Научная статья на тему 'Альтернатива игромании - участие в студенческом научном обществе'

Альтернатива игромании - участие в студенческом научном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОМАНИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ / GAMBLING / COMMUNICATION SKILLS / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETY / DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES / CHANGE OF SOCIAL ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Н.Ю.

Перед педагогами всегда вставал вопрос о вовлечении детей с неразвитыми коммуникативными способностями в учебный процесс и адаптации такого ребенка в современном социуме, а в настоящее время, с появлением персональных компьютеров, компьютерных сетей, изобилия компьютерных игр и средств виртуального общения, эта проблема обозначилась еще резче. В статье рассматривается вопрос о коллективной творческой деятельности детей с нестандартным мышлением посредством участия в студенческом научном обществе в качестве альтернативы такому явлению, как игромания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE OF GAMBLING-PARTICIPATION IN STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES

The question on the involvement of children with underdeveloped communication skills in the learning process and adaptation of such a child in today's society is always important for pedagogues. This problem becomes more powerful because the personal computers, computer networks, computer games and abundance means of virtual communication are widespread. The article discusses the collective creativity of children with innovative thinking through participation in the Student Scientific Society as an alternative to the phenomenon of gambling.

Текст научной работы на тему «Альтернатива игромании - участие в студенческом научном обществе»

2. Винокурова, Н. С кем дружить и кого бояться? : Этническая толерантность подростков [Текст] / Н. Винокурова, И. Милюкова // Классное руководство и воспитание школьников. — 2009. — № 18.

3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013 г.)]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html.

4. Искусство жить с непохожими людьми : Психотехника толерантности [Текст] / под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой, А. В. Макарчук. — М., 2009.

УДК 377:001 Н. Ю. Казанцева, преп. компьютерных спецдис-

циплин Челябинского радиотехнического техникума (ЧРТ), г. Челябинск, e-mail: spj-2012@list.ru

АЛЬТЕРНАТИВА ИГРОМАНИИ — УЧАСТИЕ В СТУДЕНЧЕСКОМ

НАУЧНОМ ОБЩЕСТВЕ

Перед педагогами всегда вставал вопрос о вовлечении детей с неразвитыми коммуникативными способностями в учебный процесс и адаптации такого ребенка в современном социуме, а в настоящее время, с появлением персональных компьютеров, компьютерных сетей, изобилия компьютерных игр и средств виртуального общения, эта проблема обозначилась еще резче. В статье рассматривается вопрос о коллективной творческой деятельности детей с нестандартным мышлением посредством участия в студенческом научном обществе в качестве альтернативы такому явлению, как игромания.

Ключевые слова: игромания, коммуникативные способности, студенческое научное общество, проектно-исследовательская деятельность, смена социальной роли.

Профилактика такого асоциального явления, как игромания, и борьба с ней необходимы [1]. Попадая в зависимость от компьютерных игр, студент зачастую отвлекается от своих непосредственных обязанностей — учебы, физического развития, труда, — заменяя реальное общение со сверстниками и окружающим социумом своим замкнутым виртуальным миром. В этой виртуальной реальности человек чувствует себя более защищенным от негативных влияний социума, раскрепощенным, способным решить любые задачи и проблемы. Для человека с неразвитыми коммуникативными способностями легко и просто общаться под ником; ему не составляет труда произвести «перезагрузку» своих действий, начать с нуля неудавшийся производственный и жизненный цикл, что невозможно в реальной жизни. Следствием этого является отставание студента от учебного процесса, от сроков выполнения учебной программы; молодой человек полагает, что, как и в игре, ему удастся «перезагрузиться» и исправить свои ошибки. В игре он начинает ассоциировать себя с выбранным персонажем, порой жестоким и агрессивным. В реальной жизни человеку трудно смоделировать такого рода поведение в общении с окружающими, он

не готов к подобному общению ни физически, ни морально. Это приводит к депрессии, замкнутости и агрессии в реальном мире [1].

Учитывая большой интерес студентов к игре как к образу жизни, можно предложить в качестве альтернативы участие в студенческом научном обществе (СНО). В Челябинском радиотехническом техникуме мы ведем работу со студентами в рамках СНО по направлениям:

- создание стендов, имитирующих работу компьютера;

- создание сайтов;

- программирование проектов, моделирующих системные процессы.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет в игровой форме решать социально значимые задачи и конкретные практические ситуации, например, через имитацию сложной системы взаимодействия всех участников дорожного движения (транспортное средство, полиция, дорожная служба, служба управления светофорами, коммуникационные ТГ-службы). При реализации проекта студент может проявить свои познания в области программирования и проектирования, совместив профессиональные компетенции с игровыми навыками (имитация движения транспортного средства,

Инновационное развитие профессионального образования

управления сигналами светофора, взаимодействия IT-службы с транспортными средствами, формирования баз данных, необходимых при выработке оптимального решения безопасного движения).

Такого рода деятельность имеет ряд позитивных моментов: студенты приобретают навыки общения друг с другом, умение работать в команде, способность вырабатывать совместные решения; решается и проблема адаптации к окружающей действительности талантливых ребят с особыми поведенческими проявлениями профессиональной субкультуры программистов и специалистов в области IT-технологий [2].

Примером взаимодействия студентов и взрослых может служить реализация проекта «Автоматизированная/автоматическая система координации безопасного дорожного движения».

Целью данного проекта является обеспечение координации безопасного дорожного движения и контроля за ним.

Задачами проекта являются:

- координация дорожного движения;

- снижение вероятности аварий на дорогах;

- обеспечение помощи правоохранительным службам.

Проект дает возможность:

- удаленно контролировать скорость автомобиля;

- анализировать ситуацию, сложившуюся на данном дорожном участке, и координировать поведение участвующих в ней автомобилей;

- удаленно получать информацию о характеристиках автомобиля, дорожного покрытия, состоянии дорожного участка.

Описание решаемой проблемы. Наш проект призван решить проблемы безопасности и безаварийности движения, где равноценными партнерами являются пешеходы и средства передвижения [2].

Для предотвращения аварии, наезда на пешехода или другое транспортное средство необходимо с помощью монтируемого в двигатель автомобиля устройства-передатчика (например, GPS) передавать информацию об автомобиле по беспроводному каналу связи на устройство-приемник и получать контроль над скоростью автомобиля с целью ее ограничения либо принудительной остановки транспортного средства. Каждый датчик имеет индивидуальный номер (ID), связанный с определенной записью в базе данных, содержащей информацию о параметрах автомобиля.

Данное устройство может передавать с борта автомобиля информацию о дорожном по-

крытии (она складывается из характеристик состояния тормозной системы, сцепления колес с дорожным покрытием и т. д.) в заинтересованные организации (дорожные службы, полицию) с целью составления карты состояния дорожного покрытия.

Устройства-приемники устанавливаются на перекрестках дорог и участках трассы с ограничением скоростного режима. Система контроля, получая информацию с устройств-приемников, может удаленно влиять на скорость того или иного транспортного средства и в случае необходимости принудительно останавливать транспортные средства несознательных водителей, пытающихся на предупреждающий/запрещающий сигнал светофора продолжать движение.

Целью данного проекта не является рассмотрение устройства-приемника (данное устройство предполагается как уже существующее). Проект реализует процесс контроля за скоростным режимом транспортного средства и влияния на него, а также обеспечивает взаимодействие служб (жилищно-коммунальных, дорожных, полиции), заинтересованных в безопасном дорожном движении.

Предлагаемое решение. С помощью программ-эмуляторов создается определенная ситуация на дороге и задаются параметры движения транспортного средства. Программный продукт, написанный на языках высокого уровня С# и Delphi, позволяет контролировать параметры дороги, автомобиля и светофора.

Базы данных для эмуляции процесса и параметров будут содержать информацию о состоянии дорожного покрытия, светофора и движения на участках дороги, топографии местности, характеристиках транспортного средства. Во время движения транспортного средства будут формироваться базы данных для заполнения, в которых должна содержаться информация о разбиении дороги на участки, злоумышленниках (если автомобиль в розыске/угнан), состоянии дорожного покрытия (гололед, нормальное покрытие), дорожной ситуации (авария, пробка и т. д.). В результате оценки параметров, передаваемых с борта транспортного средства, будут приниматься решения, позволяющие создавать комфортные условия движения на дорогах, в том числе ограничение скорости или остановка транспортного средства (при необходимости), создание «зеленой улицы» для движения спецтранспорта и как перспективный вариант — создание на автомобиле автопилота с картой маршрута и выбором оптимального корректируемого маршрута.

Как показала наша практика, реализация подобного проекта может стать основой для решения личностных проблем студентов, ориентированных на виртуальный мир, и студенческое научное общество можно считать альтернативой игрома-нии. Смена социальной роли молодого специалиста ТТ-технологий с позиции «игрок» на позицию «творец» обусловливает его профессионализм, уверенность и предопределяет устойчивость как в социуме, так и по отношению к внешним негативным факторам современной цивилизации; техническое творчество становится альтернативой траектории личностного развития [2].

Глоссарий

C#, Delphi — языки программирования высокого уровня.

GPS (Global Positioning System) — глобальная система определения координат, спутниковая поисковая система.

ID (identifier) — уникальный идентификатор, широко применяется во всех информационных системах.

IT (от англ. information technology) — информационные технологии.

Эмулятор (от англ. émulation) в вычислительной технике — комплекс программных, аппаратных средств или их сочетание, предназначенное для копирования (эмулирования) функций одной вычислительной системы (гостя) на другой, отличной от первой, вычислительной системе (хосте) таким образом, чтобы эмулированное поведение как можно ближе соответствовало поведению оригинальной системы (гостя). Целью является максимально точное воспроизведение поведения, в отличие от разных форм компьютерного моделирования, в которых имитируется поведение некоторой абстрактной модели.

Библиографический список

1. Безопасность детей и молодежи в современном информационном пространстве [Текст] : метод. рекомендации для педагогов образовательных учреждений / сост. : О. В. Башарина ; МОиН Челяб. обл. ; Изд-во ЧелИРПО. — Челябинск, 2012. — 76 с. — (Серия «Медиабезопас-ность»).

2. Медоева, Т. И. Организация работы научного общества учащихся в учреждении профессионального образования [Текст] : метод. рекомендации / Т. И. Медоева, С. А. Халитова. — Челябинск : Изд-во ЧИРПО, 2012. — 84 с.

УДК 377:001 Е. Л. Лещинский, преп. общественных дисци-

плин Магнитогорского технологического колледжа (МТК), Челябинская обл., г. Магнитогорск,

e-mail: ell1918@yandex.ru

ИЗ ОПЫТА РУКОВОДСТВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА В ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ СЕКЦИИ СНО

В статье представлен опыт работы автора, накопленный в течение 15 лет. Показаны система привлечения будущих исследователей в студенческое научное общество (СНО), критерии выбора темы, этапы и результаты исследовательской деятельности, а также ее влияние на становление личности обучающихся.

Ключевые слова: студенческое научное общество, историческое краеведение, субъект-субъектные отношения, конкурс, тьютор, компетенции, патриотизм.

Пятнадцать лет в нашем образовательном учреждении — Магнитогорском технологическом колледже (МТК) — действует историко-краевед-ческая секция студенческого общества учащихся (СНО). Краеведческий уклон работы нашей секции СНО выбран не случайно. Основной

принцип исторического краеведения — диалектическая взаимосвязь истории страны и малой родины. Краеведение до сентября 2013 г. входило в учебные планы профессиональных училищ и колледжей и являлось действенным средством повышения качества знаний по истории. Сегодня

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.