Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические условия / адекватная самооценка / подростки / учебная деятельность / ситуации успеха / технологии сотрудничества / pedagogical conditions / adequate self-esteem / adolescents / educational activities / situations of success / cooperation technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миннахметова Лариса Тагировна, Дигуева Ольга Геннадьевна, Агеева Ульяна Павловна

Статья посвящена обоснованию педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе учебной деятельности. Самооценка связана с удовлетворением одной из самых значимых потребностей человека по пирамиде Маслоу с потребностью в самоутверждении себя как человека, личности, индивидуальности. Оценка социума оказывает влияние на формирование самооценки личности, а также оценки различных сфер жизнедеятельности, таких как общение, поведение, учебная и трудовая деятельность, переживаемые чувства. Самооценка это субъективная оценка и восприятие собственной ценности, качеств и способностей, отношение к себе, которое формируется на основе опыта, ощущений, убеждений, воспитания и взаимодействия с окружающим миром. Факторы, влияющие на самооценку подростка, включают воспитание детей, дружбу, школьные достижения, физическую привлекательность, социальный статус и уровень образования родителей. Установлено, что позитивное воспитание и дружба оказывают существенное влияние на формирование самооценки у подростков. Важно помнить, что формирование адекватной самооценки это процесс, который требует времени, терпения и постоянной поддержки. Будьте готовы быть присутствующими и поддерживающими, чтобы ваш подросток мог развивать здоровую самооценку. Первым педагогическим условием формирования адекватной самооценки подростков выступает создание ситуации успеха. Вторым педагогическим условием выступает применение технологий сотрудничества (работа в парах сменного состава). Данная технология предполагает построение учебно-воспитательного процесса в современной школе, основанного на использовании методов, приёмов и форм работы, которые стимулируют во взаимодействии со взрослым и сверстниками активность, инициативность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Третьим педагогическим условием выступает индивидуальное оценивание достижений учащихся в процессе учебной деятельности, основанное на индивидуальном подходе. Четвертым условием является учет гендерных особенностей подростков, так как именно в этом возрастном периоде наиболее отчетливо проявляются особенности мышления подростков, обусловленные половыми различиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миннахметова Лариса Тагировна, Дигуева Ольга Геннадьевна, Агеева Ульяна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the substantiation of pedagogical conditions for the formation of adequate self-esteem of adolescents in the process of educational activities. Self-esteem is associated with the satisfaction of one of the most significant human needs according to Maslow’s pyramid with the need for self-affirmation as a person, personality, and individuality. The assessment of society influences the formation of an individual’s self-esteem, as well as assessments of various spheres of life, such as communication, behavior, educational and work activities, and experienced feelings. Self-esteem is a subjective assessment and perception of one’s own value, qualities and abilities, an attitude towards oneself, which is formed on the basis of experience, feelings, beliefs, upbringing and interaction with the outside world. Self-esteem can be positive when a person values and respects himself and is confident in his strengths and abilities, or negative when a person values himself low, experiences feelings of inferiority or self-doubt. Factors that influence a teenager's self-esteem include parenting, friendships, school achievements, physical attractiveness, social status and parental education level. It has been established that positive parenting and friendship have a significant impact on the formation of self-esteem in adolescents. It is important to remember that developing adequate self-esteem is a process that requires time, patience and constant support. Be willing to be present and supportive so your teen can develop healthy self-esteem. The first pedagogical condition for the formation of adequate self-esteem in adolescents is the creation of a situation of success. A situation of success is a combination of conditions that ensure success, and success itself is the result of a situation organized by the teacher. The second pedagogical condition is the use of cooperation technologies (work in shift pairs). This technology involves the construction of an educational process in a modern school, based on the use of methods, techniques and forms of work that stimulate activity, initiative, independence, creativity, and communication in interaction with adults and peers. The third pedagogical condition is individual assessment of students’ achievements in the process of learning activities, based on an individual approach. The fourth condition is to take into account the gender characteristics of adolescents, since it is in this age period that the peculiarities of adolescent thinking due to gender differences are most clearly manifested.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Магистранты предварительно знакомили старшеклассников с этическими правилами интервью, как вида беседы: обращаться вежливо по имени, благодарить всегда за ответ и др., поскольку важно обучать школьников культуре общения с самого начала обучения языку Г5, С. 671.

Для второй группы старшеклассников магистрантами был организован "Круглый стол" - это известное и популярное педагогическое средство, которое было использовано для иноязычного обсуждения - комбинированного, включающего как заранее подготовленное обсуждение с изучением или повторением новых иностранных слов, лексических единиц, так и спонтанные высказывания более сильных учащихся об интересном художественном фильме, к которому старшеклассники неоднозначно относятся; о проблеме, возникшей в классе или школе и путях ее преодоления; о престижности профессий и куда лучше пойти дальше учиться и др. Этот вид деятельности организовывался магистрантами вместе со старшеклассниками по их выбору. Учитывался языковой уровень учащихся и их выявленные интересы, как при предварительной подготовке к "Круглому столу", так и стимулируя к высказываниям старшеклассников без подготовки.

Первая группа старшеклассников, которые хорошо учатся по разным предметам, занимаются дополнительно, была подготовлена магистрантами-практикантами к самостоятельной организации и проведению дискуссии - более сложному виду ведения бе седы, в котором участники не просто заучивали к беседе слова, не высказывались фрагментарно и согласно клише, а самостоятельно размышляли на английском языке и выражали свои собственные мысли, суждения, обсуждали спонтанно разные точки зрения.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

- у современных старшеклассников недостаточно развиты умения ведения иноязычной беседы как важной составляющей иноязычного общения, иноязычной компетенции, требуемых образовательными стандартами;

- особенности развития умений вести иноязычную беседу заключаются: в определении интересов старшеклассников; разделении их по группам в соответствии с выявленными интересами и языковым уровнем; в подготовке старшеклассниками под руководством магистрантов - будущих педагогов - иноязычных бесед: интервью (для менее подготовленных), круглого стола (для средней подготовленности), дискуссии (для готовящихся к поступлению в вузы и иноязычному общению).

Таким образом, для достижения цели современного образования - развитие умений вести иноязычную беседу у старшеклассников - необходимы новые форматы обучения иностранному языку на основе изучения актуальных интересов обучающихся и с привлечением к активной практической деятельности магистрантов - будущих педагогов - в периоды педпрактик в общеобразовательных школах, способствующей лучшему взаимопониманию и повышению качества обучения иностранным языкам.

Литература:

1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. -М.: «Академия», 2006. - 356 с.

2. Гурвич, П.Б. Обучение ведению парного и группового диалога / П.Б. Гурвич // Иностранный язык в школе. - 1973. -№ 5. - С. 156.

3. Конышева, A.B. Современные методы обучения английскому языку / A.B. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011.-303 с.

4. Мещерякова, Е.В. Модули реализации практического курса английского языка / Е.В. Мещерякова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2018. -№ 10 (133). - С. 80-84

5. Мещерякова, Е.В. Обучение младших школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности / Е.В. Мещерякова, Ю.В. Мещерякова, У.А. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№63-1.-С. 198-201

6. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010,- 568 с.

7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М.: изд. центр «Академия», 2010. - С. 193-200

8. Тагирова, К.А. Учебная дискуссия как средство развития неподготовленной речи у учащихся старших классов на уроке иностранного языка / К.А. Тагирова, М.К. Халимбекова // Актуальные научные исследования в современном мире. -2021.-3-6 (71).-С. 225-227

9. ФГОС основного общего образования // Приказ Минобрнауки России от 17.12. - 2010. - № 1897 (ред. от 11.12.2020). URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/

10. Хуторской, A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / A.B. Хуторской // Эйдос. - URL: "http://www.ei-dos.ru/journal/2002/0423.htm/"

Педагогика

УДК 159.9

кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Дигуева Ольга Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Агеева Ульяна Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В

ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена обоснованию педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков в процессе учебной деятельности. Самооценка связана с удовлетворением одной из самых значимых потребностей человека по пирамиде Маслоу с потребностью в самоутверждении себя как человека, личности, индивидуальности. Оценка социума оказывает влияние на формирование самооценки личности, а также оценки различных сфер жизнедеятельности, таких как общение, поведение, учебная и трудовая деятельность, переживаемые чувства. Самооценка - это субъективная оценка и восприятие собственной ценности, качеств и способностей, отношение к себе,

которое формируется на основе опыта, ощущений, убеждений, воспитания и взаимодействия с окружающим миром. Факторы, влияющие на самооценку подростка, включают воспитание детей, дружбу, школьные достижения, физическую привлекательность, социальный статус и уровень образования родителей. Установлено, что позитивное воспитание и дружба оказывают существенное влияние на формирование самооценки у подростков. Важно помнить, что формирование адекватной самооценки - это процесс, который требует времени, терпения и постоянной поддержки. Будьте готовы быть присутствующими и поддерживающими, чтобы ваш подросток мог развивать здоровую самооценку. Первым педагогическим условием формирования адекватной самооценки подростков выступает создание ситуации успеха. Вторым педагогическим условием выступает применение технологий сотрудничества (работа в парах сменного состава). Данная технология предполагает построение учебно-воспитательного процесса в современной школе, основанного на использовании методов, приёмов и форм работы, которые стимулируют во взаимодействии со взрослым и сверстниками активность, инициативность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. Третьим педагогическим условием выступает индивидуальное оценивание достижений учащихся в процессе учебной деятельности, основанное на индивидуальном подходе. Четвертым условием является учет тендерных особенностей подростков, так как именно в этом возрастном периоде наиболее отчетливо проявляются особенности мышления подростков, обусловленные половыми различиями.

Ключевые слова: педагогические условия, адекватная самооценка, подростки, учебная деятельность, ситуации успеха, технологии сотрудничества.

Annotation. The article is devoted to the substantiation of pedagogical conditions for the formation of adequate self-esteem of adolescents in the process of educational activities. Self-esteem is associated with the satisfaction of one of the most significant human needs according to Maslow's pyramid with the need for self-affirmation as a person, personality, and individuality. The assessment of society influences the formation of an individual's self-esteem, as well as assessments of various spheres of life, such as communication, behavior, educational and work activities, and experienced feelings. Self-esteem is a subjective assessment and perception of one's own value, qualities and abilities, an attitude towards oneself, which is formed on the basis of experience, feelings, beliefs, upbringing and interaction with the outside world. Self-esteem can be positive when a person values and respects himself and is confident in his strengths and abilities, or negative when a person values himself low, experiences feelings of inferiority or self-doubt. Factors that influence a teenager's self-esteem include parenting, friendships, school achievements, physical attractiveness, social status and parental education level. It has been established that positive parenting and friendship have a significant impact on the formation of self-esteem in adolescents. It is important to remember that developing adequate self-esteem is a process that requires time, patience and constant support. Be willing to be present and supportive so your teen can develop healthy self-esteem. The first pedagogical condition for the formation of adequate self-esteem in adolescents is the creation of a situation of success. A situation of success is a combination of conditions that ensure success, and success itself is the result of a situation organized by the teacher. The second pedagogical condition is the use of cooperation technologies (work in shift pairs). This technology involves the construction of an educational process in a modern school, based on the use of methods, techniques and forms of work that stimulate activity, initiative, independence, creativity, and communication in interaction with adults and peers. The third pedagogical condition is individual assessment of students' achievements in the process of learning activities, based on an individual approach. The fourth condition is to take into account the gender characteristics of adolescents, since it is in this age period that the peculiarities of adolescent thinking due to gender differences are most clearly manifested.

Key words: pedagogical conditions, adequate self-esteem, adolescents, educational activities, situations of success, cooperation technologies.

Введение. В психолого-педагогической литературе отмечается огромное влияние учебной деятельности на процесс формирования самооценки личности школьника [2, 6]. Самооценка связана с удовлетворением одной из самых значимых потребностей человека по пирамиде Маслоу с потребностью в самоутверждении себя как человека, личности, индивидуальности. Оценка социума оказывает влияние на формирование самооценки личности, а также оценки различных сфер жизнедеятельности, таких как общение, поведение, учебная и трудовая деятельность, переживаемые чувства [3, 8, 15].

Самооценка - это субъективная оценка и восприятие собственной ценности, качеств и способностей, отношение к себе, которое формируется на основе опыта, ощущений, убеждений, воспитания и взаимодействия с окружающим миром. Самооценка может быть положительной, когда человек ценит и уважает самого себя, уверен в своих силах и способностях, или отрицательной, когда человек низко оценивает себя, испытывает чувство неполноценности или неуверенность в себе [14].

Самооценка имеет большое значение для психологического и эмоционального благополучия человека. Положительная самооценка помогает развивать самодостаточность, мотивацию, уверенность в себе и способствует лучшей адаптации к широкому спектру жизненных ситуаций. Она помогает принимать себя таким, каков человек есть, и стремиться к личностному росту и развитию [1, 25].

Отрицательная самооценка, с другой стороны, может быть причиной различных проблем психического здоровья, таких как депрессия, тревожные расстройства, низкая самооценка или малоуверенность. Она может препятствовать достижению жизненных целей, связывать человека ограничениями и страхами, и снижать общее качество жизни.

Однако самооценка не является статичной - она может меняться и развиваться на протяжении жизни человека. Опыт, уверенность в себе, достижения, воспитание и настрой окружающих людей могут влиять на развитие самооценки. Поэтому постоянная работа над своей самооценкой и укрепление ее положительного аспекта являются важными задачами для каждого человека. В связи с этим многими авторами самооценка определяется как автономное личностное образование, формирующаяся в результате деятельности самой личности, содержания ее внутреннего мира в социуме [4, 12, 13].

Таким образом, можно выделить два аспекта, определяющих самооценку личности. Первый связан с внешними воздействиями социальной среды, ориентацией на мнение и оценку извне, второй определяется собственной активностью индивида в выборе критериев для собственного оценивания. Для нас же представляют интерес те работы, которые непосредственно направлены на исследование самооценки как центрального личностного образования, которые рассматривают самооценку с точки зрения ее роли в целостной структуре личности. К ним можно отнести труды И.И. Чесноковой, А.В. Захаровой, И.С. Кона, А.И. Липкиной, В.Ф. Сафина, Е.И. Савонько [6, 19,26].

Представляет интерес авторский подход И.И. Чесноковой к определению самооценки как результата формирования внутреннего мира под воздействием объективных (социальных контактов) и интерсубъективных структур (ценностные ориентации, мотивы, установки, интересы) в виде оценки человеком самого себя, своих потенциальных возможностей и определения места в социуме [26].

Ведущим специалистом в исследовании самооценки является А.А. Реан, считающий самооценку компонентом самосознания личности, т.е. представление о самом себе, своих физических, психических и социальных качествах и способностях [17].

Изложение основного материала статьи. Факторы, влияющие на самооценку подростка, включают воспитание детей, дружбу, школьные достижения, физическую привлекательность, социальный статус и уровень образования родителей. Установлено, что позитивное воспитание и дружба оказывают существенное влияние на формирование самооценки у подростков [7]. Подростки из разделенных семей могут испытывать более низкую самооценку, особенно если их родители не имеют формального образования или их союзы распущены по закону [10].

Кроме того, на самооценку влияет школьная адаптация: более высокая самооценка связана с лучшей адаптацией к школе и меньшим количеством поведенческих проблем [11]. На развитие самооценки у подростков также влияет потребность в самовосприятии и понимании себя, которая может активироваться процессами полового созревания и психофизиологическими изменениями [5]. В целом, эти факторы играют решающую роль в формировании самооценки подростков и должны учитываться при вмешательствах, направленных на укрепление здоровой самооценки среди этой группы населения. Формирование адекватной самооценки подростка - это процесс, в котором ребенок разрабатывает здоровое, реалистичное восприятие самого себя и своих способностей. Это важно для поддержания психологического благополучия и достижения успеха в различных сферах жизни.

Важно помнить, что формирование адекватной самооценки - это процесс, который требует времени, терпения и постоянной поддержки. Будьте готовы быть присутствующими и поддерживающими, чтобы ваш подросток мог развивать здоровую самооценку.

Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования позволил выделить ряд педагогических условий формирования адекватной самооценки у школьников в процессе учебной деятельности [9, 16,26].

Педагогические условия рассматриваются нами как совокупность определенных значимых обстоятельств, позволяющих успешно решать целостные педагогические задачи. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность обстоятельств, обеспечивающих успешное решение задач целостного педагогического процесса, в нашем случае достижение цели формирования адекватной самооценки подростков.

Первым педагогическим условием формирования адекватной самооценки подростков выступает создание ситуации успеха. Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат ситуации организованной учителем. Результаты учебной деятельности напрямую связаны с созданной учителем ситуацией успеха, которая позволяет укрепить уверенность в своих силах, повысить самооценку, создает положительные эмоции, такие как радость от успеха, внутреннее благополучие и другие [22]. Необходимо поддерживать положительное общение на основе безусловной любви и поддержки, поощрения успехов, поддержки в преодолении трудностей с целью повышения самоценности и уважения подростка к своей личности [20, 21].

Признавайте индивидуальность, уважайте и признавайте подростка, его уникальные интересы, таланты и ценности, помогая строить свою личность в соответствии с его собственными предпочтениями и целями.

Вторым педагогическим условием выступает применение технологий сотрудничества (работа в парах сменного состава). Данная технология предполагает построение учебно-воспитательного процесса в современной школе, основанного на использовании методов, приёмов и форм работы, которые стимулируют во взаимодействии со взрослым и сверстниками активность, инициативность, самостоятельность, творчество, коммуникативность [24]. Она нацелена на оказание участниками деятельности взаимного содействия в ходе решения ими какой-то задачи, движения к определённой цели при соблюдении интересов всех субъектов взаимодействия. Технология сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство, товарищество, взаимоуважение, взаимопомощь, коллективизм в отношениях педагога и обучающегося. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Развивайте самостоятельность: Помогайте подростку развивать свои навыки и строить планы на будущее. Поощряйте его взять ответственность за свои решения и действия, давая ему возможность принимать собственные решения и изучать новые навыки. Развивайте коммуникативные навыки, учите подростка устанавливать здоровые границы в отношениях с другими людьми. Объясните ему, что нормально иметь мнение и голос, а также учите его слушать и уважать точки зрения других.

Третьим педагогическим условием выступает индивидуальное оценивание достижений учащихся в процессе учебной деятельности, основанное на индивидуальном подходе [18].

Четвертым условием является учет тендерных особенностей подростков, так как именно в этом возрастном периоде наиболее отчетливо проявляются особенности мышления подростков, обусловленные половыми различиями. Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей, познавательные интересы девушек менее определены и дифференцированы, поэтому они лучше решают конкретные, а не абстрактные задачи, также художественно-гуманитарные интересы превалируют над естественно-научными. Общая самооценка у девушек ниже самооценки у мальчиков, так как девушки чаще недовольны своей внешностью [23].

Выводы. Таким образом, подростки с адекватной самооценкой имеют большее поле интересов, активны в различных направлениях деятельности, наиболее уверенны в общении с разными возрастными категориями, имеют сложившуюся картину мира и собственного образа. Подростки с заниженной самооценкой подвержены депрессивным состояниям и восприимчивы к социальным подкреплениям своих действий и поведения. Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки по сути тоже неуверенные в себе люди, склонные только к тем видам деятельности, в которых им гарантирован успех, общение таких подростков носит малосодержательный характер.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Количественно-качественный анализ двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9,- С. 80.

2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.

3. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1.-С. 91.

4. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры.- 2021. - №3.- С. 38.

5. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

6. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 8. - С. 74.

7. Бурцева, E.B. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 4. - С. 110.

8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5.-С. 11.

9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

12. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 6. - С. 54.

13. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, C.B. Леженина // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 5. - С. 9.

14. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 8. - С. 56.

15. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. И. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10,- С. 11.

16. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, P.C. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 2. -С. 133.

17. Бурцев, В.А. Развитие эвристического компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции творческой и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 6. - С. 84.

18. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

19. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017,- 24 с.

20. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

21. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

22. Бурцева, Е.В Развитие интеллектуальных способностей квалифицированных боксеров/ Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, И.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1.- С. 58.

23. Бурцева, Е.В. Методика технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов на основе применения компьютерных шахматных программ / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 5. - С. 71.

24. Мартынова, A.C. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / A.C. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.-2014,-№4.-С. 100-105

25. Реан, A.A. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека : учебник / A.A. Реан. -Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. - 651 с. - ISBN 5-93878-029-2 // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/189069 (дата обращения: 04.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

26. Чеснокова, ИИ Проблемы самосознания в психологии: учебное пособие / ИИ Чеснокова. - Москва: Наука, 1977. - 142 с. - ISBN 978-5-7186-0722-2 // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/129379 (дата обращения: 05.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

Педагогика

УДК 796.011.1

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); доцент Ханевская Галина Валентиновна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

РЕКРЕАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ТРУДА СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения двигательной активности студентов в процессе учебной деятельности. В связи с интенсификацией умственного труда студентов, увеличения объема новой информации возникает потребность в рациональном восстановлении и отдыхе, с которым лучше всего справляются средства двигательной рекреации. На первое место выходят задачи повышения мотиваци и двигательной активности студентов и обучение их самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. С учетом повышения объема и интенсивности учебной нагрузки, увеличения скорости получения новой информации и развития средств коммуникации, возникает вопрос о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.