ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Вестник ПСТГУ.
Серия IV: Педагогика. Психология.
2018. Вып. 50. С. 11-21
Шнейдер Лидия Бернгардовна, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой специальной психологии Института психологии им. Л. С. Выготского ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет» Российская Федерация, 125 993, г. Москва, Миусская площадь, д. 6 [email protected]
ORCID: 0000-0001-7015-3828
Сташкевич Ольга Леонидовна, науч. сотр. Государственного научного учреждения «Институт философии Национальной академии наук Беларуси» Республика Беларусь, 220 072, г. Минск, ул. Сурганова 1/2 [email protected]
ORCID: 0000-0002-1356-0053
Аттитюды ПАТРИОТИЗМА
*
В ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Л. Б. Шнейдер, О. Л. Сташкевич
Аннотация: В статье образование рассматривается как гражданская процедура приобщения к национальной культуре, социальным отношениям, раскрываются его возможности для гражданского воспитания, формирования аттитюдов патриотизма. Авторами прослеживается взаимовлияние в развитии аттитюдов патриотизма, гражданской позиции и политики государства. Рассмотрены отличительные признаки и проявления гражданской позиции и патриотизма. Показана специфика становления мировоззрения человека в контексте культуры и образования. А также представлены факторы, влияющие на гармоническое развитие аттитюдов патриотизма. Обозначены задачи гражданского образования и патриотического воспитания обучающихся путем развития гражданской солидарности и формирования стремления к самостоятельной и творческой работе их внутреннего мира. Рассмотрены опасности педагогического воздействия в контексте развития чувства любви к родине и аттитюдов патриотизма. В заключительной части статьи делается вывод о том, что младших школьников для позитивного отношения к родине следует «заражать» чувством родины, а в работе со старшеклассниками нужно упреждать возможность его нежелательного искажения. И в этом стремлении к развитию внутреннего мира обучающихся школа должна руководствоваться принципом
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-513-00003 Бел а.
калокагатии, а аттитюды патриотизма могли бы занять должное место в ментальном развитии человека как уникальной личности и как социальной единицы, входящей в состав семьи, нации и всего человечества.
Становление гражданского мировосприятия и формирование аттитюдов (социальных установок) патриотизма невозможно вне общества. Любой гражданин включен в отношения между социумом и государством. Эти отношения носят непростой характер, поскольку в них отражаются, с одной стороны, личностные потребности индивида, с другой — интересы государства. Между ними (потребностями и интересами) могут возникать как совпадения, так и разногласия и противоречия. Проявляются ситуации сопряжения или противостояния государства и отдельного человека через многочисленные общественные связи, а разрешаются путем создания своеобразного договора, обеспечивающего условия для открытости социальных взаимодействий1.
В истинной гражданской позиции обнаруживается и независимость и связность. Связность человека с окружающим миром, его субъектами, объектами и явлениями избавляет человека от тревожности, одиночества, вселяет в него ощущение своей ценности, востребованности и определенности. Он осознает, что обладает личностной автономией, свободой жизнетворчества, независимостью мышления, но, одновременно, понимает, что в случае необходимости может рассчитывать на помощь и поддержку других людей, определенных социальных институтов. Для самореализации он должен чувствовать безопасность и защищенность со стороны государства. Вместе с тем он осознает, что и его включенность в целостную структуру государства накладывает на него определенные обязательства, порождает так называемый гражданский долг. Этот долг может стать для него бременем, а может оказаться желанной и посильной ношей. Все зависит от патриотического настроя и сформированности гражданской позиции.
Включение подрастающего поколения в многочисленные социальные связи, деловые и межличностные отношения, общественные союзы, ученические и трудовые коллективы, из которых слагается ткань общества, врастание его в народ, государство возможно только с помощью образования. Тем самым образование выполняет свою социальную функцию.
Это отражено в российском законодательстве. В нем образование трактуется как специальным образом организованный учебно-воспитательный процесс. В качестве целевых ориентиров указаны интересы человека, общества и государства в их единстве. К результатам образования отнесены достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Как видим, гражданственность и образование оказываются тесно связанными между собой: гражданственность без образования малоэффективна, а образование без гражданственности менее доступно и может быть невостребовано.
Образование между тем не сводится к знаниево-компетентностному, пусть даже действенному, обогащению. Оно ориентировано также на духовный рост человека, его нравственное и интеллектуальное развитие, повышение его ин-
1 См.: Старова Т. Э., Мухина Т. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 48—53.
формационной, языковой, исторической и хозяйственно-правовой грамотности. В процессе его осуществления происходит своего рода «включение» человека в ценностно-смысловые реальности, что предполагает раскрытие его индивидуальности, усиление творческого потенциала, личное совершенствование, обретение своей значимости и уверенности в себе, что немыслимо без его стремления к самореализации.
Образование есть способ самосозидания человека, укрепления его духа и воли, приобщения его к национальному и вселенскому пространству, обретение им своего места в этом мире. Оно является средством вхождения в культуру, историческое прошлое и актуальное настоящее, в природный, информационный, хозяйственный и рукотворный мир, в коммуникативное сообщество. Образование в процессе обучения и воспитания создает условия для сотворения и самопредъявления человека, эффективного межличностного познания и успешного миропостижения.
В настоящее время практиками, учеными и обывателями (заказчиками и потребителями) содержание образования трактуется по-разному. Его смысл и основная задача заключаются, прежде всего, в трансляции социального опыта и воспроизводстве устойчивых форм общественной жизни2, в деятельности по определению и формированию образа человека и его места в ближайшем и удаленном социуме3.
Как видим, в содержательно-смысловом плане образование структурирует гражданственно-мировоззренческую ориентацию человека, направляющую его активность в конструктивное русло, организующую познавательное поведение, приобщающую к культуре и общечеловеческим ценностям. Образование обеспечивает не просто воспроизводство общества, оно нацелено на подготовку подрастающего поколения — его новых граждан — по определенному образцу4.
При этом, по мнению В. А. Ясвина, важно иметь в виду, что этот «образец» (или образ) всегда носит социально обусловленный и национально окрашенный характер. Он ссылается на К. Д. Ушинского, полагавшего, что «каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях»5.
Поэтому образование, в силу его гражданской направленности и потенциала культуротворчества, объединяет обучение и воспитание как интернализацию социокультурных ценностей общества, разделяемых и освоенных его членами. К таким ценностям И. А. Зимняя относит нормы, правила, традиции, заповеди, нравственно-этический кодекс6. Сюда же можно включить национальное самосознание и миропонимание, национальные идеалы, интересы и ориентации.
2 См.: Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: дея-тельностный подход. М., 2008.
3 См.: Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 34-59.
4 См.: Богданов И. В. Психология и педагогика. М., 2001.
5 Цит. по: Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 47.
6 См.: Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
Эти ценностные основания составляют фундамент для формирования аттитю-дов патриотизма.
Пространство образования, как и мир человеческой культуры, включает в себя и процесс, и условие, и результат человеческих деяний и достижений. Красноречива в этом плане метафора, что образование и культура совместно образуют ритмичное действие, аналогичное вдоху и выдоху7.
Образованный человек, живя в мире культуры, будучи сам ее явлением, оставляет после себя материальные (вещи, объекты) и духовные (идеи) продукты. Тем самым он общается и с прошлым, и с настоящим, и с будущим, включаясь в движение мировой истории8.
Историческая традиция в образовании продолжается в силу того, что прошлое не только самостоятельно воссоздается потомками. Культурные ценности прошлого претворяются ими в жизнь, перерабатываются в новом направлении, обновляются в мыслетворчестве, выходящем за пределы простого усвоения. В этом смысле прошлое живет лишь в актах творчества, отнюдь не ограничивающихся его простым воспроизведением. «...Налицо мировосприятие, видящее задачу индивида в том, чтобы заново претворять в плоть готовые формы, мифологическую схему, созданную отцами»9. Такое отношение к прошлому с творческим воплощением в настоящем, так или иначе, работает на аттитюды патриотизма.
Г. Триандис апеллирует к субъективной культуре, включающей характерные для каждой национальной культуры индивидуалистические и коллективистические установки. С его точки зрения, коллективизм — это направленность на группу; индивидуализм — это направленность на себя. В субъективной культуре эта направленность проявляется во всем разнообразии психической жизни нации: ценностных ориентациях, нормах, обычаях, мотивации, потребностях, целях, интересах, поведении, отношении к себе и пр.10
Понимаемая таким образом субъективная культура охватывает все ментальные конструкции и акты деятельности, которые являются объединяющими для того или иного народа и оказывают непосредственное воздействие на мировосприятие и поведение его членов. По сути, рассуждения Триандиса раскрывают сущностные признаки патриотизма, функционально-ориентированные на сплочение народа. Важно, что патриотизм в таком случае можно не противопоставлять культуре, а феноменологически отражать в ней, тем самым объективируя смысл образования и воспитания для взращивания патриотических установок. Н. Рерих полагал, что «небрежение родиной (читай — антипатриотическое настроение. — Л. Ш.) было бы, прежде всего, некультурностью...»11.
7 См.: Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 86-92.
8 См.: ШендерецкаА. П., Смагин В. П., СыроедН. С., СоколюкН. В. Философия: Конспекты лекций / А. А. Ильин, ред. Владивосток, 2007.
9 Манн Т. Иосиф и его братья: в 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 118.
10 См.: Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
"Цит. по: Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003. С. 155.
«Включить» себя в народность, в государство, обрести подлинно гражданскую позицию, истинную патриотическую ориентацию означает в действительности ментально и действенно приобщиться к потоку мироустройства и жизне-творчества, носителем которого является данный народ и само государство. Это возможно только при добровольном вхождении в эту общность и сопричастности с ней, при свободном усилии человеческой личности, дарующем ей при осознанном отношении к своей национальной принадлежности и гражданству позитивные переживания.
Об этом в письме к Евг. Иванову (13 сент. 1908 г.) писал А. Блок, признававшийся, что понятие «гражданин» для него освободительно и целебно, особенно «когда начинаешь открывать его в собственной душе»12.
Гражданин и патриот, гражданская позиция и аттитюды патриотизма — взаимосвязанные, но не синонимичные понятия. Гражданская позиция является платформой для взращивания аттитюдов патриотизма. К патриотам можно причислить людей, «у которых основные ценности жизни и культуры стали их собственными ценностями». А «благополучие страны, гражданами которой они являются, и народа, к которому они принадлежат, переживаются столь же сильно и глубоко, как их личное благополучие»13. Отличие между гражданином и патриотом обнаруживается как раз в интенсивности переживаний. Глубина убеждений определяется по цене, которую человек готов за них заплатить.
Если к основным отличительным признакам отнести: эмоциональную связанность (духовную близость) со своей страной, деятельную включенность во имя ее блага, ментальную сопричастность и высокую ответственность (эффективное и этичное поведение), то для патриотизма эти показатели характеризуются сильной степенью выраженности, а для гражданской позиции — умеренной. Однако в этом кроется существенная опасность. Патриотизм легко может переходить в фанатизм, и далее — в экстремизм. Для гражданской позиции это нехарактерно. Об этом следует помнить, реализуя патриотическое воспитание.
Вместе с тем, как бы нам ни хотелось, но формирование и аттитюдов патриотизма, и гражданской позиции, так или иначе, связано с политикой. Притязания политики в отношении образования и воспитания обнаруживаются явным образом во все времена. Государственное воспитание, а в его русле развитие гражданской лояльности есть необходимый составной элемент образования. Но политика, а вслед за ней и образование, извращается тогда, когда существо ее понимается чисто отрицательно, как всяческого рода борьба и ее нагнетание с вражескими происками, как стремление к обладанию властью исключительно ради власти, или когда она понимается и трактуется только как область карьерного роста.
Между тем существо политики может быть определено положительным образом, если ее задачу видеть не в простом расширении мощи как таковой, а в одухотворении мощи, в объективировании власти. Мощь, которая покоится
12 Цит. по: Орлов В. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980. С. 366-367.
13 Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Указ. соч. С. 51.
только на самой себе и не преследует никакой высшей цели, в конце концов, внутренне разлагается14.
Собственная задача гражданского образования и патриотического воспитания разрешается гораздо успешнее без всякого политического нажима путем развития гражданской солидарности. Дух кооперации, идущий рука об руку с духом подлинной атлетики, в гораздо большей мере воспитывает граждан и даже защитников государства, чем всякого рода нетерпимость и воинственные идеологии. Патриотический настрой отражает готовность всего народа пожертвовать всем для торжества правого дела15.
Есть и другой чрезвычайно действенный вопрос школьной практики нашего времени, требующий столь же особого внимания. Это в контексте рассмотрения аттитюдов патриотизма — вопрос о национальном воспитании и о развитии чувства любви к родине. И здесь школа ощущает себя погруженной в стихию напряженных чувств окружающей среды16.
Естественно поэтому, что во всех образовательных учреждениях не упускают малейшего повода для того, чтобы национальное начало выдвинуть на первый план. Предполагается, что эту задачу должно выполнить изучение родной истории, литературы, географии, краеведения. В известной степени «национальный» характер могут выполнить даже уроки естествознания, математики и пр. Наконец, много возможностей открывает знакомство с национальным творчеством на уроках пения и рисования.
Важными являются зрительные впечатления от родины, которые заменить ничем нельзя. Картины природы, национальный колорит еды, одежды, быта, российские села и города, просто, наконец, лица россиян — все это способно оказывать чувственное воздействие. А ведь именно тут-то закладывается фундамент будущей сознательной любви к родине17. Это хорошо знали, прочувствовали на себе и описали изгнанники, педагоги русского зарубежья.
Они же предупреждали, что есть педагогическая опасность в том, что в животворящее чувство любви к родине вносится и нечто от политики. Дело в том, что преподаватели, склонные критически (радикально) и негативно относиться к явлениям исторической или современной жизни, сообщают эти мысли юным воспитанникам, не могущим в силу личностной незрелости должным образом самостоятельно разобраться во всем, что преподносится им на уроках. Такой характер преподавания может лишить школьные занятия столь необходимого для обучающихся вольнодумия, склонности к рассуждениям и соответствующего воспитательного значения18. Это было актуально в предыдущие годы, это же остается таковым и в настоящее время. Напомним, что патриотизм способен легко и быстро трансформироваться в фанатизм и в силу подростковой и юношеской категоричности перерастать в молодежный экстремизм.
14 См.: Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
15 См.: Там же.
16 См.: Долгоруков П. Д. Чувство родины у детей // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
17 См.: Там же.
18 См.: Там же.
Точно такой же сбой может произойти с ипостасью человека как личности. В результате такого педагогического воздействия у него могут сформироваться псевдоценности, антиобщественные потребности и такие пагубные свойства личности, как агрессивность, подозрительность, отсутствие уважения к другим людям (и даже странам) и отношение к ним как к объектам нетерпимости, презрения и пр. Такие личностные деструкции способны приводить к неискоренимым поведенческим девиациям19.
И здесь возникает закономерный вопрос: следует ли отсюда, что школа должна чуждаться всякого мировоззрения, определенной гражданской позиции и прибегать к запретительным мерам? Вероятно, нет, так как признание такого вывода было бы ошибочным и неосуществимым в реальности, особенно если не упускать из виду различие между непосредственным, «живым» мировоззрением и идеологией (пропагандой), опосредствованной понятиями. Безусловно, обойтись без мировоззрения или совсем отрешиться от него учитель не сможет. Также не удастся ему в своей педагогической практике заглушить имеющуюся у него гражданскую позицию. Это полностью лишило бы его самоуважения. Даже при неимоверных попытках это сделать, это мало бы помогло20. Ибо любой педагог, вторя А. Блоку, «верующий в свое призвание», не может обойтись без сопоставления себя с родиной, потому что «болеет ее болезнями, страдает ее страданиями!»21.
Юную душу обучающихся всегда отталкивает навязываемая идеология. Верно и обратное, учитель, который не имеет никакого мировоззрения, также вызывает отторжение. Особенно сильный отталкивающий эффект возникает при отсутствии у учителя собственной гражданской позиции, связанной с его опытом и личной жизнью. Как механистическая пропаганда и доктринация, так и уклонение от гражданского позиционирования приводят к тому, что коммуникация между педагогом и обучающимися нарушается, становится фальшивой, неискренней, а сам он не воспринимается ими как личность. Юношеству свойственен максимализм, оно оценивает своих учителей по строгим меркам и ожидает, чтобы помыслы и слова педагогов соответствовали их поступкам. Ключевое значение для обучающихся имеют не сами по себе теоретические выкладки и эмпирические доказательства, но то, как в этих доводах и аргументации проявляет себя взрослый человек, пользующийся ими. Для юношества важно, как все эти слова (идеи, призывы и пр.), с которыми он обращается к ним, формируют его жизненное пространство и организуют его реальное поведение в повседневности22.
Если учитель обнаруживает безразличный нейтралитет в вопросах, которые юношеством ощущаются как актуальные вопросы жизни, то учащиеся быстро разочаровываются в нем, что, в свою очередь, негативно отражается и на преподавании.
19 См.: БодалевА. А., Руткевич Л. А. Указ. соч. С. 163.
20 См.: Гессен С. И. Указ. соч.
21 Орлов В. Указ. соч. С. 438.
22 См.: Гессен С. И. Указ. соч.
Подлинное образование обнаруживается в тех случаях, когда педагог демонстрирует обучающимся естественный, внутренне взаимосвязанный сплав научных знаний, этических воззрений, нравственных постулатов и профессиональных умений как собственное дело, как ментальный продукт своей личности и собственного мировоззрения.
Сущность правильной установки учителя заключается не в нейтралитете, а в терпимости23. Наивысшая добродетель учителя заключается в том, что он как бы становится над своим собственным мировоззрением, не позволяя ему превратиться в навязчивую или агрессивную пропаганду. Из этого следует, что патриотической ненависти, безрассудной нетерпимости нет места в образовании и воспитании, ибо из нее не могут прорастать автономные области духа. Патриот может быть любвеобильным, самоотверженным, деятельным, но не должен быть нетерпимым.
Если речь вести о подлинно жизненной школе, о настоящем культуросо-образном образовании, то следует стремиться проникнуть к более глубоким, иррациональным слоям человеческой души, чтобы формировать всего человека в целом.
Существо мировоззрения заключается в том, что оно связывает воедино культурно-творческую активность человека с иррациональностью его натуры. Образование есть процесс личностного «оформления» человека, и обретение им мировоззрения есть только оборотная сторона этого процесса. Безусловно, гражданское мировоззрение — важный элемент образования, но без патриотической ненависти и пропагандистских установок. В этом смысле преодоление закостенелого, идеологически ориентированного гражданского позиционирования есть основная заповедь всякого подлинного образования24.
Перед педагогами всех учреждений и ступеней образования на первый план выдвигается задача не ограничивать свое видение целей образования в достижении гражданской активности обучающихся, расширении их способов познания мира и коммуницирования в нем, формировании их патриотического настроя, благожелательности и компетентности, которые соответствуют формуле «делай, как я», а непременно идти дальше. Следует развивать у обучающихся потребность и способность к самостоятельной и творческой работе их внутреннего мира. Ее содержанием могли бы стать как проблемы их повседневной жизни, так и проблемы близкого и далекого социума (родины, человечества, планеты), глубоко волнующие их, мобилизующие мысль и реализующиеся в поступках и деяниях, совершаемых по велению сердца и в соответствии с голосом совести и являющихся вкладом в национальные ценности25.
Из всего выше приведенного относительно аттитюдов патриотизма, развития у обучающихся позитивного отношения к родине, следует, что младших учеников следует «заражать» чувством родины. В работе со старшеклассниками нужно упреждать возможность его нежелательного искажения26.
23 См.: Гессен С. И. Указ. соч.
24 См.: Там же.
25 См.: Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Указ. соч.
26 См.: Долгоруков П. Д. Указ. соч.
В этом стремлении к развитию внутреннего мира обучающихся школа должна руководствоваться принципом калокагатии27, а аттитюды патриотизма могли бы занять должное место в ментальном развитии человека как уникальной личности и как социальной единицы, входящей в состав семьи, нации и всего человечества.
Ключевые слова: образование, культура, воспитание, гражданская позиция, аттитюды патриотизма, мировоззрение, развитие.
Список литературы
Богданов И. В. Психология и педагогика. М., 2001.
Бодалев А. А., Руткевич Л. А. Как становятся великими и выдающимися. М., 2003. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
Долгоруков П. Д. Чувство родины у детей // Хрестоматия. Педагогика российского зарубежья. М., 1996.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
Лернер И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. № 2. С. 34-59.
Манн Т. Иосиф и его братья: в 2 т. Т. 1. М., 1991. Орлов В. Гамаюн. Жизнь Александра Блока. Л., 1980.
Рубцов В. В. Социально-генетическая психология развивающего образования: деятель-
ностный подход. М., 2008. Сидоренко В. Ф. Генезис проектной культуры // Вопросы философии. 1984. № 10. С. 8692.
Старова Т. Э., Мухина Т. Г. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. № 4. С. 48-53. Триандис Г. К. Культура и социальное поведение. М., 2007.
Шендерецка А. П., Смагин В. П., Сыроед Н. С., Соколюк Н. В. Философия: Конспекты лекций / А. А. Ильин, ред. Владивосток, 2007. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. С. 47.
27 Калокагатия в древнегреческой культуре — гармоничное сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания.
Schneider Lidia, Doctor of Sciences in Psychology, Professor, Head of Department of Specialised Psychology, Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Sq., Moscow, GSP-3, 125993, Russian Federation [email protected]
ORCID: 0000-0001-7015-3828
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia.
2018. Vol 50. P. 11-21
Stashkevich Olga, Research Fellow, Institute of Philosophy, National Academy of Sciences of Belarus, 1/2 Surganova, Minsk, 220072, Republic of Belarus, [email protected]
ORCID: 0000-0002-1356-0053
Patriotic Attitudes in the Space of Education and Upbringing
L. Schneider, O. Stashkevich
Abstract: This article deals with education as a civil procedure for familiarisation with the national culture, social relations, reveals its opportunities for civic education, the formation of attitudes ofpatriotism. The authors ofthe article trace the mutual influences in the development of attitudes of patriotism, civil position and state policy. The article examines distinctive features and manifestations of civic stand and patriotism. It studies specificities of formation of world outlook of a person in the context of culture and education. Besides, the article presents the factors influencing the harmonious development of attitudes of patriotism. The article sets out the tasks of civic education and patriotic upbringing of students through the development of civic solidarity and the formation of a desire for independent and creative work of their inner world. The article scrutinises the dangers of pedagogical interference in the context of developing a sense of love for motherland and attitudes of patriotism. In the final part of the article, it is concluded that in developing a positive attitude towards the motherland of a younger schoolchild, is necessary to infect them with a sense of motherland. In work with high school students, it is necessary to prevent the possibility of its undesirable distortion. And in this intention to develop the inner world of students, the school should be guided by the principle of kalokagathia, while attitudes of patriotism could take a proper place in the mental development of an individual as a unique personality and as a social unit that is part of a family, nation and all humanity.
Keywords: education, culture, upbringing, civil position, attitudes of patriotism, world outlook, development.
References
Bodalev Aleksej A., Rutkevich Lev A. (2003) Kakstanoviatsia velikimi i vydaiushchimisia [How to Become Great and Outstanding]. Moscow (in Russian).
Bogdanov Igor V. (2001) Psihologiia i pedagogika [Psychology and Pedagogy]. Moscow (in Russian).
Dolgorukov Pavel D. (1996) "Chuvstvo rodiny u detei" ["Children's Feel of Homeland"], in Khrestomatiia. Pedagogika rossiiskogo zarubezh'ia [Onthology. Pedagogy of the Russian Emigration], Moscow, pp. 67-89 (in Russian).
Gessen Sergej I. (1996) "Mirovozzrenie i obrazovanie" ["Worldview and education"], in Khrestomatiia. Pedagogika rossiiskogo zarubezh'ia [Onthology. Pedagogy of the Russian Emigration], Moscow, pp. 38-59 (in Russian).
Jasvin Vitol'd A. (2001) Obrazovatel'naia sreda: ot modelirovaniia kproektirovaniiu [Educational Milieu: From Modelling to Designing]. Moscow (in Russian).
Lerner Isaak Ja. (1996) "Razvivaiushchee obuchenie s didakticheskikh pozitsii" ["Developing Teaching with Didactic Positions"]. Pedagogika, 1996, vol. 2, pp. 34-59 (in Russian).
Mann Tomas (1991) Joseph und seine Brüder. Moscow (Russian translation).
Orlov Vladimir (1980) Gamaiun. Zhizn'Aleksandra Bloka [Gamayun. Life of Alexander Blok]. Leningrad (in Russian).
Rubcov Vitalij V. (2008) Sotsial'no-geneticheskaia psikhologiia razvivaiushchego obrazovaniia: deiatelnostnyipodkhod [Socio-Genetic Psychology of Developmental Education: A Proactive Approach]. Moscow (in Russian).
Shenderecka Antonina P., Smagin Vladimir P., Syroed Nadezhda S., Sokoljuk Nadezhda V. (2000) Filosofiia. Konspekty lektsii. [Philosophy. Lecture Notes]. Vladivostok (in Russian).
Sidorenko Vladimir F. (1984) "Genezis proektnoi kul'tury" ["Genesis of the Project Culture"]. Voprosy filosofii, 1984, vol. 10, pp. 86-92 (in Russian).
Starova Tatyana Je., Muhina Tatyana G. (2017) "Retro spektivnyi analiz organizatsii grazhdanskogo vospitaniia molodezhi v vuzakh Rossii" ["Retrospective Analysis of the Organisation of Civic Education of Young People in Russian Universities"]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2017, vol. 4, pp. 48-53 (in Russian).
Triandis Harry K. (2007) Culture and Social Behavior. Moscow (Russian translation).
Zimniaia Irina A. (1997) Pedagogicheskaia psikhologiia [Pedagogical Psychology]. Rostov-on-Don (in Russian).