Научная статья на тему 'Особенности современной системы музыкального образования в Китае'

Особенности современной системы музыкального образования в Китае Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1713
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цихэн Ван

В статье проводится краткий герменевтический анализ современной системы музыкального образования Китая, в качестве специфических черт которой были определены: методологические основы классических философских и мировоззренческих традиций даосизма и конфуцианства, особенности менталитета китайского народа, мобильность и способность к оперативной и продуктивной адаптации и ассимиляции мировых достижений в области обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MODERN MUSIC EDUCATION IN CHINA

The article provides a brief hermeneutical analysis of the modern system of musical Education of China, as the specific features which have been identified: the methodological foundations of classical philosophical and ideological traditions of Taoism and Confucianism, especially the mentality of the Chinese people, mobility and capacity for rapid and efficient adaptation and assimilation of global advances in training and development of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Особенности современной системы музыкального образования в Китае»

УДК 37.016:78 (510)

Цихэн Ван

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ

УО «Белорусский государственный педагогический университет имени

Максима Танка»

Китай - это, с одной стороны, огромная многонациональная страна с многовековой историей, бережно сохранившая культурные традиции своего народа до наших времён, а с другой - это современная техногенная цивилизация, достигшая высочайшего мирового уровня развития в различных областях общественной жизни, в том числе, и в сфере образования.

Определяющее влияние не только на функционирование системы образования и воспитания, но и, в целом, на уклад жизни в Китае оказывают две великие традиции: даосизм и конфуцианство, основные положения которых выступаютв качестве методологической платформы системы образования. При этом «самое очевидное различие между даосизмом и конфуцианством - эмоциональное. Даосизм, по сути своей, счастлив, искренен, безмятежен, подобно струящейся воде. Конфуцианство сурово, авторитарно, патриархально. Именно эти различия внутренних состояний находят отражение в традиционном и современном музыкальном искусстве Китая» [1, с. 35]. Вместе с тем, в чём проявляется сходство этих двух традиций, китайской культуре свойственен целостный мировоззренческий подход, восприятие Мира, Природы и Человека в их единстве, целостности, взаимосвязи и взаимообусловленности, а согласно конфуцианской философии «центром единства Небо-Земля-Человек китайская культура считает человека; она исполнена глубокого гуманизма, придаёт важное значение эстетическому воспитанию личности» [2, с. 5], что соответствует принципам гуманистической образовательной парадигмы, приобретающей доминирующие позиции в современном мире.

Китайская система образования, основанная на традициях даосизма и конфуцианства, является одной из самых самобытных в мире, а её специфика проявляется в том, что:

- она базируется на авторитаризме (безусловном подчинении родителям, старшим в семье, учителю);

- младший член семьи не может проявлять отрицательных эмоций в адрес старшего (в связи с этим, китайская нация отличается относительной сдержанностью или неэмоциональностью);

- китайцы делают акцент на усердии, целеустремлённости, стремлении быть во всём лучшим (прагматический максимализм), в чём проявляется одна из важнейших традиций или черт китайского народа - чрезвычайное трудолюбие.

В системе образования Китая преобладает императивно-декларативный стиль преподавания, соблюдается очень строгая учебная дисциплина (12 занятий пропустил - отчисление из школы, по окончании начальной школы учащиеся сдают серьёзный экзамен: кто его не сдал, тот не может продолжать обучение). В связи с этим, образование в Китае считается очень престижным и приобретает массовый характер. При этом весьма существенную роль в функционировании современной системы общего и музыкального образования в Китае выполняют китайские семьи, воплощающие традиции народной педагогики, бытового или семейного музицирования.

С раннего детства китайским детям внушается сверхзадача - быть во всём первыми. Уже в 3-4 года они знают сотни иероглифов, огромное количество стихов, прозы (пошло от системы Конфуция), серьёзно занимаются спортом, достигают ощутимых результатов на музыкальном поприще и в других видах художественного творчества. Во главу ставится принцип соревновательности, который нельзя сводить только к меркантильной расчётливости китайцев. В связи этим, систему образования Китая нередко определяют как прагматичную и селективную.

В музыкальной педагогике, также как и в системе общего образования, преобладает императивно-декларативный стиль обучения, исторически основанный на национальных традициях, менталитете китайского народа. Декларативно-авторитарный подход в образовании (дети беспрекословно запоминают информацию «непогрешимого» учителя) обусловливает применение соответствующих форм и методов обучения учащихся музыке. При этом в качестве основной задачи выступает овладение техническими навыками игры на инструменте (как можно раньше и до полного совершенства), а главным методом являются постоянные и многократные упражнения, тренинг на инструменте (по образному выражению русского скрипача В.В. Безекирского, данный метод представляет собой своеобразную «музыкальную инквизицию» или экзекуцию). Одним из признаков демократизации китайской системы музыкального образования можно считать, к примеру, отсутствие системы оценок в классе обучения игре на музыкальном инструменте. Специальная государственная комиссия определяет степень соответствия или, так называемый, уровень функционирования учащегося по принципу: «соответствует - не соответствует», «функционален - недостаточно функционален».

Следует подчеркнуть, что сфера обучения, воспитания и развития подрастающего поколения является приоритетным направлением государственной политики китайского государства. При этом важная роль отводится системе музыкального образования, которое в Китае «всегда было связано с моралью, красотой и добром» [3, с. 61]. Музыка как один из высших видов искусствас древнейших времён в Китае рассматривалась с позиции её высшего предназначения - формирования высоконравственной, художественно образованной и эстетически воспитанной личности, т.е., прежде всего, она выполняла социальные функции. Специфика системы музыкального образования в Китае выражается в том, что в восточной

традиции музыка (как искусство и как предметная область обучения, воспитания и развития личности) представляет философию жизни, её созерцание в музыкальных красках, звуках, интонациях и ритмах (западная культура смысл искусства видит в передаче через музыкальную материю эмоций и чувств человека). Одной из отличительных (но не антагонистических) особенностей китайского и европейскогофилософско -мировоззренческого восприятия мира является то, «западная традиция требует действования в поисках истины «проникновения» в сущность через явление, а восточная - признаёт возможность постижения истины, сущности через созерцание и непосредственное восприятие» [4, с. 25-26].

О государственной поддержке системы образования свидетельствует тот факт, что в Китае принят целый ряд нормативных документов, регламентирующих её функционирование [5, с. 36-37], а также реализуется несколько концептуальных направлений, направленных на её развитие и совершенствование: концепция целостного развития ребёнка (Вэн Хэ), субъектная концепция развития ребёнка (Чжао Цзнши), индивидуально-дифференциальная концепция развития ребёнка (Ли Цзимэй, Лю Янь), концепция деятельности и развития ребёнка (Вэн Хэ) и ряд других.

Одним из путей повышения уровня и качества современной системы музыкального образования в Китае является интеграция в мировое образовательное пространство, адаптация и ассимиляция мировых достижений в области образования. Объективной предпосылкой протекания интеграционных процессов в мировом музыкально-образовательном пространстве является то, что музыка представляет собой «чрезвычайно развитый способ общения людей друг с другом» [6, с. 105], который позволяет стирать границы между странами и народами, объединять их, преодолевая языковые барьеры, особенности менталитета и т.п.

Интеграция мирового образовательного пространства, как и многие другие процессы глобального масштаба, имеет закономерный и многосторонний характер (протекает между отдельными и многими странами и народами), разнонаправлена (центрична и асимметрична), осуществляется на разных уровнях (межгосударственных и межведомственных соглашений), в различных формах (прямых и опосредованных контактов, сопряжённых и косвенных связей и отношений, в форме консультативного и конструктивного диалога) и сферах общественной жизни и деятельности (экономики, политики, идеологии, науки, культуры и образования). Таким образом, можно констатировать, что в современном мире наблюдается тенденция «центростремительного сближения образовательных парадигм» [7, с. 38] на основе их синтеза и выработки новой (глобального масштаба) образовательной парадигмы. Отличительной особенностью интеграционных процессов, протекающих в современном мире, является глобальная информатизация, позволяющая оперативно распространять инновации и нововведения, осуществлять обмен новейшими разработками и технологиями,

проводить различные операции удалённо, дистанционно, внеличностно опосредованных контактов.

Интеграционные процессы в области музыкального образования протекают на различных уровнях и принимают разнообразные формы: в области научно-педагогических исследований (магистратура, аспирантура, докторантура), в плане обмена студентами и преподавателями между вузами Китая и других стран, повышения квалификации, прохождения стажировок, чтения лекций и т.д. По этому поводу Б.О. Голешевич отмечает, что развитие современной «мировой музыкальной культуры сопряжено с территориальным распространением и ассимиляцией её национальных признаков» [8, с. 13], амировая система образования последовательно и неуклонно преобразуется в сферу «развивающего этнополикультурного диалога» [9, с. 351], основанного на процессах интеграции, взаимовлиянии и взаимопроникновении порой существенно разнящихся, ментально различающихся образовательных систем.

Таким образом, одной из отличительных особенностей современной китайской системы музыкального образования является чрезвычайная мобильность, способность к быстрой адаптации и ассимиляции достижений образовательных систем других стран и народов. В настоящее время, к примеру, в Китае детально изучены и приняты к реализации всемирно известные системы музыкального обучения и воспитания детей, в своё время разработанные Э. Жак-Далькроза, К. Орфом, З. Кодаем, Ш. Судзуки, Д. Кабалевским и др. В связи с этим, целый ряд исследователей отмечает, что музыкальное образование в Китае уже многое почерпнуло из зарубежного опыта и «продолжает развиваться в контакте с ним» [10, с. 213]. Ментальная восприимчивость китайцев к национальным достижениям других народов в области образования проявляется на нескольких уровнях: частичном (адаптационном), синтезирующем или объединяющем (интегративном), на уровне уподобления (ассимилирующем). При этом не следует забывать о том, что процессы адаптации, интеграции или ассимиляции не терпят прямого экстраполирования каких-либо нововведений в ментальное пространство той или иной страны, а с позиции сохранения данной ментальности они могут даже противоречить данному процессу.

Особенность системы образования Китая определяют специфика и своеобразие китайской музыкальной ментальности, которая, прежде всего, выражается в верности национальным традициям, в сохранении народной музыки, песни, танца в их самобытном и неприкосновенном виде. Изначально в основу системы музыкального образования Китая заложены национальные традиции и, прежде всего, народная песня, которая «дае добры падмурак нацыянальнай сютэме адукацьи, заснаванай на этнапедагапчных традыцыях ...: працоуных, эстэтычных, патрыятычных, фiзiчных, пстарычных i г.д.» [11, с. 4]. Аксиоматично признанным считается тот факт, что музыкальное образование, в какой бы стране и на каком бы уровне оно не осуществлялось, должно начинаться «з вывучэння вытокау уласнай традыцыйнай культуры: сваёй роднай песш, танца i шструментальнага твора» [12, с. 3]. Народная песня предоставляет благоприятный для образовательного

процесса дидактический и художественно-эстетический материал, который знаком учащимся с раннего детства, понятен им и доступен. Нельзя забывать и о том, что народная песня, как синкретичный вид искусства, позволяет осуществлять образовательный процесс в естественной, природосообразной форме (в виде сюжетно-ролевых игр, театрализаций, постановок и т.д.), а присущие народной песне простота, лаконичность, определённая элементарность средств выразительности соответствуют сензитивным возможностям, психофизиологическим и возрастным особенностям детей.

Несмотря на то, что китайская система образования довольно существенно отличается от европейской, традиционная музыкальная педагогика Китая содержит весьма ценные качества,в качестве которых определяется «признание особой роли музыки в жизни человека, «жреческой» роли музыканта-мастера, высокого социального статуса музыканта-педагога, необходимости включённости в процесс музыкального воспитания и обучения ближайших родственников.., использование разнообразных форм импровизации и мнемонических средств (особых слогов или слов)» [13,с. 15].

Китайская система музыкального образования согласуется с европейской в плане методологических установок, но существенно отличается от последней в отношении методических и организационных решений. «В ходе обучения музыке используются все сенсорные возможности обучающегося, его слуховые, визуальные и кинестетические качества. Как в формальном, так и в неформальном виде обучения музыке подражание [разрядка моя] составляет важнейший принцип. Внешне урок восточного музыканта (при игре на японском koto, индийском sitar, тайском ranat и kongwong, лаосском kaen, персидском santour, западноафриканском kora, китайском qin и инструментах индонезийского gamelan) выглядит так: учащиеся только слушают, наблюдают и подражают учителю или мастеру -музыканту» [13, с. 11].

При обучении китайских музыкантов-инструменталистов преобладает эмпирический компонент (практическое музицирование), в то время как музыкально-теоретическая подготовка находится на довольно низком и, как показывает практика, весьма примитивном уровне. Следует отметить, что данный подход противоречит одному из основополагающих принципов развивающего музыкального обучения, принятого к реализации в европейской музыкальной педагогике, согласно которому процесс обучения музыке предполагает «увеличение теоретической ёмкости занятий» [14, с. 164].

В настоящее время музыкальное образование в Китае приобретает новый имидж, формируется инновационная философия музыкального образования. Суть новой музыкально-образовательной парадигмы заключается в том, что музыкальное образование в Китае всё чаще понимается не как накопление каких-то специальных знаний, умений и навыков, а как среда или предметная область воспитания и развития личности, раскрытия её потенциальных латентных возможностей и способностей. «Сегодня признанным является социокультурное измерение художественного

образования, активно реализуется креативный, реабилитационный и адаптационный потенциал художественной деятельности, ширится опыт использования искусства в качестве универсального метода обучения», -весьма правомерно отмечает по этому поводу Е.Г. Гуляева [15, с. 13]. Согласно данной концепции, прежде всего, задействуется и реализуется общеразвивающий потенциал музыкального искусства, благодаря которому «объектом педагогического внимания и целенаправленного воздействия становится сложный мир ученика, тонкая сфера психических функций, регулирующих течение игрового процесса» [16, с. 11]. По нашему мнению, в этом видится перспектива построения нового здания музыкального образования не только в Китае, но и во всём мире.

«В настоящее время предпочтение отдаётся утилитарным и социальным функциям музыки. Одной из первостепенных задач, стоящих перед современным музыкальным образованием в Китае, является воспитание в учениках любви к своей стране, народу, труду, стремление воспитать людей совершенными, высоко моральными, образованными и

дисциплинированными строителями государства» [3, с. 62]. Согласно данной концепции, в китайской системе образования реализуется, прежде всего, общеразвивающий потенциал музыкального искусства, направленного на всестороннее и гармоничное развитие личности: собственно, её музыкальных и музыкально-творческих способностей, психических процессов, функционирующих в структуре данной личности (мышления, сознания, памяти, внимания, воображения, воли и т.д.), воспитание у неё высоко нравственных качеств и эстетических идеалов, этических норм поведения.

На систему музыкального образования в Китае определённое (объективного свойства) влияние оказывают особенности темперации и интонационного своеобразия китайской музыки (традиционной - народной или национальной и профессиональной), её пентатонная природа и особенности ладотональной системы. (Кстати, следует отметить, что мажоро -минорная система 12-ступенчатого звукоряда, принятая в Европе, научно разработана в Китае ещё за 1500 лет до новой эры). Уникальность китайской системы музыкального образования также определяется тем, что «многие народно-творческие и музыкально-исполнительские традиции неевропейских культур пользуются совсем другим, незнакомым нам языком» [13, с. 17], а также иной нотной письменностью (в современной системе музыкального образования Китая наравне с линейной или европейской системой записи нот культивируется цифровая).

Специфику и содержание китайской системы музыкального образования определяет стилистика музыки современных китайских композиторов, в качестве отличительных черт которой выступают такие характеристики, как предметность или программность, образность содержания, исключительная выразительность и изобразительность. Чего только стоят такие колоритные названия фортепианных произведений, как, например, «Удар грома в засушливую погоду» Чэнь Пэйсюна или «Танец утреннего ветра» Дин Шаньдэ. Для китайской музыки также характерны синкретичные черты,

выражающиеся в тесной связи с другими видами искусств: живописью, поэзией, хореографией, театром. Предметность или программность, присущие китайской музыке, также проявляются в тесной связи с окружающей природой (одушевлённой и неодушевлённой), с её образами и пейзажами. «Значительное место в китайской ... музыке, - отмечает по этому поводу Сяо Ин, - занимают картины природы, что объясняется традициями гилозоизма -одухотворением природы, восприятием её как живого организма» [1, с. 35].

Следует сказать, что система общего или школьного, а также специального музыкального образования в Китае (многонациональной стране с многовековой историей) существует всего 100 лет. В связи с этим, совершив за последние два десятилетия гигантский прорыв в области экономического и социального развития, Китай стоит перед глобальной проблемой формирования гармонически и всесторонне развитой личности. При этом в ряду с такими школьными предметами, как нравственное воспитание, китайский язык, арифметика, естествознание, социология, физическая культура, искусство, английский язык, рукоделие, информатика и др., огромная роль в этом важном государственного значения деле отводится музыке. Музыка прочно вошла в систему общего образования Китая и стала обязательным предметом школьной программы, начиная с 1912 г. Те же, кто хочет заниматься музыкой профессионально, берут частные уроки или занимаются в школьных кружках вплоть до 17 лет. Музыкальное образование получают в университетах, где кроме музыкальных предметов изучают дисциплины общеуниверситетского цикла. В связи с тем, что время для непосредственных занятий музыкой остаётся весьма мало, многие китайские музыканты получают или совершенствуютсвоё музыкальное образование в России, Беларуси, других странах СНГ и мира.

Музыкальному образованию, которое в Китае приобретает массовый и повсеместный характер, отводится ключевая роль: 95% городских и 75% сельских школьников охвачено музыкальным образованием, а это около 200 миллионов учащихся. При этом, как уже отмечалось ранее, музыка, прежде всего, рассматривается как предметная область и средство общего, всестороннего и гармоничного развития личности, воспитания человека, способного в дальнейшем продуктивно работать в любой области или сфере производства, науки, политики, культуры или искусства.

Китайская система образования, которая была построена по образцу и подобию советскойв 50-х годах прошлого века, включает:

- дошкольное образование (до 6 лет);

- начальное образование, дающее базовые знания по общеобразовательным предметам (с 6 до 12-13 лет);

- среднюю школу (неполная - 3 года и старшая - 3 года);

- высшую школу трёх типов (колледжи, профессиональные высшие школы, университеты). Срок обучения в высшей школе стандартный (4 - 5 лет). В высшей школе функционирует система бакалавриата, магистратура, аспирантура и докторантура. В связи с тем, что высшее образование в Китае

считается очень престижным, конкурсы абитуриентов в вузы могут достигать до 300 человек на место.Так, в 2004 г. в Китае было зарегистрировано более 200 тыс. абитуриентов, претендовавших на поступление в учебные заведения музыкального профиля. В 2006 г. только в Китайском союзе музыкантов насчитывалось более 30000 обучающихся игре по классу скрипки, а по классу эрху - около 10000.

Профессиональное музыкальное образование в Китае приобрело черты дополнительного и «в основном перешло на форму частного обучения» [17, с. 86]. Так, из 30-40 учеников школьного класса обычно около 10 на платной основе обучаются игре на различных музыкальных инструментах (фортепиано, скрипке, флейте, саксофоне, ударных инструментах и др.), при этом процесс обучения может быть организован как при университетах, так и в домашних условиях в форме репетиторства. Поскольку образование в Китае (государственное, частное, в том числе и специальное музыкальное) платное, оно не всем доступно, так как около одной трети семейного бюджета уходит на финансирование обучения детей.

Таким образом, среди основных черт, характеризующих самобытность и своеобразие современной системы музыкального образования в Китае, можно назвать следующие:

1. Методологические основы философских и мировоззренческих традиций даосизма и конфуцианства.

2. Особенности менталитета китайского народа, основными характеристиками которого выступают чрезвычайное трудолюбие, сохранение и приумножение многовековых национальных традиций, в том числе, и в области музыкального искусства.

3. Чрезвычайная мобильность, способность к оперативной и продуктивной адаптации и ассимиляции мировых достижений в области обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

References:

1. Syao In. Tradicionnaya narodnaya muzyka Kitaya: zhanrovo-stilevye i filosofsko-ehsteticheskaya osnovy / In Syao // Muzychnae i tehatral'nae mastactva: prablemyvykladannya. - 2010. - № 2. - Minsk : Adukacyya i vyhavanne, 2010. - S. 32-35.

2. YUj Dun, Lin' Syaolin, CHzhun Fan. Kitajskaya kul'tura / Dun YUj, Syaolin Lin', Fan CHzhun. - Pekin, 2004. - 108 s.

3. Fan' In. Muzykal'noe vospitanie i obuchenie v Kitae / In Fan' // Modernizaciya professional'noj podgotovki budushchego uchitelya muzyki v fortepiannom klasse: sb. statej / YU.B. Novosèlova, E.S. Polyakova, I.F. CHernyavskaya [i dr.]. - Minsk : BGPU, 2012. - S. 61-64.

4. Baj Hua. Pedagogika vysshej shkoly v kontekste dialoga iskusstv / Hua Baj // Teoreticheskie i prakticheskie aspekty modernizacii muzykal'noobrazovatel'nogo processa v instrumental'nom klasse: sb. statej / E.S. Polyakova [i dr.]. - Minsk : IVC Minfina, 2014. - 102 s. - S. 25-29.

5. YAn', CHzhehn. Periody stanovleniya i razvitiya obshchego muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae v HKH veke / CHzhehn YAn' // Muzychnae i tehatral'nae mastactva: prablemy vykladannya. - 2007. - № 2. - S. 35-37.

6. Asafev, B.V. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii. / B.V. Asafev. - 2-e izd. - L. : Muzyka. Leningr. otd-nie, 1973. - 144 s.

7. Polyakova, E.S. Pedagogicheskie zakonomernosti stanovleniya i razvitiya lichnostno-professional'nyh kachestv uchitelya muzyki: monografiya / E.S. Polyakova. - Minsk : IVC Minfina, 2009. - 542 s.

8. Goleshevich, B.O. EHvristicheskie osnovy pedagogiki obshchego muzykal'nogo obrazovaniya: monografiya / B.O. Goleshevich. - Mogilev : UO «MGU im. A.A. Kuleshova», 2009. - 272 s.: il.

9. Gromyko, YU.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika (teoretikoprakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcov pedagogicheskogo iskusstva) / YU.V. Gromyko. - Minsk : Tekhnoprint, 2000. - 376 s.

10. Fan', In. Osobennosti kitajskoj narodnoj pesni / In Fan' // Iskusstvo i lichnost': materialy Mezhdunar. nauch. konf., g. Minsk, 22-23 fevr. 2012 g. / Bel. gos. ped. un-t im. M. Tanka; redkol. T.S. Bogdanova (otv. red.), T.V. Sernova, V.A. Vasilevich i dr. - Minsk : BGPU, 2012. - 440 s. - S. 213-215.

11. Kavaley, A.I. Narodnaya muzychnaya tvorchasc' (belarusk iya narodnyya pesni): vuchehb. dapam. / A.I. Kavaley, V.M. YAshchanka. - Minsk : BDPU, 2010. - 243 s.

12. Alyahnovich, A.M. Belaruski muzychny fal'klor / A.M. Alyahnovich, M.V. Rahchehey, U.D. Kastruley. - Minsk : Universitehckae, 1996. - 335 s.

13. Frolkin, V.A. Mirovaya muzykal'naya pedagogika v ehpohu globalizacii (Vostok - Zapad: kross-kul'turnye perspektivy) / V.A. Frolkin // Materialy III-j mezhdunar. nauch.-prakt. ochno-zaochnoj konf. «Pedagogika muzykal'nogo obrazovaniya: Problemy i perspektivy razvitiya» // Nizhnevart. gumanit. un-t, 19 - 20 apr. 2011 goda / Otv. red. EH.B. Abdullin. - Nizhnevartovsk : Izd-vo Nizhnevart. gumanit. un-ta, 2011. - 283 s.

14. Cypin, G.M. Obuchenie igre na fortepiano : ucheb. posobie dlya ped. in-tov / G.M. Cypin. - M. : Prosveshchenie, 1984. - 176 s.

15. Gulyaeva, E.G. Harakternoj primetoj ... / E.G. Gulyaeva // Muzychnae i tehatral'nae mastactva: prablemy vykladannya. - 2012. - № 3. - S. 13.

16. SHul'pyakov, O.F. Problema edinstva «hudozhestvennogo» i «tekhnicheskogo» v teorii i praktike muzykal'nogo ispolnite l'stva / O.F. SHul'pyakov // Aktual'nye voprosy strunno-smychkovoj pedagogiki: mezhvuz. zb. trudov. - Vyp. 5 / Sost. i otv. red. M.M. Berlyanchik. Red. kol. : YU.N. Mazchenko, L.M. Skvirskij, G.G. Fel'dgun. - Novosibirsk : Novosib. gos. konservatoriya im. M.I. Glinki, 1987. -152 s. - S. 7-24.

17. Aziz Gul'nara. Tradicii muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae / Gul'nara Aziz // Lichnost' i muzyka: materialy 3-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 17-18 dek. 2002 g., g. Minsk. - Adukacyya i vyhavanne, 2002. - S. 85-88.

Wang Qiheng

FEATURES OF MODERN MUSIC EDUCATION IN CHINA

Educational establishment "Belarusian state pedagogical university Maxim Tank "

Summary

The article provides a brief hermeneutical analysis of the modern system of musical Education of China, as the specific features which have been identified: the methodological foundations of classical philosophical and ideological traditions of Taoism and Confucianism, especially the mentality of the Chinese people, mobility and capacity for rapid and efficient adaptation and assimilation of global advances in training and development of the younger generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.