Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКИ / СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / AGGRESSIVENESS / DEVIANT BEHAVIOR / ADOLESCENTS / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / OFFENSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Биктагирова Алсу Рашитовна, Дмитриева Людмила Геннадьевна

В статье представлены результаты исследования особенностей агрессивности подростков с девиантным поведением. Исследование агрессивности проводилось в русле системно-функционального подхода, который позволяет исследовать изучаемое свойство личности комплексно, в контексте восьми компонентов: целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного, рефлексивно-оценочного. Для проведения диагностики использован «Бланковый тест -Агрессивность» А.И. Крупнова. Выявлены статистически значимые различия в проявлении агрессивности подростками с деавиантным поведением и подростками с нормой поведения по переменным: социоцентричность, эгоцентричность (мотивационный компонент), осмысленность (когнитивный компонент), предметность, субъектность (продуктивный компонент), физическая, вербальная агрессия (динамический компонент), интернальность, экстернальность (регуляторный компонент). В результате количественного анализа агрессивности было выявлено: агрессивность подростков с девиантным поведением характеризуется в большей степени недифференцируемостью переменных мотивационного, продуктивного, динамического, регуляторного компонентов. Подростки с нормой поведения более глубоко понимают содержание агрессивности, могут использовать конструктивные способы в достижении своих целей и регулировать свое эмоциональное состояние. При сравнении факторных структур агрессивности выделено по четыре фактора в каждой выборке. Общими являются: инструментально-агармонический фактор, фактор результативной агрессивности и фактор целевой агрессивности, специфика которых характеризуется вариативностью и наполненностью переменных. Специфическим фактором у подростков с девиантным поведением является когнитивный фактор, который характеризуется амбивалентностью в реализации агрессивности. У подростков с нормой поведения к специфическим относится мотивационный фактор с социоцентрическим содержанием агрессивности.The article presents the results of a study of the characteristics of aggressiveness of adolescents with deviant behavior. The study of aggressiveness was carried out within the framework of the system-functional approach, which allows studying the considered personality trait in a complex manner in the context of eight components (aiming, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory, and reflective-evaluative). For the diagnosis, the authors used “Test Blank - Aggressiveness” developed by A.I. Krupnov. Adolescents with deviant behavior and adolescents with normal behavior demonstrated statistically significant differences in the manifestation of aggression in the following variables: sociocentricity, egocentricity (motivational component), meaningfulness (cognitive component), objectivity, subjectivity (productive component), physical, verbal aggression (dynamic component), internality, externality (regulatory component). As a result of a quantitative analysis of aggressiveness, it was revealed that the aggressiveness of adolescents with deviant behavior is characterized to a greater degree by indifferentiability of variables of motivational, productive, dynamic, and regulatory components. Adolescents with normal behavior understand the content of aggressiveness more deeply; they can use constructive methods in achieving their goals and regulate their emotional state. While comparing the factor structures of aggressiveness, four factors were identified in each sample. The common ones are instrumental-inharmonic factor, factor of productive aggressiveness, and factor of target aggressiveness, the specificity of which is characterized by variability and fullness of the variables. A specific factor for adolescents with deviant behavior is the cognitive factor, which is characterized by ambivalence in the implementation of aggressiveness. For adolescents with normal behavior, the specific factor is the motivational one with sociocentric, aimed at society, content of aggressiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Биктагирова Алсу Рашитовна, Дмитриева Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

16. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Мартынова А.С. Методика исследования и оценки свойств игрового внимания юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 3. - С. 78-83.

17. Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Чапурин М.Н., Мугаллимова Н.Н., Халиуллин Р.С., Мартынова А.С. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47.

18. Бурцева Е.В., Бурцев В.А. Взаимосвязь видов учебно-познавательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 2. - С. 8-15.

19. Бурцева Е.В., Баширова Д.М. Методика формирования игрового внимания у юных теннисистов // Наука и спорт: современные тенденции. - 2015. - Т. 9. - № 4 (9). - С. 99-104.

20. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Экспериментальное исследование особенностей морфофункционального состояния женщин среднего возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-6. - С. 1284-1288.

21. Бурцева Е.В., Игошина Н.В., Игошин В.Ю. Методические основы физкультурно-оздоровительных занятий аэробикой с женщинами среднего возраста // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-24. -С. 5503-5507.

22. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности, Чебоксары, 2014.

23. Захарова Г.П., Баранова Э.А., Васильева Н.Н., Дерябина М.Ю., Семенова Т.Н., Парфенова О.В., Велиева С.В., Гусева Т.С., Иванова Н.В., Никоноров В.Т., Бурцева Е.В., Бурцев В.А., Варламова М.Е., Ильина Л.Л., Быкова О.Н., Мустафина А.Р., Викторова Е.И. Инновации в дошкольном образовании: учебное пособие / Под общей редакцией Г.П. Захаровой. Москва, 2014.

24. Кожанов В.И., Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Применение системы рейтингового контроля в управлении физическим воспитанием студентов. - Чебоксары, 2014.

25. Мартынова А.С., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105.

26. Мугаллимова Н.Н., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Взаимосвязь учебно-познавательных видов деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. - 2015. - С. 392-394.

27. Zotova F.R., Miftakhov M.R., Burtseva E.V. Heritage of the world summer universiade-2013 as a factor of social-cultural development of the region // Наука и спорт: современные тенденции. - 2017. - Т. 16. - № 3 (16). -С. 92-97.

Психология

УДК 159.923

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего

образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат психологических наук, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии Биктагирова Алсу Рашитовна

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего

образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологического сопровождения и клинической психологии Дмитриева Людмила Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательноео учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет»(г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования особенностей агрессивности подростков с девиантным поведением. Исследование агрессивности проводилось в русле системно-функционального подхода, который позволяет исследовать изучаемое свойство личности комплексно, в контексте восьми компонентов: целевого, мотивационного, когнитивного, продуктивного, динамического, эмоционального, регуляторного, рефлексивно-оценочного. Для проведения диагностики использован «Бланковый тест -Агрессивность» А.И. Крупнова. Выявлены статистически значимые различия в проявлении агрессивности подростками с деавиантным поведением и подростками с нормой поведения по переменным: социоцентричность, эгоцентричность (мотивационный компонент), осмысленность (когнитивный компонент), предметность, субъектность (продуктивный компонент), физическая, вербальная агрессия (динамический компонент), интернальность, экстернальность (регуляторный компонент). В результате количественного анализа агрессивности было выявлено: агрессивность подростков с девиантным поведением характеризуется в большей степени недифференцируемостью переменных мотивационного, продуктивного, динамического, регуляторного компонентов. Подростки с нормой поведения более глубоко понимают содержание агрессивности, могут использовать конструктивные способы в достижении своих целей и регулировать свое эмоциональное состояние. При сравнении факторных структур агрессивности выделено по четыре фактора в каждой выборке. Общими являются: инструментально-агармонический фактор, фактор результативной агрессивности и фактор целевой агрессивности, специфика которых характеризуется вариативностью и наполненностью переменных. Специфическим фактором у подростков с девиантным

поведением является когнитивный фактор, который характеризуется амбивалентностью в реализации агрессивности. У подростков с нормой поведения к специфическим относится мотивационный фактор с социоцентрическим содержанием агрессивности.

Ключевые слова: агрессивность, девиантное поведение, подростки, системно-функциональный подход, правонарушения.

Annotation. The article presents the results of a study of the characteristics of aggressiveness of adolescents with deviant behavior. The study of aggressiveness was carried out within the framework of the system-functional approach, which allows studying the considered personality trait in a complex manner in the context of eight components (aiming, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory, and reflective-evaluative). For the diagnosis, the authors used "Test Blank - Aggressiveness" developed by A.I. Krupnov. Adolescents with deviant behavior and adolescents with normal behavior demonstrated statistically significant differences in the manifestation of aggression in the following variables: sociocentricity, egocentricity (motivational component), meaningfulness (cognitive component), objectivity, subjectivity (productive component), physical, verbal aggression (dynamic component), internality, externality (regulatory component). As a result of a quantitative analysis of aggressiveness, it was revealed that the aggressiveness of adolescents with deviant behavior is characterized to a greater degree by indifferentiability of variables of motivational, productive, dynamic, and regulatory components. Adolescents with normal behavior understand the content of aggressiveness more deeply; they can use constructive methods in achieving their goals and regulate their emotional state. While comparing the factor structures of aggressiveness, four factors were identified in each sample. The common ones are instrumental-inharmonic factor, factor of productive aggressiveness, and factor of target aggressiveness, the specificity of which is characterized by variability and fullness of the variables. A specific factor for adolescents with deviant behavior is the cognitive factor, which is characterized by ambivalence in the implementation of aggressiveness. For adolescents with normal behavior, the specific factor is the motivational one with sociocentric, aimed at society, content of aggressiveness.

Keywords: aggressiveness, deviant behavior, adolescents, system-functional approach, offenses.

Введение. В современном обществе наблюдается тенденция к увеличению правонарушений с агрессивной направленностью. Средства массовой информации, компьютерные игры, фильмы, не соответствующие возрасту, агрессия со стороны родителей способствуют проявлению агрессивности подростками. Агрессивные формы поведения помогают подросткам добиться уважения среди сверстников, установить лидерские позиции среди друзей и близких, так как они не владеют конструктивными методами достижения своих целей, навыками саморегуляции и снижения напряжения.

Изложение основного материала статьи. Цель исследования: изучение особенностей агрессивности подростков с девиантным поведением. В исследовании приняло участие 40 подростков - мальчиков деструктивного поведения, совершивших правонарушения с агрессивной направленностью, и 40 подростков-мальчиков с нормой поведения в возрасте 13-15 лет. Исследование проводилось на базе специальной школы для правонарушителей и «Лицея №96» Республики Башкортостан. Для проведения исследования агрессивности использован «Бланковый тест - Агрессивность» А.И. Крупнова, методы математической статистики: U-критерий Манна-Уитни, факторный анализ.

Методика разработана в рамках системно-функциональной модели анализа свойств личности. С точки зрения системно-функционального подхода агрессивность рассматривается в единстве мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. С содержательной стороны стремление субъекта к проявлению агрессивности в межличностном взаимодействии различается по установкам и целям реализации агрессивности, содержанию мотивации, степени осознанности понимания агрессивности, сфере приложения результата агрессивного поведения). Инструментально-стилевая сторона характеризуется формой реализации агрессии (физическая и вербальная агрессия), направленностью эмоциональных переживаний (аффективность, рефлексивность), типом волевой регуляции (интернальность, экстернальность), характером проблемных ситуаций (операциональные, личностные трудности)[4]. В русле системно-функционального подхода изучение агрессивности проводилось у курящих и некурящих студентов[8], в контексте гендерных особенностей [7], кросс-культурных различий [1], исследовались основные подходы и перспективы в изучении агрессивности личности[6], в соотношении с общительностью и социометрическим статусом студентов [3], темпераментом [5], с индивидуально-типологическими особенностями общительности курсантов военного вуза [2].

Под деструктивным поведением мы понимаем действия субъекта, направленные на разрушение, причинение вреда имуществу или жизни других людей и себя, сопровождающиеся жестокостью и агрессией. К причинам проявления девиаций подростков относятся: неправильное воспитание[9], психические и психофизиологическими расстройства, причины социального и психологического характера, причины, связанные с возрастными кризисами, особенности, предрасполагающие к формированию тех или иных девиантных или делинквентных элементов в поведении, в том числе и агрессивность [10].

Сравнение средних значений переменных агрессивности у девиантных подростков и подростков с нормой поведения (п=40)

Переменные Показатели переменных Эмпирическое значение и-критерия Манна-Уитни Уровень значимости различий Р

1 2

1 Общественно значимые цели 17,8 14,2 634,500 0,110

Личностно значимые цели 19,5 15,9 648,000 0,143

2 Социоцентричность 25,3 9,2 142,000 0,000*

Эгоцентрничность 16,4 10,8 527,000 0,008*

3 Осмысленность 15,6 22 534,000 0,010*

Осведомленность 15,9 11,3 637,000 0,115

4 Предметность 24 7,1 232,500 0,000*

Субъектность 22,8 9,2 294,500 0,000*

5 Физическая агрессия 20,4 10 336,000 0,000*

Вербальная агрессия 21,8 15,5 510,500 0,005*

6 Аффективность 17,9 14,3 656,500 0,165

Рефлексивность 21,9 24,5 687,000 0,276

7 Интернальность 21,8 16,5 536,000 0,011*

Экстернальность 18,4 13,8 596,500 0,049*

8 Операционные трудности 14,9 11,1 727,500 0,482

Личностные трудности 13,5 9,8 699,500 0,327

Примечание: * - достоверные различия при р<0,05.,

1 - подростки с девиантным поведением,

2 - подростки с нормой поведения.

Компоненты:

1. Целевой.

2. Мотивационный.

3. Когнитивный.

4. Продуктивный.

5. Динамический.

6. Эмоциональный.

7. Регуляторный.

8. Рефлексивно-оценочный.

Сатистически-значимые различия агрессивности выявлены в мотивационном компоненте. Иными словами, в определенных ситуациях агрессивность подростков с девиантным поведением мотивирована намерением защитить других людей, стремлением постоять за другого человека(социоцентричностьр=0,00), в других ситуациях - непринятием прав другого человека, излишней обидчивостью и подозрительностью (эгоцентричность р=0,08).Такая амбивалентность, скорее всего, связана с нарушениями в мотивационно-ценностной сфере в окружающей их референтной группе.

Статистически значимые различия агрессивности получены по переменной осмысленность (р=0,01), когнитивный компонент. Подростки с нормой поведения более осмысленно понимают агрессивность как нанесение ущерба другому человеку, намерение причинить зло другим людям, психическое состояние, которым можно управлять. Такое понимание агрессивности, скорее всего, чаще удерживает подростков с нормой поведения от проявления необоснованной агрессии.

В продуктивном компоненте результативность проявления агрессивности более выражен в переменных предметность (р=0,00) субъектность (р=0,00) у подростков с девиантным поведением. Агрессивные формы поведения помогают им быстрее достичь поставленных целей, поставить другого человека на место (предметность), почувствовать себя сильнее, независимее, установить лидерские отношения в группе (субъектность). Как правило, такие подростки не знают алгоритмов конструктивного поведения, и девиации в поведении считают нормой.

В динамическом компоненте у подростков с девиантным поведением значимые различия выявлены по обеим переменным (физическая агрессия р=0,00, вербальная агрессия р=0,00). «Девиантные» подростки чаще своих сверстников с нормой поведения могут ударить другого человека в критической ситуации, ответить тем же, если кто-то ударил их(физическая агрессия), прибегают к сильным выражениям, когда злятся, повышают голос во время спора (вербальная агрессия), так как считают такое поведение обычным. В свою очередь, подростки с нормой поведения, из двух форм агрессии чаще используют вербальную форму проявления.

В регуляторном компоненте также получены значимые различия по двум переменным (интернальностьр=0,01, экстернальность р= 0,04). С одной стороны, подростки с девиантным поведением больше слоняются к мнению о том, что в агрессивных действиях повинен сам человек, в агрессивной ситуации нужно действовать жестко и однозначно (интернальность), но в тоже время не отрицают тот факт, что любое агрессивное поведение зависит от обстоятельств. То есть, и то и другое, но в первом случае чаще (переменная экстернальность).

Выявление общих и специфических особенностей агрессивности в мы продолжили с помощью сопоставления факторных структур (табл. 2, 3).

Результаты факторизации переменных агрессивности подростков с девиантным

поведением (N=40)

Переменные 1фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор

Обществ. значимые цели -0,081 0,512* 0,109 -0,612*

Личностно значимые цели -0,125 0,059 0,266 0,654*

Социоцентричность -0,149 0,631* 0,021 -0,234

Эгоцентричность 0,289 0,046 0,096 0,680*

Осмысленность 0,109 -0,212 0,774* 0,068

Осведомлённость 0,103 0,169 0,777* 0,159

Предметность 0,179 0,864* 0,043 -0,031

Субъектность 0,190 0,855* -0,061 0,057

Физическая агрессия 0,561* 0,038 -0,160 -0,306

Вербальная агрессия 0,828*0 0,828* 0,076 0,099 0,017

Аффективность 0,539* -0,001 0,474 0,131

Рефлексивность 0,002 0,492 0,584* -0,380

Интернальность 0,148 0,225 0,005 0,189

Экстернальность 0,298 -0,003 0,176 -0,038

Операциональные трудн. 0,803* 0,063 0,148 0,383

Личностные трудности 0,882* 0,105 0,115 0/136

Примечание: жирным шрифтом и * обозначены переменные со значимыми весами

В результате факторизации переменных агрессивности в группе девиантных подростков получено четыре фактора. В первый фактор со значимыми положительными весами вошли переменные: физическая агрессия (0,56),вербальная агрессия (0,82), операциональные трудности (0,80,) эмоционально-личностные трудности (0,88), а так же переменная аффективность (0,53). Мы назвали его инструментально-агармонический. Подростки дадут сдачи тому, кто обидел их, говорят все, что думают тем, кто их раздражает, могут применить физическую агрессию для защиты своего достоинства, кричат в ответ на крик, используют грубые шутки в общении с людьми, находятся в состоянии раздражительности, не могут скрыть негативного отношения к другим людям.

Во второй фактор, результативной агрессивности, со значимыми положительными весами, включены переменные: общественно значимые цели (0,51), социоцентричность (0,63), предметность (0,86), субъектность (0,85). Проявляя агрессивность, подростки с девиантным поведением полностью свободны от всяких предрассудков, считая, что все поступки хороши и желательны. Их агрессивное поведение побуждается желанием навести соответствующий порядок, выполнить порученные обязанности. Агрессивные формы поведения помогают им быстрее достичь поставленных целей.

Третий фактор, мы назвали его когнитивно-рефлексивный, включает в себя переменные: осмысленность (0,77), осведомленность (0,77), рефлексивность (0,58). Иными словами, подростки с девиантным поведением понимают агрессивность, с одной стороны как нанесение ущерба или угрозу другим людям, ненависть и нетерпимость к окружающим, человеку, с другой стороны - как темпераментную особенность человека, генетически заданную характеристику. Также они долго мучаются, когда поступают неправильно.

Четвертый фактор, фактор целевой агрессивности, включает в себя переменные: общественно-значимые цели с отрицательным значением (-0,61), личностно значимые цели (0,65), эгоцентричность (0,68). Иными словами, чем меньше при реализации агрессивности подростки с девиантным поведением испытывают всякие предрассудки, лгут и обманывают, тем чаще они злятся на своих друзей и знакомых, в чем-то подводят других людей. Они считают, что во многих жизненных ситуациях необходимо быть агрессивным, но и не отрицают того, что внешняя ситуация и реклама активизирует агрессивность.

Результаты факторизации переменных агрессивности у подростков с нормой поведения (N=40)

Переменные 1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор

Обществ. значимые цели -0,020 0,024 0,144 0,947*

Личностно значимые цели 0,310 0,399 0,426 -0,523*

Социоцентричность -0,111 -0,157 0,859* 0,224

Эгоцентричность 0,397 0,046 -0,726* 0,075

Осмысленность 0,586* 0,650* 0,080 0,105

Осведомлённость -0,324 0,404 0,533* -0,221

Предметность -0,279 0,909* 0,025 0,024

Субъектность 0,030 -0,857* 0,097 -0,003

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физическая агрессия 0,815* -0,069 -0,233 0,028

Вербальная агрессия 0,749*0 0,828* 0,182 -0,063 -0,147

Аффективность 0,843* 0,119 -0,249 -0,129

Рефлексивность 0,511* 0,636* 0,114 -0,296

Интернальность 0,138 -0,247 0,008 0,830*

Экстернальность 0,375 -0,109 0,052 0,843*

Операциональные трудн. 0,774* 0,234 0,063 -0,150

Личностные трудности 0,809* 0,356 0,068 0,190

Примечание: жирным шрифтом и * обозначены переменные со значимыми положительными весами

В результате факторизации переменных агрессивности в группе подростков с нормой поведения в первый фактор агрессивности, мы назвали его инструментально-агармоническим, со значимыми положительными весами вошли переменные осмысленность (0,58), рефлексивность (0,51), физическая агрессия (0,81), вербальная агрессия (0,74), операционные трудности (0,77), эмоционально-личностные трудности (0,8). Обычно, подростки, проявляя агрессивность, сопровождают свои действия вспыльчивостью, злостью, повышением тона голоса, не всегда могут приглушить свои агрессивные эмоции, проявляют физическую и вербальную агрессию. При этом испытывают угрызения совести, сожалеют и переживают за свою грубость, понимают, что агрессивностью как психическим состоянием можно управлять.

Во второй фактор включены переменные: рефлексивность (0,63,) осмысленность (0,65), с отрицательным значением переменные предметность (-0,90) и субъектность (-0,85). Чем чаще подростки с нормой поведения переживают за свою грубость, обвиняют себя за допущенную бестактность, больше осознают агрессивность как угрозу другим людям, тем реже используют формы агрессивного поведения для достижения поставленных целей и признания среди друзей и близких. Данный фактор мы назвали фактором результативной агрессивности.

Третий фактор, мотивационной агрессивности, включает в себя переменные: социоцентричность (0,85), с отрицательным показателем эгоцентричность (-0,72), осведомленность (0,53). Агрессивность подростков с нормой поведения побуждается намерением защитить права других людей, желанием оградить от неприятностей, они реже стремятся проучить обидчика, понимая агрессивность как инстинктивную форму поведения.

Четвертый фактор, целевой агрессивности, включает в себя переменные: общественно значимые цели (0,94), с отрицательным значением личностно значимые цели(-0,52), интернальность(0,83), экстернальность(0,84). Подростки с нормой поведения, проявляя агрессивность, чаще во всем руководствуются чувством долга, всегда готовы оказать услугу другим людям, реже говорят о вещах, в которых не разбираются. Они склонны считать, что в агрессивных действиях повинен сам человек, одновременно склоняясь к тому, что многие жизненные обстоятельства могут вызвать агрессию.

Выводы. Агрессивность подростков с девиантным поведением характеризуется в большей степени недифференцируемостью переменных мотивационного, продуктивного, динамического, регуляторного компонентов. Агрессивность подростков с нормой поведения более осмысленна, что, возможно, удерживает таких подростков от девиаций, связанных с агрессивным поведением.

Выделено по четыре фактора агрессивности в каждой выборке. Общими являются: инструментально-агармонический, результативной агрессивности, целевой агрессивности, специфика которых характеризуется вариативностью и наполненностью переменных. К специфическим факторам у подростков с девиантным

поведением относится когнитивный фактор, характеризующийся амбивалентностью понимания агрессивности. У подростков с нормой поведения специфическим является мотивационный фактор с социоцентрическим содержанием агрессивности. Результаты исследования использованы для составления коррекционной программы в работе с подростками по профилактике агрессивного поведения и развития навыков саморегуляции.

Литература:

1. Галич, М.И. Кросс-культурные исследования агрессивности в русле системно-функционального подхода [Текст]/ М.И. Галич // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. - М.: РУДН, 2014. - С. 440-445.

2. Исаева, И.С. Исследование особенностей общительности лиц с агрессивными формами поведения[Текст] / И.С. Исаева // Вестник университета. -Серия: Социология и управление персоналом. -2007. -№8(34). - С. 82-86

3. Кнышев, Г.Л. Системно-функциональный подход к исследованию соотношения общительности, агрессивности и социометрического статуса студентов [Текст] / Г.Л. Кнышев // Комплексные исследования свойств личности: научная школа И. А. Крупнова:Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. - М.: РУДН, 2009 - С. 269-277.

4. Крупнов, А.И. История и концептуальные основы системно-функционального подхода к исследованию свойств личности [Текст] / А.И. Крупнов, И.А. Новикова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. - М.: РУДН, 2014.

- С. 9-30.

5. Крючкова, А.Б. Связь переменных агрессивности со свойствами темперамента [Текст] / А.Б. Крючкова // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика».-2010. - №2 - С. 30-35.

6. Михайлова, О.Б Агрессивность личности: основные подходы и перспективы в изучении / О.Б. Михайлова, С.М. Сафи, А.В. Шептура // Интернет-журнал «Мир науки» 2018, Том 5, номер 6 https://mir-nauki.com/PDF/72PSMN617.pdf

7. Нечепуренко, Т.В. Гендерные различия в проявлении агрессии // Личность в современном обществе: психолого-педагогические и эколого-психологические аспекты формирования и развития: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых. 24 апреля 2007 г. / Сост. и науч. ред.: А.В. Иващенко, А.В. Гагарин. - М.: РУДН, 2007. - С. 59-61.

8. Новикова, И.А. Психологическая специфика курящих и некурящих студентов[Текст]/ И.А. Новикова, Н.Н. Барбакова, Г.Н. Замалдинова // Системные исследования свойств личности: к 30-летию научной школы А.И. Крупнова в РУДН: Коллективная монография. - М.: РУДН, 2014. - С. 383-390.

9. Раднагуруев, Б.Б. Феномен девиантного поведения молодежи: психологический и социологический взгляд / Б.Б. Раднагуруев // Живая психология. - 2017 - Т 4 - № 1 - С. 25-32.

10. Яковлев, Н.М. Агрессивное поведение подростков. Механизмы компенсации внутриличностного конфликта на основе метода адаптивной саморегуляции с обратной связью[Текст] / Н.М. Яковлев, З.В. Косицкая, А.А. Лебедев // Обзоры по клинической .фармокологии и лекарственной терапии. - 2009 - Т.7

- №2 -5 0 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.