Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования'

Организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
663
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ХОР / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / CHILDREN''S ACADEMIC CHOIR / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / INSTITUTION OF FURTHER EDUCATION / AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Бурджаева Владислава Владимировна

Теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SAVING AND DEVELOPING OF CHILDREN''S ACADEMIC CHOIR IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

Theoretically grounded and experimentally tested organizational-pedagogical conditions of saving and developing of children's academic choir in the organization of additional education.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования»

УДК 784

Косолапова Лариса Александровна

доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-72, e-mail: la kossolapova@Hsl. ru

Бурджаева Владислава Владимировна

магистр, педагог дополнительного образования

Центр детского творчества «Юность», Пермь, Россия 614000, Пермь, Боровая, 16, +7 (342) 229-25-10, e-mail: spaisy1989@gmail. com

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ХОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Larisa A. Kosolapova

Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of Department of Pedagogy

Perm Stale Humanitarian Pedagogical University 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: la_kossolapova@lisl. ru

Vladislava V. Burdzheva

Magister, Teacher of Additional Education

The Center of Children's Creativity «Yunosl» 16, Borovaya, 614000, Perm, Russia, e-mail: spaisy1989@gmail. com

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SAVING AND DEVELOPING OF CHILDREN'S ACADEMIC CHOIR IN THE ORGANIZATION OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования.

Ключевые слова: детский академический хор; организационно -педагогические условия; учреждение дополнительного образования; эстетическое воспитание детей.

© Косолапова Л.А., Бурджаева В.В., 2015

Abstract. Theoretically grounded and experimentally tested organizational-pedagogical conditions of saving and developing of children's academic choir in the organization of additional education.

Key words: children's academic choir; organizational and pedagogical conditions; institution of further education; aesthetic education of children.

Хоровое пение играет большую роль в эстетическом воспитании детей. Такие свойства пения, как общедоступность, народность, массовость, предопределили для хорового исполнения основополагающее место в музыкальном образовании.

Проведенный анализ теоретических работ и опыта руководства детским хоровым коллективом позволил выявить следующие противоречия:

- между значимостью хоровой музыки в жизни общества в силу ее огромного воздействия на широкий круг слушателей, важной ролью хорового пения для детей, поскольку именно оно представляет собой наиболее массовую форму их активного приобщения к музыке, с одной стороны, и нестабильностью создаваемых детских хоровых коллективов - с другой;

проведением исследований различных аспектов хорового творчества и отсутствием работ, описывающих закономерности сохранения и развития детского, в частности академического, хора;

- имеющимся опытом деятельности хоровых коллективов и отсутствием научно обоснованных методических рекомендаций по оптимизации работы руководителей детского хора.

Изучая процесс организации обучения воспитанников детского академического хора в организации дополнительного образования, а именно -совокупность организационно-педагогических условий, способствующих развитию и сохранению детского академического хора в системе дополнительного образования, мы предполагали, что сохранение и развитие детского академического хора в организации дополнительного образования будет успешным, если будут учтены факторы развития детского академического хора в организации дополнительного образования (требования, ожидания и ценностные ориентиры социума; развитие хорового творчества; сущностные характеристики дополнительного образования) и созданы следующие организационно-педагогические условия:

- репертуарные - связанные с реализацией концертной, воспитательной, обучающей, развивающей функциями детского вокально-хорового коллектива;

- средовые (сформированность детского коллектива как социальной группы);

- методические, кадровые, материально-технические и финансовые.

Для достижения цели исследования (выявление организационно -

педагогических условий сохранения и развития детского академического хора в организации дополнительного образования) и проверки выдвинутой гипотезы важно было решить совокупность следующих задач: 1) проанализировать

психолого-педагогическую и методическую литературу по изучаемой проблеме; 2) рассмотреть специфику создания и работы вокально-хорового коллектива; 3) выявить особенности организационно-педагогических условий в учреждении дополнительного образования; 4) на основе эмпирического исследования выявить проблемы детского академического хора в организации дополнительного образования; 5) разработать и опытно-экспериментальным путем проверить значимость совокупности организационно-педагогических условий, направленных на сохранение и развитие детского академического хора в системе дополнительного образования.

Анализ работ, посвященных хоровому творчеству, показал, что хоровая деятельность прошла более чем тысячелетний путь развития. Как отмечает М.Г. Струве, история детского хора в нашей стране начинается вместе с историей хора «взрослого». Первые певческие школы на Руси были организованы привезенными из Греции священнослужителями. В этих школах уровень музыкального обучения был весьма высок, пению обучали ограниченное количество наиболее одаренных детей.

С развитием хорового исполнительства постепенно стало развиваться и музыкальное образование. В 1551 г. по указу Ивана Грозного возникли специальные училища при церквях. В повседневной жизни певчие дьяки обучали пению царских детей, из которых составился «царский» детский хор. В начале XVII в. была образована Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где готовили учителей музыки. После этого детский хор появился почти в каждом крупном приходе.

К 1917 г. хоровая культура находилась на высоком уровне исполнительского мастерства, объединяла широкий круг хоровых произведений различных стилей и жанров, основывалась на отлаженной системе дирижерско-хорового образования (преимущественно церковного).

Как отмечает Л.Д. Сапожникова [5], в 20-е гг. ХХ в. стала складываться новая система высших и средних учебных заведений, которые готовили также и руководителей хоровых коллективов. В целом искусство рассматривалось как средство воспитания масс в духе новой коммунистической идеологии. В связи с этим основным репертуаром как детских, так и взрослых хоров стали революционные гимны и народные песни.

Детское творчество в области музыки рассматривалось в данный период не как процесс создания произведений искусства, а как один из методов музыкального воспитания. С большим вниманием относились к музыкальному творчеству выдающиеся советские музыканты-педагоги и теоретики Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Проблемы музыкального детского творчества широко исследовались Институтом дошкольного воспитания АПН СССР (Н.А. Ветлугиной). Значительный вклад в музыкальное воспитание и образование детей внесён Д.Б. Кабалевским, В.Н. Шацкой, В.С. Локтевым, Н.Л. Гроздетской, О.А. Апраксиной, В.Т. Соколовой, Е.Я. Гембицкой, Г.А. Стуловой и др. Д.Е. Огороднов является одним из основателей и методическим лидером детского вокально-музыкального воспитания.

Продолжая традиции Д.Е. Огороднова, В.В. Емельянов создает «фонопедический метод развития голоса» [2], который получил широкое распространение как среди профессионалов-вокалистов, так и среди простых любителей пения.

Большую роль в развитии детского хорового творчества сыграли возникшие в первые годы советской власти внешкольные учреждения, такие как: дворцы и дома пионеров и школьников, детские сектора при дворцах и домах культуры, комнаты школьника (в которых занималось более 4 млн детей и подростков). Такие учреждения носили культурно -просветительский характер, они организовывали систему мероприятий, содействующих коммунистическому воспитанию и политическому просвещению трудящихся, подъёму их общего культурного уровня, развитию творческих способностей и организации досуга.

Современные учреждения (организации) дополнительного образования отличаются от общеобразовательных учреждений возможностью выбора детьми вида деятельности, уровня сложности и временных рамок.

Деятельность руководителя вокально-хорового коллектива в учреждении дополнительного образования требует от него выполнения специфических функций, среди которых В.А. Березина выделяет следующие: диагностическая, образовательно-воспитательная, организаторская и коммуникативная, прогностическая, исследовательская [1].

Анализ особенностей и преимуществ учреждений (организаций) дополнительного образования и определение их педагогического потенциала позволяет нам сделать вывод, что данная сфера выступает главной составляющей в создании необходимых условий для развития и сохранения детского академического хора, для обучения и воспитания в нем юных хористов.

Для успешного существования вокально-хорового коллектива педагогу необходимо создать определенные организационно-педагогические условия.

В соответствии с определением, представленным в словаре С.И. Ожегова, под условиями подразумевается определенная совокупность причин, обстоятельств, влияющих на функционирование и развитие объекта [4]. Организационно-педагогические условия - это конкретно-научная группа условий, используемая в педагогической теории для научного обоснования процессуального аспекта исследуемого объекта педагогической системы с целью определения совокупности таких возможностей (мер воздействия), которые обеспечат его эффективное функционирование и развитие.

Как показал проведенный анализ публикаций, развитие детского академического хора как творческого коллектива, организуещего свою деятельность в учреждении дополнительного образования, определено тремя факторами.

Требования, ожидания, ценностные ориентиры социума, будучи первым фактором развития детского академического хора, определяются потребностью социума в приобщении детей к культуре и искусству, становлении психически

уравновешенной личности, развитии гражданственности, патриотизма, культуры общения. Вторым фактором является развитие хорового творчества. Оно нацелено на воспитание духовной культуры, формирование системы мотивов участия в вокально-хоровой деятельности, является коллективным творческим делом хорового исполнительства. Третьим фактором развития детского хора следует считать сущностные характеристики дополнительного образования. Отбор участников вокально-хорового коллектива здесь не регламентируется строгими музыкальными требованиями, необходим элементарно развитый голос и музыкальный слух. Творческий потенциал в разной мере присутствует почти у всех, необходимо только создать определенные условия для его проявления, это позволяет всем юным музыкантам принимать активное участие в работе хора.

Учитывая выявленные факторы развития детского коллектива, мы определили совокупность организационно -педагогических условий, обеспечивающих сохранение и развитие детского хорового коллектива (см. приложение), что позволило организовать констатирующий и формирующий этапы исследования.

Проведенное на констатирующем этапе исследования анкетирование детей и педагогов позволило выявить ряд причин, обусловливающих снижение уровня деятельности детских академических хоров в организации дополнительного образования:

создаваемые организационно-педагогические условия деятельности детского хора не сбалансированы, не используются во взаимодействии;

посещение педагогами курсов повышения квалификации носит «обязательный», внешне регламентированный, характер;

- новые методики музыкально-певческого воспитания и развития детского академического хора не находят широкого применения.

Для понимания возможности успешного создания организационно -педагогических условий сохранения и развития детского академического хора в условиях УДОД мы обратились к опыту хорового коллектива «Глория» ЦДТ «Юность» г. Перми.

Проведенный анализ показал, что в начале опытно-экспериментальной работы в детском хоровом коллективе «Глория» были созданы многие организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического хора: выявленная совокупность условий включала 24 характеристики, 15 из них (62 %) на основе экспертной оценки были признаны сформированными. В полной мере были сформированы кадровые условия (проявление профессиональной этики, общей культуры и культуры общения; наличие высшего музыкального образования, профессиональная компетентность, психотехническая компетенция; прохождение курсов повышения квалификации по музыкальной и педагогической деятельности -раз в 3 года; демократический стиль управления) и средовые (становление системы социальных отношений - социализация; развитие гражданственности, патриотизма; формирование барьеров к проявлению девиантного поведения;

формирование художественных ценностей, общих целей и деятельности для их реализации; создание условий для проявления инициативы, выявления неформальных лидеров, создание актива, формирования коммуникативных умений; обеспечение возможности для самоактуализации, самоосуществления, и самореализации).

Также была зафиксирована сформированность большей части материально-технических и финансовых условий (репетиционное помещение, пригодное для работы хорового коллектива, - просторное, светлое, проветриваемое, с соблюдением акустических условий и др.); предоставление площадок для реализации концертной деятельности вокально-хорового коллектива, в том числе на основе взаимодействия с учреждениями образования и культуры.

Из методических условий были созданы те, которые опосредованы сущностными характеристиками дополнительного образования и тенденциями развития хорового творчества: развитие способностей воспроизводить и создавать новые художественные элементы (упражнения для дыхательной гимнастики, распевание, ритмические рисунки и др.); организация учебного процесса, определение педагогической задачи; освоение смежных дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература, инструментальное творчество); модификация, разработка и апробация учебных программ, методических пособий, дидактических материалов; определение содержания обучения, проектная и исследовательская деятельность.

В меньшей степени оказались сформированы репертуарные условия: из 12 показателей в полной мере были представлены только 6: развитие голосового аппарата посредством обучения вокальным технологиям; организация художественной деятельности, опосредованной

психофизическими/физиологическими способностями ученика; объединение эстетического и нравственного понятий в высокохудожественных хоровых произведениях, обеспечивающих развитие эмоционально-ценностной сферы человека; организация учебного процесса, определение педагогической задачи: постепенное развитие вокально-хоровой техники и исполнительского мастерства певцов; развитие психических процессов (творческого воображения, образного мышления, памяти, интуиции) и психических состояний (вдохновения, энергичности, сконцентрированности); возможность обучения детей с разным уровнем вокальных данных, работа в разновозрастных группах, с постепенным усложнением репертуарного плана.

В ходе опытно-экспериментальной работы в течение 2014/15 учебного года были созданы следующие организационно-педагогические условия:

методические (расширение информационного пространства при помощи дистанционных технологий, интернет-ресурсов, интерактивность; тенденция к взаимообогащению видов искусства (элементы хореографии, актерского мастерства, иностранного языков и др.);

репертуарные (развитие духовной культуры; приобретение культурных способов деятельности (познание, труд, общение, приобщение к культурному

наследию), развитие системы мотивов участия в вокально-хоровой деятельности; выбор репертуара в зависимости от уровня исполнительских возможностей; подбор востребованного репертуара с учетом концертной деятельности вокально-хоровых коллективов).

Определены перспективные организационно -педагогические условия сохранения и развития детского хорового коллектива, реализация которых запланирована на 2015/16 учебный год. Это в первую очередь репертуарные условия (познание, сбор и переработка информации с целью создания культурного образа мира и себя в этом мире; развитие познавательной, информативной и коммуникативной культуры; освоение стилевых жанров хоровых произведений в соответствии с потребностью социума), а также материально-технические и финансовые (привлечение спонсоров для создания среды обучения и концертной деятельности). Был проведен анализ и корректировка образовательной программы «Хоровое пение».

Анализ результативности внедрения комплекса организационно -педагогических условий был произведен в соответствии со следующими признаками.

Сохранение вокально-хорового коллектива в учреждении дополнительного образования характеризуется такими признаками, как:

1) сохранность контингента учащихся;

2) поступление новых участников в хоровой коллектив;

3) стабильность хоровой концертной деятельности;

4) создание традиций коллектива.

Признаками развития хорового коллектива в учреждении дополнительного образования явились:

1) повышение уровня освоения образовательной программы обучающимися;

2) динамика личностных характеристик участника хора;

3) развитие психических процессов (творческого воображения, образного мышления, памяти, интуиции) и психических состояний (вдохновения, энергичности, сконцентрированности).

Анализ сохранности контингента учащихся на основе данных персонифицированного учета детей (URL: www.do.permedu.ru/KidsCardPortal/) показал, что состав старшей группы хора «Глория» остается стабильным на протяжении двух последних лет. Дополнительно к основному составу была набрана младшая группа в количестве 15 человек и группа первого года обучения на базе СОШ № 44 - 60 человек. Это свидетельствует о стабильности и развитии академического хора.

О стабильности хоровой концертной деятельности также свидетельствует регулярное участие хорового коллектива «Глория» в мероприятиях ЦДТ «Юность», средней общеобразовательной школы № 44 г. Перми, городских праздниках, конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней: хоровой коллектив в 2013/14 учеб. году принял участие в 26 мероприятиях, а в 2014/15 учеб. году - в 31.

В хоре «Глория» уже существовали традиции: поздравление именинников; чаепития в честь 1 сентября, 23 февраля, 8 марта; встреча Нового года. Все это обеспечивало сохранение детского хора. В течение последних двух лет были созданы новые традиции, такие как: посещение театров и музеев (1-2 раза в год); участие в спортивно-развлекательных мероприятиях (1-2 раза в год). Появились традиции проведения коллективных творческих дел.

Также можно утверждать, что хор развивался. Так, если за первый год динамика освоения образовательной программы (сравнение результатов в начале и конце учебного года) составила 5 %, а по показателям личностного роста - 10 %, то по итогам 2014/15 учеб. года (период проведения опытно-экспериментальной работы) динамика освоения образовательной программы составила 35 %, а показателей личностного роста - 30 %.

Как показали наблюдения, развитие психических процессов (творческого воображения, образного мышления, памяти, интуиции) и психических состояний (вдохновения, энергичности, сконцентрированности) также осуществлялось динамично, о чем свидетельствует положительная динамика таких показателей, как выразительность исполнения, работа в классе, активность, музыкальность. Этому способствовали доброжелательный микроклимат в коллективе, взаимоотношения с педагогом, игровые технологии, грамотно составленное расписание занятий (без перенапряжения), творческая атмосфера.

Таким образом, внедрение комплекса организационно-педагогических условий действительно обеспечило сохранение и развитие детского академического хора в организации дополнительного образования, что подтверждает выдвинутую гипотезу.

Проведенное исследование позволило выявить новые данные:

- о факторах развития детского академического хора в организации дополнительного образования (требования, ожидания и ценностные ориентиры социума; развитие хорового творчества; сущностные характеристики дополнительного образования);

- совокупности организационно-педагогических условий, необходимых для создания и функционирования вокально-хорового коллектива в системе дополнительного образования: репертуарные (связанные с реализацией концертной, воспитательной, обучающей, развивающей функциями детского вокально-хорового коллектива); средовые (сформированность детского коллектива как социальной группы); методические; кадровые; материально-технические и финансовые.

В практике любого учреждения дополнительного образования могут быть применены: система организационно-педагогических условий для обеспечения результативности образовательного процесса; образовательная программа, направленная на формирование музыкально-хоровой и эстетической базы учащихся; электронная база данных вокально-хорового коллектива.

Разработанная совокупность организационно -педагогических условий может быть использована в процессе организации и работы с вокально-

хоровыми коллективами хоровых студий, школ искусств, музыкальных школ и самодеятельных детских хоровых коллективов.

Список литературы

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. ... канд. пед. наук. - М., 1998. - 147 с.

2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб.: Лань, 2000. - 192 с.

3. Мильштейн Я.О. О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства, исполнительской критики и воспитания исполнителя // Мастерство музыканта-исполнителя. - М.: Советский композитор, 1972. - 43 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: Оникс: Мир и образование, 2007. -640 с.

5. Сапожникова Л.Д. Психологические закономерности организации профессиональной деятельности дирижера академического хора [Электронный ресурс]: дис. ... канд. психол. наук - URL: http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/diss/sld 1 d.pdf (дата обращения: 15.07.2015).

Приложение

Организационно-педагогические условия сохранения и развития детского академического _хора в организации дополнительного образования_

№ Организационно -педагогические условия Факторы развития детского академического хора в учреждении дополнительного образования

Требования, ожидания и ценностный ориентир социума Развитие хорового творчества Сущностные характеристики ДО

1 Репертуарные: оптимальность репертуара для реализации концертной функции детского вокально-хорового коллектива Подбор востребованного репертуара, с учетом концертной деятельности вокально-хоровых коллективов Развитие голосового аппарата посредством обучения вокальным технологиям. Организация художественной деятельности, опосредованной психофизическими/физиологическими способностями ученика Самостоятельность руководителя в выборе репертуара в зависимости от возрастных особенностей и от уровня исполнительских возможностей и др.

2 Репертуарные: оптимальность репертуара для реализации воспитательной функции детского вокально-хорового коллектива Познание, сбор и переработка информации с целью создания культурного образа мира и себя в этом мире. Развитие познавательной, информативной и коммуникативной культуры Развитие духовной культуры. Приобретение культурных способов деятельности (познание, труд, общение, приобщение к культурному наследию, достоянию), развитие системы мотивов участия в вокально-хоровой деятельности Объединение эстетического и нравственного понятий в высокохудожественных хоровых произведениях, обеспечивающих развитие эмоционально-ценностной сферы человека

м

ЦП

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Репертуарные: оптимальность репертуара для реализации обучающей функции детского вокально-хорового коллектива Освоение стилевых жанров хоровых произведений в соответствии с потребностью социума Организация учебного процесса, определение педагогической задачи: постепенное развитие вокально-хоровой техники и исполнительского мастерства певцов Возможность обучения детей с разным уровнем вокальных данных, работа в разновозрастных группах, с постепенным усложнением репертуарного плана

4 Репертуарные: оптимальность репертуара для реализации развивающей функции детского вокально-хорового коллектива Становление психически уравновешенной личности. Повышение стрессоустойчивости, снижение риска психосоматических заболеваний Развитие психических процессов:(творческого воображения, образного мышления, памяти, интуиции) и психических состояний: вдохновения, энергичности сконцентрированности Осуществление функции самоконтроля, развитие волевых качеств (с учетом возрастных особенностей детей)

5 Средовые: сформированность детского коллектива как социальной группы Становление системы социальных отношений - социализация; развитие гражданственности, патриотизма. Формирование барьеров к проявлению девиантного поведения Формирование художественных ценностей, общих целей и деятельности для их реализации. Создание традиций хора, рефлексия после выступления, коллективное посещение театров, музеев и др. Исполнение поздравительной песни имениннику Создание условий для проявления инициативы, выявления неформальных лидеров, создание актива, формирования коммуникативных умений. Обеспечение возможности для самоактуализации, самоосуществления и самореализации. Празднование дня рождения коллектива

м

СП

6 Методические Расширение информационного пространства при помощи дистанционных технологий, интернет-ресурсов, интерактивность. Тенденция к взаимообогащению видов искусства (элементы хореографии, актерского мастерства, изучение иностранных языков и др.) Развитие способностей воспроизводить и создавать новые художественные элементы (упражнения дыхательной гимнастики, распевание, ритмические рисунки и др.). Организация учебного процесса, определение педагогической задачи. Освоение смежных дисциплин (сольфеджио, музыкальная литература, инструментальное творчество) Модификация, разработка и апробация учебных программ, методических пособий, дидактических материалов. Определение содержания обучения, проектная и исследовательская деятельность.

7 Кадровые Проявление профессиональной этики, общей культуры и культуры общения Наличие высшего музыкального образования, профессиональная компетентность, ЗУН, психотехническая компетенция Прохождение курсов повышения квалификации по музыкальной и педагогической деятельности - раз в 3 года. Демократический стиль управления

8 Материально-технические и финансовые Привлечение спонсоров для создания среды обучения и концертной деятельности Репетиционное помещение, пригодное для работы хорового коллектива (просторное, светлое, проветриваемое, с соблюдением акустических условий и др.) Предоставление площадок для реализации концертной деятельности вокально-хорового коллектива, в том числе на основе взаимодействия с учреждениями образования и культуры

О •8

£

а

о

И

о й о -1

£ п п К

<п ы № -1 о

-1 -

п п К

К

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.