ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 1
Е.Г. Терентьева
РОЛЬ МУЗЕЙНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Роль образования в решении задач социально-экономического развития России на 2006—2010 гг. определена в Концепции Федеральной целевой программы развития образования и заключается, в том числе, в: "...создании условий для повышения конкурентоспособности личности; .формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; обеспечении социальной и профессиональной мобильности." [1].
В рамках городской экспериментальной площадки "Преподавание учебных дисциплин на краеведческой основе" нами была разработана программа "Наш край", в которой мы определили цели и задачи всех направлений краеведения: географического, исторического, литературного, музейного, профориентационного и др.
Музейное краеведение преследует две задачи: "одна из них — всестороннее изучение своей местности и накопление краеведческого материала, другая — использование этого материала в преподавании" [2].
Краеведение в школе обладает большим образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом. Краеведение, с точки зрения известного российского ученого академика Д.С. Лихачева, является "воспитывающей наукой" [3].
Наше исследование опирается на основы профориентации и выделении, как самостоятельной единицы, профориентационного краеведения. В данной работе мы хотели бы показать значимое место в нем школьного музея.
Школьные музеи существовали уже в XIX в. во многих гимназиях России. Вопрос о целесообразности создания, роли, целях школьных музеев освещался в педагогической литературе в начале XX в. [4].
Первоначально школьные музеи возникали как межпредметные кабинеты, однако довольно быстро стали эффективным средством обучения и воспитания. Именно как форма образовательной и воспитательной работы музеи создаются по инициативе
Терентьева Елена Геннадьевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ №1 г. Долгопрудный Московской области, соискатель Московского психолого-социального института.
педагогов и учащихся, родителей и выпускников. В первом случае они выступают как результат исследовательской и поисковой деятельности, во втором — как социальный заказ общественности.
Музейное краеведение является связующим звеном всей системы краеведческого образования в средней школе.
"Память — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого... Запоминается то, что нужно, путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются трудовые навыки, общественные институты. Память противостоит уничтожающей силе времени". Так, академик Д.С. Лихачев настойчиво обращается к молодежи: "Прошлое всегда богато, но только, если ты его знаешь, если умеешь понимать и если оно заботливо сбережено" [3:79]. Того же мнения придерживается и Е.В. Боголюбова в статье "Великое наследие нашей культуры" [5].
Краеведение в любой ипостаси играет ведущую роль в воспитании уважения к родной земле, является действенным средством воспитания гражданственности и патриотизма.
"Патриотизм — начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов — все определять в человеке и все освещать" [3:205].
Сегодня в учебно-воспитательном процессе недостаточно используется роль школьных музеев, обеспечивающих преемственность и непрерывность культурно-исторического развития духовной жизни, помогающих учащимся осмысливать духовные ценности, а через них определять место страны в мировой цивилизации, города — в истории страны, увидеть перспективы своего развития.
Музей "дает уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом" [4:38].
Применительно к современному образовательному процессу С.В. Степанов [6] определяет следующие задачи краеведческой и музейной работы: воспитательная, учебная, научно-исследовательская, творческо-досуговая, презентативная, эстетическая, коммуникативная.
Одной из основных форм музейной коммуникации является музейная педагогика. Музейно-педагогические программы решают образовательные задачи музейными средствами. "Музей позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс приобретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями от
изучения собранных в музее раритетов и иных ценностей истории и культуры" [7:28].
Н.В. Нагорский говорит о "культуросозидающем потенциале музейной педагогики как средстве интенсификации процесса вовлечения людей в мир историко-материальных и художественных ценностей, как механизме стимулирования их социально-культурной активности", обосновывает в своей работе принципы музейной педагогики в современных условиях [8].
Функционируют музеи различных профилей, что говорит о многообразии форм социально-культурной деятельности. Среди школьных музеев чаще встречаются историко-краеведческие. В круг их основных задач входит историко-патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание школьников.
По данным исследования, проведенного И.Н. Микулан, "в настоящее время, по данным Центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки РФ, в стране насчитывается порядка 4780 школьных музеев, работающих в учреждениях основного и дополнительного образования учащихся. Из них музеев исторического профиля — 2060, военно-исторических музеев — 1390, краеведческих —1060, музеев других профилей: литературные, художественные, технические и др. — 270" [4:38]
Роль музейного краеведения в решении проблемы профессиональной ориентации учащихся рассматривается в нашем исследовании. Мы определили критерии эффективности работы школьного музея в рамках краеведческо-профориентационного направления образования (КПНО) школьников и их показатели (рис. 1, табл. 1).
Система КПНО носит синкретический характер, т.е. ее функционирование зависит от переплетения всех ее составляющих. Рассмотрим место музея в системе КПНО, и прежде всего схему совета музея (рис. 2) и схему взаимодействия музея с другими субъектами КПНО (рис. 3).
6%
Рис. 1. Диаграмма распределения школьных музеев России по профилям
Таблица 1
Критерии и показатели эффективности работы школьного музея
Критерии Показатели
1. Повышение информированности школьников об истории и современной экономической жизни родного города и Подмосковья в целом Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса по ознакомлению школьников с историей, производством, социальной и кадровой политикой градообразующих и не только предприятий города и его окрестностей (в Московской области)
2. Активная позиция участников образовательного процесса при работе в том или ином проекте музея Активное участие школьников в работе совета, актива музея, профильных объединений, лекторских групп и других участников образовательного процесса в комитете поддержки и содействия Участие школьников в последующих проектах музея Удовлетворение всех участников образовательного процесса от работы в проектах музея Совпадение трех составляющих причины участия школьников в проекте "Хочу", "Могу", "Надо"
3. Уровень интеграции с учебно-воспитательным процессом Развитие форм совместной работы музея со всеми участниками образовательного процесса
4. Эффективное использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в образовательном процессе Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса по совершенствованию форм и методов работы музея и проведению мероприятий различного представительского уровня
5. Сформированность личной профессиональной перспективы выпускников Самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной ситуации
6. Процессуальный Повышение квалификации всех участников музейной работы и их личностно-профессио-нальных показателей Включение во всероссийскую научно-методическую деятельность Умение осуществлять инновационные проекты
Рис. 2. Схема совета музея
Краеведческие музеи г. Долгопрудный и других городов Московской области
Городские и областные краеведческие конференции
Другие формы краеведческого образования
Рис. 3. Схема взаимодействия музея с субъектами КПНО
Следует добавить, что директор музея входит в состав Совета научного общества учащихся, а руководитель — в состав научно-исследовательского совета образовательного учреждения.
В работу актива музея, как правило, включаются учащиеся начиная с 7-го класса. Ведь именно в 14—17 лет происходит дифференциация интересов, появляются основания для выделения жизненных ценностей, совершаются первые профессиональные пробы.
Назовем факторы, способствующие интеграции музейного краеведения и профориентации. Они разделяются на две основные группы — базовые и актуальные.
К базовым относится тот факт, что школа имеет богатую 55-летнюю историю и является ровесницей города, а следовательно, прошла все стадии становления города и его образования. За эти годы накоплен богатейший материал и уже много лет функционирует школьный историко-краеведческий музей. В результате исследовательской работы школьников сформировались школьные традиции.
Здесь же следует отметить особое географическое положение образовательного учреждения — исторический центр города, в непосредственной близости с которым находятся два из трех градообразующих предприятия.
Классификация актуальных факторов представлена в табл. 2.
Данную классификацию удалось построить, опираясь на разработанную в образовательном учреждении модель КПНО. Особо следует заметить, что кроме традиционных (организационных, личностных, профессионально-педагогических, ресурсных) факторов, активизирующих любой педагогический процесс, а в нашем случае — способствующих интеграции музейного краеведения и профориентации, значительную роль в реализации КПНО играет научно-методический фактор — неотъемлемый элемент современного образования.
Основным направлением в работе по профориентации школьников на всех стадиях обучения остается своевременное, на всем протяжении учебы, расширение кругозора и интересов ребенка, ознакомление его с разными видами деятельности и практическое приобщение к труду. Необходимо научить подростка прежде всего оценивать себя в контексте требований рынка, что поможет ему адаптироваться во взрослой жизни, возможно, даже несмотря на неблагоприятные социально-экономические условия.
В данном аспекте музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Получив изначальные знания профориента-ционного характера, адекватно оценив свои склонности, интересы
Таблица 2
Актуальные факторы, способствующие интеграции музейного краеведения и профориентации
Организационные Личностные Профессионально-педагогические Научно -методические Ресурсные
Сеть внеклассных и внешкольных кружков Информированность учителя и ученика в области краеведения и профориентации Осознание педагогами необходимости интеграции краеведения и профориентации Привлечение преподавателей вузов, научных и музейных работников Расширение библиотечного и мультимедийного краеведческого и профориентационного фондов
Создание научного общества на базе музея Использование материалов музея в подготовке и проведении уроков профориентационной направленности с постоянным усложнением соответственно возрасту обучаемых (для учащихся 1—11-х классов) Обучение учителей технологиям краеведческой и профориентационной работы; разработка учебных программ, тематического и поурочного планирования Сохранение и расширение фондов школьного музея, систематизация экспонатов и материалов, создание архива
Создание нового органа управления НИС Интерес учителя и ученика к краеведению и профориентации, в том числе к проведению открытых уроков и мероприятий Создание, сохранение и развитие соответствующих теме традиций школы Обмен опытом краеведческой и профориентационной работы Обмен материалами с другими ОУ и их музеями
Создание творческого объединения учителей-крае-ведов Поддержка коллективного и индивидуального опыта интеграции краеведения и профориентации Создание методических пособий для учителей и дидактических материалов для учащихся Организация сотрудничества с предприятиями и организациями города
Сотрудничество с музеями других школ, учреждениями дополнительного образования, предприятиями и организациями города Имеющийся опыт учителя и ученика в области краеведения и профориентации Использование опыта других школ Создание научного общества учащихся и учеб-актива музея Привлечение внебюджетных средств
--а чо
и умения, подросток сможет принимать сознательные решения относительно своего дальнейшего обучения и выбора профессии.
Формы внеклассной и внешкольной работы музейного краеведения, реализующие программу КПНО:
• Краеведческие кружки и клубы
• Школьные, городские, областные конференции
• Тематические проекты о предприятиях города (история, производство, социальная сфера, кадры)
• Мультимедийные презентации и телеконференции, виртуальные экспедиции
• Школьные и городские конкурсы Интернет-проектов
• Экскурсии на производство и музеи предприятий города
• Экскурсии в школьные и городские музеи городов и поселков Московской области
• Тематические выставки, в том числе творческие выставки жителей г. Долгопрудный
• Работа лекторской группы и творческой мастерской
• Встречи с людьми разных профессий, творческие вечера
• Праздники и конкурсы
Таким образом, школьный музей выполняет многообразные социальные функции, его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. В этом заключается феномен школьного музея. "Очень важна, — говорит К.Ф. Строев — задача, имеющая большое воспитательное значение, — отразить непосредственное участие самих школьников в местном хозяйстве, культурном строительстве. И в этом деле совершенно особое идейно-воспитательное значение будут иметь материалы, показывающие деятельность местного населения" [9:82].
Школьный музей — хранитель традиций, и не только школьных, но и городских, национальных. Успешность будущего профессионала — в уважении национальных ценностей, в опоре на традиции.
Музейная работа решает целый комплекс задач, связанных с обеспечением условий эффективности процесса формирования личности, и может рассматриваться как одно из наиболее эффективных средств патриотического воспитания. Она позволяет согласно Концепции модернизации Российского образования в условиях ограниченных финансовых возможностей использовать все ресурсы образования — человеческие, информационные, материальные [10].
В ходе нашего исследования была выявлена позитивная зависимость самочувствия школьников от участия в исследовательской музейной работе. Она проявлялась в инициативности детей, в
стремлении участвовать повторно в творческих проектах музея, в желании организовывать встречи с людьми разных профессий, в повышении интереса к судьбе семьи, школы, города. Но главный позитивный результат — это желание приобрести профессию и остаться жить и работать в своем родном городе.
Список литературы
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // (ФЦПРО 2006-2010)/ http://www.ed.gov. ru/ntp/fp/fcpro2006/
2. Целевая программа развития МОУ средней общеобразовательной школы № 1 г. Долгопрудный на 2007-2009 гг.
3. Лихачев Д.С. Раздумья. М., 1991.
4. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.
5. Боголюбова Е.В. Великое наследие нашей культуры // Сквозь века. К истокам культуры народов СССР. Вып. 1. М., 1986. С. 5-12.
6. Степанов С.В. Задачи краеведческой и музейной работы в условиях совершенствования содержания образовательного процесса // Краевая научно-исследовательская лаборатория по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде. Вып. 14. Ставрополь, 2004. С. 45-47.
7. Грусман В.М. Музей в системе формирования национально-государственной идеи. СПб., 2007.
8. Нагорский Н.В. Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. 2005. № 5. С. 3-12.
9. Строев К.Ф. Краеведение. М., 1974.
10. Концепция модернизации образования на период до 2010 года // Наука и образование. Школьное образование / http://edu.rin.ru/html/775. html
6 ВМУ, педагогическое образование, № 1