Научная статья на тему 'ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В ВУЗЕ'

ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ / КРЕАТИВНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ДУХОВНОСТЬ / НОРМАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / ПАТРИОТИЗМ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / MORAL COMPONENT / LEGAL CULTURE / LEGAL EDUCATION / LEGAL KNOWLEDGE / PROFESSIONAL COMPETENCE / HUMANIZATION / HUMANISTIC OUTLOOK / SELF-REGULATION OF THE INDIVIDUAL / CREATIVE APPROACH / EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM OF SPIRITUAL VALUES / SPIRITUALITY / NORMATIVE EDUCATION / MORAL VALUES / SOCIAL ENVIRONMENT / PATRIOTISM / NATIONAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Юлия Вячеславовна, Булавина Мария Александровна

В данной статье авторами рассмотрена проблема формирования правовой компетентности студентов-юристов по средствам формирования у него системы духовных ценностей в образовательном процессе отдельно взятого ВУЗа, НАНО ВО «ИМЦ», исходя из правовых устоев и морально-ценностных ориентаций нашего государства. Авторы считают, что целенаправленное формирование правовых знаний создает правовой формат морально-нравственной направленности личности студента-юриста, которая играет исключительную роль в его профессиональной компетенции, а вопросы усвоения конкретных правовых компетенций и их влияние на общую профессиональную культуру всегда привязаны к оценке морально-нравственного поведения личности юриста и являются его качественной оценкой. Авторами обосновано положение о том, что разграничение «компетенции» между всей совокупностью общественных отношений, а также права и морали можно проследить на соотношении понятий, производных от социальных и правовых характеристик личности «морально-нравственная» и «правовая». Авторами предложена модель личностных и гражданских качеств, дипломированного выпускника-юриста Российского ВУЗа. Авторы утверждают, что личность, в первую очередь дипломированного выпускника ВУЗа, можно считать правовой, только при условии сложившихся, на базе правовых знаний, правосознания, правовой и профессиональной культуры, правовой ответственности, правового и гуманистического мировоззрения, основанного на сформировавшейся системе духовных ценностей и правовой направленности в профессиональной деятельности. Авторы считают, что основную роль в формировании системы духовных ценностей и правовой направленности в профессиональной деятельности в полной мере, отвечает ВУЗ. Авторами обосновано, что в рамках образовательного и воспитательного процесса именно НАНО ВО «ИМЦ» ВУЗ нацеливается на формирование правовых знаний обучающихся в духе «понимания гражданской ответственности и долга», «уважения закона и общественного правопорядка», формирования «системы духовных ценностей», «российского образа жизни», умения реализовывать свои права и оценивать поведение других. При этом, высшее учебное заведение понимается как форма окончательной социализации человека, через которую осуществляется его правовое воспитание, с утверждением правосознания личности как наивысшей степени правосознания, что зафиксировано в конституционных установках и ценностной ориентации нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Юлия Вячеславовна, Булавина Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF INNOVATIVE APPROACH TO THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF LAW STUDENTS AT THE UNIVERSITY

In this article the authors consider the problem of formation of legal competence of law students by means of formation of his system of spiritual values in the educational process of a single University, NANO "IMC", based on the legal foundations and moral and value orientations of our state. The authors believe that the purposeful formation of legal knowledge creates a legal format of moral orientation of the personality of the student-lawyer, which plays an exceptional role in his professional competence, and the issues of mastering specific legal competencies and their impact on the overall professional culture is always tied to the assessment of moral behavior of the individual lawyer and are his quality assessment. The authors substantiate the position that the distinction of "competence" between the totality of social relations, as well as law and morality can be traced to the relationship of concepts derived from the social and legal characteristics of the individual "moral" and "legal". The authors propose a model of personal and civil qualities, graduate-lawyer of the Russian University. The authors argue that the person, primarily a graduate Of the University, can be considered legal, only if the existing, on the basis of legal knowledge, legal awareness, legal and professional culture, legal responsibility, legal and humanistic Outlook, based on the formed system of spiritual values and legal orientation in professional activities. The authors believe that the main role in the formation of the system of spiritual values and legal orientation in professional activity fully meets the UNIVERSITY. The authors substantiate that in the framework of the educational process it is NANO IN "IMC" University aims at the formation of legal knowledge of students in the spirit of "understanding of civil responsibility and duty", "respect for the law and public order", the formation of "system of spiritual values", "Russian way of life", the ability to exercise their rights and evaluate the behavior of others. At the same time, higher education institution is understood as a form of final socialization of a person, through which his legal education is carried out, with the approval of the legal consciousness of the individual as the highest degree of legal consciousness, which is fixed in the constitutional provisions and value orientation of our state.

Текст научной работы на тему «ТЕОРИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ В ВУЗЕ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 14PDMN 120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Дмитриева Ю.В., Булавина М.А. Теория инновационного подхода к формированию профессиональной компетентности студентов-юристов в ВУЗе // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Dmitrieva Yu.V., Bulavina M.A. (2020). Theory of innovative approach to the formation of professional competence of law students at the university. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/14PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 378.147 ГРНТИ 14.35.09

Дмитриева Юлия Вячеславовна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия Помощник проректора по организации научной работы Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: imc.dmitrieva@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=693595

Булавина Мария Александровна

НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», Москва, Россия

Заведующий кафедрой Кандидат юридических наук, доцент E-mail: m.a.bulavina@yandex.ru РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=719625

Теория инновационного подхода к формированию профессиональной компетентности

студентов-юристов в ВУЗе

Аннотация. В данной статье авторами рассмотрена проблема формирования правовой компетентности студентов-юристов по средствам формирования у него системы духовных ценностей в образовательном процессе отдельно взятого ВУЗа, НАНО ВО «ИМЦ», исходя из правовых устоев и морально-ценностных ориентаций нашего государства.

Авторы считают, что целенаправленное формирование правовых знаний создает правовой формат морально-нравственной направленности личности студента-юриста, которая играет исключительную роль в его профессиональной компетенции, а вопросы усвоения конкретных правовых компетенций и их влияние на общую профессиональную культуру всегда привязаны к оценке морально-нравственного поведения личности юриста и являются его качественной оценкой.

Авторами обосновано положение о том, что разграничение «компетенции» между всей совокупностью общественных отношений, а также права и морали можно проследить на соотношении понятий, производных от социальных и правовых характеристик личности «морально-нравственная» и «правовая».

Авторами предложена модель личностных и гражданских качеств, дипломированного выпускника-юриста Российского ВУЗа.

https:// mir-nauki. com

Авторы утверждают, что личность, в первую очередь дипломированного выпускника ВУЗа, можно считать правовой, только при условии сложившихся, на базе правовых знаний, правосознания, правовой и профессиональной культуры, правовой ответственности, правового и гуманистического мировоззрения, основанного на сформировавшейся системе духовных ценностей и правовой направленности в профессиональной деятельности.

Авторы считают, что основную роль в формировании системы духовных ценностей и правовой направленности в профессиональной деятельности в полной мере, отвечает ВУЗ.

Авторами обосновано, что в рамках образовательного и воспитательного процесса именно НАНО ВО «ИМЦ» ВУЗ нацеливается на формирование правовых знаний обучающихся в духе «понимания гражданской ответственности и долга», «уважения закона и общественного правопорядка», формирования «системы духовных ценностей», «российского образа жизни», умения реализовывать свои права и оценивать поведение других. При этом, высшее учебное заведение понимается как форма окончательной социализации человека, через которую осуществляется его правовое воспитание, с утверждением правосознания личности как наивысшей степени правосознания, что зафиксировано в конституционных установках и ценностной ориентации нашего государства.

Ключевые слова: морально-нравственная составляющая; правовая культура; правовое воспитание; правовые знания; профессиональные компетенции; гуманизация; гуманистическое мировоззрение; саморегуляция личности; креативный подход; образовательный процесс; система духовных ценностей; духовность; нормативное образование; моральные ценности; социальная среда; патриотизм; национальные традиции

В научных исследованиях последних 20-ти лет, российские ученые рассматривают проблему формирования области правовых знаний у студентов, будущих юристов, в контексте становления профессиональных качеств личности будущего правоведа.

Общая профессиональная культура всегда включала в себя помимо конкретно-правовых компетенций, еще и область морально-нравственных поведенческих установок личности юриста.

В процессе формирования знаний в области права, одновременно, происходит и становление морали и нравственности каждой конкретной личности, приобретающей юридическое образование, т. е. личности студента-юриста. Эти базовые установки играют исключительную роль в будущей профессиональной среде, формируя профессиональную компетентность.

Во всем многообразии общественных как компетенции, так и право и мораль разграничиваются вследствие различия социальных и правовых характеристик личности будущего юриста.

Удачными представляются попытки исследования проблемы формирования юридических знаний на основе личностно-творческой направленности студента-юриста и обращения к внутренним источникам его творческой самореализации. Центральными в концепции правого обучения становится понятие право на «самореализацию», «самоуправление», «самоутверждение», «саморегуляцию», что в итоге составляет креативность личности будущего дипломированного юриста и т. п.

На наш взгляд, дипломированный выпускник-юрист Российского ВУЗа должен обладать следующими личностными и гражданскими качествами:

• Быть законопослушным, социально-ответственным, обладать развитым чувством внутренней свободы и собственного достоинства, способностью к объективной самооценке.

• Быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в экономической, социально-политической обстановке, сохраняя свою правовую мировоззренческую позицию, гуманистические идеалы и ценности.

• Обладать высокой социальной активностью, целеустремлённостью и предприимчивостью, стремлением к поиску нового и способностью находить оптимальные решения жизненных проблем в нестандартных ситуациях.

• Иметь потребность в жизненных достижениях и успехе, способности к самостоятельному принятию решения, постоянному саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств.

• Обладать национальным сознанием российского гражданина, быть патриотом, борющимся за сохранение единства России и её возрождение как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

• Иметь высокий уровень правовой и профессиональной (исполнительской) культуры и способность к инновациям в профессии (авторское добавление).

По нашему убеждению, личность, в первую очередь дипломированного выпускника ВУЗа, можно считать правовой, только при условии сложившихся, на базе правовых знаний, правосознания, правовой и профессиональной культуры, правовой ответственности, правового и гуманистического мировоззрения, основанного на сформировавшейся системе духовных ценностей и правовой направленности в профессиональной деятельности. Считаем, что за их формирование, в полной мере, отвечает ВУЗ [7].

В рамках образовательного и воспитательного процесса НАНО ВО «ИМЦ» нацеливается на формирование правовых знаний обучающихся в духе «понимания гражданской ответственности и долга», «уважения закона и общественного правопорядка», формирования «системы духовных ценностей», «российского образа жизни», умения реализовывать свои права и оценивать поведение других. При этом, высшее учебное заведение понимается как форма окончательной социализации человека, через которую осуществляется его правовое воспитание, с утверждением правосознания личности как наивысшей степени правосознания, что зафиксировано в конституционных установках и ценностной ориентации нашего государства [7; 13].

Следует сказать и о том, что ценности образования могут основываться как на объективных закономерностях развития общества, так и на нормативных актах, разработанных государственными органами. В идеале и те, и другие должны находиться в гармоническом единстве. Однако так бывает далеко не всегда. И если образование, базирующееся на объективных законах развития общества, всегда адекватно интересам этого общества, то нормативное образование может и не совпадать с реалиями жизни. В связи с этим, неумолимость проблемы саморегуляции личности, очевидна!

Отмечая важность проблемы саморегуляции, педагоги и руководящий состав Института мировых цивилизаций выдвигают задачу формирования осознанного отношения к правовому воспитанию, к порядку, моральным нормам и ценностям молодого поколения, к радикальной переориентации общей направленности процесса правого обучения молодого поколения в обновленном индустриальном обществе [1; 7; 14].

https:// mir-nauki. com

Мы считаем, что качество образовательного процесса многократно повышается путем одновременного формирования как комплекса правовых знаний, так и творческой составляющей мышления личности студента-юриста, ведь именно это дает возможность осознанного получения и усвоения комплекса правовых знаний. Думается, что творческий креативный подход к процессу обучения студента-юриста будет хорошим подспорьем в деле формирования правовых знаний.

Как мы уже отмечали, в образовании сегодняшнего дня происходят кардинальные преобразования. Прежде всего, они связаны с тем, что Россия с ее самобытным менталитетом оказалась не готова перейти в кратчайшие сроки на установки Болонского процесса, которые напрочь разрушили устоявшуюся десятилетиями систему образования, которая, к слову, отлично себя зарекомендовала в нашей стране. Итогом стала переоценка моральных ценностей личностью, которую повлек распад моральных и падение нравственных ценностей личности и устоев государства [10-12]. Педагогам становится все сложнее выполнять свои должностные обязанности так как заинтересовать студента в процессе обучения, все сложнее. Государство спешно пытается смоделировать новую, адекватную современным реалиям систему формирования правовых знаний и морально-нравственных ценностей, а педагоги, выстраивая новый алгоритм обучения студентов внедряют в образовательный процесс все новые и новые механизмы проблемного, опережающего, креативного и инновационного обучения, -совершенствуют педагогические технологии.

Все чаще педагогами, на разных уровнях, высказываются критические замечания, касающиеся формирования правового мировоззрения личности. Считается, что правовое мировоззрение не может быть сформировано без решения задачи повышения морально-нравственного уровня поведения человека. А это уже область этико-нравственных компетенций юриста [2; 13].

Мы утверждаем, что под формированием правовых знаний следует понимать творческое усвоение студентами, будущими юристами в учебном процессе правовых знаний, которые в совокупности с морально-нравственной направленностью будут составлять их право-профессиональную компетентность.

Важным атрибутом формирования право-профессиональной компетентности творческой личности будущего юриста, является и его гуманистическое мировоззрение. Данная направленность формируется при изучении всех дисциплин гуманитарного цикла, предполагая активную реализацию междисциплинарных связей.

Наиболее полно она проявляется в курсах «Философия», «Теория государства и права», «Конституционное право», «Юридическая психология» и «Оказание юридической помощи населению». Например, в курсе «Оказание юридической помощи населению», при решении проблем дифференциации профессиональной деятельности демонстрируются ситуации морально-профессионального выбора юриста-бакалавра, как части профессиональной этики юриста-бакалавра [3]. Но и такие дисциплины, как «Философия», «Юридическая психология», также позволяют раскрывать узловые проблемы профессионального, правового и морально-нравственного мировоззрения юриста-бакалавра, ведь правовая направленность учебно-воспитательного процесса связана не только с изучением, но и с последовательной реализацией принципов морали, устоев человеческого общежития в рамках Российского общества сегодняшнего дня [6; 13].

Алгоритм функциональных взаимосвязей, ориентированный на инновационные междисциплинарные связи, между блоками знаний, формирующими право-профессиональную компетентность с гуманистической направленностью на примере дисциплин «Теория государства и права» и «Юридическая психология» представлен на рис. 1.

https:// mir-nauki. com

Поэтому, вырабатывая алгоритм построения креативной педагогической технологии формирования правовых знаний будущего юриста-бакалавра, необходимо рассматривать проблему становления правосознания, правового мировоззрения, профессионализма будущего юриста-бакалавра, связанную с решением задачи эффективного формирования правовой, профессиональной (исполнительской) культуры, как основы морально-нравственного поведения личности юриста-бакалавра и его право-гуманистической компетентности [6; 14].

Подобная концепция может рассматриваться как теория инновационного подхода к формированию правовых знаний и повышению качества правовой подготовки будущего юриста-бакалавра, по средствам становления его правового мировоззрения, а также усвоением, в перспективе, правовой ответственности и моральных функций, являющихся основой гуманистического мировоззрения, которое выделяется как особая форма общественно значимой компетенции юриста и основывается на интеграции морали и права в его профессиональной деятельности.

В особой степени значимости вышесказанное относится к будущему практикующему юристу, который, в настоящее время, должен быть не только законопослушным гражданином, хорошо ориентированным в правовом поле, но и специалистом, готовым формировать уважение к законам у окружающих, что особенно важно для нормального функционирования гражданского общества и правового государства в современной России [4; 13].

Уровень правовой культуры выпускника юридического факультета ВУЗа является важным условием его правовой компетентности в будущей профессии. Выпускник конкретного ВУЗа, - это лицо ВУЗа, его визитная карточка. На сегодняшний день требования к кандидатам на вакантные должности, связанные с юриспруденцией достаточно высоки, т. к. во многих сферах общественных отношений в России сегодняшнего дня происходят кардинальные преобразования, например, повсеместная цифровизация [6; 14]. Соответственно ВУЗ, выпускники, которого чаще получают хорошие и высокооплачиваемые должности, -будет котироваться на рынке образовательных услуг.

В большей степени значимости, данное относится к выпускникам ВУЗов, которые готовят кадры для работы в правящих партиях и, следовательно, активных участников процесса управления делами государства.

Это подразумевает принятие ими многообразия государственно-значимых решений, в силу владения полным комплексом юридических знаний в конкретных областях общественных отношений, а как же умении понимать и уважать законодательные устои, как нашего государства, так и требования международного права. Более того, они должны создавать такие условия, чтобы любому простому обывателю было понятно, какие требования предъявляются государством и, при необходимости уметь их разъяснить. Ни чьи права конституционные права, при этом, не должны быть нарушены. Следовательно, гуманизация должна плотно осесть в сознании будущего юриста как неотъемлемая компетенция его профессии [8; 9; 13].

Соответственно весь образовательный процесс должен быть также подчинен этому требованию.

Государственный образовательный стандарт направления подготовки 40.03.01 «Бакалавр юриспруденции»

Цели и задачи: формирование право-гуманистической профессиональной компетентности юриста новой формации

Учебный план направления подготовки 40.03.01

X

Блок правовых знаний

УМК дисциплины «Теория государства и права»

Блок других отраслей знаний

Блок психологических знаний

Инновационные междисциплинарные связи

Правосознание

Правовая ответственность

Правовое мировоззрение

УМК дисциплины «Юридическая психология»

Морально-нравственные принципы

Морально-нравственное поведение

Гуманистическое мировоззрение

Морально-нравственная направленность право-гуманистической деятельности

Творчество (активный самостоятельный творческий поиск)

Право-гуманистическая компетентность

Рисунок 1. Алгоритм функциональных взаимосвязей между блоками юридических и психологических знаний на примере дисциплин «Теория государства и права» и «Юридическая психология», ориентированный на инновационные междисциплинарные связи

Наз'чно- X исследовательская — раоота v-7 Креативная деятельность юриста новой формации / Дрзтие виды юридической —деятельности

Методическая работа г^ Активный творческий поиск

Право-гуманнстнческая компетентность в деятельности юриста

Рисунок 2. Иерархия дисциплин при формировании право-гуманистической компетентности будущих юристов в учебном процессе ВУЗа

Принципы правового демократического общества и государства становятся основой формирования правосознания личности и выступают для неё в качестве критериев оценки не

только собственного поведения, но и поведения окружающих людей. В связи с этим, мы считаем, что деятельность юриста в социуме должна быть именно право-гуманистической.

Следует учитывать, что психологические знания будущих юристов, являются совокупностью общей гуманитарно-правовой подготовки в цикле дисциплин по направлению подготовки «Юриспруденция» в системе непрерывного образования (на всех её уровнях) и формируют правовой менталитет личности и общества в целом, регулирующий правовые принципы справедливости и гуманизма, защиты естественных прав и свобод человека [8; 9; 13].

Теория ориентации на гуманистическое направление в образовании оказала существенное влияние на необходимость формирования правовой базы для дальнейшего обучения студентов по всем блокам отраслей знаний учебных планов квалификаций «бакалавр юриспруденции».

В связи с этим, мы считаем, что блок именно общетеоретических дисциплин, «Теория государства и права», «Юридическая психология» должны стать фундаментом методологии изучения нормативно-правовых основ образовательных программ вузов для студентов-юристов.

На рис. 2 показана иерархия блоков дисциплин, которые принимают участие в формировании право-гуманистической компетентности в профессиональной деятельности будущего юриста.

Духовный кризис личности, к которому страна вплотную подвинулась за последние 20 лет, и, связанная с этим переоценка моральных ценностей в обществе в целом, все чаще заставляет, как компетентные органы государственной власти, так и педагогов всех ступеней образования, особенно ВУЗов, искать и активно пробовать внедрять все новые формы, методы и средства обучения в области усвоения подрастающим поколением комплекса правовых знаний [5; 6; 14].

Концепция правового воспитания определяет целевые установки воспитания молодёжи в соответствии с теми изменениями, которые сегодня происходят в обществе и государстве с ориентацией на будущее. В качестве цели правового воспитания коллектив преподавателей юридических дисциплин НАНО ВО «ИМЦ» берет за основу формирование гуманистически ориентированной правовой и духовной личности по отношению к обществу и себе самой [7].

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнездилов Г.В., Курдюмов А.Б., Кокорева Е.А. Возрастная психология и психология развития. Учебное пособие / Ответственный редактор Р.В. Ершова. Москва, 2013. С. 114-119.

2. Слоботчиков О.Н., Гнездилов Г.В., Кокорева Е.А., Курдюмов А.Б., Чертополох А.А., Жириновский В.В., Зайцев М.С., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Лаптев Л.Г., Носс И.Н. Психологическое обеспечение профессионального отбора и личностной надежности персонала Коллективная монография / Москва, 2016. С. 345-348.

3. Батеева Е.В., Питерская А.Л., Юлова Е.С. Моделирование интерпритационной деятельности как профессиональной компетенции при преподавании юридических дисциплин. В книге: Формирование системы независимой оценки квалификации и качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения (DEQ-2014) Материалы Всероссийской конференции. В.Н. Голубкин, Э.Ю. Есипова, Н.Г. Малышкина, И.М. Александрова. 2014. С. 15-18.

4. Питерская А.Л., Батеева Е.В., Юлова Е.С. Многосторонняя форма коммуникации как фактор реализации компетентностного подхода в образовательном процессе. В сборнике: Гуманитарное образование в парадигме сложности: сборник научных статей Сборник научных статей. Москва, 2016. С. 56-67.

5. Мазур Е.Ю. Сущность взаимодействия в образовательном процессе вуза в системе «преподаватель - обучающийся». Психология обучения. 2016. № 11. С. 103.

6. Попова С.А. Формирование нравственности при воспитании в высшей школе. Материалы ежегодной научно-практической конференции Экологическое образование в интересах устойчивого развития. 2017. Т. 4. С. 109-111.

7. Дмитриева Ю.В., Кокорева Е.А. Концепция правового воспитания обучающегося в НАНО ВО «ИМЦ» в рамках конституционного признания принципа верховенства и неотъемлемости основных прав и свобод человека. Вестника иМц, Том 9, номер 3 (20). Москва, 2018. С. 99, 101.

8. Козлов С.Д. Конституция РФ: проблемы и возможности совершенствования Вестник Института мировых цивилизаций. 2018. Т. 9. № 3 (20). С. 78-81.

9. Козлов С.Д. Россия как социальное государство: обоснованная конституционная задача и разрушительная политическая практика. В сборнике: Сборник публикаций научного журнала ''Chronos'' «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы» сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). Москва, 2019. С. 5-10.

10. Турбовской Я.С., Садовничий В.А., Жириновский В.В., Шудегов В.Е., Духанина Л.Н., Никандров Н.Д., Смолин О.Н., Кондаков А.М., Илюшин Л.С., Юлина Н.С., Найденова З.Г., Николаева Т.В., Сергеев А.Н., Трошин А.П., Тумашова Л.П., Мокринский М.Г. Состояние, тенденции и перспективы отечественного образования. Круглый стол Философские науки. Издательский дом "Гуманитарий". Москва, 2007. № 5. С. 5-99.

11. Афанасьева Е.В., Кирсанов К.А., Кондратович И.В., Кулешов С.М., Сичкарь Т.В., Кокорева Е.А., Попков А.А., Попова С.А., Слоботчиков О.Н., Чернышов Б.А. Проектное образование: организационные проблемы в условиях необходимости перехода к шестому технологическому укладу. Под редакцией доктора философских наук, профессора В.В. Жириновского Посвящается 20-летию Института мировых цивилизаций / Москва, 2019.

12. Дегтярева И.И., Кирсанов К.А., Попков А.А., Пчелинцева А.О., Сичкарь Т.В., Слоботчиков О.Н. Современные проблемы создания системы профессиональной ориентации. Монография. ИМЦ. Москва, 2018. 188 с.

13. Афанасьева Е.В. Вопросы обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина Вестник Института мировых цивилизаций. 2019. Т. 10. № 1 (22). С. 85-88.

14. Попова С.А. Разработка образовательных ресурсов для дистанционного обучения по дисциплине "безопасность жизнедеятельности". Управление. 2015. Т. 3. № 3. С. 33-38.

Dmitrieva Yulia Vyacheslavovna

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: imc.dmitrieva@yandex.ru

Bulavina Mariya Aleksandrovna

Institute of world civilizations, Moscow, Russia E-mail: m.a.bulavina@yandex.ru

Theory of innovative approach to the formation of professional competence of law students at the university

Abstract. In this article the authors consider the problem of formation of legal competence of law students by means of formation of his system of spiritual values in the educational process of a single University, NANO "IMC", based on the legal foundations and moral and value orientations of our state.

The authors believe that the purposeful formation of legal knowledge creates a legal format of moral orientation of the personality of the student-lawyer, which plays an exceptional role in his professional competence, and the issues of mastering specific legal competencies and their impact on the overall professional culture is always tied to the assessment of moral behavior of the individual lawyer and are his quality assessment.

The authors substantiate the position that the distinction of "competence" between the totality of social relations, as well as law and morality can be traced to the relationship of concepts derived from the social and legal characteristics of the individual "moral" and "legal".

The authors propose a model of personal and civil qualities, graduate-lawyer of the Russian University.

The authors argue that the person, primarily a graduate Of the University, can be considered legal, only if the existing, on the basis of legal knowledge, legal awareness, legal and professional culture, legal responsibility, legal and humanistic Outlook, based on the formed system of spiritual values and legal orientation in professional activities.

The authors believe that the main role in the formation of the system of spiritual values and legal orientation in professional activity fully meets the UNIVERSITY.

The authors substantiate that in the framework of the educational process it is NANO IN "IMC" University aims at the formation of legal knowledge of students in the spirit of "understanding of civil responsibility and duty", "respect for the law and public order", the formation of "system of spiritual values", "Russian way of life", the ability to exercise their rights and evaluate the behavior of others. At the same time, higher education institution is understood as a form of final socialization of a person, through which his legal education is carried out, with the approval of the legal consciousness of the individual as the highest degree of legal consciousness, which is fixed in the constitutional provisions and value orientation of our state.

Keywords: moral component; legal culture; legal education; legal knowledge; professional competence; humanization; humanistic Outlook; self-regulation of the individual; creative approach; educational process; system of spiritual values; spirituality; normative education; moral values; social environment; patriotism; national traditions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.