Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИ / MUSICAL EDUCATION / LIBRARY AND INFORMATION LITERACY / DISTANCE LEARNING / SELF-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Свирина Мария Николаевна

В статье представлен опыт создания и апробации дистанционного курса, направленного на формирование информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов в процессе вузовской подготовки. Обозначены противоречия между запросами современного информационного общества и содержанием образовательных программ в высших учебных заведениях музыкально-педагогического профиля, в которые в настоящее время не включены курсы по формированию информационно-библиотечной грамотности обучающихся. Рассматриваются возможные варианты разрешения данной проблемы: проведение во внеучебное время мастер-классов для первокурсников по знакомству с библиотекой как структурным подразделением вуза; подготовка виртуальных обзоров литературы с информированием о доступе к новым коллекциям по музыкальному искусству и музыкальному образованию в электронных библиотечных системах; создание дистанционного курса в электронно-информационной среде вуза для самообразования студентов-первокурсников. Приводятся результаты внедрения разработанной системы в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов на музыкальном факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Свирина Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT AND STRUCTURE OF THE DISTANCE COURSE ON THE FORMATION OF THE INFORMATION AND LIBRARY SYSTEM LITERACY OF FUTURE MUSICIANS-TEACHERS IN THE PROCESS OF HIGH SCHOOL PREPARATION

The article presents the experience of creating and testing a distance learning course aimed at developing information and library literacy of future musicians-teachers in the process of high school preparation. There are contradictions between the demands of the modern information society and the content of educational programs in higher educational institutions of music and pedagogical profile, which do not currently include courses on the formation of information and library literacy of students. Possible solutions to this problem are considered: holding master classes for first-year students during extracurricular time to get acquainted with the library as a structural unit of the institutions; preparing virtual literature reviews with information about access to new collections on music art and music education in electronic library systems; creating a distance course in the electronic information environment of the institution for self-education of first-year students. The results of implementation of the developed system in the content of university training of musicians-teachers at the music faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University are presented.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-1-164-177

СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩИХ МУЗЫКАНТОВ-ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

М. Н. Свирина*,

Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация,1 19991

164

Аннотация. В статье представлен опыт создания и апробации дистанционного курса, направленного на формирование информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов в процессе вузовской подготовки. Обозначены противоречия между запросами современного информационного общества и содержанием образовательных программ в высших учебных заведениях музыкально-педагогического профиля, в которые в настоящее время не включены курсы по формированию информационно-библиотечной грамотности обучающихся. Рассматриваются возможные варианты разрешения данной проблемы: проведение во внеучебное время мастер-классов для первокурсников по знакомству с библиотекой как структурным подразделением вуза; подготовка виртуальных обзоров литературы с информированием о доступе к новым коллекциям по музыкальному искусству и музыкальному образованию в электронных библиотечных системах; создание дистанционного курса в электронно-информационной среде вуза для самообразования студентов-первокурсников. Приводятся результаты внедрения разработанной системы в содержание вузовской подготовки музыкантов-педагогов на музыкальном факультете Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета.

Ключевые слова: музыкальное образование, информационно-библиотечная грамотность, дистанционное обучение, самообразование.

Научный руководитель — доктор педагогических наук, профессор Э. Б. Абдуллин.

© Свирина М. Н., 2020

@ 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Благодарности: Данная статья выполнена в контексте научной работы кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета. Автор выражает глубокую благодарность членам редакционной коллегии журнала за помощь в подготовке статьи к публикации.

Для цитирования: Свирина М. Н. Содержание и структура дистанционного курса по формированию информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов в процессе вузовской подготовки // Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education. 2020. Т. 8. № 1. С. 164-177. DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-1-164-177.

DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-1-164-177

CONTENT AND STRUCTURE OF THE DISTANCE COURSE

ON THE FORMATION OF THE INFORMATION

AND LIBRARY SYSTEM LITERACY OF FUTURE MUSICIANS-TEACHERS

IN THE PROCESS OF HIGH SCHOOL PREPARATION

Marya N. Svirina*,

Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119991

Abstract. The article presents the experience of creating and testing a distance learning course aimed at developing information and library literacy of future musicians-teachers in the process of high school preparation. There are contradictions between the demands of the modern information society and the content of educational programs in higher educational institutions of music and pedagogical profile, which do not currently include courses on the formation of information and library literacy of students. Possible solutions to this problem are considered: holding master classes for first-year students during extracurricular time to get acquainted with the library as a structural unit of the institutions; preparing virtual literature reviews with information about access to new collections on music art and music education in electronic library systems; creating a distance course in the electronic information environment of the institution for self-education of first-year students. The results of implementation of the developed system in the content of university training of musicians-teachers at the music faculty of the Institute of Fine Arts of the Moscow Pedagogical State University are presented.

165

* Scientific adviser — Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Eduard B. Abdullin.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2020. Т. 8. № 1 2020, vol. 8, no. 1

Keywords: musical education, library and information literacy, distance learning, self-education.

Acknowledgements: This article was designed in the context of the research for the Department of Methodology and Technology of the Music Education Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (MPGU). The author expresses deep gratitude to the members of the editorial board of the journal for assistance in preparing the article for publication.

For citation: Svirina M. N. Content and Structure of the Distance Course on the Formation of the Information and Library System Literacy of Future Musicians-Teachers in the Process of High School Preparation // Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2020, vol. 8, no. 1, pp. 164-177 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2020-8-1-164-177.

166

Введение

В современном образовании остро стоит вопрос о повышении информационной грамотности педагогов в связи с активным развитием информационно-коммуникационных технологий и «избыточными» информационными потоками [1, с. 47]. Овладение навыками информационного поиска, профессионального отбора образовательных ресурсов и дальнейшее их использование в педагогической деятельности становятся всё более актуальными. Как замечает Н. И. Генди-на, «развитие информационного общества, неразрывно связано с возрастанием потребности каждого гражданина в постоянном повышении квалификации, обновлении знаний, освоении новых видов деятельности» [2, с. 15]. Следовательно, одним из основных направлений деятельности библиотеки является разработка программ и ресурсов для подготовки читателей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной инфор-

мационной среде. О важности и целесообразности формирования информационно-библиотечной грамотности будущего педагога-музыканта свидетельствует целый ряд публикаций современных исследователей [3; 4; 5; 6; 7 и др.]. Так, например, А. А. Панкова рассматривает возможность использования информационной образовательной среды для формирования информационной грамотности музыканта [5, с. 1]; в центре внимания И. Б. Горбуновой и К. Б. Давлетовой — необходимость овладения информационными технологиями педагогом-музыкантом, работающим в сфере дополнительного образования [6, с. 3]. Формирование у обучающихся навыков чтения с листа, транспонирования, чтения сложных ритмов посредством освоения педагогами-музыкантами специальных компьютерных программ и создание с этой целью электронных курсов рассматривается в работе К. Б. Давлето-вой [7, с. 2].

Следует, однако, отметить, что проблема обучения студентов-музы-

кантов работе с информационной образовательной средой вуза, в том числе электронной библиотечной системой и электронными базами данных по музыкальному искусству и образованию, вплоть до настоящего времени не являлась предметом специального исследования. В данной статье будет представлен опыт создания дистанционного курса по формированию информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов на портале электронного обучения Инфода Моойе1. Разработка такого курса отвечает задачам, стоящим перед обучающимися, поскольку в процессе овладения профессиональными компетенциями им предстоит не только успешно освоить дисциплины образовательной программы, но и научиться максимально использовать информационно-библиотечные ресурсы вуза в учебной, научной и музыкально-педагогической деятельности.

В специальной литературе информационно-библиотечная грамотность рассматривается как «совокупность информационной грамотности личности и системы специализированных знаний и умений, обеспечивающих эффективную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [8, с. 4]. Близкую в содержательном отношении характеристику данного понятия даёт О. А. Бурлак. Автор отмечает, что для современно-

го учителя музыки информационно-библиотечную грамотность можно понимать как умение обнаруживать и воспринимать информацию, рационально используя современные информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, формировать объекты и находить связи в информационной среде, которая содержит в себе различные типы и носители информации; создавать объекты и действия в реальном мире и его моделях с помощью компьютера [9, с. 142].

В контексте настоящего исследования информационно-библиотечная грамотность рассматривается как сложное многогранное явление, включающее следующие компоненты: библиотечно-библио-графические знания об общем и специализированном фонде библиотеки, о текстовых и аудиовизуальных ресурсах для музыкального и музыкально-педагогического образования; умение ориентироваться в совокупных информационных ресурсах вуза при выборе книг, нот, CD и DVD-изданий для учебной и творческой деятельности; умение работать с такими ресурсами с применением компьютерных технологий; умение формировать собственные информационные продукты и поисковые системы. Отметим также, что формирование информационно-библиотечной грамотности, наряду с освоением методики информационно-библиографического поиска, предполагает усвоение знаний о различных коммуникативных системах.

1 Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда представляет собой свободное (распространяющееся по лицензии GNU GPL) веб-приложение, которое позволяет создавать сайты для онлайн-обучения.

168

Подготовка будущих музыкантов-педагогов к работе с информационно-библиотечными ресурсами на портале электронного

обучения Инфода Moodle в контексте общеуниверситетской системы

Проведённое нами в 2017—2019 годах исследование информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов на базе Московского педагогического государственного университета (МПГУ) позволило установить, что на начало обучения у первокурсников отсутствуют знания о ресурсах электронных библиотечных систем и возможностях их использования в процессе обучения. В этой связи первоочередными задачами, стоящими перед сотрудниками информационно-справочной службы Библиотеки, стали разработка содержания и проведение мастер-классов по ознакомлению студентов первого курса с имеющимися в МПГУ фондами. Их решение затруднило отсутствие в образовательных программах дисциплин, позволяющих сформировать необходимые навыки работы с электронными библиотечными системами и реферативными базами данных, а также низкая заинтересованность части преподавателей в использовании электронных изданий и аудиофайлов из фонда библиотеки вуза. Данная ситуация характерна и для других вузов, что подтверждает необходимость совместных усилий библиотеки и профессорско-преподавательского состава по формированию информационно-библиотечной грамотности обучающихся [10, с. 23].

В МПГУ решение указанных задач стало возможным благодаря выделению часов для проведения мастер-классов «Знакомство с библиотекой» у первокурсников, обучающихся по программам бакалавриата. В их содержание были включены информативные сообщения библиографов о структуре библиотеки и электронной библиотечной системе МПГУ (ЭБС МПГУ), оказание помощи студентам в регистрации в подписных базах данных и освоении алгоритмов поиска нотных изданий и электронных ресурсов по музыкальному искусству и музыкальному образованию. К сожалению, по завершении такого курса, нацеленного на погружение первокурсников в образовательную среду вуза, выделение времени для систематического проведения групповых занятий, направленных на формирование информационно-библиотечной грамотности будущих педагогов-музыкантов, становится невозможным. Поэтому продолжение работы в данном направлении в течение всего учебного года может осуществляться лишь в форме индивидуальных консультаций и бесед о ресурсах электронной библиотечной системы МПГУ во время проведения культурно-просветительских мероприятий в рамках музыкально-образовательного лектория, работающего на базе библиотеки факультета музыкального искусства. Поскольку периодичность таких занятий на превышает 3—4 раз за учебный год, они не могут оказать значительного влияния на уровень информационно-библиотечной грамотности студентов. Ещё более сложная ситуация с проведением мастер-классов была

отмечена в работе со студентами-заочниками и магистрантами первого года обучения: более плотный график их занятий крайне затруднял согласование с преподавателями проведение занятий по освоению электронной библиотечной системы МПГУ. По этой причине их количество с этими категориями обучающихся было значительно ограничено, и они проводились не со всем курсом, как с учащимися в бакалавриате, а в мелко групповых формах.

Принимая во внимание то, что в процессе вузовского обучения будущим педагогам-музыкантам предстоит работа как с универсальными учебными и научными изданиями, так и со специализированными нот-но-музыкальными ресурсами и электронными базами данных, в содержание занятий было включено знакомство студентов с алгоритмом поиска и отбора учебной, научной литературы и нотных изданий. С этой целью сотрудниками библиотеки были подготовлены обзоры коллекций электронных библиотек и баз данных по музыкальному искусству и музыкальному образованию, доступные пользователям в электронной библиотечной системе МПГУ.

С особой тщательностью сотрудники библиотеки подошли к анализу и анонсированию коллекций специализированных изданий в электронных библиотечных системах, доступных по подписке: электронные версии нотных изданий и аудиокни-ги (аудиозаписи музыкальных произведений и их фрагментов). Данные ресурсы не являются учебными пособиями и зачастую даже преподаватели факультета музыкального искусства испытывают затруднения

при создании поискового запроса для их поиска. Проинформировать пользователей о наличии специальных изданий для профессиональной деятельности музыкантов оказалось недостаточно, размещение объявлений и рассылка писем по электронной почте результатов не дали — количество обращений к электронным изданиям по музыкальному искусству и музыкальному образованию не увеличилось. Это свидетельствовало о том, что преподаватели и студенты не готовы к самостоятельному поиску и отбору необходимых ресурсов по двум причинам: сильная занятость учебным процессом и отсутствие навыков работы с информационно-библиотечными ресурсами по музыке.

Решением данной проблемы стало создание виртуального обзора доступных учебных, нотных, научных и справочных изданий коллекций пяти подписных Электронных библиотечных систем и Электронной библиотеки МПГУ, который был представлен на занятиях с первокурсниками, обучающимися в бака- 169 лавриате и магистратуре. Они узнали о том, как зарегистрироваться в интересующих базах данных и создать подборку специализированных изданий в личном кабинете читателя, чтобы в дальнейшем обращаться к выбранным источникам, не теряя времени на поиск и отбор информации. Такой опыт оказался успешным, увеличилось количество зарегистрированных пользователей в ЭБС «Лань» и ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», при этом было отмечено и увеличение количества просмотров документов (ресурсов) по музыкальному искусству и музы-

170

кальному образованию. Созданная презентация, стала основой для разработки общеуниверситетского курса по формированию информационно-библиотечной грамотности будущих педагогов-музыкантов. В настоящее время все подготовленные материалы доступны студентам факультета музыкального искусства на портале дистанционного обучения ИнфоДа МооШе в рамках общеуниверситетского курса «Освоение информационно-библиотечной среды МПГУ».

Данный курс был создан в 2017 году. За два последующих года его материалы были просмотрены и скачаны около 80 раз. Количество обращений к ресурсам электронной библиотечной системы МПГУ, руководство по регистрации, работе и примеры поиска, которые представлены в учебных материалах курса, существенно возросло. Так как их анализ дан в одной из предыдущих публикаций [11, с. 229], приведём для наглядности только количество обращений студентов к электронной базе

данных с дифференциацией их по соответствующим структурным компонентам (см. рисунок 1).

В процессе развития электронной библиотечной системы МПГУ возможности, предоставляемые пользователям различных институтов и факультетов, в том числе музыкального факультета, значительно возросли. Но большой объём информационных ресурсов по различным направлениям науки, искусства и образования значительно осложнил их использование. С одной стороны, все доступные издания и электронные ресурсы отображаются в электронном каталоге, а с другой — в каждой базе данных свои условия доступа и данные для авторизации в личном кабинете Снятие этого противоречия потребовало решения новой задачи: разработку и создание дистанционного курса по формированию информационно-библиотечной грамотности будущих музыкантов-педагогов на портале электронного обучения ИнфоДа МооШе.

Рис. 1. Количество обращений студентов факультета музыкального искусства к ЭБС (2017/2019 гг.) Figure 1. Number of requests from students of the faculty of music arts to the EBS (years 2017/2019).

Профессионально-ориентированный информационно-библиотечный ресурс как необходимый атрибут вузовской подготовки будущих музыкантов-педагогов

С особой остротой необходимость создания информационно-библиотечного ресурса с ориентацией на подготовку педагогов-музыкантов встала в 2019 году, когда количество доступных пользователям коллекций в ЭБС МПГУ по музыке и музыкальному образованию, отвечающих требованиям современных образовательных стандартов, значительно возросло. Среди них: нотная коллекция и тематические подборки нотных изданий из Национальной электронной библиотеки, журналы «Музыка и время», «Музыкальное искусство и образование / Musical Art and Education», «Музыковедение» и др. в НЭБ eLIBRARY, специальные подборки по искусству в ЭБС «Юрайт». Увеличение количества и объёма информационных образовательных ресурсов потребовало обновления информационных материалов и, соответственно, подготовки студентов не только к свободной ориентации во всем многообразии ресурсов ЭБС МПГУ, но и к самостоятельной работе по подборке публикаций и аудиофайлов для использования в учебной и исследовательской деятельности.

С этой целью был разработан и в сентябре 2019 года помещён на портале дистанционного обучения ИнфоДа Moodle новый курс «Освоение информационно-библиотечной среды МПГУ. Факультет музыкального искусства». В него вошли модули, в которых даётся под-

робное описание алгоритма поиска через электронный каталог специализированных (нотных) изданий и аудио-визуальных ресурсов, методик работы с ними в личном кабинете пользователя при различным условиях доступа: все разделы курса доступны студентам на протяжении всего периода обучения, презентации и руководства пользователя ЭБС скачиваются в удобном формате, в чате курса можно он-лайн задать вопрос библиографу-преподавателю.

В период прохождения курса будущие педагоги-музыканты получают удалённый доступ к тематическим коллекциям нотных изданий и учебных пособий по музыкально-теоретическим, музыкально-историческим дисциплинам, по педагогике и психологии музыкального образования. Осваивают поиск и использование в учебном процессе он-лайн аудиоресурсов из доступных баз данных, просматривают видеоразделы специализированных справочных и учебных пособий из подписных баз данных. Каждый модуль курса знакомит обучающегося с разными видами услуг и возможностями пользователя, предоставляемыми Библиотекой МПГУ студентам факультета музыкального искусства: структура и правила пользования, справочно-поисковый аппарат и личный кабинет читателя, алгоритм поиска и отбора информации по музыкальному искусству и музыкальному образованию, коллекции нотных, справочных и периодических изданий в ЭБС, информационные сервисы и услуги.

Статистические отчёты о прохождении модулей курса «Освоение информационно-библиотечной среды МПГУ. Факультет музыкального ис-

171

172

кусства» показали востребованность размещённых учебных материалов у ряда пользователей: из 110 первокурсников, посетивших мастер-класс «Знакомство с библиотекой», самостоятельно на дистанционный курс подписались 35 %, половина пользователей регулярно в период с сентября по ноябрь 2019 года обращалась к руководствам и скачивала презентации. Вторая часть пользователей, подписавшихся на курс, после ознакомления со всеми разделами, удовлетворительно прошла проведённое тестирование и более к предложенным материалам не возвращалась, к концу ноября с курса отчислилось 50 % слушателей.

Необходимо отметить, что прохождение данного курса не включено ни в одну из образовательных программ факультета музыкального искусства. Все пользователи осваивают его по собственному желанию, исключительно с целью самообразования. Знакомство с материалами и использование их в образовательном процессе способствует повышению уровня информационно-библиотечной грамотности студентов и создаёт условия для подготовки будущих педагогов-музыкантов к занятиям. Обучающиеся не только находят информацию о необходимых изданиях и аудиофайлах в электронном каталоге МПГУ, но обращаются к полному тексту публикаций в электронной библиотеке МПГУ, к статьям из НЭБ eLibrary, диссертациям и авторефератам из коллекции Национальной электронной библиотеки; создают свои подборки нотно-музыкальных изданий в личном кабинете и на виртуальной книжной полке читателя (формируют доступные он-лайн

списки ресурсов для дальнейшего распечатывания или удалённого бронирования); заказывают подбор изданий удалённо и направляют запросы для продления литературы. Статистика обращений к электронному каталогу выпускных квалификационных работ показывает, что первокурсники освоили алгоритм поиска в этой базе данных. Перед началом обучения при прохождении диагностического теста, у пользователей факультета музыкального искусства вызывали затруднения вопросы, связанные с доступностью ресурсов, возможностью скачивания нотных изданий, работой удалённо или из читального зала библиотеки. После ознакомления с материалами курса уровень информационной грамотности пользователей повысился, об это свидетельствуют результаты итогового теста (см. таблицу).

Сравнив результаты исходного и итогового тестирования, можно сделать вывод о том, что самостоятельное освоение дистанционного курса позволяет читателям библиотеки факультета музыкального искусства — будущим педагогам музыкантам — повысить уровень своей информационно-библиотечной грамотности и использовать в дальнейшем доступные ресурсы по музыкальному искусству и музыкальному образованию в процессе всех лет обучения в вузе.

Заключение

На примере деятельности информационно-справочной службы библиотеки МПГУ в статье показана перспективность комплексной работы сотрудников по формированию

Таблица

Сравнение результатов исходного и итогового тестирования студентов первого курса в разделе ЭБС МПГУ. Comparison of results of diagnostic and final tests in the EBS MPGU for first-year students.

№ п/п Вопрос Результаты исходного тестирования Результаты итогового тестирования

1 Какой документ предоставляет право пользоваться услугами библиотеки? 100% 100%

2 Как дистанционно узнать сроки сдачи литературы? 75% 98%

3 К каким услугам и сервисам доступ осуществляется по логину и паролю из читательского билета. 62,5% 91%

4 Возможен ли доступ к электронному каталогу и электронной библиотеке МПГУ вне стен университета? 50% 87%

5 По каким параметрам невозможно осуществить поиск по электронному каталогу МПГУ? 50% 87%

6 Куда обращаться в случае утери читательского билета? 100% 100%

7 Где можно в режиме онлайн задать вопрос сотрудникам библиотеки? 58,3% 91%

8 В каких электронно-библиотечных системах пользователям доступны для просмотра и скачивания нотные издания? 62,5% 80%

9 Как можно заменить утерянное издание? 75% 87%

10 В течение какого периода времени принимаются претензии пользователей по поводу отображения информации о выданных изданиях в личном кабинете пользователя? 78% 100%

173

информационно-библиотечной грамотности студентов:

• выявление их информационных потребностей и запросов;

• обеспечение информационных потребностей образовательного процесса, посредством обогащения имеющихся в высшем учебном заведении информационно-библиотечных ресурсов;

• проведение учебных и культурно-просветительских занятий со студентами, приступающими к работе с электронными ресурсами на

портале дистанционного обучения ИнфоДа Моойе;

• создание профессионально-ориентированного дистанционного курса для будущих музыкантов-педагогов.

Такая направленность работы, как показало проведённое исследование, способствует формированию информационно-библиотечной грамотности студентов музыкального факультета педагогического вуза; повышает учебно-методическую оснащённость учебного процесса; обеспечива-

ет обучающимся доступ к широкому кругу информационно-библиотечных ресурсов на протяжении всего перио-

да обучения, начиная с первого года обучения; создаёт условия для их личностного саморазвития.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Редькина Н. С. Современные практики библиотек по обучению информационной грамотности // Библиосфера. 2019. № 4. С. 46-53. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-4-46-53.

2. Гендина Н. И. Формирование информационной и медиаграмотности в условиях информационного общества: новая инициатива ЮНЕСКО и проблемы российского информационного образования // Научный диалог. 2012. № 1. С. 140-161.

3. Колпакова Н. С. Формирование информационной компетентности будущих педагогов-музыкантов на основе факультативного учебного курса и повышения роли вузовской библиотеки // Вестник ЧГАКИ. 2014. № 3(39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-mzykantov-na-osnove-fakultativnogo-uchebnogo-kursa-i-povysheniya (дата обращения: 16.11.2019), свободный.

4. Брызгалова Н. В. К вопросу об информационной компетентности будущего педагога. URL: http://www.el-udm.blogspot.com/ (дата обращения: 16.11.2019), свободный.

5. Панкова А. А. Становление информационной грамотности педагога-музыканта в условиях функционирования высокотехнологичной информационной образовательной среды // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 6 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ stanovlenie-informatsionnoy-kultury-pedagoga-muzykanta-v-usloviyah-funktsionirovaniya-vysokotehnologichnoy-informatsionnoy (дата обращения: 18.01.2020), свободный.

6. Горбунова И. Б., Давлетова К. Б. Информационная компетентность педагога-музыканта системы дополнительного образования детей // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-muzykanta-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 18.01.2020), свободный.

7. Давлетова К. Б. Роль информационной образовательной среды в профессиональной деятельности педагога-музыканта // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 4 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-muzykanta (дата обращения: 16.01.2020), свободный.

8. Информационно-библиотечная грамотность: учеб.-метод. комплекс для студентов первых курсов очной формы обучения Тюм. гос. ун-та / сост. Онопко Э. А., Кузнецова М. Н. Тюмень: ТГУ, 2010. 31 с.

9. Бурлак О. А. Информационная грамотность современного учителя музыки / Образование в России и актуальные вопросы современной науки материалы Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2020. С. 139-142.

10. Введенский В. Н. Компетентность педагога как важное условие успешности его профессиональной деятельности // Инновации в образовании. 2003. № 4. С. 21-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Свирина М. Н. ЭБС как информационно-образовательный ресурс в профессиональной подготовке будущего учителя музыки // Клиентоориентированный подход в информационном обслуживании: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов». «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций», 30 октября - 1 ноября 2019 г., Санкт-Петербург: сборник материалов / ЦГПБ имени В. В. Маяковского; ред.-сост. И. Е. Прозоров. С.-Пб: ЦГПБ имени В. В. Маяковского, 2019. С. 222-232.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ MUSICAL ART AND EDUCATION

2020. Т. 8. № 1 2020, vol. 8, no. 1

12. Ликсина Е. В., Вьюнов Д. А. Интернет-грамотность как элемент информационной культуры // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2020. № 11. С. 118-120. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42520875 (дата обращения: 17.01.2020), совбодный.

13. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территории: Сб. науч. тр. / ГПНТБ СО РАН; отв. ред. Е.Б. Артемьева. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2001. С. 44-51.

Поступила 20.01.2020; принята к публикации 16.03.2020. Об авторе:

Свирина Мария Николаевна, заведующая Информационно-справочной службой Библиотеки Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), аспирант кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Факультета музыкального искусства Института изящных искусств Федерального государственного бюджетного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119991), [email protected]

Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Red'kina N. S. Sovremennye praktiki bibliotek po obucheniyu informacionnoj gramotnosti [Modern Practices of Libraries for Teaching Information Literacy]. Bibliosfera [Bibliosphere]. 2019, no. 4, pp. 46-53. DOI: 10.20913/1815-3186-2019-4-46-53 (in Russian).

2. Gendina N. I. Formirovanie informacionnoj i mediagramotnosti v usloviyah informacionnogo obshchestva: novaya iniciativa YUNESKO i problemy rossijskogo informacionnogo obrazovaniya [Formation of Information and Media Literacy in the Information Society: A New UNESCO Initiative and Problems of Russian Information Education]. Nauchnyjdialog [Scientific dialogue]. 2012, no. 1, pp. 140-161 (in Russian).

3. Kolpakova N. S. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti budushchih pedagogov-muzykantov na osnove fakul'tativnogo uchebnogo kursa i povysheniya roli vuzovskoj biblioteki [Formation of Information Competence of Future Teachers-Musicians on the Basis of an Optional Training Course And Increasing the Role of the University Library]. Vestnik CHGAKI [Bulletin of ChGAKI]. 2014, no. 3(39). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-informatsionnoy-kompetentnosti-buduschih-pedagogov-mzykantov-na-osnove-fakultativnogo-uchebnogo-kursa-i-povysheniya (accessed: 16.11.2019), free (in Russian).

4. Bryzgalova N. V. K voprosu ob informacionnoj kompetentnosti budushchego pedagoga [On the Issue of Information Competence of Future Teachers]. Available at: http://www.el-udm. blogspot.com/ (accessed: 16.11.18), free (in Russian).

5. Pankova A. A. Stanovlenie informacionnoj gramotnosti pedagoga-muzykanta v usloviyah funkcionirovaniya vysokotekhnologichnoj informacionnoj obrazovatel'noj sredy [Formation

115

176

of Information Literacy of a Teacher-Musician in the Conditions of Functioning of a High-Tech Information Educational Environment]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education]. 2016, no. 6(61). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-informatsionnoy-kultury-pedagoga-muzykanta-v-usloviyah-funktsionirovaniya-vysokotehnologi chnoy-informatsionnoy (accessed: 18.01.2020), free (in Russian).

6. Gorbunova I. B., Davletova K. B. Informacionnaya kompetentnost' pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Information Competence of the Teacher-Musician of the System of Additional Education of Children]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. 2015, no. 21. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/informatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-muzykanta-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (accessed: 18.01.2020), free (in Russian).

7. Davletova K. B. Rol' informatsionnoj obrazovatel'noj sredy v professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta [The Role of Information Educational Environment in the Professional Activity of a Teacher-Musician]. MNKO. 2017, no. 4(65). Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/rol-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-v-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-muzykanta (accessed: 16.01.2020), free (in Russian).

8. Informacionno-bibliotechnaya gramotnost': ucheb.-metod. kompleks dlya studentov pervyh kursov ochnoj formy obucheniya Tyum. gos. un-ta [Information and Library Literacy: Study Method. Complex for First-Year Full-Time Students of the Tyumen State University]. Comp. by Onopko E. A., Kuznecova M. N. Tyumen: TSU, 2010. 31 p. (in Russian).

9. Burlak O. A. Informatsionnaya gramotnost' sovremennogo uchitelya muzyki [Information Literacy of a Modern Music Teacher]. Obrazovanie v Rossii i aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [Education in Russia and current issues of modern science]: materials of the all-Russian scientific and practical conference. Cheboksary: Ekspertno-metodicheskij tsentr, 2020 (in Russian).

10. Vvedenskij V. N. Kompetentnost' pedagoga kak vazhnoe uslovie uspeshnosti ego professional'noj deyatel'nosti [Competence of a Teacher as an Important Condition for the Success of His Professional Activity]. Innovatsii v obrazovanii. [Innovations in education] 2003, no. 4, pp. 21-31 (in Russian).

11. Svirina M. N. EBS kak informacionno-obrazovatel'nyj resurs v professional'noj podgotovke budushchego uchitelya muzyki [EBS as an Information and Educational Resource in the Professional Training of a Future Music Teacher]. Klientoorientirovannyj podkhod v informatsionnom obsluzhivanii [Client-oriented approach in information service]: materials of the XIV all-Russian scientific and practical conference "Electronic resources of libraries, museums, archives". "Information service in the age of electronic communications", October 30 - November 1, 2019, Saint-Petersburg: collection of materials. CGPB named afted V. V. Mayakovsky; ed.-coll. I. E. Prozorov. Saint-Petersburg: CGPB named afted V. V. Mayakovsky, 2019, pp. 222-232 (in Russian).

12. Liksina E. V., V'yunov D. A. Internet-gramotnost' kak element informatsionnoj kul'tury [Internet Literacy as an Element of Information Culture]. Conference collections SIC Sociosphere. 2020, no. 11. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42520875 (accessed: 17.01.2020, free), pp. 118-120 (in Russian).

13. Gendina N. I. Obrazovatel'naya funktsiya biblioteki i formirovanie informatsionnoj kul'tury lichnosti [Educational Function of the Library and the Formation of Information Culture of the Individual]. Bibliotechno-informacionnye resursy v nauchno-obrazovatel'nom komplekse

territorii [Library and information resources in the scientific and educational complex of the territory]: coll. of scientific works. GPNTB SB RAS. Resp. ed. E. B. Artemyev. Novosibirsk: GPNTB SB RAS, 2001, pp. 44-51 (in Russian).

Submitted 20.01.2020; revised 16.03.2020.

About the author:

Marya N. Svirina, Head of the Information and Reference Service of the Library of the Moscow Pedagogical State University (MPGU), Post-graduate Student of the Department of Methodology and Technology of Music Education , Faculty of Music Art of Institute of Fine Arts at Moscow Pedagogical State University (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119991), [email protected]

The author has read and approved the final manuscript.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.