Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НОВАЯ НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В ШКОЛЕ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ СЕГМЕНТЫ ЦИФРОВОГО РЕСУРСА / ART EDUCATION / NEW SCIENTIFIC PARADIGM / PEDAGOGICAL DESIGN AT SCHOOL / NATIONAL AND CULTURAL SEGMENTS OF DIGITAL RESOURCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янь Фэнь

Автор поясняет ценность подхода к разработке новой научной парадигмы в художественном образовании. В художественном образовании важнейшим мерилом выступает нравственный аспект подготовки учителей, способных передать ученикам потребность к самооценке своих переживаний и способов их выражения художественным языком. По мнению автора, обращение к философским основам, культурологическим ценностям, историческим фактам экспериментальных достижений, создающих новые ступени для развития цивилизации в целом, формирует особый национально-культурный призыв к единению многонациональной страны. Следовательно, формирование единой цифровой образовательной платформы для таких стран, как Китай и Россия, требует уточнения взаимосвязи между воспитывающими и формирующими профессиональными компонентами учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ACCENTS OF A NEW SCIENTIFIC PARADIGM IN ART EDUCATION

The author explains the value of the approach to the development of a new scientific paradigm in art education. In art education, the moral aspect of teacher training, which can convey to students the need to self-esteem their experiences and the ways in which they are expressed in artistic language, is the most important measure. According to the author, the appeal to philosophical foundations, cultural values, historical facts of experimental achievements, creating new stages for the development of civilization as a whole, forms a special national and cultural appeal for the unity of a multinational country. Consequently, the formation of a single digital educational platform for countries such as China and Russia requires clarifying the relationship between the nurturing and forming professional components of the learning process.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 37; 378; 37.01 ББК 74

DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-211-218

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АКЦЕНТЫ НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Янь Фэнь

Аннотация. Автор поясняет ценность подхода к разработке новой научной парадигмы в художественном образовании. В художественном образовании важнейшим мерилом выступает нравственный аспект подготовки учителей, способных передать ученикам потребность к самооценке своих переживаний и способов их выражения художественным языком. По мнению автора, обращение к философским основам, культурологическим ценностям, историческим фактам экспериментальных достижений, создающих новые ступени для развития цивилизации в целом, формирует особый национально-культурный призыв к единению многонациональной страны. Следовательно, формирование единой цифровой образовательной платформы для таких стран, как Китай и Россия, требует уточнения взаимосвязи между воспитывающими и формирующими профессиональными компонентами учебного процесса.

Ключевые слова: художественное образование, новая научная парадигма, педагогический дизайн в школе, национально-культурные сегменты цифрового ресурса.

THEORETICAL ACCENTS OF A NEW SCIENTIFIC PARADIGM IN ART EDUCATION

Yan Feng

Abstract. The author explains the value of the approach to the development of a new scientific paradigm in art education. In art education, the moral aspect of teacher training, which can convey to students the need to self-esteem their experiences and the ways in which they are expressed in artistic language, is the most important measure. According to the author, the appeal to philosophical foundations, cultural values, historical facts of experimental achievements, creating new stages for the development of civilization as a whole, forms a special national and cultural appeal for the unity of a multinational country. Consequently, the formation of a single digital educational platform for countries such as China and Russia requires clarifying the relationship between the nurturing and forming professional components of the learning process.

© Фэнь Янь, 2020

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: art education, new scientific paradigm, pedagogical design at school, national and cultural segments of digital resource.

Актуальность. На современном этапе организован масштабный переход на дистанционное обучение. Следовательно, меняется форма изложения, передачи знаний и, как предполагается, форма выражения мыслительной деятельности школьника. Каждый учитель должен понимать, что реакция школьника и его форма самовыражения может быть непредсказуемой: стандартной, инновационной или фантазийно-экспериментальной. Масштабный переход на дистанционное обучение предъявляет новые целеполага-ющие ориентиры и даже установки для педагогической деятельности при подготовке цифровых тематических ресурсов по предметам школьной программы.

Основная цель. На педагогические факультеты художественного образования возлагается ответственная социальная миссия: формирование нравственной чистоты мышления молодежи в условиях виртуальной коммуникации, что чрезвычайно важно для будущих учителей основам рисунка, живописи и графики. Исследователи образования, преподаватели и методологи активно работают над совершенствованием процесса передачи, получения и усвоения знаний в условиях дистанционного образования.

Модернизация образования на первом этапе выполняет техническую задачу информатизации всех процессов обучения. Оптимальной формой определено смешанное обучение, когда реализуется в процессе обучения модель еЬеагптд, где участвуют как инновационная форма - дистанционное обучение, так и традиционная форма обучения. По нашему мнению, в Китае модель е1_-еагптд еще не завершена и не является полноценно качественной. В России отмечено кардинальное изменение стратегии образования, однако стратегия предполагает и тактики обучения, что всегда вызывает международный интерес педагогов-практиков. Несомненным достижением мини-

стерств, руководства вузов и коллективов факультетов и кафедр является переход на дистанционное обучение.

Мы согласны с мнением О. В. Лукьяновой, что одновременно с общим изменением всех уровней образования происходит изменение в художественном образовании [1]. Педагоги-исследователи своевременно поднимают вопрос о том, что следует изучать в магистратуре, где готовят будущих педагогов, возможности функциональной, культурной и воспитательной совместимости обучающих модулей в условиях информатизации [2]. Мы видим у российских педагогов-исследователей такую же заинтересованность в высоких результатах, как у педагогов в Китае [3; 4]. Многие группы исследователей объединяются и посвящают свои проекты исследованию новых парадигм в образовании непосредственно на базе китайских учебных заведений [5].

Однако наряду с успехами выявились тенденции, формирующие ряд проблем, требующих разрешения.

Проблема 1. Конвенциальный фактор обновления в школе. Это означает, что образовательная концепция смешанного обучения, в рамках которой школьник получает знания самостоятельно в режиме онлайн и очно с преподавателем, должна быть конвенциально согласована с родителями школьников. Только родители могут дать информацию об условиях для выполнения заданий, созданных дома для школьника. Конвенциальная договоренность с родителями будет блокировать поток возмущений в социальных сетях, который нарушает гармонию в душе школьника.

Проблема 2. Конвенциальный фактор обновления в педвузе (примечание: в международной практике он получил название "Blended Learning"). Образовательная концепция предполагает для студентов использовать (совмещать) традиционные методики и актуальные технологии, синхрон-

ные и асинхронные онлайн-курсы, модель построения учебного процесса дает возможность контролировать время, место, темп и путь изучения материала. Следовательно, акцент конвенциального обучения смещается к новой форме организации самообучения студентов, ответственности за качество своего обучения.

Однако большая ответственность ложится и на педагога педвуза, так как он не может использовать лишь традиционные формы в новой образовательной концепции смешанного обучения "Blended Learning". На передний план выдвинулась личность педагога, его креативное мышление, как стремление к поиску новых форм профессионального самовыражения, и способность модернизировать учебный процесс.

I. Общие ценности

художественного образования

В Китае говорят, что педагог должен стараться формировать «красивую душу» ученика. Художественное образование, как очевидная социальная, культурная и коммуникативная ценность, притягивает внимание людей сугубо технических профессий.

Многократно отмечено, что после посещения музеев, выставочных галерей у студентов появляется духовное стремление к самовыражению в творческом мастерстве. Отметим, что духовная мотивация и материальная мотивация - это разные стороны самоорганизации студентов в художественном образовании. Многие технические колледжи и университеты постепенно осознают важность художественного образования и активно внедряют формы дополнительного обучения.

Можно констатировать, что технические достижения информационной системы общения и образования не ослабили интерес молодежи к разным видам художественного и традиционного ремесленного мастерства. Например, в России наблюдается интерес к кузнечному делу (ковка из металла), к плетению корзин из тонких прутьев древесных растений (ива по берегам

рек), к гончарному делу (изделия бытовой культуры из глины). На основе ремесленного мастерства молодежь под руководством опытных мастеров создает уникальные арт-объекты экологического дизайна, мастеровые деревни, участвует в масштабных фестивалях по городам России и показывает навыки традиционных ремесел.

В Китае молодежь проявляет трепетное отношение к искусству художественного вырезания из бумаги, что является традиционным ремеслом. Некоторые университеты даже создают исследовательские группы, которые набирают заинтересованных практиков-непрофессионалов для соответствующего обучения, а затем выставляют художественные изделия из бумаги на различных выставках. Цветная скульптура из глины является народным ремеслом Китая. Мастера используют глину в качестве материала и формируют скульптурную форму на деревянном каркасе. После высыхания скульптурную форму из глины корректируют, полируют, а затем окрашивают. Важно отметить, что традиционное ремесло из глины постепенно вводят в категорию «художественный класс обучения».

II. Роль и функция педагогического дизайна

Справка. Педагогический дизайн зародился в Америке в середине XX в. В это время появилось много новых медиа, таких как радио, телевидение, а затем Интернет, которые стали использовать для обучения. Зародились первые исследования, они решали проблему и предлагали, как организовывать учебный процесс с их помощью, чтобы реализовать формальный и неформальный подход к обучению. Витающее несколько лет в коридорах учебных заведений определение «педагогический дизайн» получило реальное воплощение. Педагогический дизайн привлекает внимание многих педагогов. Однако в условиях стандарта образовательных программ одновременно настораживает «неограниченной фантазией действий». Такое понимание роли педа-

гогического дизайна в учебном процессе не является верным. Именно дизайн опирается на проектное планирование действий, что сегодня актуально в разработке цифровых ресурсов.

Следовательно, педагогический дизайн поможет педагогу выстроить алгоритм учебного процесса таким образом, чтобы комбинации освоенных знаний и навыков позволяли школьнику выразить свои способности в полном объеме в каждом задании. Такой подход позволяет студенту педвуза - будущему педагогу с большим энтузиазмом готовиться к профессиональной самореализации в новых условиях смешанного или дистанционного обучения. Важнейшим условием мы считаем применение освоенных знаний по педагогике, дидактике, проектно-экологической культуре дизайна в проектировании преддипломной и дипломной практики. Более того, педагогам в процессе составления школьных программ обучения можно рекомендовать освоение навыков таких программ, как:

• графический дизайн и монтаж видео-аудио;

• создание интерактивных учебных модулей: Articulate Storyline, Adobe Captivate, IMOOC, CCtalk, DingTalk, EduSoho.

Например, в Китае каждый выпускник магистратуры владеет такими программами, как Mindmanger, Photoshop, Word, Excel.

Важным показателем учебного заведения становится наличие технической лаборатории, куда педагог-новатор имеет возможность пригласить коллегу или студента, аспиранта в свой проект по созданию нового образовательного продукта. В результате такой организации совместной работы у студентов педвуза появятся возможности:

• участия в творческих проектах вместо экзаменов;

• приобретения практического опыта организации коллективного проекта;

• приобретения опыта организации научно-практического семинара по результатам проекта.

Практически происходит обновление всего процесса обучения: содержания, тре-

бований к заданиям, формальных показателей выполненных работ, в том числе консультаций по детализации выполняемой художественной работы.

III. Обзор научных работ

Понятие «научная парадигма». В философию науки термин ввел американский философ и историком науки Т. Кун в 19581959 гг. Научная парадигма (лат образец) -это модель науки как совокупность знаний, методов, образцов решения задач, методик, ценностей, безоговорочно разделяемых научным сообществом. Под натиском новых фактов и достижений науки происходит смена парадигмы и начинается обновление в научной практике. В начале третьего тысячелетия понятие научной парадигмы основано на научных достижениях философов и ученых, которые стали примером для многих молодых ученых-последователей. На наш взгляд, очень мало информации о современных научных парадигмах китайских ученых на русском языке. Мы нашли научные статьи: А. Н. Базарова «Роль конфуцианства в развитии традиционного китайского образования» (2010) [6]. Добавим работу Ци Миньянь «Ценностная парадигма современного китайского образования» (2011) [7]. Универсальные теории создаются талантливыми учеными, которые на доступном языке объясняют ранее непонятные явления окружающего мира. Теории постепенно закрепляются в научных статьях, рефератах, диссертациях, научно-популярных изданиях. Так формируется научная парадигма, она помогает молодым ученым выбрать свой путь в науке и определить важнейшие научные ориентиры [8].

Парадигма имеет открытый характер и притягивает внимание начинающих ученых, аспирантов. Если аспирант выбирает уже существующую парадигму, то он может использовать понятия, принципы и термины со ссылками на основателя парадигмы.

Образование в любом цивилизованном обществе является фундаментальной

системой. Однако необходимо постоянно быть в курсе международных достижений. Негативным фактором мы считаем слабую связь педагогов российских вузов с коллегами из других стран, где также уделяется внимание инновациям в образовании и постоянно появляются новаторские идеи, которые помогают концентрировать методы в алгоритмах поисковой деятельности.

Современные педагогические парадигмы. А. В. Капин (2014) подробно рассматривает особенности каждой современной парадигмы [9]. Мы выделим лишь основные выводы автора:

• парадигма когнитивная: целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Личностные аспекты обучения сводятся только к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности в обучении не ставится. Большая роль отводится дидактическому процессу обучения. Характеристика личностного развития не учитывается. Основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, а не ее развитию;

• парадигма личностно-ориентиро-ванная. Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, профильные классы. Они явились предпосылкой утверждения личностно-ориентированной парадигмы образования в конце 1980-х гг. Большую роль в становлении личностно-ориентированной парадигмы образования сыграли педагоги-новаторы (В. Ф. Шаталов, Ш. А. Амонашвили, Е. Н. Ильин, С. Н. Лысенкова, И. П. Волков). В своей практической педагогической деятельности они стремились к интеграции различных дидактических концепций: проблемного обучения, программированного обучения, оптимизации обучения, развивающего обучения. Разработанные ими прак-тико-ориентированные системы имели хорошее инструментальное обеспечение и от-

личались определенностью и целостностью, они способствовали развитию активности и самостоятельности в обучении;

• парадигма функционалистская. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Наиболее полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в концепции развития негосударственного образования в России. Примечание: четкую функциональную направленность имеет профессиональное образование: подготовить личность к профессиональному труду. Реализовываться эта парадигма может либо по когнитивной парадигме (подготовка специалиста), либо по личностно-ориентированной парадигме (профессиональное развитие личности);

• парадигма культурологическая. Образование - социокультурный феномен. Так, например, М. М. Бахтин и В. С. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. Отсюда определяются основные ценности культурно-ориентированного образования.

IV. Методы исследования

Методы системного, сравнительного, сопоставительного, эмпирического анализа. Фундаментальной основой воспитания детей, студентов в Китае является единство религиозных ценностей конфуцианства: нравственности, поведения, слияния с природой, с государственной стратегией социальной ответственности личности за укрепление и развитие процветающей страны. Взаимодействие национально-культурного и научно-технологического сегментов развития страны опирается на конфуцианство, что определяет не просто цель, но духовные звенья моста между прошлым, настоящим и будущим страны. Все учебные заведения закладывают этот нравственный фундамент в основу воспитания личности. В России отношения между наукой и религиозным мировоззрением балансируют в

форме то публичного, то латентного конфликта. Историко-культурные и революционные события России в ХХ в. стали источником разногласий в обществе [10]. Следовательно, в российском образовании существует пространство, где необходимо найти новые воспитательные концепции, поясняющие границы между духовными и материальными запросами личности, что отражается на социальной ответственности за порученное профессиональное дело.

Метод верификации. В науке всякий текст рассматривается как гипотеза, подлежащая проверке с помощью верификации. Верификация необходима, чтобы подтвердить теоретические тезисы данными эмпирического наблюдения или показателями педагогического эксперимента. Верификация опирается на реальности: социальные, предметные, поведенческие, физические. Однако духовные явления не могут непосредственно наблюдаться. В результате наука не может своими методами уловить сущность неосязаемых явлений. В контексте художественного образования мы отмечали выше, что духовная мотивация и материальная мотивация - это разные стороны самоорганизации студентов творческих специальностей.

Метод открытия красоты окружающей реальности.

Будущим педагогам художественного образования необходимо владеть уникальным профессиональным навыком: методом обучения своих учеников открытию красоты. «В жизни нет недостатка красоты, но нет глаз, чтобы открыть красоту» (Роден). Следуя словам Родена, начинающий художник обнаружит, что есть много точек обзора и предметы выглядят по-разному в разное время суток. Как применить этот метод Родена на практике? Каждый педагог должен решить сам, как можно адаптировать этот метод к учебному процессу.

Выводы

Теоретические акценты новой научной парадигмы в художественном образовании

нацелены на выравнивание острых рельефов, возникающих в процессе перехода к информационным технологиям обучения. Разные уровни комплексного анализа помогают выделить позитивные примеры и одновременно слабую рефлексию на необходимость обучения студентов педвуза, будущих учителей, самоанализу профессиональной подготовленности. Эмпирический метод показывает, что стратегия информационного образования не заблокировала стремление молодежи как в Китае, так и в России к реальной возможности освоения художественного наследия и народных ремесел. Универсальные компьютерные программы не могут компенсировать интерес молодежи к духовным истокам наследия своей страны. Поэтому необходимо конструировать и внедрять национально-культурные сегменты в обучающие модули единой платформы образования, учитывать рассредоточенные сегодня звенья воспитательной и просветительской деятельности, совокупно формирующие личность. Социальная ценность новой научной парадигмы заключается в укреплении преемственности между национальными, культурными истоками знаковой коммуникации и технологическими достижениями, совокупно формирующими узнаваемый и неповторимый образ страны. Эта целевая установка, получившая новые преференции в процессе переформатирования всех уровней обучения на цифровые модули в дистанционном образовании, одинаково актуальна как для Китая, так и для России.

Активизация внимания к новым смыслам графического дизайна в экспериментальных заданиях позволяет в перспективе спроектировать навигационные интерфейсы оформления печатной продукции (книги) на основе новаторских идей и международного опыта. Новая научная парадигма в художественном образовании будет опираться на национально-культурную платформу воспроизведения знаковой символики и закрепленную за ней инструментальную платформу применения знаний и навыков в новой профессиональной реальности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лукьянова О. В. Изменение парадигмы художественного образования в современных условиях // Ярославский педагогический вестник. 2002. № 4 (33). С. 3-10.

2. Зубрилин К. М., Ткалич С. К. Проблемы цифровизации в магистратуре: функциональная, культурная и воспитательная совместимость обучающих модулей // Векторы развития высшей школы в контексте цифрового образования: междунар. науч.-практ. конф. 13.03.2020. М.: МПГУ 2020.

3. Люй Цзинь. Развитие живописи тушью в китайских детских иллюстрированных книгах: традиция и современность // Молодой ученый. 2017. № 29. С. 100-106. URL: https://moluch.ru/archive/163/45233/ (дата обращения: 23.03.2020).

4. 2013(03): 132. [Чжоу Синцзы. Анализ базовой ориентации модели обучения анимационных талантов колледжа на основе интеграции школы и предприятия // Art Panorama. 2013 (03). 132 p.]

5. шт^йгж^^яшмшя.йгА^а^йгж^шш^щ

[JLs^^T'J, 2011(06): 116-120. [Исследовательская группа Хунаньской государственной образовательной базы по искусству. От искусства к даосизму: инновационная парадигма государственного художественного образования в колледжах и университетах. // Journal of Yunmeng. 2011(06). С. 116-120.]

6. Базарова А. Н. Роль конфуцианства в развитии традиционного китайского образования // Вестн. Бурятского гос. ун-та. 2010. № 8. С. 169-172.

7. Ци Миньянь. Ценностная парадигма современного китайского образования // Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации: 3-я Междунар. науч.-практ. конф. Чита, 2011. С. 266-268.

8. Фэнь Янь, Ткалич С. К. Авторский подход к конструированию научной парадигмы в художественном образовании // Образование и наука в современных реалиях: материалы XII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 март 2020 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. С. 98-103.

9. Капин А. В. Современные педагогические парадигмы профессионального образования. URL https:// https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/20/sovremennye-pedagogicheskie-paradigmy-professionalnogo (дата обращения: 11.04.2020).

10. Лысенко Л. А. Культурные парадигмы в художественном образовании начала ХХ века // Аналитика культурологии. 2007. № 1(7). С. 149-154.

REFERENCES

1. Lukyanova O. V. Izmenenie paradigmy khudozhestvennogo obrazovaniya v sovremen-nykh usloviyakh. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2002, No. 4 (33), pp. 3-10.

2. Zubrilin K. M., Tkalich S. K. Problemy tsifrovizatsii v magistrature: funktsionalnaya, kulturnaya i vospitatelnaya sovmestimost obuchayushchikh moduley. In: Vektory raz-vitiya vysshey shkoly v kontekste tsifrovogo obrazovaniya. Proceedings of International scientific-practical conference. 13.03.2020. Moscow: MPGU, 2020.

3. Luy Tszin. Razvitie zhivopisi tushyu v kitayskikh detskikh illyustrirovannykh knigakh: traditsiya i sovremennost. Molodoy uchenyy. 2017, No. 29, pp. 100-106. Available at: https://moluch.ru/archive/163/45233/ accessed: 23.03.2020).

4. Zhou Xingzi. Analysis on the Basic Orientation of the College Cartoon Talents Training Mode Combined with Schools and Enterprises. Art Panorama, 2013(03). 132 p. (In Chinese)

5. Research Group of Hunan Public Art Education Research Base. From art to Taoism: Paradigm innovation of public art education in colleges and universities. Journal of Yunmeng, 2011(06), pp. 116-120. (In Chinese)

6. Basarova A. N. Rol konfuzianstva v rasvitii tradizionnogo kitaiskogo obrasovaniya. Vestn. Buryatskogo gos. un-ta. 2010, No. 8, pp. 169-172.

7. Tsi Minjyan. Tsennostnaya paradigma sovremennogo kitayskogo obrazovaniya. In: Aktu-alnye problemy razvitiya KNR v protsesse ee regionalizatsii i globalizatsii. Proceedings of the 3rd International scientific-practical conference. Chita, 2011. Pp. 266-268.

8. Feng Yan, Tkalich S. K. Avtorskiy podkhod k konstruirovaniyu nauchnoy paradigmy v khudozhestvennom obrazovanii. In: Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiyakh. Proceedings of the XII International scientific-practical conference (Cheboksary, 27.03.2020). Cheboksary: TsNS "Interaktiv plyus", 2020. Pp. 98-103.

9. Kapin A. V. Sovremennye pedagogicheskie paradigmy professionalnogo obrazovaniya. Available at: https:// https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/20/ sovremennye-pedagogicheskie-paradigmy-professionalnogo (accessed: 11.04.2020).

10. Lysenko L. A. Kulturnye paradigmy v khudozhestvennom obrazovanii nachala XX veka. Analitika kulturologii. 2007. No. 1(7), pp. 149-154.

Янь Фэнь (Китай), аспирант, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

e-mail: 15623154499@163.com

Yan Feng (China), post-graduate student, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University e-mail: 15623154499@163.com

Статья поступила в редакцию 14.04.2020 The article was received on 14.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.