Научная статья на тему 'Конфуцианство о роли музыки в обществе'

Конфуцианство о роли музыки в обществе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4691
608
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфуцианство о роли музыки в обществе»

У Ген-Ир

КОНФУЦИАНСТВО О РОЛИ МУЗЫКИ В ОБЩЕСТВЕ

С древнейших времен в Китае музыка всегда играла важную роль в жизни общества. Исторические хроники утверждают, что еще за три тысячи лет до нашей эры мифические правители-мудрецы Фу-си и Шэнь-нун были прекрасными музыкантами, создателями и поныне популярного в Китае щипкового семиструнного инструмента цинь, с помощью которого правители-мудрецы общались с Небом.

Философское осмысление роли и места музыки в обществе в Древнем Китае берет свое начало в эпоху Поздней Чжоу (770255 годы до н.э.) и было связано, прежде всего, с деятельностью Конфуция (551— 479 годы до н.э.). Согласно легенде (и ее поддерживают многие ученые), Конфуций, прекрасно игравший на цине, стал автором выдающегося памятника древнекитайской песенной поэзии «Шицзин» («Книги песен», 484 год до н.э.), содержащего 305 образцов песенно-поэтического творчества древних китайцев. «Шицзин» как один из величайших памятников культуры, сравнимый с такими шедеврами мировой культуры, как «Илиада», «Рамаяна» или «Слово о полку Игореве», оказал решающее влияние на последующее развитие культуры Китая и всего Дальнего Востока.

Конфуцианство — этико-политическое учение, выражавшее интересы наследственной аристократии. Важнейшими трудами конфуцианства принято считать шесть канонических книг. Это — «Шицзин» («Книга песен»), «Шуцзин» («Книга исторических преданий»), «Ицзин» («Книга перемен»), «Чуньцю» (летопись «Весна и осень»), «Лицзи» («Книга о нормах поведения или о ритуалах»). Наиболее достоверным источником для изучения взглядов Конфуция считается книга «Луньюй» («Беседы и суждения»). В этих книгах содержатся основные принципы и понятия его этико-политического учения, подробно разработаны принципы взаимоотношения людей, нормы поведения человека в обществе, и среди этих принципов исключительное место отводится музыке.

Наиболее последовательно и полно взгляды Конфуция о музыке изложены в главе «Юэцзи» («Записки о музыке») из «Лицзи» («Книги о нормах поведения или о ритуалах»). Страницы «Юэцзи» являются лишь незначительными фрагментами,

которые остались после беспощадного уничтожения книг конфуцианства, предпринятого императором Цинь Ши-Хуанди (221—206 годы до н.э.). По преданию, в 213 году до н.э. император Цинь Ши-Хуанди, видя в конфуцианстве «оплот консерватизма, препятствующий его грандиозным политическим и экономическим мероприятиям» (1), приказал сжечь все конфуцианские книги, а их сторонников беспощадно наказать, в результате были казнены 460 ученых.

Тот факт, что размышления о музыке были помещены в книге, посвященной нормам поведения, не случаен, поскольку, по мнению Конфуция, именно музыка (юэ) должна играть основополагающую роль в нормах поведения (ли). Ведь, согласно конфуцианскому учению, музыкальное начало лежит в основе законов Вселенной, ибо звуками принизан весь Мир. Музыка есть зеркало природы. Музыка должна быть естественна, как гармония Неба и Земли. Согласно этому тезису, в музыке заключены два начала Вселенной: ян — сила Неба, светлого, активного, мужского начала и инь — сила Земли, темного, пассивного, женского начала.

Космологическое понимание музыки проявляется и в характеристике пяти музыкальных тонов, образующих систему китайской пентатоники.

1-я ступень гунн (с) центр, земля, весь год, желтый, ветер,

2-я ступень шан (^ — запад, металл, осень, белый, холод,

3-я ступень цзюэ (е) — восток, дерево весна, зеленый, жара,

4-я ступень чяси (§) — юг, огонь, лето, красный, свет,

5-я ступень юй (а) — север, вода, зима, черный, дождь.

Приведенная таблица показывает распространенное в китайской музыкальной эстетике представление о соответствии музыкальных тонов различным элементам и явлениям природы.

Исходя из космологического понимания музыки, конфуцианство считает, что музыка является одним из важнейших средств общественного воспитания и управления государством. Так, по учению конфуцианства, музыка должна вдохновлять общество на высокие идеи, но в то же время

Вестник МГУКИ. 6 - 2008

она может развращать его нравы. Следовательно, цель музыки заключается в том, чтобы приводить в гармонию противоположные начала и способствовать пробуждению добрых нравственных сил общества и устройству идеального государства.

Таким образом, в учении конфуцианства основополагающее значение имеет общественно-социальная, воспитательная и идейно-политическая функция музыки. «Конфуцианцы... в поисках совершенных форм общественного и государственного устройства, создали свою модель управления, умело сочетая политику с моралью, ... что в конечном счете и обеспечило им верховенство в стране вплоть до начала ХХ века» (2).

Однако, согласно учению конфуцианства, музыка может способствовать совершенствованию общества и государственного управления только в том случае, если она прекрасна. А прекрасной она может быть только в том случае, если она совершенна по форме и содержанию. поэтому была предпринята классификация музыки. По классификации, начатой еще в эпоху Чжоу (XI-III века до н.э.) и окончательно принятой в Танскую эпоху (618-907) - в эпоху высшего расцвета культуры и искусства, - все виды музыки (т.е. юэ) разделяются на две группы: на классическую яюэ (совершенная, правильная музыка) и простонародную суюэ (грубая, вульгарная музыка). Конфуцианство утверждает, что классической музыкой яюэ является, прежде всего, ритуальная музыка в честь богов, святых и предков, ибо Небо, Земля и Человек являются тремя первопричинами бытия Вселенной.

Высоко оценивая воспитательную роль и идейно-политическую функцию музыки, Конфуций говорил, что образование должно начинать с поэзии, затем развивать его путем совершенствования в нормах поведения, а завершать музыкой.

Необходимо здесь сказать, что, наряду с конфуцианством были и другие направления в древнекитайской философии. Уже в IV веке до н.э. конфуцианство подвергалось критике со стороны известного в Китае философа Мо-цзы. Философ-утопист Мо-цзы и его последователи считали, что единственным занятием каждого члена общества должен быть физический труд. В связи с этим в своем трактате «Осуждение музыки» Мо-цзы называет музыку вредным искусством, поскольку, «когда заставляют мужчин заниматься музыкой, то отрывают их от земледелия и садоводства. Когда заставляют женщин заниматься музыкой, то отрывают их от прядения и ткачества» (3).

Другим ведущим направлением в древнекитайской философии является даосизм, основателем которого считается Лао-цзы (VI—V века до н.э.). Основным понятием в философии Лао-цзы выступает дао, свои мысли он изложил в небольшом по объему трактате «Дао дэ цзин» (условно можно перевести как «Путь нравственного совершенствования»). Сущность философского учения даосизма замечательно комментировал Л.Н.Толстой. Он писал: «Человек может жить для тела или для духа. Живи человек для тела - и жизнь горе, потому что тело страдает, болеет и умирает. Живи для духа - и жизнь благо, потому что для духа нет ни страданий, ни болезней, ни смерти. И потому для того, чтобы жизнь человека была не горем, а благом, человеку надо научиться жить не для тела, а для духа, Этому-то учит Лао-Тзе» (4). Таким образом, даосизм требовал от человека самоограничения желаний и быть ближе к природе. Что же касается музыки, то даосизм считал ее вредной, ибо она пробуждает желания и стремления.

Конфуцианство было под запретом лишь в незначительный период истории Китая, а именно в период правления первого императора Цинь Ши-Хуанди. Однако следующая Ханьская империя (206 год до н.э. - 220 год н.э.) восстановила идеи конфуцианства. Начиная с этого времени вплоть до Синьхайской революции 1911— 1913 годов, конфуцианство становится официальной государственной идеологией, а музыкальное просвещение и образование, в соответствии с принципами конфуцианства, признавалось делом государственной важности. Если предыдущая Циньская эпоха оставила заметный след в деле государственного устройства, то Ханьская империя оставила такой же заметный след в истории всей китайской цивилизации. В глазах последующих поколений китайцев именно Ханьская империя воспринимается как символ духовного могущества. Не случайно, что слово-иероглиф «хань», употребляемый во многих словосочетаниях, например: «хань жэнь» («люди хань»), «хань юй» («ханьский язык») и др., отражает национальное самосознание китайского народа и связан с Ханьской империей.

В Ханьскую эпоху, т.е. в 112 году до н.э., может быть впервые в мировой истории, была основана особая музыкальная палата «Юэфу», в обязанность которой входило руководство всеми аспектами музыкальной жизни империи. Палата Юэфу располагала музыкальными коллективами (певцов

и танцоров) с численностью до 800 человек из различных областей Китая. Помимо исполнительской работы, Палата выполняла функцию исследовательского центра. Палатой была продолжена работа по классификации музыки, систематизации правил и порядка проведения дворцовых церемоний и ритуальных обрядов. Палата Юэфу в истории Ханьской династии просуществовала в течение 106 лет. В дальнейшем в Китае при императорском дворе всегда имелись особые учреждения, которые ведали делами музыки во всех ее проявлениях.

Свидетельством того, какое большое значение в Китае придавалось искусству, служит система испытаний при поступлении на государственную службу, которая складывалась столетиями: чиновник государственной службы обязан не только уметь писать доклады и служебные записки вышестоящему начальству, но и сочинять и исполнять стихи и оды на высочайшем уровне.

Надо сказать, что вопросам музыкального воспитания уделялось исключительно большое внимание и в античном мире. Так, например, в Древней Греции было время, когда все граждане до 30 лет должны были обучаться пению и инструментальной музыке. Вся система общественного образования древних греков строилась на музыкальном воспитании. Само понятие «образованный человек» происходит от греческого «мусический», что означает «тот, кто получил музыкальное образование». Древнегреческие философы Платон и Аристотель придавали музыке исключительное социальное значение. Известно также, что в эпоху Средневековья и Возрождения во многих университетах музыка, наряду с греческим и латинским языками, входила в число обязательных дисциплин. А в некоторых университетах европейских городов — таких, как Кембридж, Оксфорд, Прага, Вена, музыкально-теоретические испытания являлись обязательными для получения степени бакалавра и магистра. Все это всецело согласуется с тезисом Конфуция о том, что образование следует начинать с чтения поэзии, а завершать музыкой.

Таким образом, нельзя не заметить, что в постановке и разрешении вопроса о воспитательной роли музыки, общественно-социальной значимости музыки теория и

Примечания

практика античного мира и конфуцианского Китая стояли на одной идеологической позиции.

Какова роль музыки в современном обществе? В декларациях о значимости искусства, в том числе музыкального, в настоящее время нет недостатка. Однако эти заявления нуждаются во всемерной практической поддержке. Принято различать две формы музыкального образования, а именно общее и специальное. Если специальное музыкальное образование в той или иной мере (более или менее) находит государственную поддержку, то система организации общего музыкального образования нуждается в радикальном реформировании. Она не может ограничиваться лишь начальным образованием. В связи с этим необходимо, прежде всего, решить вопрос о цели и задачах общего музыкального образования. В решении данных вопросов, нам думается, большую помощь могут оказать теория и практика музыкального воспитания и образования как античного мира, так и конфуцианского Китая. Поскольку образованный человек означает «тот, кто получил музыкальное образование» (по античной эстетике), и образование необходимо «завершать музыкой» (по Конфуции), то музыкальное воспитание должно сопровождать человека на всем протяжении его обучения и образования, начиная со школьной скамьи и кончая вузовской аудиторией. Настало время обратить свои взоры к тем временам, когда в европейских университетах для получения степени бакалавра и магистра знание музыки являлось обязательными и к тем временам, когда, как в Китае, поступающий на государственную службу будущий чиновник обязан был знать, наряду с правилами поведения, и поэзию и музыку.

В современном обществе, где стремительный научно-технический прогресс привел к появлению новых массовых средств коммуникации (кино, радио, телевидение, Интернет) и они оказывают громадное влияние на сознание членов общества, неизмеримо возрастает общественно-социальная роль музыки как средства духовного воспитания человека, как средства формирования определенных мировоззренческих взглядов. В этих условияхмузыкальное воспитание, как в Древнем и традиционном Китае (так же как и в античном мире), должно стать делом государственной важности.

1. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. М.; Л., 1947. С. 5.

2. Пертеломов Л.С. Предисловие к изданию // Конфуций. Беседы и суждения. СПб., 1999. С. 6.

3. Мо-цзы. Осуждение музыки //Музыкальная эстетика стран Востока. М., 1967. С. 213.

4. Толстой А.Н. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.