Научная статья на тему 'Школьный музей:этапы формирования центра национального самосознания учащихся'

Школьный музей:этапы формирования центра национального самосознания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьный музей:этапы формирования центра национального самосознания учащихся»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

31

Школьный музей: этапы формирования центра национального самосознания учащихся

Директор МОУ СОШ №2 (г. Алагир)

Л.Ч. Коченова

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто

- обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Примечательно, что с этим давно никто не спорит. Но нельзя не признать, что идея эта не доведена до уровня практического использования в массовой образовательной практике.

Разработке педагогической технологии проведения учебных исследований со старшими школьниками посвящена экспериментальная работа в школе.

Практика проведения учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой

Л.Ч. Коченова

группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Экспресс-исследования предполагают массовое участие детей - и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть метода сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Возможны эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), теоретические, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Например, для проведения фантастических исследований можно предложить темы: архитектура будущего (поручить детям оперативно составить проекты жилого дома будущего, школьного здания будущего, магазина и др.); неземные цивилизации; фантастические рассказы и др.

Теоретические экспресс-исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам. Но здесь с особой остротой проявляется проблема источников информации.

Задача исследователя - собрать материал из книг и других источников по заранее предложенным темам, которые чаще всего были связаны с историей,краеведением.

Долговременные исследования проводятся во внеучебной деятельности. Методическая сторона долговременных исследований может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

• ученик-исследователь выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

• предлагает возможные варианты решения;

• собирает материал;

• делает обобщения;

• готовит проект (доклад, макет и др.);

• защищает проект.

Цели школьного НОУ органично совпадают с интересами учеников. Это:

ГОИ 9

№ 3

32

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ

• выявление у учащихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

• привлечение учеников к исследовательской деятельности и развитие их творческих способностей;

• формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

• содействие в профессиональной ориентации;

• развитие целеустремленности и системности в деятельности учащихся;

• самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

В Алагирской школе № 2 научное общество учащихся существует с 2000 года. Тематика исследований учащихся связана с историей школы, личности, семьи, республики, страны.

Национальная проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, поскольку то, что рядом, остается малоизученным. Особенно это касается истории школы, личности, устной истории. Изменения, происшедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс «открытия» архивов - все это позволяет исследованиям по краеведческой тематике быть актуальными и интересными.

Наиболее распространенными направлениями изучения родного края являются:

- историко-краеведческое;

- туристско-краеведческое;

- архитектурно-краеведческое;

- социально-экономическое краеведение;

- культурологическое краеведение.

Деятельность школьного НОУ выстраивается

в соответствии с этими направлениями. Важнейшим условием эффективной организации исследовательской деятельности учащихся является осуществление компетентного своевременного управления данным процессом.

Управление осуществляется школьным Музейным Обществом Старшеклассников - МОСТ.

Школьный научно-методический совет на своих заседаниях дает оценку текущему состоянию исследовательской деятельности учащихся в школе, принимает решения об обобщении опыта выполнения ученических исследовательских работ и использовании их результатов в учебновоспитательном процессе.

Руководитель МОСТа :

• осуществляет общее руководство исследовательской деятельностью в школе;

• организует обсуждения предложений школьного научно-методического совета и пред-

метных методических объединений по развитию и совершенствованию исследовательской деятельности учащихся; применению результатов исследовательских работ в учебно-воспитательном процессе;

• организует рассмотрение и утверждение кандидатур руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, рабочих программ и отчетов по исследовательской деятельности;

• проводит методическую работу с руководителями методических объединений и с руководителями ученических исследовательских работ;

• организует материально-техническую поддержку научного общества учащихся.

Предметные методические объединения на своих заседаниях назначают руководителей и исполнителей ученических исследовательских работ, утверждают их темы. Непосредственное руководство научной деятельностью учащихся осуществляют наиболее квалифицированные педагоги школы, а также специалисты и научные работники, привлекаемые к руководству исследовательскими работами учащихся извне.

К обязанностям руководителя ученической исследовательской работы по краеведению относятся:

• составление примерного перечня тем исследовательских работ на основе

анализа степени изученности тех или иных вопросов из жизни родного края, истории школы, роли личности в истории;

• оказание помощи учащимся в выборе тем для исследований;

• составление рабочих программ исследований;

• текущее руководство, методическая, организационно-техническая помощь, постоянное консультирование учащихся;

• контроль выполнения основных этапов исследовательских работ;

• выработка рекомендаций по применению результатов ученической исследовательской работы в учебно-воспитательном процессе;

• оказание помощи исполнителям исследовательских работ в подготовке к участию в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах творческих работ;

• оказание помощи ученикам в публикации результатов выполненных исследований и дальнейшей исследовательской деятельности.

На основе накопленного опыта руководители МОСТа пришли к выводу о том, что организацию исследовательской работы учащихся в общеобразовательной школе следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:

Л.Ч. КОЧЕНОВА. ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ: ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРА ... 33

I - подготовительный (3-7-й классы);

II - развивающий (8-9-й классы);

III - собственно исследовательский (10-11-й классы).

Первый, подготовительный этап предполагает формирование у ребят навыков научной организации труда, быстрого чтения, обучение их работе с учебниками и словарями. На этом этапе происходит вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности, а также формирование познавательного интереса к изучению родного края и выявление наиболее способных к творчеству учеников. Внедрение интегрированной программы по курсам окружающего мира и истории родного края, окружающего мира и физики, окружающего мира и иностранного языка способствует пробуждению познавательной и исследовательской деятельности учащихся. Научные общества на этом этапе - это начало формирования начальных элементарных навыков исследовательской деятельности.

Второй, развивающий этап предполагает совершенствование у учащихся навыков научной организации труда, активное расширение их кругозора. Важнейшую роль в развитии интереса к краеведению на данном этапе играет деятельность школьных внеклассных объединений: МОСТ, «Исследователи языков», «Филологи». Заметное влияние на формирование исследовательских навыков ребят оказывает специализированный курс для членов МОСТа «Архивное делопроизводство и документоведение», на занятиях по которому ученики осваивают специфику работы с первоисточниками, знакомятся с деятельностью архивов. Учащиеся 89-х классов при желании вступают в научное общество учащихся, где вместе со старшеклассниками приобщаются к осмыслению научно-исследовательской деятельности.

Третий, собственно исследовательский этап является этапом непосредственной научно-исследовательской деятельности учащихся, в ходе которого ведется разработка как общешкольных тем, так и проектов ребят.

Чтобы исследовательская деятельность учащихся в школе имела постоянную перспективу, необходимо обеспечить преемственность в данной работе. С этой целью учащиеся старших классов могут проводить беседы, классные часы, социологические исследования среди младших школьников. Ученики второй ступени могут быть экскурсоводами в школьном музее.

Важнейшую роль в осуществлении преемственности играют отчетные заседания научного общества учащихся, на которых в театрализованной форме происходит «передача эстафеты» исследовательской деятельности от выпускников «последующим поколениям».

Организуя деятельность школьного научного общества, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся. К ним относятся:

• соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

• добровольность выбора темы учащимся;

• максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;

• компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;

• уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы.

Первые экспонаты школьного музея открыли первым участникам МОСТа огромный пласт жизненной истории не только школы, но истории страны, истории отдельных семей, фамилий, личности. Каждый участник полевого сбора материалов музея соприкоснулся с великой силой духа советского человека, огромной духовной культурой старших поколений. Это самый важный итог исследовательской научной деятельности учащихся. Для формирования важнейшего интегративного качества человека - гражданственности

- необходима концентрация усилий учителей и воспитателей. Ведь именно гражданственность во многом определяет ценностные ориентации, нравственные убеждения.

Литература

1. Титов Е.Б. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности. - М.: Педагогика, № 9, 2003.

2. Савенков А.И. «Одаренный ребенок в массовой школе». -М.: Сентябрь, 2001.

3.Савенков А.И. «Содержание и организация исследовательского обучения школьников». - М., 2005.

ГОИ 9

№ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.