Научная статья на тему 'Из опыта руководства научно-исследовательской деятельностью студентов колледжа в историко-краеведческой секции СНО'

Из опыта руководства научно-исследовательской деятельностью студентов колледжа в историко-краеведческой секции СНО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНКУРС / ТЬЮТОР / КОМПЕТЕНЦИИ / ПАТРИОТИЗМ / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY / LOCAL HISTORY / SUBJECT RELATIONS / COMPETITION / TUTOR / COMPETENCIES / PATRIOTISM / SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лещинский Е.Л.

В статье представлен опыт работы автора, накопленный в течение 15 лет. Показаны система привлечения будущих исследователей в студенческое научное общество (СНО), критерии выбора темы, этапы и результаты исследовательской деятельности, а также ее влияние на становление личности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF MANAGEMENT OF RESEARCH ACTIVITY OF COLLEGE STUDENTS IN HISTORY AND LOCAL LORE SECTION OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY

The article presents the author's experience gained over 15 years. A system of attracting future researchers in Student Scientific Society (SSS), the criteria for choosing the topic, the steps and the results of research activities, as well as its influence on the personality of students are shown.

Текст научной работы на тему «Из опыта руководства научно-исследовательской деятельностью студентов колледжа в историко-краеведческой секции СНО»

Как показала наша практика, реализация подобного проекта может стать основой для решения личностных проблем студентов, ориентированных на виртуальный мир, и студенческое научное общество можно считать альтернативой игрома-нии. Смена социальной роли молодого специалиста ТТ-технологий с позиции «игрок» на позицию «творец» обусловливает его профессионализм, уверенность и предопределяет устойчивость как в социуме, так и по отношению к внешним негативным факторам современной цивилизации; техническое творчество становится альтернативой траектории личностного развития [2].

Глоссарий

C#, Delphi — языки программирования высокого уровня.

GPS (Global Positioning System) — глобальная система определения координат, спутниковая поисковая система.

ID (identifier) — уникальный идентификатор, широко применяется во всех информационных системах.

IT (от англ. information technology) — информационные технологии.

Эмулятор (от англ. émulation) в вычислительной технике — комплекс программных, аппаратных средств или их сочетание, предназначенное для копирования (эмулирования) функций одной вычислительной системы (гостя) на другой, отличной от первой, вычислительной системе (хосте) таким образом, чтобы эмулированное поведение как можно ближе соответствовало поведению оригинальной системы (гостя). Целью является максимально точное воспроизведение поведения, в отличие от разных форм компьютерного моделирования, в которых имитируется поведение некоторой абстрактной модели.

Библиографический список

1. Безопасность детей и молодежи в современном информационном пространстве [Текст] : метод. рекомендации для педагогов образовательных учреждений / сост. : О. В. Башарина ; МОиН Челяб. обл. ; Изд-во ЧелИРПО. — Челябинск, 2012. — 76 с. — (Серия «Медиабезопас-ность»).

2. Медоева, Т. И. Организация работы научного общества учащихся в учреждении профессионального образования [Текст] : метод. рекомендации / Т. И. Медоева, С. А. Халитова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 84 с.

УДК 377:001 Е. Л. Лещинский, преп. общественных дисци-

плин Магнитогорского технологического колледжа (МТК), Челябинская обл., г. Магнитогорск,

e-mail: ell1918@yandex.ru

ИЗ ОПЫТА РУКОВОДСТВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СНО

В статье представлен опыт работы автора, накопленный в течение 15 лет. Показаны система привлечения будущих исследователей в студенческое научное общество (СНО), критерии выбора темы, этапы и результаты исследовательской деятельности, а также ее влияние на становление личности обучающихся.

Ключевые слова: студенческое научное общество, историческое краеведение, субъект-субъектные отношения, конкурс, тьютор, компетенции, патриотизм.

Пятнадцать лет в нашем образовательном учреждении — Магнитогорском технологическом колледже (МТК) — действует историко-краевед-ческая секция студенческого общества учащихся (СНО). Краеведческий уклон работы нашей секции СНО выбран не случайно. Основной

принцип исторического краеведения — диалектическая взаимосвязь истории страны и малой родины. Краеведение до сентября 2013 г. входило в учебные планы профессиональных училищ и колледжей и являлось действенным средством повышения качества знаний по истории. Сегодня

краеведение остается неотъемлемой частью преподавания истории России, способствует развитию кругозора и мышления обучающихся, формированию научного мировоззрения, активной жизненной позиции, любви к родной земле. Молодежь осознает неразрывную связь своей семьи, родного города с историей Отечества.

«Поощрение развития краеведения — это задача федерального масштаба, важная и для всей России, и для отдельных ее регионов — крупных областей и малых городов. Воспитание краеведением подразумевает не только обучение и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и развитие потребности в действенной заботе о его будущем, о сохранении его культурного и природного наследия. Подлинное краеведение всегда и краелюбие», — так образно и точно сказал патриарх отечественного краеведения академик Российской академии образования Сигурд Шмидт [1]. Краеведение позволяет использовать исследовательские, экскурсионные и другие активные методы обучения, приобщать обучающихся к творческому труду в науке. Оно дает благодатный материал для исследовательской работы.

Роль краеведения в науке и в обществе постоянно возрастает. Верно отметил председатель совета Бирюковских чтений профессор Сергей Загребин: «Традиционно считалось, что краеведение есть изучение отдельных территорий преимущественно местными жителями, как правило, исследователями-энтузиастами. Однако сама логика развития научного знания расширила данное толкование. Краеведческой проблематикой активно занимаются профессиональные исследователи, региональные проблемы разрабатываются не только силами местных авторов, но и иногородними исследователями, включаются в общероссийские научные проекты и программы... активно идет процесс освоения названного пространства новыми научными школами, развивающимися в русле микроистории, локальной истории, культурной истории и т. д.» [2]. Это говорит о том, что краеведение выходит за местные пределы и приобретает общероссийское значение. Современный педагог должен донести до обучающихся осознание значимости изучения истории своей малой родины, своей семьи, своего учебного заведения, поскольку из этих малых историй складывается большая история Отечества.

В самом начале учебного года автор данной статьи приходит в учебные аудитории и в каждой учебной группе рассказывает о СНО,

о важности для обучающихся работы в нем. Постоянные члены секции СНО приглашаются выступить перед первокурсниками с презентациями своей научной работы. Старшекурсники делятся с младшими товарищами впечатлениями от участия в конкурсах, говорят о том, что дает им нелегкий, но интересный исследовательский труд.

Я как педагог внимательно наблюдаю за первокурсниками на уроках и активным подросткам с живым мышлением предлагаю вступить в СНО. Обращаюсь к коллегам — преподавателям, мастерам производственного обучения, кураторам — за рекомендациями по подбору кандидатов. Опыт показывает, что чаще всего успешными исследователями становятся те обучающиеся, которые обладают знаниями по гуманитарным дисциплинам, трудолюбием, настойчивостью и целеустремленностью, которую иногда называют волей к победе.

С кандидатом проводится обстоятельная беседа об особенностях работы исследователя, обсуждаются варианты будущих тем. При выборе направления и темы мы учитываем следующие факторы:

1) тема должна быть интересна автору;

2) тема должна ориентировать на результат, в ней должны быть заложены вопросы, ответы на которые выведут обучающегося на новый уровень понимания рассматриваемых процессов и явлений;

3) тема должна быть оригинальной, необычной;

4) тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро;

5) помогая обучающимся подготовить исследование, педагогу необходимо самому быть компетентным в рассматриваемых проблемах;

6) педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.

Рассмотрим это на нескольких примерах.

Одним из первых исследований воспитанников СНО стала работа «Отвечать буду Я!», посвященная деятельности директора ММК Григория Ивановича Носова в годы Великой Отечественной войны. Консультируя будущего автора исследования студентку Елену Новикову, я хотел донести до нее особую роль директора градообразующего предприятия в истории Магнитогорска. В годы войны говорили, что от Челябинска до Карталов власть советская, а от Карталов до Магнитки — власть Носова. Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло несколько десятков лет, давно нет цензуры, свободно развивается пресса, поя-

вились новые, так называемые гламурные издания, охочие посмаковать подробности из жизни выдающихся людей, но нигде за всю сорокалетнюю трудовую жизнь я не встречал ни одной негативной публикации о Григории Ивановиче. А ведь ему приходилось руководить огромным предприятием в сложные предвоенные и тяжелейшие военные годы. Я подробно описал девушке несколько эпизодов из жизни этого выдающегося человека. Мы вместе изучали статьи и речи Носова, читали литературу о его работе и жизни, беседовали с его современниками... А вскоре в Челябинском институте развития профессионального образования (ЧИРПО) нам предложили с очерком о Носове поучаствовать во всероссийском конкурсе на лучшие журналистские произведения настенной печати, посвященные труженикам тыла. Я не филолог, девушка-исследователь — тем паче. Я вспомнил, что когда я был в 11-м классе, мы изучали очерк Максима Горького «Ленин». Мы с моей ученицей подробно рассмотрели структуру этого очерка по школьному, еще советскому учебнику литературы и написали очерк «Король черной металлургии». Это не оговорка — мы действительно писали очерк вместе. Автор работы была удостоена диплома за третье место, а с учетом того, что первое и второе места в этом конкурсе не присуждались, Елена Новикова оказалась лучшей.

Большой интерес вызывают темы исследований, посвященные истории нашего учебного учреждения. Это связано и с тем, что еще живы люди, учившиеся и работавшие в исследуемое время; что сохранились документы того времени. Иногда бывало так, что учащиеся прежних лет преподавали спецпредметы нынешним исследователям, работали мастерами в нашем учебном заведении. Одна из таких работ — «Листая старые приказы» (о школе торгово-ку-линарного ученичества Магнитогорска в 19591965 гг.). В архивах сохранились протоколы заседаний педсоветов, приказы, учебные журналы... Автор работы студентка Ольга Гришко нашла первых выпускников и их педагогов, взяла у них интервью, побеседовала с преподавателями и мастерами — выпускниками тех лет. Это исследование было удостоено первого места на областном конкурсе СНО, а его автор Ольга Сергеевна Гришко впоследствии несколько лет работала преподавателем нашего колледжа.

Бывшее профессиональное училище N° 121, с января 2011 г. вошедшее в состав Магнитогорского технологического колледжа, готовило в основном кулинаров. И не случайно некото-

рые темы исследований были связаны с будущей профессией членов СНО. Одна из первых подобных тем в нашей практике — «Организация питания в блокадном Ленинграде». Данная тема позволяет добиться сразу нескольких целей в обучении и воспитании юных исследователей: это и воспитание патриотизма, и расширение и углубление знаний о Великой Отечественной войне, и овладение учебными компетенциями. В этом контексте нельзя не упомянуть и такие темы, как «Организация питания на Магнито-строе (1929-1935 гг.)», «Продуктовые карточки в Магнитогорске в годы Великой Отечественной войны», «Особенности русской трапезы в XVI веке по описаниям российских историков и чужеземцев» и «Питание магнитогорских детей в годы Великой Отечественной войны».

В постановке каждой темы заложена проблема, вызывающая интерес у молодых исследователей. Один из вариантов работы о питании на Магнитострое мы назвали словами из популярной песни о металлургах: «Главное на свете — это сталь...» Все, и питание в том числе, подчинялось в 1930-е гг. именно этому. Строителей и металлургов, в зависимости от их вклада в производство, обеспечивали продуктами по карточкам. Изучая документы при подготовке работы о продуктовых карточках в Магнитогорске в годы войны, мы выясняли, какой была государственная система общественного питания, как выживали люди при таких нормах, какую роль играл «второй хлеб» — картошка — в выживании горожан. Большой интерес представляет исследование, посвященное питанию магнитогорских детей в годы войны. Мы задались вопросом, действительно ли советская власть следовала лозунгу «Все лучшее — детям».

Ранее я отмечал, что важную, если не определяющую роль в исследовательской деятельности играет целеустремленность. Юный исследователь Алина Мухаметкильдина, разрабатывая тему организации питания детей, четыре месяца работала в городском архиве безрезультатно, пока не нашла первые документы советской власти об организации детского питания. Дважды в неделю после занятий она упорно перелистывала пыльные, часто неразборчивые архивные дела — и это при крайне сложных семейных обстоятельствах. Нашла 42 документа о питании в яслях и детских садах, в школах, в детских больницах, даже о питании беспризорников, задержанных милицией...

Особый интерес для обучающихся представляют исследования, связанные с судьбой родных, историей семьи или рода. В работу

часто вовлекаются близкие родственники, авторы начинают замечать, насколько интересна и необычна жизнь вроде бы обыкновенных людей, воочию видят те огромные перемены, которые происходят с каждым поколением. Не случайно Алексей Антропов, автор работы о своем деде «Жил-был художник один.» (о жизни и деятельности художника Р. Р. Ниязбаева), привел в ней строки Евгения Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

Алексей надеется, что его работа послужит началом описанию истории рода.

Добрая половина работ, написанных членами нашей историко-краеведческой секции СНО, связана с Великой Отечественной войной. И среди них особняком стоят исследования о поисковом отряде «Рифей». Их авторы настолько прониклись темой, что сами вступили в «Рифей» и стали поисковиками. Одна из моих выпускниц, Дарья Галанина, — единственный автор двух (!) работ — шесть раз участвовала в Вахтах памяти, стала одной из помощниц командира отряда.

Вторую свою работу Дарья захотела написать уже после окончания училища. Название работы символично: «Я не участвую в войне — война участвует во мне...» (о командире поискового отряда «Рифей» Любови Викторовне Щербине). Когда Даша прошла заочный этап российского конкурса «Национальное достояние России» и ее пригласили на очный, деньги на дорогу в Москву и на взнос участника собирали всем отрядом. Девушка заняла первое место и была удостоена Серебряного креста — этот памятный знак давали только самым лучшим.

Каждое исследование требует особого сочетания методов, которое обсуждается с автором в самом начале творческого пути и корректируется по ходу работы. Первый шаг — знакомство с исторической эпохой. Затем обучающиеся составляют анкеты для участников событий, берут интервью, выясняют, сохранились ли личные исторические документы (свидетельства об образовании, дневники, удостоверения к наградам, фотографии), изучают публикации в СМИ.

При подготовке исследования «Кто вы, доктор Нейланд?» (об одном из создателей технологии получения броневой стали на ММК в годы Великой Отечественной войны) учащемуся Петру Тарасюку пришлось перечитать большой объем литературы советского периода и современные материалы об этом достижении

металлургов Магнитки, изучить подшивки газеты «Магнитогорский рабочий» за 1930-е гг., где публиковались статьи инженера Криста-па Кришьяновича Нейланда, встретиться с его современниками, поработать в городском архиве с его личным делом, рассекреченным только в конце 1980-х. Цель работы — выяснить причину замалчивания заслуг одного из основных разработчиков технологии, которая помогла противостоять фашизму (более половины из ста с лишним тысяч советских танков было одето в магнитогорскую сталь). Было выдвинуто и рассмотрено четыре гипотезы и сделан мотивированным вывод. Эта тема так увлекла автора, что он написал хорошую работу за четыре месяца и завоевал призовые места во всех конкурсах, в которых принимал участие.

Исследовательские работы предполагают субъект-субъектные отношения между авторами и научным руководителем. Для меня важен процесс товарищеского общения с моим учеником, я всегда говорю: «Мы с тобой коллеги, мы на равных», приучаю его высказывать собственные суждения, проявлять инициативу. По мере того, как обучающийся осваивает формы и методы исследовательской работы, он начинает использовать их в других сферах учебной деятельности, и постепенно помощь педагога требуется ему все в меньшей степени. И тогда мы выходим на новый уровень сложности исследования.

Участие в конкурсах — важная составляющая работы секции СНО. Выступления на конкурсах требуют серьезной подготовки. Автор работы должен обладать навыками монологической речи, уметь уверенно держаться во время выступления, использовать различные средства наглядности, уметь отвечать на незапланированные вопросы и т. д. Я использую систему поэтапной подготовки. Сначала автор исследования составляет текст выступления, а я как руководитель и педагог помогаю ему в этом (включая и работу над содержательной частью, и приведение текста в соответствие с Положением того или иного конкурса).

Затем мой ученик «обкатывает» работу: сначала выступает передо мной, после чего мы проводим «разбор полетов» — как он держался, говорил, уложился ли во временные рамки, как отвечал на вопросы по теме работы.

Следующий этап — создание презентации выступления. Прежде чем выйти с работой на конкурс, обучающийся выступает перед студентами своей и других групп, что требует уже большего сосредоточения и психологического

напряжения, позволяет совершенствовать ораторское мастерство. Все это вместе помогает выработать презентационные умения и навыки, без которых даже самая интересная работа рискует остаться не замеченной жюри конкурса. После этого работа представляется на суд специалистов: методической службы, коллег — историков, краеведов, научных работников.

Таким образом, на конкурсы юные исследователи выходят уже с опытом публичных выступлений. Мои ученики постоянно участвуют в научно-практической конференции учреждений начального и среднего профессионального образования Южного территориально-методического объединения Челябинской области, в краеведческих чтениях «Наследие», научно-практической конференции «Искатели, мыслители XXI века» и других городских, областных и всероссийских конкурсах.

Автор каждой работы по несколько месяцев собирает и систематизирует материал, анализирует, обобщает, делает выводы, получает навыки самоорганизации и работы в коллективе (иногда у работы два автора), учится принимать решения в нестандартных ситуациях. При наличии серьезной подготовительной работы всегда можно найти студентов, которые хотят стать исследователями, разгадывать загадки прошлого,

научиться искусству публичной речи, т. е. овладеть общими компетенциями выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования — это требование само время предъявляет к современной молодежи. Бывают ли неудачи? Безусловно. Но даже те студенты, кто не довел исследование до конца, успевают научиться чему-то новому, взглянуть на мир иначе — глазами первооткрывателя.

Подводя итоги сказанному, можно отметить: работа в секции СНО многое дает не только начинающему исследователю, но и его научному руководителю. Нельзя не оценить большую помощь, которую оказывают педагогам регулярные семинары в Челябинском институте развития профессионального образования, в последние годы ставшие более доступными благодаря онлайн-форме. Кроме того, ежемесячно магнитогорский Дом учащейся молодежи «Магнит» проводит консультации для юных исследователей и их руководителей. Деятельность куратора исследования напоминает работу тьютора и дает огромное моральное удовлетворение. Учитель вместе с учеником открывает новые горизонты в бескрайнем океане непознанного, ведь современный педагог должен «собственным примером доказывать незыблемость духовно-нравственных ценностей и убеждать в этом молодежь» [3].

Библиографический список

1. Шмидт, С. О. Краеведение — это всегда краелюбие [Электронный ресурс] / С. О. Шмидт. — Режим доступа: http://his.1september.rU/2004/22/4.htm.

2. Загребин, С. С. Современное краеведение : Поиск креативности в пространстве традиции и новации [Текст] / С. С. Загребин // Вестник Уральского отделения РАН «Наука. Общество. Человек». — 2010. — № 3. — С. 119.

3. Шепель, В. М. Философская культура исследователя [Текст] / В. М. Шепель. — М. : Народное образование, 2013. — С. 8.

УДК 377(091) В. В. Лущиков, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: valerio25@qip.ru

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БРИГАД В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОКИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В данной статье освещается вопрос становления учебно-производственных бригад в СССР Рассмотрены особенности становления движения ученических производственных бригад в Челябинской области в период существования СССР и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.