Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ МИССИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ МИССИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
195
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / НЕДОСТАТКИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРАВОВАЯ МИССИЯ ЮРИСТА / МИССИЯ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВАЯ МИССИЯ / ANTI-CORRUPTION VALUES / DISADVANTAGES OF ANTI-CORRUPTION EDUCATION / LEGAL MISSION OF THE LAWYER / THE MISSION OF A LAW-ENFORCEMENT EMPLOYEE / LEGAL MISSION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Никоряк Василий Васильевич, Днепров Сергей Антонович

В формировании антикоррупционной культуры общества особую роль призвано выполнить правовое воспитание - целенаправленное и систематическое взаимодействие сознания преподавателя с сознанием студентов для выработки позитивного отношения к праву. В статье рассмотрена проблема формирования антикоррупционной ориентации правовой миссии будущих юристов, чья подверженность коррупции крайне нежелательна, так как им предстоит работа в органах государственной власти по защите законных интересов граждан. Показан уровень разработанности понятия «миссия юриста» и его применение в отечественном юридическом образовании для воспитания антикоррупционных ценностей. В условиях социально-экономической трансформации общества наблюдается рост коррупционных преступлений, в основе которых лежит падение нравов и низкий уровень правового сознания граждан. В связи с этим особое значение в системе правового воспитания приобретает антикоррупционное воспитание личности, являющееся важной составной частью антикоррупционной стратегии российского государства. Антикоррупционное воспитание будущих юристов в вузе понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных установок, а также твердых антикоррупционных знаний, взглядов, убеждений в признании права и законности высшими социальными ценностями общества и активной гражданской непримиримости по отношению к коррупционным правонарушениям. Воспитание правовой миссии будущих юристов заключается в передаче и усвоении студентами профессиональных знаний, формировании ценностного отношения к праву, умении использовать свои права и обязанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Никоряк Василий Васильевич, Днепров Сергей Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NECESSITY OF FORMING ANTI-CORRUPTION ORIENTATION OF THE LEGAL MISSION OF FUTURE LAWYERS

Building anti-corruption culture of society assigns a special role to legal education - systematic goal-oriented interaction of the consciousness of a teacher with the consciousness of students to develop a positive attitude to law. The article deals with the issue of formation of anti-corruption orientation of the legal mission of lawyers-to-be, whose exposure to corruption is highly undesirable because they are to work in public authorities to protect the interests of citizens. The level of development of the concept «mission of a lawyer» and its application in the domestic legal education for building anti-corruption values are shown. In the context of socio-economic transformation of society there is an increase in corruption crimes, which are largely based on the decline of morals and the low level of legal consciousness of citizens. In this regard, anti-corruption education as part of legal education - an important part of the anti-corruption strategy of the Russian state - becomes of special importance. Anti-corruption education of future lawyers at the University is considered to be a systematic goal-oriented process of building positive perceptions, views, values in students in order to form their solid anti-corruption knowledge, views and beliefs along with the recognition of the law and the rule of law to be the highest social values, as well as active civil intransigence in relation to corruption offenses. Forming the legal mission of future lawyers means professional knowledge transfer and acquisition, the formation of value-based attitude to law, the ability to use one’s rights and carry out responsibilities.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРАВОВОЙ МИССИИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ»

УДК 377

В. В. Никоряк, С. А. Днепров

Необходимость формирования антикоррупционной направленности

правовой миссии будущих юристов

Аннотация

В формировании антикоррупционной культуры общества особую роль призвано выполнить правовое воспитание — целенаправленное и систематическое взаимодействие сознания преподавателя с сознанием студентов для выработки позитивного отношения к праву. В статье рассмотрена проблема формирования антикоррупционной ориентации правовой миссии будущих юристов, чья подверженность коррупции крайне нежелательна, так как им предстоит работа в органах государственной власти по защите законных интересов граждан. Показан уровень разработанности понятия «миссия юриста» и его применение в отечественном юридическом образовании для воспитания антикоррупционных ценностей. В условиях социально-экономической трансформации общества наблюдается рост коррупционных преступлений, в основе которых лежит падение нравов и низкий уровень правового сознания граждан. В связи с этим особое значение в системе правового воспитания приобретает антикоррупционное воспитание личности, являющееся важной составной частью антикоррупционной стратегии российского государства. Антикоррупционное воспитание будущих юристов в вузе понимается как целенаправленный, систематический процесс формирования позитивных представлений, взглядов, ценностных установок, а также твердых антикоррупционных знаний, взглядов, убеждений в признании права и законности высшими социальными ценностями общества и активной гражданской непримиримости по отношению к коррупционным правонарушениям. Воспитание правовой миссии будущих юристов заключается в передаче и усвоении студентами профессиональных знаний, формировании ценностного отношения к праву, умении использовать свои права и обязанности.

I Ключевые слова: антикоррупционные ценности, недостатки антикоррупционного воспитания, правовая миссия юриста, миссия сотрудника правоохранительной деятельности, правовая миссия.

Nikoryak V. V., Dneprov S. A.

The necessity of forming anti-corruption orientation of the legal mission of future lawyers

Abstract

Building anti-corruption culture of society assigns a special role to legal education — systematic goal-oriented interaction of the consciousness of a teacher with the consciousness of students to develop a positive attitude to law. The article deals with the issue of formation of anti-corruption

orientation of the legal mission of lawyers-to-be, whose exposure to corruption is highly undesirable because they are to work in public authorities to protect the interests of citizens. The level of development of the concept «mission of a lawyer» and its application in the domestic legal education for building anti-corruption values are shown. In the context of socio-economic transformation of society there is an increase in corruption crimes, which are largely based on the decline of morals and the low level of legal consciousness of citizens. In this regard, anti-corruption education as part of legal education — an important part of the anti-corruption strategy of the Russian state — becomes of special importance.

Anti-corruption education of future lawyers at the University is considered to be a systematic goal-oriented process of building positive perceptions, views, values in students in order to form their solid anti-corruption knowledge, views and beliefs along with the recognition of the law and the rule of law to be the highest social values, as well as active civil intransigence in relation to corruption offenses. Forming the legal mission of future lawyers means professional knowledge transfer and acquisition, the formation of value-based attitude to law, the ability to use one's rights and carry out responsibilities.

Keywords: anti-corruption values; disadvantages of anti-corruption education; legal mission of the lawyer; the mission of a law-enforcement employee; legal mission.

В современных социально-экономических условиях российского общества проблема коррупции приобрела особую значимость, поскольку масштабы коррупции в стране достигли уровня социального бедствия и стали угрозой национальной безопасности. В Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года отмечается: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ да и в наших головах в последние, в предыдущие 15-20 лет. Это и понятно. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам, часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы, скажу больше — создает долгосрочные угрозы обществу, да и целостности России» [4].

В процессе формирования антикоррупционной нацеленности (нацеленность — направление, дающее верный путь действиям [21, с. 408]) правовой миссии юриста необходимо учитывать, что коррупция как социальное зло сопровождает человечество с древнейших времен, являясь постоянным спутником взаимоотношений простого человека и должностных лиц, наделенных полномочиями от государства.

В отечественной юридической литературе термин «коррупция» был введен в правовой понятийный аппарат А. Я. Эстриным в работе «Взяточничество», которая вышла в рамках деятельности кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете еще в 1913 году [13, с. 58]. Согласно ему наиболее простое определение коррупции — подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей [Там же]. Причины возникновения коррупции различны в разные периоды и эпохи, но связь ее с государственным аппаратом неизменна.

Коррупция в юридическом энциклопедическом словаре трактуется как сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников [10].

Система образования пока не в состоянии непосредственно воздействовать на процессы развития коррупции в обществе и государстве, но может направить все усилия на поиск, сохранение и укрепление духовных основ нравственного воспитания в юридическом образовании, чтобы изменить систему ценностей будущих правоведов и правоохранителей, которая, будучи сформированной, станет сдерживать их вовлечение в коррупцию.

Политическая, экономическая и социальная трансформация российского общества вызвали необходимость реформирования системы российского высшего и среднего профессионального образования. С возрастанием количества поставщи-

ков образовательных услуг, изменением правовых основ деятельности вузов и их коммерциализацией возникла необходимость в определении миссии отечественного юридического образования.

В национальной доктрине российского образования [5] и Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года [6] указывается, что в качестве приоритетного направления в области образования выделяется воспитательная составляющая образовательного процесса. На все образовательные организации в области воспитания подрастающего поколения возлагаются обязанности формирования антикоррупционных личностных и гражданских качеств, которые, вместе взятые, и составят содержание правовой миссии юриста. Это ответственность каждого юриста перед законом и осознание личной внутренней потребности в правовом просвещении граждан с целью формирования их правосознания, прежде всего, антикоррупционного.

Государственная политика нацелена на выпуск специалистов, отвечающих потребностям государства, общества, требованиям рынка и удовлетворяющих интеллектуальные, культурные и нравственные запросы развития личности. Однако, по мнению многих работодателей, профессиональный юрист в современных реалиях обязан находить способы безнаказанного невыполнения или уклонения от выполнения законных требований, поэтому юридические вузы не стремятся воспитывать морально-этические нормы профессиональной деятельности. К сожалению, такие вузы пока не предусматривают формирование правовой миссии у будущих юристов, которая, в свою очередь, должна быть сориентирована на противодействие коррупции.

Как и в Федеральном законе «Об образовании в РФ» 2012 года, где воспитание приоритетно по отношению к обучению [1, с. 1], так и антикоррупционное воспитание почти в каждой дисциплине всех юридических вузов должно занять ведущее положение по отношению к роли знаний в содержании юридического образования. У студентов необходимо формировать понимание закономерностей возникновения коррупции, а также способы профилактики и борьбы с ней. К сожалению, в высшей школе для этого сделано недостаточно. Так, например, на вопрос «В вашем вузе достаточно дисциплин для формирования антикоррупционного поведения?» полным согласием ответили 32,3% опрошенных студентов, частичным согласием — 30,8% [14, с. 7-8]. Свое несогласие с этим положением выразили 11,3%, затруднились с ответом — 24,1% студентов.

Не удивительно, что большое количество молодых людей не понаслышке знакомы с корруп-

ционными отношениями. Общеизвестно, что на всех уровнях российского образования коррупция стала нормой регулирования отношений. Коррупционные «способы» поступления в престижный вуз, сдачи зачетов, экзаменов, «дарения» презентов преподавателям или «оплаты» на месте за нарушение правил дорожного движения создают предпосылки для повсеместного распространения коррупции и среди молодежи [14, с. 1-6; 26, с. 36].

Правовая миссия юриста должна начинаться с самозащиты самого юриста от любых проявлений коррупции. В структуре (от лат. structure — строение, расположение, порядок, обеспечивающий совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, хранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях) «профессиональной миссии сотрудника правоохранительных органов» И. Ф. Амельчаков и И. Е. Ильичев выделили аксиологическую, гуманистическую и патриотическую направленности [8, с. 5-6]. К сожалению, ими не выделена антикоррупционная направленность. Они предложили разработать и реализовать принципиально новую психологию правоохранительной деятельности, которую назвали «миссионерской» [Там же, с. 5]. Центром этой идеи авторы сделали «миссию полицейского». Согласно Закону «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности; полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в её защите от преступных и иных противоправных посягательств» [2, с. 1].

Самозащита от коррупции способна создать привлекательную мотивацию принятия правовой миссии для всех юристов в отличие от «профессиональной миссии сотрудника правоохранительных органов» («профессиональный» — т. е. отвечающий требованиям данной области деятельности [21]). Она получит право на существование только в том случае, если деятельность полицейских будет обусловлена не только законами и должностными инструкциями, но и реальными моральными ценностями и гуманистической идеологией, отраженной в политических, правовых, социальных, этических идеях и взглядах, но пока это недостижимо.

Мы солидарны с мнением И. Ф. Амельчакова и И. Е. Ильичева, утверждающих, что осознание полицейским своей миссии как личной внутренней потребности и социальной установки позволит минимизировать и преодолевать имеющиеся

негативные проявления [8, с. 6], поможет сформировать здоровый морально-психологический климат среди полицейских и будет способствовать формированию у населения уважительного отношения к полиции. У граждан появится стремление к сотрудничеству с полицией для обеспечения общественной безопасности. Полиция в пределах своих полномочий должна готовиться осуществлять антикоррупционную защиту, обеспечивающую безопасность жизни, здоровья и законных прав граждан. Эта миссия может создать механизм реализации полицейскими конституционных деклараций о высшей ценности человека, его прав и свобод, обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина [2, с. 80], так как будет способствовать осознанию смысла существования правоохранительной организации как неукоснительного и самоотверженного служения закону. Такая направленность правовой миссии создаст основу для формирования антикоррупционного поведения у студентов юридического профиля.

В первой главе Федерального закона «О полиции» показаны назначение и основные направления деятельности полиции, раскрыты функциональные обязанности. Однако миссия юриста должна рассматриваться намного шире понятия «функция» (важнейшее направление профессиональной деятельности) — как альтруистическое служение по защите закона, обеспечению чести и достоинства, защите жизни и здоровья граждан и лиц без гражданства, а также их имущества, реализуемое на основе принципа гуманности и морально-нравственных ценностей.

В Указе Президента РФ определен перечень функций полиции, где указано, что на полицию возлагается, в том числе и противодействие коррупции [3]. Однако масштабы коррупции, вред от которой значительно превышает ущерб от терроризма, и ее пагубные последствия для сегодняшней и будущей России убедительно доказывают, что должно быть специально организовано антикоррупционное воспитание молодого поколения юристов. В высшем образовании должна быть решена задача выявления и преодоления различных форм предкоррупционного поведения студентов, чьи служебные обязанности в предстоящей профессиональной деятельности будут заключаться в защите законных прав и интересов граждан.

В отличие от профессиональной миссии сотрудника правоохранительных органов, правовая миссия юристов должна быть предназначена не только для полицейских. Подобно клятве Гиппократа, которую дают все без исключения врачи, она должна стать

обязательной для всех отечественных правоведов и правоохранителей. А подготовка к борьбе с коррупцией должна стать важнейшим профессиональным принципом. В словаре С. И. Ожегова «профессиональная миссия — это ответственное задание, роль, поручение. Возложение важной миссии на кого-нибудь» [21]. Исходя из этой трактовки, сотрудник полиции — объект, на который начальством возлагается профессиональная миссия. В отличие от профессиональной миссии, правовая миссия формируется под влиянием внутреннего локуса контроля — совести. Каждый будущий юрист будет принимать на себя правовую миссию путем осознания нормативно-ценностной основы профессиональной деятельности. Сотрудник полиции — субъект правовой миссии. Он сам на себя налагает эту миссию.

По сравнению с глубиной разработанности понятий «религиозная миссия» [26, с. 169-170], «профессиональная миссия педагога» [27, с. 320] и «профессиональная миссия врача» [29, с. 400], понятие «правовая миссия» еще недостаточно разработано. Поэтому оно не имеет широкого применения, несмотря на то, что его ввел в науку выдающийся российский юрист К. А. Неволин еще в далеком 1839 году [18, с. 29]. Несмотря на 180-летний период функционирования, понятие «правовая миссия» и во втором десятилетии XXI века способно существенно обогатить понятийный аппарат и усовершенствовать профессиональную деятельность не только в юриспруденции, но и в философии, социологии, теории управления и профессиональной педагогике.

Миссия — это «выражение философии и смысла существования профессионального сообщества, ее жизненное предназначение» [7, с. 322]. Подобно тому, что специально разработанная миссия вуза создает благоприятные условия для эффективного управления его развитием, так как в ней определены цели, приоритеты, ценности и общий подход к организации функционирования вуза как целостной саморазвивающейся системы [11, с. 17-31], должны быть разработаны сущность и содержание правовой миссии юриста, которые облегчат и ускорят образование студентов.

У будущих юристов должна быть развита способность стойко переносить жизненные трудности (как это принято в профессиональном образовании военных) для того, чтобы не было стремления к обогащению любыми средствами (в том числе — противозаконными). Должно быть сформировано стремление обрести жизненную гармонию на основе этических ценностей.

В самом общем виде формирование правовой миссии сводится к разрешению проблемы борьбы добра и зла, т. е. ценностей и антиценностей [15].

Именно от ее исхода зависит, каким ценностям будет следовать юрист в своей профессиональной деятельности и жизни, к чему он будет стремиться.

Правовая миссия юриста — более емкое понятие по внутреннему смыслу, структуре и содержанию. Она заключается в неукоснительном и самоотверженном служении закону для обеспечения профессиональной деятельности «чистыми руками» с незапятнанной репутацией. Она шире, чем назначение [31, с. 16-18], затрагивает не только все стороны службы юристов (к которым относятся правоохранители и правоведы), но и всю их жизнь, все ее аспекты, которые напрямую и не связаны с его профессиональной деятельностью, а являются внепрофессиональной частью.

Наиболее адекватно отражает правовую миссию понятие «этос». По мнению М. Оссовской, «этос» — это стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентация ее культуры, принятая в ней иерархия ценностей, которая не постоянно проявляется в повседневной жизни, но указывает на потребность человека в надэмпирическом нравственном порядке» [22, с. 26].

Понятия «правовая миссия юриста» или «профессиональная миссия полицейского» в отечественной науке почти не разработаны и поэтому не рассматриваются в качестве ориентира юри-

дического образования, хотя миссия «органов правопорядка» известна в западноевропейской правовой культуре еще со времен раннего Средневековья [30, с. 108]. С эпохи Карла Великого это понятие закреплено в нормативных актах — капитуляриях, которые регулировали отношения в области образования, религии, сельского хозяйства и проводимых императором реформ правоохранительной деятельности [Там же].

В современном уставе Федеральной полиции Королевства Бельгия правовая миссия определена комплексом морально-правовых норм по защите интересов народа, его безопасности и высокого качества жизни [31, с. 16-18]. Правовая миссия государства Люксембург нашла свое официальное закрепление в нормативных актах, таких как инструмент обеспечения законности и правопорядка [32, с. 60-62].

В отечественной науке понятие «миссия» (табл.) разработано в основном для характеристики участия сотрудников МВД в миротворческих полицейских миссиях России [16, с. 60-62]. Мы предлагаем для всех юристов разработать и внедрить в практику их профессиональной деятельности (и главное — в повседневную жизнь), единый ориентир — правовую миссию.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО* ПРАВОВАЯ МИССИЯ ЮРИСТА

1 2 3

Определение сущности понятия Профессиональная миссия — выполнение деятельности полиции на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина [2, с. 4]. Всякое их ограничение допустимо только на основаниях, предусмотренных федеральным законом Смысл правовой миссии юриста в неукоснительном и самоотверженном служении закону. Эта направленность правовой миссии создаст основу для формирования антикоррупционного поведения у студентов юридического профиля

назначение Предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и иностранных граждан, лиц без гражданства [2, с. 4] Реализация профессиональных обязанностей не только в контексте гуманности закона, но и на основе нравственности

цель миссии Соблюдение закона [2, с. 4] Обеспечение профессиональной деятельности «чистыми руками» с незапятнанной репутацией. Это личная ответственность каждого юриста перед законом

Важнейшее качество личности в соответствии с миссией должна быть развита стойкость сотрудника полиции: как в служебное, так и не в служебное время должен воздержаться от любых действий, которые могут нанести ущерб авторитету полиции, в том числе и антикоррупционному [2, с. 8] должна быть развита способность стойко переносить жизненные трудности для того, чтобы не было стремления к наживе любыми средствами (противозаконными), а должно быть старание к обретению жизненной гармонии и этических ценностей

СРАВНЕНИЕ СМЫСЛА ПОНЯТИЙ «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ»* И «ПРАВОВАЯ МИССИЯ»

* Содержание профессиональной миссии полицейского отражено в «Профессионально-этическом стандарте антикоррупционного поведения сотрудника органов внутренних дел РФ». Профессиональная миссия разработана только для полиции, но не для всех остальных работников правоохранительной сферы.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ ПОЛИЦЕЙСКОГО* ПРАВОВАЯ МИССИЯ ЮРИСТА

1 2 3

Форма проявления активности для достижения цели миссии Предусматривает деятельность по противодействию преступности, охране общественного порядка и общественной безопасности на основе сотрудничества полиции с населением, общественными организациями [2, с. 10] Предусматривает нравственное внепрофесси-ональное поведение, антикоррупционный стиль жизни юристов как общественной группы. Ориентация на культуру поведения с учетом нравственных ценностей

Границы осуществления Осуществляется только в служебное и во внеслужебное время, но не охватывает повседневную жизнь [2, с. 8] Осуществляется как в служебной деятельности, так и в повседневной жизни

Формы контроля, влияющие на формирование миссии Формируется под влиянием внешнего локуса контроля, в словаре С. И. Ожегова «Профессиональная миссия — это ответственное задание, роль, поручение. Возложение важной миссии на кого-нибудь» [20]. Согласно этому определению сотрудник полиции — объект, на который возлагается профессиональная миссия Формируется под влиянием внутреннего локуса контроля — совести — путем осознания нормативно-ценностной основы своей личной правовой миссии. Сотрудник полиции субъект правовой миссии. Он сам на себя налагает эту миссию.

Антикоррупционная ориентация В первую очередь предназначена для антикоррупционной защиты государственных учреждений и граждан, а не своей личности и репутации [2] В пределах своих полномочий нацелена на антикоррупционную самозащиту своей личности и репутации, которая является гарантией в стремлении юриста к безопасности жизни, здоровья и законных прав граждан

Социальное и профессиональное партнерство Нацелена на организацию совместной деятельности органов государственной власти, населения и общественных организаций в области борьбы с коррупцией [2, с. 10] нацелена на сотрудничество не только с органами государственной власти, населением, общественными организациями, но и с отдельными гражданами в борьбе с коррупцией

Формы проявления Проявляется в виде личной мотивации государственного патриотизма, бескорыстности и долга в выполнении профессиональных обязанностей [2, с. 5, 47-50] Проявляется в нацеленности на создание благоприятных условий для формирования антикоррупционного поведения юристов

Наши исследования позволили выявить, что около трети опрошенных студентов — будущих правоведов и правоохранителей в возрасте 18-24 лет уже были вовлечены в коррупционные отношения: на вопрос «Решали ли Вы свои проблемы при помощи незаконного вознаграждения?» ответили «да» — 30,8%, «нет» — 69,2% опрошенных студентов [14, с. 7-8]. Таким образом, мы можем констатировать, что на современном этапе социальный опыт разрешения проблем с помощью незаконного вознаграждения среди студентов довольно высок.

Налицо очень серьезные проблемы в антикоррупционном воспитании, под которым мы понимаем совокупность как внутренних (нравственные ценности, совесть, непримиримое отношение к коррупции), так и внешних факторов (негативное общественное мнение, содержание юридического образования), обусловливающих формирование коррупционного или антикоррупционного поведения, особенности профилактики и методы борьбы с коррупцией.

А. С. Макаренко писал: «Воспитательный процесс — процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением» [17, с. 336].

В формировании антикоррупционной нацеленности профессиональной миссии надо иметь в виду, что коррупция в России имеет системный характер. В ее взаимодействии с системой образования замыкается круг: коррупция девальвирует ценности, а эта девальвация разрушает духовные основы воспитания подрастающего поколения. Недостаточно развитые ценностные основы воспитания облегчают распространение среди молодежи вместо негативного — позитивного отношения к коррупционному поведению, что приводит к распространению различных форм коррупционного поведения правоведов и правоохранителей, когда выпускники юридических вузов и факультетов становятся профессионалами [12, с. 3; 32, с. 7-8].

Выводы

1. Для формирования антикоррупционного поведения процесс профессионального воспитания в высшем и среднем профессиональном юридическом образовании должен коррупционные антиценности преобразовать в ценности, которые способствуют борьбе с коррупцией.

2. Сложно сказать, можно ли победить коррупцию полностью. Однако в правовой миссии юристов есть возможность индивидуализировать и персонализировать меры юридического, экономического и воспитательного характера для формирования нового поколения юристов в целях минимизации этого социального явления.

3. В современном высшем юридическом образовании необходимо формировать у студентов правовую миссию, а профессиональную деятельность юриста рассматривать как миссионерское служение.

4. Современное высшее юридическое образование должно вносить более существенный вклад

в антикоррупционное воспитание будущих юристов и правоведов.

5. Антикоррупционное воспитание выдвигает повышенные требования к формированию профессиональной пригодности у будущих правоведов в виде стойкости к коррупции.

6. Очевидно, что приоритетным направлением в борьбе с коррупцией является не только расширение познаний права, его норм, но и правовое воспитание, которое строится на трансформации антиценностей в ценности и тем самым способствует укреплению убеждений правосознания студента в незыблемости выполнения норм закона.

7. Каждое юридическое определение, отражающее коррупцию, связано с такими понятиями, как коррупционные или антикоррупционные ценности, которые являются неотъемлемыми атрибутами социума. Они регулируют поведение личности и служат инструментом построения этического поведения в обществе, являются фундаментом культуры, а их отсутствие или непринятие ведет к ее деградации.

Литература

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174

2. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/

3. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460. — Режим доступа: http://base. garant.ru/12174916 (дата обращения:29.09.2019).

4. Послание Президента Федеральному Собранию // Российская газета. — 2012. — 13 декабря (№ 287).

5. Национальная доктрина образования РФ [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.— Режим доступа: http:// base.garant.ru/182563 (дата обращения:29.09.19).

6. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Воспитательный процесс [Электронный ресурс]: приказ Министерства образования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393. — Режим доступа: http://www.edu.ru/documents/view/1660 (дата обращения: 29.09.2019).

7. Акинфиева, Н. В. Формирование миссии в российских вузах: возможности, ограничения, проблемы [Электронный ресурс] / Н. В. Акинфиева. — Режим доступа: http://www.sgu.ru/files/nodes/46640/ Akinfieva.pdf (дата обращения:29.09.19).

8. Амельчаков, И. Ф. Полиция современной России: функции и миссия / И. Ф. Амельчаков, И. Е. Ильи-

чев // Проблемы правоохранительной деятельности. — 2013. — № 2. — С. 3-7.

9. Беспалова, Ю. М. Деловая этика в современной России: «служение» и «успех» / Ю. М. Беспалова // Вестник ВГУ. — 2005. — № 1. — С. 268-274. — (Гуманитарные науки).

10. Большой юридический энциклопедический словарь / автор-сост. А. Б. Барихин. — М.: Книжный мир, 2004. — 720 с.

11. Булат, С. А. Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни / С. А. Булат, С. Н. Белова // Инновация в образовании. — 2011. — № 3. — С. 17-31.

12. Воробьев, Ю. Л. Можно ли обуздать коррупцию в отдельно взятой системе образования / Ю. Л. Воробьев // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 1. — С. 1-24.

13. Гончаренко, Г. С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России / Г. С. Гончаренко // Административное и муниципальное право. — 2010. — № 6. — С. 58.

14. Днепров, С. А. Актуальный социальный опыт участия будущих правоведов в коррупционных отношениях / С. А. Днепров, В. В. Никоряк // Образование и право. — 2014. — № 3-4. — С. 7-16.

15. Каган, М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. — СПб.: Петрополис, 1997. — 205 с.

16. Котович, И. К. Общетеоретическая характеристика миротворческих полицейских миссий России / И. К. Котович // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической кон-

ференции: в 3 ч. — Уфа: НИЦ АЭТЕРНА, 2016. — Ч. 2. — С. 60-62.

17. Макаренко, А. С. Книга для родителей / А. С. Макаренко. — М.: Учпедгиз, 1953. — 336 с.

18. Неволин, К. А. Энциклопедия законоведения: в 2 т. / К. А. Неволин. — Киев: Унив. тип., 1839. — Т. 1. — 529 с.

19. Никоряк, В. В. Антикоррупционные ценности в формировании антикоррупционного поведения студентов юридического профиля / В. В. Никоряк // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 8. — С. 58-64.

20. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1989. — 750 с.

21. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азъ, 1993. — 944 с.

22. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа / М. Оссовская. — М.: Прогресс, 1987. — 528 с.

23. Панченко, П. Н. Аргументация принятия экстренных мер наступления на коррупцию / П. Н. Панченко // Юридическая техника. — 2013. — № 7. — С. 36.

24. Платонова, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонова. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Попов, Ю. Н. Олигархия как субъект недобросовестной конкуренции / Ю. Н. Попов // Труд и социальные отношения. — 2003. — № 2. — С. 77-79.

26. Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви // Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. — СПб.: Синод. тип., 1911. — С. 169-170.

27. Уткин, А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII — начала XX веков: монография / А. В. Уткин. — Нижний Тагил: Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия, 2010. — 320 с.

28. Франкл, В. Духовность, свобода, ответственность / В. Франкл // Психология личности в трудах зарубежных психологов; сост. и общая редакция А. А. Реана. — СПб.: Питер, 2000. — 320 с.

29. Хрусталев, Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 400 с.

30. Dieter Hägermann. Karl der Große. Herrscher des Abendlandes. Biografie. Propyläen Verlag. — Berlin, 2000.

31. 5 aout 1992. — Loisur la function de police (Note: Consultation des versins anterieur a parti du 02-04-1998 et mise a jour au 31-12-2010). Sourse: Interier. Function Publique. Justice. Publication: 22-12-1992 numero: 1992000606 page: 27124. Dossier numero: 1992-0605/52. Entrée en viguer: 01-01-1993.

32. Memorial. Journal Officiel de Grand-Duche de Luxembourg. — 1999. — A-№ 87. Recueil de Legistation.

References

1. On education in the Russian Federation: Federal law of 12 December, 2012 N 273 FZ. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174. (In Russian).

2. On police: Federal law of 7 February, 2011 № 3-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165/ (In Russian)

3. On the National anti-corruption strategy and action plan for 2010-2011: decree of the President of the Russian Federation of 13 April, 2010 № 460. Available at: http://base.garant.ru/12174916 (accessed 29.09.2019) (In Russian).

4. Message of the President to the Federal Assembly. Ros-siaysaka gazeta [The Russian newspaper], 2012, 13 December (№ 287). (In Russian).

5. The National Doctrine for education of the Russian Federation: decree of the Government of the Russian Federation of October, 2000 № 751. Available at: http://base.garant.ru/182563 (accessed 29.09.19). (In Russian)

6. The conception of modernization of the Russian education for the period until 2010: order of the Ministry of Education of the RF of 11 February, 2011 № 393. Available at: http://www.edu.ru/documents/view/1660 (accessed 29.09.2019) (In Russian).

7. Akinfieva N. V. Formirovanie missii v rossiyskikh vuzakh: vozmozhnosti, ogranicheniya, problemy [Mission formation at Russian universities: possibilities, restrictions, problems]. Available at: http://www.sgu.ru/files/ nodes/46640/Akinfieva.pdf (accessed 29.09.19) (In Russian).

8. Amelchakov I.F., Ilitchev I.E. Police in modern Russia: the functions and mission. Problems of law-enforcement activity, 2013, n. 2, pp. 3-7. (In Russian).

9. Bespalova Yu. M. Delovaya etika v sovremennoy Ros-sii: «sluzhenie» i «uspekh» [Business ethics in modern Russia: «serving» and «success»] Proceedings of Voronezh state university, 2005, n.1, pp.268-274. (In Russian).

10. Bolshoy yuridicheskiy entsiklopedicheskiy slovar [Unabridged encyclopedic dictionary of law], comp. by A. B. Barikhin. Moscow, Knizhnyy mir Publ., 2004. 720 p.

11. Bulat S.A., Belova S.N. A mission of higher professional education within a context of advance development of quality of personal properties and providing of quality of human life. Innovation in education, 2011, n. 3, pp. 17-31 (In Russian).

12. Vorobyev Yu. L. Mozhno li obuzdat korruptsiyu v ot-delno vzyatoy sisteme obrazovaniya [Can we control corruption in an education system?] Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital], 2011, n. 1, pp. 1-24.

13. Goncharenko G. S. Ponyatie, sushchnost i vidy korrupt-sii sovremennoy Rossii [Notion, essence and types of corruption in modern Russia]. Administrativnoe i mu-nitsipalnoe parvo [Administrative and municipal law], 2010, n. 6, pp. 58.

14. Dneprov S. A., Nikoryak V. V. Actual social experience of participation of the future jurists in the corruption relations. Obrazovanie i parvo [Education and law], 2014, n. 3-4, pp. 7-16. (In Russian).

15. Kagan, M. S. Filosofskaia teoriia tsennostey / M. S. Ka-gan. — SPb.: Petropolis, 1997. — 205 s.

78

HHHOBapoHHbie npoeKTbi h nporpaMMM B oQpa3üBaHHH № 6, 2019

16. Kotovich I. K. Obshcheteoreticheskaia kharakteristika mirotvorcheskikh politseyskikh missiy Rossii [General theoretical characteristic of peace support missions of Russia]. Zakonomernosti i tendentsii razvitiia nauki v sovremennom obshchestve: sbornik statey mezhdunarod-noy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v 3 ch. [Patterns and trends of development of science in modern society: proceedings of the international scientific conference: in 3 parts]. Ufa: NITS AETERNA Publ., 2016. P. 2, pp. 60-62.

17. Makarenko A. S. Kniga dlia roditeley [Book for parents]. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1953. 336 s.

18. Nevolin K. A. Entsiklopediia zakonovedeniia: v 2 t. [Encyclopedia of jurisprudence]. Kiev, Univ. tip. Publ., 1839. Vol. 1, 529 p.

19. Nikoriak V. V. Anti-corruption values and formation of anti-corruption behavior of law students. Pedagogical education in Russia, 2017, n. 8, pp. 58-64. (In Russian).

20. Ozhegov S. I. Slovar russkogo iazyka [Dictionary of the Russian language]. Moscow, Russkiy iazyk Publ, 1989. 750 p.

21. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkoviy slovar russkogo iazyka [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow, Azie Publ., 1993. 944 p.

22. Ossowska M. Rytsar i burzhua [Knight and bourgeois]. Moscow, Progress Publ., 1987. 528 p.

23. Panchenko, P. N. Argumentatsiya priniatiya ekstrenny-kh mer nastupleniia na korruptsiiu [Reasons for taking urgent measures against corruption]. Yuridicheskaia tekhnika [Legal technology], 2013, n. 7, p. 36.

24. Platonova K. K. Kratkiy slovar sistemy psikhologicheski-kh poniatiy [Concise dictionary of psychology]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1984. 174 p.

25. Popov Yu. N. Oligarkhiya kak subiekt nedobrosovest-noy konkurentsii [Oligarchy as the subject of dishonest competition]. Trud i sotsialnye otnosheniya [Labor and social relations], 2003, n. 2, pp. 77-79.

26. Pravila ob ustroystve vnutrenney missii Pravoslavnoy Russkoy TSerkvi [Rules of the Inner mission of the Russian Orthodox Church] Vsepoddanneyshiy otchet ober-prokurora Sviateyshego Sinoda po vedomstvu pra-voslavnogo ispovedaniia za 1908-1909gg. [Loyal report of the chief procurator of the Most Holy Synod for Orthodox practice, 1908-1909]. Saint Petersburgh, Sinod. tip. Publ., 1911. Pp. 169-170.

27. Utkin A. V. Genezis missii uchitelia v istorii otechestven-nogo obrazovaniia XVIII — nachala XX vekov: mono-grafiia [Genesis of the teacher mission in the history of public education of XVIII — beginning of the XX century: monograph]. Nizhniy Tagil, Nizhnetagilskaia go-sudarstvennaia sotsialno-pedagogicheskaia akademiia Publ., 2010. 320 p.

28. Frankl V. Dukhovnost, svoboda, otvetstvennost [Spiri-tuslity, freedom, consciousness]. Psikhologiia lichnosti v trudakh zarubezhnykh psikhologov [Personality psychology in the works of foreign psychologists], comp. and gen. ed. by A. A. Rean. Saint Petersburg, Piter Publ., 2000. 320 p.

29. Khrustalev Yu. M. Bioetika. Filosofiia sokhraneniia zhizni i sberezheniia zdorovia [Bioethics. Philosophy of life and health protection]. Moscow, GEOTAR-Media Publ., 2012. 400 p.

30. Dieter Hägermann. Karl der Große. Herrscher des Abendlandes. Biografie. Propyläen Verlag. Berlin, 2000.

31. 5 aout 1992. — Loisur la function de police (Note: Consultation des versins anterieur a parti du 02-04-1998 et mise a jour au 31-12-2010). Sourse: Interier. Function Publique. Justice. Publication: 22-12-1992 numero: 1992000606 page: 27124. Dossier numero: 1992-0605/52. Entrée en viguer: 01-01-1993.

32. Memorial. Journal Officiel de Grand-Duche de Luxembourg. 1999. A-№ 87. Recueil de Legistation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.