Научная статья на тему 'Роль исследовательской деятельности в развитии интереса школьников к родному краю'

Роль исследовательской деятельности в развитии интереса школьников к родному краю Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
411
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль исследовательской деятельности в развитии интереса школьников к родному краю»

Роль исследовательской деятельности в развитии интереса школьников к родному краю

Тропина

Лариса Николаевна,

методист кафедры истории и социальных наук ГБОУ ДПО ПИРО, учитель истории МОУ СОШ № 66, председатель Пензенского областного отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», г. Пенза

1

Савенков А.И. Концепция исследовательского обучения // Исследовательская деятельность учащихся. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей ред. А.С. Обухова. Т. 1: Теория и методика. - М.: Общероссийское общественное Движения творческих педагогов «Исследователь»,

2007. - С. 77.

Одним из приоритетных направлений развития образовательного процесса в современной школе является исследовательская деятельность учащихся.

В настоящее время перед образованием стоит задача развития не только знаниевой, но и деятельностной парадигмы образования, которая осуществляется через исследовательскую работу учащихся. К осуществлению такого вида работы подвела нас сама жизнь. Как отмечает А.И. Савенков: «Мир, окружающий нас, меняется с такой головокружительной быстротой, что для выживания в нем человеку все реже удается опереться на отработанные его предками или им самим мыслительные стереотипы и типовые поведенческие модели, для полноценного существования в стремительно меняющейся среде современному человеку все чаще приходится проявлять исследовательское поведение. Поэтому в настоящее время в образовании чрезвычайно высок интерес к природной поисковой активности ребенка как важнейшему образовательному ресурсу»1.

Посмотрим на исследовательскую деятельность учащихся в контексте повышения общей познавательной активности ребенка, и в контексте повышения интереса учащихся к своей малой Родине.

Краеведение создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных и доступных им фактах познают явления общего порядка. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание согласно дидактическому правилу: «от известному к неизвестному», «от близкого к далекому». В школе приходится нередко наблюдать, как ученик, напрягая память, старается пересказать фразы учебника или объяснения учителя, причем с сильным ограничением и обеднением. Это естественно, так как словесно-отвлеченный тип памяти у детей менее развит. И наоборот, школьник будет свободно воспроизводить виденное в действительности, исследованное, изученное им самим, так как по ассоциациям оно будет вспоминаться вследствие того, что зрительно-двигательное запоминание у детей развито сильнее.

С точки зрения решения воспитательных и развивающих задач в процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания.

Краеведение - самая доступная и весьма обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Заня-

Тропина Лариса Николаевна

ТГ

тия краеведением способствуют развитию навыков общественной работы. В краеведение многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы.

Какие формы, приемы, этапы работы, проводимые в ходе научного исследования, способствуют развитию интереса школьников к родному краю?

Прежде всего - это удачный выбор темы исследования. Это особенно важно в том случае, если юный историк впервые проводит исследование. Довольно часто основной темой исследования школьников становится история их родного населенного пункта (района), соседнего монастыря или церкви, семьи. Эти направления исследований школьников, несомненно, наиболее перспективны на будущее. Они позволяют решать как научные вопросы, так и задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Сильной стороной таких работ, как правило, является сбор интересных и впервые вводимых в научный оборот конкретно-исторических сведений.

Многие работы выполняются в жанре летописи истории своего населенного пункта. Школьники тщательно, по годам восстанавливают главные события местной жизни. Таким образом, в исследовательской работе в «малом» (в родном селе, в близком человеке, в конкретном ветеране войны и труда) видятся общероссийские тенденции и региональные особенности.

Часто уже в ходе написания работы интерес к исследуемому вопросу ещё больше возрастает. Например, это происходит после интересного интервью, проведенного в ходе исследования. Ребенок, встречаясь с живыми свидетелями изучаемого исторического события, изучая личные архивы, листая семейные альбомы со старыми фотографиями, начинает чувствовать некоторую сопричастность к явлениям и событиям истории. Это ощущение сложнее почувствовать, если тема научно-исследовательской работы не является краеведческой.

При написании исследовательской работы часто применяется метод анкетирования. Используя этот метод, юные исследователи хотят выяснить мнение людей своего родного микросоциума (класса, школы, села) по какому-либо вопросу научно-исследовательской работы. В ходе анкетирования опять происходит живое общение с людьми родной школы, села, района.

Эффективной формой включения учащихся в исследовательскую деятельность, направленную на изучение родного края являются встречи с учеными-краеведами. В нашем городе есть научное общество краеведов-историков «Наследие», работающее на базе музея В.О. Ключевского. Общение учащихся с его активистами, участие в заседаниях общества часто стимулирует к проведению научно-исследовательской работы. Историк-краевед может подсказать ребенку то направление работы, которое ещё недостаточно исследовано, дать практические рекомендации,

Герб города Пенза

стать научным руководителем детской научно-исследовательской работы. Поэтому направление работы: «ученик-учитель-ученый» представляется перспективным, с точки зрения развития познавательной активности ребенка к вопросам краеведения.

Приоритетным условием качественного выполнения исследовательской работы является работа в архивах. Именно здесь ученик может познать чудо открытия, взяв в руки какой-либо уникальный документ. Причем, помимо научной пользы, в этом заложен колоссальный воспитательный эффект.

Другим, но не менее результативным способом приобщения детей к исследовательской краеведческой работе являются краеведческие экскурсии, посещение музеев города и области. Часто после проведения этих мероприятий у детей рождается желание углубить, расширить знания об увиденном. Этот интерес становится мотивом к написанию научно-исследовательской работы.

После того как проработана литература к теме, изучены, отобраны и проанализированы документы, собраны устные исторические свидетельства, проведены социологические исследования, на свет появляется итог кропотливой деятельности учащихся - исследовательская работа, вписывающая новую страницу в историю края.

Занятие исследовательской краеведческой работой со школьниками можно начинать уже с младшего школьного возраста. Конечно, о настоящем научном исследовании учеников 1-3 классов говорить ещё рано, а вот творческую краеведческую работу юный историк может выполнить.

Определенным стимулом к написанию творческой краеведческой работы является возможность поместить эту работу на специальном интернет-портале «Летопись родного края». Ученики младших классов могут участвовать со своими творческими исследовательскими работами в Российском Фестивале «Удивительные открытия».

У учащихся старшего школьного возраста есть ещё больше возможности для представления исследовательской краеведческой работы на научно-практических конференциях и конкурсах разного уровня: от муниципального до Российского.

Желание ребенка рассказать о результатах своего исследования перед сверстниками будет дополнительным стимулом к написанию исследовательской работы. В нашем регионе у детей есть большие возможности для публичного представления своей работы. Работают краеведческие секции на городской и областной научно-практических конференциях «Старт в науку», ежегодно проводятся специальные конференции исследовательских краеведческих работ. Это городской слёт юных краеведов, областная научно-практическая конференция учащихся-участников туристско-краеведческого движения «Земля Родная». В 2008 году прошла ещё одна очень интересная конференция для юных исследователей «Поколение NEXT: новый взгляд на историю

138

Исследователь/Researcher • 2/2009

Тропина Лариса Николаевна

ТГ

и культуру», посвященная В.О. Ключевскому. Замечательно то, что после этих конференций издаются сборники тезисов лучших детских работ. Возможность результативно выступить на конференции, равно как и возможность увидеть свою работу напечатанной в сборнике, создает ситуацию успеха у ребенка. Успех всегда является мотивом к продолжению работы.

Возможность представить работу на мероприятиях российского уровня также является стимулом для плодотворной работы юного исследователя. Речь идет о Российских научно-практических конференциях и конкурсах, где работают секции «Краеведение»: Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, открытая гуманитарная конференция школьных исследовательских работ «Вышгород», Международная гуманитарно-просветительская конференция «История моей семьи - страница многовековой истории Отечества», Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество», Российских конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия ХХ век».

Анализ результатов работы Российских конференций и конкурсов показал, что секция «Краеведение» является одной их самых массовых, востребованных.

Исследовательские работы по краеведению получили признание не только в научных, но и в духовных кругах. По инициативе Пензенской епархии проводятся областные конкурсы по православной краеведческой тематике, например, конкурс, посвященный Святителю Иннокентию. Есть подобные Российские мероприятия, например, конкурс «Моя православная Родина», где так же есть секция «Краеведение».

С целью повышения эффективности и результативности развития исследовательской деятельности школьников, в том числе и краеведческой исследовательской деятельности творческие педагоги города и области объединились в Пензенское областное отделение Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Эта Общероссийская общественная организация создана в феврале 2007 года в г.Москве. Пензенское отделение прошло государственную регистрацию в июне 2007 года. Базовой площадкой Пензенского областного отделения Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» стала МОУ СОШ № 66 г. Пензы. Успешные результаты исследовательской краеведческой работы во многом зависят от того, насколько сам учитель является краеведом-исследователем, и как он сумеет заинтересовать своих учеников. Общество педагогов «Исследователь» должно помочь в решении этих задач.

Таким образом, исследовательская краеведческая работа, проводимая под руководством грамотного педагога-исследователя, развивает разносторонний интерес школьников к родному краю. Из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.