Научная статья на тему 'Теория и практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению'

Теория и практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1539
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теория и практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению»

Теория и практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению

Семёнова

Тамара Аркадьевна,

Заслуженный учитель России, Почётный учитель Кузбасса,учитель МОУ Тисульская средняя общеобразовательная школа № 1, п. Тисуль Кемеровской области

Экспозиция школьного краеведческого музея

Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, формированием у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Этим обусловлено введение в образовательный процесс образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Вопрос о том, когда исследовательский метод обучения стал использоваться в образовательной практике, имеет ясный и вполне точный ответ - он используется с того момента, как появилась сама потребность в обучении, но в целом линия исследовательского обучения развивалась очень непоследовательно.

Одним из первых известных нам учёных, активно внедрявшим в практику обучения исследовательские методы, был Сократ. Делал он это ещё в V веке до Рождества Христова. Сократ - автор метода, названного впоследствии «сократической беседой» (в наше время называют «эвристической беседой»).

Наше внимание к слову «эврика» («нашёл»), от которого произошло это название, приковано с того времени, когда, согласно древней легенде, Архимед выкрикнул его, решив сложную задачу. А широко известный сегодня термин «эвристика» -название науки о творчестве, искусстве делать открытия -предложил чешский философ и математик Бернард Больцано (1781-1848).

С именем Платона связано неотделимое от современной науки понятие - академия. Оно ассоциируется в нашем сознании с понятиями: учёный, исследователь, наука.

Любознательность - главный мотив исследовательского поведения. Необходимо учитывать «природу человека», природа сама ориентирована на познание окружающего.

Одним из первых, в начале ХХ века, стал пропагандировать и развивать эту идею американский педагог и философ Джон Дьюи. Он настаивал на том, что ребёнок - центральная фигура в процессе обучения, «он солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс» (8, с. 21).

Известный русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал о том, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины.

Исследовательские методы обучения активно использовались в отечественной образовательной практике в 20-е годы (И.Г. Автухов, П.П. Блонский, Ш.И. Ганелин, Б.Е. Райков, А.П. Пинкевич, С.Т. Шацкий и другие).

Затем, в начале 30-х годов, от этого отказались, и лишь в 90-х идеи исследовательского обучения были частично реабилитированы. Сейчас элементы исследовательского подхода к обучению широко используются в отечественных школах.

Дело в том, что исследовательская деятельность старшеклассников является сегодня одним из способов преодоления «знаниевой» парадигмы образования и доминирующего пока ещё репродуктивного метода обучения, потому что не только позволяет учесть реальные интересы и образовательные потребности ученика, но и ориентирует на углубление знаний (6, с. 118).

В последнее время значительное внимание уделяется деятельности учащихся, связанной с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением. При правильно организованном подходе к исследовательской деятельности школьники, как правило, с удовольствием погружаются в атмосферу науки, творческого поиска и сотрудничества.

Главный смысл исследования в сфере образования вижу в том, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке (3, с. 6).

Очень часто в старшей школе наблюдается такая ситуация: ученики к 10 - 11 классу утрачивают любознательность, которая была свойственна каждому из них от момента рождения. Исследовательская деятельность учащихся - пример повышения мотивации к обучению, ведь, как известно, каждый ребёнок изначально - исследователь, поэтому наша педагогическая задача - помочь ему раскрыться, активизировать тот творческий потенциал, который в нём заложен. А тот, кто испытал хоть раз в жизни восторг творчества, тот никогда не забудет этого блаженного мгновения, и будет жаждать повторения.

Другим важным средством активизации познавательной деятельности учащихся является краеведение. Оно устанавливает и поддерживает живую связь времён, поколений. У времени есть своя память - история. В этом особая сила и ценность исторического краеведения.

Экспонаты школьного музея

Экспонаты школьного музея

Для понимания современных задач развития исторического краеведения определённое значение имеет понимание историографии его развития, определение этапов, их направленности, целей, задач.

В Х1Х~ХХ веках в России оно прошло три основных этапа развития.

Краеведение зародилось как научно-общественное движение в пореформенной России. Тогда оно привело к массовому открытию археологических памятников, сбору коллекций, созданию музеев. Такой эта работа оставалась до начала 30-х годов ХХ века.

Период со второй половины 30-х до конца 60-х годов ХХ века надо характеризовать как «мёртвый сезон», когда в краеведческом движении наблюдается спад. Характерным стало огосударствление науки, идеологизация исторического знания вообще, в том числе и краеведения. Оно стало ненужным и опасным в силу своей общественной народной специфики.

С 70-х годов ХХ века наступает современный этап краеведческого движения. Особенность его в научно-педагогической направленности: лагеря молодёжи и школьников по интересам, массовый характер носят школьные музеи, поисковая работа по этнографии, Великой Отечественной и Гражданской войнам. Краеведение приобретало ярко выраженный политический характер. Оно охватывало исключительно школьную молодёжь, в меньшей степени студенчество и совсем никак не привлекало другие слои населения. Оно было сориентировано, в основном, на изучение истории советского периода. Это отвечало общей партийной концепции, направленной на гипертрофированное освещение истории советского периода, успехов социалистического строительства, забвение отечественной истории и формирование представлений о ней как только лишь о периоде, предшествовавшем Октябрьской революции.

Краеведение приобретает силу и значимость тогда, когда оно имеет конкретную направленность. Нужна новая концепция краеведения. Полностью согласна с мнением историка А.И. Мартынова: «Прежде всего, это движение необходимо освободить от какой-либо политической направленности, оно должно быть направлено вглубь не к политическим, а истинным историческим ценностям, формировать новое видение истории» (5, с. 18).

В краеведении Сибири важными являются такие аспекты: освоение края русскими, изучение возникновения сёл, изучение их названий, путей заселения края, жизни первых переселенцев. Исключительно важна поисковая работа по истории Московского тракта, строительству Транссибирской магистрали, по истории меценатства, роли купеческого капитала в раз-

витии промышленности, культуры, в целом по культуре сибирских городов и волостных центров.

Огромное, неисчерпаемое поле краеведческой деятельности по сбору материалов по христианской культуре, духовности, деятельности конкретных приходов, приходских школ, роли духовных миссий, монастырей. Вместе с тем, необходима поисковая работа по варварскому уничтожению храмов, репрессиям против духовенства.

Тема репрессий, социальной политики коммунистического режима на селе, изучение судеб семей, отдельных личностей, прошедших принудительно через так называемые «стройки коммунизма», ГУЛАГи, раскулачивание - все эти проблемы должны занять своё место в историческом краеведении (5, с. 19).

В настоящее время неизмеримо возрос интерес к истории России. Краеведческая работа по сбору местного материала получила в нашей стране огромный размах. Каждый учитель истории подходит к изучению родного края как исследователь и чувствует ответственность за научность используемого материала, пытается его как-то систематизировать. Историческое школьное краеведение как составная часть учебно-воспитательного процесса выполняет функции, присущие педагогическому процессу в целом.

Автор считает целесообразным объединить оба направления, скоординировать общепедагогическую и историко-краеведческую деятельность в своей методической разработке «Теория и практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению».

Данная методическая разработка адресована педагогам и школьникам, которые занимаются исследовательскими работами по краеведению. Её цель: помочь освоить азы исследовательской деятельности в области краеведения одновременно на теоретическом и практическом уровнях. Реализация творческого исследовательского подхода в школе, по мнению автора, происходит через сотворчество в совместной исследовательской деятельности учащегося и педагога. Основные задачи:

1. Раскрыть структуру исследовательской деятельности учащихся на теоретическом уровне.

2. Обобщить собственный опыт по руководству исследовательской деятельностью школьников, занимающихся историческим краеведением.

3. Разработать методические рекомендации для руководителей исследовательских работ школьников.

Основные методические принципы данного исследования апробированы автором в Тисульской средней общеобразовательной школе № 1 Тисульского района Кемеровской области.

Экскурсия в Тульском историческом музее

Экспонаты школьного музея

Глава I. Теория исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению

1.1. Вводный этап - подготовка к организации исследования

Прежде всего, надо задуматься над вопросами: что, как, где, когда, кем,, с помощью чего будет исследовано, нужна программа исследования - тот идеальный план действий исследователя, который необходим для логической последовательности действий (7, с. 76).

Исследование начинается с формулировки проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. Умение выбрать тему - талант.

Основные требования к тематике исследовательских работ по краеведению:

1. Учёт познавательных интересов школьников.

2. Актуальность исследования.

3. Возможность использования нетрадиционного подхода к решению исследовательских задач.

4. Практическое значение результатов исследования.

Тема - область и ракурс исследования.

Пример: «Земля Тисульская в ХУИ-ХУШ веках».

Актуальность - это ответ на вопрос: зачем и почему мы изучаем именно эту тему, проблему.

Пример: «В настоящее время неизмеримо возрос интерес к истории России. Особое внимание привлекает к себе местная история, которая зачастую оказывается менее изученной. Освоение края русскими людьми, изучение истории возникновения сёл, изучение их названий, истории первых переселенцев - это важные аспекты истории. Исключительно важна поисковая работа по истории сибирских городов и волостных центров, так как эти разделы исторических знаний были в забвении в нашей политизированной исторической науке».

Разработка стратегии исследования.

Стратегия исследования - определение его перспектив, конечного результата, основного направления его проведения. К стратегическим операциям относятся: выявление противоречия, проблемы и цели (1, с. 37).

Проблема - это конкретный вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием.

Пример: Когда на территории Земли Тисульской появились первые русские посления?Когда основан Тисуль?

Цель исследования - это мысленное предвидение его результата, то, чего намерены достигнуть в процессе исследования. Цель должна быть конкретной, доступной, нужной, интересной.

Откуда вытекает смысл целей исследования?

Конечно, из проблемы. Вот почему, по вполне понятным причинам, цель и проблема у многих исследователей по формулировкам почти совпадают. Только проблема имеет вопросительную форму постановки, а цель - всегда утвердительную (1, с. 44).

Пример: выяснить и обосновать дату основания п.г.т. Тисуль.

Тактика исследования - это система локальных практических действий, направленных на достижение цели. Вырабатывая тактику, исследователь определяет объект, предмет поиска, разрабатывает его гипотезу, формулирует задачи, отбирает источники и базу исследования, выбирает методы (1, с. 46).

Объект исследования - научное пространство, в рамках которого ведётся данное исследование, ответ на вопрос, что именно мы исследуем.

Пример: жизнь и деятельность местного населения Земли Ти-сульской.

Предмет исследования - это часть объекта исследования, которая подлежит особенно тщательному изучению, отдельные стороны, свойства, характеристики объекта, ответ на вопрос: что именно в объекте исследования мы изучаем, какую сторону объекта.

Тема частично может совпадать либо с объектом, либо с предметом исследования. Это нормально (1, с.49).

Пример: заселение Земли Тисульской чулымскими тюрками и русскими переселенцами в ХУН-ХУШ веках.

Гипотеза исследования - обоснованное предположение, требующее проверки на опыте, это предполагаемый ответ на заданный вопрос. Формулировка гипотезы, пожалуй, наиболее трудная часть проектирования нового исследования. Её почитают за вершину научного мастерства. Вся последующая исследовательская работа есть доказательство гипотезы.

Есть исследования, в которых гипотезы доказываются, то есть подтверждаются полностью, но абсолютное большинство исследований такие, где гипотеза доказывается лишь частично (1, с. 52).

Пример гипотезы: в конце XVIII века на месте, где сейчас расположен п.г.т. Тисуль, проживало русское население.

Только после разработки гипотезы можно приступать к задачам своего исследования.

Экспонаты школьного музея

На экскурсии

Задачи - поэтапное достижение цели, это направления деятельности по достижению цели. Можно разделить сложные задачи на две - три простые, затем расставить их по порядку, отшлифовать формулировки. Примеры задач:

1. Выяснить состав населения, проживающего на территории Земли Тисульской в XVII-XVIII веках, его быт и культуру, особенности языка, которые нашли отражение в топонимике района.

2. На основании нового документа («Экстракт» Гмелина - Клеопина) выявить, почему не удалась попытка основать сереброплавильное производство на реке Каштак в конце XVII века.

3. Собрать сведения о том, какие записи о Земле Тисульской оставил в своих дневниках немецкий историк Г.Ф. Миллер во время путешествия по Сибири.

4. Изучить Указ Томского губернского правления Кузнецкому окружному суду, который недавно обнаружен в Государственном архиве Кемеровской области Ермолаевым А.Н.

Метод исследования - способ достижения определённой цели, то, с помощью чего и как мы будем исследовать. Метод -добытчик информации (1, с. 62).

Методы подразделяются на два огромных и вполне самостоятельных класса: получение и сбор научно значимой информации и методы её обработки.

Первый класс методов подразделяется на теоретические и практические методы.

Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, моделирование и другие.

Практические (эмпирические): наблюдение, опрос, интервью, беседа, изучение документов и другие.

Применение практических методов может сочетаться с теоретическими или статистическими методами обработки получаемой информации.

Примеры: работа с копиями документов из центральных архивов страны, хранящимися в фондах Кемеровского областного краеведческого музея, материалами Государственных архивов Томска и Кемерово; изучение Краткого топонимического словаря Кемеровской области; анализ прессы; беседы со старожилами п. Тисуль.

Теперь самое время перейти к проектированию хода исследования.

Ход исследования - это составные части исследовательской деятельности, выполняемые за определённый промежуток времени, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска.

2.

3.

Пример планирования хода исследования: Изучение Указа Петра I «О посылке в Томск грека Александра Левандиана с товарищи для изыскания в Сибири серебряных руд и о размножении рудников», экспедиционных материалов Г.Ф. Миллера и других источников по данной теме. Определение по карте и на местности местонахождения Каш-такского острога и рудника.

На основе описания Каштакского острога в книге Д.Я. Резуна и Р.С. Васильевского «Летопись сибирских городов» создание реконструкции его внешнего вида.

Описание и нанесение на карту маршрута исследователя Г.Ф. Миллера по Земле Тисульской в 1740 году. Документальное подтверждение даты основания Тисуля. Составление Краткого топонимического словаря Земли Тисульской.

Хочется заметить, что на первом этапе работы учитель помогает юному исследователю определить направление исследования, корректирует цели и задачи, определяет вместе с ним индивидуальный «маршрут» исследования и выступает консультантом на этом маршруте.

1.2. Эмпирическая часть - сбор и систематизация собственного исследовательского материала

Человек формируется и развивается в действии. Именно на этом этапе исследования осуществляется принцип «деятель-ностного» обучения, который воплощается, прежде всего, через самостоятельную практическую работу учащихся.

Ставится задача - собрать как можно больше информации о предмете изучения.

В работе по краеведению можно использовать самые разные исторические источники как личного, так и официального происхождения.

Это могут быть устные источники - рассказы людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями которых они были.

Это могут быть материалы и документы из домашних, государственных, общественных архивов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Какие письменные источники представляют для исследователя особый интерес?

Это, прежде всего, неопубликованные воспоминания, разного рода биографические записки, дневники, письма.

Важный источник - разного рода личные документы, хранящиеся в семейных архивах: удостоверения личности, трудовые книжки, справки и т.п. С их помощью можно проверить биографические данные, определить степень достоверности собранного материала.

Чрезвычайно важным источником могут оказаться разного рода фотодокументы. Старые фотографии (отдельные снимки или целые альбомы) можно найти в семейных, школьных и государственных архивах.

На экскурсии

Кроме письменных источников, важной отправной точкой в поисках могут стать старые вещи и предметы, так как они отражают личность и образ жизни их владельца.

Краеведческая деятельность должна распространяться на самые различные пласты народной культуры: сельский и городской фольклор, явления моды, динамика её развития: живая разговорная речь, включая жаргоны разных социальных групп; деятельность формальных и неформальных объединений; феномен китча; эволюция мира повседневных вещей - всё это должно находиться под пристальным вниманием краеведа.

Вопрос заключается в том, насколько способен тот или иной исследователь заметить и оценить степень происходящих изменений в человеческом сообществе (5, с. 32).

Выход на природу

На сбор материала и черновую обработку уходит, как правило, две трети времени исследователя.

1.3. Аналитическая часть - обработка, анализ, сопоставление, интерпретация полученного исследовательского материала в соответствии с теоретической частью

После проведения исследования с помощью выбранных методов и методик исследователь получает результат. Собрав материал, следует представить, что с ним дальше делать, то есть какими методами этот результат будет обрабатываться.

Методы обработки данных:

1) количественные (статистические);

2) качественные (анализ содержания);

3) качественно-количественные (комбинированные).

Количественные методы - проще, но наиболее интересны

для учащихся количественно-качественные.

Без качественных методов обработки данных невозможен анализ, а только описание.

Предпочтительнее применять качественно-количественные методы обработки данных. Эти методы, с одной стороны, позволяют учащимся не терять интереса за абстрактной статистикой, а с другой стороны, они наглядно показывают зависимости, сходства, различия (7, с. 80).

Пример использования методов обработки данных.

Из путевых записок Г.Ф. Миллера:

«Речка Тус-Юл, в 10 верстах от предыдущей, впадает в Сердь. Здесь находится 15 татарских юрт и домов, при которых также содержится почтовая станция. Здесь переночевали» «Никольское (сейчас это город Мариинск) село или погост - на западном берегу Кии. Имеет церковь, по-свящённую св. Николаю, которая была построена для здешних татар, которые приняли святое крещение. При церкви имеются три русских дома и шесть татарских юрт»

Таким образом, сопоставляя эти данные, можно предположить: в 1740 году почтовая станция на реке Тус-Юл (Тисуль) по числу жителей, видимо, превышала село Никольское, правда, в последнем уже была церковь.

Теоретический анализ и обобщение результатов включает:

- вербальное (словесное) описание полученного материала после статистической обработки;

- первичную интерпретацию (объяснение) результатов (в соответствии с гипотезой);

- вторичную интерпретацию результатов (в соответствии с данными науки и результатами других исследований).

Выводы:

- оценка степени реализации целей и задач проведённого исследования;

- частные и общие выводы в соответствии с гипотезой;

- осознание теоретической и практической значимости исследования;

- конкретное практическое следствие (рекомендации) (7, с. 81).

Пример: подводя итог исследованию, можно сделать следующий вывод: моя гипотеза, заключавшаяся в том, что в конце ХVШ века на том месте, где сейчас расположен наш посёлок Тисуль, проживало русское население, частично подтвердилась. Документально установлено, что в 1822 году Тисуль получил статус деревни, а в 1832 году - села. А что было на этом месте раньше: заимка, хутор или выселок, в документах не сказано, так что точной даты основания п.г.т. Тисуль установить пока не удалось.

1.4. Оформление исследовательской работы

Итогом работы любого исследователя должна быть рукописная или печатная книга (отчёт, статья, реферат, сочинение). Научный результат, не донесённый до читателя, считается несуществующим (6, с. 56).

Реферат учащегося - краткое изложение в письменном виде содержания и результатов его индивидуальной исследовательской деятельности.

В этнографическом музее

Оформление исследования включает:

кратко, но чётко сформированную программу исследования;

описание особенностей проведения исследования;

краткое обзорное описание результатов;

результаты первичной обработки данных;

анализ полученных данных;

выводы;

приложения (7, с. 81).

Агрономические исследования

В отличие от других письменных творческих работ, выполняемых старшеклассниками, реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из четырёх частей: введения, основной части, заключения и списка литературы (библиографии). Кроме того, к нему оформляются приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. Общий объём введения, основной части и заключения должен составлять 10 - 15 страниц машинописного текста, введение - 10-20% от общего объёма работы, заключение - 10% (10, с. 57)

Вводная часть включает: обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность); предмет и объект исследования, проблему, гипотезу исследования, постановку целей и формулирование задач; краткий обзор и анализ источников информации.

В основной части исследования раскрываются основные положения выбранной темы; демонстрируются навыки подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявляется собственное мнение учащегося, сформированное в процессе работы с источниками и литературой. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате.

Излишняя высокопарность, злоупотребление терминологией, объёмные отступления от темы, сжатость или растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

Заключительная часть состоит из подведения итогов выполненной работы, краткого и чёткого изложения выводов на основе гипотезы исследования, анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

Оформление реферата производится в следующем порядке:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть, разбитая на главы и параграфы.

5. Список литературы и источников.

6. Приложения.

Каждая часть начинается с новой страницы. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счёт нумерации начинается с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля: справа - не менее 1 см, слева - 3 см (для подшивки и заметок).

Приложения нумеруются по отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник, а при необходимости и указание на масштабные единицы.

На написание и оформление работы тратится, как правило, треть общего времени, затраченного на исследование.

1.5. Апробация результатов исследования

Результаты исследований становятся достоянием науки только после того, как они прошли различные формы апробации.

Апробация - проверка результатов на прочность Общество выработало несколько общих форм апробации результатов исследования:

- доклады на конференциях;

- квалифицированные защиты;

- научные дискуссии;

- публикации (2, с. 35).

В рамках школьного исследования самый действенный метод апробации - выступление на научных конференциях.

Процедура защиты на конференции исследовательской работы в форме реферата состоит из этапов:

- выступление учащегося с докладом по теме реферата;

- ознакомление конференции с рецензией руководителя;

- ответы учащегося на вопросы участников конференции (в пределах темы реферата).

Выступления должно включать:

- обоснование актуальности темы;

- изложение поставленных в нём целей и задач;

- краткий обзор изученных источников и используемой литературы;

- описание структуры основной части;

- сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах (10, с. 59).

На практике часто бывает так: работа отличная, но автор не может её достойно показать. Создаётся впечатление, что он впервые видит текст, никогда не занимался данной работой.

Специфика работы над текстом выступления на конференции.

Тема выступления - вектор развития мыслей. Чтобы не утонуть в словесном потоке, надо выбрать «красную нить», то есть определить, о чём нужно сказать в первую очередь. Это сделать не просто. Необходимо научиться выражать свои мысли кратко, чётко и выразительно.

Композиция речи - это мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение.

Речь опытного оратора захватывает слушателей сразу, и достигается такое искусным построением зачина. Зачин - начальная часть ораторской речи.

Первые слова оратора должны быть просты, доступны, понятны и интересны. Они должны привлечь слушателей, зацепить их внимание («Уважаемые члены жюри, юные исследователи, вашему вниманию предлагаются результаты исследования по теме...»).

Вторая часть - вступление. Оно вводит слушателей в сущность вопроса и психологически подготавливает их к восприятию. После сообщения темы озвучивается актуальность исследования, перечисляются и кратко описываются проблемы, которые будут рассмотрены в основной части. Во вступлении следует назвать гипотезу, объект и предмет исследования, его цель и задачи.

Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал.

По способам тематического развёртывания речи можно выделить несколько типов композиции: последовательный, концентрический, параллельный, смешанный тип.

При последовательной композиции изложение идёт по восходящей линии, от одного тематического блока к другому. Одна тема переходит в другую. Этот способ расположения материала, как правило, связан с хронологическим или историческим описанием.

При концентрической композиции основная идея речи в общем виде формулируется в её начале, а в процессе речи обосновывается, обогащается, конкретизуется. В конце речи оратор возвращается к формулировке основной идеи, уточняя её.

При параллельной композиции темы разграничены, происходит неожиданный переход от одной к другой. Просто заканчивается одна тема и начинается другая.

Смешанная композиция включает в себя несколько композиций речи, перечисленных выше (9, с. 105).

«Конец - всему делу венец» - гласит народная мудрость. И действительно, в заключительной части могут:

Во-первых, подводиться итоги всему сказанному, обобщаться мысли, произнесённые в основной части;

Во-вторых, ещё раз подчёркивается главная мысль и важность избранной темы;

В-третьих, озвучивается перспектива дальнейших изысканий;

В-четвёртых, закрепляются и усиливаются впечатления.

Концовка может содержать форму призыва, пожелания, сообщения о чём-либо. Нередко заключение и концовка представляют единое целое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как считают психологи, основная мысль речи лучше и полнее воспринимается в том случае, если она чётко сформулирована в начале или, что ещё благоприятнее, в конце изложения: эти

приёмы называют антикульминацией и кульминацией. Первый рассчитан на нейтрального или незаинтересованного слушателя, второй - на благожелательных и заинтересованных (9, с. 106). Выступление оценивается на основе критериев:

- соблюдение структуры выступления;

- глубина осмысления темы исследования;

- соблюдение регламента;

- умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

- уверенность и убедительность манеры изложения (10, с. 60).

Пример выступления исследователя на конференции: Доклад Чехранова Андрея на Второй региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» на секции «История и краеведение», г. Новосибирск, 2007 год.

План к составлению рецензии

1. Актуальность и оригинальность темы.

2. Степень самостоятельности и глубины аналитических выкладок во вводной и заключительной частях.

3. Логическая последовательность в изложении материала основной части.

4. Умение изложить материал в рамках заявленной темы.

5. Объём исследованной литературы и других источников информации.

6. Стиль и грамотность.

7. Соблюдение требований к оформлению ученического реферата.

Рецензент может сформулировать вопросы к автору реферата и предложить ответить на них при защите исследовательской работы.

В конце рецензии руководитель ставит дату и подпись (10, с. 59).

Ответы на вопросы после выступления оцениваются по следующим критериям:

- соответствие ответов поставленным вопросам;

- содержательность ответов;

- корректность;

- аргументированность;

- выразительность и грамотность речи.

Таким образом, руководителю школьных исследований необходимо готовить своего подопечного к устному выступлению, учить его канонам ораторского искусства.

В краеведческом музее

Выводы по I главе:

1. Самостоятельной исследовательской деятельности школьников предшествует серьёзная подготовительная работа. Практически каждое такое исследование нуждается в руководстве со стороны учителя.

Экспонаты школьного музея

2. Большая часть времени исследователя уходит на сбор и черновую обработку материала.

3. Анализ и обобщение результатов исследования - самая ответственная часть работы.

4. Автор должен соблюдать структуру, содержание и культуру оформления своей исследовательской работы.

5. Краеведческая конференция - хорошая школа не только для юных исследователей, но и для их наставников.

Глава II. Практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению

В нашей школе сложилась определённая система приобщения учащихся к учебно-исследовательской деятельности на основе краеведения.

Наиболее интенсивная работа в этом направлении начинается с 9 класса, но в исключительных случаях и раньше. Так, например, в настоящее время ученик 7а класса Сулеймов Магомет успешно заканчивает своё исследование по теме: «Мой многонациональный класс».

Все ли дети могут заниматься исследованием ?

Практически любого ребёнка до определённой степени можно обучить. А вот насколько ученик захочет реализовывать-ся дальше - это выбор каждого. В олимпиадах участвуют, как правило, дети, одарённость которых очевидна. Предлагать же заниматься исследовательской работой можно и тем, кто вообще интересуется историей или определённой проблемой. При этом не жалеть ставить «пять», так как каждое положительное действие должно быть положительно оценено.

В работе используются все три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень - преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути её решения;

2-й уровень - преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает методы исследования;

3-й уровень - и постановка проблемы, и выбор методов, и само решение осуществляется учеником.

Выбор того или иного варианта зависит от уровня подготовленности юного исследователя. Опыт работы автора показывает, что наиболее оптимальным является второе направление.

Каждый ли учитель может стать руководителем исследования ?

Применение исследовательского метода требует больших временных затрат как со стороны исследователя, так и руководителя. Не каждый учитель хочет и может быть руководителем

Семёнова Тамара Аркадьевна

исследования. Надо уметь находиться с учеником в соавторстве. Учитель должен перейти в позицию «коллега», а не быть в позиции «сверху». Надо уметь выстраивать доверительные отношения с учеником, нужна вера в силы своего подопечного, а это удаётся не каждому учителю.

Первый этап работы - подготовительный

Все учащиеся, желающие заняться исследовательской работой по историческому краеведению, приглашаются на лекционно-практический курс «Введение в исследовательскую деятельность», в программу которого входит изучение следующих вопросов:

1. Определение направления будущего исследования.

2. Выбор темы исследования.

3. Определение целей и задач исследования.

4. Формулировка гипотезы.

5. Выработка методов исследования.

6. Рекомендации по сбору и обработке информации.

7. Рекомендации по анализу и обобщению полученных данных.

8. Краткие рекомендации по оформлению исследовательской

учащихся

Задача руководителя на этом этапе - выполнять обязанности консультанта, старшего советчика и помощника.

Третий этап - оформление исследовательской работы.

Перед этим этапом работы руководитель вновь собирает юных исследователей на консультацию, во время которой тщательно изучаются все требования к оформлению проведённого исследования.

Четвёртый этап - защита исследовательской работы

(участие в районной краеведческой конференции «Живи, Тисуль-ская земля»).

Сначала все участники конференции на специально организованном занятии изучают рекомендации руководителя «Как подготовить доклад», затем продолжается индивидуальная работа с каждым докладчиком.

Ежегодно юные исследователи Тисульской средней общеобразовательной школы № 1 занимают призовые места в районном конкурсе научно-исследовательских работ, а с лучшими работами участвуют на областном конкурсе «Живи, Кузнецкая земля».

В 2007 году двое учащихся школы успешно выступили в г. Новосибирске на II региональной научно-практической конференции школьников «Эврика».

Экспонаты школьного музея

работы.

Второй этап работы - самостоятельное исследование

Тульский исторический музей

Ежегодно ученики Тисульской школы № 1 являются участниками Всероссийского конкурса исторических работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - ХХ век».

Какие темы исследования выбирают старшеклассники?

Прежде всего, большая исследовательская работа проводится ими по изучению истории предприятий района.

«История Тисульской МТС» - так называется исследовательская работа Семененко Алёны. Основное внимание в своей работе Алёна уделила организации и становлению Тисульской МТС, официальной датой рождения которой является 1 февраля 1932 года. Именно тогда в Тисуль прибыл организатор и первый директор МТС Яшин Гавриил Яковлевич.

Девушке пришлось поработать в районном архиве, и её усилия не пропали даром. Алёне удалось найти Приказ № 1 по Тисульской МТС от 26 февраля 1932 года о зачислении в штат первых специалистов.

Не могу умолчать и о другом очень важном документе -Приказе № 156 от 6 ноября 1939 года. Речь в нём идёт о хорошем отношении к выполняемой работе и перевыполнении норм выработки к празднованию 22-й годовщины Октябрьской революции. Далее помещён список 32 награждённых комбайнёров и трактористов. Из них двое поощряются посылкой на ВСХ выставку, Лыкова У.Ф. - командировкой на курсы шофёров, а остальные - отрезами ткани от 1,4 до 6 метров, а Малахов М.Ф., стоящий в списке первым, - 10 метрами.

Третья ценная находка Алёны - Приказ № 22 от 5 апреля 1945 года о распределении бригадиров тракторных бригад, трактористов и тракторов для работ в колхозах Тисульской МТС в 1945 году. Во-первых, в нём представлен полный список колхозов того времени с такими характерными названиями как «Красный май», «Красный флот» и даже «Красный луг», а также имени Маркса, Ленина, Сталина, Будённого, Ворошилова, Фрунзе, Кирова. Во-вторых, документ военного времени, поэтому не приходится удивляться тому, что в 27 бригадах 81 работник - женщины и девушки.

Таким образом, работа в архиве помогает глубже «погрузиться» в изучаемую эпоху и познать явные и тайные её страницы.

Далее Алёна раскрывает историю женской тракторной бригады Лыковой Ульяны Фёдоровны, слава о которой гремела в годы Великой Отечественной войны по всей Новосибирской области. В исследовательской работе широко представлены документы, фотографии, воспоминания Лыковой У.Ф. и её подруг по бригаде.

В следующей главе «Трудные будни 50-90-х годов» Алёна приходит к выводу: работники данного предприятия, достойно выдержав испытание войной, добросовестно трудились в годы хрущёвской «оттепели», брежневского «застоя», горбачёвской перестройки.

Существует множество вариаций, с чего может начинаться исследование, в какой логической последовательности оно будет разворачиваться.

Поводом к исследовательской работе Чехранова Андрея послужило обращение жителя города Барнаула Соколова М.В., напечатанное в районной газете «Новая жизнь» 25 октября 2006 года. По случаю Дня работников автомобильного транспорта он обратился к жителям района с просьбой - помочь с иллюстративным материалом для книги по истории автотранспорта Сибири.

Юному исследователю пришлось изучить и представить в работе историю зарождения Тисульской транспортной конторы, её довоенную, военную и послевоенную деятельность, ступени роста автотранспортного предприятия (АТП). Ему удалось отыскать а районном архиве и у бывших работников предприятия редкие фотографии грузовиков: довоенной полуторки, легендарного «ЗИС-5», газогенераторных автомобилей «ЗИС-13» и «ЗИС-21», американского «Студебекера», «Урал ЗИС-5», «ЗИС-157» и других. А главное - удалось выполнить просьбу Соколова М.В. и отыскать фотографии автомобилей «ЯАЗ-210Е» и даже «Макк МР14». Было очень приятно получить от него благодарственное письмо с сообщением, что некоторые фотографии, предложенные Андреем, войдут в книгу Соколова М.В. «Сибирские грузовики».

«Приятно ощущать, что моя исследовательская работа может пригодиться другим людям, пополнит фонд школьного краеведческого музея, найдёт отражение в будущей книге М.В. Соколова. Это очень важно, ведь человек умирает, а книга, написанная им, остаётся. Вот это и есть бессмертие», - так заканчивает своё исследование автор.

Работа Чехранова Андрея «История Тисульского автотранспортного предприятия. Грузовой транспорт АТП» была представлена на IIрегиональной научно-практической конференции школьников «Эврика» в г. Новосибирске и удостоена «Золотой лиги» на секции «История и краеведение».

Коллективизация сельского хозяйства - один из зигзагов в истории российской деревни. Крестьяне Кузбасса прошли тот же горький путь испытаний, что и всё крестьянство России. Жернова молоха по уничтожению самостоятельного, зажиточного крестьянского хозяйства, а зачастую имеющего только самое необходимое, работают вовсю. Многодетные семьи (а это было, как правило) в одночасье лишались крова, имущества, выселялись за пределы своего района, часто в заболоченную тайгу, со стариками и младенцами.

За эту тему брались многие школьники, но самая удачная работа получилась у Пестеревой Натальи. Своё исследование она назвала «Великий перелом» в судьбе моей семьи». Используя цифры и факты, на примере своей семьи девушка сумела доказать,

Крест на выезде из Тисули

что, провозглашая лозунг построения «светлого будущего» для всех, партия и государство в 30-е годы методично уничтожили наиболее трудоспособную, экономически самостоятельную часть крестьянства, которая в своё время кормила не только население России, но и заграницу.

Чтобы чувствовать себя уверенно в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое все мы получаем в детстве. Вот почему многие учащиеся выбирают для исследования тему «Мояродословная». При изучении истории родной семьи они составляют генеалогическое древо, схему «Моя семья на карте родины моей», выясняют происхождение своих имён и фамилий, записывают воспоминания, получают навыки ведения семейных летописей.

Высокий уровень исследовательских работ в этом направлении был продемонстрирован на краеведческой конференции «Живи, Тисульская земля» в 2007 году. Ученик нашей школы Воронков Дмитрий занял первое место, выступая на секции «Родословие».

«Чингиз Айтматов описал обычай древних киргизских племён: когда они брали в плен представителей чужих племён, то старались вытравить из их памяти воспоминания о собственном прошлом. Голову пленника стягивали обручем так, чтобы корешки волос прорастали вовнутрь. В мозгу несчастного происходили необратимые процессы. Он превращался в бессловесное животное, не способное вспомнить, кто он и откуда. Таких людей звали манкуртами. Тот, кто не ощущает собственных корней, - манкурт. Русский народ называет таких людей Иванами, не помнящими родства», - это строки из работы Димы.

Кроме него, знают свою родословную до седьмого колена Мастерских Альбина и Пахомкина Наталья. Все трое посылали свои исследовательские работы на областной конкурс «Корнями дерево сильно» и получили Дипломы участника данного конкурса.

Курмашев Никита выбрал тему по истории своей «малой родины» «Земля Тисульская в XVII - XVIII веках». Почему именно эту тему? Заинтересовался топонимикой родного края. Многие населённые пункты и все реки в нашем районе имеют нерусские названия. Что они означают, о чём рассказывают? «Крёстными отцами» многих мудрёных географических названий оказались чулымские тюрки.

Юный исследователь очень благодарен выпускнику нашей школы, моему бывшему ученику Ермолаеву Алексею Николаевичу - кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику института экологии человека СО РАН. Он предоставил школьному краеведческому музею некоторые материалы Государственных архивов Кемеровской и Томской областей о Земле Тисульской.

Особенно важен Указ Томского губернского правления Кузнецкому окружному суду, найденный Ермолаевым А.Н. в Государственном архиве Кемеровской области. В этом документе впервые упоминается селение Тюсюльское, указывается дата его основания.

Очень пригодились материалы Добжанского В.Н. и Ус-кова И.Ю. о начале сереброплавильного промысла на реке Каштак, особенно новый документ» («Экстракт» Гмелина -Клеопина), о Каштакском остроге и руднике. На основе этого документа Курмашеву Никите удалось изучить события, которые развивались в конце XVII века на территории нашего района. В ходе данного исследования школьный краеведческий музей пополнился ценным экспонатом - рисунком внешнего вида Каштакского острога, основанного в 1697 году.

Располагает теперь наш музей и картой, на которой отмечен маршрут исследователя Г.Ф.Миллера из Красноярска в Томск в 1740 году.

Наконец, Курмашеву Никите удалось дополнить Краткий топонимический словарь Кемеровской области тисульскими топонимами.

Данная работа получила первое место в конкурсе исследовательских работ «Живи, Тисульская земля» и была отмечена в числе лучших на областном конкурсе «Живи, Кузнецкая земля» в 2007 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У Дулебенец Наталии недавно умерла бабушка - Почётный гражданин Тисульского района Остапова Галина Ивановна. Наташа решила собрать и оформить материал о её трудной и героической жизни, чтобы таким образом почтить память своей бабушки. Так началась исследовательская работа, которая принесла девушке первое место в конкурсе «Живи, Ти-сульская земля».

Наташа считает жизнь своей бабушки достойной, полноценной и даже героической.

И это не вызывает сомнения. Действительно, студентка второго курса Второго Ленинградского медицинского института Ре-вякина Галя в 1941 году была вынуждена остаться в легендарном городе на Неве. Дорога жизни через Ладогу оказалась единственной возможностью выжить. Уцелевших студентов вывезли в Пятигорск, а в августе 1942 года Галина Ивановна была призвана на фронт. За шесть месяцев она окончила снайперскую школу, а затем младший сержант Ревякина оказалась на передовой. Её определили в медсанчасть. За участие в бою и оказание медицинской помощи раненым она награждена самой почётной солдатской медалью «За отвагу». Этой медалью гордились все - от солдата до генерала. Позднее Галине Ивановне были вручены орден «Красной звезды», медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией».

Окончание войны она встретила в Чехословакии. День Победы - 9 мая - Галина Ивановна встретила в бою.

Г. Ф. Миллер

Тисульский район Кемеровской области

После войны она окончила Воронежский медицинский институт, три года работала заведующей райздравотделом Про-мышленновского района Кемеровской области.

С 1951 года и до конца своей жизни Ревякина (Остапова) Галина Ивановна жила и работала в Тисуле. Многие годы она работала терапевтом, инфекционистом, главным врачом Ти-сульской районной больницы. Была участницей Первого Всероссийского съезда терапевтов (декабрь 1958г.).

В 1975 году Остаповой Г.И. присвоено почётное звание «Заслуженный врач РСФСР».

23 декабря 1983 года ей присвоено звание «Почётный гражданин Тисульского района».

Дулебенец Наталия достигла цели исследования, доказав фактами из биографии своей бабушки, что самые трудные испытания не смогут сломить человека стойкого, уверенного в себе, преданного своей Родине.

Убасева Ольга свою работу посвятила тисульчанину, ветерану Великой Отечественной войны Акишину Афанасию Ивановичу. Воронков Дмитрий и Печерская Мария - своим дедушкам.

Все четыре работы были рекомендованы для областного конкурса «Война глазами потомков - наследников Великой Победы». Все исследователи получили Дипломы участника творческих работ данного конкурса за работу об участнике Великой Отечественной войны.

На конкурс поступило 316 творческих работ, в том числе 12 из Тисульского района. Победителем конкурса стала ученица 10 класса нашей школы Дулебенец Наталия (руководитель исследовательской работы Т.А. Семёнова). Наташа с эстафеты памяти 5 мая 2007 года приехала домой с именным кубком и видеокамерой (Приложение № 13).

Эту же работу Наталия Дулебенец отправила на VIII Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век» и получила Поощрительную грамоту данного конкурса. Её работа вошла в число 1000 лучших работ.

Благодарность Организационного комитета Всероссийского конкурса получила и Семёнова Т.А. - руководитель исследовательской работы Дулебенец Наталии.

В декабре 2007 года на IX Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Чловек в истории. Россия - ХХвек» отправлена работа Чехранова Андрея «История Тисульского автотранспортного предприятия. Грузовой транспорт АТП».

Быстро мчится время. С каждым годом всё дальше и дальше уходят от нас далёкие события Великой Отечественной войны. Старшее поколение знает войну не понаслышке - кто-то её пережил, кто-то родился после победы. Но современная молодёжь может узнать о том времени только из рассказов очевид-

цев, которых остаётся всё меньше и меньше, изучая историю, литературу, просматривая фильмы о войне.

«Великая Отечественная война в письмах Игнатьева Михаила Кузьмича» - так называется исследовательская работа Воронко-ва Дмитрия.

Фонд школьного краеведческого музея несколько месяцев назад пополнился 52 фронтовыми письмами и почтовыми карточками нашего земляка Игнатьева М.К., которые передала его дочь Тихомирова Людмила Михайловна. Это очень ценный дар. Письма подробные, что является редкостью для военного времени, хорошо сохранившиеся, так как их бережно хранили в семье. Удивительно простые, написанные сердцем, они ярко раскрывают величие подвига, совершённого рядовым солдатом войны.

Вдали от дома грустил наш земляк по родному очагу, крепко скучал о жене и детях. Счастливой была минута, когда выпадало счастье получить письмо из дома или посылочку из тыла.

Какое в этих письмах богатство чувств и мыслей! Вот такие строки: «...За всё время нахождения на фронте я многое увидел, пережил и испытал. Много видел разоренных и сожжённых дотла сёл и деревень. И действительно только мы можем противостоять этому озверелому врагу. Никому, кроме нас, не вытерпеть и не удержать эту механизированную лавину». (6 февраля 1943 года).

Собранные воедино, эти ветхие солдатские треугольники со штемпелями полевой почты, фотографии, вырезки из газет, воссоздают страницы героического прошлого, уже ставшего историей, а историю не зря называют памятью человечества.

Удачной признана на краеведческой конференции работа Хакимова Вячеслава «Тисульскийрайон - фронту»:

«Более 17 тысяч мужчин и женщин ушли на фронт из нашего района в годы Великой Отечественной войны. Навсегда остались на полях сражений 5462 человека. Вернулись домой с боевыми орденами и медалями более 3000 человек.

Шесть сынов района удостоены звания Герой Советского Союза: Бочкарёв Александр Григорьевич, Брякин Павел Константинович, Ми-ролюбов Василий Александрович, Пашков Иван Дмитриевич, Смета-нин Михаил Дмитриевич, Смышляев Афанасий Спиридонович.

4,5 тысячи жителей района были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.».

Юному исследователю цифрами и фактами удалось доказать, что вклад жителей района в Великую Победу оказался весомым. «Это Победа СССР, Кузбасса, моих земляков», - так заканчивает свою работу автор.

Замечательные строки посвятил Победе наш местный поэт В.Н. Хайрулин:

Кто пережил лихие дни войны,

Тот свято чтит Великий День Победы.

И помнить внуки, правнуки должны,

Что право жить им отстояли деды!

Краеведение можно разделить на две взаимосвязанные части. В первую входит изучение следов прошлого, так или иначе, уже введённых в научный оборот, в делопроизводственную документацию (краеведение о «вчера»). Вторая часть - изучение событий настоящего (краеведение о «сегодня»). И эта вторая группа имеет несомненное преимущество ( 5, с. 32).

Примером краеведения «сегодня» является исследовательская работа ученика 7а класса Сулеймова Магомета «Мой многонациональный класс».

Конфликты на национальной почве вспыхивают в нашей стране всё чаще, вот почему сегодня возникает необходимость внимательно оценивать национальные процессы, происходящие на территории всей страны и в каждом её регионе.

У автора данного исследования возник целый ряд вопросов:

Как выглядит национальная карта Кузбасса ?

Насколько благополучно выглядит на общем фоне наш регион ?

Хватает ли места в Сибири детям разных народов?

В чём причина настороженного, а подчас враждебного отношения к приезжим?

На эти вопросы семиклассник отвечает в первой главе исследования «Кузбасс - многонациональный регион».

Далее автор задаёт такие вопросы:

Всё ли благополучно с национальным вопросом в нашей школе? (В школе обучаются дети 11 национальностей).

Как обстоят дела с этим вопросом в 7а классе?

Вторую главу своей работы Магомет посвящает своему родному классу, в котором дружно живут дети шести национальностей: русские, украинцы, блорусы, армяне, чеченцы, ингуши. У каждой свои традиции, культура, религия, но эти различия не мешают дружить, заниматься спортом, проводить общие праздники.

Независимо от национальности, вероисповедания, культурной принадлежности все кузбассовцы должны жить в мире и согласии», - такими словами заканчивает своё исследование Магомет.

Темы исследований, как видим, школьники выбирают самые разные, но всех их объединяет одно - они патриоты родного края, так как по крупицам собирают страницы героического и трудового прошлого и настоящего своей большой и малой Родины.

Автор данной методической разработки считает: ценить и любить по-настоящему свой край, свою историю может тот человек, который их хорошо знает.

Раскрывая «белые пятна» и негативные страницы истории, надо стремиться к объективному освещению событий, отказаться как от приукрашивания реальной действительности, так и глумления над историческим прошлым. В данном вопросе автор разделяет позицию историков Л.Н. Лопатина и Н.Л. Ло-патиной: «У историка нет права очернять или обелять историю.

Он должен показать «как это было», «что это было», «почему это было». Надо рассматривать события и явления истории с позиции мирового цивилизационного опыта» (4, с. 12).

Заключительная часть

Современная наука очень сложна. Стоит ли заниматься ею школьнику? Может ли он выяснить что-то действительно новое? Не будет ли это игрой в науку ?

Е.А. Нинбург на эти вопросы отвечал так: «Игрой, конечно, будет. Только это совсем не так плохо! Во-первых, играть интересно. Во-вторых, играя, школьники учатся, моделируют ситуации, в кото-рыхмогут оказаться в жизни» (6, с. 56).

Основной результат исследовательской деятельности -новое знание, полученное самостоятельно, и присутствие собственной позиции.

Что же происходит с учеником при выполнении учебного исследования?

Исследовательская деятельность в значительной мере способствует профильной специализации обучения, помогает ученикам в выборе будущей профессии, а также их успешной социализации. Формируются так называемые ключевые компетенции, необходимые им в дальнейшей жизни:

- определять цели своей познавательной деятельности;

- находить оптимальные способы достижения поставленной цели;

- организовывать свою образовательную деятельность;

- оценивать полученные результаты по завершению определённой работы;

- решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в вузах. Параллельно с вышеперечисленными мысл^деятельностны-

ми компетенциями исследовательская работа формирует следующие качества:

- коммуникативные - слушать и понимать других, выражать себя, находить консенсус;

- презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядного представления результатов деятельности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

- поисковые - находить информацию по каталогам, справочникам, энциклопедиям, в интернете.

Таким образом, незаметно для себя самого старшеклассник начинает смотреть на мир глазами исследователя, формирует свой взгляд на всё, что происходит вокруг.

Историческое краеведение, в свою очередь, способствует формированию у детей научного мировоззрения, активной жизненной

позиции, воспитывает патриотизм, любовь к родной земле, к «малой родине».

Анкетирование старшеклассников показало понимание ими значимости исследовательской работы.

Вот ответ ученицы 11г класса Дулебенец Наталии: «Я выполняла исследование о своей бабушке Остаповой Галине Ивановне -Почётном гражданине Тисульского района. Эта работа дала мне многое:

во-первых, я подробно изучила историю моей семьи, а также историю России ХХ века;

во-вторых, научилась работать с большим по объёму материалом, выделять важное и наиболее интересное, подтверждать биографические данные документами и фотографиями;

в-третьих, многочисленные выступления перед публикой на конференции, конкурсах, отчётах тоже пошли впрок. Теперь я могу огромный исследовательский материал изложить в течение 8-10 минут.

Я считаю, что этот огромный труд, который пришлось проделать мне, моими родителями, руководителю исследования Семёновой Т.А., не пропал даром.. Я многому научилась, и полученный опыт работы, как мне кажется, должен облегчить в дальнейшем учёбу в вузе».

Наконец, учитель, руководящий исследовательской деятельностью, повышает свою профессиональную компетентность, что является одним из условий эффективной работы.

Таким образом, учебно-исследовательская деятельность -процесс совместной работы учащегося и педагога. Это творческий труд, точнее, сотворчество.

В то же самое время любое самостоятельное исследование старшеклассников всегда руководимое.

Работа руководителя включает:

- предложение и (или) корректировку темы исследования;

- обсуждение содержания и плана исследования;

- рекомендации по подбору литературы и источников;

- планирование и контроль работы над исследованием;

- подготовку к устному сообщению на конференции;

- написание рецензии, содержащей анализ исследования и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе работы.

Методические рекомендации по руководству исследовательской деятельностью школьников

1. При выборе темы исследования необходимо учитывать возрастные особенности детей и уровень их подготовки к работе.

2. Необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над исследованием - мотивацию, которая будет источником энергии для творческой активности.

3. Занимаясь исследовательской деятельностью с обучающимися, руководителю надо помнить, что главный результат

этой работы - формирование и воспитание личности.

4. Научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также. Оценивание творческих работ - дело тонкое, деликатное. Не забывайте о доброжелательности. Индивидуальная нестандартность должна поощряться.

5. Для того чтобы усилия руководителя и исследователя были эффективны, необходимо, чтобы они имели взаимопонимание. Надо уметь находиться с учеником в соавторстве.

6. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами.

7. Помните, попытки открыть новое в известном или малоизученном могут для ученика стать началом в формировании талантливого учёного.

8. Творите сами, так как нельзя научить тому, чем сам не владеешь. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

Список используемой литературы

1.

2.

6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7.

9.

10.

Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы. Библиотека журнала «Директор школы». Москва, «Сентябрь», 2002.

ДереклееваН.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.

Исследовательская работа школьников (сост. Криволап Н.С.). Минск: Красико-Принт, 2005.

Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л. Антилиберализм и либерализм в Кузбассе. Кемеровский общественный научный фонд «Исторические исследования». Москва, 2003. Мартынов А.И. Об историографии исторического краеведения. // Историческое краеведение в школе и вузе. Материалы первой Всероссийской научной конференции. Кемерово, 1994.

Нинбург Е.А. Технология научного исследования. // Исследовательская работа школьников, № 1, 2007. Обухов А.С. Введение в психологическое исследование: принципы построения программы // Школьные технологии. Научно-практический журнал, № 1, 2007. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. Библиотека журнала «Директор школы» Москва, «Сентябрь», 2003.

Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Школьные технологии. Научно-практический журнал, № 1, 2007. Хасанова Л.В. Организация работы над ученическим рефератом. // Справочник руководителя сельской школы, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.