педагогические науки
16. Novikova M.A., Rean A.A. Osobennosti ma-terinskogo otnosheniya v svyazi s formirovaniem cen-nostnyh orientacij sovremennyh podrostkov // Soci-al'naya psihologiya i obshchestvo. 2021. T. 12. № 2. S. 148-165. DOI: 10.17759/sps.2021120209.
17. Psihologicheskie problemy sovremennoj se-m'i: sb. tez. / pod red. O.A. Karabanovoj, E.I. Zaharo-voj, S.M. Churbanovoj, N.N. Vasyagina. M. - Zveni-gorod, 2015.
18. Rudenskij E.V. Social'no-psihologicheskaya viktimologiya lichnosti: propedevtika. Novosibirsk, 2015.
19. Rudenskij E.V. Mezhlichnostnaya patologiya: teoreticheskoe osnovanie viktimologicheskoj kon-cepcii psihologii razvitiya // Razvitie cheloveka v so-vremennom mire. 2020. № 3. S. 96-111.
20. Smirnova E.O. Stanovlenie lichnostnyh otno-shenij v rannem ontogeneze // Vopr. psihologii. 1994. № 6. S. 28-35.
21. Spivakovskaya A.S. Psihoterapiya: igra, detstvo, sem'ya. T. 2. M., 2000.
22. Holodkova O.G., Kabanchenko E.A. K probleme roditel'skoj kompetentnosti v rusle sovremennogo detstva // Sodruzhestvo. 2017. № 14(70). S. 22-24.
23. Erikson E. Detstvo i obshchestvo. SPb., 1996.
Deficiency of parental competencies as the reason of the victimization of children in families
The article deals with the deficiency of the parental competence as the reason of the children's victimization, originating from the cooperation with parents. There is defined that the deficiencies of the parental competence by the means of the mechanisms of the interactive cooperation with the children come to the origin of frustration and deficiencies of functioning. The author considers the complicated structure of the parents' competencies and its display in the direct cooperation with the child.
Key words: children and parents' relations, deficiency of parental competence, victimization, family education, mechanism of interaction, frustration, psychoemotional development of children.
л.А. пиджоян
(Елец)
педагогические условия формирования готовности к самообразованию Будущих педагогов-музыкантов в условиях вуза
Освещается проблема формирования готовности к самообразованию будущих педагогов-музыкантов. Отмечается нацеленность профессиональной подготовки на формирование навыков самообразовательной (самостоятельной) деятельности в процессе обучения в вузе, позитивно влияющих на проектирование образовательного маршрута и будущей профессиональной карьеры.
Ключевые слова: готовность к самообразованию, самостоятельная работа, будущий педагог-музыкант, педагогические условия.
Современная высшая школа ориентирована на подготовку специалистов, готовых компетентно выполнять профессиональные обязанности, способных к непрерывному обогащению знаний в различных сферах и областях, готовых к творчеству и инновациям. Успешность самореализации в профессиональной деятельности во многом обусловлена нацеленностью обучающегося еще на этапе обучения в вузе на профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование. Именно готовность к самообразованию многие исследователи определяют как ключевую задачу всей профессиональной подготовки.
Рассматривая профессиональную подготовку будущего педагога-музыканта, необходимо отметить: ее организационная, содержательная, методическая и технологическая составляющие во многом определяются многофакторностью целей, стоящих перед современными профессионалами в области музыкального образования. Решение задач музыкально-эстетического воспитания детей осложняется падением общего уровня художественно-эстетической культуры подрастающего поколения, угасанием интереса к академическому музыкальному искусству. В связи с этим основные профессиональные характеристики специалиста в области музыкального образования связаны с широкой компетентностью в профессиональной сфере, соче-
(Статья поступила в редакцию 20.04.2022)
О Пиджоян Л.А., 2022
ИЗВЕСТИЯ вгпу
тающей разностороннюю музыкальную эрудицию с практической готовностью к разным видам музыкально-эстетической деятельности в качестве педагога, музыканта, просветителя, новатора.
Владение единством знаний и умений и овладение общекультурными, профессиональными и специальными компетенциями невозможно без формирования готовности к осуществлению профессионально-личностного самообразования, проектирования дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры [7].
Проблема самообразования личности является предметной областью исследования различных областей науки. Психологические механизмы самообразования школьников представлены в трудах Л.И. Божович, Н.Ф. Добрынина, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна и др. Вопросы самообразования обучающихся высших педагогических учебных заведений освещены в исследованиях Ф.Н. Гоноболина, С.Б. Елканова, И.Л. Наум-ченко, В.А. Сластенина и др.; проблемы развития педагогического самообразования - в работах Е.В. Бондаревской, Ю.Н. Кулюткина, Н.В. Кузьминой, Г.М. Коджаспировой и др.
Важно отметить, что феномен «самообразование личности» в контексте профессиональной подготовки имеет широкую исследовательскую амплитуду и тесно взаимосвязан с понятиями «профессиональное становление», «саморазвитие», «профессиональное совершенствование» педагога.
В.А. Сластенин отмечает, что «самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации» и предполагает «самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества». В качестве содержательных компонентов профессионального самообразования обозначаются: общая культура, спроецированная в область педагогической деятельности, психолого-педагогические, специальные знания, уровень владения основами научной организации педагогического труда [8].
Исследователь Л.Н. Павлова представляет самообразовательную деятельность как целенаправленную, систематическую, контролируемую, управляемую и оцениваемую самим субъектом познавательную деятельность. Автор отмечает: ее успешность во многом зависит от внутренних побуждений в целях самовоспитания, самообучения и от потребности к самоусовершенствованию и саморазвитию [7].
Е.А. Дыганова в диссертационном исследовании определяет данный феномен как целенаправленную самостоятельную деятельность практикующих учителей (или обучающихся вузов) по совершенствованию накопленных у них знаний и приобретению новых, а также их творческому использованию в зависимости от характера профессиональной деятельности [1].
Важно отметить, что профессия педагога-музыканта как одна из самых творческих требует постоянного самосовершенствования, творческого подхода, мобильности и креативности, поэтому самообразование становится важнейшим фактором успешной профессиональной карьеры.
В работах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.В. Школяр вопросы совершенствования музыкально-педагогическогосамообразования рассматриваются в контексте профессиональной художественно-творческой деятельности. Диссертационные исследования А.И. Бурениной, Г.И. Батыршиной, Е.Е. Горбуновой, О.В. Дедюхиной, Е.А. Дыгановой, Ж.Б. Кар-мазиной, Н.В. Егоровой, Г.Б. Сабировой акцентируют внимание на изучении различных аспектов процесса творческой самореализации и самообразования будущего педагога-музыканта.
обобщая труды исследователей по проблеме педагогического самообразования на основе анализа научных подходов, Е.А. Дыга-нова отметила общие положения, характерные для самообразования: систематичность и целенаправленность процесса; инициативность субъекта; самостоятельность в овладении знаний; высокий уровень образовательной деятельности, сочетающейся с дополнительным характером самообразовательной деятельности. Автором определены пять направлений содержания самообразования педагога-музыканта, среди них: общеобразовательное, психолого-педагогическое, методическое, музыкальное и специальное (в зависимости от направления подготовки) [1].
Важно отметить, что в основе самообразовательной деятельности лежит личностно ориентированный и личностно-деятельност-ный подходы. А навыки самообразования связаны с формированием мотивационно-цен-ностных установок личности, со способностью анализировать свои действия и поступки и умением ставить значимые личностно-про-фессиональные цели. Самообразование всегда связано с развитием у личности самостоятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В то же время самостоятельность, отмечает Н.А. Морева, носит позитивный характер только при наличии у педагога высокой степени компетентности. Критериями сформи-рованности модели самообразовательной деятельности педагога указываются: педагогическая направленность, познавательная активность, уровень педагогического мастерства, способность к педагогической рефлексии, способность и проявление новаторства и творчества, позитивная личностная «Я-концеп-ция» [5, с. 141].
Таким образом, именно в вузе, еще на этапе обучения, важно создать условия для формирования готовности к самообразованию как фактору успешной профессионально-педагогической деятельности. Рассматривая данные условия, отметим, что все они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а их разделение носит определенный условный характер. Представим данные условия.
• Формирование ценностно-мотиваци-онного отношения будущих педагогов-музыкантов к саморазвитию и самообразованию. Успешность самообразовательной деятельности будущего педагога-музыканта во многом определяется степенью вовлеченности в культурно-образовательное пространство вуза, в совместную творческую деятельность преподавателя и обучающихся в процессе профессиональной подготовки, позволяющую:
- формировать положительное отношение к профессии;
- понимать и осознавать миссию современного педагога-музыканта-просветителя;
- совершенствовать свои знания, умения и компетенции в рамках избранной профессии;
- формировать потребность в профессиональном и индивидуальном саморазвитии [2];
- стимулировать интерес к самостоятельной профессионально-творческой деятельности.
В процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в качестве действенных факторов развития мотивации отмечаются: стимулирование самовоспитания путем четкого осознания целей внеаудиторной деятельности; самообразование, самоактуализация, проявляющаяся в стремлении реализовать личностный потенциал [3].
Важно отметить, что самообразование становится личностной потребностью будущего специалиста в том случае, если у обучающегося формируется способность анализировать собственные поступки (как в личностной, так и профессиональной сфере), определять личностно значимые цели. В данном случае устремления преподавателя и обучающегося
нацелены на развитие внутренних мотивов познавательной деятельности, активизирующих когнитивные способности, и, взаимодействуя с ними, стимулируют выход за рамки заданного. Таким образом, самообразование является важнейшей составляющей профессионального развития индивида.
• Ориентация на развитие опыта самообразования и навыков самостоятельности обучающегося. Важность профессиональной подготовки для формирования навыков самообразовательной деятельности отмечают многие исследователи. Н.А. Морева использует понятие «самоучение» и определяет его как «намеренное саморегулируемое приобретение знаний и умений неформальным или формальным путем» [5, с. 141].
образовательный процесс в вузе, обязательным элементом которого является самостоятельная работа, ориентирован на обучение студентов технике самообразования. Потенциал самостоятельной работы важно максимально использовать для развития у обучающихся готовности к самообразованию. это требует создания таких условий при организации самостоятельной работы, при которых «...эти два вида деятельности применительно к личности студента имели как можно больше точек соприкосновения.». В данном случае акцентируется внимание на мотивацион-ной сфере, познавательной и творческой деятельности [6].
В процессе организации самостоятельной работы в условиях вуза отметим следующие аспекты. Первый: совершенствование организации самостоятельной работы обучающихся в процессе аудиторных занятий. Реализация данного пути требует от преподавателей разработки методик, форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества их подготовки. Второй: повышение активности, инициативности обучающихся по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.
Важнейшие факторы совершенствования самостоятельной работы студентов: ориентация лекционных, практических занятий по дисциплинам на увеличение доли самостоятельной деятельности обучающихся; привлечение студентов к различным видам и формам научно-исследовательской работы в вузе; использование интерактивных методов и форм обучения, обеспечивающих поэтапное формирование навыков самообразования у обучающихся, использование современных (в том числе цифровых) технологий в процессе само-
известия вгпу
образования; разработка комплекса учебных, учебно-методических материалов, позволяющих интенсифицировать данный процесс. Выполнение вышеуказанных условий позволяет проследить позитивные изменения в трансформации осваиваемых обучающимися приемов и операций самообразовательной деятельности в практический опыт самообразования [2].
• Активное вовлечение будущих педагогов-музыкантов в творческую, исследовательскую, концертно-просветительскую деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования четко обозначает перечень компетенций, овладение которыми позволяет будущему педагогу-музыканту квалифицированно выполнять профессиональные обязанности и решать широкий круг профессиональных задач в области музыкально-педагогической, исследовательской, проектной и культурно-просветительской деятельности. Профессия педагога-музыканта - сложная, неординарная, творческая. Его деятельность невозможно рассматривать вне творческой природы искусства и вне педагогической деятельности как творческого процесса. Педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском профессионала, предполагающим его самообучение и самосовершенствование в течение всего профессионального пути.
Образовательная практика подготовки педагога-музыканта теснейшим образом взаимосвязана с культурно-просветительской деятельностью самого вуза. Вовлечение обучающихся в процесс подготовки и реализации музыкально-образовательных, творческих проектов, концертно-просветительской и научно-исследовательской деятельности позволяет сформировать у будущих педагогов-музыкантов необходимые компетенции и умения; стимулировать развитие навыков самообразования в процессе решения различных творческих задач (подготовка концертных программ, лекций-концертов, участие в научных конференциях, научных и профессиональных конкурсах и др.).
Таким образом, рассматривая процесс формирования готовности к самообразованию, необходимо отметить единство информационной, проектировочной, организационной, познавательной и рефлексивной видов деятельности в организации профессиональной подготовки. Реализация указанных условий будет способствовать становлению общей и профессиональной культуры будущего педагога-музыканта; удовлетворению разносторонних
интересов; решению задач саморазвития, самосовершенствования и самообразования не только в процессе профессиональной подготовки, но и на этапе самостоятельной профессиональной музыкально-педагогической деятельности.
список литературы
1. Дыганова Е.А. Формирование культуры самообразования будущего педагога-музыканта в процессе освоения дирижерско-хоровых дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2014. С. 24.
2. дыганова Е.А. Формирование самообразовательной культуры будущего педагога-музыканта [Электронный ресурс] // Филология и культура. 2011. № 3(25). URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/formirovanie-samoobrazovatelnoy-kultury-budusche go-pedagoga-muzykanta/viewer (дата обращения: 10.03.2022).
3. Карпова О.Л., Анисимова O.A. Самообразование студентов вуза как условие качественной профессиональной подготовки специалистов [Электронный ресурс] // Казан. пед. журн. 2008. № 5(59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samo obrazovanie-studentov-vuza-kak-uslovie-kachestven noy-professionalnoy-podgotovki-spetsialistov (дата обращения: 01.02.2022).
4. Мамонтова Т.С., Шустова М.В. Роль самообразования в формировании профессиональной компетентности будущего учителя [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2016. № 2(50). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/rol-samoobrazo vaniya-v-formirovanii-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya (дата обращения: 09.02.2022).
5. Морева Н.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. М., 2006.
6. Милованова Г. В. Самостоятельная работа и самообразование - важные условия успешной профессиональной деятельности // Вестн. Морд. ун-та. 2009. № 2. С. 151-155.
7. Павлова Л.Н. Содержание и организация самообразовательной деятельности по формированию субъективной активности студентов: автореф. дис .... канд. пед. наук. Красноярск, 2000. 19 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М., 2002.
* * *
1. Dyganova E.A. Formirovanie kul'tury samo-obrazovaniya budushchego pedagoga-muzykanta v processe osvoeniya dirizhersko-horovyh disciplin: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2014. S. 24.
2. Dyganova E.A. Formirovanie samoobrazova-tel'noj kul'tury budushchego pedagoga-muzykanta [Elektronnyjresurs]//Filologiyaikul'tura.2011.№3(25).
педагогические науки
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sa moobrazovatelnoy-kultury-buduschego-pedagoga-mu zykanta/viewer (data obrashcheniya: 10.03.2022).
3. Karpova O.L., Anisimova O.A. Samoobrazo-vanie studentov vuza kak uslovie kachestvennoj pro-fessional'noj podgotovki specialistov [Elektronnyj resurs] // Kazan. ped. zhurn. 2008. № 5(59). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/samoobrazovanie-studentov-vuza-kak-uslovie-kachestvennoy-professionalnoy-pod gotovki-spetsialistov (data obrashcheniya: 01.02.2022).
4. Mamontova T.S., Shustova M.V. Rol' samoob-razovaniya v formirovanii professional'noj kompeten-tnosti budushchego uchitelya [Elektronnyj resurs] // Nauchnyj dialog. 2016. № 2(50). URL: https://cy berleninka.ru/article/n/rol-samoobrazovaniya-v-formi rovanii-professionalnoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya (data obrashcheniya: 09.02.2022).
5. Moreva N.A. Osnovy pedagogicheskogo mas-terstva: ucheb. posobie. M., 2006.
6. Milovanova G.V. Samostoyatel'naya rabota i samoobrazovanie - vazhnye usloviya uspeshnoj pro-fessional'noj deyatel'nosti // Vestn. Mord. un-ta. 2009. № 2. S. 151-155.
7. Pavlova L.N. Soderzhanie i organizaciya sa-moobrazovatel'noj deyatel'nosti po formirovaniyu sub#ektivnoj aktivnosti studentov: avtoref. dis .... kand. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2000. 19 s.
8. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pe-dagogika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastenina. M., 2002.
Pedagogical conditions of formation of readiness to self-education of future musicians' teachers in universities
The article deals with the issue of the formation of the readiness to self-education offuture musician's teachers. There is emphasized the focus of the professional training on the formation of the skills of the self-educational (independent) work in the educational process of the university, influencing positively on designing the educational trajectory and future professional career.
Key words: readiness to self-education, independent work, future musician teacher, pedagogical conditions.
н.В. провоторова
(луганск)
к вопросу о подготовке к инновационной деятельности специалистов сферы государственного управления: АНАЛИЭ нормативной базы
Анализируется нормативная база, регламентирующая подготовку специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление». Обоснована необходимость формирования готовности к инновационной деятельности в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов направления «Государственное и муниципальное управление», показана степень актуальности данного вопроса в основных правовых документах.
Ключевые слова: нормативные документы, подготовки госслужащих, квалификационные требования, ключевые компетенции, профессиональная подготовка, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности.
На сегодняшний день в науке и практике остро стоит вопрос эффективности профессиональной деятельности современных государственных гражданских служащих. об актуальности данной проблемы свидетельствуют новые требования к знаниям, умениям, навыкам специалистов сферы государственного управления, обоснованные меняющимися социальными и экономическими условиями, внедрением административных реформ и инновационных форм управления государством. Соответственно изменяются требования к системе профессиональной подготовки будущих специалистов и формированию их готовности к инновационной деятельности. Поэтому важным является исследование специфических особенностей подготовки специалистов по направлению «Государственное и муниципальное управление» в современных вузах России.
Цель статьи - установление соответствия нормативных документов, регламентирующих подготовку будущих специалистов сферы государственного управления и муниципального управления и выявление практических возможностей для формирования готовности будущих госслужащих к осуществлению инно-
(Статья поступила в редакцию 29.03.2022)
О Провоторова Н.В., 2022