Научная статья на тему 'Галина Семеновна Мартынова у истоков школьной археологии и школьного музееведения в Кемерово'

Галина Семеновна Мартынова у истоков школьной археологии и школьного музееведения в Кемерово Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
353
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕМЕРОВО / ШКОЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ / ШКОЛЬНОЕ МУЗЕЕВЕДЕНИЕ / Г.С. МАРТЫНОВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Евгеньевна, Илюшин Андрей Михайлович

В статье описывается и исследуется педагогическая и научная деятельность Г.С. Мартыновой в конце 1950-х-начале 1970-х гг. Цель работы заключается во введении в широкий научный оборот информации об этапе становления школьной археологии и музееведения в г. Кемерово, начало которого было положено профессиональным творчеством Г.С. Мартыновой. Для достижения этой цели используются такие методы исследования, как описание и сравнительный анализ источников. В качестве последних выступают воспоминания участников описываемых событий, фотографии и документы из личных архивов. Опубликованные материалы позволяют сделать вывод, что в конце 1950-х-начале 1960-х гг. в г. Кемерово проходил процесс становления школьной археологии и музееведения. Большая заслуга в этом принадлежит Г.С. Мартыновой, которая первой из кемеровских учителей-историков создала школьный музей в школе-интернате № 6 и стала систематически участвовать со своими учениками в археологических исследованиях, используя эти формы работы для расширения их кругозора и получения дополнительных знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GALINA SEMENOVNA MARTYNOVA AT THE ORIGINS OF SCHOOL ARCHAEOLOGY AND SCHOOL MUSEOLOGY IN KEMEROVO

The article describes and considers pedagogical and scientific activity of G. S. Martynova in the late 1950s the beginning of the 1970s. The purpose of the work is to introduce in a wide scientific circulation the information on this stage of formation of school archaeology and museology in Kemerovo. Its foundation was laid by professional creativity of G. S. Martynova. To achieve this purpose such methods of research as the description and the comparative analysis of sources are used. The latter include memoirs of participants of the described events, photos and documents from personal archives. The published materials allow us to draw a conclusion that in the late 1950s the early 1960s the process of formation of school archaeology and museology was underway in Kemerovo. G. S. Martynova is greatly credited for launching this process. She was the first among Kemerovo History teachers to create a school museum at boarding school No. 6 and to involve the school students in archaeological research systematically using these forms of work for expansion of their outlook and acquiring extra knowledge.

Текст научной работы на тему «Галина Семеновна Мартынова у истоков школьной археологии и школьного музееведения в Кемерово»

УДК 069(091)

ГАЛИНА СЕМЁНОВНА МАРТЫНОВА У ИСТОКОВ ШКОЛЬНОЙ АРХЕОЛОГИИ И ШКОЛЬНОГО МУЗЕЕВЕДЕНИЯ В КЕМЕРОВО

Е. Е. Кузнецова, А. М. Илюшин

Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачёва

В статье описывается и исследуется педагогическая и научная деятельность Г.С. Мартыновой в конце 1950-х-начале 1970-х гг. Цель работы заключается во введении в широкий научный оборот информации об этапе становления школьной археологии и музееведения в г. Кемерово, начало которого было положено профессиональным творчеством Г. С. Мартыновой. Для достижения этой цели используются такие методы исследования, как описание и сравнительный анализ источников. В качестве последних выступают воспоминания участников описываемых событий, фотографии и документы из личных архивов. Опубликованные материалы позволяют сделать вывод, что в конце 1950-х-начале 1960-х гг. в г. Кемерово проходил процесс становления школьной археологии и музееведения. Большая заслуга в этом принадлежит Г. С. Марты-новой, которая первой из кемеровских учителей-историков создала школьный музей в школе-интернате №6 и стала систематически участвовать со своими учениками в археологических исследованиях, используя эти формы работы для расширения их кругозора и получения дополнительных знаний.

Ключевые слова: Кемерово, школьная археология, школьное музееведение, Г. С. Мартынова.

GALINA SEMENOVNA MARTYNOVA AT THE ORIGINS OF SCHOOL ARCHАEOLOGY AND SCHOOL MUSEOLOGY IN KEMEROVO

E. Е. Kuznetsova, A. М. Ilyushin

T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University

The article describes and considers pedagogical and scientific activity of G.S. Martynova in the late 1950s - the beginning of the 1970s. The purpose of the work is to introduce in a wide scientific circulation the information on this stage of formation of school archaeology and museology in Kemerovo. Its foundation was laid by professional creativity of G. S. Martynova. To achieve this purpose such methods of research as the description and the comparative analysis of sources are used. The latter include memoirs of participants of the described events, photos and documents from personal archives. The published materials allow us to draw a conclusion that in the late 1950s - the early 1960s the process of formation of school archaeology and museology was underway in Kemerovo. G. S. Martynova is greatly credited for launching this process. She was the first among Kemerovo History teachers to create a school museum at boarding school No. 6 and to involve the school students in archaeological research systematically using these forms of work for expansion of their outlook and acquiring extra knowledge. Keywords: Kemerovo, school archaeology, school museology, G. S. Martynova.

В истории каждого региона есть личности, которые внесли свою лепту в развитие общегуманитарных знаний и дополнительного образования школьников. Занимаясь исследованием истории школьной археологии и музееведения в Кемеровской области, необходимо отметить особый вклад Галины Семёновны Мартыновой, которая стояла у истоков этих направлений дополнительного образования

учащихся г. Кемерово в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Эта тема нами уже частично освещалась в печати [Кузнецова, 2016; Кузнецова, Илюшин, 20126; и др.]. Настоящая работа посвящена более детальному исследованию этого вопроса. В качестве источников выступают воспоминания участников этих событий: А. И. и Г. С. Мартыновых, В. Н. Добжанского, а также фотографии и документы из архива семьи Марты-

новых. Основными методами исследования являются описание и сравнительный анализ.

15 августа 1955 г. по распределению выпускников Московского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской в г. Кемерово приезжает молодая супружеская пара - Анатолий Иванович и Галина Семёновна Мартыновы (фото 1). Благодаря трудам этой семейной пары об историческом наследии Кемеровской области стало известно далеко за пределами нашей страны. Сейчас А. И. Мартынов - заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный гражданин Кемеровской области, академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор Кемеровского государственного университета, основатель Кемеровского областного краеведческого музея и музея-заповедника «Томская Писаница». Г. С. Мартынова - кандидат исторических наук, доцент, первый педагог, который в г. Кемерово стал активно привлекать школьников к участию в археологических экспедициях и создавать вместе с учащимися школьные музеи. Последнее представляется очень важным в истории образования и педагогики Кузбасса, так как заложило основу и послужило развитию таких направлений исторического краеведения как «школьная археология» и «школьное музееведение» в областном центре Кемеровской области.

Впервые в работе археологической экспедиции Анатолий Иванович и Галина Семёновна Мартыновы участвовали в студенческие годы, когда в июле 1952 г. проходили археологическую практику в Заволжье, а затем, летом 1953 г., в раскопках Политотдельского сарматского курганного могильника, осуществлявшихся под руководством известного советского археолога профессора Константина Фёдоровича Смирнова.

Приехав в Кемерово в августе 1955 г., Галина Семёновна начала свою трудовую деятельность в Кемеровском педагогическом институте, сначала в должности лаборанта, а затем старшего лаборанта на кафедре истории КПСС. В 1956 г. перешла на работу в Кемеровскую областную детскую библиотеку имени А. П. Гайдара на долж-

ность старшего библиотекаря. С сентября 1958 г. начинается её профессиональная педагогическая деятельность в должности учителя истории и воспитателя в школе-интернате № 6, где она проработала до 1964 г. Именно здесь, на базе школы-интерната № 6 г. Кемерово с дополнительным музыкальным образованием (сейчас в этом здании располагается губернаторская кадетская школа-интернат), где учились дети, имеющие одного родителя, Галина Семёновна в 1958 г. впервые организовала кружок «Юный археолог». На занятиях кружка школьники изучали историю родного края, знакомились с основами археологии, выполняли различные краеведческие задания.

В этом же году группа юных исследователей истории родного края под руководством Г. С. Мартыновой отправилась в археологическую экспедицию в с. Михай-ловка Чебулинского района Кемеровской области. Ребятами в экспедиции были сделаны уникальные находки - «кыргызские» вазы, раскопаны необыкновенные по конструкции таштыкские склепы и многочисленные погребения. В конце 1958 г. на базе археологических материалов и исследовательских работ учащихся впервые в Кемерово был создан школьный музей. Всё это стимулировало ребят к участию в экспедиции в с. Верхотомка Кемеровского района, где в 1959-1961 гг. исследовались остатки Верхотомского острога, материалы раскопок которого значительно пополнили археологическую коллекцию школьного музея. Раскопки в с. Верхо-томка проводили возле церкви, там были найдены крепостные рвы, монеты, пуговицы и многое другое периода освоения русскими людьми кузнецких просторов. Вся работа велась на энтузиазме, желании ребят поучаствовать в археологических раскопках и познать новое. Группа школьников проводила всё лето в экспедиции, в поисках интересных находок. Жили в палаточном лагере. Состав группы был 30-40 учащихся, так как в экспедицию выезжал целый класс, его нельзя было разделить, у многих детей не было родителей. Раскопки велись днём, работали по четыре часа: два часа утром, два - вечером. Все най-

денные артефакты мыли, делали зарисовки. Каждый день учащиеся подробно фиксировали в своих полевых дневниках.

Кроме исследовательской и познавательной деятельности проводились мероприятия, нацеленные на формирование навыков выживания в экстремальных полевых условиях и оздоровление учеников. У ребят из школы-интерната № 6 была одинаковая форменная одежда. Палаточный лагерь посещали местные жители, а учащиеся из Верхотомской сельской школы помогали на раскопе. Проводились спортивные соревнования, пели песни, частушки, играли в жмурки, прятки, устраивали посвящение в юные археологи.

Кроме участия в стационарных раскопках члены археологического кружка вместе с Г. С. Мартыновой совершали пешеходные археологические разведки по Кемеровскому району (фото 2). Маршруты преимущественно пролегали по разным берегам р.Томи. Большую помощь в организации этих мероприятий оказывали директор школы-интерната № 6 Гавриил Исаевич Крёков и Кемеровский городской и областной отдел народного образования. С большим вниманием к работе Галины Семёновны и её кружка относилась директор районного отдела народного образования Зинаида Ивановна Фокина (затем директор школы № 62 г. Кемерово). Благодаря этим руководителям и структурам управления образова-

ния несколько сезонов «юных археологов» обеспечивали палатками, помогали с доставкой продуктов питания.

В осенне-весенний период работа археологического кружка протекала в музее при школе-интернате № 6. Там были выставочные стенды и витрины, собранные

Фото 1. Анатолий Иванович и Галина Семёновна Мартыновы на набережной г. Кемерово,

1958 г.

Фото 2. Галина Семёновна Мартынова с учениками школы-интерната № 6 в археологическом походе по маршруту г. Кемерово - с. Верхотом-ка. Лето 1961 г.

руками учеников, а также столы и стулья для проведения дополнительных занятий. Здесь же ежегодно проводились конференции на выявление лучшего юного исследователя, участника полевых археологических раскопок или разведок. При подготовке работ юные исследователи консультировались с учёными, которые руководили археологическими раскопками. Кроме этого в кружке при музее ученики под началом Г. С. Мартыновой расширяли свои знания по истории родного края и проводили различные краеведческие конкурсы, посвящённые региональной истории. Выпускались газеты, как по итогам экспедиции, так и приуроченные к каким-либо историческим датам. В выходные дни школьники вместе с Г. С. Мартыновой производили однодневные пешие разведки со сбором подъёмного материала в городе и пригороде по берегам р. Томи и её притоков. Все перечисленные виды деятельности входили в программу кружка «Юный археолог». Сами ребята называли себя любителями и юными исследователями родного края. Среди учеников-активистов археологического кружка школы-интерната № 6 Г. С. Мартынова выделяет А. Ливанова, Ю. Клещевского и В. Астахова. Музей в школе-интернате № 6 пользовался популярностью как среди учащихся, так и среди учителей других школ г. Кемерово. В нём были сосредоточены материалы археологических раскопок конца 1950-х -начала 1960-х гг., проводившихся близ с. Михайловка Чебулинского района и на территории Верхотомского острога в с. Верхотомка Кемеровского района Кемеровской области.

С начала 1960-х гг. начались структурные изменения в системе образования областного центра. Встал вопрос о закрытии школы-интерната № 6, так как в него вкладывали «большие деньги» (были выстроены новые корпуса, проведён хороший ремонт помещений, учебные классы получили новое оснащение), а обучалось всего 100 человек. Это, а также семейные обстоятельства, привели к тому, что в 1964 г. Г. С. Мартынова перешла на работу в школу № 82 Кировского района г. Кемерово, которая была расположена

вблизи места проживания их семьи. Все краеведческие начинания и богатый на артефакты школьный музей взяла на свои плечи учитель истории школы-интерната № 6 Валентина Ивановна Дятлова. Она также занималась с детьми, продолжала работу в музее, но в экспедиции не выезжала и работа археологического кружка прекратилась. В школе № 82 Г. С. Мартынова проработала половину учебного года, но за это время, благодаря поддержке завуча школы Геннадия Николаевича Кокорева, успела создать школьный краеведческий кружок и музей.

Летом 1964 г. Мартыновы переехали жить в центральную часть города и в августе Галину Семёновну перевели на работу учителем истории в школу № 62 г. Кемерово, где она и трудилась до поступления в аспирантуру в Новосибирский государственный университет в 1968 г. Почти сразу же в этой школе Г. С. Мартынова начала создавать школьный архео-лого-краеведческий музей, забрав часть экспонатов из музея школы-интерната № 6 г. Кемерово (который вскоре был закрыт и некоторые ценные экспонаты оказались утеряны). В школе № 62 Г. С. Мартынова создаёт в помещениях классов несколько музейных отделений. Два отделения были посвящены краеведческо-археологиче-ской направленности, а третье - истории Великой Отечественной войны (19411945 гг.) и участию в ней земляков. Галина Семёновна вспоминает: «...создавать музей в школе № 62 было очень нелегко. Приходилось всех убеждать, что музей нужен. Мы с ребятами всё делали своими руками, так как средств не выделялось.». В результате был создан уникальный школьный музей, располагавшийся в нескольких помещениях. Самый большой зал назывался «Комната памяти Великой Отечественной войны». Активисты музея собрали богатейший материал по 22 Сибирской Гвардейской стрелковой дивизии. Ученики под началом Г. С. Мар-тыновой вели переписку с ветеранами -участниками Великой Отечественной войны, а также первыми собрали материал о Вере Даниловне Волошиной, Герое Российской Федерации (звание присвоено посмертно в 1994 г. за заслуги перед госу-

дарством и народом, связанные с совершением геройского подвига). На примере этого опыта позже в школе № 12 создали музей имени В. Д. Волошиной. В двух других кабинетах школьного музея проводились не только дополнительные занятия кружка, но и шли учебные занятия по истории. Кабинеты находились на втором этаже и отличались друг от друга тем, что охватывали разные временные периоды истории родного края. Это позволяло наглядно изучать историю своего региона в контексте всемирного исторического процесса.

Параллельно с созданием музея Галина Семёновна создает кружок «Юный исследователь, археолог, краевед» и начинает готовить ребят к участию в полевых археологических исследованиях (фото 3, 4), используя накопленный опыт подобной работы в школе-интернате № 6. Организация полевых археологических исследований школьников в этот период вышла на новый уровень. Этим вопросом кроме школьных активистов и Городского отдела народного образования (ГорОНО), стали заниматься Кемеровский областной отдел народного образования (ОблОНО) и Кемеровский государственный педагогический институт (КГПИ). Это позволило создать в Кузбассе для школьников и студентов уникальный областной (в последующем дорос до статуса Всесоюзный) оздоровительно-трудовой археологический лагерь «Родина», курируемый на комплексной основе ОблОНО и КГПИ. Каждый год, начиная с 1965 г., в период летних каникул ученики школы № 62 под руководством Г. С. Мартыновой выезжали в этот археологический лагерь и совместно со школьниками из Чебулинского района и г. Ма-риинска принимали участие в раскопках у с. Михайловка. Название археологического лагеря «Родина» было созвучно с одной из школьных конференций «Мы изучаем Родину», которая ежегодно проводилась в школе № 62 г. Кемерово. Учащиеся активно отдыхали в лагере и работали в археологической экспедиции в течение 21-25 дней за одну смену. Участие школьников в археологических раскопках финансировалось не только школой. На активный отдых в оздоровительно-трудовом археологическом лагере «Родина» в сере-

дине 1960-х гг. стал выделять средства Кемеровский областной профсоюз, а Областное управление образования давало машину, на которой довозили продукты и участников экспедиции до лагеря. За время экспедиционной смены учащимися выпускалось много газет на разные темы, зарисовывалась каждая находка. Проводилось множество конкурсов, например: «Кто найдет больше артефактов?». Вечерами у костра Галина Семёновна рассказывала интересные истории, советовала литературу, которую нужно прочитать. Все перечисленные формы работы имели большое значение как в воспитательном, так и в образовательном ракурсе.

Находки, обнаруженные в ходе раскопок этого памятника, передавались на хранение в Кемеровский областной краеведческий музей и музей Археологии Южной Сибири, который стал формироваться в педагогическом институте, а часть коллекции экспонировалась в музее школы № 62. Каждый год по итогам археологических раскопок дети участвовали в написании конкурсных сочинений на темы «Как я провел лето», «Мой вклад в изучение истории родного края». Конкурсные сочинения всегда получались красочными, интересными, с глубоким смыслом. На базе музея школы № 62 г. Кемерово по инициативе Г. С. Мартыновой стали организовывать исследовательские краеведческие конференции для учащихся, куда приглашались участники раскопок с разных территорий нашей области. Самая масштабная конференция, которая фактически стала первой областной историко-краеведческой конференцией школьников Кузбасса, называлась «Юный следопыт-исследователь». По итогам конференции многих ребят награждали за активное участие в поисковой краеведческой деятельности. Замечательными помощниками Г. С. Мартыновой в годы её работы в школе № 62 были ученики класса, в котором она была классным руководителем (фото 5). Один из них, Виктор Николаевич Добжанский, впоследствии стал профессиональным историком и коллегой Галины Семёновны.

Благодаря инициативе Г. С. Мартыновой в Кемерово удалось внедрить такую форму работы с учениками, при которой

ребята занимались изучением истории родного края как теоретически (работая в классе и на занятиях кружка), так и практически (участвуя в археологических экспедициях и походах, создавая и обслуживая школьный музей). Данные формы работы озвучивались на областных педагогических конференциях, где высоко отмечалась организация воспитательной, учебной и моральной работы с учащимися, направленная на развитие патриотизма и любви к Родине.

В 1968 г. Г. С. Мартынова поступает в очную аспирантуру к выдающемуся советскому историку-археологу академику Алексею Павловичу Окладникову в Новосибирский государственный университет и уходит из школы № 62, оставив колле-

Фото 3. Привал во время археологического похода учеников школы № 62 по маршруту г. Кемерово -д. Подъяково. Осень 1965 г. Слева направо: Наталья Анненкова, Галина Семёновна Мартынова, Зинаида Прокопьева, Татьяна Воронина, Владимир Воронцов, Виктор Добжан-ский

гам все свои наработки и музей. Однако каждый год в период летних каникул она продолжает на общественных началах вывозить учащихся этой школы и студентов Кемеровского государственного педагогического института на археологические раскопки в д. Михайловка Чебулинского района, где проводились широкомасштабные исследования древних жилищ поселения и курганов могильника. Кроме этого, Г. С. Мартыновой приходилось участвовать в археологических экспедициях под руководством своего научного руководителя на Дальнем Востоке, что позволило значительно расширить профессиональный кругозор.

После завершения обучения в аспирантуре в 1970 г. Галина Семёновна устраива-

1 , ... -f.fi $ к V

и?

Фото 4. Передача навыков подрастающему поколению. Галина Семёновна и Елена Мартынова (Ко-вешникова) на раскопках у с. Кондрашка в Тисульском районе. Июль 1964 г.

ется работать в школу № 82 Кировского района г. Кемерово. Вскоре после защиты диссертации в 1971 г. она начинает преподавательскую деятельность на кафедре всеобщей истории (с 1975 г. на кафедре археологии) в Кемеровском государственном педагогическом институте (с 1974 г. -университете) на должности ассистента, затем старшего преподавателя и доцента. Летом этого же года Галина Семёновна Мартынова вместе с Юрием Михайловичем Бородкиным отправляется на раскопки Кузнецкой крепости в г. Новокузнецк. Совместно со школьниками из Кемерово в экспедиции принимают участие ребята из других городов: Новокузнецка, Мысков, Киселёвска, Прокопьевска. Участниками этой экспедиции были открыты казармы, надвратная церковь, вскрыт фундамент большого здания и обнаружен подземный ход. Они были первые, кто начал раскопки данного исторического объекта (сейчас на этом месте располагается музей-заповедник «Кузнецкая крепость»), продолжавшиеся два сезона. Все материалы были переданы заказчику этих работ в отдел архитектуры г. Новокузнецка.

В 1960-1970 гг. Г. С. Мартынова, работая на кафедре всеобщей истории в КГПИ, а затем на кафедре археологии КемГУ продолжала курировать работу археологического оздоровительно-трудового лагеря «Родина», который летом продолжал работать на базе стационарного палаточного лагеря Южно-Сибирской археологической экспедиции. При этом передавала свой опыт и знания в области школьной археологии и музееведения [Мартынова, 1967], сотрудничая со многими школьными учителями и педагогами дополнительного образования. Среди кемеровских педагогов это Марья Филипповна Морозова, учитель истории школы № 84, и Геннадий Иванович Кокорев, завуч школы № 82 Кировского района (позднее он переехал в г. Ленинск-Кузнецкий, где создал музей в школе, при которой работал, а затем стал секретарем городского комитета партии). В эти годы активно участвовали в развитии региональной школьной археологии Анатолий Ларюков, работавший учителем истории в школе г. Анджеро-Суджен-ска (заочно учился в аспирантуре НГУ у А. П. Окладникова), а также преподава-

Фото 5. Галина Семёновна Мартынова с выпускниками 11а класса школы № 62, активными участниками археологического кружка. Июнь 1966 г. Слева направо стоят: Володя Новиков, Володя Зуев, Алексей Байченко, Володя Шевелёв, Володя Файнзильберг, Гена Долгих, Витя Добжанский, Нонна Богословская и Валя Лукьянова; сидят: Слава Братенков, Женя Бобылев, Наташа Патра-кеева, Зина Прокопьева, Галина Семёновна, Галя Санжаревская, Люда Скотникова, Лариса Коган

тели детского дома творчества г. Мари-инска, которые вместе со школьниками выезжали в экспедиции, проводившиеся под началом Г. С. Мартыновой. Они же использовали её опыт в организации своих школьных музеев на местах. Вот как оценивают результаты такой работы свидетели и участники событий: «Именно в это время археология становится очень популярной в Кемеровской области. Вокруг группы кемеровских археологов сформировался актив любителей-археологов из студентов, школьников, школьных учителей истории, всех, кто интересуется древней историей своего края» [Кулемзин, Бо-родкин, 1989, с. 12].

После формирования в 1960-1970-х гг. коллектива археологов в стенах КГПИ, а затем КемГУ опыт проведения совместных экспедиций усилиями преподавателей ВУЗа и школ был востребован. Традиции школьной археологии в Кемерово продолжали развиваться в 1980-х гг. на базе ЮжноСибирской археологической экспедиции, а затем с 1990-х гг. и по настоящее время -Кузбасской археологической и Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиций [Кузнецова, Илюшин, 2012а; 2012б; 2014]. Практика создания школь-

ных музеев, пройдя этап становления в 1950-1970-х гг. [Леонов, 2014, с. 75], стала популярной и общеупотребительной в сфере дополнительного школьного образования в Кемеровской области. И у истоков школьной археологии в областном центре региона стояла Г. С. Мартынова со своими единомышленниками. Она смогла заинтересовать, сплотить и убедить учителей и руководителей школьного образования в необходимости новой в то время формы педагогической деятельности, совмещающей в себе традиционную педагогику, педагогику дополнительного образования, археологическое краеведение и музееведение. Благодаря этому сотни детей познакомились с археологической наукой, получили огромное количество дополнительных знаний и навыков. Кроме этого можно отметить, что Галина Семёновна стала в Кемерово первой, кто организовал и стал активно использовать в учебном процессе школьный музей. По сути этим было положено начало школьному музееведению в Кемерово, которое активно развивается в Кемеровской области в настоящее время [Леонов, 2014, с. 7590; Школьные музеи., 2008; и др.] и имеет большие перспективы в будущем.

Литература

Кузнецова Е.Е. К истокам школьной археологии Кузбасса // Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных с международным участием «Россия молодая». Кемерово: КузГТУ 2016. С. 651-653.

Кузнецова Е. Е., Илюшин А. М. Гуманитарный научный центр и развитие школьной археологии Кузбасса // Сборник докладов студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава университета. По результатам IV Всероссийской, 57 научно-практической конференции молодых учёных «Россия молодая», 24-27 апреля 2012 г. Кемерово, КузГТУ, 2012а. С. 288-290. Кузнецова Е. Е., Илюшин А. М. История школьной археологии в Кузбассе // VIII Чтения, посвящён-ные памяти Р. Л. Яворского (1925-1995): Материалы международной научной конференции. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2012б. С. 212-220.

Кузнецова Е. Е., Илюшин А. М. Школьная археология в современной практике Кузнецкой комплексной археолого-этнографической экспедиции // Теоретические и прикладные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. Ч. 4. С. 76-78. Кулемзин А. М., Бородкин Ю. М. Археологические памятники Кемеровской области. Кемерово, 1989. 158 с.

Леонов Е. Е. Культурно-образовательная и коммуникативная деятельность музеев образовательных учреждений Кемеровской области. Кемерово: КРИД «Кника», 2014. 128 с. Мартынова Г. С. Археология и школа // Известия лаборатории археологических исследований. Кемерово: Кемеровское книжное изд-во, 1967. Вып. 1. С. 60-65.

Школьные музеи г. Кемерово: Путеводитель. Юрга: ООО «Новая типография», 2008. 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.