субъективные студенческие оценки, а точнее сказать оценки будущих педагогов, могут служить основой для дальнейшего изучения качества высшего педагогического образования в России.
Литература:
1. Борченко, И.Д. Особенности проведения оценки качества образования в рамках внутренней системы оценки качества образования в дополнительном профессиональном образовании / И.Д. Борченко // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров Издательство: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования. - Челябинск. - № 4 (29). - 2016. - С. 85-91.
2. Ладнушкина, Н.М. Федеральный государственный контроль качества образования как один из факторов повышения качества образования / Н.М. Ладнушкина // Евразийский союз ученых Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Международный Образовательный Центр». - Москва. - № 3-1 (12). - 2015. - С. 71-73.
3. Машукова, С.В. Модель внутренней системы оценки качества образования как ресурс совершенствования управления качеством образования гимназии / С.В. Машукова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования Издательство: Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования». - Челябинск. - № 1 (2). - 2017. - С. 59-68.
4. Саидова, Ф.Б. Развитие научных понятий "качество", "качество образования", "управление качеством образования" // Ф.Б. Саидова // Сборник статей III Международной научно-практической конференции «World science: problems and innovations». - Издательство: "Наука и Просвещение". - Пенза. - 2016. - С. 309-313
5. Ушаков, Б.Г. Качество образования и / или образование качества (проблемы методологии, практики и оценки) / Б.Г. Ушаков // Управленческое консультирование. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления. - № 3 (31). - 2008. - С. 149-161.
6. Andreina Bruno. Reflective practicum in higher education: the influence of the learning environment on the quality of learning / Bruno Andreina, Giuseppina Dell'Aversana. - Assessment & Evaluation in Higher Education. - Volume 43. - Issue 3. -2018. - pp. 345-358.
7. Caplan, B. The Case against Education: Why the Education System Is a Waste of Time and Money / B. Caplan. -Princeton, NJ: Princeton University Press. - 2018. - 416 p.
8. Minakhmetova, A.Z. Psychological Well-being of students as a precondition for their professional self-realization / A.Z. Minakhmetova, N.N. Radchenko, A.P. Shmakova. - Opcion. - 2019.
9. Ruben, B. Quality in Higher Education / B. Ruben. - 1995. - New York: Routledge. -https://doi.org/10.4324/9781351293563
10. Shagivaleeva, G.R. Socio-professional competencies of students as an important condition for their professional training in the educational process of a pedagogical higher education institution / G.R. Shagivaleeva, O.M. Shterts, E.N. Pyanova. - 2017. -Man in India.
Психология
УДК 159.922
кандидат биологических наук, доцент Миннахметова Лариса Тагировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); старший преподаватель Муратшина Наталья Юрьевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Казань)
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИИ И ПУТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Статья посвящена описанию характерных особенностей проявления различных форм агрессии и рассмотрению путей предупреждения ее развития у подростков. Сопоставляя экспериментальные группы агрессивных и неагрессивных подростков, наблюдается разная степень зависимости от родительской опеки и идентификации с поведением родителей. Нарушение социальных отношений с матерью приводит к снижению положительного отношения ко всем участникам социальных отношений, тем самым увеличивая общий негативный настрой и провоцируя агрессивное поведение. Факт нарушения межличностных отношений с матерью является значимым показателем нарушения социального развития личности подростка, приводящего к отрицанию социальных норм и проявлению негативизма по отношению к социуму. По мнению автором степень конструктивного поведения основывается, прежде всего, на необходимой системе знаний и социальных навыков коммуникации, посредством которых разрешаются конфликтные ситуации, а не только с механизмами отсутствия отрицательного подкрепления агрессии. Уровень агрессии и формы ее проявления связаны с характерологическими особенностями личности самого подростка, т.е. с устойчивыми поведенческими паттернами. В новейшей психологии существует немалое количество теорий агрессии, к ним относятся: инстинктвистская, психоаналитическая, теория социального научения агрессии, а также фрустрационная теория. Однако, все эти теории имеют более теоретизированый подход и не позволяют конкретизировать связь между влиянием характерологических особенностей личности и проявлением агрессии. Мотивирование и формирование интереса к одобрению окружающих людей, в первую очередь, со стороны своих родителей является важным фактором, оказывающим влияние на эффективную социализацию подростков с целью предупреждения агрессивных форм поведения. Любые крайние формы реакции окружающих на агрессивное поведение подростка, будь то попустительская реакции на агрессию или слишком строгая реакция на агрессивное поведение, приводят к большему проявлению агрессии в подростковом возрасте.
Ключевые слова: агрессивное поведение, формы агрессии, подростки, идентификация, конфликтные ситуации.
Annotation. The article is devoted to the description of the characteristic features of the manifestation of various forms of aggression and the consideration of ways to prevent its development in adolescents. Comparing the experimental groups of aggressive and non-aggressive adolescents, there is a different degree of dependence on parental care and identification with the behavior of parents. Violation of social relations with the mother leads to a decrease in positive attitudes towards all participants in social relations, thereby increasing the overall negative attitude and provoking aggressive behavior. The fact of violation of interpersonal relations with the mother is a significant indicator of the violation of the social development of the personality of a
teenager, leading to the denial of social norms and the manifestation of negativism in relation to society. According to the author, the degree of constructive behavior is based, first of all, on the necessary system of knowledge and social communication skills, through which conflict situations are resolved, and not only on the mechanisms of the absence of negative reinforcement of aggression. The level of aggression and the forms of its manifestation are associated with the characterological features of the personality of the adolescent himself, i.e. with persistent behavioral patterns. In modern psychology, there are a considerable number of theories of aggression, these include: instinctive, psychoanalytic, the theory of social learning of aggression, as well as frustration theory. However, all these theories have a more theoretical approach and do not allow concretizing the relationship between the influence of personality traits and the manifestation of aggression. Motivation and formation of interest in the approval of the surrounding people, first of all, on the part of their parents, is an important factor influencing the effective socialization of adolescents in order to prevent aggressive forms of behavior. Any extreme form of reaction of others to the aggressive behavior of a teenager, whether it is an indulgent reaction to aggression or an overly severe reaction to aggressive behavior, leads to greater manifestations of aggression in adolescence.
Key words: aggressive behavior, forms of aggression, adolescents, identification, conflict situations.
Введение. Согласно современным исследованиям в области изучения форм агрессивного поведения детей в подростковом возрасте отмечается появление девиантного поведения, которое является следствием родительского воспитания в первые годы жизни ребенка как результат социального научения [8, 16, 22].
Изложение основного материала статьи. По мнению ученых, сопоставляя экспериментальные группы подростков, проявляющих и не проявляющих агрессию, наблюдается разная степень зависимости от родительской опеки и отождествление с поведением родителей. При этом установление тождественности с родителями гораздо выраженнее у неагрессивных подростков [3, 14, 20].
Интересным является тот факт, что у подростков с агрессивным и неагрессивным поведением наибольшие отличия выявлены в идентификации с отцом, тогда как идентификация с матерью у обеих групп испытуемых оказалась одинаково высокой, что подтверждает сильную связь в структуре социальных отношений детей с матерью [7, 18, 19].
Мы полагаем, что нарушение идентификации с матерью не всегда является причиной агрессивного поведения подростка, а только в ситуациях, когда поведение носит характер асоциального или девиантного.
Исследования подтвердили факт того, что деструктивные отношения с матерью приводят к снижению социальных контактов и негативным отношениям ко всем участникам социальных отношений, тем самым провоцируя агрессивное поведение [5, 17].
Факт нарушения межличностных отношений с матерью является значимым показателем нарушения социального развития личности ребенка подросткового возраста, приводящего к снижению социального контроля и проявлению негативизма по отношению к социуму [4, 10, 24].
Мы полагаем, степень конструктивного поведения основывается, прежде всего, на необходимой системе знаний об основах социальных взаимоотношений и навыков коммуникации, посредством которых разрешаются конфликтные ситуации, а не только с механизмами подкрепления агрессивного поведения.
Несомненно, от характерологических особенностей личности, сформировавшихся устойчивых образцов поведения зависит уровень и форма проявления агрессии [6]. В новейшей психологии существует немалое количество теорий агрессии, к ним относятся: инстинктвистская, психоаналитическая, теория социального научения агрессии, а также фрустрационная теория [1, 15]. Однако, все эти теории имеют более теоретизированый подход, и не позволяют конкретизировать связь между влиянием личностных особенностей (характер, волевые качества, тип нервной системы) и агрессивным поведением подростков.
Полученные данные свидетельствуют, что состояние возбудимости находится в корреляционной зависимости с речевой агрессией, проявляющейся в использовании ненормативной лексики в речи и спонтанной агрессией, которая проявляется в различных ситуативных обстоятельствах [2, 11, 13].
Особенностью личности со спонтанной агрессивной манерой поведения являются особенности построения общения со сверстниками, которые характеризуются неадекватностью оценивания своих действий, а импульсивным желанием или бесконтрольным возбуждением с низкой терпимостью к действиям и поступкам других людей.
Следует сказать, что структура взаимодействия «демонстративность-агрессия» по своей детерминанте соответствует паре «возбудимость-агрессия» [12].
Таким образом, демонстративное поведение находится в корреляционной зависимости со спонтанной и вербальной агрессией.
Исходя из вышеизложенного, мотивирование и формирование интереса к одобрению окружающих людей, в первую очередь, со стороны своих родителей является важным фактором, оказывающим влияние на эффективную социализацию подростков с целью предупреждения агрессивных форм поведения.
В качестве второго пути предупреждения развития агрессивных состояний является адаптация подростков к социальным нормам и требованиям общества [21].
Еще одним из возможных путей предупреждения агрессии можно выделить родительскую любовь, которая является непременным условием профилактики подростковой фрустрации, связанную с чувством одиночества [23].
По мнению зарубежных ученых, существует два пути, которые позволяют предупредить агрессивное поведение подростка. Первый путь связан с тем, что агрессивные состояния необходимо купировать без подкрепления их развития, либо наказывать за агрессивные действия и поступки [9, 25].
Мы считаем, что недопустимо игнорировать агрессивную реакцию или акты агрессивного поведения подростков, так как это может привести к наращиванию и усугублению агрессивного поведения с превращением его в обыденную и привычную форму поведения личности.
Анализ такого пути преодоления и коррекции агрессивного поведения как активное наказание позволяет заключить, что он также несовершенен, потому что агрессивная реакция не исчезает, а проявляется в ситуациях слабой угрозы наказания или переносится на другого участника межличностных отношений, не являющегося источником возникновения агрессивного побуждения.
Выводы. Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования можно заключить, что в психолого-педагогической литературе отсутствуют четкие пути преодоления подростковой агрессии. Вместе с тем, в результате лонгитюдного исследования установлено, что любые крайние формы реакции окружающих на агрессивное поведение подростка, будь то попустительская реакции на агрессию или слишком строгая реакция на агрессивное поведение, приводят к большему проявлению агрессии в подростковом возрасте.
Литература:
1. Бурцев, В.А. Развитие рефлексивного компонента спортивной культуры студентов в процессе самоорганизации спортивного стиля жизни / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 7. - С. 43.
2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.
3. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.
4. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.
5. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108
6. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.
7. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.
8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.
9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.
11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.
12. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.
13. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.
14. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.
15. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.
16. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.
17. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87.
18. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017. - 24 с.
19. Бурцева, Е.В. Дифференцированная оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на заключительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 6. - С. 75.
20. Бурцева, Е.В. Количественно-качественный анализ двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9. - С. 80.
21. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.
22. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.
23. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.
24. Захарова, А.В. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте / А.В. Захарова, Б.Ю. Худобина // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. - М., 1990. - №1 (3). - С. 19-27.
25. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.