УДК 371(075)
КРИТЕРИИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
Н.С. Махина, Л.А. Обухова
Определяются и раскрываются основные критерии сформированности гражданственности младших школьников с использованием краеведческого материала
Ключевые слова: гражданственность, исторические представления, родной край, критерий, уровень
Оценка и измерения состояния гражданственности у младших школьников основе исторических представлений о родном крае требует разработки соответствующих критериев или эталонов, используемых в качестве «выбора одной из альтернатив или определения соответствия чего-либо фиксированному чему-либо» [2, С. 68]. Согласно толковому словарю русского языка, критерий - это «Мерило оценки, суждения», а эталон - «Точный образец установленной единицы измерения, сама такая точная мера» [8, С. 307, С. 913]. Критерий рассматриваются в исследовании как признак, на основе которого производится оценка.
Определяя критерии сформированности гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае, мы учитывали особенность краеведческой учебной деятельности, возрастные особенности учащихся младших классов, историческую составляющую содержания начального общего образования, показатели готовности учащихся к краеведческой деятельности. С учетом анализа педагогической и психологической литературы по проблеме формирования гражданственности младших школьников на исторических представлений о родном крае и собственного опыта повышения квалификации учителей начальных классов, нами выделены три критерия сформированности гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае: осведомленность об историческом прошлом родного края; эмоциональное восприятие истории родного края; отношение к родному краю и его истории как к ценности.
Осведомленность об историческом прошлом родного края. Данный критерий определяет: уровень имеющихся знаний, фактов о прошлом родного края, его исторических, географических, этнических, социальных и национальных особенностях; уровень способностей правильно представлять временные исторические отрезки наиболее важные для развития родного края, последовательность и длительность этих событий; знать и рассказывать о важных событиях в истории родного края (жизни, быте, орудиях труда,
Махина Наталья Сергеевна - ВОИПКиПРО, канд. пед. наук, доцент,е-таД: [email protected] Обухова Людмила Александровна - ВОИПКиПРО, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]
веровании предков). «Младший школьный возраст -период впитывания, накопления знаний, период их усвоения. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная
восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» [6]. В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Им хочется научиться правильно и красиво писать, читать, считать. Пока они только вбирают, впитывают знания. Этому способствует повышенная восприимчивость и впечатлительность младших школьников. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный краеведческий материал) вызывает немедленную реакцию. Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало запомнившихся взрослому, но очень значительных для них самих. В этом возрасте ребенок весь во власти яркого исторического факта и образа: учитель читает что-нибудь интересное - и лица детей меняются, выражая грусть или радость или восторг. В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину возникает только в 3-4 классе. Младшего школьника в 1 -2 классах затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты, или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Овладение знаниями в процессе краеведческой деятельности сопровождается совокупностью интеллектуальных, нравственных и эстетических переживаний, столкновения взглядов, мнений, позиций, проектирования различных решений
познавательных задач.
Критерий осведомленности об историческом прошлом родного края раскрывается через следующие показатели: знание фактов о прошлом родного края, его исторических, географических,
этнических и социальных особенностях; наличие знаний о временных изменениях родного края; наличие знаний о пространственных различиях родного края.
Критерий эмоционального восприятия исторических событий родного края показывает степень эмоциональной восприимчивости младшими школьниками исторических событий малой родины. Яркость образа исторических событий родного края зависит от способа, осознанности и самостоятельности краеведческой деятельности, в результате которой он рождается. Необходимо учитывать, что человеческая деятельность всегда носит объективно -субъективный характер. Судить о
сформированное™ исторического образа обучающегося мы можем, изучая его деятельность во всем ее многообразии. Целесообразно напомнить, что под деятельностью понимается «специфическая форма общественно -исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности».[10, С.263] В краеведческой деятельности ряд исторических образов возникает без дополнительных усилий помимо желания и воли младшего школьника, чаще всего это происходит на основе эмоционального восприятия события или факта. В иных случаях младшему школьнику требуются дополнительная деятельность по изучению исторической ситуации, формирующая способность усилием воли вызвать соответствующие образы. Активное творческое включение учащегося в краеведческую деятельность с определением существенных и несущественных признаков событий и фактов позволяет осуществлять сознательное конструирование и преобразование возникших образов и воспроизведение реальности в том виде, какова она есть.
Создание образов - сложный процесс, в основе которого лежит способность понимать и переживать настоящее и прошлое родного края. Оно связано с осмыслением и сознанием того, что ученик видит, слышит, чувствует. Важный источник успехов младших школьников в учебной деятельности - их подражательность. Учащиеся повторяют рассуждения учителя, приводят примеры, аналогичные примерам товарищей, и т. п. Такое, порой только внешнее, копирование помогает ребенку в усвоении материала, но в то же время может привести к поверхностному восприятию некоторых явлений, событий и формированию неполноценного образа
исторических событий или фактов. Результат краеведческой деятельности стимулирует рождение новых образов, определяющих формирование исторических представлений о родном крае.
Реальный образ формируется только тогда, когда ученик ощущает для себя смысловую значимость выполняемой деятельности. Эта деятельность должна быть интересна, важна для него, затрагивать его проблемы. Таким образом,
образы на заданную тему создаются обучающимися в соответствии с личностным отношением младшего школьника к историческим событиям и фактам.
Критерий эмоционального восприятия исторических событий родного края раскрывается через следующие показатели: создание образов на основе эмоций и несущественных признаков; создание образов на основе эмоций, существенных и несущественных признаков; создание образов на основе эмоций и существенных признаков.
Отношение к родному краю, как к ценности характеризует ценностную направленность личности младшего школьника. В педагогической литературе определены следующие особенности ценностной направленности личности: связь с миром человеческих ценностей; принадлежность к сфере человеческого сознания; отнесенность к человеческому поведению или их практически-действенный характер; присутствующий в них момент выбора.
В западной науке для обозначения категории направленности личности используется термин «аттитюд». В обобщенном систематизированном виде аттитюды представляют собой определенные состояния сознания и нервной системы, организованные на основе предшествующего опыта и оказывающие направляющее и динамическое влияние на поведение [3; С. 35-].
У. Томас и Ф. Знанецкий определяют аттитюд как психологическое переживание ценности, значения, смысла объекта или как состояние сознания индивида относительно некоторой ценности [1, С. 291]. В связи с этим интересна мысль Г.М. Андреевой, она пишет: «Направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам» [1, С. 290].
Мы разделяем точку зрения П.М. Якобсона, считающего, что направленность - это «такое сложное образование в личности, которое должно очертить особенности тенденций поведения и действий человека, определяющих в социальном плане его облик по существенным линиям: его отношения к другим людям, к себе, к своему будущему и так далее» [11,С. 185].
По мнению ученого, направленность личности проявляется в устойчивых интересах и потребностях, в особенностях целей, которые человек перед собой ставит, в установках и отношениях личности, в разнообразных мотивах поведения. Следовательно, направленность личности шире, чем установки, отношения, отдельно взятые.
Подтверждение этой идеи мы находим у С.Л. Рубинштейна, включающего в направленность два
тесно связанных между собой момента: предметное содержание, внутренние и внешние динамические тенденции. Внутренние тенденции соответствуют неосознаваемым фиксированным установкам. Внешние тенденции, обусловленные идеалами, мировоззрением, убеждениями личности, соотносятся с социальными установками, аттитюдами, отношениями личности. Кроме того, саму установку С.Л. Рубинштейн понимает как выделившийся из динамических тенденций момент, состояние динамического покоя. «Не будучи сама движением в каком-нибудь направлении, установка заключает в себе направленность» [9, С. 106].
Отношения же личности - это динамические тенденции. По этому поводу А.А. Бодалев пишет: «Отношения - это всегда более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и так же характерно в этой действительности вести себя» [4, С. 7]. В.Н. Мясищев и А.А. Бодалев рассматривали отношения человека в качестве внутреннего поведенческого регулятора, как состояния, предшествующие его поступкам не только в простейших естественных, но и социальных ситуациях. Отношение, понимаемое как «система временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или ее отдельными сторонами», объясняет как раз направленность будущего поведения личности [7, С. 150].
Кроме того, как верно подчеркивают М.И. Бобнева и О.И. Зотова, отношения личности к окружающей действительности составляют содержание направленности [5, С. 247 ].
Таким образом, если отношения - это механизм, характеризующий направленность субъекта с точки зрения движения и содержания, то установка - это момент в движении, перераспределяющий значимость предметного содержания направленности: «перераспределяется значимость различных моментов, по-иному как бы расставляются акценты и интонации, иное выделяется в качестве существенного...» [9, С.106].
Следовательно, понятия «направленность», «отношения», «установка» взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Отношение - это общее, глобальное проявление личности через какую-либо частность. Устойчивые отношения к действиям, постоянно проявляя себя, выступают качественными характеристиками личности младшего школьника, готовой к созданию исторических представлений. Формирование исторических представлений придает образовательному процессу в начальной школе ценностную и воспитательную направленность. Деятельность младших
школьников позволяет преобразовать совокупность внешних педагогических воздействий в изменения ценностно-мотивационной сферы, выраженные в личностных отношениях.
Критерий отношение к родному краю и его истории как к ценности характеризуется такими
показателями как устойчивость мотивации; осознанность краеведческой, деятельности; принятие ценностей родного края.
Выделенные в ходе аналитико-синтетической деятельности критерии сформированности гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае, стали исходными для изучения их уровневых проявлений.
В соответствии с выделенными критериями определим уровни сформированности
гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае: ориентировочный, фрагментарный, целостный.
Ориентировочный уровень (18-27 баллов). Слабо развито или не развито умение на основе знания факта или события создать образ или ряд образов на заданную тему, не способность преобразовать созданный образ в соответствии с временными и пространственными
характеристиками фактов или событий. Плохо развито или не развито умение трансформировать созданный в результате краеведческой деятельности образ в личностно-значимый, значимый для освоения отдельных учебных предметов. Слабое осознание значимости исследовательской краеведческой самостоятельной учебной деятельности для личностного, когнитивного развития и понимания прошлого родного края.
Осуществляется редко или не осуществляется личностная интеграция в творческую, краеведческую деятельность по изучению родного края и не отмечается желание самостоятельно овладевать дополнительными знаниями.
Характеризуется: слабо упорядоченно-поисковым или неупорядоченным механизмом формирования образа; отсутствием у школьников собственных адекватных суждений, содержащих общие существенные признаки характерных событий прошлого родного края; отсутствием необходимой ориентировки в пространстве и во времени; содержанием и объемом наблюдений, не отвечающих уровню развития младших школьников; слабой первоначальной ориентировкой в способах познания родного края; слабым развитием интереса к истории и культуре родного края.
Фрагментарный уровень (28-36 баллов). Частично развито умение на основе знания факта или события создать образ или ряд образов на заданную тему, способность не в полной мере преобразовать созданный образ в соответствии с временными и пространственными
характеристиками фактов или событий. Частично развито умение трансформировать созданный в результате краеведческой деятельности образ в личностно-значимый, значимый для освоения отдельных учебных предметов. Не полное осознание значимости исследовательской краеведческой самостоятельной учебной деятельности для личностного, когнитивного развития и понимания прошлого родного края.
Осуществляется фрагментарная личностная интеграция в творческую, краеведческую деятельность по изучению родного края и отмечается небольшое желание самостоятельно овладевать дополнительными знаниями.
Характеризуется: мало - упорядоченно-поисковым механизмом формирования образа на основе несущественных признаков и эмоций; наличием у школьников не частых собственных адекватных суждений, содержащих общие существенные признаки характерных событий прошлого родного края; неполной ориентировкой в пространстве и во времени; содержанием и объемом наблюдений, не отвечающих уровню развития учащихся; частичной первоначальной ориентировкой в способах познания родного края; незначительным развитием интереса к истории и культуре родного края.
Целостный уровень (37-45 балла). Умение на основе знания факта или события создать образ или ряд образов на заданную тему, способность преобразовать созданный образ в соответствии с временными и пространственными
характеристиками фактов или событий. Умение трансформировать созданный в результате краеведческой деятельности образ в личностно-значимый, значимый для освоения отдельных учебных предметов. Осознание значимости исследовательской краеведческой самостоятельной учебной деятельности для личностного, когнитивного развития и понимания прошлого родного края. Личностная интеграция в творческую, краеведческую деятельность по изучению родного края, желание самостоятельно овладевать дополнительными знаниями. Характеризуется: упорядоченно-поисковым механизмом
формирования образа; наличием у школьников собственных адекватных суждений, содержащих общие существенные признаки характерных событий прошлого родного края; свободной ориентировкой в пространстве и во времени; содержанием и объемом наблюдений, отвечающих уровню развития учащихся; первоначальной ориентировкой в способах познания родного края; развитием интереса к истории и культуре родного края. Проявляется в полной мере устойчивая мотивация к изучению ценностей родного края, осознанность краеведческой деятельности принятие исторических ценностей родного края.
Таким образом, разработанные критерии и уровни сформированости гражданственности у младших школьников на основе исторических представлений о родном крае способствуют дальнейшему развитию личностных качеств каждого ученика в процессе краеведческой деятельности; расширяет и углубляет знания учащихся о малой родине; способствует формированию исторических представлений о родном крае.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная установка / Г.М. Андреева // Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 288-302.
2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. - 2-е изд., доп. - М.: Мысль, 1985. - 155 с.
3. Беличева С.А. Интериоризация субъектом внешних социальных групповых регуляторов в процессе социализации / С.А. Беличева // Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 1994. - С. 35-45.
4. Бодалев А.А. Психология личности / А.А. Бодалев. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 199 с.
5. Зотова О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 241-254.
6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
7. Мясищев В.М. Личность и неврозы / В.М. Мясищев. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. - 426 с.
8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2. - 328 с.
10. Философский энциклопедический словарь / Редкол. С.С. Аверинцев и др.- 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989. - 815 с.
11. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 317 с.
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
CRITERIA AND LEVELS OF DEVELOPMENT OF PATRIOTISM IN PRIMARY SCHOOL BASED ON HISTORICAL REPRESENTATIONS OF NATIVE LAND
N.S. Makhina, L.A.Obukhova
The paper describes the main criteria of development of citizenship of younger pupils with using native land Key words: citizenships, criteria, historical background, level, native land