Практика организа ции исследовательской
деятельности Г ^^ -
Краеведение: опыт регионов о
Лиханова
Елена Николаевна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 26 г. Уфы
Рекомендации по организации краеведческой работы с младшими школьниками
В ходе краеведческой работы развивается познавательный потенциал учащихся, ими приобретаются новые знания и навыки, укрепляются межпоколенные связи. Данные, полученные в результате собственных исследований, дети с удовольствием используют в виде мини-сообщений на уроках окружающего мира, для закрепления правил правописания, при составлении и решении задач на уроках математики.
Одной из главных целей современного российского образования является формирование стремления молодых людей к активным исследованиям, что выражается в готовности к выдвижениям, разработке и осуществлению нестандартных творческих идей, направленных на позитивное преобразование окружающего мира.
Особое внимание исследованиям в обучении стало уделяться еще в начале XX века. Замечательный русский педагог К.Н. Вентцель призывал поддерживать в ребенке дух неугомонного исследователя. Американский ученый Дж. Дьюи считал, что школа должна дать возможность для проявления стремлений к освоению мира с опорой на непосредственный опыт детей и их интеллектуальную инициативу.
Существует мнение, что ведение исследовательской работы в школе возможно лишь в старших классах. Но ведь именно детям 7-11 лет присуща повышенная восприимчивость, впечатлительность, эмоциональность, направленность на внешний мир, развитое воображение, внимательность к словам и поступкам взрослых, любознательность. Поэтому привлечение педагогом учащихся младших классов к исследованиям
Лиханова Елена Николаевна
ТГ
может получить искреннюю поддержку и реальные положительные результаты.
Небезызвестно, что многие ученики, приходящие в школу, с увлечением рассказывают о красотах Египта, удивительных растениях мира или о фантастических героях компьютерных игр. В то же время дети практически ничего не знают о своем городе, улице, по которой ходят каждый день, и им почти ничего не известно о дальних, а порой и близких родственниках. Именно краеведческие исследования помогают не только повысить интеллектуально-нравственный и культурный уровень ребенка, но и позволяют ему почувствовать себя частью современной действительности и помочь социальной адаптации в том месте, где он родился.
Рамки урока ограничивают возможность проведения исследования и по времени, и по тематике. Внеклассная работа предоставляется в этом плане более перспективной.
Мною была написана программа, цель которой - создание условий для развития исследовательских навыков младших школьников.
Основные задачи:
• развитие познавательного потенциала младших школьников на основе воспитания гражданской позиции;
• выявление одаренности в каждом ребенке;
• разработка форм и методов привлечения младших школьников к краеведческой поисковой работе. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Данные,
полученные в результате собственных исследований, дети с удовольствием используют в виде мини-сообщений на уроках окружающего мира.
Начинать свою работу педагогу рекомендуется с теоретической подготовки. Следует изучить технологии личностно-ори-ентированного обучения И.С. Якиманской, саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, образовательную технологию мастерских и метода проектов, практику проведения учебных исследований младших школьников А.И. Савенкова. Для проведения мониторинга необходимо провести: 1) анализ школьной документации (психолого-педагогических характеристик, успеваемости); 2) собеседование с родителями и их анкетирование; 3) предварительное тестирование для определения уровня познавательных потребностей (В.С. Юркевич), изучения мотивов участия в деятельности (Л.В. Байбородова), продуктивности и устойчивости внимания (Бурдон), экспресс-исследование признаков одаренности (А.И. Савенков, Дж. Рензулли), уровня личностной тревожности (Ч. Спилберг), уровня интеллектуального развития (Кэттел).
Особенность работы с младшими школьниками состоит в том, что исследование не должно сильно растягиваться, ученики
Практика организации исследовательской деятельности
■И
Краеведение:опыт регионов
Участие юных исследователей в экологическом субботнике. Выступление ученика 1 класса Закареева Дамира на конкурсе «Кем я горжусь»
3.
4.
5.
6.
7.
могут объединяться в небольшие группы до четырех человек. Обязательно наличие интереса взрослых к работе ребенка, родители оказывают посильную помощь на всех этапах исследования. Необходимо использовать игровые формы, особенно вначале; должна присутствовать постоянная стимуляция усилий учащихся.
Между учителем и учеником должны устанавливаться демократичные отношения равноправных партнеров: наставник -младший товарищ, коллега - коллега.
Структура исследовательской деятельности включает следующие пункты:
1. Определение темы и сроков исследования.
2. Формирование группы единомышленников и распределение в ней обязанностей.
Постановка реальных и значимых целей и задач. Выдвижение гипотезы. Составление плана исследования.
Выбор методов исследования (работа в архивах и библиотеках, беседы со старожилами и краеведами, обзор литературы, фотографирование, анализ и сравнение полученных данных, визуальные наблюдения). Сбор информации.
8. Обработка результатов (составление тезисов, написание текста, оформление приложений).
9. Презентация и защита работ перед членами жюри и товарищами.
10. Рефлексия (подведение итогов собственной деятельности).
Темы обуславливаются возрастом детей. Занятия включают входящие и контрольные тесты, лекции и семинары, ролевые и дидактические игры, социальные акции, консультации, мастер-классы и круглые столы.
Мною предложено несколько перспективных форм организации деятельности юных исследователей. Это, прежде всего, создание и разработка проектов по изучению своей родословной, при этом через призму истории семьи идет изучение истории страны.
Краеведческое исследование предполагает общение с различными людьми, в том числе и с незнакомыми, частые передвижения по городу. Возраст учащихся начальных классов ограничивает их самостоятельность в этом аспекте, поэтому стоит привлекать к совместной деятельности родителей, бабушек, дедушек и других родственников ребенка, что укрепляет межличностные отношения в семье и при этом расширяет круг лиц, получающих дополнительные знания о культуре и истории родного края.
Учащиеся начальных классов чаще всего оценивают себя неадекватно. Если им кажется, что результаты работы недооценены, быстро следует негативная эмоциональная реакция.
Лиханова Елена Николаевна
ТГ
Педагогу необходимо обращать особое внимание на психологический настрой детей, чтобы отслеживать снижение интереса к работе или отказ от нее на основе импульса.
Нередко стимулом к работе является привлечение в группы старшеклассников, также заинтересованных в изучении истории своей семьи.
Привлечение детей к исследовательской деятельности в области краеведения является одним из действенных способов самосовершенствования и самореализации юных граждан нашей страны, укрепления связей между поколениями, развития различных видов одаренности детей. Результатами применения исследовательского метода является позитивная динамика познавательных потребностей и исследовательская активность младших школьников, а также наличие победителей и призеров конкурсов различных уровней, дипломов и грамот, знаков отличия, полученных учащимися.
Рекомендации по тематическому планированию
Тема 1. Я - исследователь
Кто такой исследователь. Что можно исследовать. Легко ли быть исследователем. Словарь юного исследователя. Как провести экспресс-исследование. Основные этапы исследования (выбор темы, определение целей и задач, выдвижение гипотезы, составление плана, выбор методов исследования, сбор информации, обработка результатов, анализ полученных данных, оформление и презентация работы). Ролевые игры (я -журналист, я - фотокорреспондент, я - лектор, я - экскурсовод, я - поэт, я - художник). Упражнения по развитию памяти, мышления, внимания, воображения. Организация работы с информационными и коммуникационными технологиями. Правила работы с компьютером.
Тема 2. Развитие интеллектуального потенциала, речи и коммуникативных навыков
Учимся задавать вопросы. Дидактические игры на анализ, сравнение, классификацию, обобщение, выделение существенного, логику. Дикционно-дыхательные и артикуляционные речевые разминки. Темп речи. Тембр голоса. Правила работы в коллективе.
Тема 3. Развитие социальной активности
Разработка и осуществление проектов по изучению истории своей семьи. Совместное времяпрепровождение детей и родителей: участие в акциях по посадке цветов, деревьев, кустарников в районе школы, экологические субботники.
Родословная ученицы 3 класса Соловьевой Маши
Практика организации исследовательской деятельности
■и
Краеведение: опыт регионов
Тема 4. Стимуляция творческой активности
Участие в конкурсах, научно-практических конференциях (оформление работ согласно условиям конкурсов, отбор работ и участников, подготовка устной и электронной презентации). Отбор методов поощрения (устная благодарность, грамоты, дипломы, призы).
Тема 5. Работа с общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся
Тематические экскурсии по городу. Работа в библиотеке и архиве (работа с каталогами, упражнения по отбору нужного материала, работа с литературными источниками). Литературно-краеведческая гостиная (мастер-классы, круглые столы, индивидуальные консультации, лекции, практические занятия с краеведами, художниками, писателями, поэтами, старожилами города). Привлечение родителей и их посильная помощь в проведении исследований и оформлении результатов. Организация совместных мероприятий с участием родителей (эстафеты, утренники, посиделки, конкурсы).
Тема 6. Организация и проведение психолого-педагогического мониторинга
Входящие, контрольные и итоговые тесты (определение уровня познавательных потребностей (В.С. Юркевич), изучение мотивов участия в деятельности (Л.В. Байбородова), продуктивности и устойчивости внимания (Бурдон), экспресс-исследование признаков одаренности (А.И. Савенков, Дж. Рен-зулли), уровня личностной тревожности (Ч. Спилберг), уровня интеллектуального развития (Кэттел). ТЯ