interactive teaching methods in order to actualize the reflexive reactions of future lawyers to professionally significant values; creating a favorable emotional and psychological atmosphere in the classroom by building relationship between the subjects of the educational process on the basis of mutual trust, support, constructive dialogue; realization of opportunities for extracurricular activities to develop students value attitudes towards lawyer profession. Scientific novelty: a complex of pedagogical conditions has been identified and substantiated, which makes it possible to increase the efficiency of the process of educating the professionally significant values of future lawyers in the educational process of the university. Practical significance: The main provisions of the article can be used by the teaching staff of the university in the process of educating students’ personal and professional values.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Артемьева М. А., Кузьмин А.М. Педагогические условия воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Artemeva M.A., Kuzmin A.M. (2020). Pedagogival conditions of education of professionally significant values of future lawyers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN620.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.35.05

Артемьева Марина Александровна

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Аспирант E-mail: marsaf@me.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=960003

Кузьмин Андрей Михайлович

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, Россия

Заведующий кафедры Доктор педагогических наук, профессор E-mail: Kuzminaa74@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9569-4321 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=699305

Педагогические условия воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов

Аннотация. Цель: обосновать комплекс педагогических условий воспитания профессионально значимых ценностей будущих бакалавров юриспруденции в образовательном процессе вуза. Методы: анализ психолого-педагогических литературных источников, логический анализ генезиса проблемы воспитания, профессиональных и личностных качеств будущих юристов, абстрагирование, индукция и дедукция, обобщение педагогического опыта преподавателей-практиков. Эмпирическими методами являлись наблюдение, письменный и устный опрос студентов и преподавателей, метод экспертных оценок. Результаты: на основе вышеуказанных методов выявлены ключевые ценности, на которые следует ориентироваться преподавателю вуза при построении воспитательной работы со студентами юридических направлений: профессиональная компетентность, защита прав и свобод человека и гражданина, профессиональное саморазвитие. Педагогическими условиями исследуемого процесса являются: использование оптимального сочетания традиционных, активных и интерактивных методов обучения с целью актуализации рефлексивных реакций будущих юристов на профессионально значимые ценности; создание на занятиях благоприятной эмоционально-психологической атмосферы за счет выстраивания между субъектами образовательного процесса отношений на основе взаимного доверия, поддержки, конструктивного диалога; реализация возможностей внеаудиторной деятельности по развитию у студентов ценностного отношения к профессии юриста. Научная новизна: выявлен и обоснован комплекс педагогических условий, позволяющий повысить эффективность процесса

https:// mir-nauki. com

воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов в образовательном процессе вуза. Практическая значимость: основные положения статьи могут быть использованы преподавательским составом вуза в процессе воспитания личностных и профессиональных ценностей студентов.

Ключевые слова: воспитание; профессионально значимые ценности; педагогические условия; бакалавры юриспруденции; будущие юристы; профессиональная компетентность; права и свободы человека и гражданина; профессиональное саморазвитие; методы обучения; внеадуторная деятельность

Интеоризация профессиональных ценностей является одной из приоритетных задач педагогической деятельности. Крайне важно под естественным контролем помочь студентам приобрести опыт понимания явлений, сформировать отношение к профессиональным процессам и ситуациям, смоделированным в образовательном процессе. В этой связи особую актуальность составляет определение педагогических условий, благоприятствующих воспитанию профессиональных ценностей, развивающих личность студента. Эффективность воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов во многом определяется правильным построением процесса их профессионального воспитания в условиях вуза. От реализации правильно выбранных педагогических условий зависит функционирование и развитие всей педагогической системы.

Характеристика основных идей и подходов, на которых базируется процесс профессионального воспитания студентов в современном вузе, нашла отражение в работах В.И. Белова [1], Н.М. Борытко [2], Н.Ф. Гейжан [3], В.В. Серикова [4], А.В. Кирьяковой [5], В.А. Сластенина [6] и др. Специфике воспитательной деятельности будущих юристов посвящены работы: Н.А. Абдеевой [7], М.Ш. Гунибского [8], Л.А. Деминой [8], Ю.В. Дмитриевой [9], А.Л. Теймуразян [10], Г.А. Пуленко [11], М.К. Тухватуллина [12], А.И. Козлова [13]. За последние годы проблеме воспитания студенческой молодежи посвящены многочисленные исследования, среди которых работы Т.Ю. Бочарова [14], Е.А. Коняевой [15], И.П. Краснощеченко [16], Б.В. Николаева [17], В.Л. Римского [18], А.Н. Андреева [19], П.А. Афиногенова [19], Ю.Б. Дроботенко [20], Н.А. Нефедовой [21], В.А. Ситарова [22], Н.В. Якса [23].

Несмотря на весьма обширную библиографию научных исследований по обозначенной проблеме, на сегодняшний день существующие модели и технологии не могут в достаточной степени решить проблему воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов.

В качестве методологических основ исследования выступили: теория развития личности; теория ценностей; аксиологическая теория образования. Ведущими методологическими подходами изыскания стали системный, аксиологический и компетентностный подходы. Основными принципами при разработке комплекса

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Обзор литературы по проблеме исследования

Используемая в исследовании методология

https:// mir-nauki. com

педагогических условий воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов выступают принципы фасилитации, средовой поддержки, диалогизации.

Обратимся непосредственно к характеристике каждого из трех педагогических условий.

Первое педагогическое условие предполагает использование оптимального сочетания традиционных, активных и интерактивных методов с целью актуализации рефлексивных реакций будущих юристов на профессионально значимые ценности (дидактическое условие).

Апробация данного условия осуществлялась на занятиях по дисциплинам «Административное право», «Уголовный процесс» со студентами второго и третьего курса Челябинского государственного университета.

В процессе реализации традиционных (нормативных) методов преподавателю отводится основная роль. Содержание дидактических материалов должно быть дополнено ценностным отношением к профессии, моральными дилеммами, правовыми проблемами, носящий глобальный, социальный или локальный характер. Задачей студентов являются усвоение и воспроизведение изучаемого материала, выполнение задания по алгоритму, выполнение упражнения согласно инструкции и т. д.

Использование активных методов мотивирует обучающихся к самостоятельному поиску необходимой информации, требует проявления креативных способностей, стимулирует инициативу, развивает продуктивное мышление, создает условия для раскрытия индивидуальности будущих бакалавров юриспруденции. У них появляется возможность в процессе общения с преподавателем и однокурсниками отстаивать собственную позицию, подвергать критике мнения авторитетов, выдвигать и защищать альтернативные идеи.

Благодаря интерактивным методам обучающийся не только решает проблемы совместно с преподавателем, но и оценивает свое поведение и поведение других в решении учебной проблемы, погружается в атмосферу делового сотрудничества, проявляет творческие способности, в том числе креативность. Задачей педагога является создание условий для активности студентов, оказание помощи в самостоятельном поиске решений.

Применение активных и интерактивных методов повышает интерес занимающихся к изучаемой дисциплине, позволяет реализовать потребности будущих юристов в творческом самовыражении, что в дальнейшем способствует переводу их креативных устремлений в разряд ценности. Сочетание вышеназванных методов дает возможность осуществления рефлексивной ориентации занимающихся в системе профессионально значимых ценностей, что позволит будущим бакалаврам юриспруденции глубже ассоциировать и отождествлять себя с выбранной профессией.

Второе педагогическое условие предполагает создание на занятиях благоприятной эмоционально-психологической атмосферы за счет выстраивания между субъектами образовательного процесса отношений на основе взаимного доверия, поддержки, конструктивного диалога (психолого-педагогическое условие). Необходимо понимать, что не все обучающиеся психологически и эмоционально готовы к участию в том или ином виде учебной деятельности.

На наш взгляд, процесс воспитания профессионально значимых ценностей будущих юристов целесообразно выстраивать в режиме совместного креативного поиска решений актуальных проблем, среди которых локальные (частные) проблемы, а также ёмкие,

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

https:// mir-nauki. com

глобальные, экзистенциальные проблемы (относящиеся к разряду «вечных», философских вопросов), не имеющие однозначного правильного решения. В процессе обоснования и защиты своей позиции, в подобного рода дискуссиях, студент невольно включается в работу по выстраиванию собственной системы жизненных и профессиональных ценностей. За счет активизации рефлексии будущие юристы подвергают переоценке сложившуюся систему жизненных ценностей, без чего невозможна выработка системы профессиональных ценностей.

В таком случае, задачей вузовского педагога является не только обеспечение качественного усвоения студентом необходимого объема информации по изучаемой дисциплине, но и оказание психологической помощи и поддержки в ситуациях затруднения. При этом весьма эффективным оказывается такой прием, как переориентировка. Прием целесообразно применять в том случае, когда преподаватель фиксирует изменения эмоционально-психологического состояния студента вследствие явного затруднения, сомнения, неуверенности в себе, зажатости, утомления и т. д. Возможность переориентировки на другие виды деятельности позволяет раскрепостить студента, предложить ему выступить в новой роли (слушателя, критика, оратора, генератора идей и др.), используя все варианты участия в диалоге (доказательство, аргументация, гипотеза, ирония и т. д.).

Строгое отношение педагога к студенту нередко, напротив, ведет к подавлению интереса, активности, самовыражению.

Третье педагогическое условие - реализация возможностей внеаудиторной деятельности по развитию у будущих бакалавров ценностного отношения к профессии юриста (организационно-педагогическое условие). Именно внеаудиторная деятельность имеет огромный потенциал, способствующий дальнейшему самообразованию, саморазвитию и профессиональному становлению будущего специалиста.

Проведенные нами письменные и устные опросы студентов - будущих бакалавров юриспруденции выявили их приоритеты, касающиеся мнения относительно организации процесса воспитания в вузе. Большинство опрошенных убеждены в том, что воспитательный процесс не должен быть формальным (для «галочки») - 88 %; он должен строиться с учетом интересов и предпочтений студентов (91 %), и включать элементы корпоративной культуры (11 %), развивать конкурентные способности (11 %). Воспитательная деятельность должна быть направлена на выработку ценностного отношения к будущей профессии, способствовать расширению правовой компетентности студентов, а также укреплению деловых и дружеских контактов субъектов образования.

Согласно мнению студентов, внеаудиторная (внеучебная) деятельность должна, с одной стороны, иметь практически полезный результат в плане развития профессиональных ценностей будущих юристов; с другой - это деятельность должна быть интересной, увлекательной; включать элементы игры, состязательности, связанные с эмоциональным накалом, риском, «драйвом».

Конкурентные способности студентов развиваются в процессе соперничества, состязательности, соревновательности. Включение в такие формы воспитательной работы создают у будущих бакалавров юриспруденции мотивационную основу к активной коммуникации, включению в интеллектуальную деятельность, в проблемные ситуации, имитирующие реальную работу юриста. В этом случае студент поставлен в условия, когда он должен мобильно и безошибочно принимать ответственные решения, адаптироваться к новым реалиям профессиональной деятельности, адекватно перерабатывать и переосмысливать обширную информацию. В процессе исследования мы отметили, что студенты-юристы имеют высокий уровень соперничества.

https:// mir-nauki. com

Одной из важнейших форм внеаудиторной деятельности также является включение студентов-юристов в волонтерскую деятельность, которая предоставляет возможность самому обучающемуся выбрать посильные ему функции и добровольно выполнить их. При этом такая деятельность может быть связана непосредственно с оказанием правовой помощи по информированию граждан о существующих государственных программах, услугах, льготах и возможностях государства или социальной помощи тем людям, которые попали в трудные жизненные ситуации. Волонтерская активность имеет огромный потенциал в формировании таких ценностей, как гуманизм, гражданственность, справедливость, законность, милосердие, а также дает возможность приобрести профессиональный опыт. Чем дольше студент осуществляет добровольческую помощь, тем устойчивее формируется внутренняя потребность защищать права и свободы человека и гражданина, а также осознанность в необходимости постоянного самосовершенствования.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы. Образовательный процесс в современном вузе не может ограничиваться лишь обучающей составляющей. Овладение знаниями, умениями и компетенциями будущего юриста базируется на воспитание системы личностных и профессиональных ценностей, к которым относятся совесть, справедливость, законность, ответственность, честь, гуманизм, готовность защищать права и свободы человека и гражданина, профессиональная компетентность, профессиональное саморазвитие. Реализованные педагогические условия в целом обеспечили высокий и средний уровень сформированности профессиональных ценностей у будущих бакалавров юридического факультета. Высокий уровень сформированности профессиональных ценностей, предполагает, прежде всего, осознание обучающимся социальной значимости профессии юриста, позиционирования себя как защитника прав и свобод человека и гражданина, понимание необходимости в постоянном самосовершенствовании и повышении квалификации, проявление активности, самостоятельности в решении проблемных ситуаций, наличие устойчивой установки на овладение профессиональными компетенциями, твердая убежденность в высокой миссии юриста. О среднем уровне сформированности профессиональных ценностей у студента свидетельствует недостаточная устойчивая установка на овладение профессиональными компетенциями, допускают возможность отступления в решении определенных ситуациях от духа и буквы законы, не до конца сформированная установка на саморазвитие и самосовершенствование. Обучающиеся с низким уровнем воспитанности профессиональных ценностей владеют фрагментарно отдельными принципами, категориями, понятиями деятельности юриста, не могут четко выделить и формулировать проблемы, требующие разрешения, испытывают негативное отношение к овладению профессиональными компетенциями, не воспринимают себя в роли защитника прав и свобод человека и гражданина, способны отступать от принципов справедливости, законности для личного блага, не проявляют стремлений самореализоваться в будущей профессии, в решении проблемных ситуации инертны и безынициативны. Успех в дальнейшей деятельности юриста зависит от уровня сформированности профессиональных ценностей.

Перспективными направлениями дальнейших изысканий по данной проблеме могут стать следующие: формирование готовности преподавателя вуза к воспитанию профессиональных ценностей будущих юристов; поиск, определение и внедрение новых педагогических технологий становления профессиональных ценностей студентов юридических направлений профессиональной подготовки.

https:// mir-nauki. com

ЛИТЕРАТУРА

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

8. 9.

Белов В.И. Профессиональное воспитание в открытом социально профессиональном пространстве // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. - 2016. - Т. 20. - №3. - С. 68-71.

Борытко Н.М. Воспитание как гуманитарная образовательная практика [Электронный ресурс] // Известия ВГПУ. - 2005. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-kak-gumanitarnaya-obrazovatelnaya-praktika (дата обращения: 29.11.2020).

Гейжан Н.Ф., Сошникова И.А. Интерактивные технологии воспитательной работы с обучающимися в образовательных организациях системы МВД России: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России. - 2019. - 176 с.

Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: Поиск новой парадигмы: монография / В.В. Сериков. - М.: ВГПУ. - 1998. - 296 с.

Кирьякова А.В. Ценностные ориентации студентов - аксиологический ресурс качества университетского образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбург: Оренбургский государственный университет. - 2017. - С. 2847-2853.

Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. - 2006. - №5. - С. 17-30. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektno-deyatelnostnyy-podhod-v-obschem-i-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 29.11.2020).

Абдеева Н.А. Культура профессиональной деятельности будущего юриста как педагогическая проблема информатизации образования [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - №3. - С. 1316. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-professionalnoy-deyatelnosti-buduschego-yurista-kak-pedagogicheskaya-problema-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 29.11.2020).

Демина Л.А., Гунибский М.Ш. Формирование социально-ценностного статуса юриста в процессе профессионального образования. М.: Юридическое издательство «Норма». - 2019. - 192 с.

Дмитриева Ю.В., Булавина М.А. Теория инновационного подхода к формированию профессиональной компетентности студентов-юристов в ВУЗе // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - №1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN120.pdf (дата обращения: 29.11.2020).

Теймуразян А.Л. Формирование ключевых компетенций и квалификаций будущих юристов // Проблемы университетского образования: содержание и технологии. Сб. трудов I Всероссийской науч. - метод. конференции. Тольятти: ТГУ. - 2004. - С. 179-181.

Пуленко Г.А. Профессионально-ориентированная технология воспитания правового сознания будущих юристов // Материалы Международной научно-практической конференции «Методология и практика образовательных технологий в условиях модернизации высшего образования». Таганрог. - 2008.

Тухватуллин М.К. Организация профессионального самообразования студентов юридического вуза. (Личностно ориентированное профессиональное образование), ч.2. Екатеринург. - 2001. - С. 83-84.

48PDMN620

13. Козлов А.И. Контекстный подход к формированию готовности выпускников юридических вузов к реализации норм профессиональной морали // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред. О.К. Поздняковой. Самара: СГСПУ; М.: МПСУ. - 2016. - Т. 4. - С. 116-120.

14. Бочаров Т.Ю. Адвокатская профессия как сообщество практики [Электронный ресурс] // Социология власти. - 2016. - том № 28. - №3. - С. 80-114. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/advokatskaya-professiya-kak-soobschestvo-praktiki (дата обращения: 29.11.2020).

15. Коняева Е.А., Зайко Е.М. Профориентация как основа профессионального самоопределения молодежи (на примере Челябинской области) [Электронный ресурс] // СИСП. - 2016. - №10 (66). - С. 66-78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-kak-osnova-professionalnogo-samoopredeleniya-molodezhi-na-primere-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 29.11.2020).

16. Краснощеченко И.П. Ценностные основания профессиональной подготовки психологов [Электронный ресурс] // Прикладная юридическая психология. -Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. - 2016. - №1 (34). - С. 29-37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-osnovaniya-professionalnoy-podgotovki-psihologov (дата обращения: 29.11.2020).

17. Николаев Б.В. Юридическое образование в США: современное состояние и вызовы // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2. Юридические науки. - 2017. - №3 (12). - С. 19-23.

18. Римский В.Л. Правосознание и профессиональное поведение российских судей // Общественные науки и современность. - 2017. - №4. - С. 47-59.

19. Андреев А.Н., Афиногенов П.А. Актуальные проблемы воспитания правовой культуры студентов юридических вузов // Философские и социально-экономические аспекты формирования правового сознания граждан. - 2016. С. 99-107.

20. Дроботенко Ю.Б. Профессиональное воспитание как компонент профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Воспитание в изменяющемся мире. Материалы первой международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет». - 2015. - С. 88-95.

21. Нефедова Н.А. Воспитательный процесс вуза как пространство полусубъектного воспитания // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №4-2 (111). - С. 284287.

22. Ситаров В.А. Ценностные ориентиры в воспитании современной молодежи [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2018. - №1. С. 47-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientiry-v-vospitanii-sovremennoy-molodezhi (дата обращения: 29.11.2020).

23. Якса Н.В. Основные принципы организации воспитательного процесса в вузе [Электронный ресурс] // Научный вестник Крыма. - 2016. - №1(1). - 12 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-organizatsii-vospitatelnogo-protsessa-v-vuze (дата обращения: 29.11.2020).

Artemeva Marina Alexandrovna

The Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: marsaf@me.com РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=960003

Kuzmin Andrei Mikhailovich

The Urals state university of physical culture, Chelyabinsk, Russia

E-mail: Kuzminaa74@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9569-4321 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=699305

Pedagogival conditions of education of professionally significant values of future lawyers

Abstract. Purpose: to substantiate the complex of pedagogical conditions for the upbringing of professionally significant values of future Bachelor of Law in the educational process of the university. Methods: analysis of psychological and pedagogical literary sources, logical analysis of the genesis of the problem of education, professional and personal qualities of future lawyers, abstraction, induction and deduction, generalization of the pedagogical experience of teachers-practitioners. Empirical methods were observation, written and oral questioning of students and teachers, the method of expert assessments. Results: on the basis of the above methods, key values have been identified that university teacher should be guided by when building educational program with students of law: professional competence, protection of human and civil rights and freedoms, professional self-development. The pedagogical conditions of the process under study are the use of an optimal combination of traditional, active and interactive teaching methods in order to actualize the reflexive reactions of future lawyers to professionally significant values; creating a favorable emotional and psychological atmosphere in the classroom by building relationship between the subjects of the educational process on the basis of mutual trust, support, constructive dialogue; realization of opportunities for extracurricular activities to develop students value attitudes towards lawyer profession. Scientific novelty: a complex of pedagogical conditions has been identified and substantiated, which makes it possible to increase the efficiency of the process of educating the professionally significant values of future lawyers in the educational process of the university. Practical significance: The main provisions of the article can be used by the teaching staff of the university in the process of educating students' personal and professional values.

Keywords: education; professionally significant values; pedagogical conditions; Bachelor of Law; future lawyers; professional competence; human and civil rights and freedoms; professional self-development; teaching methods; extracurricular activities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.