Научная статья на тему 'К вопросу о становлении ученических производственных бригад в Челябинской области: истоки, современное состояние и перспективы развития'

К вопросу о становлении ученических производственных бригад в Челябинской области: истоки, современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТСКИЙ ТРУД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ БРИГАДЫ / EDUCATION / INDUSTRY / ACTIVITY / CHILD LABOR / EDUCATIONAL SYSTEM / TEACHING AND PRODUCTION TEAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лущиков В.В.

В данной статье освещается вопрос становления учебно-производственных бригад в СССР. Рассмотрены особенности становления движения ученических производственных бригад в Челябинской области в период существования СССР и в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF THE FORMATION OF PUPILS PRODUCTION TEAMS IN THE CHELYABINSK REGION: ORIGINS, PRESENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The issue of formation of educational and production teams in the USSR is disclosed in this article. The formation features of the motion student production teams in the Chelyabinsk region in the Soviet period and in the present time are considered.

Текст научной работы на тему «К вопросу о становлении ученических производственных бригад в Челябинской области: истоки, современное состояние и перспективы развития»

напряжения, позволяет совершенствовать ораторское мастерство. Все это вместе помогает выработать презентационные умения и навыки, без которых даже самая интересная работа рискует остаться не замеченной жюри конкурса. После этого работа представляется на суд специалистов: методической службы, коллег — историков, краеведов, научных работников.

Таким образом, на конкурсы юные исследователи выходят уже с опытом публичных выступлений. Мои ученики постоянно участвуют в научно-практической конференции учреждений начального и среднего профессионального образования Южного территориально-методического объединения Челябинской области, в краеведческих чтениях «Наследие», научно-практической конференции «Искатели, мыслители XXI века» и других городских, областных и всероссийских конкурсах.

Автор каждой работы по несколько месяцев собирает и систематизирует материал, анализирует, обобщает, делает выводы, получает навыки самоорганизации и работы в коллективе (иногда у работы два автора), учится принимать решения в нестандартных ситуациях. При наличии серьезной подготовительной работы всегда можно найти студентов, которые хотят стать исследователями, разгадывать загадки прошлого,

научиться искусству публичной речи, т. е. овладеть общими компетенциями выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования — это требование само время предъявляет к современной молодежи. Бывают ли неудачи? Безусловно. Но даже те студенты, кто не довел исследование до конца, успевают научиться чему-то новому, взглянуть на мир иначе — глазами первооткрывателя.

Подводя итоги сказанному, можно отметить: работа в секции СНО многое дает не только начинающему исследователю, но и его научному руководителю. Нельзя не оценить большую помощь, которую оказывают педагогам регулярные семинары в Челябинском институте развития профессионального образования, в последние годы ставшие более доступными благодаря онлайн-форме. Кроме того, ежемесячно магнитогорский Дом учащейся молодежи «Магнит» проводит консультации для юных исследователей и их руководителей. Деятельность куратора исследования напоминает работу тьютора и дает огромное моральное удовлетворение. Учитель вместе с учеником открывает новые горизонты в бескрайнем океане непознанного, ведь современный педагог должен «собственным примером доказывать незыблемость духовно-нравственных ценностей и убеждать в этом молодежь» [3].

Библиографический список

1. Шмидт, С. О. Краеведение — это всегда краелюбие [Электронный ресурс] / С. О. Шмидт. — Режим доступа: http://his.1september.rU/2004/22/4.htm.

2. Загребин, С. С. Современное краеведение : Поиск креативности в пространстве традиции и новации [Текст] / С. С. Загребин // Вестник Уральского отделения РАН «Наука. Общество. Человек». — 2010. — № 3. — С. 119.

3. Шепель, В. М. Философская культура исследователя [Текст] / В. М. Шепель. — М. : Народное образование, 2013. — С. 8.

УДК 377(091) В. В. Лущиков, зав. лабораторией Челябинского

института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: valerio25@qip.ru

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ БРИГАД В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: ИСТОКИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В данной статье освещается вопрос становления учебно-производственных бригад в СССР Рассмотрены особенности становления движения ученических производственных бригад в Челябинской области в период существования СССР и в настоящее время.

Ключевые слова: воспитание, производство, деятельность, детский труд, воспитательная система, учебно-производственные бригады.

Реализация инновационного потенциала, воспитание трудолюбия, инициативности, самостоятельности и нравственно-волевых качеств школьников и студентов возможны на основе организации трудовой деятельности ученических объединений. Важными традиционными трудовыми объединениями являются ученические производственные бригады. В 2014 г. отмечается 60-летие ученических производственных бригад в России. История их появления уходит корнями в далекие 50-е годы XX в., во времена несуществующего теперь уже государства — СССР

Рассматривая вопрос становления учебно-производственных бригад, необходимо отметить, что степень вовлеченности учеников и студентов в сельскохозяйственные работы находилась в прямой зависимости от уровня урбанизации в стране. Также стоит отметить, что крестьяне в начале ХХ в. составляли 85 % от общего количества населения России. В первые годы существования советского государства крестьянская община все еще сохраняла некоторые свои ценности и организационные функции, а в некоторых местах, хотя и с изменениями, она смогла восстановиться в виде колхозов — больших кооперативных производств. Но стремление к хозяйствованию накрепко вошло в менталитет российского человека. Как писал русский публицист-народник и агрохимик А. Н. Энгельгардт, «один немец — настоящий немец из Мекленбурга — управитель соседнего имения, говорил мне как-то: "У вас в России совсем хозяйничать нельзя, потому что у вас нет порядка, у вас каждый мужик сам хозяйничает — как же тут хозяйничать барину"» [1].

С формированием системы образования в России воспитанники образовательных учреждений (церковно-приходских школ и т. п.) не исключались из годового цикла сельскохозяйственных работ. После появления колхозов и совхозов школьники, а также обучающиеся среднего профессионального образования, привлекались в летнее время к сельхозработам. Именно здесь ребята получали свое первое трудовое крещение, зарабатывали первый трудовой рубль. Для многих из них именно эти моменты стали отправной точкой в трудовой биографии.

Одной из основных форм трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и студентов СПО в сельском хозяйстве в 50-80-е гг. в СССР являлись ученические производственные бригады.

В конце 50-х — начале 60-х гг. в СССР впервые создаются условия для моделирования производственных отношений и организации сельскохозяйственного производства, сосредоточивается внимание на интеграции обучения и производства, а также на появлении новых элементов в педагогическом процессе, таких как развитие опытничества, выполнение учащимися творческих научных и учебно-исследовательских заданий. Наряду с этим широко используются воспитательные возможности коллективного труда. В то время возникает почин: «Всем классом — на ферму, в бригаду!»; по всей стране создаются ученические производственные бригады (УПБ).

Первые УПБ в СССР появились в Ставропольском крае. Опыт по их организации был подхвачен и другими регионами страны. УПБ были широко распространены и существовали в каждой сельской школе, даже самой маленькой, малокомплектной.

В 1954/55 уч. г. в Ставропольском крае в школе станицы Григориполисская была создана ученическая производственная бригада. Колхоз закрепил за бригадой земельный участок площадью в 22 га. На нем в системе севооборотов были размещены полевые и овощные культуры, заложен фруктовый сад. В 1958 г. в Ставропольском крае работало уже 310 таких бригад. Для молодых людей они стали второй школой — школой жизни и труда. Для многих ребят дорога в жизнь прошла через ученическую производственную бригаду, где они на практике закрепляли навыки и знания, полученные во время трудового обучения в школе.

«В 1958-1959 гг. педагогическими коллективами впервые в Челябинской области были созданы 150 ученических производственных бригад, и они добились в этом деле значительных успехов. Бригады выработали 100 тысяч трудодней в колхозах и 99,5 тысячи рабочих дней в совхозах. Члены бригад вырастили до полутора-двухмесячного возраста и сдали колхозам и совхозам 190 тысяч кур и более 4500 уток. Они вырастили 4400 кроликов и проводили уход за 1130 телятами. Юные полеводы вырастили кукурузу почти на 4000 га со средней урожайностью 350 центнеров зеленой массы с га, картофель — на площади 450 га при среднем урожае 120 центнеров с га и выше, а также большое количество овощей» [2, с.17-23].

Одним из векторов работы УПБ была природоохранная деятельность. В процессе производственной деятельности по возделыванию с/х культур, при работе на животноводческих фермах в составе УПБ молодежь училась рациональному землепользованию, бережному отношению к природным ресурсам своего края, его животному и растительному миру; она принимала практическое участие в озеленении населенных пунктов.

Творчески используя положительный опыт лучших ученических производственных бригад Ставропольского края и достижения школьных производственных бригад Рязанской области, педагогические коллективы сельских школ Челябинской области под непосредственным руководством партийных организаций и отделов народного образования успешно провели подготовку к созданию ученических бригад.

«Первой ступенью в создании бригад было проведение с учителями, родителями и школьниками идейно-политической работы по разъяснению закона о школе и решений XXI съезда КПСС по вопросам воспитания учащихся. Проведенная партийными организациями и РОНО (районным отделом народного образования) идеологическая работа тесно связывалась с решением конкретных практических задач по созданию ученических бригад. В Чудиновской и Октябрьской средних школах Октябрьского района систематически проводились беседы, в которых раскрывалось выполнение колхозами им. Шевченко и им. Жданова пятилетних планов (1953-1958 гг.), рост техники и перспективы развития этих колхозов. На ярких примерах учащиеся наглядно убеждались в силе и красоте организованного труда в производственном коллективе» [2, с. 32-33].

«Вторая ступень в создании ученических бригад — это организационный период. Он включал мероприятия, способствующие успешному вовлечению подростков в бригады, повышал их ответственность за качество сельскохозяйственного труда. Политическое воспитание помогло пионерским и комсомольским организациям психологически подготовить учащихся к активному вступлению в бригады» [2, с. 35-37].

Под руководством РК КПСС отделы народного образования и РК ВЛКСМ разработали конкретные мероприятия по организации бригад, в соответствии с которыми педагогические советы школ и правления колхозов стали создавать ученические бригады. На общешкольных собраниях с участием представителей правления колхоза учащихся в индивидуальном порядке принимали

в бригады и зачисляли в члены колхоза. «Надолго запомнился нам вечер, — сказал звеньевой ученической бригады Октябрьской школы Павел Дюстер, — когда председатель колхоза под аплодисменты торжественно вручил нам скромные книжечки, на которых крупными буквами напечатано "Трудовая книжка колхозника"» [2, с. 37-38].

«Учащихся зачисляли в бригаду по личному заявлению и рекомендации комитета комсомола школы или совета пионерской дружины. В соответствии с возрастом школьников были снижены производственные нормы выработки: для учащихся 5-6-х классов — на 40 %, для 7-9-х классов — на 25 %. Это способствовало повышению производительности детского труда, создавало необходимые условия для успешного проведения воспитательной работы с учащимися и усиливало их материальную заинтересованность.

В тех случаях, когда учащиеся старших классов средних школ проживали в населенных пунктах, находившихся на значительном расстоянии от школы, из них создавали производственные звенья по месту жительства» [2, с. 23-27].

Для осуществления педагогического и хозяйственного руководства бригадами избирались советы бригад в составе директора школы, председателя правления колхоза, агронома, прикрепленного к бригаде педагога-воспитателя и представителей учащихся — бригадира ученической бригады и секретаря комитета ВЛКСМ или председателя совета пионерской дружины. Бригады делились на звенья. Звено состояло из учащихся одного или параллельных классов, чтобы сохранить в новых производственных условиях основной состав ранее сложившихся классных коллективов. Так, в Октябрьской школе в первые два звена вошли учащиеся двух седьмых классов, в третье — восьмиклассники, а в четвертое — ученики десятого класса. Во главе звеньев стояли звеньевые. Их избирали члены звена на собрании при участии классного руководителя как лучшего знатока организаторских способностей учеников своего класса.

«Иногда бригады делились на звенья мальчиков и девочек. Например, особые условия труда в лесничестве вызвали необходимость ученическую бригаду Кособродской средней школы разделить на звенья мальчиков и девочек.

В школах обычно создавали комплексные ученические бригады из звеньев полеводов, птицеводов, кролиководов, животноводов, овощеводов и садоводов. Так, в состав Кулев-чинской ученической бригады вошли звенья

кролиководов из шести человек, птицеводов из восьми, овощеводов из шести и полеводов из шестнадцати» [2, с. 30-31].

Наряду с организационной работой, школы и колхозы провели производственную подготовку членов бригад. Школьники овладели в теории и на практике агротехническими знаниями и навыками по возделыванию огородных, садовых и полевых растений, которые выращивали в бригаде, а также необходимыми зоотехническими знаниями для ухода за птицей, кроликами и телятами. Члены бригад занимались на факультативных курсах и в кружках один-два раза в неделю по полтора-два часа в день. Занятия вели агрономы и зоотехники. Перед составлением программ техминимума руководители курсов знакомились со школьными программами по биологии и основам сельскохозяйственного производства. Это помогло им шире использовать в обучении имеющиеся у школьников общеобразовательные и политехнические знания, глубже раскрыть членам бригад научные основы агротехнологических мероприятий. «В бригаде Чудиновской средней школы производственная подготовка проходила в два приема. Вначале агроном Н. И. Телушко провел в школе несколько занятий по агротехнике возделывания картофеля, кукурузы и огородных культур. Затем учащиеся ознакомились в парке РТС с материальной частью сеялки, кукурузосажалки. Им показывали работу этих машин. Знание агромероприятий и новой сельскохозяйственной техники оказало положительное влияние на осознанное и прочное усвоение учащимися особенностей современного колхозного производства, возбудило интерес к предстоящей работе на полях бригады» [2, с.16-19].

Заключительной ступенью в создании бригад было составление и обсуждение годового производственного задания. Его утверждал совет бригады. Оно входило в общий производственный план колхоза и всецело определяло трудовую деятельность бригады. Производственное задание предусматривало выполнение на закрепленном за бригадой земельном участке различных работ по выращиванию высоких урожаев овощных и плодово-ягодных культур путем применения передовых приемов агротехники. Почти все бригады включили в планы постановку опытов, направленных на получение высоких урожаев, испытание новых перспективных сортов и культур, выращивание кукурузы на семена, выращивание овощных культур, а также посадочного материала плодово-ягодных и других растений. В некоторых бригадах

производственные задания требовали широкого проведения на фермах работ по уходу за животными. В труде школьники должны были использовать опыт передовиков — животноводов и птицеводов, чтобы добиться лучших результатов. Иногда в план бригад включали перечень работ на сельскохозяйственных машинах и тракторах.

«Организация труда в ученических бригадах строилась по производственно-звеньевому принципу. Члены бригады распределялись по звеньям в зависимости от особенностей труда в колхозе, совхозе или лесничестве и содержания производственного плана бригады. Обычно звенья состояли из учащихся одних классов и только в случае хозяйственной необходимости иногда создавались временные сводные звенья из учащихся различных классов» [3, с.13-17].

«В бригадах определили продолжительность рабочего дня и нормы выработки для учащихся. Школьники 8-10-х классов работали по шесть, а 5-7-х классов — по четыре-пять часов в день.

Для поднятия ответственности бригадиров и звеньевых за выполняемую ими работу бригадир получал дополнительную плату в размере 30, а звеньевой — 15-20 процентов к своей среднемесячной выработке трудодней в колхозе или к среднему месячному заработку в совхозе.

Чтобы повысить ответственность учащихся за качество с/х труда и создать у членов бригады твердую уверенность в работе, некоторые колхозы установили гарантированный минимум оплаты трудодня. К примеру, колхоз им. Сталина установил для учащихся Никольской школы гарантированный минимум в размере трех рублей и двух килограммов хлеба на трудодень.

На трудодни учащиеся получили в совхозе деньги, а в колхозах, наряду с деньгами, — и сельхозпродукты. Например, в бригадах Ко-собродской средней школы каждый учащийся заработал за лето по 700 рублей, Байрамгулов-ской средней школы Аргаяшского района — по 300-350 рублей в месяц, Нижнедеревенской средней школы — по 500-700 рублей и Митро-фановской средней школы — по 800-1000 рублей за лето. Оплата труда воспитывала у членов бригад правильное отношение к деньгам. Это знакомило школьников с основами хозяйственного расчета в колхозе и совхозе. Формировалось правильное представление о расценке с/х работ. Усвоение на практике этих особенностей производственного труда расширяло политехнический кругозор учащихся, воспитывало бережливость и самостоятельность» [2, с. 41-44].

Характерной особенностью организации труда в ученических бригадах было широко развернувшееся по инициативе комсомольских и пионерских организаций социалистическое соревнование между бригадами, звеньями и в звеньях — между членами бригады. Оно помогло использовать активность и творчество учащихся для эффективного решения задач бригад: бороться за повышенные количественные и качественные показатели труда, воспитывать новое отношение к работе, распространять и внедрять в практику бригад передовой опыт и высокую культуру земледелия и животноводства.

Учебно-производственные бригады были вовлечены и в социалистические соревнования. К примеру, трудовым коллективам представилась возможность принять непосредственное участие в выполнении задачи догнать и перегнать США по производству сельскохозяйственной продукции. Социалистическое соревнование оказывало благотворное влияние на жизнь бригады и воспитание ее членов.

Обучающиеся старались создать комплексные бригады из различных специализированных звеньев. Школьники хотели превратить бригады в многоотраслевые производственные коллективы, способные удовлетворить все основные хозяйственные потребности своих колхозов, совхозов и местной промышленности.

Важной особенностью ученических производственных бригад являлась их способность органически соединить обучение в сельских школах с современным производительным трудом учащихся на полях и фермах колхозов и совхозов. Соединение обучения с трудом придало последнему новое качество: он стал средством всестороннего развития учащихся. Соединяя обучение с трудом, школа использовала труд для приобщения учащихся к жизни, производству. Она помогла им получить предусмотренные учебными программами политехнические умения и навыки, почувствовать природу современного сельскохозяйственного труда, чтобы затем избрать профессию со знанием дела [4].

В 1979 г., в год 25-летия ученических производственных бригад, в РСФСР насчитывалось около 3 млн школьников — членов бригад. Эту дату можно считать пиком в развитии учебно-производственных бригад в СССР, которое продержалось вплоть до распада Советского Союза.

В начале 90-х гг. XX в., в запале отрицания социалистического прошлого, с ученическими производственными бригадами могли поступить (и в ряде мест это произошло) так же, как

с пионерской организацией, которая распалась и восстановиться по-настоящему уже не смогла. Причин для развала бригадного движения было достаточно и помимо идеологической. Советские УПБ были прочно привязаны к базовым хозяйствам — колхозам и совхозам, которые в новых условиях обретали иную форму собственности либо просто шли с молотка, не выдержав экономического шторма наступивших смутных времен.

В настоящий момент ученические производственные бригады находятся в состоянии небольшого подъема. В разных регионах Российской Федерации производятся слеты УПБ, где ребята участвуют в конкурсах, делятся друг с другом практическим опытом и производственными знаниями.

Не является исключением и опыт Челябинской области. В 2013 г. лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» Челябинского института развития профессионального образования был проведен анализ состояния учебно-производственной деятельности в ПОО СПО Челябинской области.

Анализ проводился на основе мониторинга, которым были охвачены все образовательные организации СПО Челябинской области. Из 49 ПОО СПО информацию предоставили 49, наличие производства на своей базе показали 35 ПОО СПО. Выполненный на основе предоставленной информации анализ состояния учебно-производственной деятельности в ПОО СПО Челябинской области показал следующее:

1) на ноябрь 2013 г. из 49 ПОО СПО Челябинской области 35 имеют свое производство, еще в двух ПОО СПО планируется его создание;

2) наиболее распространенными на 2013 г. видами выпускаемой продукции и услуг в ПОО СПО Челябинской области являются:

- хлебобулочные и кондитерские изделия;

- сельскохозяйственные продукты (пшеница, картофель);

- сувенирная продукция;

- мебель;

- промышленные изделия из металла и древесины;

- услуги по строительству (кладка кирпича и т. п.);

- услуги и производство для собственных нужд ПОО СПО.

Стоит отметить, что многие учебные организации заинтересованы в создании на своей базе образовательного производства; более того, по инициативе Министерства образования и науки Челябинской области в Челябинском

ИРПО была создана лаборатория «Педагогика А. С. Макаренко», которая занимается изучением данной проблемы. Достичь результатов и масштабов советского периода в ближайшее время вряд ли удастся, но необходимость совмещения обучения и труда, реанимации трудового воспитания в настоящее непростое время более чем очевидна. Восприняв демократические ценности и расставшись с социалистическим прошлым, современное российское общество отказалось также и от уникальной советской воспитательной системы, имеющей свои ценности, идеалы, цели и задачи. Сегодня гражданин Российской Федерации имеет свободу выбора в религии и политических убеждениях, свободу совести, слова, собраний, союзов и т. д., но при этом у российской воспитательной систе-

Библиографический список:

мы, вынужденной адаптироваться к быстро меняющимся глобальным проблемам и вызовам, нет былой прочной идеологической основы. Поэтому в настоящее время на правительственном уровне создаются условия для возрождения лучших традиций бывшего СССР в области системы обучения и подготовки кадрового потенциала для страны, которые сегодня вновь становятся востребованными. Тем более что именно системная работа в этом направлении позволит решить поставленную президентом В. В. Путиным задачу создания 25 млн модернизированных рабочих мест в России. Ведь трудовое обучение во все времена считалось важнейшим направлением государственной стратегии любой страны, независимо от ее экономической базы или политической ориентации.

1. Энгельгардт, А. Н. Из деревни: 12 писем : 1872-1887 [Текст] / А. Н. Энгельгардт. — СПб. : Наука, 1999. — 714 с.

2. Терехин, М. Н. Ученические производственные бригады в Челябинской области [Текст] / М. Н. Терехин. — Челябинск : Челяб. обл. отд. нар. образования ; Ин-т усовершенствования учителей, 1960. — 54 с.

3. Ахияров, К. Ш. Организация и деятельность ученических производственных бригад [Текст] : учеб. пособие для пед. ин-тов / К. Ш. Ахияров, С. И. Гореславский, А. Д. Сазонов. — М. : Просвещение, 1978. — 151 с.

4. Ученическая производственная бригада — школа, вуз, наука [Текст] / КГСХИ. — Кемерово : АНО ИПЦ «Перспектива», 2003. — С.6-7.

УДК 377 Э. М. Низамтудинов, преп. Златоустовского

индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), Челябинская обл, г. Златоуст, e-mail: spj-2012@list.ru

ИЗ ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ «ОСТОРОЖНО: СЕКТЫ!»

В статье раскрывается актуальная проблема противодействия экстремизму средствами образования. Автор обобщает личный опыт организации воспитательной работы в учебном заведении среднего профессионального образования на примере классного часа, посвященного предупреждению вовлечения учащихся в тоталитарные секты. В статье предлагается алгоритм убеждения учащихся в недопустимости каких-либо контактов с представителями тоталитарных сект и иных экстремистских организаций.

Ключевые слова: воспитание, тоталитарные секты, религиозная культура.

Однажды, прогуливаясь по Ки-ровке — пешеходной улице в центре Челябинска, — я встретил странно и не по сезону одетого молодого человека, навязчиво предлагавшего окружающим какие-то брошюры.

Это был кришнаит. Мы поговорили с ним несколько минут. Юноша представился каким-то странным, совершенно невоспроизводимым именем и стал говорить, словно запрограммированный, обо всем том, о чем говорят с ними

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.