Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании'

Педагогические условия формирования гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДИСКУРС УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА / ГОТОВНОСТЬ К ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пецух Ольга Петровна

В статье приводятся результаты исследования проблемы формирования гуманистического дискурса учителя-логопеда в образовательном процессе профессиональной переподготовки, подчеркивается актуальность этой проблемы в контексте идей гуманизации образования. Описаны педагогические условия, которые в совокупности обеспечивают формирование гуманистического дискурса как сущностной характеристики профессиональной готовности учителей-логопедов к личностно-ориентированной логопедической деятельности, представлено методическое обеспечение этих условий. Сделаны выводы о влиянии реализованных условий на становление готовности обучающихся к новому виду профессиональной деятельности, на достижение результатов логопедической деятельности, соответствующих современной концепции специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании»

УДК 378+371.134+37.018.48

Пецух Ольга Петровна

Преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», [email protected], Новосибирск

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИя ФОРМИРОВАНИя ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье приводятся результаты исследования проблемы формирования гуманистического дискурса учителя-логопеда в образовательном процессе профессиональной переподготовки, подчеркивается актуальность этой проблемы в контексте идей гуманизации образования. Описаны педагогические условия, которые в совокупности обеспечивают формирование гуманистического дискурса как сущностной характеристики профессиональной готовности учителей-логопедов к личностно-ориентированной логопедической деятельности, представлено методическое обеспечение этих условий. Сделаны выводы о влиянии реализованных условий на становление готовности обучающихся к новому виду профессиональной деятельности, на достижение результатов логопедической деятельности, соответствующих современной концепции специального образования.

Ключевые слова: профессиональная переподготовка, педагогические условия, дискурс учителя-логопеда, готовность к личностно-ориентированной профессиональной деятельности

Petsukh Olga Petrovna

Instructor of the department ofcorrection pedagogy and special psychology, state autonomous educational establishment of the additional vocational education of Novosibirskaya Oblast «Novosibirsk college for advanced training and retraining of the workers offormation», [email protected] Novosibirsk.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF HUMANISTIC DISCOURSE TEACHERS-SPEECH THERAPY IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Abstract. The article presents the results of a study of pedagogical conditions of formation of humanistic professional discourse teachers-speech therapist in the educational process of professional retraining, conclusions about the impact of these conditions on the formation of students ' readiness for the personality-oriented speech therapy activities.

Keywords: vocational courses, pedagogical conditions, the discourse of teachers-speech therapy, personality-oriented professions

В концептуальных и нормативных документах, отражающих государственную политику в области образования, отмечается, что дополнительное профессиональное образование, осуществляющееся посредством реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, должно быть ориентировано, с одной стороны, на потребности человека в проявлении и развитии своих способностей, в повышении социальной и профессиональной мобильности, с другой стороны, на потребности общества и государства в специ-

алистах, которые обладают готовностью к решению современных социально значимых профессиональных задач. Педагогическое образование, по мнению Е. И. Артамоновой, в XXI веке не может идти по пути узкой профессионализации и специализации, его важнейшее назначение - формирование личности, гуманитарные основания которой (нравственные и ценностные) позволяют расширять горизонты сложного и быстро меняющегося мира [1, с. 21].

Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) актуализирует

проблему освоения педагогами новой (дополнительной) квалификации «учитель-де-фектолог», «учитель-логопед» в процессе профессиональной переподготовки, что является одной из актуальных тенденций развития системы дополнительного профессионального образования. При этом на передний край выдвигаются вопросы формирования профессиональной готовности педагогов к реализации новой концепции обучения и воспитания детей с ОВЗ, предполагающей смещение смыслового центра в специальном образовании в сторону социально-личностного развития детей (О. Е. Грибова, Н. Н. Малофеев, Г. В. Чирки-на, А. В. Ястребова др.).

Новая смысловая наполненность профессиональной деятельности учителя-логопеда предъявляет особые требования к его профессиональному дискурсу, в котором, с одной стороны, вербально объективируются качества личности, с другой - реализуются коммуникативные стратегии и тактики, обеспечивающие эффективность решения современных профессиональных задач. По мнению Т. В. Ежовой [2], в проблеме дискурса учителя интегрируются предельно значимые для современного образования и общества вопросы общения, взаимодействия, взаимопонимания, конструктивного социального диалога. Обоснованность обращения к проблеме формирования гуманистического дискурса в дополнительном профессиональном образовании учителей-логопедов подтверждается результатами социологического исследования «Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями», проведенного ВЦИОМ в 2011 году, которое показало, что в коррекционном процессе часто игнорируются социальные потребности детей в уважении, признании личности, межличностном общении, что отмечалось как самими детьми, так и их родителями. Обусловленность актуальности этой проблемы объективными образовательными реалиями требует ее педагогического осмысления и практического решения на педагогическом уровне.

Целью исследования, проведенного на базе ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» и ФГБОУ

ВПО «Московский педагогический государственный университет», Филиала в г. Новосибирске, была разработка и опытно-экспериментальная апробация педагогических условий, способствующих формированию гуманистического дискурса учителя-логопеда в процессе профессиональной переподготовки педагогов по профилю «Логопедия» в рамках направления «Специальное (дефектологическое) образование» (050700).

Теоретическую основу исследования составили:

- концепции формирования дискурса учителя в процессе профессионального образования (А. Р. Габидуллина, Т. В. Ежова, А. Ф. Закирова, А. К. Михальская, А. А. Мурашов и др.),

- дискурсивные аспекты гуманизации педагогического образования (В. А. Григорьева-Голубева, В. И. Загвязинский, И. А. Зимняя, Г. В. Мухаметзянова, Ю. В. Щербинина и др.),

- научные исследования проблемы формирования готовности педагогов дефектологического направления к личност-но-ориентированной профессиональной деятельности (Р.О. Агавелян, Т.Л. Корженевич, Л.А. Лисуренко, Н.Н. Малофеев, Л.С. Секо-вец, Л.Ф. Сербина и др.),

- концепции развития дополнительного профессионального образования учителей-логопедов в современной социокультурной ситуации (Р.Г. Аслаева, О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Е.В. Колтакова, А.В. Ястребова и др.).

Анализ теоретических источников и практики дополнительного профессионального образования учителей-логопедов позволил выделить в качестве педагогических условий формирования гуманистического профессионального дискурса в образовательном процессе:

1) обогащение содержания дополнительной профессиональной образовательной программы за счет усиления дискурсивных составляющих,

2) включение обучающихся в дискурсивные практики разного типа активными и интерактивными методами обучения,

3) организацию ситуаций субъект-субъектного дискурсивного взаимодействия в открытом образовательном пространстве.

Диалогичность содержания обучения рассматривается в качестве необходимого условия формирования компетентности

современного учителя [4]. В ходе опытно-экспериментальной первое из выделенных условий было реализовано путем преобразования содержания программы аудиторной и самостоятельной работы введением спецкурсов и курсов по выбору, введением дискурсивно-ориентированных тематических единиц в структуру предметно-профессиональных (профильных) дисциплин, что способствовало формированию теоретического и практического знания о гуманистическом профессиональном дискурсе, сущностной характеристикой которого является диалогичность. Как отмечает Н. Г. Пахомова, к ведущим системообразующим характеристикам содержания интеграции медико-психологической и педагогической составляющих профессиональной подготовки логопеда относится «гуманистическая и духовная направленность коррек-ционного процесса» [6, с. 128]. Осмысление обучающимися этой направленности обеспечивалось освоением содержания программы практик, обогащенного заданиями на анализ и конструирование дискурсивно-профессиональных ситуаций как коммуникативных событий. В программу стажировки была введена научно-исследовательская работа, предполагающая, в частности, совершенствование дискурсивных умений обучающихся в коллегиальном режиме профессионально-дискурсивной деятельности.

Создание второго условия обеспечивалось применением методов педагогической герменевтики, разработанных А. Ф. Заки-ровой [3] и адаптированных с учетом специфики дополнительного профессионального образования учителей-логопедов. Эти методы объединяли когнитивные и аффективно-образные моменты интерпретации научного знания в дискурсивных практиках академического типа, способствовали совершенствованию рефлексивно-дискурсивной деятельности обучающихся. При включении педагогов в дискурсивные практики квазипрофессионального типа особое внимание уделялось стимулированию опоры на жизненный и профессиональный личностный опыт. В образовательный процесс вводились интерактивные методы и формы дискурсивных практик учебно-профессионального типа: проблемные диалоговые лекции с участием специалистов смежных профессий,

разные формы интерактивной трансляции инновационных логопедических практик, выездные практические занятия в образовательных учреждениях - местах работы обучающихся и др.

Реализация третьего педагогического условия раскрыла образовательный потенциал субъект-субъектного взаимодействия в группе профессиональной переподготовки как специфическом учебно-профессиональном сообществе педагогов, имеющих объективные различия в подходах к интерпретации проблем профессиональной деятельности учителя-логопеда (педагогов, имеющих опыт работы в должности учителя-логопеда, родителей, воспитателей, представителей администрации ОУ, учителей разных специальностей). Конструирование открытого образовательного пространства позволило организовывать ситуации разновекторного субъект-субъектного профессионального взаимодействия, соответствующие речевым жанрам профессионального дискурса учителя-логопеда. Важным обстоятельством, способствующим формированию гуманистического дискурса учителя-логопеда, явилось становление субъект-субъектных отношений при взаимодействии будущих учителей-логопедов с детьми, имеющими нарушение речи, при целенаправленной организации в образовательном процессе коммуникативных учебных ситуаций.

В Педагогическом словаре понятие «условия» трактуется как совокупность обстоятельств либо облегчающих, либо затрудняющих решение поставленных проблем [7, с. 54]. Для выявления характера влияния совокупности реализованных педагогических условий на решение проблемы формирования гуманистического профессионального дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании в качестве одного из методов исследования был использован метод экспертных оценок. Экспертами являлись руководители стажировок на базе образовательных учреждений и члены Государственной аттестационной комиссии. Оценивался устный профессиональный дискурс выпускников в ситуациях взаимодействия с детьми при логопедическом обследовании и проведении логопедических занятий, взаимодействия с родителями при сборе анамнестических

данных и консультировании, взаимодействия с коллегами и членами Государственной аттестационной комиссии при защите выпускной квалификационной работы, а также письменный профессиональный дискурс - текст ВКР. Процедура оценки предполагала выделение экспертами тех проявлений гуманистической направленности в профессиональном дискурсе выпускника, которые свидетельствуют о том или ином уровне сформированности гуманистического дискурса учителя-логопеда. Критериями оценки послужили:

- мотивационно-целевой (отражающий целевые ориентиры и ведущие мотивацион-ные стратегии профессионального дискурса),

- ценностно-смысловой (позволяющий оценить профессиональный дискурс в аспекте вербально объективирующихся личностных смыслов и ценностей профессиональной деятельности),

- операционально-деятельностный (основание для оценки характера профессионально маркированных речевых действий и поступков).

Систематизация полученных эмпирических данных осуществлялась с учетом разработанных нами показателей высокого, среднего и низкого уровня выраженности гуманистических тенденций в профессиональном дискурсе учителя-логопеда при оценке по каждому критерию. Данные, полученные на заключительном этапе опытно-экспериментальной работы, приведены в представленной ниже Таблице.

Полученные данные свидетельствуют о том, что формированию гуманистического дискурса учителя-логопеда в дополнительном профессиональном образовании способствует создание специальных педагогических условий, преобразующих со-

держание, методы и формы организации образовательного процесса. Применение и-критерия Манна-Уитни подтвердило статистическую достоверность различий в данных исследования профессионального дискурса учителей-логопедов - выпускников экспериментальной группы (ЭГ), в которой были реализованы разработанные условия, и контрольной группы (КГ) профессиональной переподготовки - при оценке по всем критериям: по мотивационно-целевому критерию р=0,007, по ценностно-смысловому критерию р=0,007, по операционально-дея-тельностному критерию р<0,001.

Результаты опытно-экспериментальной работы анализировались также в аспекте готовности педагогов к профессиональной деятельности учителя-логопеда. Данные о трудоустройстве педагогов в соответствии с новой (дополнительной) квалификацией «учитель-логопед» на протяжении первых двух лет после завершения профессиональной переподготовки, подтвердили предположение о позитивном влиянии реализованных в образовательном процессе условий формирования гуманистического профессионального дискурса на становление готовности обучающихся к новому виду профессиональной деятельности: в ЭГ зафиксировано 92% случаев трудоустройства, в КГ - 50%. Доказано также влияние реализованных педагогических условий на готовность учителей-логопедов к личностно-ориентиро-ванной профессиональной деятельности. Выявлены различия в результативности логопедической деятельности, направленной на формирование навыков эффективного коммуникативно-речевого поведения у детей с нарушениями речи, статистически подтверждена связь выявленных различий с характером профессионального дискурса

Таблица - Данные исследования уровня сформированности гуманистического профессионального дискурса учителя-логопеда

Критерии оценки профессионального дискурса Распределение учителей-логопедов (выпускников профессиональной переподготовки) по уровням выраженности гуманистических тенденций в их профессиональном дискурсе, в %

высокий уровень средний уровень низкий уровень

мотивационно-целевой ЭГ-26,92 / КГ-10,72 ЭГ- 57,70 / КГ-39,28 ЭГ-15,38 / КГ-50

ценностно-смысловой ЭГ-23,08 / КГ-14,28 ЭГ-61,54 / КГ- 28,58 ЭГ-15,38 / КГ-57,14

операционально-деятельно стный ЭГ-34,61 / КГ- 7,14 ЭГ-53,85 / КГ-39,28 ЭГ-11,54 / КГ-53,58

учителей-логопедов - выпускников профессиональной переподготовки. Выявлены различия в характере профессионального взаимодействия учителей-логопедов с родителями детей с нарушениями речи, с учителями и воспитателями, участвующими в процессе коррекционного обучения и воспитания, статистически подтверждена связь этих различий с выраженностью гуманистических тенденций в профессиональном дискурсе учителей-логопедов.

Таким образом, реализованные в образовательном процессе педагогические условия формирования гуманистического дискурса учителя-логопеда можно рассматривать в качестве условий, способствующих формированию готовности учителей-логопедов к профессиональной деятельности в соответствии с современными требованиями к ее характеру и результатам.

Библиографический список

1. Артамонова Е. И. Забота международного педагогического сообщества о качестве человеческого потенциала: стратегический подход в свете реальностей XXI века // Педагогическое образо-

вание и наука. - 2013. - №2. - С. 19 - 24.

2. Ежова Т. В. Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя: дис. ...докт. пед. наук. - Оренбург, 2009. - 449 с.

3. Закирова А. Ф. Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики: дис. .докт. пед. наук. - Тюмень, 2001. - 316 с.

4. Мосина М А. Диалогичность как интерактивная основа подготовки учителя иностранного языка // Педагогическое образование и наука. -2011. - №6. - С. 85-89.

5. Одинокова Н. А. Теоретические аспекты формирования готовности студентов педагогического вуза к работе с детьми с особыми образовательными потребностями //Сибирский педагогически журнал. - 2013. - №5. - С. 81-85.

6. Пахомова Н. Г. Содержание и направление интеграции медико-психологических и педагогических знаний в профессиональной подготовке логопедов // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №2. - С. 124-130.

7. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. За-гвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.