УДК 340.1
С.А. Соколов, к.ю.н., доцент ФГБОУВО «ВГУВТ» 603951, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
Ключевые слова: духовно-нравственное и патриотическое воспитание, историко-правовые дисциплины, правосознание, правовая культура.
Работа посвящена вопросам формирования духовно-нравственного и патриотического сознания студентов-юристов в процессе изучения историко-правовых дисциплин. Автор исходит из тог, что в современных условиях вполне естественным продолжением политики модернизации юридического образования является внедрение в учебный процесс новых методик преподавания историко-правовых дисциплин, издание качественных учебно-методических работ (учебников, пособий, практикумов, сборников тестов, рекомендаций и указаний).
«Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
А.С. Пушкин.
«Напутствовать юное хочется мне поколение От мрака и грязи умы и сердца уберечь».
А.Ф. Кони
Юридическое образование, как и вообще система высшего профессионального образования в России, находится в течение последнего десятилетия в состоянии перманентной модернизации [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7]. В связи с переходом на двухуровневую систему подготовки кадров. в вузах (балакавриат [8] и магистратура [9]) обновляются и совершенствуются Федеральные государственные образовательных стандартов высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) по соответствующим направлениям подготовки [10], [11], активно внедряется компетентност-ный подход в обучении, реализуется идеология «образования в течение всей жизни».
На протяжении последних лет государство последовательно повышает планку требований к подготовке юридических кадров, развивает институты общественной экспертизы и общественно-профессиональной акредитации в системе юридического образования. Об этом свидетельствует, в частности, Указ Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации» от 26 мая 2009 г. № 599 [12].
В современных условиях вполне естественным продолжением политики модернизации юридического образования является внедрение в учебный процесс новых методик преподавания историко-правовых дисциплин, издание качественных учебно-методических работ (учебников, пособий, практикумов, сборников тестов, рекомендаций и указаний). Справедливо замечено одним из корифеев нижегородской университетской юридической юридической школы профессором В.Б. Романовской: «... в процессе преподавания именно этих дисциплин происходит закладка идейно-духовной платформы юридического образования, патриотического воспитания, уважения национальных традиций, чувства национальной гордости, осознание
духовного потенциала своей страны и понимания её места среди других народов»
[13].
Классическая консервативная правовая доктрина с непреложностью предполагает высокую духовно-нравственную культуру юристов и ориентацию юридического образования на подбор и воспитание нравственно развитых и патриотических личностей. Духовно-нравственная культура юриста является залогом обеспечения духовных и нравственных ценностей в сфере правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. В нетипичных юридических ситуациях, когда норма права отсутствует, единственным критерием для принятия взвешенного решения юристом остается совесть. В таком случае внутреннее убеждение юриста, а не совершенство закона предопределяет обоснованность правоприменительного акта с точки зрения общих принципов права. «России необходимо поколение прозревших и перевоспитавших себя правоведов, которые бы сумели начертать и осуществить систему верного социального воспитания - воспитания в массе нормального субъекта права. Это поколение не будет уже беспочвенно мечтать о химерической утопии и по-детски требовать немедленного осуществления любимой химеры. Оно сумеет предохранить Родину от повторения злосчастных ошибок прошлого - и в то же время оно сумеет усвоить верную мудрость старого. Россия нуждается в том, чтобы её правоведы и вожди постоянно воспитывали в себе самих себе художников естественной правоты»
[14].
Отметим также, что основной задачей образования является воспитание просвещенного человека, гражданина, демократа и патриота. О. Мирабо утверждал, что гораздо важнее привить людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды [15]. Следовательно, воспитание как органическая часть образовательной системы создает условия для развития личности, её жизненного становления, самоутверждения и самореализации [16], [17].
Основной целью обучения является подготовка профессионально и культурно организованной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми практическими умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей, а также формирование саморазвивающейся личности, жизнеспособной в условиях постоянно изменяющейся социальной и природной среды обитания.
Представляется, что сегодня крайне важно и необходимо принимать масштабные государственные меры не только по качественному улучшению положения молодежи [18], [19], [20], воспитанию вечных ценностей (гуманистических и общечеловеческих), но и обратить внимание на новые ориентиры, включающие высокий уровень духовности, нравственности и патриотизма. «Происходит деформация духовно-нравственных ценностей, размываются моральные ограничители..., слабо развивается культура ответственного гражданского поведения» [21], [22], - таков печальный результат можно наблюдать сегодня в сфере государственной молодёжной политики. В этой связи возникает реальная необходимость в применении качественно новых подходов в системе преподавания государственно-правовых дисциплин, при котором на студента-юриста смотрят не только как на представителя определенного профессионального сообщества, но и как на будущего развитого, просвещённого и образованного человека, гражданина и патриота своей страны [23].
Для этого, полагаем, надо сделать так, чтобы система подготовки юристов к будущей профессиональной деятельности не была бы исключительно целью обучения, а вписывалась в более широкую систему духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Духовно-нравственные и патриотические начала заложены в основу ФГОС ВПО. Важно то, что в них предусмотрены такие характеристики как: социальная активность, уважение к закону и порядку, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом и Отечеством;
любовь к своему краю и Отечеству, знание русского языка, уважение своего народа, его культуры и духовных традиций.
Крайне важно и то, что духовно-нравственные и патриотические императивы, как составные части профессиональной культуры юриста [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], предусмотрены в сфере подготовки кадров для юридической практики [32], [33]. Так, ФГОС ВО предусматривают в качестве необходимых компетенций юриста способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста, способность эффективно осуществлять правовое воспитание.
Поэтому можно признать обоснованными и целесообразными те меры государственной политики, которые призваны, прежде всего, возродить и закрепить духовно-нравственные и патриотические ценности российского общества [34], [35].
В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 г.) [36] отмечается, что должна быть проведена взаимосвязь правового воспитания с патриотическим (курсив наш - С.А.С.), трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной основе (курсив наш -С.А. С.).
Таким образом, предварительно можно отметить, что выпускники юридических вузов должны обладать высокой правовой культурой, основанной на доминировании духовно-нравственных и патриотических ценностей российского общества [37].
Формированию социально-зрелой, общественно-активной, профессионально-компетентной личности юриста служат занятия по дисциплинам историко-правового цикла. Преподавание данного блока дисциплин имеет своей целью формирование у студентов прочных теоретических знаний, практических умений и навыков всесторонней оценки государственно-правовых явлений с историко-правовых позиций, а также в проведении информационно-аналитической и научно-исследовательской работы. Без освоения историко-правовых знаний студенты не смогут понять и истории развития отраслей права, которые представляют собой конкретизации общих закономерностей развития правового мышления и эволюции государственного строительства России в историко-правовой ретроспективе [38]. В этой связи особо следует отметить, что современное юридическое образование не только является основой для профессионального занятия юридической деятельностью, но и формирует юридическое мышление. Суть юридического образования - в обретении права. Как мы уже отметили, правопонимание формирует лишь узкий круг правовых дисциплин (история правовых учений, общая теория права, история права). Особое место в этой системе занимает учебная дисциплины «История государства и права», в результате изучения которой студенты должны:
иметь представление:
- о природе и причинах возникновения и развития государства и права России и зарубежных стран с древнейших времён и до наших дней;
знать:
- особенности исторического развития государства и права России и зарубежных стран в хронологической последовательности;
- основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права России и зарубежных стран;
- особенности государственного и правового развития России и зарубежных стран;
- основные исторические этапы, закономерности и особенности развития государства и права России и зарубежных стран;
уметь:
- всесторонне оценивать сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений на основе знания истории развития государства и права России и зарубежных стран;
- оперировать юридическими понятиями и категориями памятников права прошлого России и зарубежных стран;
владеть:
- методами сбора архивно-правовой информации и анализа историко-правовых и общественно-государственных явлений, юридических фактов из истории государства и права России и зарубежных стран.
В этой связи следует остановиться ещё на одной проблеме, возникшей при переходе к модульной организации образовательного процесса, при которой учебные дисциплины «История отечественного государства и права» и «История государства и права зарубежных стран» объединены в историко-правовой модуль объёмом 10 зачётных единиц и продолжительностью семь недель. В этих условиях основными проблемами стали отбор учебного материала и внедрение новых методик преподавания, обеспечивающих эффективность и интенсивность обучения [39]. Кроме того, возникла потребность в создании интегративного учебного пособия, курса лекций и, наконец, учебника «История государства и права».
Заметим далее, что хорошо видно, как современная образовательная политика ориентирована на формирование прикладного мышления, опирающегося не на знания и навыки, а только на законопонимание. Такое усечённое юридическое образование готовит юристов-«недоучек», которые в будущей профессиональной деятельности смогут развить только профессиональные навыки и умения, но не юридическое мышление и правовую культуру, обеспечивающих необходимые качества будущих юристов. Важность данной проблемы подчёркивали многие советские и российские учёные-юристы. При этом многие из них основывали свои позиции на постулате известного русского философа И.А. Ильина о том, что единственно верным путём ко всем реформам является постепенное формирование правового сознания, ибо «совершенствовать право - значит не придумывать новые законы, а глубже и адекватнее воспитывать правосознание» [40].
Изучение блока историко-правовых дисциплин, как мы хорошо знаем, осуществляется в тесной связи с некоторыми социально-гуманитарными дисциплинами (философия, отечественная история, политология и др.), а также дисциплинами профессионального цикла (гражданским, земельным, семейным, уголовным правом, гражданским и уголовным процессом, уголовно-исполнительным правом и др.). В свете прак-тико-ориентированного подхода, нам представляется, сегодня необходимо адаптировать современные методики преподавания историко-правовых дисциплин. Фрагментарное изучение каждого государственно-правового явления в рамках конкретного хронологического этапа не позволяет в полной мере выявить закономерности развития государства и права. Мы рекомендуем переориентировать систему преподавания историко-правовых дисциплин таким образом, чтобы на первое место вышло само государственно-правовое явление. Например, уголовное право России и его институты следует изучать с момента зарождения до современного состояния (Зарождение российской науки уголовного права (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.); Общее понятие преступного в истории уголовного права России: терминологическое многообразие; Проблемы соучастия в преступлении в теории и практике российского уголовного права до 1917 г.; История уголовного наказания в период становления российского права и т.д.). Подобная схема изучения не отвергает хронологического деления на этапы, но позволяет получить целостную картину развития определённого правового института уголовного права и скорректировать общую периодиза-
цию истории в соответствии с особенностями развития того или иного государственно-правового явления.
Научную основу дисциплин историко-правового блока составляют основные положения общей теории государства и права, современные историко-правовые концепции и теории. Нормативно-правовую основу данного блока дисциплин составляют памятники права народов России и мира. Здесь важно понять, что междисциплинарный подход, получающий всё большее распространение в юридической науке, приводит к появлению специальных юридических дисциплин. Одной из них, по нашим наблюдениям, является историческое правоведение, изучающую достаточно широкий комплекс неюридических памятников в качестве источника сведений о государстве и праве стран и народов прошлого и применяющий особую совокупность методов извлечения таких сведений с учётом особенностей создания таких памятников. Нам представляется, что традиционное внимание исключительно к юридическим памятникам иногда приводит студентов к схоластическому и, как следствие к идеализированному представлению о государстве и праве. Избежать этого позволяет изучение дополнительных источников, которые в полной мере отражают правосознание людей той эпохи и практику правоприменения в тот или иной исторический период. Это - мемуары и воспоминания современников, произведения художественной литературы, эпос, былины, сказания, фольклор и даже анекдоты [41], пословицы и поговорки [42], [43]. В качестве примера можно привести гл. 2 повести А.С. Пушкина «Дубровский» [44]. По её прочтении хорошо станет понятно уголовно-процессуальное право, судоустройство и судопроизводство в Российской империи в первой половине XIX в.
Всем хорошо известно, что традиционно основными видами аудиторных занятий являются: лекции, семинары, практические занятия и самостоятельная работа студентов. Изучение дисциплин историко-правового блока, как правило, начинается с проведения установочных лекций в соответствии с тематикой и объёмом учебного времени. Понятно, что их содержание должно ориентировать обучаемых на усвоение общих принципов изучения учебного материала, а также давать разъяснения по наиболее сложным вопросам, подлежащим изучению в последующем в процессе самостоятельной работы, а также во время групповых (семинарских и практических) занятий.
Оптимальный вариант - сочетание подготовки юриста «широкого профиля» со специализацией - может быть достигнут, по нашему глубокому убеждению, через овладение фундаментальными закономерностями, выявленными наукой о истории права и государства России на лекционных занятиях, и одновременно путём формирования общекультурных и профессиональных компетенций на групповых занятиях, в ходе производственной и преддипломной практик и участия в научно -исследовательской работе студентов.
В данной связи перед нами встаёт актуальный вопрос о выборе форм и методов обучения, позволяющих сделать процесс формирования у студентов духовно -нравственных и патриотических начал более эффективным. Весьма перспективными, и в то же время наиболее известными и распространёнными, являются активные и интерактивные формы обучения [45]. Это - дискуссии, собеседования, деловые игры, диспуты, круглые столы. Они позволяют проводить обсуждение «белых пятен» в истории государства и права России и зарубежных стран с применением методик «мозгового штурма» или «мозговой атаки». Методика «мозгового штурма» или «мозговой атаки» была создана Алексом Осборном в конце 30-х годов XX в. как групповой метод решения производственных проблем, активизирующий творческую мысль в экономике и в управлении [46], [47], [48].
Исходя из личного профессионального и педагогического опыта, можно утверждать, что сегодня наиболее востребованными являются интерактивные методики, позволяющие использовать на занятиях «творческие задания» [49]. На семинарах,
на наш взгляд, предпочтительными служат: составление резюме; комментирование ответа выступавших ранее студентов; написание эссе; исполнение роли в «деловой игре»; подготовка выступления по определённой проблеме; рассказ о прочитанной научной статье; подбор и анализ различных точек зрения учёных; составление схем; составление тестов. На практических занятиях, как мы полагаем, предпочтительно применять метод анализа конкретных юридических ситуаций, обсуждение проблем в «малых группах»; решение ситуационных задач, юридических казусов; выполнение упражнения (например, отыскание и исправление логической или стилистической ошибки в тексте памятника права). Наиболее сложными в применении можно назвать имитационное моделирование конкретных юридических ситуаций и составление выводов из прочитанного текста памятника права.
Крайне важно в процесс проведения аудиторных занятий включать элементы «научной рефлексии». Это необходимо для того, чтобы привлечь внимание студентов к организации их собственной мыслительной деятельности и отказаться от ориентации на воспроизводство «готовых шаблонов». В целях развития у студентов навыков «рефлексивного правового анализа» необходимо на семинарских и практических занятиях ставить перед студентами задачи «открытого типа», у которых отсутствует одно правильное решение. Кроме того, в процессе учения праву следует представлять историко-правовые явления и процессы в контексте разных типов правопонимания, что позволит сформировать у них широкое юридическое мышление, которое в будущем станет залогом их успешной профессиональной деятельности. Конечно, несомненно, что для формирования общекультурных и профессиональных компетенций в ходе проведения аудиторных занятий играют визуализация и схематизация.
В заключение можно констатировать следующее.
Без универсальной истории государства и права и других историко-правовых дисциплин снижается планка фундаментального юридического образования. Отказ от знания общих закономерностей государственно-правовых явлений и процессов ориентирует на непрофессионализм и некомпетентность в любой сфере юридической деятельности.
Основная функция изучения студентами историко-правовых дисциплин, на наш взгляд, заключается в формировании в правосознании будущих юристов комплексной историко-правовой картины прошлого, адекватной исторической действительности. Актуальность и значимость изучения студентами историко-правовых дисциплин заключается в приращении новых знаний (информация, которая может пригодиться впоследствии) [50], прогнозировании современной ситуации на основе исторического опыта, формировании цельного юридического мышления и тех самых духовно-нравственных и патриотических «скреп» в правосознании будущих юристов.
Заметим, что с позиции междисциплинарного подхода в преподавании учебных дисциплин историко-правового блока крайне важно учитывать своеобразия российской истории государства и права, в частности, особенностей русского правосознания (византизм) и сосуществующих с ним национальных и региональных (католического, исламского, буддисткого и иных) правосознаний.
Как нам представляется, что историю государства и права России невозможно понять и в должной мере оценить, не имея ясного представления о Византии и византийском праве. Несмотря на дискуссионность затронутого нами вопроса, мы глубоко убеждены в необходимости изучения в рамках историко-правовых дисциплин византийского права во всём его объёме, ибо слишком много в российской и правовой жизни связано с существованием Второго Рима [51], [52], [53], [54].
Сегодня в юридической науке и практике существует потребность в интегральном подходе к изучении истории государства и права с обобщением современного опыта и использованием последних методологических разработок.
Предложенные нами формы и методы активизации обучения успешно могут быть применены и дадут наибольший результат лишь в том случае, если они хорошо организованы и методически продуманы педагогом [55]. Кроме того, всегда нужно помнить о том, что чрезмерное увлечение разного рода методиками обучения, нередко красиво обозначаемыми как инновационная методология образования (например, метод кейс-стади «case-study» [56]), сильно сужает, на наш взгляд, возможности формирования по-настоящему образованного юриста. По личному глубокому убеждению, только умелое сочетание глубокого интеллекта и высокого профессионального мастерства преподавателя, а также хорошо продуманные и адаптированные методики позволяют наполнить занятия историко-правового блока духовно-нравственными и патриотическими началами.
В завершение уместно вспомнить слова, произнесённые Президентом Российской Федерации перед студентами юридических вузов в МГУ им. М.В. Ломоносова в День юриста 3 декабря 2013 г.: «Если мы хотим сохранить свою идентичность, то должны культивировать чувство патриотизма. Без этого страна просто изнутри развалится» [57]. Глубоко созвучен им один из ответов на вопрос журналистов о патриотизме, прозвучавший на ежегодной пресс-конференции для российских и иностранных журналистов: «У нас не может быть никакого другого объединяющего начала, кроме патриотизма» [58].
Данная статья не претендует на полноту и завершённость. Она представляет собой попытку осветить значение историко-правового знания в подготовке будущей юридической элиты страны и раскрыть некоторые аспекты этой важной проблемы.
Список литературы:
[1] Топорнин Б.Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. М., 1996.
[2] Дудырев Ф.Ф. Российское юридическое образование в эпоху реформ (опыт сравнительно-юридического анализа) // Гос. и право. - 2005. - № 1. - С. 88-99.
[3] Марченко М.Н. Юридическое образование в современной России: состояние и перспективы развития // Правоведение. - 2009. - № 3. - С. 222-231.
[4] Синюков В.Н., Синюкова Т.В. О развитии университетского и прикладного юридического образования в России // Гос. и право. - 2010. - № 3. - С. 33-42.
[5] Прохорова Л.В. Проблемы реформирования юридического образования в современной России // Право и образование. - 2011. - № 7. - С. 53-57.
[6] Реформа науки и образования: сравнительно-правовой и экономико-правовой анализ / Н.Г. Доронина, Н.М. Казанцев, Н.Г. Семилютина и др.; под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: РАН; ИЗСП при Правительстве РФ; СПБ,: Нестор-История, 2014. - 470 с.
[7] Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография / Л.В. Андри-ченко, В.Л. Баранков, Б.А. Булаевский и др.; под ред. Н.В. Путило, Н.С. Волковой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Юриспруденция, 2015. - С. 179-184.
[8] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень подготовки бакалавриата): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 1511. Начало действия документа - 01.09. 2017 г. // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 декабря 2016 г.
[9] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Министерства образования и науки Российской от 14.12.2010 г. № 1763 (ред. от 31.05.2011 г.). Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 г. № 19648. Начало действия редакции - 29.07.2011 г. // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 14, 04.04.2011 г. (федеральный государственный образовательный стандарт не приводится). По информации, опубликованной в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (долее - БНА), № 14, 04.04. 2011 г., федеральный государственный образовательный стандарт
публикуется на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: http://www.mon.gov.ru.
[10] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030901 Правовое обеспечение национальной безопасности (квалификация (степень) «специалист»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 января 2011 г. № 39 // БНА. - 2011. - № 21.
[11] Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2011 г. № 20 // БНА. -2011. - № 23.
[12] Российская газета (далее - Рос. газ.). - № 97. - 29.05.2009; Собрание законодательства Российской Федерации (далее - СЗ РФ). - 01.06.2009. - № 22. - Ст. 2698.
[13] Романовская В.Б., Романовская Л.Р. Какой юрист нужен Отечеству? // Гос. и право. - 2016. - № 4. - С. 112.
[14] Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России. Собр. Соч.: в 10 т. - М., 1994. Т. 9. -С. 229-230.
[15] Мирабо (Оноре Габриель, граф Mirabeau) - знаменитый деятель франц. революции. См.: Vermorel, «M., sa vie, ses opinions et ses discours» (П., 1900 и сл.); Erdmannsdörfer, «М.» (13-й т. «Monographien zur Weltgeschichte», Билефельд, 1900); Welschinger, «La mission secrète de M. à Berlin 1786-1787» (П., 1899); Wild, «Mirabeaus geheime diplomatische Sendung nach Berlin» (Гей-дельберг, 1901).
[16] Юридическая наука и юридическое образование в условиях глобализации и интеграции: состояние, тенденции и перспективы (Обзор VIII международной научной конференции) // Гос. и право. - 2015. - № 9. - С. 112-119.
[17] Всероссийская научная конференция «Гармонизация подходов в исследованиях и обучению праву» (27-28 марта 2015 г. // Гос. и право. - 2016. - № 1. - С. 116-122.
[18] Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации: постановление Верховного Совета РФ от 03. 06. 1993 г. № 5090-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 25. - Ст. 903.
[19] Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 18. 12. 2006 г. № 1760-р (ред. от 16. 07. 2009 г.) // СЗ РФ. - 2006. - № 52 (ч.3). - Ст. 5622.
[20] О молодёжной политике в Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 25. 04. 1997 г. № 70-З (ред. от 05. 02. 2013 г.) // Правовая среда. - 1997. - 7 мая; Нижегородские новости. - 2013. - 8 февраля.
[21] О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента Российской Федерации от 07. 05. 2012 г. № 599 // СЗ РФ. 2012. - № 19. - Ст. 2336.
[22] Соколов Н.Я., Матевосова Е.К. Правовое воспитание в современном российском обществе. Учеб. пособие. - М., 2015. // Гос. и право. - 2016. - № 2. - С. 121-123.
[23] Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15. 05. 2013 г. № 792-р // СЗ РФ. - 2013. - № 21. - Ст. 2671.
[24] Курлаева Е.И. Юридическое образование и формирование профессионального сознания юристов. Дис. ... канд. рид. наук. М., 2006.
[25] Манылов И. Правильные люди: интервью Председателя правления Ассоциации юристов России // Рос. газ. - 2009. - 12 ноября. - С. 8.
[26] Яковлев В. Юность закона: Ассоциация юристов России готовит свод правил для молодых юристов: интервью Советника Президента России по правовым вопросам // Рос. газ. - 2010. - 8 июля. - С. 9.
[27] Пискунов Я. Умные услышат: интервью Главного редактора журнала «Закон» // Рос. газ. -2010. - 30 сентября. - С. 8.
[28] Коновалов А. Студентам юридических вузов предложат новые этические нормы профессии: интервью Министра юстиции Российской Федерации // Рос. газ. - 2011. - 12 мая. - С. 9.
[29] Он же. Право грамотного человека // Рос. газ. 2011. - 23 июня. - С. 9.
[30] Ливанов Д. О ситуации в российской науке и высшей школе: интервью Министра образования и науки РФ // Рос. газ. - 2013. - 6 июня. - С. 8.
[31] Певцова Е.А. Профессионально-юридическая ориентация молодёжи: теоретико-правовые аспекты // Гос. и право. - 2015. - № 8. - С. 95-101.
[32] Соколов Н.Я. Типология юристов // Гос. и право. - 2010. - №11. С. 15-25.
[33] Соколов Н.Я. Профессиональная культура юристов и законность. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - 160с.
[34] Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122 // СЗ РФ. - 2001. - № 9. - Ст. 862; Рос. газ. - 2001. - 12 марта. - С. 5.
[35] О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2005 г. № 422 (ред. от 13.11.2006 г.) // СЗ РФ. - 2005. - №29. - Ст. 3064; 20. 11. 2006 г.
[36] Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28 апреля 2011 г.) // Рос. газ. - 2011.
- 14 июля. - № 151.
[37] Соколов С.А. Формирование духовно-нравственных и патриотических начал в правосознании студентов-юристов на занятиях по учебной дисциплине "История отечественного государства и права" // Вестник ВГАВТ. Вып. 39. - Н. Новгород: Изд-во ФБОУ ВПО «ВГАВТ», 2014. -С. 31-36.
[38] Косарев А.И. О закономерностях развития в истории государства и права // Гос. и право. -2007. - № 4. - С. 10-17.
[39] Соколов С.А., Чих Н.В. Инновации и специальные учебные курсы в преподавании правовых дисциплин // Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы качества юридического образования в современной России», 19-20 ноября 2008г., Н. Новгород: [материалы]
- Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2010. - С. 233-246.
[40] Ильин И.А. Соч.: в 10 т. - М., 1994. Т. 4. - С. 107.
[41] «Профессор Томин и другие уголовники». Уголовное судопроизводство и борьба с преступностью: афоризмы, анекдоты, изречения, пословицы, частушки, стихи и песни / Авт. -сост.: Томин В.Т., Поляков М.П., Чих Н.В. - Н. Новгород-Саранск: Ковылк. тип., 2004. - 124 с.
[42] Казанский В.А., Соколов Н.Я. Юристы о пословицах и поговорках, характеризующих правовую систему общества // Гос. и право. - 2009. - № 2. - С. 5-12.
[43] Лупарев Г.П. Юридические пословицы и поговорки: предмет, виды и функции // Гос. и право. - 2017. - № 1. - С. 30-41.
[44] Пушкин А.С. Соч. в 3-х т. - М.: Гос. изд-во «Худ. литература», 1956. Т. 3. - С. 322-326.
[45] О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 04. 2006 г. № 02-55-77 ин/ак // СПС «Консультант плюс».
[46] Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М., «Московский рабочий», 1969. - С. 50.
[47] Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. - СПб: «Питер», 2007. -С. 67.
[48] Райх С. Brainstorming методика Мозгового Штурма. - Киев, 2011. - 5 с.
[49] Цалиев А.М. О совершенствовании профессиональной подготовки студентов юридических учебных заведений // Юридическое образование и наука. - 2014. - № 1. - С. 21-24.
[50] «Omnia disce, videbis postea nihil esse superfluum» («Всё штудируйте, позже увидите - нет ничего лишнего»). Каноник Хью из аббатства св. Виктора XII в.
[51] Жуков В.Н., Лубенченко К.Д. Византизм как проблема российской государственности // Гос. и право. - 2012. - № 7. - С. 123-124.
[52] Казанцев Д.А. Симфония или цезарепапизм в политической жизни Византиии и Древней Руси // Гос. и право. - 2017. - № 2. - С. 88-96.
[53] Казанцев Д.А. Статус государя на Руси и в Византии: общее и особенное в практике и доктрине (конец IX - начало XVI вв.). М., 2014.
[54] Козлачков А.А. Замковый камень Византизма. Историко-правовое исследование причин гибели Византии в связи с дискуссиями о политическом будущем России. - М.: ИКД «ЗерцалоМ», 2012. - 208 с.
[54] Рубаник В.Е. Византийская, западная и восточнославянская традиции правового регулирования отношений собственности в политико-правовой мысли и законодательной практике // Гос. и право. - 2005. - № 2. - С. 92-99.
[55] История отечественного государства и права: метод. рекомендации (указания) для проведения занятий со студентами 1 -го курса юрид. факультета дневн. формы обуч. и студентами
отделения заочн. обуч. / сост. С.А. Соколов. - Н. Новгород: Изд-во ФГОУ ВПО «ВГАВТ», 2009. - 72 с.
[56] Зыкова И.В. Использование метода кейс-стади (case-study) при обучении студентов юридического факультета // Образование и право. - 2012.
[57] Путин В.В. Из выступления перед студентами юридических вузов в МГУ им. М.В. Ломоносова в День юриста 3 декабря 2013 г. // Рос. газ. - 2013. - 5 декабря. - С. 2.
[58] Пресс-конференция Президента Российской Федерации // Рос. газ. - 2016. - 24 декабря. -С. 6.
A STUDY OF THE HISTORICAL AND LEGAL DISCIPLINES AS BASIS OF SPIRITUAL-FORMATION PRAVSTVENNOGO AND PATRIOTIC AWARENESS LAW STUDENTS
S.A. Sokolov
Keywords: spiritual, moral and patriotic education, historical and legal discipline, sense of Justice, legal culture.
The work is devoted to development of spiritual and moral and patriotic consciousness of law students in the process of studying the historical and legal disciplines. The author comes from Tog, that is quite a natural continuation of the policies for the modernization of legal education is the introduction in educational process of new methods of teaching historical and legal disciplines, ed. quality educational-methodical works (textbooks, manuals, workshops, collections of tests, recommendations and guidelines).
Статья поступила в редакцию 08.08.2017 г.
УДК 34
Ф.С. Сосенков, к.ю.н., доцент, преподаватель НА МВД России. 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3.
ЛДПСС - ЛДПР О ЕДИНСТВЕ РОССИИ: ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ИДЕИ
Ключевые слова: Либерально-демократическая партия России, В.В. Жириновский, унитарное государство, государственное единство, территориальная целостность, центробежные силы, сепаратизм, централизация власти.
Рассмотрены вопросы государственного единства в идеологии Либерально-демократической партии России и политико-правовых воззрениях её лидера В.В. Жириновского. Выделены основные направления обеспечения единства России, определенные партийной доктриной: унитаризм, защита государствообразующего народа и русского языка, широкие властные полномочия главы государства. Автор приходит к выводу, что позицию ЛДПР относительно вопросов государственного единства можно охарактеризовать как нечто среднее между национализмом и консерватизмом.
Вопросы сохранения национально-территориального единства страны и связанные с этим процессы активно обсуждались отечественными политическими организациями на протяжении всей новейшей истории России [1, с. 58-61; 2, с. 289-300; 3, с.