Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае'

Педагогические условия формирования гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1257
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / РОДНОЙ КРАЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / CIVICS / HISTORICAL BACKGROUND / NATIVE REGION / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухова Л. А., Махина Н. С.

В статье раскрываются педагогические условия формирования гражданственности младших школьников с использованием краеведческого материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING CIVICS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF HISTORICAL BACKGROUND ABOUT NATIVE REGION

The paper reveals the pedagogical conditions of forming civics of primary schoolchildren using region oriented material

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае»

УДК 371 (075)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

О РОДНОМ КРАЕ

Л.А. Обухова, Н.С. Махина

В статье раскрываются педагогические условия формирования гражданственности младших школьников с использованием краеведческого материала

Ключевые слова: гражданственность, исторические представления, родной край, педагогические условия

В Федеральном государственном

образовательном стандарте начального общего образования существенное значение придаётся условиям организации образовательного процесса.

Теоретической базой для определения совокупности педагогических условий,

формирования гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае, послужили идеи целостности воспитания гражданственности в учебной и внеучебной деятельности [8]. Проектируемая совокупность педагогических условий может быть рассмотрена как возможность формирования гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае в целостном образовательном процессе.

Целостность образовательного процесса проявляется в единстве его компонентов: цель -содержание - средство - результат, где системообразующим фактором выступают цели, которые определяют педагогические условия. Возможности каждого педагогического условия связаны с содержанием, соответствующим поставленным целям. Формирование

гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае требует создания педагогических условий, учитывающих возрастные особенности учащихся, формы, методы, приёмы и средства организации учебного и воспитательного процесса. Анализ исследований по проблематике, связанной с формированием гражданственности младших школьников на основе исторических представлений о родном крае, позволил установить, что младшие школьники проявляют активность в исследовании родного края, которая требует надлежащего применения и творческого развития. Одно из педагогических условий: организация исследовательской

деятельности. Содержанием исследовательской деятельности является освоение методов исследования, применяемых исторической наукой в процессе краеведческой работы. При этом поисковая деятельность не обязательно бывает увенчана краеведческими открытиями, она может быть заключена в подборке и обобщении уже

Обухова Людмила Александровна - ВОИПКиПРО, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected],

Махина Наталья Сергеевна - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент, e-mail: [email protected], тел. (473)26-32-25

опубликованных материалов, статей, заметок и др., записи воспоминаний о событиях жизни края, сборе наглядной информации (рисунков, фотографий, афиш, программок). Исследователь познает и преобразует окружающий мир, наблюдая и экспериментируя. Он является носителем созидательных целей, решает определенные проблемы, вопросы и задачи, обладает«внутренним опытом» как осознанным синтезом всей предыдущей познавательной деятельности человеческого общества, способностью наблюдать, экспериментировать и теоретически обобщать данные наблюдения и эксперимента. Младшие школьники познают азы исследовательской деятельности. Под влиянием взрослых они участвуют в той деятельности, которая взрослыми предложена и одновременно делают попытки к самовыражению, нарушая установленный порядок, внося изменения в деятельность. Готовность младших школьников к исследовательской деятельности определяется не только количеством накопленных ими представлений и понятий, но и качеством мышления, уровнем мыслительных процессов, умением осуществлять анализ, сравнение [13, С.10-12]. Одна из главных особенностей работы по изучению родного края состоит в том, что она включает в себя элементы исследования, поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе [1, С.47-50]. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой и краеведением, учатся самостоятельно добывать знания. Организация исследовательской деятельности младших школьников предполагает составление плана исследования, осознанное распределение

обязанностей, изучение условий, в которых предстоит действовать. При включении младших школьников в исследовательскую деятельность следует учитывать, что эта деятельность должна быть для них посильной, доступной и значимой, тогда она воспитывает, обеспечивает присвоение ценностей. Краеведческая исследовательская деятельность имеет богатые возможности для воспитания гражданственности, предлагая к осмыслению образцы исторических событий. Младшие школьники выполняют различные виды

исследовательских и поисковых работ: учебных проектов (составление родословной своей семьи), творческих (рисунков, поделок, изложений сочинений). Поисковая деятельность по изучению родного края формирует у младших школьников умения самостоятельно добывать нужную им информацию в различных источниках: при

изучении памятников старины, биографий известных людей. Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия [11]. Для учителя организация исследовательской, краеведческойдеятельности требует разграничения двух известных в педагогике понятий «обучение» и «учение». В нашем исследовании мы придерживаемся точки зрения И. С. Якиманской, которая определила обучение как

системупедагогических воздействий,

«направленных на присвоение ребёнком нормативных образцовпознания, созданных обществом», а учение, как «сложный процесспереработки (переосмысления),

собственного опыта, его обучения под воздействием обучения; формирование

психических новообразований - когнитивных, операциональных, мотивационных. Учение- это принятие норматива (имеющего общественную ценность), но обязательно пропущенного через субъектный опыт»[15,]. Исследовательский

характер учебного процесса даёт основание рассматривать обучение как средство, позволяющее раскрыть процесс учения, как субъектную деятельность. В исследовательской деятельности ученик выступает в качестве организатора и равноправного участника этого процесса. При организации исследовательской деятельности учащихся учитель отказывается от пошаговой инструкции, регламентирующей

деятельность ученика, не предлагает готовых образцов выполнения учебных заданий, что широко распространено в начальной школе, он размышляет вместе с учениками, предоставляя возможность сделать собственный выбор и обсудить результаты и причины. Краеведческая деятельность предполагает специальную организацию исследовательской и поисковой работы учащихся, так как выполняемые работы носят творческий характер и связаны непосредственно с практикой или наблюдением. Таким образом, только при четкой организации, участия младших школьников в исследовательской деятельности, возможно формирование у них гражданственности на основе исторических представлений о родном крае.

Следующее педагогическое условие: учёт

возрастных особенностей младших школьников. Младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к обучению в школе. Готовность к обучению определяется уровнем

физиологического, психического и

интеллектуального развития ребёнка. В

исследованиях Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина [2] описаны основные показатели готовности ребенкак школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что характеристики внимания, мышления, речи младшего школьника несут в себе черты как старшего дошкольника в начале школьного обучения, так и черты младшего подростка. Так младший школьный возраст характеризуется нарастанием произвольности, преобладает наглядно-образное мышление, осваиваются элементы понятийного мышления. Речь выполняет функции планирования и регуляции деятельности. Активно развивается воображение. Дифференцируются внутренний и внешний мир [4, С.3-5].

В младшем школьном возрасте все познавательные процессы становятся

произвольными и осознанными. Мышление приобретает абстрактный характер. В развитии памяти усиливается роль словесно-логического смыслового запоминания. Восприятие становится избирательным, целенаправленным,

анализирующим, внимание - управляемым, объем памяти увеличивается в основном за счет логического осмысления материала. В начальной школе у младшего школьника развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни, происходит психологическая перестройка, «требующая от

ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости» [6]. Младший школьник

характеризуется доминированием внешней или, в терминах А. А. Люблинской, практической активности, которую необходимо направить на полезные дела, в нашем исследовании на изучение истории родного края. Учителю особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста - произвольность, внутренний план действий и рефлексию, проявляющиеся при овладении любым учебным предметом при включении ребёнка в краеведческую деятельность.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Согласно А. Н. Леонтьеву, ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой: а) формируются другие, частные виды деятельности, такие как: письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-

композиционной деятельности; б) развивается интеллект как совокупность сенсорноперцептивных, мнемологических и атенционных

функций; в) формируется сама личность субъекта деятельности. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы краеведческой

деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка. Полная характеристика ведущей деятельности приведена в работах Г. А. Цукерман[14].

Результаты современных исследований, посвящённых развитию образного мышления

младших школьников в учебной деятельности, подтверждают сензитивность этого возрастного

периода для формирования представлений об

окружающем мире, что важно для нашего исследования. Младший школьный возраст является сензитивным для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной деятельности, «умения учиться»; раскрытия индивидуальных

особенностей и способностей; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим.

Е.Е. Данилова отмечает, что «глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире» [7, С.205].

Для того, чтобы включить младшего школьника в краеведческую деятельность по формированию исторических представлений о родном крае необходимы специальные и системные педагогические воздействия.

Отсюда, необходимость выделения третьего педагогического условия: стимулирование

творческой активности младших школьников. В формировании исторических представлений младших школьников о родном крае управляющая роль принадлежит учителю, который использует любые возможности для стимулирования и развития творческой активности, учащихся на уроке и во внеурочное время. Изучение исторических событий и фактов, произошедших ранее и происходящих сегодня в малой родине, следует организовать так, чтобы не подменять инициативу ребят, а дать школьникам возможность проявить находчивость, самостоятельность, изобретательность. При таком «ненавязчивом» управлении со стороны учителя учащиеся смогут проявить творческую активность и удовлетворить свою социальную потребность быть и считаться школьниками. Одна из наиболее авторитетных лидеров свободного воспитания Мария Монтессори утверждала, что задача преподавателя помочь ребенку организовать свою деятельность, пойти

своим уникальным путем, реализовать собственную природу. «Новая проблема, - писала она, - заключается, прежде всего, в следующем: организовать среду, соответствующую потребности ребенка» [10, С. 30]. «Учитель в процессе обучения создает ряд зародышей, т. е. вызывает к жизни процессы развития, которые должны проделать свой цикл развития для того, чтобы принести плоды. Привить ребенку, в прямом смысле слова, минуя процессы развития, какие-нибудь новые мысли нельзя, можно только приучить его к внешней деятельности. Для того, чтобы создать зону ближайшего развития, т. е. породить ряд процессов внутреннего развития, нужны правильно построенные процессы школьного обучения». [5, С.133 ]. Мотивирование младших школьников на творческую активность в краеведческом поиске осуществляется в процессе ознакомления их с различными точками зрения на одно и то же историческое событие. Краеведческая деятельность проектируется учителем как внутренне

мотивированная деятельность ученика,

направленная на удовлетворение его

познавательных потребностей. В краеведческой деятельности младший школьник под руководством взрослых сам строит свой процесс познания, овладевает приемами самопознания, самоконтроля, самооценки; имеет право проявить инициативу, сделать ошибку и исправить ее. У младшего школьника возникает необходимость определиться с тем, что он знает о родном крае, где он может применить эти знания, что готов изучить в дальнейшем. В учении реализуются личностные планы ученика, в соответствии с целями краеведческой деятельности, отношением к ней, «норматив» согласуется с его субъектным опытом. Местный материал очень важен при установлении связи исторического прошлого с современностью, он позволяет понять взаимосвязь местного и общего, и в итоге выработать активную, жизненную позицию, зрелое мировоззрение. Практика показала, что использование местного материала на уроках не только не вызывает перегрузки, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса «Окружающий мир», делает знания более глубокими [3, С. 10-15]. Стимулирование творческой активности и формирование исторических представлений младших школьников - одна из задач краеведческой деятельности, осуществляемой в образовательном процессе

начальной школы.

Это делает актуальным четвертое

педагогическое условие: наличие краеведческой среды в образовательном учреждении, которая предполагает систематическое использование местного материала на уроках окружающего мира, ИЗО, технологии, литературного чтения и

постоянная краеведческая внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса и школы позволяют формировать исторические представления младших школьников о родном крае в школьном краеведении. Определяя задачи

внеклассной работы, известный краевед-историк А. Ф. Родин справедливо утверждал, что она направлена на достижение «тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами» [12, С. 10-11]. Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в начальной школе являются: добровольный характер,

возможность удовлетворения и дальнейшего

развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по

краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Основными формами

краеведческой исследовательской деятельности

младших школьников являются работа в школьных музеях, кружках, автобиографический поиск. Нам представляется целесообразным использовать возможности краеведческой среды для включения младших школьников в поисковую краеведческую деятельность в кружках, на учебных занятиях, конкурсах, олимпиадах. Краеведение дает простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин. Историческое прошлое как бы приближает к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. Краеведческий подход позволяет подвести младших школьников от близких, доступных непосредственному наблюдению фактов и явлений к выводам и обобщениям исторической науки, т. е. организовать процесс познания наиболее естественным и доступным путем. Краеведческий принцип в организации образовательной деятельности обусловливает использование событийности как средства формирования личностной значимости ценностей исторического наследия родного края, отношения к нему как личной эстетической, духовно-нравственной и социокультурной ценности.

Т акже он определяет следующую логику организации восприятия истории родного края: восхождение от эмоционального к рациональному, через чувственно-эмоциональное переживание к содержательной стороне, к аксиологическому анализу исторических событий, как части наследия родного края. Как мы уже отмечали, критерием отбора краеведческого материала,

представляющего историческое наследие родного края, является его общественная ценность. Краеведческая среда позволяет донести его до личности так, чтобы оно было воспринято ею как ценностно-значимое для нее. Основным средством, позволяющим решить данную задачу, является событие-переживание. В данном случае мы опираемся на исследования А.Н. Малюкова и П.М Якобсона. А.Н. Малюков доказал, что переживание способствует развитию личности, обогащает ее эмоциональным опытом, вызывает переоценку ценностей, способствует формированию новых ценностных ориентаций [9; С.6-28]. Таким образом, в сочетании классной и внеклассной работ

создается краеведческая среда, объединяющая систему различных видов деятельности:

познавательную, поисковую, преобразовательную, художественно-коммуникативную, популяризаторскую, памятнико-охранительную.

Таким образом, для включения младшего школьника в краеведческую деятельность

направленную на формирование

гражданственности на основе исторических

представлений о родном крае необходимо создать следующие педагогические условия: организовать исследовательскую деятельность младших

школьников с учётом их возрастных особенностей,

стимулировать творческую активность

младших школьников, а так же наличие

краеведческой среды в образовательном учреждении, которая предполагает

систематическое использование местного материала.

Литература

1. Белов А.В. Новые подходы к изучению местной истории и использование краеведческого материала в школе / А.В. Белов // Преподавание истории в школе. - 2000. - №10. - С. 47-50.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Акад. пед. наук, 1968. - 402 с.

3. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» в начальной школе: Беседы с будущим учителем: Учеб. пособие для студ. отд. и фак. нач. классов средн. и высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд, стереотип. / Н.Ф. Виноградова - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144 с.

4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы. / Н.Ф. Виноградова. -М.: Вентана-Граф, 2004. - 240 с.

5. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

6. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1985. - 48 с.

7. Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста. Практическая психология образования / Е.Е. Данилова. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. -С. 204-205.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.

9. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А.Н. Малюков. -Дубна: «Феникс», 1999. - 256 с.

10. Монтессори М. Воспитание и демократия / М. Монтессори / Педагогика Марии Монтессори: курс лекций. - М., 1993. - Ч. 2. - С. 35.

11. Пушкина Т. Ф. Организационнометодические аспекты преподавания основ краеведения на первой ступени обучения: программа и методические рекомендации / Т.Ф. Пушкина - Воронеж: Альбом, 2009. - 52 с.

12. Родин А.Ф. Массовые формы внеклассной работы по истории в восьмилетней школе / А.Ф. Родин. -М.: изд-во АПН РСФСР, 1961. - 127 с.

13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. - 2-е

изд., испр. и доп. - Самара: Учебная литература, 2006. - К.Н. Поливанова. - 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003. -

208 с. 128 с.

14. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: 15. Якиманская И.С. Развивающее обучение /

программа адаптации детей к школе / Г.А. Цукерман, И. С. Якиманская. - М.: Педагогика, 1979. - 144 с.

Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

THE PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMING CIVICS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF HISTORICAL BACKGROUND ABOUT NATIVE

REGION

L.A.Obukhova, N.S.Makhina

The paper reveals the pedagogical conditions of forming civics of primary schoolchildren using region oriented material Key words: civics, historical background, native region, pedagogical conditions

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.