Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ'

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
254
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ФОРМЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ / КОНФЛИКТНОСТЬ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Уруков Юрий Николаевич, Московский Александр Владимирович, Шувалова Надежда Вячеславовна

В статье представлены характерные особенности проявления различных форм агрессивного поведения у подростков. Существует определенная взаимосвязь между сформированными поведенческими паттернами и устойчивыми характереологическими типами социального научения личности, которые проявляются в различных формах агрессивного поведения подростков. Такой формой является тотальный негативизм как по отношению к социальным объектам, процессам и явлениям окружающей среды, так и по отношению к самому себе как субъекту ведущей деятельности. Агрессивные формы поведения по-разному проявляются у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, когда формируются черты характера личности и складывается социальный статус. У мальчиков-подростков чаще всего это выражается в вербальной агрессии и открытых формах агрессивного поведения, чаще всего в прямом физическом контакте или когда субъект отстаивает свою неконструктивную позицию. У девушек доминирует вербальная или косвенная форма проявления агрессии, проявляющихся в скрытом или демонстративном типе. В пубертатном периоде у подростков могут проявляться характерные особенности конфликтного поведения личности как черты характера. Необходимо отметить, что у юношей, в сравнении с девушками гораздо сильнее выражены все формы агрессивного поведения, что объясняется сдвигом в гормональной сфере. По мере взросления подростков уровень физической формы агрессии снижается, а вербальной увеличивается. Существует еще одна распространенная форма агрессивного поведения подростков, направленная против самого себя - аутоагрессия, представляющая собой не просто черту личности или паттерн поведения, а целый комплекс личностных черт, проявляющихся в различных ситуативных реакциях в ответ на раздражающий фактор внешней среды. Аутоагрессивное поведение подростка часто вызвано стремлением освободиться от опеки взрослых (реакция эмансипации) как защитный механизм поведения, связанный с отстаиванием своего социометрического статуса и своей социальной роли, места и значения среди сверстников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Уруков Юрий Николаевич, Московский Александр Владимирович, Шувалова Надежда Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF THE PERSON IN THE CONTEXT OF AGE AND INDIVIDUAL FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE I-CONCEPT

The article presents the characteristic features of the manifestation of various forms of aggressive behavior in adolescents. There is a certain relationship between the formed behavioral patterns and stable characterological types of social learning of the individual, which manifest themselves in various forms of aggressive behavior of adolescents. This form is total negativism both in relation to social objects, processes and phenomena of the environment, and in relation to oneself as the subject of leading activity. Aggressive forms of behavior are manifested differently in boys and girls in adolescence, when personality traits are formed and social status is formed. In adolescent boys, this is most often expressed in verbal aggression and open forms of aggressive behavior, most often in direct physical contact or when the subject defends his non-constructive position. In girls, the verbal or indirect form of manifestation of aggression, manifested in a latent or demonstrative type, dominates. In the pubertal period, adolescents may show characteristic features of personality conflict behavior as character traits. It should be noted that in boys, in comparison with girls, all forms of aggressive behavior are much more pronounced, which is explained by a shift in the hormonal sphere. As adolescents grow older, the level of physical form of aggression decreases, and verbal increases. There is another common form of adolescent aggressive behavior directed against oneself - auto-aggression, which is not just a personality trait or behavior pattern, but a whole range of personality traits that manifest themselves in various situational reactions in response to an irritating environmental factor. Auto-aggressive behavior of a teenager is often caused by the desire to get rid of adult guardianship (emancipation reaction) as a protective behavioral mechanism associated with defending one's sociometric status and one's social role, place and importance among peers.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ»

10. Скорынин, А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности / А.А. Скорытин // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. - 2020. - № 2. - С. 87-93

Психология

УДК 159.922

доктор медицинских наук, доцент Уруков Юрий Николаевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); доктор медицинских наук, профессор Московский Александр Владимирович Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова» (г. Чебоксары); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье представлены характерные особенности проявления различных форм агрессивного поведения у подростков. Существует определенная взаимосвязь между сформированными поведенческими паттернами и устойчивыми характереологическими типами социального научения личности, которые проявляются в различных формах агрессивного поведения подростков. Такой формой является тотальный негативизм как по отношению к социальным объектам, процессам и явлениям окружающей среды, так и по отношению к самому себе как субъекту ведущей деятельности. Агрессивные формы поведения по-разному проявляются у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, когда формируются черты характера личности и складывается социальный статус. У мальчиков-подростков чаще всего это выражается в вербальной агрессии и открытых формах агрессивного поведения, чаще всего в прямом физическом контакте или когда субъект отстаивает свою неконструктивную позицию. У девушек доминирует вербальная или косвенная форма проявления агрессии, проявляющихся в скрытом или демонстративном типе. В пубертатном периоде у подростков могут проявляться характерные особенности конфликтного поведения личности как черты характера. Необходимо отметить, что у юношей, в сравнении с девушками гораздо сильнее выражены все формы агрессивного поведения, что объясняется сдвигом в гормональной сфере. По мере взросления подростков уровень физической формы агрессии снижается, а вербальной увеличивается. Существует еще одна распространенная форма агрессивного поведения подростков, направленная против самого себя - аутоагрессия, представляющая собой не просто черту личности или паттерн поведения, а целый комплекс личностных черт, проявляющихся в различных ситуативных реакциях в ответ на раздражающий фактор внешней среды. Аутоагрессивное поведение подростка часто вызвано стремлением освободиться от опеки взрослых (реакция эмансипации) как защитный механизм поведения, связанный с отстаиванием своего социометрического статуса и своей социальной роли, места и значения среди сверстников.

Ключевые слова: агрессия, формы агрессивного поведения, поведенческие стереотипы, конфликтность, подростки.

Annotation. The article presents the characteristic features of the manifestation of various forms of aggressive behavior in adolescents. There is a certain relationship between the formed behavioral patterns and stable characterological types of social learning of the individual, which manifest themselves in various forms of aggressive behavior of adolescents. This form is total negativism both in relation to social objects, processes and phenomena of the environment, and in relation to oneself as the subject of leading activity. Aggressive forms of behavior are manifested differently in boys and girls in adolescence, when personality traits are formed and social status is formed. In adolescent boys, this is most often expressed in verbal aggression and open forms of aggressive behavior, most often in direct physical contact or when the subject defends his non-constructive position. In girls, the verbal or indirect form of manifestation of aggression, manifested in a latent or demonstrative type, dominates. In the pubertal period, adolescents may show characteristic features of personality conflict behavior as character traits. It should be noted that in boys, in comparison with girls, all forms of aggressive behavior are much more pronounced, which is explained by a shift in the hormonal sphere. As adolescents grow older, the level of physical form of aggression decreases, and verbal increases. There is another common form of adolescent aggressive behavior directed against oneself - auto-aggression, which is not just a personality trait or behavior pattern, but a whole range of personality traits that manifest themselves in various situational reactions in response to an irritating environmental factor. Auto-aggressive behavior of a teenager is often caused by the desire to get rid of adult guardianship (emancipation reaction) as a protective behavioral mechanism associated with defending one's sociometric status and one's social role, place and importance among peers.

Key words: aggression, forms of aggressive behavior, behavioral stereotypes, conflict, teenagers.

Введение. Согласно когнитивно-бихевиоральной концепции социального научения агрессия является результатом негативного воздействия в ответ на раздражающий фактор внешней среды по принципу обратно связи «сигнал-ответ», который с одной стороны, может рассматриваться как процесс социального научения, с другой, как побуждающий стимул закрепленного в привычках социального поведения по отношению к объекту воздействия [10, 14, 15, 22].

Изложение основного материала статьи. По мнению сторонников инстинктивистской и психоаналитической теорий агрессий существует определенная взаимосвязь между сформированными поведенческими паттернами и устойчивыми характереологическими типами социального научения личности, которые проявляются в различных формах агрессивного поведения подростков, в частности тотального негативизма как по отношению к социальным объектам, процессам и явлениям окружающей среды, так и по отношению к самому себе как субъекту ведущей деятельности [1].

Как полагает А.А. Реан в результате исследования была обнаружена высокая корреляционная зависимость между характерологическими особенностями психического типа личности подростов и возбудимостью нервной системы, которая напрямую проявляется в форме раздражительности, а также вербальной и спонтанной агрессии [20].

Как предполагает П.А. Ковалев, агрессивные формы поведения по-разному проявляются у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, когда формируются черты характера личности и складывается социальный статус [16].

У мальчиков-подростков чаще всего это выражается в вербальной агрессии и открытых формах агрессивного поведения, чаще всего в прямом физическом контакте или когда субъект отстаивает свою неконструктивную позицию, тогда как у девочек-подростков доминирует вербальная или косвенная форма проявления агрессии, проявляющихся в скрытом или демонстративном типе [8, 11].

Следует заметить, что в пубертатном периоде у подростков могут проявляться характерные особенности конфликтного поведения личности как черты характера.

Вместе с тем, следует заметить, что по мере взросления подростков уровень физической формы агрессии снижается, а вербальной увеличивается. Данный факт проявляется в негативизме по отношению к объекту воздействий, либо в форме оппозиционного осуждения, или пассивного сопротивления, а также отрицания существующих морально-нравственных принципов, социальных норм поведения в обществе [18].

Исследования психологов, посвященное изучению корреляционной взаимосвязи между агрессивным поведением и социальным статусом в референтной группе, проведенное на подростках показало, что 42% подростков с высоким социометрическим статусом склонны к проявлению физической формы агрессии, 33% склонны к прямой вербальной агрессии и только 25% к косвенно-вербальной агрессии [3, 7, 13].

Необходимо отметить, что у юношей, в сравнении с девушками гораздо сильнее выражены все формы агрессивного поведения, что объясняется сдвигом в гормональной сфере [21].

Следующим аспектом в теоретическом анализе различных проявлений агрессии у юношей и девушек является соотношение понятий «агрессивность» и «конфликтность», которые могут видоизменяться в зависимости от развития проблемной ситуации [2, 12].

Многие исследования показали, что конфликтность как проявление личностных свойств характера чаще всего проявляется в психической напряженности как следствие ощущения личностной угрозы и не всегда коррелирует в своей взаимосвязи с агрессивностью поведения, так же как и агрессия не обязательно перерастает в конфликтность [5, 6, 17, 19].

Рассматривая данный аспект с другой стороны, необходимо отметить, что агрессия чаще всего проявляется в условиях нарастания конфликтогенности и зависит от ощущения своего места и роли в обществе, принимая формы инструментальной агрессии или даже враждебности.

Существует еще одна распространенная форма агрессивного поведения подростков, направленная против самого себя -аутоагрессия, представляющая собой не просто черту личности или паттерн поведения, а целый комплекс личностных черт, проявляющихся в различных ситуативных реакциях в ответ на раздражающий фактор внешней среды [4].

Аутоагрессивное поведение подростка часто вызвано стремлением освободиться от опеки взрослых (реакция эмансипации) как защитный механизм поведения, связанный с отстаиванием своего социометрического статуса и своей социальной роли, места и значения среди сверстников [4, 9].

Аутоагрессия как феномен деструктивного паттерна в психологической структуре личности подростка, с одной стороны, рассматривается как закрепленный в сознании комплекс противоречащих друг другу установок, направленных на разрешение внутреннего конфликта с самим собой, с другой, представляет собой сложнофункциональный субблок агрессивного поведения, который характеризуется замыканием внутреннего конфликта без разрешения противоречия, что обусловливает мазохистской интерпретации своего поведения на подсознательном уровне.

Следует заметить, что аутоагрессия как деструктивный компонент поведения личности подростка находится в прямой зависимости с характерологическими особенностями проявления интроверсии и депрессивных состояний, отличающихся демонстративным поведением личности, сочетающимся невротическими и психопатическими реакциями на раздражающие факторы социальной среды.

Аутоагрессивные состояния подростков во многом зависят от приоритета ценностных отношений в аксиологической структуре взаимосвязанных между собой терминальных и инструментальных ценностей, которые напрямую коррелируют с уровнем притязаний по отношению к собственной самооценке и ее парциальными составляющими Я-концепции.

Как показали исследования, наблюдается корреляционная взаимосвязь уровня агрессивного паттерна поведения подростков с самооценкой его физического-Я как возможности позиционирования автономности поведения и внешней независимости от социального окружения.

Данная тенденция проявляется в неспособности к социальной адаптации и возникновении межличностного конфликта в социальном окружении.

Аутоагрессия как проявление конфликтного поведения, с одной стороны, зависит от уровня самооценки принятие себя как индивидуума, с другой стороны, характеризуется сложностью установления конструктивного диалога на поведенческом уровне проявляющихся в неспособности установления межличностных отношений.

В школьной среде аутоагрессивное состояние проявляется в агрессивном поведении по отношению к своим сверстникам и к учителям. Вместе с тем, следует заметить, что данный социально-перцептивный блок в психологической структуре личности напрямую зависит от отношения субъектов социального окружения по отношению к его собственной самооценке и приятию подростка как равноправного партнера межличностного взаимодействия.

Согласно концепции Басса-Дарки внутренняя агрессия представляет собой проявление неприятия себя как индивидуальности, способной самостоятельно решать внутренние проблемы и разрешать внутренние конфликты, которые проявляются в чувстве вины как по отношению к самому себе, так и по отношению к субъектам социального окружения, что непосредственно влияет на уровень самооценки и самопознания своей индивидуальности, а также формирование Я-концепции личности.

Выводы. Таким образом, обобщая вышеизложенное можно заключить, что проявление различных форм агрессивного поведения подростков является процессом и результатом негативного социального научения, причину которого нужно искать в конфликтной воспитательной стратегии родителей, начиная с раннего детства, когда закрепляются поведенческие стереотипы разрушающего воздействия на личность ребенка и проявляются в форме защитных механизмов поведения.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Количественно-качественный анализ двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9. - С. 80.

2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 3. - С. 37.

3. Бурцева, Е.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1. - С. 91.

4. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 3. - С. 38.

5. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

6. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 74.

7. Бурцева, Е.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 4. - С. 110.

8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5. - С. 11.

9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 12. - С. 21.

12. Бурцева, Е.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 6. - С. 54.

13. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, С.В. Леженина // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 5. - С. 9.

14. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 8. - С. 56.

15. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10. - С. 11.

16. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева, Р.С. Халиуллин, И.Е. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2. - С. 133.

17. Бурцев, В.А. Исследование эффективности экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе в процессе спортивно-ориентированного физического воспитания студентов / В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин, Е.Н. Симзяева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - С. 140.

18. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

19. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017. - 24 с.

20. Бурцева, Е.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

21. Бурцева, Е.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Е.В. Бурцева, В.А., Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

22. Мартынова, А.С. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / А.С. Мартынова, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 100-105

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Федосеева Ольга Игоревна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук Мусина Наталья Ивановна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Нижний Новгород)

МОЛОДЕЖЬ КАК ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В представленном материале рассматривается проблема деструктивного информационного воздействия на формирование личности несовершеннолетних. Актуальность исследования определяется кардинальными изменениями в жизни современного общества, попытками недружественных государств с помощью технологий «мягкой силы» и массовых коммуникаций навязать подрастающему поколению идеологически враждебные и исторически чуждые моральные и нравственные установки, взгляды, убеждения, ценностные ориентиры. Нередко навязываемые идеи идут вразрез с социальным заказом государства, его правовыми основами, препятствуя формированию правового самосознания несовершеннолетних. Таким образом молодежь становится главной целевой группой деструктивного информационного воздействия. Предметом обсуждения настоящей статьи являются психологические особенности формирования личности несовершеннолетнего в условиях деструктивного информационного воздействия. Понимание этих особенностей, по мнению авторов, поможет прогнозированию поведения подростков и молодежи в различных ситуациях риска и выделению мишеней воздействия со стороны экстремистских организаций, деструктивных культов, опасных групп и сообществ. На основе анализа работ по проблеме исследования выделяются особенности влияния цифрового информационного пространства на сознание человека. В статье рассматриваются индивидуально-психологические характеристики личности несовершеннолетнего, наиболее сензитивные к такому влиянию. В заключении делается вывод о необходимости развития системы контрпропаганды и просвещения, в том числе, и в виртуальной среде. Авторы убеждены, что задачей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.