УДК 371(075)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
Н.С. Махина, Л.А. Обухова
В статье раскрываются основные этапы формирования гражданственности младших школьников с использованием краеведческого материала
Ключевые слова: этап, гражданственность,
Становление гражданского общества и модернизация российского государства на современном этапе требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно
участвующего в демократическом процессе. В связи с этим одной из важных проблем современной России стала проблема гражданского воспитания подрастающего поколения.
Понятие «этап» используется в разных значениях. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой «этап - это отдельная часть пути» или «отдельный момент, стадия какого-нибудь процесса» [5, С.913].
В нашем исследовании этап рассматривается как последовательная часть образовательного процесса, на котором используются определенные формы, методы и средства организации классной и внеклассной краеведческой деятельности, обеспечивающие формирование гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае.
Рассмотрим более подробно этапы формирования гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений младших школьников о родном крае. На первом -диагностико-проектировочном этапе материал изучается под руководством и при активном участии учителя, на втором - содержательном этапе краеведческая деятельность осуществляется самостоятельно, используются методы
исследования, и осуществляется исследовательская деятельность по заданному алгоритму и на третьем - оценочном этапе проводится рефлексия и оценка сформированности гражданственности на основе исторических представлений о родном крае. На каждом этапе формирования гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае последовательно реализуются цикл краеведческой деятельности и соответствующие этапу методы.
Цель диагностико-проектировочного этапа - выявление первоначальной сформированности и предпосылок развития
Махина Наталья Сергеевна - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент,e-mail:[email protected] Обухова Людмила Александровна - ВОИПКиПРО, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]
исторические представления, родной край
гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае. На этом этапе учитель ставит учебную цель, исходя из развития у школьников мыслительных операций; предлагает к изучению краеведческий материал доступный для понимания ученика; акцент делается на репродуктивную деятельность младших школьников, включающую изучение экспонатов школьного музея, рисование по образцу предметов старины, исторических событий. Этап начинается с диагностирования начального уровня
сформированности исторических представлений младших школьников о родном крае. Целью диагностирования является диагноз, то есть отнесение единичного к определенному классу (уровню, типу) сущностей, установление соответствия исследуемого феномена определенным нормам и критериям. В процессе диагностирования и оценки первоначального уровня гражданственности на основе исторических представлений младших школьников определяются и уточняются педагогические условия, необходимые для оптимизации процесса формирования
гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае. В частности, диагностические данные, полученные на данном этапе, являются «входной» информацией для следующего содержательного этапа. На практике диагностико-проектировочный этап предполагает включение предметного материала в свободную и игровую деятельность учащихся, при этом учитывается, что игра младших школьников носит сюжетно-ролевой характер и способствует обогащению их исторического опыта. Поэтому краеведческие задания лучше включать только тогда, когда это помогает развитию сюжета игры [4, С.54-57]. Например, педагог может помочь детям организовать рисование или копирование местности исторических событий и размещение на ней исторических объектов в процессе игры; помочь снять мерки «модельеру»; составить расписание движения транспорта. Включая краеведческий материал в учебные занятия, мы использовали различные его сочетания, выбирая из разных образовательных областей. Так, особенно перспективной нам представляется интеграция краеведческого материала с рисованием, лепкой. Кроме того, элементы краеведения включены в музыкальные занятия (используя музыкальные произведения местных авторов), занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Положительным моментом в формировании исторических представлений младших школьников о родном крае на этом этапе является информация и объяснение учителя. В учебном процессе создается атмосфера открытого доверительного
взаимодействия учителя и ученика, формируется мотивация самостоятельного краеведческого поиска; используются информационные, проблемно-игровые и другие формы обучения; в содержании учебного материала актуализируются знания о родном крае, разрабатываются карточки-задания для самостоятельной краеведческой работы учащихся. На этом этапе учитель стимулирует учащихся к изучению родного края, опираясь на интерес к новому виду деятельности и развивая познавательную мотивацию. Учащиеся мобилизуют волевые усилия, направляя их на краеведческую учебную деятельность, в этот период им необходима помощь взрослого, которая постепенно уменьшается. На этом этапе с учетом возрастных особенностей младших школьников формируются первоначальные исторические представления о доме - жилище, доме - семье, доме - родном крае. При изучении жизни и быта жителей Воронежской области в эксперименте использовались фрагменты сказок Воронежской сказительницы Анны Николаевны Корольковой и материалы ее автобиографии [6, С. 167-186]. Чтение сказок учителем и детьми вызывает ситуации нравственного переживания за сказочных героев, их судьбу и на этой базе активизируется творческая активность, развивается воображение младших школьников. Сказочные ситуации легко сопоставляются с современной действительностью, житейским толкованием отдельных явлений и содержанием научных исторических текстов учебника, формируя собственное историческое представление. Анализ жизненных ситуаций сказочных героев позволяет младшим школьникам на эмоциональном уровне почувствовать и понять особенность исторического времени происходящих в сказке событий, получить первоначальные временные и пространственные представления.
На диагностико-проектировочном этапе осуществляется знакомство учеников с музейными экспонатами, памятниками культуры и архитектуры, школой, семьей, видами народного фольклора на первоначальном уровне, не требующем глубокого осмысления событий и фактов. В образовательном процессе многократно реализуется цикл краеведческой деятельности, только для того чтобы включить младших школьников в четкую последовательность процесса формирования исторических представлений о родном крае.
Результатом формирования
гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае на первом этапе являются: в рамках когнитивного компонента - наличие первоначальных знаний и представлений об истории родного края, начиная с истории семьи, школы, города, знаний о краеведческих источниках и постановка на основе
этих знаний новых целей; в рамках эмоционально-образного компонента на эмоциональном уровне создаются образы родного края, которые имеют не конкретный, общий характер, при этом младший школьник опирается на предметные образцы и речевые опоры. В рамках ценностно-мотивационного компонента формируется гражданская позиция, основанная на позитивном отношении к малой родине и ее истории
Цель второго - содержательного этапа: поиск и составление алгоритмов исследования родного края с использованием краеведческого материала. На втором этапе вырабатываются и применяются единые педагогические требования к работе с краеведческим материалом, устному и письменному ответу и культуре речи учащихся. Осуществляется анализ исторических учебных задач и ситуаций.
Основой содержания второго этапа служит познавательная краеведческая деятельность учащихся, результатом которой является согласованное формирование образов исторических событий. Цикл краеведческой деятельности включает количественные и качественные изменения системы заданий, что сильно ограничивает использование эталонов знания (репродукцию).
Это обстоятельство обуславливает приоритет инструктивно-практических, объяснительно-
побуждающих (развивающих) методов. Вместо образца готового знания в качестве источника новых знаний используется информация, самостоятельно отобранная и обработанная в процессе работы над проблемой. Готовая информация в учебном процессе присутствует там, где сбор ее чрезмерно трудоемок или невозможен.
На содержательном этапе формирования гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае краеведческая деятельность строится на знаниях из разных учебных предметов и других источников на уровне фактов, понятий, комплексных проблем. Учащиеся усваивают общепредметные понятия, пытаются решать проблемы на уровне обобщенных знаний. Учитель определяет наглядные пособия, учебники, таблицы, схемы, вопросы, задания, ТСО, способствующие обобщению знаний из различных предметных областей. Учащиеся выполняют действия переноса знаний, синтеза, обобщения при решении краеведческих задач. Возрастает роль цикла краеведческой деятельности в последовательности анализа исторических ситуаций.
Организация уроков в экспериментальной группе включает краеведческую деятельность в малых группах, которые формируются с учетом пожеланий обучающихся и позволяют использовать такие формы деятельности обучающихся на уроке как:
- работа в малых группах с иллюстрациями;
- практическая работа с физической картой Воронежской области;
- самостоятельная работа учащихся по разрезанным карточкам с недостающими данными.
- подготовка выступлений, пересказов содержания картин.
Успешность второго этапа определяют: интегрированный характер содержания
образования; акцент на содержательный аспект краеведческой деятельности; широкое
использование проектных, творческих работ, побуждающих, поисковых, проектно -исследовательских методов; возможность эстетической интерпретации ролевых функций проблемно-игровых фрагментов развивающего обучения; фиксация соответствия между историей любой науки и ее современным содержанием; активное сочетание классной и внеклассной краеведческой деятельности. Второй,
содержательный этап, реализации формирования исторических представлений младших школьников о родном крае, отличается от первого широким использованием творческих проектов. Творческий проект - это самостоятельная творческая итоговая работа, выполненная под руководством учителя. Качество выполнения проекта зависит от того, насколько ученик хорошо понимает цель и задачи исследования, знаком с теоретическими источниками и их содержанием, насколько прочны его знания, умения и навыки, приобретенные в школьном краеведении.
Творческий проект содержит план исследования краеведческой проблемы,
обоснование необходимости его выполнения, рисунки, аппликации, текст. Разрабатываются творческие проекты самостоятельно от начала до конца одним учеником или группой школьников, в некоторых случаях, учащиеся использует в рамках большого проекта результаты выполнения или части готовых проектов. В этой ситуации важна фиксация доли участия в выполнении проекта каждого ученика.
В формировании исторических
представлений младших школьников о родном крае творческие проекты занимают ведущее место, так как результатом их выполнения является творческий образ, отображающий тематику проектирования. Самые первые проекты, которые выполняли учащиеся экспериментальной группы на первом и втором этапах, предполагали интеграцию знаний по окружающему миру, математике, изобразительному искусству и технологии. Результатами первых проектов были открытки или аппликации, включающие изображения жилищ, домашней утвари, быта семьи, традиционной одежды населения Воронежской области и описание исторических событий. На содержательном этапе формирования исторических представлений младших школьников о родном крае учениками выполнялись проекты на темы: «Исследование быта казаков и русских семей, проживающих в южных районах Воронежской области», «Изучение родословной своей семьи», «Составление карты местности своего села (микрорайона)», «Изучение
внешнего вида православных храмов на территории Воронежской области», «О чем могут рассказать предметы раскопок?» и др. В силу своей творческой природы, в таких проектах используется продуктивная деятельность (самостоятельные не по образцу лепка, рисование, конструирование), которая несет в себе элемент психологической разрядки. В ходе нее ребенку можно предлагать задания, содержащие проблему, решаемую практическим путем, а также собственно творческие поручения. Результатом творческих проектов на этом этапе стали серьезные последовательные отчеты о проведенной работе, рефераты, участие в конкурсах краеведческих работ.
Учитывая систематическую краеведческую деятельность в экспериментальных классах, эти проекты не вызвали больших трудностей у учащихся. Последовательное выполнение краеведческой деятельности: изучение и осмысление проблемы, сопоставление событий во времени и в пространстве, анализ фактов и событий, позволяет младшим школьникам понять их сущность, роль и место в развитии родного края, формирует образы и исторические представления о родном крае. Успех открытия, познания нового стимулирует творческую активность младших школьников на дальнейшую краеведческую деятельность.
На этом этапе большую роль играет мастерство учителя по организации исследовательской деятельности, его способность активизировать когнитивный, эмоционально-образный, ценностно-мотивационный компоненты исторических представлений младших школьников о родном крае. Пересмотр предметных рамок, создание интегрированных курсов как внутри предметов, так и между ними, единство методов, комплексность проблематизации, целостность объектов изучения способствуют формированию и развитию исторических представлений младших школьников о родном крае [2]. Позитивный результат достигается за счет проведения творческих работ прикладного характера с одновременным сочетанием классной и внеклассной краеведческой деятельности. Внеклассная краеведческая работа отличается разнообразием форм. Выбор содержания и форм работы, как правило, определяются педагогом исходя из его опыта и круга увлечений. При этом педагог учитывает интересы и возрастные особенности учащихся, возможности использования
социокультурного пространства малой родины, особенности и традиции конкретного образовательного учреждения [1, 96].
В начальной школе в процессе проведения эксперимента применялись следующие формы внеклассной работы по краеведению:
1. Ученические краеведческие
конференции. Главной целью которых, является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами
региона и субрегиона, или направлениями краеведческих исследований учащихся школы.
2. Краеведческие олимпиады. Проводятся ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады - выявить одаренных учеников для создания благоприятных условий их последующего развития, способствовать повышению интереса к школьному краеведению. В олимпиаде принимают участие все желающие школьники. Вопросы олимпиады разрабатываются учителем и касаются как основных программных вопросов курса «Окружающий мир» и факультативного курса «Краеведение», так и выходят за рамки этих программ. Основная группа вопросов отражает профиль регионального курса краеведения. Остальные вопросы касаются всех аспектов содержания краеведческой подготовки учащихся. Формы проведения краеведческой олимпиады различны. Нами использовались: викторины, тестовые задания, мини сочинения, практические задания. По итогам проведения олимпиады учитель знакомит всех участников с правильными ответами на вопросы, анализирует недостатки и ошибки, допущенные учениками. По итогам олимпиады победителям вручают грамоты и поощрительные призы.
3. Краеведческие утренники. Цель краеведческих утренников - развитие интереса к родному краю. Содержание краеведческих утренников включает: встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др., рассказ о работе школьного музея или краеведческого объединения учащихся; тематические беседы («Литературные памятники родного края», «Древний Воронеж», «Воронежцы-Герои Советского Союза и России» и др.); семейные встречи (встреча с семьями старожилов региона, династиями) музыкальные утренники и др.
4. Выставки. Цель проведения выставок -развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки служат творческие работы младших школьников, доклады, рефераты, рисунки, фотографии, макеты, поделки созданные руками участников.
5. Конкурсы. Их главная цель: развивать соревновательность в краеведческой деятельности, будить интерес к истории родного края, (региону). Подготовка и проведение конкурсов способствует развитию знаний учащихся о родном крае, формированию умений работать и общаться в коллективе. Выбирается актуальная тематика конкурсов, она может касаться любых вопросов жизни родного края. Конкурсы организуются и проводятся несколько раз в течение учебного года для различных классов и групп учащихся. Проведения конкурсов и подобных им мероприятий требует специальной подготовки: первоначально определяются цели, контингент и тематика
мероприятия; формируется рабочая группа по его подготовке, состоящая из учителей, учащихся старших и младших классов, выбираются жюри и ведущие. Рабочая группа подбирает материал для проведения конкурса, составляет сценарий его проведения. В самом конкурсе для младших школьников важными моментами являются вступительное слово учителя, подведение итогов и награждение. Экспонаты, представленные на конкурс в дальнейшем использовались учителями экспериментальных классов на последующих уроках. Разовые внеклассные мероприятия (конкурсы, викторины, конференции, олимпиады) и системные (выпуск газет, проектные работы, экскурсии, театрализованные представления, факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся) продолжают урочную краеведческую деятельность, систематизируют, углубляют и расширяют спектр вопросов школьного краеведения и делают работу по формированию исторических представлений младших школьников о родном крае более целенаправленной и разнообразной [3].
Результатом формирования
гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае на втором этапе являются: в рамках когнитивного компонента демонстрируются достаточные знания о настоящем и прошлом родного края, наблюдается понимание временных и пространственных исторических закономерностей, частичное умение на основе знания факта или события создать вербальный или графический образ на заданную тему; в рамках эмоционально-образного компонента в создании образа участвуют эмоции, существенные и несущественные признаки, эмоциональная составляющая уменьшается и образ становится более конкретным; в рамках ценностно-мотивационного компонента - на базе имеющихся мотивов, при соответствующем их подкреплении, появляются новые познавательные ценности при изучении родного края, которые проявляются в личностном принятии отдельных событий и фактов.
Цель третьего оценочного этапа -дальнейшее развитие гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае осмысление содержания процесса, результата и коррекция содержания этапов формирования исторических представлений младших школьников о родном крае. На этом этапе наблюдается наиболее интенсивное развитие познавательной и мыслительной активности учащихся, проявляющейся в исследовательской краеведческой деятельности.
Для достижения положительного эффекта на этом этапе формирования гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае используются:
- структурно-логические схемы разной степени обобщенности изучения родного края, позволяющие ученику выбрать необходимый темп и порядок краеведческой деятельности;
- набор соответствующих вопросов-заданий разнообразного дидактического назначения для организации краеведческой деятельности учащихся;
- наглядные (компьютерные, предметные, графические) модели основных исторических событий;
- ситуационные задачи по основным темам школьного краеведения.
Разнообразные методические приемы, применяемые при работе в группах, помогают учащимся научиться отбирать краеведческий материал для выполнения поставленной задачи, оценивать свой ответ и ответ одноклассника, в процессе такой деятельности развивается саморефлексия.
Результатом формирования
гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае на третьем этапе являются: в рамках когнитивного компонента знания о родном крае, его истории, временные и пространственные представления об исторических событиях родного края; в рамках эмоционально-образного компонента на основе полученных в краеведческой деятельности знаний создавать образы на заданную тему и на их основе формировать исторические представления о родном крае; в рамках ценностно-мотивационного компонента сформированы познавательные мотивы к изучению родного края, осознается личностная значимость краеведческой деятельности для формирования исторических представлений. Успешной реализации каждого компонента способствуют разработанные педагогические условия, творческая активность учащихся в выполнении учебных проектов и других видов краеведческой деятельности, актуализация когнитивного, эмоционально-образного, ценностно-мотивационного компонентов исторических представлений младших школьников о родном крае, что с учетом возрастной зоны ближайшего развития младших школьников имеет не случайный характер. Таким образом, разработанное содержание этапов формирования гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае способствует развитию личностных качеств каждого ученика в процессе краеведческой деятельности; расширяет и углубляет знания учащихся о малой родине; способствует формированию исторических представлений о родном крае.
Практическая реализация этапов формирования гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае сопровождалась рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями обучающихся: на первом этапе школьники усваивают и понимают предметные, материальные, природные краеведческие материалы и не готовы (за редким исключением) создавать образы исторических событий. Формирование
гражданственности на основе исторических представлений на основе созданных в краеведческой деятельности образов событий родного края приходит на третьем этапе, после личностного принятия и осознания сопричастности судеб своей семьи, собственной и родного края. Анализ проблем, связанных с формированием гражданственности на основе исторических представлений младших школьников о родном крае, позволяет сделать вывод о необходимости корректировки разработанных этапов:
- для развития образного мышления младших школьников конкретизировать систему практических работ по краеведению; - для формирования гражданской позиции младших школьников усилить гражданственно-
патриотический аспект региональной программы по краеведению для начальной школы.
Литература
1. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению / Б.А. Заруцкий - М.: Просвещение, 1965. - 103 с
2. Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по курсу «Окружающий мир» / Составление Н.С. Махиной, Л.А. Обуховой. - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. - 204 с.
3. Край родной Воронежский. Классные часы, праздники, внеклассные мероприятия по краеведению (1-4 классы) / Составление О.Е. Жиренко, Н.С. Махиной -Воронеж: ВОИПКиПРО, 2009. - Вып. 1 - 140 с.
4. Лаптева Л.Ф. Краеведческие игры / Л.Ф. Лаптева // Преподавание истории в школе. - 2003. - №2. -С. 54-57.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
6. Померанцева Э. Русские сказочники. Пособие для учащихся / Составление Э. Померанцева. - М.: Просвещение, 1976. - 190 с.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
THE MAIN STAGES OF FORMING PRIMARY SCHOOLCHILDREN CIVICS ON THE BASIS OF HISTORICAL CONCEPT OF NATIVE REGION
N.S. Makhina, L.A. Obukhova
The paper reveals the main stages of forming primary schoolchildren civics using region oriented material
Key words: stages, civics, historical background, native region