Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОДИЗАЙН / СПЕЦКУРС / МОДУЛЬ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Зинаида Юрьевна

Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена активным внедрением этнической составляющей в современное образование. Подчеркивается важность подготовки конкурентоспособных творческих педагогов профессионального обучения в сфере этнодизайна, готовых к художественно-оформительской деятельности, имеющих широкое представление о многообразии культур в социуме, позиционирующих положительное отношение к этническим традициям в условиях поликультурной среды российского многонационального государства. Целью данной статьи является определение и характеристика педагогических условий формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, метод моделирования, анкетирование. Результат исследования, обсуждения. Проведен анализ подходов к определению понятия «педагогические условия». Рассмотрена классификация данного понятия с трех позиций: педагогические условия как материально-пространственная среда и меры педагогического воздействия, педагогические условия как педагогическая система, педагогические условия как уточнение закономерностей образовательного процесса. Дано определение понятию «художественно-оформительская компетентность, формируемая средствами этнодизайна». Перечислены ее основные структурные компоненты: когнитивный, мотивационно-творческий и деятельностный. Описаны основные педагогические условия, необходимые для успешного формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна. Представлена тематика разделов спецкурса (модуля) «Этнодизайн», междисциплинарного курса 05.01 «Основы художественно-оформительских работ» и краткое содержание разделов рабочих тетрадей по дисциплинам профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Заключение. Сделан вывод по реализации перечисленных педагогических условий для успешного формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам профессионального обучения дизайнерского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Зинаида Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF STUDENTS’ ARTISTIC AND DESIGN COMPETENCE BY MEANS OF ETHNODESIGN

Introduction. The relevance of the problem under study is due to the active introduction of the ethnic component into modern education. The importance of training competitive creative teachers of professional training in the field of ethnodesign, ready for artistic and design activities, having a broad understanding of the diversity of cultures in society, positioning a positive attitude towards ethnic traditions in the conditions of the multicultural environment of the Russian multinational state, is emphasized. The purpose of this article is to define and characterize the pedagogical conditions for the formation of students’ artistic and design competence by means of ethnodesign. Materials and methods. Theoretical analysis and generalization of literature on the research problem, modeling method, survey. Research results, discussion. The analysis of approaches to the definition of the concept of “pedagogical conditions” is carried out. The classification of this concept is considered from three positions: pedagogical conditions as a material-spatial environment and measures of pedagogical influence, pedagogical conditions as a pedagogical system, pedagogical conditions as a refinement of the laws of the educational process. The definition of the concept of “artistic and design competence formed by means of ethnodesign” is given. Its main structural components are listed: cognitive, motivational-creative and activity. The main pedagogical conditions necessary for the successful formation of students’ artistic and design competence by means of ethnodesign are described. The topics of the sections of the special course (module) “Ethnodesign”, the interdisciplinary course 05.01 “Fundamentals of artistic and design works” and a summary of the sections of workbooks on the disciplines of the profile “Decorative and applied art and design” are presented. Conclusion. The conclusion is drawn on the implementation of the listed pedagogical conditions for the successful formation of students’ artistic and design competence by means of ethnodesign. The results of the study can be useful for practical application and further theoretical research for teachers of professional design education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ЭТНОДИЗАЙНА»

УДК 378

DOI 10.30914/2072-6783-2022-16-4-452-457

Педагогические условия формирования художественно-оформительской

компетентности студентов средствами этнодизайна З. Ю. Максимова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Актуальность исследуемой проблемы обусловлена активным внедрением этнической составляющей в современное образование. Подчеркивается важность подготовки конкурентоспособных творческих педагогов профессионального обучения в сфере этнодизайна, готовых к художественно-оформительской деятельности, имеющих широкое представление о многообразии культур в социуме, позиционирующих положительное отношение к этническим традициям в условиях поликультурной среды российского многонационального государства. Целью данной статьи является определение и характеристика педагогических условий формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, метод моделирования, анкетирование. Результат исследования, обсуждения. Проведен анализ подходов к определению понятия «педагогические условия». Рассмотрена классификация данного понятия с трех позиций: педагогические условия как материально-пространственная среда и меры педагогического воздействия, педагогические условия как педагогическая система, педагогические условия как уточнение закономерностей образовательного процесса. Дано определение понятию «художественно-оформительская компетентность, формируемая средствами этнодизайна». Перечислены ее основные структурные компоненты: когнитивный, мотивационно-творческий и деятельностный. Описаны основные педагогические условия, необходимые для успешного формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна. Представлена тематика разделов спецкурса (модуля) «Этнодизайн», междисциплинарного курса 05.01 «Основы художественно-оформительских работ» и краткое содержание разделов рабочих тетрадей по дисциплинам профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Заключение. Сделан вывод по реализации перечисленных педагогических условий для успешного формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам профессионального обучения дизайнерского профиля.

Ключевые слова: педагогические условия, художественно-оформительская компетентность, этнодизайн, спецкурс, модуль, рабочая тетрадь

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Максимова З. Ю. Педагогические условия формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна // Вестник Марийского государственного университета. 2022. Т. 16. № 4. С. 452-457. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-452-457

Pedagogical conditions for the formation of students' artistic and design

competence by means of ethnodesign

Z. Yu. Maksimova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The relevance of the problem under study is due to the active introduction of the ethnic component into modern education. The importance of training competitive creative teachers of professional training in the field of ethnodesign, ready for artistic and design activities, having a broad understanding of the diversity of cultures in society, positioning a positive attitude towards ethnic traditions in the conditions of the multicultural environment of the Russian multinational state, is emphasized. The purpose of this article is to define and characterize the pedagogical conditions for the formation of students' artistic and design competence by means of ethnodesign. Materials and methods. Theoretical analysis and generalization of literature on the research problem, modeling method, survey. Research results, discussion. The analysis of approaches to the definition of the concept of "pedagogical conditions" is carried out. The classification of this concept

© Максимова З. Ю., 2022

is considered from three positions: pedagogical conditions as a material-spatial environment and measures of pedagogical influence, pedagogical conditions as a pedagogical system, pedagogical conditions as a refinement of the laws of the educational process. The definition of the concept of "artistic and design competence formed by means of ethnodesign" is given. Its main structural components are listed: cognitive, motivational-creative and activity. The main pedagogical conditions necessary for the successful formation of students' artistic and design competence by means of ethnodesign are described. The topics of the sections of the special course (module) "Ethnodesign", the interdisciplinary course 05.01 "Fundamentals of artistic and design works" and a summary of the sections of workbooks on the disciplines of the profile "Decorative and applied art and design" are presented. Conclusion. The conclusion is drawn on the implementation of the listed pedagogical conditions for the successful formation of students' artistic and design competence by means of ethnodesign. The results of the study can be useful for practical application and further theoretical research for teachers of professional design education.

Keywords: pedagogical conditions, artistic and design competence, ethnodesign, special course, module, workbook

The author declares no conflict of interest.

For citation: Maksimova Z. Yu. Pedagogical conditions for the formation of students' artistic and design competence by means of ethnodesign. Vestnik of the Mari State University, 2022, vol. 16, no. 4, pp. 452-457. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2022-16-4-452-457

Введение

Характерной особенностью воспитательной политики современного высшего образования становится процесс создания условий для формирования у студентов представлений о многообразии культур в социуме, воспитания позитивного отношения к этническим традициям и развитие творческой многогранной личности [7, с. 87]. Подготовка педагогов профессионального обучения в области декоративно-прикладного искусства и дизайна должна обеспечить высокий уровень их этнокультурной и художественно-оформительской компетентностей, создавать благоприятные условия для их саморазвития в полиэтнической среде [1, с. 129]. Опыт и положительные результаты нашей работы свидетельствуют о том, что использование средств этнодизайна является наиболее эффективным направлением развития данных компетентностей. Именно поэтому в естественный процесс обучения студентов - будущих педагогов профессионального обучения профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» были внедрены: спецкурс (модуль) «Этнодизайн», разработка и внедрение раздела по изучению междисциплинарного курса 05.01 «Основы художественно-оформительских работ» и практика введения рабочих тетрадей по дисциплинам профиля. Таким образом, разработанные нами педагогические условия, основанные на этническом направлении дизайн-

проектирования, в полной степени обеспечивают успешное формирование у будущих педагогов профессионального обучения художественно-оформительской компетентности.

Целью статьи является рассмотрение понятия «педагогические условия», различных подходов к его определению, а также определение и характеристика педагогических условий формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна.

Материалы и методы

Исследование проводилось в рамках теоретического и практического обучения студентов направления подготовки 44.03.04. Профессиональное обучение (направленность (профиль) программы «Декоративно-прикладное искусство и дизайн»). В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, обобщения литературы по проблеме исследования, моделирования, анкетирование.

Результаты исследования, обсуждения

О. В. Галкина в своем диссертационном исследовании изучала вопрос роли и места понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки и пришла к выводу, что организационно-педагогические условия «должны приводить к

Pedagogics

Z. Yu. Maksimova

преобразованию педагогической действительности - создавать условия для реализации целесообразного образовательного процесса»1. А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко [3] также провели анализ содержания понятия «педагогические условия» и классифицировали его с трех позиций: «педагогические условия как совокупность возможностей материально-пространственной среды и мер педагогического воздействия»; вторая позиция объединяла педагогические условия с педагогической системой, где они выступали в роли компонентов ее проектирования (конструирования) (Н. В. Ипполитова [5], М. В. Зверева [4]); третья позиция предполагает, что педагогические условия направлены на уточнение закономерностей образовательного процесса (Б. В. Куприянов [6, с. 101]). В результате, определяя соотношение организационных и педагогических условий,

A. А. Володин, Н. Г. Бондаренко выделили два подхода [3, с. 147]. К первому они отнесли подход, когда «организационные условия включены в содержание понятия «педагогические условия». При таком подходе организационно-педагогические условия выступают как совокупность возможностей для решения поставленных задач, а

B. А. Беликов связывает их с использованием содержания, форм, методов педагогического процесса для решения целей педагогической деятельности [2, с. 235]. По второму подходу организационно-педагогические условия выступают внешними обстоятельствами для реализации особенностей образовательной деятельности. В нашем исследовании мы так же, как и А. А. Володин и Н. Г. Бондаренко, придерживаемся второго подхода к определению организационно-педагогических условий, считая, что «педагогические и организационные условия, выступая как равноценные части, являются единым целым» [3, с. 147]. Именно поэтому предложенные нами педагогические условия выступают внешними обстоятельствами для успешного формирования у будущих педагогов профессионального обучения художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна.

Художественно-оформительская компетентность, формируемая средствами этнодизайна, представляет собой приобретаемые и развиваю-

1 Галкина О. В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2009. С. 11.

З. Ю. Максимова

щиеся в течение жизни интегральные характеристики личности в виде обобщенного личностного ресурса, который дает возможность эффективного взаимодействия в педагогической деятельности как совокупность компетенций, реализующих способность применять и переносить приобретенные знания, умения, навыки в новые ситуации, связанные с метапредметностью и с художественным многообразием возможностей этнодизайна посредством ее структурных компонентов: когнитивного, мотива-ционно-творческого и деятельностного [7, с. 88].

В качестве первого педагогического условия для успешного формирования данной компетентности предлагается разработка и внедрение в учебный процесс спецкурса (модуля) «Этноди-зайн». Необходимость использования данного спецкурса связана с потребностью концентрации и обобщения разрозненных по различным дисциплинам тем, связанных с этнодизайном. Во-вторых, метапредметный интегрированный характер содержания спецкурса позволяет активно и полноценно внедрять в учебно-познавательный процесс подготовки будущих педагогов профессионального обучения алгоритм использования дидактической цепочки поэтапного формирования последовательно знаний, затем умений и навыков, обобщенных умений и навыков, компетенций и, наконец, художественно-оформительской компетентности (З ^ У ^ Н ^ ОУН ^ К ^ ХОК-ть) [7, с. 88]. Для направления подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (направленность (профиль) программы: Декоративно-прикладное искусство и дизайн), данный спецкурс (модуль) включен в раздел дисциплины Б1.В.4 Дизайн-проектирование. Осваивается на старших курсах. Общая трудоемкость спецкурса (модуля) - 36 часов. В него входят пять разделов: «Введение. Цель и задачи спецкурса. Понятие «этнодизайн»», «История развития этнического искусства, народных промыслов и ремесел», «Роль знаково-символьной информации этнических культур в современных изделиях (объектах дизайна)», «Основные направления в этнодизайне: традиции и новые технологии», «Художественное оформление изделий средствами этнодизайна».

Вторым педагогическим условием формирования художественно-оформительской компетентности студентов средствами этнодизайна является разработка и внедрение раздела по изучению междисциплинарного курса 05.01 «Основы художественно-оформительских работ»

• Педагогические науки

(по специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям)) в учебно-тематический план дисциплины «Методика обучения декоративно-прикладному искусству и дизайну». Чтобы достичь высокого уровня освоения соответствующих направлению профессиональных компетенций, программа содержит три крупных учебных модуля: «Основы композиции», «Основы технологии подготовительных работ в художественном оформлении», «Основы выполнения художественно-оформительских работ». Преобладающее количество лабораторно-практических занятий - 60 часов из максимальной учебной нагрузки (всего) в 90 часов соответствует приоритетному формированию практико-ориентированных знаний выпускников профессионального образования.

Третьим педагогическим условием формирования художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна является методика подготовки и использования рабочих тетрадей как дополнительного материала для организации самостоятельной работы студентов по дисциплинам «Декоративно-прикладное ис-

кусство и народные промыслы», «Основы художественного конструирования» и «Дизайн-проектирование». Подготовка рабочих тетрадей строилась по принципу концентрации дополнительной актуальной этнокультурной информации, необходимой для разработки этнодизайн-проектов. Темы рабочих тетрадей и их краткое содержание представлены в таблице.

Базой проведения эксперимента стали студенты бакалавриата специальности 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Контрольная группа состояла из 70 студентов, экспериментальная группа из 82 студентов. Эффективность разработанных педагогических условий формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами этнодизайна оценивалась по повышению уровня сформированности когнитивного, мотивационно-творческого и деятельностно-го компонентов художественно-оформительской компетентности, которые должны обеспечить студентам удачную социализацию в дальнейшей профессиональной деятельности [7, с. 90].

Таблица / Table

Темы рабочих тетрадей и их краткое содержание / Topics of workbooks and their summary

Название рабочей тетради / Name of the workbook Перечень вопросов, освещенных в рабочей тетради / List of questions covered in the workbook

1 2

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Искусство как средство выражения этнической идентичности. История развития декоративно-прикладного творчества. Виды декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Элементы декоративно-прикладного творчества, используемые на занятиях. Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно- прикладного искусства на занятиях. Народное искусство и костюмы народов России. Декоративно-прикладное творчество народов Поволжья. Марийское народное искусство. Национальная вышивка. Современные направления в декоративно-прикладном искусстве и хендмейд

Основы художественного конструирования Основные принципы художественно-конструкторского решения промышленных изделий. Композиция в народном искусстве. Орнамент текстильных изделий. Принципы художественного оформления текстильных изделий. Принципы трансформации растительных форм в орнаментальные мотивы. Принципы трансформации форм животного мира в орнаментальные мотивы. Построение монокомпозиции по мотивам растительных и животных форм. Принципы построения многоцветных орнаментальных композиций. Принципы создания костюма. Роль рисунка и орнамента в костюме. Эскизная графика. Основные требования к эскизированию объектов дизайна. Стили в архитектуре и интерьере. Художественный образ в архитектуре и формообразующие закономерности интерьера

Окончание табл.

1 2

Дизайн-проектирование Дизайн-проектирование в контексте профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». Дизайн как художественно-проектная деятельность в системе современного образования. Архитектура и дизайн. Проектирование предметной среды. Дизайн и качество жизни. Особенности подготовки дизайнера, декоратора, стилиста. Эргономика в дизайн-проектировании. Стилизация в дизайне. Основы макетирования объектов дизайна. Основы создания фирменного стиля. Разработка фирменного стиля. Фирменный стиль и образ предприятия

По итогам анализа средних значений результатов проведенного эксперимента в экспериментальных группах количество студентов, достигших высокого уровня сформированности художественно-оформительской компетентности, увеличилось в среднем на 31,85 % (в контрольной группе - 7,42 %). Изменилось количество обучающихся, имеющих средний уровень сформиро-ванности художественно-оформительской компетентности (увеличилось на 32,22 %) и количество студентов с низким уровнем сформированности художественно-оформительской компетентности уменьшилось на 64,07 % (в контрольной группе -43,37 %) [7, с. 91].

Заключение

Таким образом, педагогические условия, как равноценные части единого целого, выступают

внешними обстоятельствами для успешного формирования у будущих педагогов профессионального обучения художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна. На основе полученных экспериментальных данных в ходе исследования было подтверждено, что внедрение в практику обучения педагогических условий формирования у будущих педагогов профессионального обучения художественно-оформительской компетентности средствами этнодизайна делает возможным достижение студентами высокого уровня сформированности данной компетентности. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля.

1. Арзамасцева Н. Г., Максимова З. Ю. Развитие этнокультурной компетентности студентов средствами этнодизайна // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 2. С. 129-134. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

2. Беликов В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. М. : ВЛАДОС, 2004. 356 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20031572 (дата обращения: 02.06.22).

3. Володин А. А, Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 2. С. 143-152. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (дата обращения: 02.06.22).

4. Зверева М. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. М. : Педагогика, 1987. № 1. С. 29-32.

5. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. 2012. № 1. С. 8-14. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=36509766 (дата обращения: 02.06.22).

6. Куприянов Б. В., Дынина С. А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского государственного университета. 2001. Т. 6. № 2. С. 101-104. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=24866714 (дата обращения: 02.06.22).

7. Максимова З. Ю., Крылов Д. А. Опыт формирования художественно-оформительской компетентности будущих педагогов профессионального обучения средствами этнодизайна // Казанский педагогический журнал. 2021. № 4 (147). С. 87-94. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47173410 (дата обращения: 03.06.22).

8. Серякова С. Б. Компетентностный подход в определении образовательных стратегий высшей школы // Перспективы науки. 2011. № 10 (25). С. 314-316. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17869949 (дата обращения: 03.06.22).

З. Ю. Максимова

Педагогические науки

9. Скачкова Н. В. Компетентностный формат дизайнерской подготовки бакалавра профессионального обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 11 (139). С. 204-208. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kompetentnostnyy-format-dizaynerskoy-podgotovki-bakalavra-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 03.06.22).

10. Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М. Концепция дизайн-образования в современных условиях // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию. 2007. № 2 (41). С. 5-49. URL: https://elar.rsvpu.rU/bitstream/123456789/1962/1/vestnik_41_02.pdf (дата обращения: 03.06.22).

Статья поступила в редакцию 15.08.2022 г.; одобрена после рецензирования 07.09.2022 г.; принята к публикации 03.10.2022 г.

Об авторе

Максимова Зинаида Юрьевна

старший преподаватель, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация,

г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), zina.maksimova.80@mail.ru

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Arzamastseva N. G., Maksimova Z. Yu. Razvitie etnokul'turnoi kompetentnosti studentov sredstvami etnodizaina [Development of students' ethno-cultural competence by means of ethno-design]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2021 vol. 15, no. 2, pp. 129-134. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-2-129-134

2. Belikov V. A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: deyatel'nostnyi aspekt [Philosophy of personality education: activity aspect]. M., VLADOS Publ., 2004, 356 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=20031572 (accessed 02.06.22). (In Russ.).

3. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniya ponyatiya "Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya" [Analysis of "Organizational and pedagogical conditions" concept]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki = Izvestiya of the Tula State University. Humanitarian sciences, 2014, no. 2, pp. 143-152. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ri/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya (accessed 02.06.22). (In Russ.).

4. Zvereva M. V. O ponyatii "didakticheskie usloviya" [On the concept of "didactic conditions"]. Novye issledovaniya v pedagogicheskikh naukakh = New Research in Pedagogical Sciences, M., Pedagogy Publ., 1987, no. 1, pp. 29-32. (In Russ.).

5. Ippolitova N. V., Sterkhova N. S. Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": sushchnost', klassifikatsiya [Analysis of the notion "pedagogical conditions": essence and classification]. General and Professional Education, 2012, no. 1, pp. 8-14. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36509766 (accessed 02.06.22). (In Russ.).

6. Kupriyanov B. V., Dynina S. A. Sovremennye podkhody k opredeleniyu sushchnosti kategorii "pedagogicheskie usloviya" [Modern approaches to the definition of the essence of the category "pedagogical conditions"]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Kostroma State University, 2001, vol. 6, no. 2, pp. 101-104. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=24866714 (accessed 02.06.22). (In Russ.).

7. Maksimova Z. Yu., Krylov D. A. Opyt formirovaniya khudozhestvenno-oformitel'skoi kompetentnosti budushchikh pedagogov professional'nogo obucheniya sredstvami etnodizaina [The experience of forming the artistic and design competence of future teachers of professional training by means of ethnodesign]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2021, no. 4 (147), pp. 87-94. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47173410 (accessed 03.06.22). (In Russ.).

8. Seryakova S. B. Kompetentnostnyi podkhod v opredelenii obrazovatel'nykh strategii vysshei shkoly [Competence-based approach in determining educational strategies of university education]. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2011, no. 10 (25), pp. 314-316. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17869949 (accessed 03.06.22). (In Russ.).

9. Skachkova N. V. Kompetentnostnyi format dizainerskoi podgotovki bakalavra professional'nogo obucheniya [Competence format of the design training of the bachelor of professional training]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 11 (139), pp. 204-208. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-format-dizaynerskoy-podgotovki-bakalavra-professionalnogo-obucheniya (accessed 03.06.22). (In Russ.).

10. Tkachenko E. V., Kozhukhovskaya S. M. Kontseptsiya dizain-obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [The concept of design education in modern conditions]. Vestnik Uchebno-metodicheskogo ob"edineniyapoprofessional'no-pedagogicheskomu obrazovaniyu = Bulletin of the Educational and Methodological Association for Professional and Pedagogical Education, 2007, no. 2 (41), pp. 5-49. Available at: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/1962/1/vestnik_41_02.pdf (accessed 03.06.22). (In Russ.).

The article was submitted 15.08.2022; approved after reviewing 07.09.2022; accepted for publication 03.10.2022.

About the author

Zinaida Yu. Maksimova

Senior Lecturer, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

zina. maksimova.80@mail. ru

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.