Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыганова Елена Александровна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

Статья посвящена вопросу профессиональной компетентности специалистов в сфере музыкального образования. Специфика профессии педагога-музыканта заключается в многопрофильности профессиональной реализации специалиста, поэтому его профессиональная компетентность носит интегративный характер. Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-музыканта занимает ключевое положение. Авторы обращают внимание на значимость методической компетентности в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов. Однако, процессы модернизации образовательной системы подготовки музыкально-педагогических кадров в вузе привели к снижению уровня методической компетентности. Основываясь на обнаруженных противоречиях, научном и педагогическом опыте, авторы статьи предлагают вариант решения по изменению сложившейся ситуации в современной вузовской практике. Опираясь на поставленную цель исследования - создание и научное обоснование модели формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта с позиции практико-ориентированного подхода, авторы последовательно решают задачи исследования. В ходе выявления роли методической компетентности в профессиональной подготовке будущего педагога-музыкант авторами предлагается сущностно-содержательная характеристика методической компетентности педагога-музыканта; обращается внимание на специфику музыкально-педагогической деятельности (единство музыкально-художественной и психолого-педагогической составляющих); предлагается структурно-содержательный состав методической компетентности педагога-музыканта (теоретико-когнитивный и практикопроцессуальный компоненты). Обоснование практико-ориентированного подхода как оптимальной методологической основы формировании методической компетентности будущего педагога-музыканта авторы осуществляют на выдвинутом гипотетическом предположении и последующем научнотеоретическим доказательством его целесообразности в решении проблемы (наличие цели по типу образования - профессиональное образование; приоритетность форм обучения, ориентированных на получение опыта практической деятельности и формирование методических компетенций; системная методическая организация учебно-профессионального процесса в вузе). В качестве итогового результата исследования авторами представлена структурно-содержательная модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дыганова Елена Александровна, Явгильдина Зилия Мухтаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FUTURE MUSICIAN TEACHER’S METHODICAL COMPETENCE FORMATION: PRACTICE-ORIENTED APPROACH

The article is devoted to the issue of professional competence of specialists in the sphere of music education. The specificity of the music teacher profession lies in the multidisciplinary professional realization of the specialist, therefore his/her professional competence has an integrative nature. The methodical competence in the structure of the professional competence of a music teacher occupies a key position. The authors draw attention to the importance of methodological competence in the professional training of future music teachers. However, the processes of modernization of the educational system of music pedagogical training in higher education institutions have led to a decrease in the level of methodical competence. Based on the detected contradictions, scientific and pedagogical experience the authors of the article offer a variant of the solution to change the current situation in the modern university practice. Basing on the stated aim of the research - creation and scientific substantiation of the model of forming methodical competence of a future teacher-musician from practice-oriented approach, the authors consequently solve the tasks of the research. In the course of identifying the role of methodical competence in the professional training of the future music teacher, the authors propose the essence and content characteristics of the methodical competence of a music teacher; pay attention to the specificity of musical and pedagogical activity (unity of musical and artistic and psychological and pedagogical components); suggest the structure and content of the methodical competence of a music teacher (theoretical and cognitive and practical and procedural components). The authors justify the practice-oriented approach as the optimal methodological basis for the formation of methodological competence of a future music teacher, based on the hypothetical assumption put forward and the subsequent scientific-theoretical proof of its expediency in solving the problem (the presence of the educational type goal - professional education; priority of forms of learning, focused on practical activity experience and formation of methodical competences; systematic methodical organization of the educational and professional process at the university). As a final result of the study, the authors presented a structural and content model of formation of methodical competence of the future teacher-musician.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2022, №1, Том 10 / 2022, No 1, Vol 10 https://mir-nauki.com/issue-1-2022.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN122.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Дыганова, Е. А. Модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта: практико -ориентированный подход / Е. А. Дыганова, З. М. Явгильдина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2022. — Т. 10. — № 1. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN122.pdf

For citation:

Dyganova E.A., Yavgildina Z.M. The model of future musician teacher's methodical competence formation: practice-oriented approach. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(1): 05PDMN122. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/05PDMN122.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Дыганова Елена Александровна

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Россия

Доцент

Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2875-5109 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=712367 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-9397-2015 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56660606000 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=gmRoujUAAAAJ&hl

Явгильдина Зилия Мухтаровна

ФГБОУ ВО «Казанский государственный институт культуры», Казань, Россия

Проректор по научной работе Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4193-6126 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=488231 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-9032-2015 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56660633600

Модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта: практико-ориентированный подход

Аннотация. Статья посвящена вопросу профессиональной компетентности специалистов в сфере музыкального образования. Специфика профессии педагога-музыканта заключается в многопрофильности профессиональной реализации специалиста, поэтому его профессиональная компетентность носит интегративный характер. Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности педагога-музыканта занимает ключевое положение. Авторы обращают внимание на значимость методической компетентности в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов. Однако, процессы модернизации образовательной системы подготовки музыкально-педагогических кадров в вузе привели к снижению уровня методической компетентности. Основываясь на обнаруженных противоречиях, научном и педагогическом опыте, авторы статьи предлагают вариант решения по изменению сложившейся ситуации в современной вузовской практике.

Опираясь на поставленную цель исследования — создание и научное обоснование модели формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта с позиции практико-ориентированного подхода, авторы последовательно решают задачи исследования. В

ходе выявления роли методической компетентности в профессиональной подготовке будущего педагога-музыкант авторами предлагается сущностно-содержательная характеристика методической компетентности педагога-музыканта; обращается внимание на специфику музыкально-педагогической деятельности (единство музыкально-художественной и психолого-педагогической составляющих); предлагается структурно-содержательный состав методической компетентности педагога-музыканта (теоретико-когнитивный и практико-процессуальный компоненты).

Обоснование практико-ориентированного подхода как оптимальной методологической основы формировании методической компетентности будущего педагога-музыканта авторы осуществляют на выдвинутом гипотетическом предположении и последующем научно-теоретическим доказательством его целесообразности в решении проблемы (наличие цели по типу образования — профессиональное образование; приоритетность форм обучения, ориентированных на получение опыта практической деятельности и формирование методических компетенций; системная методическая организация учебно-профессионального процесса в вузе).

В качестве итогового результата исследования авторами представлена структурно-содержательная модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта.

Ключевые слова: музыкальное образование; профессиональная подготовка; педагог-музыкант; педагогическая модель; образовательная среда университета

Профессиональная деятельность современного педагога-музыканта многопрофильна, она реализуется по педагогическому, музыкально-исполнительскому, воспитательному, организаторскому, просветительскому, исследовательско-методическому направлениям. Это обусловливает необходимость овладения будущим педагогом-музыкантом профессиональной компетентности интегративного типа, с приоритетом методического вектора, обеспечивающего профессиональное и личностное развитие будущего специалиста.

Опираясь на понимание значимости методической компетентности в профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов, рассмотрим сложившуюся ситуацию в вузовской практике. Процессы модернизации образовательной системы подготовки музыкально-педагогических кадров в вузе привели к неоднозначным результатам, среди которых обращают на себя внимание, во-первых, — содержательное обновление учебных планов в сторону сокращения дисциплин практико-ориентированного характера: музыкально-исполнительского и музыкально-методического циклов; во-вторых, — дисбаланс учебной нагрузки — существенное сокращение контактной аудиторной работы студента с преподавателем и увеличение внеаудиторной самостоятельной работы студента. Изменения повлияли на процесс и результат подготовки музыкально-педагогических кадров в сторону снижения уровня методической компетентности будущего педагога-музыканта — основной компоненты профессиональной компетентности.

При этом, вопросы готовности специалиста расширять музыкально-педагогический кругозор обновляющейся информацией, применять в образовательном процессе новые технологии и эффективные музыкально-педагогические практики, совершенствовать навыки действовать в нестандартных учебно-педагогических ситуациях, т. е. методическая компетентность музыкально-педагогического персонала — остается приоритетным нормативным ориентиром профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов,

Введение

зафиксированным в ФГОС ВО и требованиях к уровню специалистов данного направления, отраженных в профессиональных стандартах педагога.

Анализ ситуации в современной музыкально-педагогической науке и практике позволил выявить противоречия:

• между необходимостью владения будущим педагогом-музыкантом высоким уровнем методической компетентности и недостаточной разработанностью теоретических и практических аспектов ее формирования в современной вузовской практике;

• высоким потенциалом практико-ориентированного подхода в аспекте формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта и отсутствием педагогической модели его реализации в процессе профессиональной подготовки специалистов в университете.

Таким образом, цель настоящего исследования заключается в создании и научном обосновании модели формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта с позиции практико-ориентированного подхода, реализуемого в образовательной среде университета.

Методика исследования

Методологической основой исследования определены компетентностный и практико-ориентированный подходы, позволяющие исследовать содержание профессионального образования педагога-музыканта и изменения в процессе организации образовательного процесса.

Теоретическую базу составили музыкально-педагогические труды, заключающие в себе теории профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта и музыкально-творческого развития личности: Э.Б. Абдуллин [1], Е.В. Николаева [2], D. Rohwer, W. Henry [3], C. Carrillo Aguilera, M. Vilar Monmany [4], В.П. Рева [5], M. Lennon, G. Reed [б], Е.Н. Чагоров [7], Д.А. Ковалев, Г.А. Хусаинова, С.Т. Балагазова, Т. Жанкульб [8]. И исследования, отражающие результаты методической подготовки специалистов: С.Л. Логинова, О.Б. Акимова, Е.М. Дорожкин, Е.В. Зайцева [9], L. Mata, C. Dumitru [1G], N. Ololube [11], Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина [12], Н.А. Верховод, Ф.С. Верховод [l3], Т.Г. Буржинская [14], Г.И. Саранцев [15] и др.

Ведущими методами исследования выступили: выявление и разрешение противоречий; постановка проблемы; выдвижение гипотезы и научно-теоретическое доказательство; анализ научных теорий, проверенных практикой; моделирование.

Результаты и их обсуждение

Профессиональная подготовка будущего педагога-музыканта в университете осуществляется в логике формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта, включающей в себя: (1) владение общегуманитарными и предметными знаниями, умениями, навыками в соответствии с задаваемыми нормами профессионального образования; (2) оперирование способами, методами реализации банка знаний, умений, навыков в деятельности педагога-музыканта и способами формирования необходимых образовательных результатов у учащихся в соответствии со стандартами и требованиями в сфере музыкального образования; (3) коммуницирование и конструктивное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений: учащимися, коллегами, административным

корпусом; (4) обладание необходимыми личностно-профессиональными качествами, позволяющими успешно осуществлять музыкально-педагогическую деятельность, личностное развитие, профессиональный рост и непрерывное самообразование.

Роль методической компетентности в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта

Обратившись к анализу литературы, мы обнаружили, что в науке методическая компетентность педагога рассматривается:

• как вид или компонент в структуре профессиональной компетентности, включающий систему знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной деятельности педагога [16; 17];

• как интегративная характеристика личности педагога, отражающая системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности [18, с. 78];

• как совокупность методических знаний, операционно-методических и психолого-педагогических умений, формируемых в процессе профессиональной подготовки педагога; а также как технологическая готовность профессионально использовать в учебном процессе современные коммуникативные и информационные технологии, методики и приёмы, адаптируя их к различным педагогическим ситуациям (Т.Н. Гущина1).

Представленные определения не противоречат друг другу и полноценно раскрывают сущность рассматриваемого понятия. При этом следует заметить, что методическая компетентность педагога-музыканта характеризуется еще большей многоплановостью, что обусловлено спецификой профессии и складом музыкально-педагогической деятельности, определяющей особенности мышления и трудового поведения музыканта-педагога, проявляющихся в единстве музыкально-художественной и психолого-педагогической составляющих.

Структурный состав методической компетентности педагога-музыканта представлен теоретико-когнитивным и практико-процессуальным компонентами. Теоретико-когнитивный компонент является основополагающим, в его составе результаты когнитивного опыта — научно-теоретические основы содержания в области общего и дополнительного музыкального образования; методики преподавания музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских предметов и музыкально-творческого развития личности; основы возрастной и личностной психологии, главные запросы и требования общества (Закон об образовании, ФГОС, ФГТ, Концепции и пр.). Практико-процессуальный компонент является модифицируемым, т. е. регулируемым и непрерывно совершенствуемым, он представлен набором следующих позиций: методическое и научное мышление; способности применять в практической деятельности известные методики и технологии; способности создавать и решать учебно-педагогические задачи; умения создавать методические разработки; оценочно-

1 Т.Н. Гущина Формирование методический компетентности педагогических работников дополнительного образования детей в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2001. 252 с.

аналитические навыки (выявление, сопоставление и сравнение параметров); навыки контроля и саморегуляции профессионального поведения в педагогической, музыкально-исполнительской и художественно-творческой деятельности; навыки педагогического контроля и диагностики; творческая самостоятельность; художественно-артистическая и педагогическая воля.

Сегодня процесс подготовки компетентного специалиста в вузе строится на сочетании теоретического и практического обучения, где практическая подготовка студентов осуществляется в ходе различных видов практик: ознакомительной, учебной, производственной, преддипломной и серии предметных практикумов. Часто под этими формами профессиональной подготовки специалистов обычно понимается практико-ориентированная образовательная среда в вузе, однако, это весьма формальный взгляд.

Мы согласны с идеями Л.Е. Солянкиной, которая полагает, что образовательная среда вуза, преломляясь в плоскости практико-ориентированных тенденций реализации компетентностного подхода, должна выступать в качестве квазипрофессионального пространства и ориентироваться на развитие профессиональной компетентности будущего специалиста в условиях его обучения (теоретического и практического — уточнение наше)

Опираясь на данный постулат, мы выдвигаем гипотетическое предположение, что формирование методической компетентности будущего педагога-музыканта в современной университетской практике следует осуществлять в русле практико-ориентированного подхода.

Выбор данного подхода обусловлен следующими позициями: (1) наличие цели по типу образования (профессиональное образование), что предполагает подготовку студентов-музыкантов к музыкально-педагогической трудовой деятельности, основанной на использовании полученной ими системы знаний из различных областей гуманитарной науки и практики, а также практических умений; (2) приоритетность форм обучения, ориентированных на получение опыта практической деятельности и формирование методических компетенций; 3) системная методическая организация учебного процесса: актуализация общегуманитарной и музыкально-теоретической базы знаний в различных практических формах обучения; применение широкого арсенала методов, образовательных технологий; использование потенциала образовательного взаимодействия (парные, групповые, коллективные формы коммуникации) — все это позволяет отрабатывать множество модификаций учебно-профессиональных задач и наращивать методическую компетентность будущего педагога-музыканта [20, с. 23-24].

Модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта.

Цель — будущий специалист, владеющий методической компетентностью, позволяющей ему успешно решать педагогические и творческие задачи, осуществлять личностно-профессиональный рост в профессии педагога-музыканта.

Методологическая основа построения образовательного процесса — компетентностный и практико-ориентированный подходы.

Содержательно-процессуальная деятельность будущего педагога-музыканта строится в соответствии с необходимым структурно-содержательным контентом методической

Практико-ориентированный подход в формировании методической компетентности будущего педагога-музыканта

[19, с. 80].

компетентности, на основе единства когнитивного, предметно-практического и личностно-профессионального опыта. Приобретение и применение музыкально-педагогических знаний, умений, навыков осуществляется опытным путем с преобладанием технологий самообразования и саморазвития. Детализированное представление отражено в таблице 1.

Таблица 1

Организация деятельности будущего педагога-музыканта по содержательным модулям дисциплин

№ Содержательные модули дисциплин Формы работы студентов

1 Музыкально-теоретический Коллоквиум, педагогические задачи, ситуационные задачи, фрагменты уроков музыки, фрагменты хоровых репетиций, фрагменты занятий по музыкально -теоретическим (музыкальная литература, сольфеджио) и музыкально -исполнительским (класс вокала, класс фортепиано, класс скрипки и т. д.) предметам

2 Музыкально-исполнительский Практические и творческие задания, педагогические и исполнительские задачи, ситуационные задачи, фрагменты уроков музыки, фрагменты хоровых репетиций, фрагменты занятий по музыкально-исполнительским (класс вокала, класс фортепиано, класс скрипки и т. д.) предметам

3 Технологический Тренинги, практические задания, творческие задания, педагогические и исполнительские задачи, ситуационные задачи, фрагменты уроков музыки, фрагменты хоровых репетиций, фрагменты занятий по музыкально-теоретическим (музыкальная литература, сольфеджио) и музыкально-исполнительским (класс вокала, класс фортепиано, класс скрипки и т. д.) предметам

4 Исследовательский Аннотации на вокально-хоровые и инструментальные произведения, методические разработки, рефераты, научно-методические доклады, курсовые работы по музыкально-педагогической тематике, практические задания, педагогические и исполнительские задачи, ситуационные задачи, фрагменты уроков музыки, фрагменты хоровых репетиций, фрагменты занятий по музыкально-теоретическим (музыкальная литература, сольфеджио) и музыкально-исполнительским (класс вокала, класс фортепиано, класс скрипки и т. д.) предметам

5 Коммуникативно-организаторский Творческие и педагогические задачи, ситуационные задачи, фрагменты уроков музыки, фрагменты хоровых репетиций, фрагменты занятий по музыкально -теоретическим (музыкальная литература, сольфеджио) и музыкально-исполнительским (класс вокала, класс фортепиано, класс скрипки и т. д.) предметам

Составлена авторами

Результативный компонент модели по содержательному наполнению соответствует структуре методической компетентности педагога-музыканта, его детализированное представление дано в табличном виде (табл. 2).

Таблица 2

Критерии сформированности методической компетентности

Название компонента Содержание компонента

Теоретико-когнитивный компонент 1. Знание главных запросов и требований общества, нормативно-правовой документации в области общего и дополнительного музыкального образования (Закон об образовании, ФГОС, ФГТ, Концепции и пр.). 2. Знание научно-теоретических основ содержания в области общего и дополнительного музыкального образования. 3. Знание профессионального содержания деятельности педагога-музыканта. 4. Знание предметного («Музыка», «Хоровой класс», «Класс фортепиано», «Класс вокала», «Музыкальная литература» и т. д.) содержания музыкального образования. 5. Знание возрастной и личностной психологии, музыкальной психологии. 6. Знание возрастной физиологии. 7. Знание методик (технологий) преподавания музыкально-теоретических, музыкально-исполнительских предметов. 8. Знание методик (технологий) музыкально-творческого развития личности. 9. Знание диагностических методик.

Название компонента Содержание компонента

Практико-процессуальный компонент 1. Методическое и научное мышление. 2. Способности применять в практической деятельности известные методики и технологии. 3. Оценочно-аналитические навыки (выявление, сопоставление и сравнение параметров). 4. Навыки контроля и саморегуляции профессионального поведения в педагогической, музыкально-исполнительской и художественно-творческой деятельности. 5. Навыки педагогического контроля и диагностики. 6. Способности создавать и решать учебно-педагогические задачи. 7. Умения создавать методические разработки. 8. Творческая самостоятельность. 9. Художественно-артистическая и педагогическая воля.

Составлена авторами

Заключение

Проведенное исследование позволило получить ряд теоретических выводов:

1. Представлено современное состояние российского образования в высшей школе в ракурсе подготовки педагогов-музыкантов и обозначены недостатки, препятствующие формированию методической компетентности будущих педагогов-музыкантов необходимого уровня.

2. Дана сущностно-содержательная характеристика методической компетентности педагога-музыканта с учетом специфики музыкально-педагогической деятельности (единство музыкально-художественной и психолого-педагогической составляющих).

3. Выявлена роль методической компетентности в профессиональной подготовке будущего педагога-музыканта.

4. Предложен структурно-содержательный состав методической компетентности педагога-музыканта (теоретико-когнитивный и практико-процессуальный компоненты).

5. Обоснован практико-ориентированный подход как оптимальная методологическая основа формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта (наличие цели по типу образования — профессиональное образование; приоритетность форм обучения, ориентированных на получение опыта практической деятельности и формирование методических компетенций; системная методическая организация учебно-профессионального процесса в вузе).

6. Представлена структурно-содержательная модель формирования методической компетентности будущего педагога-музыканта в следующем составе: цель, методологическая основа, организация содержательно-процессуальной деятельности, результативный компонент.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ как мета-метод педагогики музыкального образования / Э.Б. Абдуллин // Музыкальное искусство и образование. — 2013. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologic heskiy-analiz-kak-metametod-pedagogiki-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 09.01.2022).

2. Николаева Е.В. Профессионально ориентированная историко-педагогическая подготовка будущих музыкантов-педагогов: содержание, структура, особенности реализации / Е.В. Николаева // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. — 2021. — Т. 9. № 3. — С. 9-28.

3. Rohwer D. University Teachers' Perceptions Of Requisite Skills And Characteristics Of Effective Music Teachers / D. Rohwer, W. Henry // Journal of Music Teacher Education. — 2004. — Vol. 13, Issue: 2 — p. 18-27.

4. Carrillo Aguilera, C. The Profile Of The Music Teacher Within The European Higher Education Area: Is A Competence-Based Approach Enough? (Preliminary Results^ / C. Carrillo Aguilera, М. Vilar Monmany // 4th International Technology, Education and Development Conference (INTED), Valencia, SPAIN publ. — 2010. — MAR 0810. — p. 3485-3495. — URL:

https://www.researchgate.net/publication/269025898_The_profile_of_the_music_teac her_within_the_European_Higher_Education_Area_is_a_competence-based_approach_enough_preliminary_results (дата обращения: 09.01.2022).

5. Рева В.П. Практико-ориентированные стратегии погружения учащихся в художественный мир музыкальных произведений / В.П. Рева // Музыкальное искусство и образование. — 2019. — Т. 7. — № 1. — С. 25-39.

6. Lennon, M. Instrumental And Vocal Teacher Education: Competences, Roles And Curricula / M Lennon, G. Reed // Music Education Research. — 2012. — 14(3). — p. 285-308.

7. Чагоров Е.Н. Профессиональная подготовка педагога-музыканта в вузе / Е.Н. Чагоров // Вестник ПензГУ. — 2014. — № 1(5). — C. 65-68. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-podgotovka-pedagoga-muzykanta-v-vuze (дата обращения: 09. 09.01.2022).01.2022).

8. Kovalev D.A. Formation of Various Competencies in the Process of Training the Future Music Teachers at the Present Stage / D.A. Kovalev, G.A. Khussainova, S.T. Balagazova, Т. Zhankulb // International Journal of Environmental and Science Education. — 2016. — Vol. 11 — No 11. — p. 4175-4183.

9. Loginova S.L. Methodical Competency As A Basis Of Methodical Activities Of A Teacher Of The Higher School In Modern Conditions / S.L. Loginova, O.B. Akimova, E.M. Dorozhkin, E.V. Zaitseva // Revista Espacios. — ISSN 0798 1015. — 2018. — Vol. 39(N°17) — URL: https://www.revistaespacios.com/a18v39n17/a18v39n17p20.p df.

10. Mata L. Operational Model For The Development Of Methodological Competencies At Beginning Teachers / L. Mata, C. Dumitru // Lucrari §tim{ifice. — 2010. — Vol. 53, Nr. 2. — seria Agronomie. — pp. 335-338.

11. Ololube N. Methodological Competencies of Teachers: A Study of Nigeria / N. Ololube // Academic Leadership: The Online Journal. — 2006. — Vol. 4: Iss. 2, Article 7. — Available at: https://scholars.fhsu.edu/alj/vol4/iss2/7.

12. Dyganova E.A. Development of student musician's methodological competence in practice-oriented university environment [Desarrollo de la competencia metodologica del estudiante músico en un entorno universitario orientado a la practica] / E.A. Dyganova, Z.M. Yavgildina // Utopia y Praxis Latinoamericana. — 2020. — Vol. 25, Is. Extra 5. — P. 113-125. — URL:

https://produccioncientificaluz.org/index.php/utopia/article/view/33446.

13. Верховод Н.А. Саморазвитие методической компетентности преподавателя как психолого-педагогическая проблема / Н.А. Верховод, Ф.С. Верховод // Образование и саморазвитие Научный журнал № 1(29). — 2012. — С. 9-13. — URL: https://eandsdj ournal.org/wp-stuff/uploads/sites/3/2016/09/ESD-2012-1 -Issue-29.pdf.

14. Буржинская Т.Г. Особенности процесса формирования методической компетентности будущего учителя в вузе / Т.Г. Буржинская // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 113. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-protsessa-formirovaniya-metodicheskoy-kompetentnosti-buduschego-uchitelya-v-vuze (дата обращения: 09.01.2022).

15. Саранцев Г.И. Формирование современного методического мышления студентов педагогического вуза / Г.И. Саранцев // Педагогика. — 2011. — № 10. — С. 3846.

16. Нагрелли Е.А. Структурно-функциональная модель формирования методической компетентности учителей в системе повышения квалификации / Е.А. Нагрелли // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2009. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturno-funktsionalnaya-model-formirovaniya-metodicheskoy-kompetentnosti-uchiteley-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii (дата обращения: 09.01.2022).

17. Масюкова Н.Г. Методическая компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя / Н.Г. Масюкова // МНКО. — 2015. — № 3(52). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentnost-v-strukture-professionalnoy-kompetentnosti-uchitelya (дата обращения: 09.01.2022).

18. Бубнова И.С. Методическая компетентность педагога: сущность и диагностика / И.С. Бубнова // Педагогическая перспектива. — 2021. — № 3. — С. 77-85. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskaya-kompetentnost-pedagoga-suschnost-i-diagnostika (дата обращения: 06.01.2022).

19. Солянкина Л.Е. Практико-ориентированная образовательная среда как детерминант развития профессиональной компетентности будущего специалиста / Л.Е. Солянкина // Вестник ТГУ, выпуск 11(91). — 2010. — С. 79-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Дыганова Е.А. Трансформации в профессиональном образовании будущих педагогов-музыкантов: практико-ориентированная стратегия / Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина // Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-образовательном пространстве: Материалы XVII Международной научно-практической конференции / Под науч. ред. Л.С. Майковской, А.П. Мансуровой. — М.: МГИК, 2019. — 408 с. — С. 20-25. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43788776_96768319.pdf

Dyganova Elena Aleksandrovna

Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia

E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2875-5109 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=712367 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-9397-2015 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56660606000 Google Академия: https://scholar.google.ru/citations?user=gmRoujUAAAAJ&hl

Yavgildina Ziliya Muhtarovna

Kazan State Institute of Culture, Kazan, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4193-6126 RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=488231 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-9032-2015 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56660633600

The model of future musician teacher's methodical competence formation: practice-oriented approach

Abstract. The article is devoted to the issue of professional competence of specialists in the sphere of music education. The specificity of the music teacher profession lies in the multidisciplinary professional realization of the specialist, therefore his/her professional competence has an integrative nature. The methodical competence in the structure of the professional competence of a music teacher occupies a key position. The authors draw attention to the importance of methodological competence in the professional training of future music teachers. However, the processes of modernization of the educational system of music pedagogical training in higher education institutions have led to a decrease in the level of methodical competence. Based on the detected contradictions, scientific and pedagogical experience the authors of the article offer a variant of the solution to change the current situation in the modern university practice.

Basing on the stated aim of the research — creation and scientific substantiation of the model of forming methodical competence of a future teacher-musician from practice-oriented approach, the authors consequently solve the tasks of the research. In the course of identifying the role of methodical competence in the professional training of the future music teacher, the authors propose the essence and content characteristics of the methodical competence of a music teacher; pay attention to the specificity of musical and pedagogical activity (unity of musical and artistic and psychological and pedagogical components); suggest the structure and content of the methodical competence of a music teacher (theoretical and cognitive and practical and procedural components).

The authors justify the practice-oriented approach as the optimal methodological basis for the formation of methodological competence of a future music teacher, based on the hypothetical assumption put forward and the subsequent scientific-theoretical proof of its expediency in solving the problem (the presence of the educational type goal — professional education; priority of forms of learning, focused on practical activity experience and formation of methodical competences; systematic methodical organization of the educational and professional process at the university).

As a final result of the study, the authors presented a structural and content model of formation of methodical competence of the future teacher-musician.

Keywords: music education; professional training; music educator; pedagogical model; university educational environment

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.