Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эстетическое воспитание / эмоциональное воспитание / педагогические условия / культура личности ребенка / дополнительное образование / aesthetic education / emotional education / pedagogical conditions / culture of the child's personality / additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Лилия Михайловна

В данной статье приводится анализ педагогических условий эстетического и эмоционального воспи-тания детей в условиях дополнительного образования. Обосновывается необходимость исследований в данном направлении воспитания подрастающего поколения в рамках современных подходов в системе образования. Анализ исследований в этой области позволил раскрыть педагогические условия, необходимые для организации данного воспитательного процесса в дополнительном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Лилия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF AESTHETIC AND EMOTIONAL UPBRINGING OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION

This article provides an analysis of the pedagogical conditions of aesthetic and emotional upbringing of children in the conditions of additional educational institutions. The necessity of research in this direction of educating the younger generation within the framework of modern approaches in the education system is substantiated. The analysis of pedagogical research made it possible to reveal the pedagogical conditions necessary for the organization of this educational process in additional education.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

11. Prikhodchenko K.I., Kaverina O.G. Readiness formation of a student for scientific activity // Pedagogy and Psychology: Theory and Practice. 2022. No. 1 (25). pp. 75-83.

12. Popov L.M., Puchkova I.M. Theoretical and experimental substantiation of the model of psychological readiness of students for professional activity / / Education and self-development. 2015. № 1 (43). C. 53-58

13. Rabina E.I., Ilyasheva E.V., Gavrilkova M.A. Theoretical prerequisites for forming future bachelor' readiness for self-organization of their activity as a pedagogical problem // Mir Nauki, Kultury, Obrazovaniya. 2022. No. 3 (94). Pp. 136-139

14. Repkin, V.V., Repkina, G.V., Zaika, E.V. About the system of psychological and pedagogical monitoring in the construction of educational activity Text. / V.V. Repkin, G.V. Repkina, E.V. Zaika // Vopr. psikhol. 1995. pp. 13-24.

15. Sergeev N.K. Theoretical and methodological problems of continuous pedagogical education: towards the dialectic of traditions and innovations // Proceedings of the Volgograd State Pedagogical University. 2018. No.10. C. 4-9.

УДК 373.2, 37.025.3, 37.036.5

Л.М. Шестакова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В данной статье приводится анализ педагогических условий эстетического и эмоционального воспитания детей в условиях дополнительного образования. Обосновывается необходимость исследований в данном направлении воспитания подрастающего поколения в рамках современных подходов в системе образования. Анализ исследований в этой области позволил раскрыть педагогические условия, необходимые для организации данного воспитательного процесса в дополнительном образовании.

Ключевые слова:эстетическое воспитание, эмоциональное воспитание, педагогические условия, культура личности ребенка, дополнительное образование

Liliya M. Shestakova PEDAGOGICAL CONDITIONS OF AESTHETIC AND EMOTIONAL UPBRINGING OF CHILDREN IN ADDITIONAL EDUCATION

This article provides an analysis of the pedagogical conditions of aesthetic and emotional upbringing of children in the conditions of additional educational institutions. The necessity of research in this direction of educating the younger generation within the framework of modern approaches in the education system is substantiated. The analysis of pedagogical research made it possible to reveal the pedagogical conditions necessary for the organization of this educational process in additional education.

Key words: aesthetic education, emotional education, pedagogical conditions, culture of the child's personality, additional education

Введение

Сегодня темпы развития общества, задаваемые государством, оказывают благотворное влияние на систему образования страны, трансформируя ее с опорой на современные преобразовательные тенденции.

Однако наряду с прогрессивными изменениями нами были выявлены и проблемные зоны, которые требуется ряд устраняющих их мер. В частности, опираясь на исследования в этой области, мы обратили внимание на проблему недостаточного развития эмоционального интеллекта детей, приводящие к снижению способности ребенка эмоционально правильно реагировать на ситуацию, на окружающее их пространство.

Другая проблема, на решение которой сегодня ориентированы органы власти, выражается в осознанной потребности восстановления воспитательной функции в системе образования и современных подходов в ее

осмыслении. Опираясь на это, мы, в целях исследования, обратили внимание на проблему отсутствия структуры эстетического воспитания детей с использованием современных методов и средств, выявив недостаток цифровых решений данного воспитательного процесса.

Еще был выявлен ряд угроз, отмеченных концепцией «Формирование культурной компетенции личности в Республике Татарстан», заключающихся в снижении интеллектуального и культурного уровня общества и искажение ценностных ориентиров, проявляемых в неконтролируемом потреблении ин-тернет-ресурсов[6]. В данной связи у педагогов возникает необходимость решения существующих проблем в условиях дополнительного образования, которое сегодня приобретает еще большую актуальность, нуждаясь в научном и практическом анализе.

В этой связи поиск новых педагогических

условий, повышающих эффективность эстетического и эмоционального воспитания детей, является весьма актуальным.

Целью исследования является анализ применяемых на практике педагогических условий, обоснование целесообразности их применения для развития эстетического и эмоционального воспитания ребенка, а также обоснование их применения в дополнительном образовании.

Материалы и методы

Вышеописанные проблемы актуализируют значение роли педагогических условий эстетического и эмоционального воспитания детей в дополнительном образовании. В свете чего возникает необходимость уточнения терминологии и методологии данногопоня-тия, позволяющего наполнить воспитательный процесс актуальным содержанием, и придать ему системный характер.

Литературный обзор

Анализ исследований показывает, что большинство авторов к педагогическим условиям относят различные способы педагогического воздействия, а также использование возможностей, предоставляемых материально-пространственной средой (В. И. Андреев [1], А. Я. Найн[4], Н. М. Яковлева [10]).В.В.Фриауф, при этом отмечает, что в данном смысле педагогические условия выражаются сочетанием внутренних (личностное развитие субъекта) и внешних (обеспечивающих и помогающих данному педагогическому процессу) аспектов [8].В свою очередь Ч.И.Низамова и С.Г.Добротворская педагогическими условиями называют условия среды, где происходит обучение и всестороннее развитие человека (физическое, психическое, умственное, нравственное, эмоциональное, эстетическое и т.д.)[5].Мы согласны с тем, что педагогические условия есть совокупность как внешних воздействий на ребенка с учетом современных тенденций развития педагогики, так и внутренних, учитывающих различные индивидуальные и возрастные особенности и возможности детей, а также их личностные предпочтения.

В связи с чем, уточним детально характер и классификацию данных педагогических усло-вий.Е.Н.Кондрашова в качестве педагогических условий рассматривает: учетдуховно-нравственного и эмоционально-чувственного потенциала детей;учетвозрастных и других индивидуальных особенностей;учетусловий, активизирующих творческую самостоятельность и инициативность подрастающего по-

коления [2].К таким же выводам пришла и Н.А.Соколова, дополнив данную классификацию сотрудничеством педагогов и детей в педагогическом процессе [7].

Авторы, изучающие эстетическое воспитание в дополнительном образовании, также подтверждают вышесказанное. Однако обращают внимание, что создание атмосферы творчества в ходе педагогического процесса имеет немаловажное значение. Т.В.Леонтьева отмечает, что организация интересного по форме воспитательного процесса, мотивирует ребенка к активной творческой деятельности. Эмоциональная насыщенность воспитательного процесса, по ее мнению, - необходимое условие[3].Таким образом, различные подходы в изучении содержания понятия педагогических условий дает возможность нам понимать их как совокупность соответствующих мер, которые сопутствуют эффективному эстетическому и эмоциональному воспитанию детей в дополнительном образовании. Также отсутствие четкой классификации и общепринятых критериев педагогических условий в дополнительном образовании, позволяют нам в рамках исследования выделить те из них, при которых, по-нашему мнению, возможность развития компонентов, входящих в структуру эстетического и эмоционального воспитания детей, наиболее высока.

Результаты

Первое условие, необходимое нам для дальнейшего исследования - учет возрастных особенностей детей. Данное условие в нашем случае влияет на выбор средств и методов эстетического и эмоциональноговоспитания, которые возможно использовать в период 6-8 летнего возраста детей.

Богатый материал исследований, представленный научной педагогикой, показывает, что в данный период времени у детей про-исходитразвитие интеллектуально-

познавательной деятельности

(Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.Л.Венгер и др.). Возрастной семилетний кризис является центральным психологическим новообразованием,характеризующимся ускоренным физическим и половым развитием, сопряженным со сменой социальной ситуации развития и ведущего типа деятельности. Поэтому нам необходимо было соотнести цели и задачи воспитательной работы с учетом этих данных,с потребностями и возможностями этого возраста, а такжес учетом сфор-мированныхк этому времени умений. Это позволило в целях исследования использо-

вать различные приемы в работе с детьми, направляя их деятельность на работу индивидуально, в паре, группе и коллективно. Так,на занятиях, где дети изучают базовые эмоции на примере художественных произведений, которые демонстрирует педагог, прибегая к помощи онлайн-платформмузеев живописи, деятельность ребят направлена на индивидуальную работу. Рассматривая художественные произведения, каждый ребенок учится прислушиваться к своему внутреннему состоянию, учится определять, какие эмоции вызывают у него та или иная карти-на.После просмотра сказок или театрализованных детских представлений, демонстрируемых педагогом с онлайн-платформы «Культура РФ», дети учатся выстраивать диалог друг с другом, с педагогом, с родителями, обсуждая увиденное, расширяя свой словарный запас и культурный кругозор.

Другой характерной чертой данного возраста является эмоциональная неуравновешенность, переходящая в активность, энер-

Повышенная двигательная активность также характерна для этого возраста. Научные исследования по данному вопросу показывают, что такая активность обусловле-навзаимодействием эмоциональной и сенсорной сфер.Используя педагогические ситуации, мы, в свою очередь, наполнили этот процессс точки зрения эстетики иинформа-

Также нами был использован коллективный подход в подготовке музыкального оркестрового номера, который мы в дальней-

гичность, инициативность, проявляющаяся в постоянной смене интересов. Дети в этот период времени стремятся к общению вне семьи, проявляют любознательность и подражают взрослым. Педагогу при этом предоставляется уникальная возможность использовать данное состояние ребенка, направляя его развитие в необходимое русло. Включая в воспитательный процесс участие детей в театрализованных постановках (рис. 1, 2), мы целенаправленно способствовалиих коллективному взаимодействию, отмечая, как ребята помогают друг другу, учатся реагировать на эмоциональное состояние других детей, сопоставляя его со своим.Такой подход настраивает детей на социализацию, учит эм-патийности, развиваетих эмоциональный интеллект. В процессе занятий каждый ребенок, взаимодействуя с другими детьми, проявляет себя в творчестве, поддерживает своих товарищей, активно участвует в подготовке театрализованного мероприятия.

ционных средств, предоставляемых различными порталами и интернет-ресурсами, а также мультипликацию, как современное средство художественной выразительности. Направляя, таким образом, активность детей наразвитие желания приобщаться к эстетическим ценностям и создавать их самим (рис.3,

4).

шем представили на концертном мероприятии.

Учитывая возрастные особенности детей, и направляя воспитательный процесс в дополнительном образовании в культуросодержа-щее русло, мы оценили благотворность такого подхода для развития ребенка, которое проявляется в приобретении им позитивного жизненного опыта на основе эстетической активности, эмоционального развития и саморазвития. Правильно подобранный материал, ориентированность на потребности современного поколения, коллективные игры, помогали нам развивать и оценивать компоненты эмоционального и эстетического воспитания в дополнительном образовании.

Второе педагогическое условие, которое способствует процессу эмоционального и эстетического воспитания - формирование социально-культурной среды.

Вопросы социально-культурной среды обсуждались многими специалистами в данной области. Одни из них выявляли механизмы ее влияния на развитие личности; другие рассматривали среду с точки зрения внешней атрибутики или архитектурных строений, третьи ориентировались на программное со-держание;четвертые - на коммуникативные связи и контакты; некоторые ориентировались на факторы, формирующие социально-культурную среду, в том числе и на духовную жизнь общества (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Л.Н. Коган, А.Т. Куракин, Л.И. Новикова, М.В. Шептуховский,Г.А. Ковалев, Т.Н. Щербако-ва,Ж.В. Чайкина, А.П. Фадеева и др.). Но все же большинство из авторов социально-культурную среду описывают: 1) с позиции социального пространства, данного каждому человеку, в котором он активно включается в культурные связи общества; 2) какчасть социума, где в конкретном предметном, природном окружении происходит взаимодействие субъектов эстетического и эмоцио-

нального воспитания.

С точки зрения эстетических свойств социально-культурная среда является педагогически организованной средой, которая отличается высоким уровнем развития эстетической культуры [9]. Эстетическое предметно-пространственное окружение, система правильно эмоционально развитых отношений являются фундаментом для эффективного использования эстетической и эмоциональной развивающей среды в воспитательном процессе. Что способствует проявлению творческой активности ребенка, эмоционально и эстетически развивая его, формируя необходимые для жизни в обществе качества. Соглашаясь с современными авторами, отметим, что влияние социально-культурной среды на личность сложно переоценить. Она является стержнем к социализации человека, в ней происходит развитие эстетической и эмоциональной сфер, удовлетворяя досуговые потребности, социально-культурная среда выстраивает морально-нравственные ориентиры человека и т.д. Используя условия социально-культурной среды посредством субъектов социально-культурной деятельности, в частности дополнительно образования, мы влияем на эффективность процесса эстетического и эмоционального воспитания.

Эффективность воспитательного процесса положительным образом сказывается на эмоциональной заинтересованности ребенка, стимулирует эстетическую деятельность детей в условиях социально-культурной среды дополнительного образования. Такие процессы возникают, например, при использовании арт-терапевтических методов работы с детьми, при включении в программу различных формрелаксации, при прочтении сказок или прослушиванииклассических музыкальных произведений и т.д. (рис. 6, 7, 8, 9).

Таким образом, используя социально-культурную среду дополнительного образования, педагог влияет на развитие творческих способностей ребенка, помогает социально адаптироваться в обществе, культурно развивает его.

После прослушивания онлайн-концертов на портале «Культура РФ» проводились беседы с детьми о характере музыки, используемых инструментах. В процессе занятий дети обогащали свою музыкально-культурную базу. Если вначале дети плохо ориентировались в названии музыкальных инструментов, то к завершению комплекса занятий, многие на слух могли определить, что играет, автора произведения и т.д.Параллельно с изучением музыкальных композиций, дети учились узнавать эмоции, вызываемые ими, используя эти знания, переносили их на бумагу, в процессе изобразительной деятельности. Одновременно с этим мы использовали и другие онлайн-ресурсы, расширяя пространство дополнительного образования, например, проводя различные квесты на портале «Артефакт».

Развивая, таким образом, интерес детей к различным видам искусства, мы планомерно достигали своих целей, оказывали влияние на интеллектуальные, коммуникативные, эстетические и эмоциональные компоненты воспитательного процесса, что сказывалось, прежде всего, на деятельности детей, их творческой активности, а также на повышении уровняразвития эстетической культуры.

Третье педагогическое условие - интеграция всех видов искусств.

В процессе исследования, с целью эстетического и эмоционального воспитания детей, нами были использованы ресурсы социально-культурной среды в системе дополнительного образования.

Опираясь на собственные исследования в этом вопросе, мы пришли к выводу:несмотря на достаточное количество патриотических и духовно-нравственных мероприятий проводимых в учреждениях дополнительного образования Московского района города Казани РТ, данные учреждения не используют интеграцию как объединение различных видов искусств в своей работе, с целью разностороннего развития детей.

Для исследованияданного педагогического условия, мына протяжении длительного времени проводили работу с детьми, посещаю-щимиМАДОУ «Детский сад № 107 комбинированного вида» Московского района города Казани РТ (в течение трех лет нами было исследовано более 100 детей, в данной статье мы предоставили результаты последних лет работы).

Из имеющихся в арсенале учреждения до-полнительныхкружков, нас интересовали те, в которых уделяется внимание чтениюдет-ских литературных произведений, музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и мультипликации.Интегрируя в процессе исследования различные виды искусств, мы ставили перед собой следующие задачи: развитие эстетического сознания ребенка при знакомстве с литературными, музыкальными и художественными произведениями; разви-

Рис. 8. Правила поведения на концертах классической музыки

Е.:

УГГ '.•>'! !•".•:¥ г лГУ/Н:.

.«Л'Я-ГП-Л гГ.'гг: Г: _

"^.¿Л:-:- •• .гнчг.

в

и

Л Л»*»*.«!ь-чил ;> '«4й •¿•Ни'. . ":Г «Г-Ч«".-17- «г«

Рис. 9. Виртуальный тур по Государствен_ной Третьяковской галерее_

тие художественно-эстетической деятельно-сти;эмоционального интеллекта; формирование навыков использования современных технологий. Такой подход позволил нам расширить возможности воспитания, охватывая как когнитивную и эстетическую составляющую, так и эмоциональную.Нами были использованы различные эстетические и культурные образцы, представляющие собой совокупность традиций страны, норм поведения, культурных ценностей.При этом дети, социально адаптируясь,учились осознавать свою принадлежность к культуре, что отмечалось в процессе наблюдения за изменениями в их поведении, стиле общения.Повысился

Если вначале учебного года большинство детей затруднялись выражать свое отношение к воспринимаемым предметам, затруднялись в вербальной характеристике цветовых решений художественного произведения, со

также уровень их когнитивного и эстетического развития, проявляющийся в избирательности эстетических ценностей, глубине эстетических переживаний, оказывая свое позитивное влияние на развитие эмоционального интеллекта ребенка.

Так, при диагностике методом И.А.Лыковой, нами была выявлена положительная динамикаэстетического восприятия художественных произведений детьми (таблица 1) (вдиагностике принимало участие две группы детей в количестве 40 человек в 20212022 учебном году и 30 человек в 2022-2023 учебном году)

Таблица1

сложностью определяли настроение картины, оценивали ее, то к концу года большинство детей с легкостью справлялись с этим заданием.

Таблица2

Диагностика Н.А. Ветлугиной «Восприятие музыкальных произведений»

Навыки прослушивания музыкальных произведений высокий средний низкий

N N и Начало года 25% 25% 50%

N £ О ^ N Конец года 40% 45% 15%

СО N £ Начало года 30% 20% 50%

N * О ^ N Конец года 55% 35% 10%

Диагностика И.А. Лыковой «Восприятие художественных произведений»

Определение гармонии средств выразительности Определение настроения автора произведения или чувств Соответствие предметов эстетическим представлениям

высокий средний низкий высокий средний низкий высокий средний низкий

2021-2022 Уч.год Начало года 20% 30% 50% 25% 20% 55% 10% 35% 45%

Конец года 40% 40% 20% 50% 30% 20% 35% 40% 25%

2022-2023 Уч.год Начало года 25% 20% 55% 20% 20% 60% 15% 35% 50%

Конец года 55% 30% 15% 40% 40% 20% 35% 45% 20%

Такую же динамику мы видим по результатам диагностики восприятия музыкальных произведений по методу Н.А. Ветлугиной.

Одновременно с этим в процессе осваивания мира культуры дети учились распознавать свою эмоциональную реакцию на демонстрируемые произведения искусства, а также взаимодействовать друг с другом в процессе эстетической творческой деятельности. В процессе занятий ребята сталкивались с такими проявлениями эмоциями как радость,

Из полученных результатов мы видим, что дети, с которыми регулярно проводились занятия, более успешно справлялись с заданиями в конце учебного года, самостоятельно правильно определяя эмоциональные состояния детей на сюжетных картинках. Если вначале учебного года показатели были примерно одинаковы: семь человек в испытуемой группе и семь в контрольной имели по 1 баллу, что говорит о затруднении с определением эмоциональных состояний. То к концу года в испытуемой группе выявлен высокий уровень (3 балла) у семи человек, в то время как в контрольной группе показатели изменились мало и только четверо детей из четырнадцати справились с заданием на 3 балла.

Заключение

Использование вышеописанных педагогических условий в дополнительном образовании позволяет разрешить задачу выстраивания целенаправленного процесса эстетического и эмоционального воспитания. Что, в свою очередь, способствует развитию у детей творческой активности, эстетической культу-

страх, удивление, грусть, гнев, сравнивали их с состоянием покоя, проживая ихчерез общение с музыкой, художественными, литературными произведениями искусства, знакомясь с народными проявлениями искусства и культуры, учась через данные воспитательные процессы понимать эмоциональные состояния сверстников и окружающих их взрослых. Результаты уровня таких навыков представлены в таблице 3.

Таблица3

ры, способности к самовыражению, регулированию собственных эмоций, управлению поведением, взаимодействию с другими детьми, осознанному сопереживанию эмоциональным состояниям других, то есть развитию эмпа-тии. Таким образом, наряду с общим и интеллектуальным развитием детей, данные педагогические условия способствуют более эффективному процессу воспитания,влияющему на развитие эмоциональной сферы жизни детей, на развитие их эмоционального интеллекта.

В заключении хотелось бы отметить, что-педагогам дополнительного образования необходимо осознать важность современного решения задач эстетического и эмоционального воспитания, и использоватьресурсы цифровых платформ, предоставленных Министерствами культуры, просвещения, и другими государственными порталами, в разработке программ, нацеленных на гармоничное развитие ребенка в системе дополнительного образования.

Диагностика О.В.Дыбиной «Отражение чувств»

В испытуемой логопедической группе № 6 В контрольной логопедической группе № 12

2022-2023 учебный год (в баллах) 2022-2023 учебный год (в баллах)

начало конец начало конец

Артем 1 балл 2 балла Диана 2 балла 2 балла

Азалия 2 балла 3 балла Леонид 2 балла 3 балла

Анжелина 3 балла 3 балла Марк 1 балл 2 балла

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Милана 1 балл 2 балла Артем 1 балл 1 балл

Полина 2 балла 3 балла Руслан 3 балла 3 балла

София 1 балл 2 балла Амелия 2 балла 3 балла

Мария 1 балл 2 балла Настя 1 балл 1 балл

Никита 1 балл 2 балл Виктория 2 балла 2 балла

Аскар 2 балла 3 балла Демид 1 балл 1 балл

Марк 2 балла 3балла Владимир 1 балл 2 балла

Николь 2 балл 3 балла Станислав 1 балл 1 балл

Кира 1 балл 2 балла Елизавета 2 балла 3 балла

Даша 2 балла 3 балла Николай 1 балл 2 балла

Андрей 1 балл 2 балла Даниэль 2 балла 2 балла

Литература:

1. Андреев, В. И. Педагогическая эвристика для творческого саморазвития многомерного мышления и мудрости : монография / В. И. Андреев. - Казань : Центр инновационных технологий, 2015. - 286 с.

2. Кондрашова, Е. Н. Педагогические условия формирования у младших школьников историко-краеведческих понятий : монография / Е. Н. Кондрашова ; М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2011. - 147 с.

3. Леонтьева, Т. В. Эмоциональное развитие подростков средствами арт-терапии / Т. В. Леонтьева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 65-69. - EDN NBGVFX.

4. Найн, А. Я. Теоретические основы рефлексивного управления образовательным учреждением : монография / А. Я. Найн ; Уральский гос. ун-т физ. культуры. - Челябинск : Уральская академия, 2014. - 292 с.

5. Низамова Ч.И., Добротворская С.Г. 2019. Анализ и уточнение дефиниции и классификационных групп педагогических условий. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 38 (4): 623-628. DOI 10.18413/2075- 4574-2019-38-4-623-628.

6. Об утверждении Концепции формирования культурной компетенции личности Республики Татарстан до 2030 года : Постановление Кабинета министров РТ № 1056 от 08.11.2021. - URL : https://pravo.tatarstan.ru/file/npa/2021-11/860147/npa_860148.pdf ( дата обращения : 21.04 2022). -Текст : электронный.

7. Соколова Н.А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования : монография / Н.А. Соколова, Ю.Н. Губин. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 179 с.

8. Фриауф, В.В. Анализ понятия "педагогические условия" в процессе подготовки лидеров в молодежной среде / А. А. Ощепков, В. В. Фриауф // Педагогические проблемы в образовании : теория, практика внедрения стандарта WORLDSKILLS в учебный процесс : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Димитровград, 30 ноября - 10 декабря 2018 года / под ред. С.В. Игдыровой, Р.Р. Мукминова. - Димитровград : Димитровградский инженерно-технологический институт - филиал Национального исследовательского университета "МИФИ", 2019. -С. 162-166. - EDN SYLXYU.

9. Щербакова, Т. Н. Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся / Т. Н. Щербакова.- Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы I Международной научной конференции (г. Пермь, апрель 2011 г.). - Т. 1. -Пермь : Меркурий, 2011. — С. 195-197. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/358/ (дата обращения : 22.08.2023).

10. Яковлева, Н.Н. Педагогические условия развития коммуникативных умений учащихся 4-5-х классов : дис. ... кандидата педагогических наук. Специальность 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 2005. - 200 с.

References:

1. Andreev, V. I. Pedagogical heuristics for creative self-development of multidimensional thinking and wisdom [Text] : monograph / V. I. Andreev. - Kazan : Center of Innovative Technologies, 2015. - 286 p.

2. Kondrashova, E. N. Pedagogical conditions for the formation of historical and local lore concepts in younger schoolchildren [Text] : monograph / E. N. Kondrashova ; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Magnitogorsk State University. - Magnitogorsk : Magnitogorsk State University, 2011. - 147 p.: ill., table.; 20 cm.; ISBN 978-5-86781-916-3

3. Leontieva, T. V. Emotional development of adolescents by means of art therapy / T. V. Leontieva // Bulletin of the Kazan State University of Culture and Arts. - 2014. - No. 2. - pp. 65-69. - EDN NBGVFX.

4. Nain, A. Ya. Theoretical foundations of reflexive management of an educational institution : monograph / A. Ya. Nain; Federal State budget. educated. institution of higher Prof. education "Ural State University of Physics. culture". - Chelyabinsk : Ural Academy, 2014. - 292 p.

5. NizamovaCh.I., Dobrotvorskaya S.G. Analysis and clarification of the definition and classification groups of pedagogical conditions. 2019. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-4-623-628

6. Order on approval of the "Concept of formation of cultural competence of the personality of the Republic of Tatarstan until 2030" https://pravo.tatarstan.ru/file/npa/2021-11/860147/npa_860148.pdf

7. Sokolova N.A. Formation of social activity of adolescents in the polysubject environment of additional education [Text]: monograph / N.A. Sokolova, Yu.N. Gubin. - Chelyabinsk: Publishing House of Chelyabinsk State Pedagogical University. un-ta, 2014 - 179 p.

8. Friauf, V.V. Analysis of the concept of "pedagogical conditions" in the process of training leaders in the youth environment. DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-28.

9. Shcherbakova, T. N. Aesthetics of the environment of an educational institution as a means of aesthetic education and development of students / T. N. Shcherbakova. — Text : direct / / Problems and prospects of educa-

tion development : materials of the I International Scientific Conference (Perm, April 2011). — Vol. 1. — Perm: Mercury, 2011. — pp. 195-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/358 / (accessed: 08/22/2023).

10. Yakovleva, N. N. Pedagogical conditions for the development of communicative skills of students in grades 4-5. Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Specialty - 19.00.01. - general psychology, personality psychology, history of psychology. St. Petersburg, - St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, - 2005. - 200 p.

УДК 792

А.А. Сундеткалиева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕАТРАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ КАЗАХСТАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье актуализируется проблема духовно-нравственного воспитания молодежи Республики Казахстан средствами театрального творчества. Обозначены ключевые противоречия, обусловливающие необходимость обращения особого внимания на педагогическую задачу становления духовности и нравственности молодых людей в современных условиях. Раскрыто значение и преимущества театральной деятельности в процессе духовно-нравственного воспитания молодежи, базирующиеся на синтетической природе искусств в театре. В контексте рассматриваемой проблемы проанализированы труды ведущих исследователей Республики Казахстан, изучающих различные аспекты театральной педагогики. Отмечена роль казахской национальной культуры в становлении духовно-нравственных качеств молодежи посредством их обращения к произведениям фольклора. Охарактеризован опыт деятельности ряда функционирующих в Республике Казахстан детских и студенческих театров, показаны их особенности и перспективные направления развития.

Ключевые слова:духовно-нравственное воспитание, молодежь, Республика Казахстан, театральное творчество

Aliya A. Sundetkaliyeva ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THEATRICAL CREATIVITY IN SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF KAZAKH YOUTH

The article updates the problem of spiritual and moral education of youth of the Republic of Kazakhstan by means of theatrical creativity. Key contradictions are identified, which make it necessary to pay special attention to the pedagogical task of establishing the spirituality and morality of young people in modern conditions. The significance and advantages of theatrical activity in the process of spiritual and moral education of young people based on the synthetic nature of the arts in the theater are revealed.In the context of the problem under consideration, the works of leading researchers of the Republic of Kazakhstan studying various aspects of theater pedagogy were analyzed. The role of Kazakh national culture in the formation of the spiritual and moral qualities of young people through their appeal to the works of folklore was noted. The experience of a number of children's and student theaters functioning in the Republic of Kazakhstan has been described, their features and promising areas of development are shown.

Key words: spiritual and moral education, youth, Republic of Kazakhstan, theatrical creativity

Введение

Проблема духовного-нравственного развития молодого поколения всегда находилась в центре внимания как мыслителей и общественных деятелей прошлого, так и современных педагогов и исследователей, решающих данную задачу в соответствии с актуальными условиями и факторами. В античную эпоху духовно-нравственное развитие человека прочно ассоциировалось с идеями гармонии с природой, в период средневековья - с религиозными догмами, в Новое время - с понятиями свободы, гуманности, ценностей.

Тем не менее, несмотря на столь давний период исследованийи в наши дни многие вопросы духовно-нравственного воспитания

молодежи остаются открытыми, что, по мнению доктора педагогических наук, профессора Ахмадиевой Р.Ш. обусловлено тем, что социально-культурная сфера переживает сегодня сложнейший период, связанный с появлением новых форм и методов развития человека в условиях социокультурной среды[1].

Стремительное развитие современных средств коммуникации, нарастание процессов информатизации и глобализации всего чело-вечества,а вместе с тем и экспансия массовой культуры не только упростили жизнь молодежи, но и явились серьезным вызовом для развития их нравственности и духовности, когда многие сакральные, индивидуально-личностные и интимные вопросы, характери-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.