Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ: НАУКОЕМКАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ НА ТВОРЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ: НАУКОЕМКАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ НА ТВОРЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ / УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ / ПРИКЛАДНАЯ ГЕОИНФОРМАТИКА / НЕКОМПЛАНАРНЫЕ ВЕКТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова-Ткалич Светлана Константиновна, Ткалич Алексей Иванович

Образовательное учреждение, как экспортный поставщик, обязано предоставлять рекламу условий и инновационных предложений по обучению иностранных студентов в магистратуре. Предпочтение, на наш взгляд, на творческой кафедре может иметь наукоемкий бинарный учебный модуль, например «традиция и этнодизайн», «этнодизайн и цифровые медиа». Особенности взаимодействия двух полярных, с точки зрения времени и технологических показателей, профессиональных направлений деятельности мы выдвигаем доминантой исследования в магистратуре. Исследовательская работа иностранных студентов по программе наукоемкого учебного модуля должна быть ориентирована для открытия новых сценариев смысловых, художественных, графических и технических достижений. Современный сравнительный анализ в концептах геоинформатики и национальных маркеров традиции и этнодизайна на платформе цифровых образовательных ресурсов формирует новый вектор исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL EXPORT: SCIENCE-INTENSIVE PREFERENCE OF THE TRAINING MODULE IN THE CREATIVE DEPARTMENT

The educational institution, as an export supplier, is obliged to provide advertising of conditions and innovative offers for the education of foreign students in the master’s degree. Preference, in our opinion, in the creative department can have a science-intensive binary training module as «tradition and ethno-design», «ethno-design and digital media». Features of interaction between the two polar, in terms of time and technological indicators, professional areas of activity, we put forward the dominant study in the master’s degree. The research work of international students related to the science-intensive training module is designed to open new scenarios of semantic, artistic and graphic achievements for comparative analysis. Modern comparative analysis in the concepts of geo-informatics and national markers of tradition and ethno-design on the platform of digital educational resources forms a new vector of research.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ: НАУКОЕМКАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ НА ТВОРЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ»

УДК 378 DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-232-241

ББК 74.48

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЭКСПОРТ: НАУКОЕМКАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ НА ТВОРЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ

EDUCATIONAL EXPORT: SCIENCE-INTENSIVE PREFERENCE OF THE TRAINING MODULE IN THE CREATIVE DEPARTMENT

Анисимова-Ткалич Светлана Константиновна

Профессор кафедры «декоративно-прикладное искусство и художественные ремесла» Института изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, доктор педагогических наук E-mail: amguema2016@mail.ru

Anisimova-Tkalich Svetlana K.

Professor at the Department of Applied and Decorative Arts and Crafts, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (MPGU), ScD in Education E-mail: amguema2016@mail.ru

Ткалич Алексей Иванович

Профессор кафедры туризма Института экономики и культуры, г. Москва, кандидат педагогических наук E-mail: tkalichai@mail.ru

Tkalich Aleksey I.

Professor at the Department of Tourism, Institute of Economics and Culture, Moscow, PhD in Education E-mail: tkalichai@mail.ru

Аннотация. Образовательное учреждение, как экспортный поставщик, обязано предоставлять рекламу условий и инновационных предложений по обучению иностранных студентов в магистратуре. Предпочтение, на наш взгляд, на творческой кафедре может иметь наукоемкий бинарный учебный модуль, например «традиция и этнодизайн», «этнодизайн и цифровые медиа». Особенности взаимодействия двух полярных, с точки зрения времени и технологических

Abstract. The educational institution, as an export supplier, is obliged to provide advertising of conditions and innovative offers for the education of foreign students in the master's degree. Preference, in our opinion, in the creative department can have a science-intensive binary training module as «tradition and ethno-design», «ethno-design and digital media». Features of interaction between the two polar, in

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И., 2021

показателей, профессиональных направлений деятельности мы выдвигаем доминантой исследования в магистратуре. Исследовательская работа иностранных студентов по программе наукоемкого учебного модуля должна быть ориентирована для открытия новых сценариев смысловых, художественных, графических и технических достижений. Современный сравнительный анализ в концептах геоинформатики и национальных маркеров традиции и этнодизайна на платформе цифровых образовательных ресурсов формирует новый вектор исследований.

terms of time and technological indicators, professional areas of activity, we put forward the dominant study in the master's degree. The research work of international students related to the science-intensive training module is designed to open new scenarios of semantic, artistic and graphic achievements for comparative analysis. Modern comparative analysis in the concepts of geo-informatics and national markers of tradition and ethno-design on the platform of digital educational resources forms a new vector of research.

Ключевые слова: наукоемкая преференция, образовательный экспорт, учебный модуль, прикладная геоинформатика, некомпланарные векторы исследования.

Keywords: science-intensive preference, educational export, training module, applied geo-informatics, non-coplanar research vectors.

Для цитирования: Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И. Образовательный экспорт: наукоемкая преференция учебного модуля на творческой кафедре // Проблемы современного образования. 2021. № 5. С. 232-241. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-232-241.

Cite as: Anisimova-Tkalich S. K., Tkalich A. I. Educational export: science-intensive preference of the training module in the creative department. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2021, No. 5, pp. 232-241. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-5-232-241.

Введение

Образовательный экспорт как важный показатель политики развития международного сотрудничества должен популяризировать культурные ценности и научные достижения каждой страны. В последние десятилетия интересы международного образовательного экспорта смещаются к научным и методическим показателям обучающих технологий, синтезирующих современные достижения искусства, науки и техники в сценариях цифровых медиа.

Наукоемкая преференция творческой кафедры должна быть четко сформулирована и обеспечена проблемными заданиями. Современный студент, формирующий перспективу карьеры и профессиональный «взлет», сравнивает предлагаемые учебные модули в магистратурах разных вузов. Иностранные студенты, как правило, обмениваются впечатлениями, возвратившись домой.

Дистанционный формат образования требует внятно разработанных методических алгоритмов выполнения коллективных проектов или комбинированных заданий [1].

Мы предлагаем в качестве преференции1 принцип дидактической и творческой преемственности в конструкции бинарного учебного модуля «традиция и этнодизайн», «этнодизайн и цифровые медиа». Новое направление помогает иностранным студентам магистратуры понять международное значение интерпретации национальных маркеров традиции в продукции этнодизайна и представить свою новаторскую идею на платформе цифровых медиа, предложить авторский вариант интерактивного информационно-познавательного модуля для школы или колледжа.

Дивергентная особенность творчества в локальных географических ареалах

В данной статье мы уделяем внимание первой части бинарного учебного модуля «Традиция и этнодизайн». Гипотетически можно предположить, что научно-исследовательские работы иностранных и российских студентов на основе коллективного проекта в структуре бинарного учебного модуля призваны «открыть» и исследовать художественные и графические достижения в локальных регионах для репликации в сценариях цифровых медиа.

Постмодернизм и его смелые «прорывы» в различные культурные пространства открыли поколению творческой молодежи XX в. притягательную силу знаковых сообщений дописьменного периода [2]. Наблюдения показывают слишком тонкую границу между изделиями декоративного искусства - репродуктивными копиями, авторскими изделиями (свободный стиль «эклектика») и этнодизайном по мотивам художественного и графического наследия конкретной локальной территории. Тонкую грань различий без пояснений автора работы порой не может определить даже коллекционер и педагог-эксперт. Например, в 1980-е гг. московские искусствоведы спорили, когда следует называть авторскую работу «копия артефакта», «кич/китч», «примитивное искусство».

Дивергентно-семиотический метод обеспечивает более качественный исследовательский уровень проводимой работы: достоверность цифровой репликации первичного материала [3].

• Справка. Понятие «дивергенция» ввел в науку Чарльз Дарвин для объяснения многообразия сортов культурных растений, пород домашних животных и биологических видов в природе. Позже понятие использовал французский ученый Леви Стросс, разработавший структуральный метод и выделивший в границах семиотического подхода к анализу фактов и явлений следующие истоки разнообразия: витальный, вербальный, дивергентный2.

В нашей интерпретации «дивергентно-семиотический метод» открывает возможность детализации элементов локального стиля. Отметим, что именно технические

1 Преференция (preference) - предпочтение или более высокая оценка одной вещи в сравнении с другими (https://dic.academic.ш/dic.nsf/poHtology/2263/Преференция).

2 Дивергентный - [лат. divergere отклоняться, расходиться]. Понятие выдвинуто Ч. Дарвином для объяснения многообразия сортов культурных растений, пород домашних животных и биологических видов в природе (Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари, 2003. С. 249).

приемы декорирования у каждого народа являются «паспортом» традиционной локальной школы. Данный метод помогает экспертам уточнять принадлежность предмета-артефакта к конкретной традиционной школе мастерства. Своевременность и востребованность дивергентно-семиотического метода подтверждается активным интересом студентов магистратуры к практико-ориентированному инструментальному потенциалу метода.

Векторная транспарентность: рельефные контуры этнодизайна

• Справка. В работах российских ученых (Н. Воронов, И. Н. Кондратьева и др.) можно прочитать: об истоках отечественного дизайна как особенности русского народного (крестьянского) дизайна и о характеристике региональных истоков российского дизайна.

В начале ХХ в. европейский континент был очарован результатами промышленного дизайна. Однако к середине ХХ в. все страны обратились к экологическому дизайну, востребованному после разрушений территорий после второй мировой войны. В конце ХХ в. в контекстах экологического дизайна проявились рельефные контуры этнодизайна.

Распространение получили научные направления в области дизайна, формирующие критерий информационной эстетики (достоверности) о разнообразии окружающей среды: региональный дизайн, семиотический дизайн, интерактивный дизайн, эмоциональный дизайн, коммуникационный дизайн, элегантный дизайн (древняя музыка), дизайн славянских форм, ТЕАМ-дизайн (международное содружество и взаимодействие), интегрированный дизайн (на стыке культур), философский дизайн, самобытный дизайн (этнические культуры) [2, с. 106-107].

Полный список научно-исследовательских направлений дизайна, в том числе компьютерных программ, моделирования индустриальной продукции, был представлен в книге немецкого автора Томас Хауффе (Thomas Hauffe) [2, с. 5].

Таким образом, обновление методов исследования в педагогической практике творческой кафедры мы предлагаем на основе адаптации двух вышеназванных методов анализа. Научный концепт поддержан тезисами.

• Тезис 1: в научных исследованиях востребована достоверность информационной репликации результатов поисковой деятельности.

• Тезис 2: потеря корневой основы этнических кодов в стремительно развивающейся цифровизации образования вполне вероятна, если не закрепить базовые корневые основы этнодизайна для будущих поколений в информационно-познавательном контенте.

Учебные проекты: вопрос преемственности

В последней четверти ХХ в. (1975-2000 гг.) уплотнялись знания об экологических достижениях и проектах зарубежных ученых, дизайнеров. Появилась переводная научная литература, аспиранты активно посещали зал зарубежной литературы в научной

государственной библиотеке, в исторической библиотеке, на некоторые книги была очередь. Новые понятия, почерпнутые из научных статей, формировали мотивацию к поиску. Накапливался уникальный материал, среди тематических каталогов диссертаций и авторефератов аспиранты проникались почтением к труду ученых.

С 2000 г. в творческих вузах появились аудитории, оснащенные компьютерами. Студенты стали изучать новые возможности, даже компьютерную живопись ввели в практику обучения дизайнеров. Но одновременно терялись в лабиринтах национальной памяти контуры школ мастерства. Интернет очаровал студентов доступностью к готовым образцам клипарта.

Вывод: сегодня вопрос преемственности в учебных проектах испытывает потребность в корреляции между «буйством» креативных идей и достаточно скромными, поверхностными знаниями о художественных и графических достижениях в регионах многонациональной России.

Результат многолетнего педагогического эксперимента

Профессиональная деятельность на Крайнем Северо-Востоке России (1990-1999) позволила провести несколько этапов педагогического эксперимента с опытными мастерами, со студентами: в педагогическом училище народов Крайнего Севера (г. Анадырь), в Магадане (училище искусств), в национальных селах, расположенных на берегу Берингова пролива (Новое Чаплино, Сиреники) и ближе к Ледовитому океану (имени Биллингса, Рыркайпий). Следует отметить, что на творческих семинарах каждая мастерица старшего поколения демонстрировала навыки технических приемов, как родовое по наследству мастерство декорирования поверхности предметов из натурального сырья [4].

Культурное событие в регионе: «Региональная выставка «Искусство народов Арктики. Анадырь-1992» стала своеобразным барометром, замерившим состояние национальных видов прикладного искусства на март 1992 г. 320 изделий и художественных работ прикладников, художников, косторезов, скульпторов, макетчиков составили объемную экспозицию. 17 человек получили удостоверение «Народный мастер Чукотки», многие награждены дипломами оргкомитета и призами. Организаторы и эксперты высоко оценили изделия мастериц из сел, где сохранился навык вышивки белым подшейным волосом оленя» [4]. Каждое село демонстрировало локальную школу мастерства, практически популяризируя уникальные технические приемы декорирования. Экспертизу проводили сотрудники краеведческих музеев, понимающие с первого взгляда, где аккуратность, а где небрежность (кич).

Анализ представленных работ наглядно подтвердил дивергентную особенность творческих достижений в локальных географических ареалах:

• косторезное (мелкая пластика и гравировка),

• пошив меховой одежды (повседневной и праздничной),

• изготовление меховой обуви и праздничных головных уборов,

• подарочные изделия (единичные работы),

• сувениры и украшения из местного сырья.

Уэлленская косторезная мастерская представила:

• гравированные клыки моржа,

• мелкую скульптуру (фигурки животных),

• многофигурные композиции с объемной резьбой.

Коллективная мастерская из пос. Эгвекинот «Товарищество «Кит» представила художественные изделия из скелетной кости крупных морских животных (кит, морж): маски, подвесы-подсвечники, орнаментированный «китовый ус» [4].

Вывод по результатам исследования, проведенного в последнее десятилетие ХХ в. на Крайнем Северо-Востоке России, показал, что при поддержке администрации, научно-методических центров при управлении культуры все изделия, представленные на выставку, фиксировались с помощью зарисовок, фотоаппаратуры, в формате видео для показа по местному телевидению. Но цифровой аппаратуры в те годы еще не было. В этой связи отметим, что дивергентная особенность творческих достижений в локальных географических ареалах очень редко представлена в живописных работах, отражающих достижения локальных школ мастерства в регионах.

Цель и смысл таких педагогических экспериментов в национальных селах (где есть кружок в местном музее, центр национального творчества проводит выставки, учителя творческих кружков время от времени выезжают на курсы повышения квалификации в областное Управление культуры) невозможно переоценить по уникальности научного материала о достижениях локальных школ мастерства.

Векторная транспарентность: научно-методический вектор НИРС3

в магистратуре

Значимость и результативность обучения в педагогической магистратуре связаны с научными познаниями и новаторскими идеями. В свою очередь, каждая новаторская идея требует от автора поддержки в виде алгоритма методов реализации в педагогической практике. Без формирования научно-методического вектора НИРС подготовка учителей художественного образования не будет достаточно полной и эффективной в условиях нового формата дистанционного образования.

Дистанционное образование укрепляет психологическую основу студента магистратуры, нацеленного на самостоятельное выполнение задания. Проблемные задания являются основой педагогической практики. Мы предлагаем формат проблемного задания, выполнение которого полностью зависит от самостоятельной поисковой деятельности студента в конкретном локальном регионе. Так, задание по изучению локальных школ мастерства оптимально рассматривать как конструкцию из трех составляющих, как дидактическую триаду:

1) освоение теоретического блока знаний о разнообразии этнических истоков наследия, в том числе этнодизайна;

2) изучение технических приемов декорирования поверхности изделий, определяемых сегодня «этническими маркерами школы мастерства»;

3 НИРС - научно-исследовательская работа студента.

3) конструирование авторского алгоритма выполнения задания для закрепления навыка технических приемов декорирования поверхности изделий (локальный этнический маркер по выбору студента).

Дополнительно рекомендуется предложить будущим педагогам задания-тренинги по теме «НИРС: визуализация авторских достижений»:

• найти необычный ракурс визуализации предмета-артефакта;

• использовать увеличенный формат декоративных швов в качестве фона на обложке учебного пособия;

• использовать комбинаторику шрифта и пластику декоративных швов в конструкции логотипа.

Вывод. Сегодня деятельность педагога приобретает особую ценность, если в коллективном проекте происходит самостоятельное открытие неведомых ранее горизонтов творчества в изготовлении художественных предметов с национально-культурным компонентом. Для иностранных студентов научно-методический вектор НИРС в магистратуре является, по сути, лабораторией.

Векторная транспарентность учебного модуля метод «экфрасис»

Мы предлагаем использовать возможности метода «экфрасис», помогающего пояснить преимущество авторской новаторской идеи. Как правило, иностранный студент не может самостоятельно составить текст и уточнить иерархию акцентов новизны как результат мыслительного процесса.

Ретроспекция метода «экфрасис»

Данный метод впервые был использован в речи ритора Фенона в Древней Греции (1-11 в. н. э.): это описательная речь, отчетливо являющая глазам то, что она поясняет. Исследователи обратились с большим интересом к данному термину в ХХ в. Так, Н. В. Брагинская (1977) пишет, что экфрасис - описание произведений искусства, но описательный процесс должен нести за собой визуальную нагрузку, он помогает автору выразить свою идею на нескольких уровнях [5, с. 261].

Экфрасисы также подразделяются по «носителю» изображения. Это могут быть произведения: а) изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, художественной фотографии; б) неизобразительного искусства: архитектуры, ландшафтного и интерьерного дизайна, декоративно-прикладного искусства (мелкая пластика, маска, кукла, мебель; в) синтетического искусства, а именно кино; а также г) репрезентации артефактов, которые произведениями искусства не являются: фото, популярная печатная продукция (этикетки, реклама, открытки), графика в научно-популярных изданиях [6].

Таким образом, введение в научно-исследовательский аппарат метода «экфрасис» повышает внимание студента магистратуры к научной формулировке познавательно-просветительской, экологической или социально-экономической ценности завершенного задания, представленного на проверку и экспертную оценку. Автор должен заранее готовить пояснительный доклад с профессиональными терминами, демонстрируя

тем самым экфрасис практико-ориентированной компетенции учителя художественного образования, в перспективе педагога-консультанта, эксперта по «научно-методическому руководству».

Вывод: повышенное внимание к результатам векторной транспарентности (прозрачности) научных достижений иностранных студентов в магистратуре требует адаптации экфрасиса и специальных тренингов по формулировке проблемы, идеи, гипотезы, новаторских методов и рекомендаций для учителей школы4.

Общий вывод по результатам исследования

Тема статьи нацелена на укрепление позиций образовательного экспорта на основе преференции наукоемкого учебного модуля на творческой кафедре.

Опыт научного руководства (2018, 2019, 2020 гг.) в период подготовки магистерских диссертаций иностранных студентов (Таиланд, Китай) выявил необходимость внедрения дополнительного теоретико-методического аппарата, конкретно: методов «дивергентно-семиотический», «экфрасис» в качестве сигнального инструмента для самокритичного анализа смысловых «формул новаторства». Введение экфрасиса в образовательный глоссарий магистратуры повышает внимание иностранных студентов к формулировке социально-ценностной значимости индивидуальных научных достижений на основе результатов дивергентно-семиотического метода исследования.

Преференция экспортного образовательного модуля в магистратуре зависит от научной стратегии и тактики преобразующего менеджмента на творческой кафедре.

1. Три некомпланарных вектора научно-исследовательской деятельности: традиционные ремесла, этнодизайн и цифровые медиа создают стратегический базис научно-педагогического направления в магистратуре5.

2. Организация «коллективных исследовательских маршрутов» в границах одного локального ареала. Цель: усложняются знания с помощью трех некомпланарных векторов. При этом происходит формирование нового компетентного познания: усложняется результат аналитического и художественно-конструктивного мышления; одновременно усложняется конструкция метафорической образности авторского изделия или проектного предложения.

3. Для педагога-консультанта, эксперта важно понять вектор НИРС: научный маршрут самостоятельного накопления знаний и выводов, новаторских предложений, представленный иностранными студентами магистратуры, в перспективе студентов педагогической аспирантуры.

Преференцию экспортного учебного модуля на творческой кафедре можно рассматривать как траекторию исследования в магистратуре, где иностранным студентам

4 Векторная транспарентность - прозрачность показателей новизны и оригинальность в проектах с художественным компонентом (Наука и технология. Портал графики и дизайна Hameleons.com).

5 Некомпланарный вектор в науке - см. Ткалич С. К., Фазылзянова Г. И., Балалов В. В. Основы исследовательской деятельности в магистратуре «дизайн мультимедиа». Научный инструментарий и мониторинг достижений студентов: учеб. пособие для магистратуры. М.: Изд. дом Академии Естествознания, 2015. 92 с. С. 49.

предлагается разработанная картотека требований к научно-методическому показателю достижений (методы: экфрасис и дивергентно-семиотический, три некомпланарных вектора (традиционные ремесла, этнодизайн и цифровые медиа)) как платформа результатов исследования студента магистратуры.

На наш взгляд, векторная транспарентность учебного модуля будет интересна иностранным студентам магистратуры и может выдвигаться преференцией выпускающей творческой кафедры для российского образовательного экспорта.

Список литературы

1. Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И. Подготовка этно-ученых на основе моделирования кооперативных научных исследований в регионах России // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 8. С. 108-112.

2. Ткалич С. К. История дизайна: эволюция, методология, современные тенденции: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУКИ, 2007. 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ткалич С. К. Дивергентная систематизация изобразительного искусства в структуре этнохудожественного наследия: моногр. М., 2011. 114 с.

4. Искусство народов Арктики: каталог выставки / Управление культуры Администрации Чукотского автономного округа, Фонд национальной культуры «Эйнэв»; сост. С. К. Ткалич; консультант Е. А. Рультынеут. Анадырь, 1992.

5. Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации // Славянское и балканское языкознание. М.: Наука, 1977.

6. Яценко Е. В. «Любите живопись, поэты...». Экфрасис как художественно-мировоззренческая модель // Вопросы философии. 2011. № 11. С.47-57.

7. Карпухина Т. П. Эстетические аспекты экфрасиса в новелле Ги Де Мопассана «Un Portrait» («Портрет») // Вестн. Кемеровского гос. ун-та. 2018. № 1. DOI: https://doi. org/10.21603/2078-8975-2018-1-193-200.

8. Родионов Д. Г., Кушнева О. А., Рудская И. А. Расширение экспорта образовательных услуг в России: организационные и финансовые аспекты // Экономический портал. URL: https://institutiones.com/general/2435-rasshirenie-eksporta-obrazovatelnyx-uslug-rossii.html (дата обращения: 01.03.2021).

9. Сиротина И. Л. Соотношение элементов традиционной этнической культуры и цифровых технологий в процессе профессиональной подготовки дизайнеров // Изв. Самарского науч. центра Российской академии наук. Социальные, Гуманитарные, медико-биологические науки. 2018. Т. 20, № 6. С. 81-84.

10. Тихомирова О. М. Методы освоения этнодизайна в процессе подготовки специалистов в области дизайна // Вестн. Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2012. № 2. С. 151-153.

References

1. Anisimova-Tkalich S. K., Tkalich A. I. Podgotovka etno-uchenykh na osnove modelirovaniya kooperativnykh nauchnykh issledovaniy v regionakh Rossii. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020, No. 8, pp. 108-112.

2. Tkalich S. K. Istoriya dizayna: evolyutsiya, metodologiya, sovremennye tendentsii: ucheb. posobie. Moscow: Izd-vo MGUKI, 2007. 190 p.

3. Tkalich S. K. Divergentnaya sistematizatsiya izobrazitelnogo iskusstva v strukture etnokhudozhestvennogo naslediya: monogr. Moscow, 2011. 114 p.

4. Tkalich S. K. (comp.), Rultyneut E. A. (consultant) Iskusstvo narodov Arktiki: katalog vystavki / Upravlenie kultury Administratsii Chukotskogo avtonomnogo okruga, Fond natsionalnoy kultury "Eynev". Anadyr, 1992.

5. Braginskaya N. V. Ekfrasis kak tip teksta (k probleme strukturnoy klassifikatsii. Slavyanskoe i balkanskoe yazykoznanie. Moscow: Nauka, 1977.

6. Yatsenko E. V. „Lyubite zhivopis, poety...". Ekfrasis kak khudozhestvenno-mirovozzren-cheskaya model. Voprosy filosofii. 2011, No. 11, pp.47-57.

7. Karpukhina T. P. Esteticheskie aspekty ekfrasisa v novelle Gi De Mopassana „Un Portrait" („Portret"). Vestn. Kemerovskogogos. un-ta. 2018, No. 1. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-1-193-200.

8. Rodionov D. G., Kushneva O. A., Rudskaya I. A. Rasshirenie eksporta obrazovatelnykh uslug v Rossii: organizatsionnye i finansovye aspekty. Available at: https://institutiones. com/general/2435-rasshirenie-eksporta-obrazovatelnyx-uslug-rossii.html (accessed: 01.03.2021).

9. Sirotina I. L. Sootnoshenie elementov traditsionnoy etnicheskoy kultury i tsifrovykh tekhnologiy v protsesse professionalnoy podgotovki dizaynerov. Izv. Samarskogo nauch. tsentra Rossiyskoy akademii nauk. Sotsialnye, Gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki. 2018, Vol. 20, No. 6, pp. 81-84.

10. Tikhomirova O. M. Metody osvoeniya etnodizayna v protsesse podgotovki spetsialistov v oblasti dizayna. Vestn. Krasnoyarskogo gos. ped. un-ta im. V. P. Astafyeva. 2012, No. 2, pp. 151-153.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2021, № 5

Статья поступила в редакцию 07.03.2021 The article was received on 07.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.