Научная статья на тему 'Потенциал учебной дисциплины "История политических и правовых учений" в формировании политико-правовой культуры юриста-профессионала'

Потенциал учебной дисциплины "История политических и правовых учений" в формировании политико-правовой культуры юриста-профессионала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
307
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / SOCIAL SIGNIFICANCE / PROFESSIONALISM / PERSONAL QUALITIES / POLITICAL AND LEGAL CULTURE / LEGAL AND POLITICAL SOCIALIZATION / WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титлина Е. Ю.

В статье рассматриваются потенциальные возможности (познавательные и воспитательные) учебной дисциплины «История политических и правовых учений» в процессе обучения студентов юридического направления, подготовки и формирования их личностных качеств.In the article, the author considers the potential (cognitive and educational) opportunities of the subject “History of Political and Legal Doctrines” in the process of teaching students of the legal direction of training and the formation of their personal qualities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал учебной дисциплины "История политических и правовых учений" в формировании политико-правовой культуры юриста-профессионала»

Право

УДК 378

Е.Ю. Титлина

ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ» В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ЮРИСТА-ПРОФЕССИОНАЛА

В статье рассматриваются потенциальные возможности (познавательные и воспитательные) учебной дисциплины «История политических и правовых учений» в процессе обучения студентов юридического направления, подготовки и формирования их личностных качеств.

Ключевые слова: социальная значимость, профессионализм, личностные качества, политико-правовая культура, правовая и политическая социализация, мировоззрение.

POTENTIAL OF EDUCATIONAL DISCIPLINE «HISTORY OF POLITICAL AND LEGAL EXERCISES» IN THE FORMATION OF POLITICAL AND LEGAL CULTURE

OF A PROFESSIONAL LAWYER

In the article, the author considers the potential (cognitive and educational) opportunities of the subject "History of Political and Legal Doctrines" in the process of teaching students of the legal direction of training and the formation of their personal qualities.

Key words: social significance, professionalism, personal qualities, political and legal culture, legal and political socialization, political and legal culture, worldview.

Благополучное существование любого общества и государства напрямую связано с решением очень важной и трудоемкой проблемы - качественной подготовки специалистов-профессионалов для различных областей деятельности. Решить ее в России - значит обеспечить успешное и опережающее развитие нашего общества и государства в очень непростой социально-культурной, экономической и политической ситуации, в которой находится сегодня мировое сообщество. Далеко не последнюю роль в решении этой проблемы должно играть вузовское образование.

Известно, что любая профессиональная деятельность требует от специалиста достаточно широкого круга знаний, навыков и умений. Кроме того, она предполагает наличие у специалиста-профессионала определенных свойств личностного характера. Для успешной реализации обозначенной проблемы требуется объединение и координация усилий, продуманных, целенаправленных действий педагогического и учебно-вспомогательного коллектива вуза, а также привлечения практикующих специалистов-профессионалов соответствующей сферы деятельности.

Касательно подготовки юриста-профессионала следует заметить, что она имеет свои особенности, связанные со спецификой его деятельности в будущем. Профессия юриста в силу своей сложности, многогранности и чрезвычайной ответственности предъявляет к ее носителю особые требования. Она предполагает, что юрист не только обладает профессиональными знаниями, умениями, навыками, но и являтся нравственно зрелой личностью. Его профессиональные знания - своего рода «оружие». И важно, чтобы это «оружие» не оказалось в руках безнравственной личности или карьериста. Знание само по себе не является ни хорошим, ни плохим, все дело в том, кем и как оно используется. И нет никаких гарантий, что этот инструмент будет использован на благо, а не во вред нашему обществу и государству [1, с. 24]. Поэтому подготовка будущего юриста-профессионала предполагает решение двуединой задачи - не только обучающего характера (овладение специальными знаниями, навыками и умениями), но и воспитательного характера (формирование личностных качеств будущих юристов).

Став профессионалами, нынешние студенты неизбежно столкнутся в будущем с различными социальными проблемами и задачами не только как специалисты, но и как граждане своей страны. Многим из них придется принимать ответственные решения в различных социально-культурных и политических ситуациях.

Формирование личностных качеств индивида происходит в процессе его общей социализации, в том числе политической и правовой (не только обыденного уровня, но и профессионального). Как известно, профессиональный уровень правосознания значительно отличается от обыденного. Особенности профессионального правосознания юристов состоят в том, что оно отличается от обыденного правосознания обычных граждан, не имеющих специального юридического образования, в первую очередь качественно. У юристов-профессионалов должны быть сформированы глубокие знания права, они должны обладать адекватными потребностям общества правовыми чувствами и эмоциями, а также интеллектуально-волевыми качествами. Бесспорно, без социализации (а этот процесс невозможен без формирования политико-правовой культуры личности) не может быть хорошего профессионала, эффективно действующего в интересах общества и государства, а не в личных, узкокорыстных интересах. Именно поэтому необходимо помочь студентам уже в стенах вуза сформировать собственное отношение к окружающей действительности, высокую культуру (в том числе и по-литико-правовую), расширить их кругозор, помочь им обрести устойчивые нравственные и социально-политические ориентиры.

Чтобы быть эффективным, процесс социализации должен проходить своевременно. Между тем, как показывает практика, в современном российском обществе этот процесс неоправданно затягивается. Студенческая молодежь зачастую находится лишь на его начальном этапе. Формирование собственной мировоззренческой позиции у нее только началось.

Изучение и освоение в вузе дисциплин социального, гуманитарного и экономического блока (цикла) в значительной степени способствует подготовке высококлассного специалиста и достойного члена гражданского общества. Формирование личности студента, вооружение его необходимыми знаниями, умениями и навыками просто невозможно без реализации потенциала дисциплин этого блока (цикла). Следует согласиться с утверждением, что каждая из них (в том числе и «История политических и правовых учений») решает часть сложной и социально значимой задачи, а решение ряда приоритетных и важных задач вообще может быть осуществлено только средствами данных дисциплин.

В настоящее время в Амурском государственном университете на юридическом факультете ведется обучение по направлениям подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавриат) и 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура). Учебными планами этих направлений подготовки предусмотрено изучение дисциплины «История политических и правовых учений».

Студентами бакалавриата юридического факультета дисциплина «История политических и правовых учений» изучается в 1-м семестре как факультативная, в результате ее освоения у них должны быть сформированы следующие компетенции (что предусмотрено учебным планом):

профессиональные - способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

назначение и задача факультативных дисциплин заключается в том, чтобы пополнить багаж знаний студентов, расширить и углубить их, способствовать формированию личности будущего юриста. Однако потенциал, который содержит в себе учебная дисциплина «История политических и правовых учений», в совокупности с другими учебными дисциплинами гуманитарного, социального и экономического блока (цикла), способен оказать содействие формированию и других общепрофессиональных, а также отдельных профессиональных компетенций, - например: способность работать на благо общества и государства (ОПК-2); способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4) и др. [2, с. 5].

Учебным планом для изучения дисциплины «История политических и правовых учений» студентами бакалавриата предусмотрено 18 часов лекций, 16 часов семинарских занятий, 37,8 часов самостоятельной работы студентов. К большому сожалению, времени, отведенного на аудиторные занятия (34 часа), да и на всю дисциплину в целом (72 часа), крайне недостаточно. А это обстоятельство, в свою очередь, ведет к тому, что использовать полностью образовательный и воспитательный потенциалы данной дисциплины практически невозможно.

Студентами-магистрантами предполагается более углубленное освоение этой дисциплины, которая изучается в 1-м семестре. В результате ее освоения у них должны быть сформированы следующие компетенции (что предусмотрено учебным планом):

общекультурные - осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношением к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

профессиональные - готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3) и др. [3, с. 4].

Для изучения дисциплины «История политических и правовых учений» студентами магистратуры учебным планом предусмотрено 8 часов лекций, 24 часа семинарских занятий, 76 часов самостоятельной работы студентов. Такое количество учебных часов (учитывая, что студенты эту учебную дисциплину уже частично освоили, изучая в рамках бакалавриата как факультативную) вполне позволяет постигнуть ее более углубленно, но использовать полностью ее воспитательный потенциал все же проблематично.

Для понимания места и роли учебной дисциплины «История политических и правовых учений» (а она изучается только студентами направления подготовки «Юриспруденция») в формировании личности будущего юриста необходимо уточнить ее место и роль в гуманитарной составляющей высшего образования.

Государственный образовательный стандарт высшего образования, как известно, предусматривает изучение ряда дисциплин, объединенных в единый социальный, гуманитарный и экономический блок (цикл) базовой части: «Философия», «Политология», «История государства и права России», «История государства и права зарубежных стран», и вариативной части: «История политических и правовых учений», «Правоведение (вводный курс)», «Социология права», «Профессиональная этика» и др. Изучение этих учебных дисциплин призвано дать студентам обширную информацию о государстве, праве, власти, об обществе и человеке как социально-культурных и политических субъектах, их взаимодействии, о динамике и закономерностях развития общества, социальном и полити-

ческом процессах и т.п. Усвоение предлагаемого материала позволяет студентам получить определенную сумму знаний, необходимых для формирования их собственного мировоззрения. Кроме того, эти дисциплины имеют значительный воспитательный потенциал, что весьма важно для формирования нравственно зрелой личности будущего юриста.

Социальная практика обнажила объективную потребность в комплексном, более полном знании о государстве и праве, которое смогло бы интегрировать в себе его различные характеристики. Такая чрезвычайно важная и сложная задача может быть выполнена при изучении права как общего объекта исследований только при условии объединения усилий и тесном взаимодействии представителей нескольких дисциплин. Эту весьма значимую задачу выполняют междисциплинарные исследования правовой проблематики. К числу таких направлений междисциплинарного исследования права относится и дисциплина «История политических и правовых учений». Она объединяет в себе познавательные ресурсы «Юриспруденции», «Всемирной истории», «Истории политических учений» (раздел «Политология»).

Дисциплина «История политических и правовых учений» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной, одновременно теоретического и исторического профилей. Как научная дисциплина - это, по сути, не только всемирная история возникновения и развития политических и правовых идей, концепций, теорий, учений, но и история генезиса, развития и трансформации различных государственно-правовых форм, учреждений, институтов, успешного их функционирования, их кризисов, опыта их реформирования и модернизации и т.д.

Хронологические рамки «Истории политических и правовых учений» поистине колоссальны, они включают исторический период с XXVIII в. до н.э. и до сегодняшнего дня. Охватить необъятное невозможно, и в этом основная трудность изучения дисциплины. Она не может вместить в себя весь массив знаний и информации, который на сегодняшний день «накопила» научная дисциплина «История политических и правовых учений». В качестве учебной дисциплины - это изучение наиболее известных и социально значимых политико-правовых идей, концепций, теорий, учений. Они по существу представляют собой различные формы теоретического выражения и фиксации возникающего и развивающегося знания. Кроме того, в развитии и взаимосвязи этих идей, концепций, теорий, учений находит выражение исторический процесс углубления познания отдельных социальных, политических, правовых и общекультурных явлений, политико-правовой реальности в целом.

Цель изучения дисциплины «История политических и правовых учений» - овладение студентами теоретико-правовым наследием прошлого и достижениями современности в этой области знания, а также более глубокое понимание сути современных политико-правовых процессов и явлений. Как фундаментальная методологическая дисциплина, она помогает формировать научное мышление будущего юриста, а как гуманитарная - способствует воспитанию гражданина с активной жизненной позицией. «История политических и правовых учений» имеет достаточно большие воспитательные возможности в процессе формирования политико-правовой культуры студента, особенно в подготовке юриста- профессионала. С целью достижения желаемого результата требуется изучить содержание основных политико-правовых учений, теорий, концепций на различных этапах развития политико-правового знания. Так, по ряду тем курса «Политические и правовые учения Западной Европы и США (XVIII - XIX вв.)» это вопросы: «Европейский либерализм», «Утопический социализм», «Анархизм», «Марксизм» и др.; по теме «Политические и правовые учения в России в XIX в.» - вопросы: «Славянофилы и западники», «Русский утопический социализм», «Русский анархизм», «Народники», «Русский консерватизм» и др.; по теме «Основные течения зарубежной политико-правовой мысли XX в.» - вопросы: «Прагматический юридический реализм», «Юридический соли-даризм», «Юридический конституционализм», «Социологическая юриспруденция», «Теории элит, бюрократии и технократии», «Идеология национал-социализма», «Концепции возрожденного есте-

ственного права», «Неопозитивистская аналитическая юриспруденция» и др.; по теме «Основные течения политико-правовой мысли в России в XX в.» - вопросы: «Большевизм», «Юридическая мысль России начала XX в.», «Юристы русского зарубежья», «Советская юриспруденция (основные концепции)», «Постсоветская юриспруденция (основные концепции и направления развития)» и др. Имеется реальная возможность дать нравственную оценку содержанию и последствиям воплощения в реальной политико-правовой практике тех или иных теорий, концепций, идей различных мыслителей прошлого.

В процессе обсуждения на семинарских занятиях материала, подготовленного студентами, происходит дальнейшее его осмысление, выявление «сильных» и «слабых» сторон рассматриваемых концепций, учений, различных теорий, вскрывается взаимосвязь между некоторыми из них, устанавливается их влияние на изменения, произошедшие и происходящие в политико-правовой реальности, и др. Все это способствует не только пополнению знаний студентов, их интеллектуального багажа, но и выработке у них собственного отношения к научным и идеологическим воззрениям различных мыслителей, авторов известных политико-правовых идей, концепций, теорий, учений. Такого рода интеллектуальная работа помогает студентам сформировать личное отношение к наиболее известным и значимым политико-правовым идеям, концепциям, теориям, давать оценку (правовую, политическую и нравственную) последствиям реализации их в политико-правовой действительности, выработать собственную мировоззренческую позицию, лучше понимать существующую политико-правовую реальность, уметь ее анализировать, делать соответствующие адекватные выводы.

Таким образом, существует реальная возможность использовать потенциал учебной дисциплины «История политических и правовых учений», чтобы решить следующие задачи:

оказать помощь обучающимся в овладении ими политико-правовыми, нравственно-этическими и социально-культурными нормами, которые необходимы им в их будущей самостоятельной профессиональной деятельности;

сформировать у студентов личную ответственность за свою деятельность как юриста-профес-сионала, способность предвидеть правовые, социальные, политические, экономические, экологические, культурные и нравственные последствия принимаемых ими решений и профессиональных действий;

создать адекватную систему нравственных, правовых и политических ценностей, ориентированную на интересы общества и государства, а также на достижение их личного успеха.

При решении вышеуказанных задач достигается главная цель преподавания учебной дисциплины «История политических и правовых учений» в вузе - формирование у студентов:

целостного мировоззрения, предупреждению и преодолению сциентизации их сознания; углубление общекультурного, правового, политического и нравственного развития студентов; становление их гражданского самосознания, зрелой правовой и политической культуры, навыков активного политического участия в жизни общества.

В современном мире господствует информационно-технологический способ воспроизводства системы общественной жизни. И это обстоятельство выдвигает на первый план проблемы профессионализма, компетентности и деловой квалификации, а также личностных качеств специалистов-профессионалов. Несомненно, это относится и к юристам, ко всем представителям профессионального юридического сообщества. Причем к юристу-профессионалу предъявляются обществом более высокие требования. Его личностные качества являются залогом реального воплощения в жизнь принципов соблюдения законности и правопорядка, что, в свою очередь, выступает гарантией благополучного существования нашего общества и государства, эффективного их развития в настоящем и будущем.

Качественно и эффективно выполнить стоящую перед вузом задачу подготовки юриста-профессионала можно только при условии успешной реализации и содержательного, и воспитательного потенциалов всего комплекса учебных дисциплин гуманитарного, социального и экономического блока (цикла), преподаваемых в вузе. Дисциплина «История политических и правовых учений» является важной составляющей. Изучая эту дисциплину, студенты получают возможность ознакомиться с наиболее известными и значимыми политико-правовыми идеями, теориями, учениями мыслителей прошлого и, таким образом, увидеть ретроспективу осмысления «современной» для этих мыслителей политико-правовой реальности. Что, в свою очередь, поможет обучающимся глубже осмыслить сегодняшнюю политико-правовую действительность, а также увидеть те тенденции, которые в ней зарождаются и формируются, предвидеть их развитие в перспективе.

1. Титлина, Е.Ю. Преподавание профессиональной этики как фактор формирования личности специалиста-профессионала // Вестник АмГУ. - 2015. - Вып. 70. - С. 24-29.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата). - 2016. - С. 1-102.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) - «магистр»). - 2010. - С. 1-11.

УДК 347.1

Н.В. Коненкова, У Суйфэй

ОСОБЕННОСТИ ИСТОЧНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА КНР

В статье исследуются особенности источников гражданского права КНР. Гражданское право, являясь относительно новой категорией в правовой системе китайского государства, начинает активно формироваться в 80-х гг. XX в. как важный правовой регулятор рыночной экономики.

Ключевые слова: гражданское право, источники права, Гражданский кодекс, нормативный правовой акт, закон, правовой обычай, судебное толкование.

CHARACTERISTICS OF THE SOURCES OF CIVIL LAW OF THE PRC

The article explores the features of the sources of civil law of the Peoplefs Republic of China. Civil law, being a relatively new category in the legal system of the Chinese state, begins to be actively formed in the 80s of the XX century, as an important legal regulator of a market economy.

Key words: civil law, sources of law, civil code, normative legal act, law, legal custom, judicial interpretation.

В XXI в. Китайская Народная Республика по уровню и темпам экономического развития занимает лидирующие позиции в мире, составляя серьезную конкуренцию ведущим странам Европы и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.