Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / Я-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова Надежда Вячеславовна, Чапурин Михаил Николаевич, Леженина Светлана Валерьевна

В статье представлены особенности формирования мотивационной сферы личности в контексте возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции. Формирование мотивационной сферы личности в контексте возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции происходит в динамике представлений личности относительно себя. С раннего детства Я-концепция формируется через создание первоначальных представлений о самом себе как личности через призму межличностных отношений со сверстниками. Происходит непрерывный процесс обогащения личностного опыта актуальными ценностями в соответствии со способностью индивида удовлетворять собственные запросы и потребности на основе актуализации жизненного мировоззрения. По мере взросления степень трансформации ценностей помогает личности разобраться в своем индивидуальном опыте и позволяет объективно оценить свои реальные способности в соотношении со своими возможностями, направленными на актуализацию тех ценностей, которые имеют приоритетное значение. Развитие самооценки отличается изменчивостью и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей формирования Я-концепции личности. Формирование Я-концепции под влиянием внутренних и внешних факторов могут разнонаправленно воздействовать на построение константного ядра Я-образа, в зависимости от действия постоянных факторов и ситуативных обстоятельств. Оболочка Я-концепции проявляется положительными и отрицательными самооценками в зависимости от взросления индивида и соответствия переживаемому опыту, который позволяет включить защитные психологические механизмы для идентификации своего представления о самом себе. Система психологических установок собственной личности проявляется в мотивационной направленности на удовлетворение собственных потребностей и формирования ценностно-смысловых ориентиров. По мере взросления личности происходит соизмерение баланса между Я-концепцией и Я-образом, которое не всегда соответствует собственному представлению о конгруэнтности реализации аспектов проявления собственных переживаний. Мотивационная сфера личности непосредственно зависит от создания конструктивного образа Я-концепции как средства достижения внутренней согласованности в интерпретации своего собственного опыта, который способствует гармонизации внутреннего состояния, что возможно может произойти в конкретной ситуации взаимодействия с другими личностями и понимания их отношения к своей персонификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шувалова Надежда Вячеславовна, Чапурин Михаил Николаевич, Леженина Светлана Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF AGE AND INDIVIDUAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE I-CONCEPT

The article presents the features of the formation of the motivational sphere of the personality in the context of age and individual characteristics of the development of the self-concept. The formation of the motivational sphere of the personality in the context of the age and individual characteristics of the development of the self-concept occurs in the dynamics of the person's ideas about himself. From early childhood, the self-concept is formed through the creation of initial ideas about oneself as a person through the prism of interpersonal relationships with peers. There is a continuous process of enriching personal experience with relevant values in accordance with the ability of the individual to satisfy his own requests and needs based on the actualization of his life outlook. As they grow older, the degree of transformation of values helps the individual to understand his individual experience and allows him to objectively assess his real abilities in relation to his capabilities aimed at updating those values that are of priority importance. The development of self-esteem is variable and depends on the age and individual characteristics of the formation of the self-concept of the individual. The formation of the self-concept under the influence of internal and external factors can influence the construction of the constant core of the self-image in different directions, depending on the action of constant factors and situational circumstances. The shell of the self-concept is manifested by positive and negative self-assessments, depending on the maturation of the individual and the correspondence to the experienced experience, which allows you to turn on protective psychological mechanisms to identify your idea of yourself. The system of psychological attitudes of one's own personality is manifested in the motivational orientation towards satisfying one's own needs and the formation of value-semantic guidelines. As the personality matures, the balance between the I-concept and the I-image is measured, which does not always correspond to one's own idea of the congruence of the realization of aspects of the manifestation of one's own experiences. The motivational sphere of a personality directly depends on the creation of a constructive image of the self-concept as a means of achieving internal consistency in the interpretation of one's own experience, which contributes to the harmonization of the internal state, which can possibly happen in a specific situation of interaction with other personalities and understanding of their relationship to their personification.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ»

С.В. Молчанов, О.В. Алмазова (2020), исследуя использование механизмов моральной свободы подростками в различных этнокультурных условиях, отмечают, что в процессе информационной социализации подростков реализуются амбивалентные способы действия:

- нивелирование влияния этнокультурных условий на моральное развитие в силу глобализации, открытости и доступности информационного пространства, мотивирующего подростков различных этнокультурных групп на универсальную палитру разнообразия моральных стандартов и образцов поведения;

- усвоение традиционного содержания моральных установок и норм поведения через сложившуюся этнокультурную практику воспитания и социализации. Действительно, задачи развития, выступающие для подростка в качестве индивидуального выбора системы моральных норм, реализуются исходя из специфики этнокультурных условий [4, С. 68].

Выводы. Современный информационный мир приводит и к изменениям в формировании этнокультурной идентичности подростков, риски связаны с поликультурализмом и неопределенной этнокультурной идентичностью молодежи. Наша общая задача - разработать стратегии выработки позитивной этнокультурной идентичности у детей и подростков, вернуться к этнокультурным корням, всемерно поддерживать высокую индивидуальную значимость переживания принадлежности к своей этнокультуре.

Рассмотрев потенциал сотрудничества семьи и образовательной системы в развитии личности подростка, мы определили, что базис психолого-педагогического потенциала семьи и школы может способствовать интеграции педагогического опыта этносов России и достижений науки в становлении позитивной этнокультурной идентификации подростка. Принятие общности со своими этническими кодами, приобретение социального опыта коммуникации внутри этноса и во взаимодействии с представителями иных этнических культур на принципах уважения, сотрудничества и паритета позволит подростку не только самовыражаться и развивать творческий потенциал, но и учитывать при этом свои этнокультурные интересы, мотивы и ценности.

Аутентификация подростка с этнокультурой детерминирует его мировосприятие, объясняет мотивационные и ценностные координаты, и определяет систему норм и правил поведения. Неопределенная этнокультурная идентичность, как и ее отсутствие приводят к унификации культуры и формированию личности вне культурного контекста, без опоры на традиционные ценности своего этноса и самобытность. Этнокультурный личностно-ориентированный подход содействует сохранению неповторимого социального наследия этносов, позволяет образованию стать как информированным, так и смыслообразующим, поскольку его основные характеристики - смыслы и ценности, открывающие подростку содержание культуры этноса и принятие своего места в ней.

Литература:

1. Александрова, Н.С. Управление этнокультурным образовательным пространством: подходы, условия, принципы / Н.С. Александрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 74-1. - С. 13-15

2. Закирьянова, И.А. Проблема этнокультурной идентичности в теории психосоциального развития Э. Эриксона / И.А. Закирьянова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-1. - С. 86-89

3. Зинченко, Ю.П. Методологические проблемы исследования влияния двуязычия на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность / Ю.П. Зинченко, Л.А. Шайгерова, А.Г. Долгих, О.А. Савельева // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2019. - № 1. - С. 174-194

4. Молчанов, С.В. Особенности использования механизмов моральной свободы подростков в различных этнокультурных условиях / С.В. Молчанов, О.В. Алмазова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2020. - № 4. - С. 63-74

5. Семенова, С.С. Межкультурный диалог как способ формирования гражданской, региональной и этнокультурной идентичности у школьников / С.С. Семенова // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 1. - С. 52-55

6. Хайруллин, И.Т. О формировании этнокультурной идентичности учащейся молодежи / И.Т. Хайруллин, И.Ю. Халиков // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2 (40). - С. 76-80

7. Шайгерова, Л.А. Перспективы использования анализа социальных сетей для изучения этнокультурной идентичности подростков в интернет-сообществах / Л.А. Шайгерова, Р.С. Шилко, О.В. Ваханцева, Ю.П. Зинченко // Национальный психологический журнал. - 2019. - Т. 3, № 3 (35). - С. 4-16

8. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон; [пер. с англ.] / [Общ.ред. и предисл. Толстых А.В.]. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 344 с.

Психология

УДК 159.922

доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Чапурин Михаил Николаевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Леженина Светлана Валерьевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары)

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

Аннотация. В статье представлены особенности формирования мотивационной сферы личности в контексте возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции. Формирование мотивационной сферы личности в контексте возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции происходит в динамике представлений личности относительно себя. С раннего детства Я-концепция формируется через создание первоначальных представлений о самом себе как личности через призму межличностных отношений со сверстниками. Происходит непрерывный процесс обогащения личностного опыта актуальными ценностями в соответствии со способностью индивида удовлетворять собственные запросы и потребности на основе актуализации жизненного мировоззрения. По мере взросления степень трансформации ценностей помогает личности разобраться в своем индивидуальном опыте и позволяет объективно оценить свои реальные способности в соотношении со своими возможностями, направленными на актуализацию тех ценностей, которые имеют приоритетное значение. Развитие самооценки отличается изменчивостью и зависит от возрастных и

индивидуальных особенностей формирования Я-концепции личности. Формирование Я-концепции под влиянием внутренних и внешних факторов могут разнонаправленно воздействовать на построение константного ядра Я-образа, в зависимости от действия постоянных факторов и ситуативных обстоятельств. Оболочка Я-концепции проявляется положительными и отрицательными самооценками в зависимости от взросления индивида и соответствия переживаемому опыту, который позволяет включить защитные психологические механизмы для идентификации своего представления о самом себе. Система психологических установок собственной личности проявляется в мотивационной направленности на удовлетворение собственных потребностей и формирования ценностно-смысловых ориентиров. По мере взросления личности происходит соизмерение баланса между Я-концепцией и Я-образом, которое не всегда соответствует собственному представлению о конгруэнтности реализации аспектов проявления собственных переживаний. Мотивационная сфера личности непосредственно зависит от создания конструктивного образа Я-концепции как средства достижения внутренней согласованности в интерпретации своего собственного опыта, который способствует гармонизации внутреннего состояния, что возможно может произойти в конкретной ситуации взаимодействия с другими личностями и понимания их отношения к своей персонификации.

Ключевые слова: самооценка, мотивационная сфера личности, возрастные и индивидуальные особенности личности, Я-концепция.

Annotation. The article presents the features of the formation of the motivational sphere of the personality in the context of age and individual characteristics of the development of the self-concept. The formation of the motivational sphere of the personality in the context of the age and individual characteristics of the development of the self-concept occurs in the dynamics of the person's ideas about himself. From early childhood, the self-concept is formed through the creation of initial ideas about oneself as a person through the prism of interpersonal relationships with peers. There is a continuous process of enriching personal experience with relevant values in accordance with the ability of the individual to satisfy his own requests and needs based on the actualization of his life outlook. As they grow older, the degree of transformation of values helps the individual to understand his individual experience and allows him to objectively assess his real abilities in relation to his capabilities aimed at updating those values that are of priority importance. The development of self-esteem is variable and depends on the age and individual characteristics of the formation of the self-concept of the individual. The formation of the self-concept under the influence of internal and external factors can influence the construction of the constant core of the self-image in different directions, depending on the action of constant factors and situational circumstances. The shell of the self-concept is manifested by positive and negative self-assessments, depending on the maturation of the individual and the correspondence to the experienced experience, which allows you to turn on protective psychological mechanisms to identify your idea of yourself. The system of psychological attitudes of one's own personality is manifested in the motivational orientation towards satisfying one's own needs and the formation of value-semantic guidelines. As the personality matures, the balance between the I-concept and the I-image is measured, which does not always correspond to one's own idea of the congruence of the realization of aspects of the manifestation of one's own experiences. The motivational sphere of a personality directly depends on the creation of a constructive image of the self-concept as a means of achieving internal consistency in the interpretation of one's own experience, which contributes to the harmonization of the internal state, which can possibly happen in a specific situation of interaction with other personalities and understanding of their relationship to their personification.

Key words: self-esteem, motivational sphere of personality, age and individual characteristics of personality, self-concept.

Введение. Формирование мотивационной сферы личности в контексте возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции происходит в динамике представлений личности относительно себя, которая реализуется через психологические установки, направленные на актуализацию своих действий, поступков, поведения в целостную систему ценностного отношения к отраженному образу своего личностного Я [8, 11, 16].

Изложение основного материала статьи. Константное ядро Я-концепции как система представлений о самом себе проявляется в способности личности рационализировать свой жизненный опыт в контексте конгруэнтности соответствия чувства гармонии и переживаний несоответствия между собственными представлениями и реальностью проявления оболочки Я-концепции, изменяющейся в зависимости от положительной и отрицательной самооценки [1].

С раннего детства Я-концепция формируется через создание первоначальных представлений о самом себе как личности через призму межличностных отношений со сверстниками, когда формируется мотивационная сфера, направленная на осознание своей собственной конгруэнтности. Тем самым происходит непрерывный процесс обогащения личностного опыта актуальными ценностями в соответствии со способностью индивида удовлетворять собственные запросы и потребности на основе актуализации жизненного мировоззрения [14, 22].

Выработанная с детства самооценка личности своего Я-образа является важным стимулом сохранения и поддержания Я-концепции о самом себе на протяжении всей жизнедеятельности, что неминуемо вызывает с течением времени возрастные противоречия между Я-реальным и Я-ожидаемым. По мере взросления степень трансформации ценностей помогает личности разобраться в своем индивидуальном опыте и позволяет объективно оценить свои реальные способности в соотношении со своими возможностями, направленными на актуализацию тех ценностей, которые имеют приоритетное значение [4, 10, 18].

Вместе с тем, следует отметить, что развитие самооценки отличается изменчивостью и зависит от возрастных и индивидуальных особенностей формирования Я-концепции личности как субъекта ведущего вида деятельности и тех социальных отношений, которые складываются в процессе межличностного общения и взаимодействия сверстников между собой [3].

Однако следует учитывать, что формирование Я-концепции под влиянием внутренних и внешних факторов могут разнонаправленно воздействовать на построение константного ядра Я-образа, в зависимости от действия постоянных факторов и ситуативных обстоятельств, напрямую определяющих возрастно-психологический контекст специфичности проявления приоритетных ценностей в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей развития личности как субъекта ведущего вида деятельности [9].

Оболочка Я-концепции проявляется положительными и отрицательными самооценками в зависимости от взросления индивида и соответствия переживаемому опыту, который позволяет включить защитные психологические механизмы для идентификации своего представления о самом себе.

Система психологических установок собственной личности проявляется в мотивационной направленности на удовлетворение собственных потребностей и формирования ценностно-смысловых ориентиров, определяющих мировоззренческие конструкты взаимодействия как с самим собой, так и с окружающим миром [20, 21].

Р. Нельсон-Джоунс полагает, что существующий конфликт между стремлением личности к актуализации и ее подсистемой - Я-концепцией не позволяет воспринять как личностный (внутренний), так и общественный (внешний) опыт [19].

Восприятия значимого для личности опыта зависит от возраста, психологического благополучия и осознанности личности, которую предоставляет константное ядро Я-концепции.

По мере взросления личности происходит соизмерение баланса между Я-концепцией и Я-образом, которое не всегда соответствует собственному представлению о конгруэнтности реализации аспектов проявления собственных переживаний в связи с индивидуальными особенностями проявления оценочного процесса, которые позволяют расширить свои возможности понимания личностного отношения и осознания собственной значимости в многофункциональном образовании эмпатического понимания своей идентичности [7].

Мотивационная сфера личности непосредственно зависит от создания конструктивного образа Я-концепции как средства достижения внутренней согласованности в интерпретации своего собственного опыта, который способствует гармонизации внутреннего состояния, что возможно может произойти в конкретной ситуации взаимодействия с другими личностями и понимания их отношения к своей персонификации [17].

Механизм самореализующегося ожидания определяет характер интерпретации отношения окружающих для понимания собственной внутренней согласованности, основанной на мотивационных установках восприятия окружающей действительности в соответствии с представлениями о своей собственной идентичности. Эта особенность выражается в том, что люди формируют свое собственное видение в зависимости от восприятия других людей и ожидают от них такого же отношения, которое было изначально сфокусировано на внутреннем мироощущении личностных переживаний в соответствие с возрастом и психологическим статусом личности [12, 15].

При этом мотивационные установки личности направленные на реализацию своего собственного Я проявляются в способности к сохранению внутреннего баланса Я-реального и Я-ожидаемого в создании мировоззренческой картины мира.

В соответствие со своей Я-концепцией личность выстраивает свою систему мотивационных установок, которые интерпретируются в зависимости от ситуации, позволяющей соизмерить свои представления о том, каким образом она должна привести к логическому решению [2].

Мотивы персонификации и личностной самоидентификации обеспечивают гармоничное восприятие окружающей действительности и создают необходимый благоприятный психологический климат, снимающий противоречия между Я-ожидаемым и Я-реальным в зависимости от данной конкретной ситуации, которая может произойти в форме психологической защиты, отрицания или проекции с тем, чтобы избежать внутреннего конфликта.

Мотивационная сфера личности формируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, защитных форм поведения, обеспечивающих внутренний баланс жизненного опыта и воспринимаемой информации [13].

Ведущими психологическими механизмами являются рационализация и самоидентификация, посредством которых обеспечивается формирование мотивационных установок к тем видам деятельности, которые являются более значимыми для личности в данный момент времени [5, 6].

Выводы. Таким образом, обобщая теоретический анализ проблемы формирования мотивационной сферы личности в контексте возрастных и индивидуальных особенностей развития Я-концепции можно заключить, что Я-концепция является средством достижения внутренней согласованности психологических установок о своей индивидуальности, выступает основой построения адекватной самооценки о самом себе как субъекте ведущего вида деятельности.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Количественно-качественный анализ двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9. - С. 80.

2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.

3. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.

4. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

5. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

6. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

7. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.

9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

12. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

13. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

14. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.

15. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

16. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

17. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

18. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

19. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017. - 24 с.

20. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

21. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

22. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.