Научная статья на тему 'Проблемы классификация традиционной музыки стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии)'

Проблемы классификация традиционной музыки стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
765
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ / THE QUALIFICATION OF TRADITIONAL MUSIC / ЦЕРЕМОНИАЛЬНАЯ МУЗЫКА / CEREMONIAL MUSIC / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / FOLK MUSIC / МУЗЫКА УСТНОЙ ТРАДИЦИИ / MUSIC OF ORAL TRADITION / МУЗЫКА ПИСЬМЕННОЙ ТРАДИЦИИ / MUSIC OF WRITTEN TRADITION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — У Ген-Ир

Предлагаемая статья ставит своей целью осветить различные варианты классификации традиционной музыки стран Дальнего Востока, возникшие на протяжении всей истории музыки и предложить свой вариант в свете современных требований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offered clause sets as the purpose to shine various of classification of music of the countries of the Far East, the music which have arisen during all history and to offer the variant in a view of modern requirements

Текст научной работы на тему «Проблемы классификация традиционной музыки стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии)»

У Ген-Ир

ПРОБЛЕМЫ КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАДИЦИОННОЙ МУЗЫКИ СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (КИТАЯ, КОРЕИ, ЯПОНИИ)

Предлагаемая статья ставит своей целью осветить различные варианты классификации традиционной музыки стран Дальнего Востока, возникшие на протяжении всей истории музыки и предложить свой вариант в свете современных требований. Ключевые слова: музыкальное образование, классификация традиционной музыки, церемониальная музыка, народная музыка, музыка устной традиции, музыка письменной традиции.

Offered clause sets as the purpose to shine various of classification of music of the countries of the Far East, the music which have arisen during all history and to offer the variant in a view of modern requirements. Keywords: musical education, the qualification of traditional music, ceremonial music, folk music, music of oral tradition, music of written tradition.

Китайская цивилизация - одна из уже начиная с глубокой древности, по-

древнейших в мире. Исторические хроники свидетельствуют о том, что в Китае с древнейших времен существовало культовое действо, связанное с пением и танцем. Синтетический жанр, в котором слово, пение (музыка) и танец составляют единое целое, был весьма характерен для музыкальной культуры Китая и всей дальневосточной цивилизации. Как говорится в одной из глав «Юэцзи» («Записка о музыке») книги «Лицзи» («Книга о ритуалах»): «Когда человек испытывает радость, то он высказывает ее. Когда обычного выражения недостаточно, он удлиняет слова. Когда этого недостаточно, радость находит выход в восклицаниях и вздохах. Когда и это выражение радости не удовлетворяет человека, то руки его начинают танцевать, а ноги — притоптывать» (2, с. 208). Не случайно, что уже в древности ученые Китая стремились к квалификации музыки на основе существующей практики.

Первая научно обоснованная классификация музыки принадлежит Ханской империи (206 до н.э. - 220 н.э.). Палата Юэфу (Музыкальная палата), основанная в 112 до н.э. как государственное учреждение при императорском дворе для руководства всеми аспектами музыкальной жизни империи, составила классификацию музыки на:

- народную суюэ,

- классическую яюэ.

Основой основ китайской музыки, как у других народов, несомненно, является народная музыка. Народная песня,

пуляризировалась и собиралась. Однако, как это бывало во многих странах мира, больше повезло поэтическим текстам песен, чем их мелодическим напевам. Они сохранились благодаря записи в исторических и мемуарных хрониках.

Выдающимся памятником древнекитайской песенной поэзии, дошедшим до нас, является знаменитый «Шицзин» («Книга песен»). По утверждению многих ученых, «Книга песен», содержащаяся 305 образцов песенно-поэтического творчества древних китайцев, составлена лично Конфуцием в 484 году до н.э. Из трех с лишним тысяч песен различных, в основном северных, районов Китая, Конфуций отобрал одну десятую часть и свел их в единый памятник, получивший название «Шицзин». Составительство «Шицзина» Конфуцием подтверждает видный древнекитайский историк Сыма Цянь (ок. 145-86 до н.э.).

Что же касается мелодий песен, то они на протяжении веков многократно подвергались изменению, и доныне дошедшие напевы, вероятнее всего, являются производными от своих первоисточников.

Под классической музыкой яюэ в широком смысле слова подразумевается вся придворная музыка, включающая в себя церемониальную яньюэ, парадно-военную кучуэйюэ, массово-популярную песенно-танцевальную дацюй и инструментальную. Придворная музыка всегда была в центре внимания правящих классов, ибо она, по конфуцианству, служи-

ла средством гармонизации общества, средством подчинения народа своим классовым интересам.

Таким образом, под термином яюэ в широком значении слова следует понимать всю придворную музыку, а в узком — отдельный жанр придворной музыки, а именно — ритуальную музыку в память Конфуция, богов и предков императоров. В этом в строгом смысле слова образцовыми являлись музыкально-хореографические композиции «Вэнь-мяо-юэ» (<^епш1ао-уиеЬ») для литургической службы в память Конфуция и «Тцунмяо-юэ» («Т8ип§ш1ао-уиеЬ») для литургической службы в память императоров.

Историческая судьба музыки этих композиций была весьма трагична. В эпоху Южной и Северной династий (317-589), в связи с началом большого распространения иноземной музыки и другими обстоятельствами, придворная церемониальная музыка приходит в упадок. Частично она была восстановлена в следующую эпоху Суй (581-618) и Тан (618-907). Однако к концу эпохи Цин (1644-1911) она полностью исчезает из музыкальной практики Китая. В связи с этим возрастает значение трудов ученых, где содержатся сведения о музыке яюэ («Записи о музыке» Чень Янга, «Вестник культуры» Ма Дуань-лина и др.). Что же касается нашего времени, то официальное сообщение о «Вэньмяо-юэ» было напечатано в Китае в 1950 году.

По свидетельству исследователей, отдельные элементы китайской яюэ в настоящее время восстановлены на острове Тайвань. Кроме того, как утверждают некоторые ученые стран Дальнего Востока, музыка яюэ сохранилась в более совершенном виде в Республике Корея под названием аак. Музыка и ритуальная церемония «Мунмёак» (то есть по-китайски «Вэньмяо-юэ») и «Джоньмёак» (то есть «Тцунмяо-юэ») регулярно исполняется в Сеуле в определенные дни. Здесь следует заметить, что 27 и 28 ноября 2002 года в Сеуле на большой сцене Государственного театра национальной

музыки (Гукнип гугаквон) осуществлена сценическая постановка «Мунмёак». Сохранением на корейской земле ритуальная музыка аак (то есть китайской яюэ) обязана просвещенному монарху Кореи из династии Ли Седжону (годы правления: 1418-1450) и придворному музыканту и ученому Пак Ёну (13781458), которым на основе изучения старинных китайских исторических хроник и музыкальной практики эпохи Юаньс-кой династии (1280-1368) удалось воссоздать и сохранить для потомства музыкально-хореографическую композицию «Мунмё». (Небезынтересным в связи с этим представляется авторитетное высказывание Е. В. Васильченко, которая пишет о том, что «в современном Китае церемониальный оркестр давно стал музейной реликвией... Китайская музыка конфуцианского церемониала - "яюэ" была в точности скопирована корейским церемониальными оркестрами "аак". Их звучание нам приходилось слышать не только в записи, но и во время музыкального фестиваля в г. Киото в апреле 1994 года» (1, с. 229-230).) Эта композиция «Мунмё» неизменно исполнялась и исполняется ежегодно уже в течение более 500 лет на корейской земле в том виде, в каком она была восстановлена монархом Седжоном и его придворным музыкантом Пак Ёном.

С приходом в начале VII века к власти Танской династии (618-917) начинается расцвет всех сторон общественно-политической и культурной жизни страны. Страна жила мирной, сравнительно спокойной жизнью, а широта общения с внешним миром оказала благоприятное влияние на развитие культуры.

По всеобщему признанию историков, развитие музыкального искусства достигает невиданного доселе расцвета в Танскую эпоху (618-907). Выражением этого расцвета является термин «танс-кий стиль». Именно в Танскую эпоху окончательно сформируются основные принципы музыкального искусства яюэ («правильная, классическая музыка»), заложенные еще в эпоху Чжоу (Х1-Ш века до н.э.). И именно «танский стиль»,

проникнув на территорию соседней Кореи, затем и Японии, послужил основой рождения и развития одной из основополагающих ветвей в национальной музыке Кореи и Японии.

Свидетельство расцвета китайской культуры в этот период мы находим в творчестве поэтов того времени. В плеяде блестящих поэтов этого периода особо следует выделить Ли Бо (699-762), прозванного «бессмертным пришельцем с Неба», и Ду Фу (701-761), стихи которого назвали «поэтической историей» Китая.

В крупном плане музыка Танской эпохи, как и прежде, в основном развивается в двух самостоятельных видах: придворная яюэ и народная суюэ. Вместе с тем всё активнее заявляет о себе и иноземная музыка. Потому не случайно, что в следующую, Сунскую эпоху (9601279), Чень Янг в трактате «Записи о музыке» (1101) с учетом большого распространения иноземной музыки, влияние которой особенно интенсивным становится к этому времени, приводит следующую уточненную классификацию видов музыки, а именно на:

- классическую яюэ,

- народная суюэ,

- иноземная хуюэ.

Подобная классификация музыки на три категории впоследствии была принята в своеобразном преломлении корейцами и японцами.

После правления династии Сун период правления Юаньской династии (12801368) отмечен рядом противоречий. Перед монголами вставала сложная за-

дача утвердиться на троне в стране чуждой и непонятной им древней культуры. В то же время монгольские завоевательные походы, охватившие территории, простиравшиеся вплоть до Ближнего Востока и даже до Западной Европы, намного расширили представление китайцев о мире. Именно в монгольский период связь Китая с зарубежными странами становится регулярной. Все это естественным образом содействовало взаимному обогащению культур. Более того, в отдельных областях искусства юаньская культура признается эталонной. Здесь, прежде всего, следует назвать театральное искусство, за которым не случайно закрепился термин «юаньс-кая классическая драма».

В эпоху Мин и Цин (1368-1911) основной сферой развития музыкального искусства остается область театральной музыки, а конец XVIII столетия знаменуется рождением пекинской музыкальной драмы, или иначе - Пекинской оперы. Таким образом, на протяжении нескольких столетий с конца XIII до начала ХХ века основополагающее направление в развитии музыкальной культуры связано с театральной музыкой.

С учетом всего этого мы предлагаем другую классификацию традиционной китайской музыки в её главнейших проявлениях. Само собой разумеется, что приводимая классификация далека от совершенства и не отражает все многообразие форм и жанров китайской музыки. Тем не менее она позволяет нам увидеть основное в сложной панораме китайской традиционной музыки.

В Корее до недавнего времени общепринятой являлась классификация по китайскому образцу, а именно на три категории: классическую аак, китайскую таньак, родную хяньак. Содержание и смысл этих терминов не оставались неизменными и приобретали в разный период разные оттенки. Аак и таньак, изначально являвшиеся китайской музыкой, а затем со временем органически вошедшие в состав корейской национальной музыки, стали именовать словом «чонь-ак» («правильная музыка»). Потому в современном аспекте логичной становилась классификация по двум родам музыки, а именно: чоньак в широком понимании и минсоак (народная музыка).

Однако эта классификация, хотя

многими корейскими учеными и одобряется, не может считаться совершенной, ибо не учитывает различия между народной и светской музыкой, с одной стороны, и между светской музыкой и фольклорным творчеством - с другой. В связи с этим рядом ученых, в том числе видным исследователем корейской национальной музыки Чань Са-Хуном, в начале ХХ века была выдвинута иная классификация - классификация по четырем родам музыки: классическая, церемониальная, светская вокальная, фольклорное творчество.

Но, поскольку под термином «чоньак» подразумевается музыка классическая, включая и церемониальную, то мы предлагаем свой, несколько уточненный, вариант классификации.

В настоящее время в Японии, как и в других странах Востока, мирно сосуществуют японская традиционная музыка, имеющая богатейшую историю своего развития, и европейская, со сравнительно короткой историей функционирования на японской земле. В истории музыки японскую национальную музыку принято называть хогаку (то есть родная музыка), а европейскую - ёгаку.

В широком значении слова под термином хогаку подразумевается вся японская традиционная музыка, включая и фольклорное творчество. Однако в узком значении слова хогаку не включает в себя такие жанры музыки, как гагаку, музыку буддизма сёмо. Мы, считая, что такое узкое понимание термина, возникшее в свое время для противопоставления иноземной музыки и музыки, искон-

но рожденной на родной земле, потеряло ныне свою актуальность, под термином хогаку будем подразумевать всю японскую национальную музыку.

До недавнего прошлого вопрос классификации не был в поле зрения японских ученых. Одним из первых трудов, где затронуты вопрос классификации японской традиционной музыки, является коллективный труд пяти ученых (Кисибэ Сигэо, Ёкомати Марио, Киткава Эйси, Хоси Акира, Коизуми Фумио) «История и теория японской музыки». Вышедший первым изданием в 1974 году, этот труд считается образцовым, и к настоящему времени выдержал 8 переизданий. Авторы этого труда всю японскую музыку подразделяет на две категории, а именно: на театральную и нетеатральную музыку.

Однако эта классификация, само

собой являющаяся чрезвычайно общей, не в состоянии отразить всю панораму японской музыки. Ниже мы предлагаем иные варианты классификации японской национальной музыки, отличные от классификаций, принятых в Китае или Корее.

По историческому становлению:

- древняя традиционная вокально-хореографическая композиция;

- гагаку ^П-ХП века);

- сёмо (К-Х! века);

- театр дзеёрури (XVI-XVII века);

- нагаута (XVII-XIX века);

- санкёку (XVII-XIX века);

- синхогаку (XX век).

По функциональному назначению:

- культовая музыка;

- придворная музыка (церемониальная);

- театральная музыка;

- нетеатральная музыка (инструментальная).

По исполнительскому назначению:

- инструментальная музыка;

- вокальная музыка.

Вышеприведенные три варианта

классификации, само собой разумеется, не отражают в полной мере всего разнообразия жанров и форм японской тради-

ционной музыки. Тем не менее, они наглядно показывают историческое становление и исполнительское назначение отдельных жанров в панораме всей традиционной музыки хогаку, что облегчает изучение и восприятие японской традиционной музыки.

В заключение к сказанному остается добавить, что традиционная музыка Востока, по преимуществу, есть музыка устной традиции. В то же время в Китае издавна существовали различные способы записи музыки, и они давали возможность фиксировать с той или иной степенью точности придворную (профессиональную) музыку, в то время как фольклорное творчество оставалось областью сугубо устной традиции. Таким образом, традиционная музыка Востока состоит, с одной стороны, из профессиональной музыки устно-письменной традиции (классическая музыка), а с другой - из непрофессиональной музыки устной традиции (фольклор). Сказанное позволяет нам вывести следующую схему общей классификации восточной музыки, а именно по способу «создания, воссоздания, хранения и передачи» (выражение С.П. Галицкой) музыкально-художественных произведений:

В настоящее время во всех странах Дальнего Востока, наряду с национальной музыкой, стремительно развивается европейская музыка, называемая в Китае Примечания

1. Васильченко Е. В. Музыкальные культуры мира / Е. В. Васильченко. - М., 2001.

2. Музыкальная эстетика стран Востока. - М., 1967.

- янюэ, в Корее - яньак, в Японии -ёгаку. Однако сохранение достояния национальной культуры - наше общее дело, дело государственной важности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.