Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самооценка / уровни самооценки / подростковый возраст / педагогические условия / учебный процесс / self-esteem / levels of self-esteem / adolescence / pedagogical conditions / educational process

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Шувалова Надежда Вячеславовна, Мартынова Анна Сергеевна

Статья посвящена экспериментальному обоснованию эффективности педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков в учебной деятельности. Самооценка представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом. Самооценка подростков наиболее неустойчива и подвержена изменениям под влиянием среды, в которой находится подросток и именно поэтому в данный возраст можно наиболее успешно воздействовать на человека. С целью формирования адекватной самооценки подростков нами были разработаны и обоснованы педагогические условия, включающие в себя: создание ситуации успеха; применение технологий сотрудничества (работа в парах сменного состава); индивидуальное оценивание достижений учащихся; учет гендерных особенностей в выборе методов педагогического воздействия. Для проверки эффективности реализации педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков, была проведена диагностика уровня самооценки с помощью следующих психодиагностических методик: методика Дембо Т.В. Рубинштейн С.Я. в мод. Прихожан А.М., методика «Исследование самооценки личности» Будасси С.А. и методика «Самооценка личности старшеклассника» Казанцевой Г.Н. Сравнительный анализ данных самооценки контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента позволяет заключить, что: по методике диагностики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан низкий уровень самооценки в экспериментальной группе понизился на 5% (1 человек), стало 20% (4 человека) вместо 25% (5 человек) до применения предложенных нами условий (р<0,05), количество подростков с высоким уровнем самооценки при этом также снизилось на 5% (1 человек), стало 20% (4 человека) в сравнении с 25% (5 человек), то есть у двоих подростков самооценка пришла к адекватному уровню. Соответственно, теперь адекватный уровень самооценки был выявлен у большего количества людей 60% (12 человек), вместо 50% (10 человек) до применения предложенных нами условий. В контрольной группе при этом показатели не изменились и составили: низкая самооценка 30% (6 человек), 50% (10 человек), 20% (4 человека). По методике «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси, низкий уровень самооценки в экспериментальной группе имеют 15% (3 человека), вместо изначальных 25% (5 человек). Адекватным уровнем самооценки в экспериментальной группе теперь обладают теперь 60% (12 человек), до применения предложенных нами педагогических условий, этот показатель равнялся 55% (11 человек). Показатель высокой самооценки в экспериментальной группе при этом изменился, после проведенного эксперимента он равняется 25% (5 человек), до эксперимента этот показатель был равен 20% (4 человека). В контрольной группе при этом показатели не изменились и составили: низкая самооценка 30% (6 человек), 45% (9 человек), 25% (5 человек). По методике «Самооценка личности старшеклассника» Казанцевой Г.Н. низким уровнем самооценки в экспериментальной группе стали обладать 15% (3 человека), вместо 20% (4 человека). Адекватный уровень самооценки в экспериментальной группе после применения предложенных нами условий, имеют 65% подростков (13 человек), вместо 55% (11 человек). Высоким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладают по-прежнему 20% (4 человека). В контрольной группе при этом показатели не изменились и составили: низкая самооценка 20% (4 человека), 55% (11 человек), 25% (4 человека).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мугаллимова Надежда Николаевна, Шувалова Надежда Вячеславовна, Мартынова Анна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the experimental substantiation of the effectiveness of pedagogical conditions for the formation of adequate self-esteem of adolescents in educational activities. The article presents an analysis of the author's approaches to determining self-esteem. Self-esteem is an intellectual and reflexive action: a person considers himself, his actions and qualities as an object of evaluation and at the same time is the bearer of these qualities, i.e. active subject. The self-esteem of adolescents is the most unstable and subject to change under the influence of the environment in which the teenager is located, and that is why at this age it is possible to most successfully influence a person. In order to form an adequate self-esteem of adolescents, we have developed and substantiated pedagogical conditions, including: creating a situation of success; application of cooperation technologies (work in shift pairs); individual assessment of student achievements; taking into account gender characteristics in the choice of methods of pedagogical influence.To check the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for the formation of adequate self-esteem in adolescents, a diagnosis of the level of self-esteem was carried out using the following psycho-diagnostic techniques: Dembo T.V. technique. Rubinstein S.Ya. in mod. Prikhozhan A.M., methodology “Study of personality self-esteem” Budassi S.A. and the methodology “Self-esteem of a high school student’s personality” by G.N. Kazantseva. A comparative analysis of selfassessment data from the control and experimental groups at the end of the pedagogical experiment allows us to conclude that: according to the diagnostic method of T.V. Dembo-S.Ya. Rubinstein modified by A.M. Parishioners' low level of self-esteem in the experimental group decreased by 5% (1 person), it became 20% (4 people) instead of 25% (5 people) before applying our proposed conditions (p<0.05), the number of adolescents with a high level of self-esteem at This also decreased by 5% (1 person), it became 20% (4 people) compared to 25% (5 people), that is, in two adolescents, self-esteem reached an adequate level. Accordingly, now an adequate level of self-esteem was identified in a larger number of people 60% (12 people), instead of 50% (10 people) before applying the conditions we proposed. In the control group, the indicators did not change and were: low self-esteem 30% (6 people), 50% (10 people), 20% (4 people). According to the method “Study of personality self-esteem” by S.A. Budassi, 15% (3 people) have a low level of self-esteem in the experimental group, instead of the original 25% (5 people). In the experimental group, 60% (12 people) now have an adequate level of self-esteem; before applying the pedagogical conditions we proposed, this figure was 55% (11 people). The indicator of high self-esteem in the experimental group changed: after the experiment it was equal to 25% (5 people), before the experiment this indicator was equal to 20% (4 people). In the control group, the indicators did not change and were: low self-esteem 30% (6 people), 45% (9 people), 25% (5 people). According to the method “Self-esteem of a high school student’s personality” by G.N. Kazantseva. 15% (3 people) began to have a low level of self-esteem in the experimental group, instead of 20% (4 people). After applying the conditions we proposed, 65% of adolescents (13 people) have an adequate level of self-esteem in the experimental group, instead of 55% (11 people). In the experimental group, 20% (4 people) still have a high level of self-esteem. In the control group, the indicators did not change and were: low self-esteem 20% (4 people), 55% (11 people), 25% (4 people).

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, доцент Мугаллимова Надежда Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); доктор медицинских наук, доцент Шувалова Надежда Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева» (г. Чебоксары); кандидат педагогических наук, доцент Мартынова Анна Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения» (г. Омск)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ

ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Статья посвящена экспериментальному обоснованию эффективности педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков в учебной деятельности. Самооценка представляет собой интеллектуально-рефлексивное действие: личность рассматривает себя, свои поступки и качества как объект оценки и одновременно является носителем данных качеств, т.е. активным субъектом. Самооценка подростков наиболее неустойчива и подвержена изменениям под влиянием среды, в которой находится подросток и именно поэтому в данный возраст можно наиболее успешно воздействовать на человека. С целью формирования адекватной самооценки подростков нами были разработаны и обоснованы педагогические условия, включающие в себя: создание ситуации успеха; применение технологий сотрудничества (работа в парах сменного состава); индивидуальное оценивание достижений учащихся; учет тендерных особенностей в выборе методов педагогического воздействия. Для проверки эффективности реализации педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков, была проведена диагностика уровня самооценки с помощью следующих психодиагностических методик: методика Дембо Т.В. - Рубинштейн С.Я. в мод. Прихожан A.M., методика «Исследование самооценки личности» Будасси С.А. и методика «Самооценка личности старшеклассника» Казанцевой Г.Н. Сравнительный анализ данных самооценки контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента позволяет заключить, что: по методике диагностики Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн в модификации A.M. Прихожан низкий уровень самооценки в экспериментальной группе понизился на 5% (1 человек), стало 20% (4 человека) вместо 25% (5 человек) до применения предложенных нами условий (р<0,05), количество подростков с высоким уровнем самооценки при этом также снизилось на 5% (1 человек), стало 20% (4 человека) в сравнении с 25% (5 человек), то есть у двоих подростков самооценка пришла к адекватному уровню. Соответственно, теперь адекватный уровень самооценки был выявлен у большего количества людей - 60% (12 человек), вместо 50% (10 человек) до применения предложенных нами условий. В контрольной группе при этом показатели не изменились и составили: низкая самооценка 30% (6 человек), 50% (10 человек), 20% (4 человека). По методике «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси, низкий уровень самооценки в экспериментальной группе имеют 15% (3 человека), вместо изначальных 25% (5 человек). Адекватным уровнем самооценки в экспериментальной группе теперь обладают теперь 60% (12 человек), до применения предложенных нами педагогических условий, этот показатель равнялся 55% (11 человек). Показатель высокой самооценки в экспериментальной группе при этом изменился, после проведенного эксперимента он равняется 25% (5 человек), до эксперимента этот показатель был равен 20% (4 человека). В контрольной группе при этом показатели не изменились и составили: низкая самооценка 30% (6 человек), 45% (9 человек), 25% (5 человек). По методике «Самооценка личности старшеклассника» Казанцевой Г.Н. низким уровнем самооценки в экспериментальной группе стали обладать 15% (3 человека), вместо 20% (4 человека). Адекватный уровень самооценки в экспериментальной группе после применения предложенных нами условий, имеют 65% подростков (13 человек), вместо 55% (11 человек). Высоким уровнем самооценки в экспериментальной группе обладают по-прежнему 20% (4 человека). В контрольной группе при этом показатели не изменились и составили: низкая самооценка 20% (4 человека), 55% (11 человек), 25% (4 человека).

Ключевые слова: самооценка, уровни самооценки, подростковый возраст, педагогические условия, учебный процесс.

Annotation. The article is devoted to the experimental substantiation of the effectiveness of pedagogical conditions for the formation of adequate self-esteem of adolescents in educational activities. The article presents an analysis of the author's approaches to determining self-esteem. Self-esteem is an intellectual and reflexive action: a person considers himself, his actions and qualities as an object of evaluation and at the same time is the bearer of these qualities, i.e. active subject. The self-esteem of adolescents is the most unstable and subject to change under the influence of the environment in which the teenager is located, and that is why at this age it is possible to most successfully influence a person. In order to form an adequate self-esteem of adolescents, we have developed and substantiated pedagogical conditions, including: creating a situation of success; application of cooperation technologies (work in shift pairs); individual assessment of student achievements; taking into account gender characteristics in the choice of methods of pedagogical influence.To check the effectiveness of the implementation of pedagogical conditions for the formation of adequate self-esteem in adolescents, a diagnosis of the level of self-esteem was carried out using the following psychodiagnostic techniques: Dembo T.V. technique. - Rubinstein S.Ya. in mod. Prikhozhan A.M., methodology "Study of personality self-esteem" Budassi S.A. and the methodology "Self-esteem of a high school student's personality" by G.N. Kazantseva. A comparative analysis of self-assessment data from the control and experimental groups at the end of the pedagogical experiment allows us to conclude that: according to the diagnostic method of T.V. Dembo-S.Ya. Rubinstein modified by A.M. Parishioners' low level of self-esteem in the experimental group decreased by 5% (1 person), it became 20% (4 people) instead of 25% (5 people) before applying our proposed conditions (p<0.05), the number of adolescents with a high level of self-esteem at This also decreased by 5% (1 person), it became 20% (4 people) compared to 25% (5 people), that is, in two adolescents, self-esteem reached an adequate level. Accordingly, now an adequate level of self-esteem was identified in a larger number of people - 60% (12 people), instead of 50% (10 people) before applying the conditions we proposed. In the control group, the indicators did not change and were: low self-esteem 30% (6 people), 50% (10 people), 20% (4 people). According to the method "Study of personality self-esteem" by S.A. Budassi, 15% (3 people) have a low level of self-esteem in the experimental group, instead of the original 25% (5 people). In the experimental group, 60% (12 people) now have an adequate level of self-esteem; before applying the pedagogical conditions we proposed, this figure was 55% (11 people). The indicator of high self-esteem in the experimental group changed: after the experiment it was equal to 25% (5 people), before the experiment this indicator was equal to 20% (4 people). In the control group, the indicators did not change and were: low self-esteem 30% (6 people), 45% (9 people), 25% (5 people). According to the method "Self-esteem of a high school student's personality" by G.N. Kazantseva. 15% (3 people) began to have a low level of self-esteem in the experimental group, instead of 20% (4 people). After applying the conditions we proposed, 65% of adolescents (13 people) have an adequate level of self-esteem in the

experimental group, instead of 55% (11 people). In the experimental group, 20% (4 people) still have a high level of self-esteem. In the control group, the indicators did not change and were: low self-esteem 20% (4 people), 55% (11 people), 25% (4 people).

Key words: self-esteem, levels of self-esteem, adolescence, pedagogical conditions, educational process.

Введение. В современном динамично меняющемся мире подростку сложно найти свое место, так как социальные условия требуют достаточно высокой самооценки для самореализации и самоактуализации личности. Многие исследователи-психологи рассматривают самооценку личности как индивидуальную характеристику, личностное образование, отражающее качественное своеобразие внутреннего мира и отвечающее за регуляцию деятельности и поведения (Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др.) [5, 14, 22, 25, 26]. Самооценка подростков наиболее неустойчива и подвержена изменениям под влиянием среды, в которой находится подросток и именно поэтому в данный возраст можно наиболее успешно воздействовать на человека [8, 16,20, 24].

Изложение основного материала статьи. С целью формирования адекватной самооценки подростков нами были разработаны и обоснованы педагогические условия, включающие в себя: создание ситуации успеха; применение технологий сотрудничества (работа в парах сменного состава); индивидуальное оценивание достижений учащихся; учет тендерных особенностей в выборе методов педагогического воздействия [1, 3, 6, 11, 12].

Нами был проведен формирующий педагогический эксперимент с участием обучающиеся 8-х классов, в количестве 40 человек, разделенных на контрольную группу (20 человек) и экспериментальную группу (20 человек), среди которых было 14 юношей и 26 девушек, возраст испытуемых от 14 до 15 лет. Исследование проводилось в период с января по май 2023 года на базе МБОУ «Лицей № 35 - образовательный центр «Галактика» Приволжского района города Казани. Для проверки эффективности реализации педагогических условий формирования адекватной самооценки подростков, была проведена диагностика уровня самооценки с помощью следующих психодиагностических методик: методика Дембо Т.В. -Рубинштейн С.Я. в мод. Прихожан А.М., методика «Исследование самооценки личности» Будасси С.А. и методика «Самооценка личности старшеклассника» Казанцевой Г.Н. [2, 6, 7, 10, 13, 18,25].

Результаты повторного исследования и сравнения уровня самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группах по методике диагностики Дембо Т.В. - Рубинштейн С.Я. в модификации А.М. Прихожан [4, 15] представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты показателей самооценки в ЭГ и КГ по методике Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан в конце педагогического эксперимента

№ п/п Баллы Уровень самооценки

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 47 44 Средний Низкий

2 64 48 Средний Средний

3 44 63 Низкий Средний

4 58 36 Средний Низкий

5 72 67 Средний Средний

6 75 46 Высокий Низкий

7 49 61 Средний Средний

8 46 72 Низкий Средний

9 63 76 Средний Высокий

10 76 49 Высокий Средний

11 86 53 Высокий Средний

12 79 50 Высокий Средний

13 45 48 Низкий Средний

14 38 77 Низкий Высокий

15 67 45 Средний Низкий

16 70 66 Средний Средний

17 46 44 Средний Низкий

18 49 52 Средний Средний

19 52 50 Средний Средний

20 57 49 Средний Низкий

Итого: Низкая самооценка - ЭГ - 4 чел. (20%), - КГ - 6 чел. (30%). Средняя самооценка - ЭГ - 12 чел. (60%), - КГ - 10 чел. (50%). Высокая самооценка - ЭГ - 4 чел. (20%), - КГ - 4 чел. (20%).

Как видно из результатов, представленных в таблице 1, после применения педагогических условий формирования адекватной самооценки произошли следующие изменения: низкий уровень самооценки в экспериментальной группе имеют теперь 20% (4 человека) вместо 25% (5 человек) до применения предложенных нами условий, количество подростков с высоким уровнем самооценки при этом также снизилось - 20% (4 человека) в сравнении с 25% (5 человек), то есть у двоих подростков самооценка перешла на адекватный уровень. Соответственно, теперь адекватный уровень самооценки был выявлен у большего количества подростков - 60% (12 человек), вместо 50% (10 человек) до применения предложенных нами условий.

В контрольной группе при этом изменений в уровне самооценки не выявлено. Результаты повторного исследования и сравнения уровня самооценки подростков в контрольной и экспериментальной группах по методике «Исследование самооценки личности» С.А. Будасси [17,23] представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты показателей самооценки в ЭГ и КГ по методике «Нахождение количественного выражения уровня самооценки» С. А. Будасси в конце педагогического эксперимента

№ п/п Баллы Уровень самооценки

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 0,29 -0,5 Адекватная Заниженная

2 0,2 0,23 Адекватная Адекватная

3 0,3 0,61 Заниженная Завышенная

4 0,37 -0,7 Адекватная Заниженная

5 0,18 0,22 Адекватная Адекватная

6 0,6 0,23 Завышенная Адекватная

7 0,3 -0,78 Адекватная Заниженная

8 -0,43 0,67 Заниженная Завышенная

9 0,41 0,3 Адекватная Адекватная

10 0,77 0,73 Завышенная Завышенная

11 0,7 0,4 Завышенная Адекватная

12 0,55 0,37 Завышенная Адекватная

13 0,3 0,61 Адекватная Завышенная

14 -0,68 -0,58 Заниженная Заниженная

15 0,33 0,61 Адекватная Завышенная

16 -0,41 -0,5 Заниженная Заниженная

17 0,45 -0,63 Адекватная Заниженная

18 0,6 0,27 Завышенная Адекватная

19 0,37 0,3 Адекватная Адекватная

20 0,11 0,34 Адекватная Адекватная

Итого: Низкая самооценка - ЭГ - 3 чел. (15%), - КГ - 6 чел. (30%). Средняя самооценка - ЭГ - 12 чел. (60%), - КГ - 9 чел. (45%). Высокая самооценка - ЭГ - 5 чел. (25%), - КГ - 5 чел. (25%).

Заниженную самооценку в экспериментальной группе имеют 15% (3 человека), вместо изначальных 25% (5 человек) подростков. Этим ученикам удалось осознать свои собственные достоинства и принять недостатки. Они научились справляться с критикой в свой адрес и негативными эмоциями. Повысился их уровень коммуникативных способностей, вследствие чего они стали комфортно ощущать себя в коллективе сверстников. Адекватной самооценкой в экспериментальной группе теперь обладают 60% (12 человек), до внедрения предложенных нами педагогических условий, этот показатель равнялся 55% (11 человек). Это уверенные в себе люди, что позволяет им регулировать уровень притязаний и правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Изменений в уровне самооценки в контрольной группе выявлено не было. Результаты повторного исследования уровня самооценки подростков по методике «Самооценка личности старшеклассника» Казанцевой Г.Н. [9, 19, 21] представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты показателей самооценки в ЭГ и КГ по методике «Самооценка личности старшеклассника» Г.Н. Казанцевой в конце педагогического эксперимента

№ п/п Баллы Уровень самооценки

ЭГ КГ ЭГ КГ

1 -1 -4 Адекватная Заниженная

2 3 1 Адекватная Адекватная

3 -4 6 Заниженная Завышенная

4 1 3 Адекватная Адекватная

5 -1 7 Адекватная Завышенная

6 7 -5 Завышенная Заниженная

7 1 1 Адекватная Адекватная

8 -1 2 Адекватная Адекватная

9 2 -5 Адекватная Заниженная

10 6 3 Завышенная Адекватная

11 10 2 Завышенная Адекватная

12 4 1 Завышенная Адекватная

13 -2 6 Адекватная Завышенная

14 -5 4 Заниженная Завышенная

15 -2 2 Адекватная Адекватная

16 0 2 Адекватная Адекватная

17 2 19 Адекватная Завышенная

18 -4 1 Заниженная Адекватная

19 2 -4 Адекватная Заниженная

20 0 -2 Адекватная Адекватная

Итого: Низкая самооценка - ЭГ - 3 чел. (15%), - КГ -4 чел. (20%). Средняя самооценка - ЭГ- 13 чел. (65%), - КГ - 11 чел. (55%). Высокая самооценка - ЭГ - 4 чел. (20%), - КГ - 5 чел. (25%).

Как видно из таблицы 3, после реализации педагогических условий формирования адекватной самооценки у подростков произошли следующие изменения: заниженной самооценкой в экспериментальной группе стали обладать 15% (3 человека), вместо 20% (4 человека). Адекватный уровень самооценки в экспериментальной группе имеют 65% подростков (13 человек), вместо 55% (11 человек). Завышенной самооценкой в экспериментальной группе обладают по-прежнему 20% (4 человека). В контрольной группе изменений в уровне самооценки выявлено не было. В целом, адекватный уровень самооценки после апробации разработанных педагогических условий в ЭГ был выявлен у большего числа подростков в сравнении с КГ.

Выводы. Таким образом, полученные результаты позволяют заключить, что применение педагогических условий в учебном процессе позволяет оказывать положительное влияние на формирование адекватной самооценки подростка.

Литература:

1. Бурцев, В.А. Количественно-качественный анализ двигательной одаренности детей и развития спортивного таланта / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 9,- С. 80.

2. Бурцев, В.А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№3.-С. 37.

3. Бурцева, Б.В. Аналитическая оценка спортивного таланта легкоатлетов-десятиборцев на основном этапе спортивного отбора / Б.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2022. -№ 1.-С. 91.

4. Бурцев, В.А. Развитие когнитивного компонента спортивной культуры студентов в процессе активизации учебно-познавательной деятельности в избранном виде спорта / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры,-2021.-№3.-С.38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Бурцев, В.А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

6. Бурцев, В.А. Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции физкультурно-спортивной и учебно-познавательной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2021. -№ 8. - С. 74.

7. Бурцева, Б.В. Интегральная оценка игровой одаренности детей на предварительном этапе спортивного отбора / Б.В. Бурцева, В.А. Бурцев, В.Т. Никоноров // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 4. - С. 110.

8. Бурцев, В.А. Лингвистический подход к проблеме унификации терминологической лексики в теории физической культуры и спорта / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Т.В. Антонова // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 5.-С. 11.

9. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

10. Бурцев, В.А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Н.В. Игошина // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 8. - С. 76.

11. Бурцев, В.А. Развитие интеллектуального компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебно-тренировочной и соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, В.Ю. Игошин // Теория и практика физической культуры. -2020. -№ 12. - С. 21.

12. Бурцева, Б.В. Диагностика двигательной одаренности детей на первичном этапе спортивного отбора / Б.В. Бурцева, В.А., Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2020. -№ 6. - С. 54.

13. Бурцев, В.А. Развитие мотивационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, C.B. Леженина // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 5. - С. 9.

14. Бурцев, В.А. Развитие информационного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Н.Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. -2019,- № 8. - С. 56.

15. Бурцев, В.А. Развитие операционного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 10,- С. 11.

16. Бурцев, В.А. Деятельностный подход к исследованию проблемы формирования спортивной культуры студентов в процессе обучения в вузе / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, P.C. Халиуллин, И.Б. Евграфов // Современные проблемы науки и образования. -2017. -№ 2. -С. 133.

17. Бурцев, В.А. Развитие эвристического компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции творческой и спортивной деятельности / В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева, Д.А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 6. - С. 84.

18. Бурцев, В.А. Оптимизация предстартовых психических состояний тренера и спортсмена в условиях соревновательной деятельности / В.А. Бурцев, А.З. Шамгуллин, Б.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 82-87

19. Бурцев, В.А. Формирование положительного ценностного отношения подростков к здоровью и здоровому образу жизни на основе спортизации физического воспитания: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / В.А. Бурцев. - Чебоксары, 2017,- 24 с.

20. Бурцева, Б.В. Теоретическое обоснование экспериментальной методики обучения техническим элементам в волейболе при организации учебно-познавательной игровой деятельности студентов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / Б.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин [и др.] // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-6. - С. 39-47

21. Бурцева, Б.В. Комплексная оценка спортивного таланта легкоатлетов-многоборцев на промежуточном этапе спортивного отбора / Б.В. Бурцева, В.А. Бурцев, Г.Р. Шамгуллина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 44.

22. Бурцева, Б.В. Развитие интеллектуальных способностей квалифицированных боксеров / Б.В. Бурцева, В.А. Бурцев, И.В. Кожанов // Теория и практика физической культуры. - 2023. - № 1.- С. 58.

23. Бурцева, Б.В Методика технико-тактической подготовки квалифицированных шахматистов на основе применения компьютерных шахматных программ / Б.В. Бурцева, В.А. Бурцев, М.Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2023. -№ 5. - С. 71.

24. Мартынова, A.C. Формирование ценностных ориентаций к спортивной тренировке у юных хоккеистов / A.C. Мартынова, В.А. Бурцев, Б.В. Бурцева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.-2014,-№4.-С. 100-105

25. Реан, A.A. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека : учебник / A.A. Реан. -Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2007. - 651 с. - ISBN 5-93878-029-2. // Лань : электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/189069 (дата обращения: 04.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

26. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии : учебное пособие / И.И. Чеснокова. - Москва: Наука, 1977. - 142 с. - ISBN 978-5-7186-0722-2. // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/129379 (дата обращения: 05.06.2023). - Режим доступа: для авториз. пользователей.

Психология

УДК 159.9

директор центра развития современных компетенций детей Петрова Татьяна Эдуардовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» (г. Калининград); доктор медицинских наук, профессор Реверчук Игорь Васильевич Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» (г. Калининград); доктор педагогических наук, профессор Зайцев Анатолий Александрович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет» (г. Калининград)

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЯХ ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье приводятся результаты апробации программы психологической коррекции дезадаптивного эмоционального состояния при публичных выступлениях у подростков, оценка результативности которой была проведена по трем уровням реакций: психическому уровню субъективных эмоциональных переживаний (уверенность, спокойствие, оптимизм, эмоциональная устойчивость и пр.), физиологическому (нормализация соматических сдвигов, соответствующих состояниям нервозности и повышенной возбудимости) и поведенческому (умение использовать язык тела, для проявления эмоционального состояния и управления впечатлением). В исследовании приняло участие 24 человека в возрасте от 16 до 17 лет. В целом, программа доказала свою обоснованность и продуктивность в решении поставленных задач.

Ключевые слова: подростки, социальное взаимодействие, кинетика, публичные выступления, социальный стресс.

Annotation. This article presents the results of an evaluation of a psychological correction program aimed at addressing maladaptive emotional states during public speaking. The effectiveness of this program was assessed across three levels of reactions: psychological, involving subjective emotional experiences (confidence, calmness, optimism, emotional resilience, etc.); physiological, focusing on the normalization of somatic shifts associated with nervousness and heightened excitability; and behavioral, emphasizing the ability to utilize body language to express emotional states and manage impressions. The study involved 24 participants aged 16 to 17 years. Overall, the program demonstrated its validity and productivity in addressing the outlined objectives.

Key words: adolescents, social interaction, kinetics, public speaking, social stress.

Введение. Одним из приоритетов современного образования является психолого-педагогическое обеспечение самоопределения, саморазвития и самореализации развивающейся личности [11, 12]. Публичное выступление -универсальный коммуникативный навык, позволяющий человеку добиться успеха в различных социальных и профессиональных сферах деятельности [8, 4]. Однако, задача эмоциональной регуляции во время публичных выступлений все еще остается существенной проблемой для подростков. В ситуации социальной оценки подростки имеют склонность испытывать страх, тревогу, эмоциональное напряжение, гнев, которые сопровождаются дезадаптивными поведенческими реакциями [4]. Такие состояния можно объяснить гетерохронностью развития мозговых структур у подростков, приводящей к более высокой эмоциональной реактивности из-за разной скорости развития подкорковых лимбических областей относительно областей коркового контроля. Префронтальная кора головного мозга, отвечающая за мышление, рассуждение, контроль поведения и регулирование эмоций, в подростковом возрасте все еще находится в процессе активного созревания. Поэтому в эмоционально напряженных ситуациях подростки, как правило, руководствуются, прежде всего, чувствами, а не разумом, что может влиять на эффективность обучения и развития [161.

Ввиду вышеобозначенного, сущность проблемы сводится к тому, что хорошая академическая подготовка не гарантирует подросткам индивидуальной успешности в учебной и творческой деятельности из-за нейрофизиологической незрелости и состояния взросления.

С практической точки зрения в данном исследовании важными являются труды авторов, рассматривающих процессы жизнедеятельности человека с позиций биопсихосоциального подхода [13]. Так, опираясь на работы Б.Ф. Ломова, согласно которым «человек - это сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных уровнях функционирования - биологическом, психологическом и социальном» мы видим в имеющихся методах психокоррекции эмоциональных состояний, отсутствие комплексного подхода при котором любая задача по поводу психологического здоровья человека должна рассматриваться с трех позиций. Дополнением является понимание Э. Томпсона, Ф. Варелы и Э. Рош о том, что «жизнь, познание и тело представляют нераздельное единство». Согласно теории воплощённого познания, между чувственно-моторным опытом и поведением, эмоциями, принятием решений существует сложная связь. Согласно исследованиям Е.П.Ильина, в процессе деятельности у человека развивается состояние, которое затрагивая его физиологические и психические структуры, и имеет три категории по уровням реагирования: психического (переживания), физиологического (соматические структуры организма и механизмы вегетативной нервной системы) и поведенческого (мотивированное поведение) [3].

В соответствии с данными воззрениями, эмоциональные реакции в процессе публичного выступления у подростков имеют несколько фаз их проявления. Они характеризуются изменения в организме, такими как учащение пульса, дыхания и повышенного потоотделения, изменениями в мимике, языке тела и вокализации, комплекс сопровождает субъективное переживание эмоций и когнитивная оценка. На каждом этапе при нарушении адаптивных функций могут развиваться негативные сценарии, закрепление неадаптивного поведения и негативное формирование «образа Я» подростка, что в свою очередь запускает и впоследствии окрашивает весь комплекс реакций в подобной ситуации [5].

Таким образом, способы развития и коррекции эмоционального состояния ученика должны быть направлены, прежде всего, на развитие способности оценивать свое эмоциональное состояние, а также двигательно-поведенческие проявления,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.