Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / межличностное общение / Я-Концепция / стили общения / подростки / родители / сверстники / self-esteem / interpersonal communication / Self-Concept / communication styles / adolescents / parents / peers

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Губанова Галина Федоровна, Денисова Елена Алексеевна, Кильнесов Вячеслав Михайлович

В статье авторами рассматриваются особенности развития самооценки подростков в процессе межличностного общения. В подростковом возрасте происходят значительные перестройки организма человека, что в значительной степени определяет особенности функционирования систем, в том числе и психоэмоциональной сферы. На уровень развития самооценки личности подростка влияют многочисленные внешние и внутренние факторы, среди которых центральное место занимает позитивное одобрение и принятие значимых для него ценностей со стороны ближайшего социального окружения, в особенности родителей и сверстников. Негативное отношение к личности подростка со стороны родителей связано с фокусом внимания на недостатках и неудачах неизбежно приводит к снижению уровня самооценки и развитию комплексов, выражающемся в индифферентном отношении к окружающим людям и повышенной тревожности. Что оказывает влияние на формирование установки на избегание неудач, приводящее к дисбалансу структуры черт характера. Бывают симметричными и ассиметричными, в зависимости от внешних и внутренних факторов. Симметричный стиль основывается на конструктивных взаимоотношения родителей и подростков. Ребенок чувствует себя равноправным партнером межличностного общения и взаимодействия, что позволяет выработать личностные критерии и показатели самооценки, не только с учетом внешнего оценивания родителями, но и самооценки своей деятельности. Ассиметричный стиль межличностного общения наоборот ограничивается возможностями подростка к принятию общих семейных решений, что неизбежно ведет к снижению уровня самооценки и самоотношения к своему Образу-Я. Динамика самооценки подростков в зависимости от возрастного развития когнитивной и психоэмоциональной сферы постепенно претерпевает значительные изменения в сторону конструктивного и адекватного восприятия собственного поведения на пути к становлению формирующейся Я-Концепции. Динамика изменения самооценки с младшего к старшему подростковому возрасту проявляется в смещении акцентов с учебной деятельности и оценки преподавателя на взаимоотношения со сверстниками и их оценку личности подростка. Самооценка подростка становится более адекватной, что позволяет воспринимать как положительные, так и отрицательные черты характера. Несмотря на то, что происходит обособление самооценки от внешних оценок, оценка социального окружения все также важна. Снижается влияние родителей и повышается влияние сверстников на формирование самооценки. Самооценка себя как личности имеет сильную корреляционную взаимосвязь с психоэмоциональным состоянием, что может привести к формирования неадекватной самооценки, и, как следствие, проявлению делинквентного поведения подростка. Развитие самооценки подростка напрямую связано с особенностями межличностного общения, в результате которого формируется Я-Концепция, влияющая на самосознание, систему самоотношения и самовосприятия подростка, а также построение поведения в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Губанова Галина Федоровна, Денисова Елена Алексеевна, Кильнесов Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article, the authors consider the features of the development of self-esteem of adolescents in the process of interpersonal communication. In adolescence, significant restructuring of the human body occurs, which largely determines the features of the functioning of systems, including the psycho-emotional sphere. The level of development of self-esteem of a teenager's personality is influenced by numerous external and internal factors, among which the central place is occupied by positive approval and acceptance of values that are significant for him from the immediate social environment, especially parents and peers. The negative attitude towards the personality of a teenager on the part of parents is associated with a focus on shortcomings and failures, which inevitably leads to a decrease in the level of self-esteem and the development of complexes, which is expressed in an indifferent attitude towards other people and increased anxiety. What influences the formation of an attitude to avoid failures, leading to an imbalance in the structure of character traits. There are symmetrical and asymmetric, depending on external and internal factors. Symmetrical style is based on constructive relationships between parents and teenagers. The child feels like an equal partner in interpersonal communication and interaction, which makes it possible to develop personal criteria and indicators of self-esteem, not only taking into account external evaluation by parents, but also self-assessment of their activities. The asymmetric style of interpersonal communication, on the contrary, is limited by the adolescent's ability to make common family decisions, which inevitably leads to a decrease in the level of self-esteem and self-attitude towards one's Image-I. The dynamics of self-esteem of adolescents, depending on the age-related development of the cognitive and psycho-emotional sphere, is gradually undergoing significant changes towards a constructive and adequate perception of their own behavior on the way to the formation of the emerging Self-Concept. The dynamics of changes in self-esteem from younger to older adolescence is manifested in a shift in emphasis from learning activities and teacher assessment to relationships with peers and their assessment of the personality of a teenager. A teenager's self-esteem becomes more adequate, which allows him to perceive both positive and negative character traits. Despite the fact that there is a separation of self-esteem from external assessments, the assessment of the social environment is still important. The influence of parents decreases and the influence of peers on the formation of self-esteem increases. Self-esteem as a person has a strong correlation with the psycho-emotional state, which can lead to the formation of inadequate self-esteem, and, as a result, the manifestation of delinquent behavior of a teenager. The development of a teenager's self-esteem is directly related to the characteristics of interpersonal communication, as a result of which the Self-Concept is formed, which affects self-consciousness, the system of self-attitude and self-perception of a teenager, as well as the construction of behavior in society.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ»

Психология

УДК 159.922

кандидат филологических наук, доцент Губанова Галина Федоровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); кандидат медицинских наук, доцент Денисова Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); старший преподаватель Кильнесов Вячеслав Михайлович Автономная некоммерческая образовательная организация высшего

образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» Чебоксарский кооперативный институт (филиал) (г. Чебоксары)

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация. В статье авторами рассматриваются особенности развития самооценки подростков в процессе межличностного общения. В подростковом возрасте происходят значительные перестройки организма человека, что в значительной степени определяет особенности функционирования систем, в том числе и психоэмоциональной сферы. На уровень развития самооценки личности подростка влияют многочисленные внешние и внутренние факторы, среди которых центральное место занимает позитивное одобрение и принятие значимых для него ценностей со стороны ближайшего социального окружения, в особенности родителей и сверстников. Негативное отношение к личности подростка со стороны родителей связано с фокусом внимания на недостатках и неудачах неизбежно приводит к снижению уровня самооценки и развитию комплексов, выражающемся в индифферентном отношении к окружающим людям и повышенной тревожности. Что оказывает влияние на формирование установки на избегание неудач, приводящее к дисбалансу структуры черт характера. Бывают симметричными и ассиметричными, в зависимости от внешних и внутренних факторов. Симметричный стиль основывается на конструктивных взаимоотношения родителей и подростков. Ребенок чувствует себя равноправным партнером межличностного общения и взаимодействия, что позволяет выработать личностные критерии и показатели самооценки, не только с учетом внешнего оценивания родителями, но и самооценки своей деятельности. Ассиметричный стиль межличностного общения наоборот ограничивается возможностями подростка к принятию общих семейных решений, что неизбежно ведет к снижению уровня самооценки и самоотношения к своему Образу-Я. Динамика самооценки подростков в зависимости от возрастного развития когнитивной и психоэмоциональной сферы постепенно претерпевает значительные изменения в сторону конструктивного и адекватного восприятия собственного поведения на пути к становлению формирующейся Я-Концепции. Динамика изменения самооценки с младшего к старшему подростковому возрасту проявляется в смещении акцентов с учебной деятельности и оценки преподавателя на взаимоотношения со сверстниками и их оценку личности подростка. Самооценка подростка становится более адекватной, что позволяет воспринимать как положительные, так и отрицательные черты характера. Несмотря на то, что происходит обособление самооценки от внешних оценок, оценка социального окружения все также важна. Снижается влияние родителей и повышается влияние сверстников на формирование самооценки. Самооценка себя как личности имеет сильную корреляционную взаимосвязь с психоэмоциональным состоянием, что может привести к формирования неадекватной самооценки, и, как следствие, проявлению делинквентного поведения подростка. Развитие самооценки подростка напрямую связано с особенностями межличностного общения, в результате которого формируется Я-Концепция, влияющая на самосознание, систему самоотношения и самовосприятия подростка, а также построение поведения в социуме.

Ключевые слова: самооценка, межличностное общение, Я-Концепция, стили общения, подростки, родители, сверстники.

Annotation. In the article, the authors consider the features of the development of self-esteem of adolescents in the process of interpersonal communication. In adolescence, significant restructuring of the human body occurs, which largely determines the features of the functioning of systems, including the psycho-emotional sphere. The level of development of self-esteem of a teenager's personality is influenced by numerous external and internal factors, among which the central place is occupied by positive approval and acceptance of values that are significant for him from the immediate social environment, especially parents and peers. The negative attitude towards the personality of a teenager on the part of parents is associated with a focus on shortcomings and failures, which inevitably leads to a decrease in the level of self-esteem and the development of complexes, which is expressed in an indifferent attitude towards other people and increased anxiety. What influences the formation of an attitude to avoid failures, leading to an imbalance in the structure of character traits. There are symmetrical and asymmetric, depending on external and internal factors. Symmetrical style is based on constructive relationships between parents and teenagers. The child feels like an equal partner in interpersonal communication and interaction, which makes it possible to develop personal criteria and indicators of self-esteem, not only taking into account external evaluation by parents, but also self-assessment of their activities. The asymmetric style of interpersonal communication, on the contrary, is limited by the adolescent's ability to make common family decisions, which inevitably leads to a decrease in the level of self-esteem and self-attitude towards one's Image-I. The dynamics of self-esteem of adolescents, depending on the age-related development of the cognitive and psycho-emotional sphere, is gradually undergoing significant changes towards a constructive and adequate perception of their own behavior on the way to the formation of the emerging Self-Concept. The dynamics of changes in self-esteem from younger to older adolescence is manifested in a shift in emphasis from learning activities and teacher assessment to relationships with peers and their assessment of the personality of a teenager. A teenager's self-esteem becomes more adequate, which allows him to perceive both positive and negative character traits. Despite the fact that there is a separation of self-esteem from external assessments, the assessment of the social environment is still important. The influence of parents decreases and the influence of peers on the formation of self-esteem increases. Self-esteem as a person has a strong correlation with the psycho-emotional state, which can lead to the formation of inadequate self-esteem, and, as a result, the manifestation of delinquent behavior of a teenager. The development of a teenager's self-esteem is directly related to the characteristics of interpersonal communication, as a result of which the Self-Concept is formed, which affects self-consciousness, the system of self-attitude and self-perception of a teenager, as well as the construction of behavior in society.

Key words: self-esteem, interpersonal communication, Self-Concept, communication styles, adolescents, parents, peers.

Введение. В подростковом возрасте происходят значительные перестройки организма человека, что в значительной степени определяет особенности функционирования систем, в том числе и психоэмоциональной сферы [10, 18,21,22].

Согласно теории Ч. Куни центральным новообразованием развития в подростковом возрасте является самооценка личности, что предопределяет становление характера и в дальнейшем последующего поведения в социуме.

На уровень развития самооценки личности подростка влияют многочисленные внешние и внутренние факторы, среди которых центральное место занимает позитивное одобрение и принятие значимых для него ценностей со стороны ближайшего социального окружения, в особенности родителей и сверстников [8, 14].

Изложение основного материала статьи. Как показывают многочисленные исследования психоэмоциональной сферы человека в подростковом возрасте наблюдается тенденция к развитию способностей к рефлексии, т.е. восприятие самого себя через призму своих внутренних мыслей, суждения, умозаключений, позволяющие ему выработать собственную мировоззренческую позицию по отношению, как к самому себе, так, и мнению ближайшего социального окружения, в частности, родителей и сверстников [11].

Вместе с тем, рефлексия к родительской опеке первостепенное значение, так как подросток еще в значительной степени зависит от родителей. Таким образом, с одной стороны, у подростков вырабатывается способность к рефлексии родительского мнения и оценки своей мировоззренческий позиции к своим действиям, поступкам и поведению, с другой, намечается тенденция к постепенному снижению оценочной зависимости подростка к мнению родителей и социума, несмотря на то, что большинство подростков чувствуют себя в равной степени одинаково защищенными как в родительской семье, так и в среде сверстников [9].

Как показали исследования Розенберга обнаружена корреляционная взаимосвязь между степенью взаимодействия подростков с членами его семьи и их одобрением и поддержкой, с другой, развитием собственной самооценки и формированием Я-Концепции как основной смыслообразующей сферы становления личности подростка [2].

Исследования Р. Берне на уровень самооценки подростка в значительной степени влияет положительное отношение, поддержка и одобрение, прежде всего, со стороны ближнего окружения, что непосредственно отражается на когнитивно-эмоциональной сфере формирования Я-Концепции. Тогда как негативное отношение к личности подростка со стороны родителей связано с фокусом внимания на недостатках и неудачах неизбежно приводит к снижению уровня самооценки и развитию комплексов, выражающемся в индифферентном отношении к окружающим людям и повышенной тревожности, тем самым формируя установку на избегание неудач, что приводит к дисбалансу структуры черт характера [7].

Исследования Куперслинга показали, что в значительной степени на формирование самооценки личности подростков влияет стиль общения в семье. Такие стили общения бывают в зависимости от конструктивного или деструктивной модели общения, бывают симметричными и ассиметричными, в зависимости от внешних и внутренних факторов [16].

Симметричный стиль основывается на конструктивных взаимоотношения родителей и подростков, когда ребенок чувствует себя равноправным партнером межличностного общения и взаимодействия, что позволяет выработать личностные критерии и показатели самооценки, не только с учетом внешнего оценивания родителями, но и самооценки своей деятельности.

Ассиметричный стиль межличностного общения наоборот ограничивается возможностями подростка к принятию общих семейных решений, что неизбежно ведет к снижению уровня самооценки и самоотношения к своему Образу-Я как проявлению социальной идентичности, связанной с потребностью подростка принадлежать к социальной общности и знаний о себе в сравнении с другими людьми, обеспечивающих потребность в самоактуализации [16].

По мере взросления у подростков проявляется способность к адекватности оценивания их признаков и качеств, когда расширяется диапазон суждений и умозаключений и формирования категорий мышления на те или иные процессы и явления окружающей действительности. Вместе с тем наблюдается снижение категоричности в суждениях, поскольку развивается разносторонность, гибкость и пластичность мышления по отношению к индивидуальному своеобразию существующих мнений [4].

Следует заметить, что восприятие подростком окружающей действительности зависит как от объективных, так и субъективных условий, определяющих характер эмоционального отношения к другим людям, в зависимости от развития когнитивных способностей, эмоционального состояния и индивидуального опыта.

Как показали исследования В.Н. Куницыной специфика восприятия окружающих людей в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей психоэмоциональной сферы, на которую в значительной степени влияют сложившиеся стереотипы социального окружения подростков [3].

Одной из основных особенностей самооценки в подростков возрасте является освобождение самооценки от оценок других людей, так называемая «эмансипация самооценки» [19, 20].

На наш взгляд, невозможно избежать влияния на личность оценки других людей, так как человек находится в различных социальных взаимоотношениях, выполняя множество социальных ролей.

Помимо сказанного выше, представляет интерес аспекты влияния оценки педагогов на самооценку подростка. Б.Г. Ананьев изучая данные вопрос выделил две составляющие педагогической оценки: воздействие на познавательную сферу личности, что позволяет сориентировать ученика в многообразном мире, а также воздействие на эмоционально-поведенческую сферу, стимулирующую подростка к дальнейшему познанию [1].

Исследования, проведенные Э.Л. Носенко позволили выявить основные механизмы взаимосвязи самооценки и успешности обучения. Автор установил, что на эффективность, качество и быстроту обучения влияют эмоциональные переживания подростка в процессе учебной деятельности [6].

Динамика самооценки подростков в зависимости от возрастного развития когнитивной и психоэмоциональной сферы постепенно претерпевает значительные изменения в сторону конструктивного и адекватного восприятия собственного поведения на пути к становлению формирующейся Я-Концепции, когда наблюдается постепенный переход от фрагментарного восприятия самого себя до комплексной самооценки своих личностных качеств и характерных особенностей [5, 12].

Если младшие подростки недостаточно полно могут оценить свои действия, поступки и поведение, то начиная со старшего подросткового возраста начинается критическое отношение к своему социальному Я-образу, с которого наблюдается тенденция к выражению своих собственных взглядов и суждений в определенных категориях и понятиях, обусловливающих их актуальные интересы, любимые занятия, занимательные увлечения, связанные с их учебной, спортивной и досуговой деятельностью [17].

Надо заметить, что специфика самооценки подростков в большей степени опирается на морально-нравственные качества, превалирующие в обществе, такие как честность, порядочность, справедливость, что позволяет подросткам более критично относиться к своему собственному поведению и отрицательным чертам характера, которые вызывают напряженные во взаимоотношениях [13, 15].

При этом подростки стремятся избавиться от тех отрицательных черт и качеств характера, которые мешают им сформировать собственную идентичность в восприятии Я-Концепции [23].

Выводы. Обобщая вышеизложенное следует сказать, что подростковый период развития Я-Концепции напрямую зависит от сложившейся индивидуальной самооценки как главного регулятора собственного поведения и осуществляемой

деятельности, оказывающей влияние на самопознание самоидентичности и являющейся стимулом для организации самовоспитания и самообразования.

Динамика изменения самооценки с младшего к старшему подростковому возрасту проявляется в смещении акцентов с учебной деятельности и оценки преподавателя на взаимоотношения со сверстниками и их оценку личности подростка.

Самооценка подростка становится более адекватной, что позволяет воспринимать как положительные, так и отрицательные черты характера.

Несмотря на то, что происходит обособление самооценки от внешних оценок, оценка социального окружения все также

Снижается влияние родителей и повышается влияние сверстников на формирование самооценки.

Самооценка себя как личности имеет сильную корреляционную взаимосвязь с психоэмоциональным состоянием, что может привести к формирования неадекватной самооценки, и, как следствие, проявлению делинквентного поведения подростка.

Таким образом, развитие самооценки подростка напрямую связано с особенностями межличностного общения, в результате которого формируется Я-Концепция, влияющая на самосознание, систему самоотношения и самовосприятия подростка, а также построение поведения в социуме.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Количественно-качественный анализ двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9,- С. 80.

2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№3.-С. 37.

3. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1.-С. 91.

4. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры.- 2021. - №3.- С. 38.

5. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

6. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 8. - С. 74.

7. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 4. - С. 110.

8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5.-С. 11.

9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

12. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - №6,- С. 54.

13. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, C.B. Леженина // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 5. - С. 9.

14. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. -2019. - № 8. - С. 56.

15. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, M. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10,- С. 11.

16. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, P.C. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 2. -С. 133.

17. Бурцев, В.А. Развитие эвристического компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции творческой и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 6. - С. 84.

18. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

19. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017,- 24 с.

20. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

21. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

22. Бурцева, Е.В. Развитие интеллектуальных способностей квалифицированных боксеров / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, И.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1.- С. 58.

23. Бурцева, Е.В. Методика технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов на основе применения компьютерных шахматных программ / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2023. -№ 5. - С. 71.

Психология

УДК 158 и (07)

кандидат психологических наук, доцент Дроздова Наталья Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОДЕРЖАНИЕ ДОВЕРИЯ К СЕБЕ В ГРУППАХ МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению проблемы доверия к себе в группах младших и старших подростков. Освящена актуальность проблемы поиска особенностей содержания доверия к себе в группах младших и старших подростков. Обозначены трудности подросткового возраста в формировании доверия к себе. Проанализированы факторы риска формирования доверия к себе в подростковом возрасте. Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа особенностей содержания доверия к себе в группах младших и старших подростков. Обоснованы методики исследования особенностей содержания доверия к себе в группах младших и старших подростков. Определены особенности доверия к себе в группах младших и старших подростков. Охарактеризованы показатели доверия к себе в группах младших и старших подростков. Описано содержание показателей доверия к себе в группах младших и старших подростков. Представлены результаты сравнительного анализа и выявлены различия содержания доверия к себе в группах младших и старших подростков. Выделены особенности содержания доверия к себе в группах младших и старших подростков. Представлено описание особенностей содержания доверия к себе в группах младших и старших подростков.

Ключевые слова: доверие, доверие к себе, подростковый возраст, доверия к себе у младших и старших подростков, доверие в разных сферах жизни, доверие во взаимодействии.

Annotation. The article is devoted to the problem of self-confidence in groups of younger and older adolescents. The relevance of the problem of finding the features of the content of self-confidence in groups of younger and older adolescents is consecrated. The difficulties of adolescence in the formation of self-confidence are indicated. The risk factors for the formation of self-confidence in adolescence are analyzed. The purpose of this article is to conduct a comparative analysis of the features of the content of self-confidence in groups of younger and older adolescents. The methods of studying the peculiarities of the content of self-confidence in groups of younger and older adolescents are substantiated. The features of self-confidence in the groups of younger and older adolescents are determined. The indicators of self-confidence in the groups of younger and older adolescents are characterized. The content of self-confidence indicators in groups of younger and older adolescents is described. The results of a comparative analysis are presented and differences in the content of self-confidence in the groups of younger and older adolescents are revealed. The features of the content of self-confidence in the groups of younger and older adolescents are highlighted. The description of the features of the content of self-confidence in the groups of younger and older adolescents is presented.

Key words: trust, self-confidence, adolescence, self-confidence in younger and older adolescents, trust in different spheres of life, trust in interaction.

Введение. Современное общество характеризуется процессами активного преобразования традиционных экономических, политических, общественных структур, большим количеством катастроф, межнациональных конфликтов и войн, которые вызывают высокую социальную напряженность, негативные явления в духовной жизни общества и отдельного человека. Социальный кризис проявляется и в нарушении экологии детства, характеризующегося утратой способов представленности детям взрослой жизни, неполнотой социально-заданных образцов взросления (О.В. Голубь) [2]. Одним из наиболее чувствительных к подобным неблагоприятным тенденциям является подростковый возраст, где явно проявляется поведение, не соответствующее нормам общества: различные девиации, аддикции и т.д. В связи с этим встает необходимость выявления различных аспектов гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Согласно мнению ряда исследователей, одним из таких механизмов является доверие к себе, как основное условие субъективно переживаемого психологического комфорта человека в социуме (Н.Б. Астанина, О.В. Голубь, Ю.Ю. Данилова, Т.П. Скрипкина) [1, 2, 3, 4]. В этой связи важнейшей для изучения становится проблема, связанная с необходимостью выявления возрастных особенностей доверия к себе у подростков.

Изложение основного материала статьи. Исследование направлено на проведение сравнительного анализа особенностей содержания доверия к себе у младших и старших подростков в разных сферах жизни и во взаимодействии с разными людьми.

Рассмотрим показатели проявления доверия к себе у младших и старших подростков в разных сферах жизни и во взаимодействии с разными людьми. Показатели доверия к себе в учебной деятельности в группах младших и старших подростков распределись следующим образом: в учебной деятельности младшие (34,9%) и старшие (44,4%) подростки скорее доверяют себе, реже - полностью доверяют себе (21,7% младших подростков, 33,3% старших подростков) или частично доверяют себе (21,7% младших подростков, 18,6% старших подростков). При этом чаще младшие подростки (17,4%), в сравнении со старшими (3,7%) частично не доверяют себе в учебе или скорее не доверяют себе (4,3% младших подростков, 0% старших подростков). Так, можно видеть, что доверие к себе в учебной деятельности у старших подростков проявляется несколько чаще, что указывает на большую уверенность в себе в учебе, способность полагаться на себя, выработанность собственных способов осуществления учебной деятельности, отсутствие необходимости внешнего контроля. У младших подростков также можно видеть большое количество результатов, указывающих на сформированность доверия к себе в данной сфере, однако значительная часть группы показывает частичное и почти полное недоверие к себе в учебной деятельности, что свидетельствует о том, что младшие подростки чаще нуждаются во внешнем контроле, не способны опираться на себя полностью в осуществлении учебной деятельности. Такие результаты могут объясняться тем, что на протяжении всего подросткового возраста происходит активное развитие личности, навыков деятельности, что к концу возрастного периода обеспечивает большую уверенность в себе в разных видах деятельности, включая учебную.

Рассмотрим далее как проявляется доверие к себе в интеллектуальной сфере в группах младших и старших подростков. В отличие от сферы учебной деятельности, в интеллектуальной сфере младшие подростки проявляют больше доверия к себе. Так, младшие (43,5%) и старшие (29,6%) подростки скорее доверяют себе, реже - полностью доверяют себе (30,4% младших подростков, 18,5% старших подростков) или частично доверяют себе (13,1% младших подростков, 18,5% старших

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.