тические мыслители древнего и нового мира. Сер. «Мир культуры, истории, философии». -СПб., 1999.
[19] Разорина Л.М. К определению содержания понятия «личность» в советской психологии // Вопросы психологии. - 2008. - № 1.
[20] Социология: учебник / Под ред. П.Д. Павленок. - М., 2000.
[21] Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. - М., 2005.
[22] Туланина С.А. Российская историко-правовая мысль XIX-XX вв. о взаимоотношениях личности и государственной власти // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 11.
[23] Утяшов Э.К. Личность, общество и государство // Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. В.М. Сырых. - М.: Эксмо, 2008.
[24] Философский энциклопедический словарь. - М., 2009.
[25] Чичерин Б.Н. Различные виды либерализма // Опыт русского либерализма. Антология. -М., 1997.
[26] Эбзеев В.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. - М.: Норма, 2007.
PERSONALITY AS A SUBJECT OF POLITICAL AND LEGAL COOPERATION WITH STATE-POWER STRUCTURES
E.A. Kolomeychenko
Keywords: personality, state, state power, the new Russian statehood, democratic institutions.
The article is devoted to personal subsystem of new Russian statehood. Defined properties and legal institutions that combine state and identity: citizenship, legal personality rights, freedoms and responsibilities. The factors optimize the relationship between the individual and the modern Russian state are highlighted.
УДК 34
С.А. Соколов, к.ю.н., доцент, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603950, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ НАЧАЛ В ПРАВОСОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
Ключевые слова: духовно-нравственные и патриотические начала; правовая культура; правосознание; интерактивные методы.
В статье изложены теоретические и правовые основы педагогической деятельности по формированию духовно-нравственных и патриотических начал в правосознании студентов-юристов с применением интерактивных методик на занятиях по учебной дисциплине «История отечественного государства и права». Не претендуя на полноту и исчерпывающий характер изложенного, автор предлагает рассматривать изложенные в статье выводы и предложения, как методические рекомендации профессорско-преподавательскому составу.
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
А.С. Пушкин
«Если мы хотим сохранить свою идентичность, то должны культивировать чувство патриотизма.
Без этого страна просто изнутри развалится».
В.В. Путин [1]
Классическая консервативная правовая доктрина с непреложностью предполагает высокую духовно-нравственную культуру юристов и ориентацию юридического образования на подбор и воспитание нравственно развитых и патриотических личностей. Духовно-нравственная культура юриста является залогом обеспечения духовных и нравственных ценностей в сфере правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. В нетипичных юридических ситуациях, когда норма права отсутствует, единственным критерием для принятия взвешенного решения юристом остается совесть. В таком случае внутреннее убеждение юриста, а не совершенство закона предопределяет обоснованность правоприменительного акта с точки зрения общих принципов права. «России необходимо поколение прозревших и перевоспитавших себя правоведов, которые бы сумели начертать и осуществить систему верного социального воспитания - воспитания в массе нормального субъекта права. Это поколение не будет уже беспочвенно мечтать о химерической утопии и по-детски требовать немедленного осуществления любимой химеры. Оно сумеет предохранить Родину от повторения злосчастных ошибок прошлого - и в то же время оно сумеет усвоить верную мудрость старого. Россия нуждается в том, чтобы ее правоведы и вожди постоянно воспитывали в себе самих себе художников естественной правоты» [2]. Отметим также, что основной задачей образования является воспитание просвещенного человека, гражданина, демократа и патриота. О. Мирабо утверждал, что гораздо важнее привить людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды [3]. Следовательно, воспитание как органическая часть образовательной системы создает условия для развития личности, её жизненного становления, самоутверждения и самореализации [4].
Основной целью воспитания в стенах нашей академии является подготовка профессионально и культурно организованной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми практическими умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей, а также формирование саморазвивающейся личности, жизнеспособной в условиях постоянно изменяющейся социальной и природной среды обитания.
Представляется, что сегодня крайне важно и необходимо принимать масштабные государственные меры не только по качественному улучшению положения молодежи [5], воспитанию вечных ценностей (гуманистических и общечеловеческих), но и обратить внимание на новые ориентиры, включающие высокий уровень духовности, нравственности и патриотизма. «Происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители..., слабо развивается культура ответственного гражданского поведения» [6], - таков печальный вывод Правительства РФ в сфере государственной молодёжной политики. В этой связи возникла реальная необходимость в применении качественно новых подходов в системе обучения (учебно-воспитательной работы) в нашей академии, при котором на студента-юриста смотрят не только как на представителя определенного профессионального сообщества, но и как на будущего развитого, просвещенного и образованного человека, гражданина и патриота своей страны [7].
Для этого, полагаем, надо сделать так, чтобы система подготовки юристов к будущей профессиональной деятельности не была бы исключительно целью обучения, а вписывалась в более широкую систему патриотического воспитания.
Духовно-нравственные и патриотические начала заложены в основу федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) [8]. Важно то, что в них предусмотрены такие характеристики как: социальная активность, уважение к закону и порядку, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом и Отечеством; любовь к своему краю и Отечеству, знание русского языка, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций.
Крайне важно и то, что духовно-нравственные и патриотические императивы, как составные части профессиональной культуры юриста [9], предусмотрены в сфере подготовки кадров для юридической практики [10]. Так, федеральные государственные образовательные стандарты для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Юриспруденция» предусматривают в качестве необходимых компетенций юриста - способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста, способность эффективно осуществлять правовое воспитание.
Поэтому можно признать обоснованными и целесообразными те меры государственной политики, которые призваны, прежде всего, возродить и закрепить духовно-нравственные и патриотические ценности российского общества [11].
В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г.) отмечается, что должна быть проведена взаимосвязь правового воспитания с патриотическим (курсив наш - С.А.С.), трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе [12] (курсив наш - С.А. С.).
Таким образом, предварительно можно отметить, что выпускники юридических вузов должны обладать высокой правовой культурой, основанной на доминировании духовно-нравственных и патриотических ценностей российского общества.
Формированию социально-зрелой, общественно-активной, профессионально-компетентной личности юриста служат занятия по учебной дисциплине «История отечественного государства и права». Преподавание дисциплины «История отечественного государства и права» имеет своей целью формирование у студентов прочных теоретических знаний по основным разделам учебной дисциплины, практических умений и навыков всесторонней оценки государственно-правовых явлений с историко-право-вых позиций, а также в проведении информационно-аналитической и научно-исследовательской работы. Без освоения истории отечественного государства и права студенты не смогут понять и истории развития отраслей права, которые представляют собой конкретизации общих закономерностей развития правового мышления и эволюции государственного строительства России в историко-правовой ретроспективе [13].
В результате изучения дисциплины «История отечественного государства и права» студенты должны:
иметь представление:
- о природе и причинах возникновения и развития государства и права России с древнейших времён и до наших дней;
знать:
- особенности исторического развития государства и права России в хронологической последовательности;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития отечественного государства и права;
- особенности государственного и правового развития России;
- основные исторические этапы, закономерности и особенности развития государства и права России;
уметь:
- всесторонне оценивать сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений на основе знания истории развития отечественного государства и права;
- оперировать юридическими понятиями и категориями памятников права прошлого России;
владеть:
- методами сбора архивно-правовой информации и анализа историко-правовых и общественно-государственных явлений, юридических фактов из истории государства и права России;
- навыками осуществления правовой пропаганды и правового воспитания и обучения в рамках своей будущей профессиональной деятельности.
Изучение курса «История отечественного государства и права» осуществляется в тесной связи с некоторыми социально-гуманитарными дисциплинами (философия, отечественная история, политология и др.), а также дисциплинами профессионального цикла (гражданским, земельным, семейным, уголовным правом, гражданским и уголовным процессом, уголовно-исполнительным правом и др.).
Научную основу дисциплины составляют основные положения общей теории государства и права, современные историко-правовые концепции и теории. Нормативно-правовую основу дисциплины составляют памятники права народов России.
Изучение дисциплины начинается с проведения установочных лекций в соответствии с тематикой и объемом учебного времени. Их содержание должно ориентировать обучаемых на усвоение общих принципов изучения учебного материала, а также давать разъяснения по наиболее сложным вопросам, подлежащим изучению в последующем в процессе самостоятельной работы, а также во время групповых (семинарских и практических) занятий.
Основными видами учебных занятий по дисциплине являются: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Оптимальный вариант -сочетание подготовки юриста «широкого профиля» со специализацией - может быть достигнут, по нашему глубокому убеждению, через овладение фундаментальными закономерностями, выявленными наукой о истории права и государства России на лекционных занятиях, и одновременно путём формирования практической компетенции на групповых занятиях, в ходе производственной практики и участия в научно-исследовательской работе (далее - НИРС).
В данной связи перед преподавателем встает актуальный вопрос о выборе форм и методов обучения, позволяющих сделать процесс формирования у студентов духовно-нравственных и патриотических начал более эффективным. Весьма перспективными, и в то же время наиболее известными и распространёнными, являются активные формы обучения. Это - дискуссии, собеседования, деловые игры, диспуты, круглые столы. Они позволяют проводить обсуждение «белых пятен» в истории нашего государства и права с применением методик «мозгового штурма» или «мозговой атаки» [14].
Исходя из личного профессионального и педагогического опыта, можно утверждать, что сегодня наиболее востребованными являются интерактивные методики, позволяющие использовать на занятиях «творческие задания». На семинарах предпочтительными служат: составление резюме; комментирование ответа выступавших ранее студентов; написание эссе; исполнение роли в «деловой игре»; подготовка выступления по определённой проблеме; рассказ о прочитанной научной статье; подбор и анализ различных точек зрения учёных; составление схем; составление тестов. На практических занятиях следует применять метод анализа конкретных юридических ситуаций (например, анализ причин принятия Соборного Уложения 1649 г. или принятие Конституции РСФСР в разгар Гражданской войны), обсуждение проблем в малых группах; решение ситуационных задач, юридических казусов; выполнение упражнения (например, отыскание и исправление логической или стилистической ошибки в тексте памятника права). Наиболее сложными можно назвать имитационное моделирование конкретных юридических ситуаций и составление выводов из прочитанного текста памятника права.
В заключение отметим, что предложенные нами формы и методы активизации обучения успешно могут быть применены и дадут наибольший результат лишь в том случае, если они хорошо организованы и методически продуманы педагогом. Умелое сочетание интеллекта преподавателя и хорошо продуманные методики любой формы позволяют наполнить занятия по «Истории отечественного государства и права» духовно-нравственными и патриотическими началами.
Список литературы:
[1] Путин В.В. Из выступления перед студентами юридических вузов в МГУ им. М.В. Ломоносова в День юриста 3 декабря 2013 г. // Рос. газ. - 2013. - 5 декабря. - С. 2.
[2] Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России. Собр. Соч.: в 10 т. - М., 1994. Т. 9. -С. 229-230.
[3] Мирабо (Оноре Габриель, граф Mirabeau) - знаменитый деятель франц. революции. См.: Vermorel, «M., sa vie, ses opinions et ses discours» (П., 1900 и сл.); Erdmannsdörfer, «М.» (13-й т. «Monographien zur Weltgeschichte», Билефельд, 1900); Welschinger, «La mission secrète de M. à Berlin 1786-1787» (П., 1899); Wild, «Mirabeaus geheime diplomatische Sendung nach Berlin» (Гей-дельберг, 1901).
[4] Об образовании: Федеральный закон от 29. 12. 2012 г. № 273-Ф3 (ред. от 25. 11. 2013 г.) // СЗ РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1 ). - Ст. 7598.
[5] Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 03. 06. 1993 г. № 5090-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 25. - Ст. 903; Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 18. 12. 2006 г. № 1760-р (ред. от 16. 07. 2009 г.) // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч.3). - Ст. 5622; О молодёжной политике в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 25. 04. 1997 г. № 70-З (ред. от 05. 02. 2013 г.) // правовая среда. - 1997. - 7 мая; Нижегородские новости. - 2013. - 8 февраля.
[6] О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07. 05. 2012 г. № 599 // СЗ РФ. 2012. - № 19. - Ст. 2336.
[7] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Распоряжение Правительства РФ от 15. 05. 2013 г. № 792-р // СЗ РФ. -2013. - № 21. - Ст. 2671.
[8] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Министерства образования и науки РФ № 464 от 4 мая 2010 г. (ред. от 31.05.2011 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (далее - БНА). - 28. 06. 2010. - № 26; 18.07.2011; Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. (ред. от 31.05.2011 г.) // БНА. - 04. 04. 2011. - №14; 18.07.2011.
[9] Манылов И. Правильные люди: интервью Председателя правления Ассоциации юристов России // Рос. газ. - 2009. - 12 ноября. - С. 8; Яковлев В. Юность закона: Ассоциация юристов России готовит свод правил для молодых юристов: интервью Советника Президента России по правовым вопросам // Рос. газ. - 8 июля. - С. 9; Пискунов Я. Умные услышат: интервью Главного редактора журнала «Закон» // Рос. газ. - 2010. - 30 сентября. - С.8; Коновалов А. Студентам юридических вузов предложат новые этические нормы профессии: интервью Министра юстиции РФ // Рос. газ. - 2011. - 12 мая. - С.9; Он же. Право грамотного человека // Рос. газ. 2011. - 23 июня. - С. 9; Ливанов Д. О ситуации в российской науке и высшей школе: интервью Министра образования и науки РФ // Рос. газ. - 2013. - 6 июня. - С. 8.
[10] Соколов Н.Я. Типология юристов // Гос. и право. - 2010. - №11. С. 15-25; Он же. Профессиональная культура юристов и законность. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - 160 с.
[11] Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 // СЗ РФ. - 2001. - № 9. - Ст. 862; Рос. газ. - 2001. - 12 марта. - С. 5; О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 г. № 422 (ред. от 13.11.2006) // СЗ РФ. - 2005. - №29. - Ст. 3064; 20.11.2006 г.
[12] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой гра-
мотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г.) // Рос. газ. - 2011. 14 июля. - № 151.
[13] См., напр.: Косарев А.И. О закономерностях развития в истории государства и права // Гос. и право. - 2007. - № 4. - С. 10-17.
[14] Методика «мозгового штурма» или «мозговой атаки» была создана Алексом Осборном в конце 30-х годов XX в. как групповой метод решения производственных проблем, активизирующий творческую мысль в экономике и в управлении. См.: Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М., «Московский рабочий», 1969. - С. 50; Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышлении. - СПб: «Питер», 2007. - С. 67; Райх С. Brainstorming методика Мозгового Штурма. - Киев, 2011. - 5с.
THE FORMATION OF SPIRITUAL- MORAL AND PATRIOTIC BEGINNINGS IN THE LEGAL CONSCIENCE OF STUDENT- JURISTS IN THE OCCUPATIONS ON TRAINING DISCIPLINE «HISTORY OF DOMESTIC STATE AND RIGHT»
S.A. Sokolov
Keywords: spiritual- moral and patriotic beginnings; lawful culture; legal conscience; interactive methods.
The article describes the theoretical and practical foundations of pedagogical activity on formation of spiritual and moral and patriotic principles in the legal consciousness of law students using interactive techniques in the classroom for educational discipline «History of State and Law.» Without claiming to be complete and exhaustive nature of the above, the author proposes to consider the conclusions set out in the article and suggestions as guidelines faculty.
УДК 347.7(44)
Ю.В. Сочнев, кандидат исторических наук, доцент НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Е.А. Долкова, студентка НИУ ВШЭ - Нижний Новгород 603155, г. Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, 25/12
ИНСТИТУТ КОММЕРЧЕСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ И ТОРГОВОМ ПРАВЕ ФРАНЦИИ: ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Ключевые слова: право коммерческой собственности, торговое право, Гражданский кодекс Франции, Коммерческий кодекс Франции, дуализм частного права, эвикция.
В статье исследуется история возникновения и развития права коммерческой собственности в условиях дуализма французского частного права, рассматриваются основные особенности регулирования данного правового института в гражданском и торговом законодательстве Франции. В заключении статьи обозначаются основные проблемы, связанные с современным пониманием природы права коммерческой собственности в юридической науке и практик, а также делается вывод о значении этого института для экономики Франции.
Гражданское право Франции, которое на протяжении истории отличалось более быстрым развитием правовых институтов, чем в других государствах, имеет ряд спе-