Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ! ВЕКА: НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПОИСК ГАРМОНИИ'

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ! ВЕКА: НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПОИСК ГАРМОНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРИЕНТИРЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЪЕМ ЗНАНИЙ / ПЕДАГОГ-КОНСУЛЬТАНТ ЛОКАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткалич Светлана Константиновна, Ткалич Алексей Иванович

Преподавателям школ и преподавателям колледжей, творческих и педагогических вузов важно провести экспресс-экспертизу своих достижений, интегрировать учебные модули в цифровой формат образовательных технологий. В то же время возникает вопрос о подходах к формированию поколения учителей с научным доминированием мышления, в перспективе будущих профессоров, ученых педагогической науки и практики. Предлагаем обратить внимание на необходимые дополнительные профессии в педагогических учреждениях: педагога-консультанта по локальным местным исследованиям, организатора-методиста научно-образовательных маршрутов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL CULTURE IN THE FIRST HALF OF THE 21ST CENTURY: NEW MEANINGS AND THE SEARCH FOR HARMONY

It is important for school and college teachers, professors of art and pedagogical universities to conduct express examination of their achievements and to integrate learning modules into the digital format of new educational technologies. At the same time, the question arises about the formation of a new generation of teachers with a predominantly academic way of thinking. We propose to pay attention to the necessity of extra professions in pedagogical institutions: a consultant teacher on local research, an organizer-methodologist of academic educational routes.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ! ВЕКА: НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПОИСК ГАРМОНИИ»

УДК 37 ББК 74

DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-200-208

РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ! ВЕКА: НОВЫЕ СМЫСЛЫ И ПОИСК ГАРМОНИИ

С. К. Ткалич, А. И. Ткалич

Аннотация. Преподавателям школ и преподавателям колледжей, творческих и педагогических вузов важно провести экспресс-экспертизу своих достижений, интегрировать учебные модули в цифровой формат образовательных технологий. В то же время возникает вопрос о подходах к формированию поколения учителей с научным доминированием мышления, в перспективе будущих профессоров, ученых педагогической науки и практики. Предлагаем обратить внимание на необходимые дополнительные профессии в педагогических учреждениях: педагога-консультанта по локальным местным исследованиям, организатора-методиста научно-образовательных маршрутов.

Ключевые слова: ориентиры национальных проектов, региональная культура, этнокультурный объем знаний, педагог-консультант локальных исследований.

Для цитирования: Ткалич С. К., Ткалич А. И. Региональная культура в первой половине XXI века: новые смыслы и поиск гармонии // Наука и школа. 2021. № 4. С. 200-208. DOI: 10.31862/1819-463Х-2021-4-200-208.

REGIONAL CULTURE IN THE FIRST HALF OF THE 21ST CENTURY: NEW MEANINGS AND THE SEARCH FOR HARMONY

S. K. Tkalich, A. I. Tkalich

Abstract. It is important for school and college teachers, professors of art and pedagogical universities to conduct express examination of their achievements and to integrate learning modules into the digital format of new educational technologies. At the same time, the question arises about the formation of a new generation of teachers with a predominantly academic way of thinking. We propose to pay attention to the necessity of extra professions in pedagogical institutions: a consultant teacher on local research, an organizer-methodologist of academic educational routes.

© Ткалич С. К., Ткалич А. И., 2021

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Keywords: landmarks of national projects, regional culture, ethnocultural knowledge, consultant teacher of local studies.

Cite as: Tkalich S. K., Tkalich A. I. Regional culture in the first half of the 21st century: new meanings and the search for harmony. Nauka i shkola / Science and School. 2021, No. 4, pp. 200-208. DOI: 10.31862/1819-463X-2021-4-200-208.

Введение

Региональная культура и специфика художественного образования в социально-экономической инфраструктуре страны и каждого региона - платформа для формирования устойчивости в воспитании и профессиональной жизнедеятельности общества. В поисках материала, генерирующего идеи и замыслы для передачи знаний студентам, опытные педагоги-практики обращаются к литературе, историческим фактам, военным событиям, достижениям науки и техники, климатическим катаклизмам.

Так, внутренний туризм опирается на рекламу и активность менеджеров по организации туров. Но вопрос формирования мотивации у студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, соискателей докторантуры для посещения конкретной локальной местности для изучения современных реалий народной художественной культуры в специально-организованном маршруте никогда не ставился.

Отсутствие стратегической программы и универсальной модели «аспирантских» маршрутов по изучению современных реалий народной художественной культуры является одновременно блокировкой доступа ко многим локальным ареалам, где молодой ученый (в перспективе профессор учебного заведения) может встретиться с мастером уникального вида ремесла и уточнить для себя многие детали алгоритма деятельности. Отсутствие таких встреч не обеспечивает достоверность знаний, вызывает недоверие к новаторским предложениям на защите диссертации. В целом уже более 20 лет

в нашей многонациональной стране научная преемственность реализуется только в формате цитирования из достижений ученых советского периода.

Проблема научной преемственности в условиях цифровизации сервис-контентов

Наше мнение: в современных учебных программах слабо обозначен историко-культурный аспект поэтапного развития народного творчества на примере промыслов, ремесел, творческих школ мастеров. Причина в том, что внимание как педагогов, так и студентов смещено на освоение информационных коммуникативных возможностей проведения занятий.

Позиционирование специфики творчества единичных мастеров в различных ин-тернет-контентах, в разных программах, несомненно, является позитивным примером арт-терапии для людей разного возраста. Но разрозненность и фрагментарность таких просмотров не формирует у молодежи представление о единой целостности национально-культурных достижений в каждом регионе, о ценности российского опыта сохранения и развития народных художественных ремесел в периоды социально-экономического переустройства.

С позиции педагогической науки аналитический метод ретроспекции (от лат. retro 'назад' и specto 'смотрю' - мысленное выстраивание прошедших событий жизни в определенный временной ряд) теряет свой историко-культурный потенциал, системно образующий новое знание.

Обращение к духовным, культурным, художественно-графическим, ремесленным

ценностям, сформированным за столетия в российских регионах, мы рассматриваем как исследовательский метод «инверсии» («взгляд назад», обращение к фактам, культурным событиям для использования в современной творческой интерпретации). Сегодня метод «инверсии» используется в дизайне как «искатель идей» в культурных хранилищах прошлых столетий.

Наш вывод: аналитические методы (ретроспекции и инверсии) необходимо использовать в теоретическом разделе учебных пособий по изучению народной художественной культуры России как ключевой фактор воссоздания научной преемственности между полевыми исследованиями ХХ в. и конструктивным современным подходом к анализу региональных достижений на основе представленной в Интернете цифровой информации.

Уточним, что с XVI в. начались экспедиции на Крайний Северо-Восток, на Дальний Восток, в удаленные и труднодоступные территории Сибири, в отчетах подробно освещалась практика жизнедеятельности коренных жителей в тесном контакте с местными условиями.

Россия оригинальна тем, что ее территория включает разные климатические зоны, что обусловило целый спектр устойчивых практик и способов выживания и жизнеобеспечения в течение многих веков. В том числе наработаны разные варианты «семейных» художественных ремесел и коллективных промыслов и охоты по добыче натурального сырья. В советский период изучение географических и культурных ландшафтов было организовано на государственном уровне, функционировали институты наследия, научные лаборатории и единые научно-методические центры в структуре республиканских управлений культуры.

Целесообразность педагогического нововведения

Сегодня, в первой половине XXI столетия, регионы Российской Федерации,

где сохранены особенности национальных школ мастерства, получают преференции в таких областях, как: образовательный экспорт, международный и внутренний познавательный туризм.

Поясняем наш вывод, опирающийся на реалии современных экономических отношений:

1) уникальная практика конструктивной творческой деятельности притягивает внимание специалистов, создающих новые проектные предложения для конкретных заказчиков, арт-объекты, визуальные инсталляции с национальными кодами коммуникации;

2) уникальная практика конструктивной творческой деятельности не способна сформироваться самостоятельно в турбулентной сетевой информации, насыщенной самодеятельными экспериментами и краткосрочными курсами;

3) прикладная этнопедагогика и научные направления этнодизайна, воссоздающие утерянные звенья национальных маркеров сельских школ художественного мастерства, могут помочь освоить технические приемы декорирования поверхности изделий ручной работы в процессе обучения основам местных художественных ремесел [1].

Тезис 1. Взаимодействие прикладной этнопедагогики и научных направлений этнодизайна формирует новый стандарт информационно-познавательной практики на творческих кафедрах педагогических учебных заведений.

Эпоха цифровых технологий демонстрирует спектр новых профессий, технодо-стижений в креативных проектах медиа и безграничных возможностях экспериментов в разных творческих жанрах и поиске имитации явлений природы, фантастических персонажей, нашествия инопланетян.

Так, иммерсивное образование сегодня активно вводится в технические вузы, где готовят пилотов, водителей разных передвижных средств в воздухе, в глубинах водных пространств, в космосе и в военной технике. Обучение таких специалистов

в условиях виртуальной реальности не вызывает вопросов. Иммерсивность как комплекс прагматических структур и механизмов в практике нуждается в детальном анализе, в том числе и ретроспективном, охватывающем разные отрасли и области наук: Ю. В. Корнилов [2]; Д. С. Васильев и Т. С. Валякина [3].

На фоне стратегии информационной коммуникации целесообразность педагогического нововведения на творческих кафедрах с тезисом о взаимодействии прикладной этнопедагогики, художественных ремесел и научных направлений этноди-зайна, на наш взгляд, актуальна как форма формирования сбалансированного, устойчивого и воспитательного обучения.

Например, кафедра декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел должна рекомендовать для адаптации современные возможности исследовательских методов («инверсия», «ретроспекция»), что определяет устойчивость обоснования новаторских идей выпускников, будущих учителей школы -консультантов по локальным исследованиям в учебном заведении, организаторов научных познавательных маршрутов.

Мы предлагаем обратить внимание на необходимые дополнительные профессиональные компетенции в образовательных учреждениях:

• учитель школы - организатор коллективных проектов по этнопедагогике,

• педагог-консультант локальных исследований в учебном заведении,

• организатор-методист научных познавательных маршрутов.

Необходимость гармонии: духовной, социальной, экономической

О необходимости гармонии: духовной, социальной, экономической - пишут студенты из Китая в своих рефератах, подготовленных для поступления в российский педагогический вуз. Мы внимательны к мнению иностранных студентов магистратуры и аспирантуры,

они отстаивают истину, добытую интеллектом многих поколений и династий, создававших цивилизационные многомерные пласты китайской культуры.

Но история помнит также последствия погибающих поколений и династий под руинами цивилизаций, когда гармония нарушалась.

Информационные технологии на первом этапе своего «вторжения» в учебную среду воспринимались как вспомогательное средство, ускоряющее динамические процессы взаимодействия каналов передачи информации. Сегодня они вошли в нашу жизнь на всех уровнях деловой и повседневной занятости. Несомненным показателем оперативности учебных заведений можно считать переход на он-лайн-обучение. Формат занятий Zoom и Teams уже стал стандартом проведения смешанной технологии занятий:

• видеоуроков, семинаров, тренингов, консультаций по подготовке научных статей,

• конференций, экзаменов, отчетов по НИРС студентов магистратуры и аспирантуры.

Результаты самостоятельных работ студентов после консультаций и корректировки научных руководителей уже несколько лет мощным потоком наполняют интеллектуальным продуктом единый образовательный контент в процессе общероссийских конкурсов и форумов. На наш взгляд, в недалекой перспективе российский образовательный контент может претендовать на экспортную лицензию.

Но есть опасение, что в условиях завораживающей виртуальной «нереальной реальности» корневые основы культурных цивилизационных процессов, такие как ремесло изготовления художественных предметов-символов, могут потерять интерес у молодежи и постепенно исчезнуть. Мечты об искусственном интеллекте «робота-учителя» по географии, по прикладным видам творчества не смогут осуществиться, если в электронную систему не вложить конкретную программу «двигательных» действий.

Примечание: сегодня робот выполняет ограниченное количество действий, в то время как человек в процессе изготовления изделия должен выполнить неограниченное количество действий.

В процессе создания новой формы ремесленного изделия мастер-новатор может применить совершенно новый прием или способ, не известный в современном художественном образовании ранее.

Ретроспекция: немного историографии

Народная художественная культура в разных ее формах - основа и своеобразный маркер уникальных характеристик творческой деятельности человеческой цивилизации.

Впервые постановка проблемы народного искусства как особого типа творчества была дана в исследовании М. А. Некрасовой [4; 5]. Автор выделяет 4 формы бытования народного искусства, им соответствуют 4 слоя культурной традиции и соответствующие функции. Классификацию автор разрабатывает на основе ценностно-смыслового контекста традиций.

«В основу деления на 4 формы заложен принцип общности. Это общность традиций, школ, художественных систем, художественного языка в целом и локальных признаков творчества - все то, что чрезвычайно важно для функционирования народного искусства, точно так же, как общность культуры для функционирования этноса как целостной системы» [4, с. 79].

• 1-я форма - народное искусство, не выделенное из этнографического бытования, предназначено для внутреннего потребления (наследственное мастерство, родовая привилегия);

• 2-я форма - коллективное творчество на основе общности промысла, развивающегося стихийно на почве местной культурной традиции (сбыт, спрос порождают потребность к деятельности);

• 3-я форма - творчество единичных мастеров, сохраняющее коллективный

художественный опыт, традицию; основной стимул - необходимость в самом творчестве. Доминирующей является устно-зрительная передача традиции;

• 4-я форма - организованные мастерские.

Понятие «народное искусство»

М. А. Некрасова определяет народное искусство как целостность. Периферия этой целостности имеет разнообразие творчества. Так, первая форма бытования народного искусства, являясь не вычлененной из этнографической среды, связана с породившим его национальным и социальным укладом. Это народное творчество Русского Севера и многих других областей России -там продолжает сохраняться бытовая необходимость в создаваемых вещах.

Третья форма бытования народного искусства - творчество единичных народных мастеров, сохраняющих коллективный опыт традиции, функционирует как художественная деятельность унаследованная. Однако творчество в этой форме нельзя отождествлять с самодеятельным искусством (искусством без традиции) [4, с. 21]. Самодеятельное творчество в селе является периферийным явлением (термин М. Некрасовой) по отношению к народному искусству, поэтому оно не несет его полноты и не связано с традицией.

Понятие «самодеятельное творчество»

В работах Т. И. Баклановой [6; 7] рассматривается неоднозначность трактовки в обиходе, в учебной и специальной научной литературе таких понятий, как «художественная самодеятельность», «самодеятельное искусство», «самодеятельное художественное творчество».

С социально-культурной точки зрения понятие «художественная самодеятельность» Т. И. Бакланова определяет как «совокупность общественно-организо-

ванных и стихийно возникших форм любительских занятий искусством, взаимосвязанных с формами общего и специального художественного образования, популяризации искусства и художественной критики, с системой управления и научно-методического обеспечения народного творчества» [6, с. 65].

Рассматривая понятие «самодеятельное искусство», автор работы отмечает, что во всех конкретно-исторических типах художественной культуры общества (первобытном, средневековом и т. д.) можно обнаружить различные варианты самодеятельного (любительского) искусства. Понятие «самодеятельное» употребляется как синоним «любительского», а не в строгом научном смысле. Определяя сущность художественного творчества, Т. И. Бакланова заостряет внимание на присутствие или отсутствие творческого компонента [7, с. 88].

Не являются, например, художественным творчеством копирование, тиражирование художественных произведений, тиражирование художниками-самоучками собственных произведений самодеятельного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, предназначенными для выставок-продаж. Художественное творчество может быть четырех видов:

1) создание новых произведений искусства (авторское художественное творчество);

2) исполнительское художественное творчество;

3) импровизационное исполнительство;

4) создание новых способов художественно-продуктивной деятельности: технологии искусства [6, с. 89].

Н. В. Кочешков (Хабаровск) провел исследование собраний коллекций музеев Дальнего Востока, Магадана и других городов России по народному искусству коренных народов Крайнего Северо-Востока. Автор подчеркивает, что современное состояние необходимо рассматривать на двух уровнях: один

уровень - народное декоративное искусство, а другой - декоративно-прикладное искусство: «Народное декоративное искусство - это искусство ручного труда, несущее в себе отпечаток индивидуального мастерства. Этим оно принципиально отличается от декоративно-прикладного, которое следует понимать как искусство серийное, воспроизводимое по образцам в любом количестве одинаковых экземпляров» [8, с. 3].

«Мы отмечаем методологически ценное замечание автора монографии о неоднородности и многоуровневой структуре современного художественного творчества, бытующего среди коренного населения Чукотского автономного округа, Магаданской области и Хабаровского края» [9, с. 38].

Представленный фрагмент ретроспекции работ авторов (М. А. Некрасова, Т. И. Бакланова, Н. В. Кочешков) демонстрирует сложно структурированный комплекс народной художественной культуры, этапов развития коллективных промыслов, семейных ремесел, художественного или самодеятельного творчества, совокупно формирующих единый устойчивый базис учебно-познавательного ресурса. Понятийный аппарат помогает обосновать источник новаторской идеи выпускника творческой кафедры.

Мы согласны, что сегодня возникла необходимость разработки новой научной парадигмы для осуществления идей в педагогическом пространстве художественного образования, где пересекаются народная художественная культура и цифровые обучающие модули с поверхностным содержанием без предварительной поисковой деятельности, о чем утверждают аспиранты нового поколения ученых [9].

Тезис 2. Новая научная парадигма в художественном образовании должна сочетать укрепление принципов достоверной информационной эстетики (достоверности фактов) и конструктивных модулей обучения с воспитательным

эффектом воздействия на осознанные формы художественного самовыражения студентов.

Лидером обновлений в многообразии визуальной информации признается профессия дизайнера, владеющего спектром программ, необходимых в инфогра-фике, в медиатехнологиях искусства, в смысловых интерпретациях этнохудоже-ственного карнавального перформанса.

На педагогов образовательных учреждений возлагается ответственность за формирование новой культуры мышления и поведения специалистов творческой и публичной сферы деятельности [10]. Однако мечта о лидерстве в многообразии визуальной информации может иметь оборотную сторону - трансформироваться в плагиат, если не будет реализован метод инверсии как стратегия и тактика поиска духовных, художественных, метафорических артефактов, накопленных в регионах России. В третьем тысячелетии важно не растерять накопленный духовный, нравственный и художественный базис, не выталкивать его на обочину триумфального шествия «рекламных пауз» в виде сценарных клипов и виртуальных развлекательных сюжетов.

Национально-культурный вектор НИРС в магистратуре творческой кафедры

Каждый выпускник творческой кафедры должен представить для защиты своей компетентной подготовленности визуальный и материальный продукт. Как правило, в педагогическом вузе это учебное пособие, рекомендации для учителей школы по организации занятий на основе конкретного предмета [11].

Обучение в магистратуре творческой кафедры предполагает, что студенты -будущие учителя школы и педагоги колледжа, в перспективе педагоги вуза - в процессе подготовки магистерской диссертации будут использовать принципы: • преемственности,

• достоверности,

• национально-культурной идентичности.

Следующий важный показатель новаторской идеи - это методический комплекс. Он состоит из трех уровней:

1) методы исследования объекта;

2) методы конструирования новаторского предложения;

3) методы формирования нового знания и навыка в процессе проведения эксперимента для адаптации новаторского предложения к учебному процессу.

Правило: методы всегда используются в иерархическом соподчинении. Ориентиром соподчинения в прикладной педагогике определен поэтапный дидактический модуль. Этапы: познавательный, репродуктивный (копия оригинала), творчески-репродуктивный (пробник с авторским дополнением), продуктивный (новаторский вариант).

Национально-культурный вектор НИРС на творческой кафедре желательно внедрять в учебный процесс в виде формулы, доступной для понимания студентов и педагогов. Формула быстро запоминается, остается в памяти десятилетиями по сравнению с многословными и многосложными формулировками, которые «живут» в памяти краткое время: до окончания экзамена. В педагогической практике формулы желательно привязывать к алгоритму действия. Можно сказать, что формула - это «расписание» действия, которое может разворачиваться или сжиматься в зависимости от цели авторской идеи.

Алгоритм технологии «от идеи до конечного результата» и результат в виде рабочего демонстрационного макета может опираться на несколько формул действия, взаимосвязанных по принципу иерархии соподчинения.

Очень часто на творческой кафедре выпускник представляет эффектное творческое изделие, однако при этом практически не раскрыта научно-методическая суть новаторства. Если на

уровне бакалавриата такой вариант защиты воспринимается положительно, то на уровне магистратуры такой вариант защиты без научного компонента недостаточно проработан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Региональная культура в первой половине XXI в. требует заслуженного адекватного внимания в новой цифровой реальности как корневой источник жизнедеятельности и художественных достижений коренных жителей локальных территорий Российской Федерации. Новые смыслы и поиски гармонии во взаимодействии социально-культурной, информационно-познавательной и просветительской деятельности укрепляют позиции научного подхода в педагогической практике.

Не вызывает вопросов требование к преподавателям школ и колледжей, творческих и педагогических вузов провести экспресс-экспертизу своих достижений и адаптировать учебные обучающие модули к новому образовательному

формату. Но возникает вопрос о формировании нового поколения учителей с научным доминированием мышления.

Предлагаемые рубрики статьи раскрывают концептуальный авторский «рабочий блокнот» новаторского предложения. В него входят: проблема научной преемственности в условиях цифрови-зации сервис-контентов, целесообразность педагогического нововведения и дополнительный комплекс методов, необходимость поиска духовной, социальной, экономической гармонии в конструкции фундаментальной платформы жизнеустройства, национально-культурный вектор НИРС в магистратуре творческой кафедры, формирующий дополнительные компетенции, актуальные для реализации идеи «аспирантских маршрутов» и консультаций по их организации и проведению в условиях дистанционного образования и коммуникаций между регионами и педагогическим вузом с творческими кафедрами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ткалич С. К. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера: дис. ... канд. пед. наук. М.: Московский гос. ун-т культуры, 1997. 238 с.

2. Корнилов Ю. В. Иммерсивный подход в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1 (26). С. 174-178. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0043.

3. Васильев Д. С., Валякина Т. С. Концепция иммерсивных сред в профессиональном образовании // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000996 (дата обращения: 12.02.2021).

4. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М., 1983. 343 с.

5. Некрасова М. А. Современное народное искусство. Л., 1980. 207 с.

6. Бакланова Т. И. Педагогика художественной самодеятельности. М., 1992. 160 с.

7. Бакланова Т. И. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1997. 54 с.

8. Кочешков Н. В. Этнические традиции в декоративном искусстве народов Крайнего Северо-Востока СССР. Л.: Наука, 1989. 197 с.

9. Фэнь Янь. Авторский подход к конструированию научной парадигмы в художественном образовании // Образование и наука в современных реалиях: материалы XII Междунар. науч.-практ. конференции. Чебоксары: Интерактив плюс, 2020. С. 98-103.

10. Ткалич С. К., Ткалич А. И., Фэнь Янь. Обновление смыслов социальной функции дизайна на платформе художественного образования // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29952 (дата обращения: 04.01.2021).

11. Анисимова-Ткалич С. К., Ткалич А. И. Научная среда вуза: вектор НИРС: моногр. М.: ИИУ МГОУ 2019. 156 с.

12. Куратов А. А. Народная культура Севера: первичное и вторичное // Этнографическое обозрение. 1992. № 4. С. 144-146.

REFERENCES

1. Tkalich S. K. Etnopedagogicheskie osnovy sokhraneniya i razvitiya traditsionnogo dekorativno-prikladnogo tvorchestva narodov Kraynego Severa. PhD dissertation (Education). Moscow: Moskovskiy gos. un-t kultury, 1997. 238 p.

2. Kornilov Yu. V. Immersivnyy podkhod v obrazovanii. Azimut nauchnykh issledovaniy: pedagogika i psikhologiya. 2019, Vol. 8, No. 1 (26), pp. 174-178. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2019-0801-0043.

3. Vasilyev D. S., Valyakina T. S. Kontseptsiya immersivnykh sred v professionalnom obrazovanii. In: Proceedings of the X International student scientific conference "Studencheskiy nauchnyy forum". Available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000996 (accessed: 12.02.2021).

4. Nekrasova M. A. Narodnoe iskusstvo kak chast kultury: teoriya i praktika. Moscow, 1983. 343 p.

5. Nekrasova M. A. Sovremennoe narodnoe iskusstvo. Leningrad, 1980. 207 p.

6. Baklanova T. I. Pedagogika khudozhestvennoy samodeyatelnosti. Moscow, 1992. 160 p.

7. Baklanova T. I. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy professionalnogo masterstva spetsialistov kultury khudozhestvennogo profilya. Extended abstract of ScD dissertation (Education). Moscow, 1997. 54 p.

8. Kocheshkov N. V. Etnicheskie traditsii v dekorativnom iskusstve narodov Kraynego Severo-Vostoka SSSR. Leningrad: Nauka, 1989. 197 p.

9. Feng Yan. Avtorskiy podkhod k konstruirovaniyu nauchnoy paradigmy v khudozhestvennom obrazovanii. In: Obrazovanie i nauka v sovremennykh realiyakh. Proceedings of the XII International scientific-practical conference. Cheboksary: Interaktiv plyus, 2020. Pp. 98-103.

10. Tkalich S. K., Tkalich A. I., Feng Yan. Obnovlenie smyslov sotsialnoy funktsii dizayna na platforme khudozhestvennogo obrazovaniya. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020, No. 4. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29952 (accessed: 04.01.2021).

11. Anisimova-Tkalich S. K., Tkalich A. I. Nauchnaya sreda vuza: vektor NIRS: monogr. Moscow: IIU MGOU, 2019. 156 p.

12. Kuratov A. A. Narodnaya kultura Severa: pervichnoe i vtorichnoe. Etnograficheskoe obozrenie. 1992, No. 4, pp. 144-146.

Ткалич Светлана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры декоративного искусства и художественных ремесел, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет

e-mail: amguema2016@mail.ru

Tkalich Svetlana K., ScD in Education, Professor, Decorative and Applied arts and crafts Department, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University

e-mail: amguema2016@mail.ru

Ткалич Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры туризма, Институт экономики и культуры, Москва

e-mail: tkalichai@mail.ru

Tkalich Aleksey I., PhD in Education, Professor of Tourism Department, Institute of Economics and Culture, Moscow

e-mail: tkalichai@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.02.2021 The article was received on 17.02.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.